Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №44-45. 13.11.2009

Терпение казаков не беспредельно

 По­ми­мо то­го, что Бо­рис Ал­ма­зов ав­тор-ис­пол­ни­тель пе­сен, ис­то­рик, пе­да­гог, за­ме­ча­тель­ный пи­са­тель, он ещё и та­лант­ли­вый рас­сказ­чик. Осо­бен­но яр­ко это про­яви­лось в про­ек­те, осу­ще­ств­лён­ном не­дав­но му­зы­каль­ным из­да­тель­ст­вом «Бом­ба-Пи­тер», ко­то­рое вы­пу­с­ти­ло два дис­ка ка­за­чь­их ска­зок Бо­ри­са Ал­ма­зо­ва. На них ав­тор чи­та­ет сказ­ки с та­кой за­ду­шев­но­с­тью, экс­прес­си­ей и тон­кой иро­ни­ей, что сло­вес­ные кар­тин­ки слов­но ожи­ва­ют пе­ред взо­ром слу­ша­те­ля.

По сло­вам пи­са­те­ля, ка­за­чь­их ска­зок им «на­чи­та­но» уже бо­лее се­ми­де­ся­ти. Уни­каль­ность их в том, что они «не со­чи­нён­ные», а рас­ска­зан­ные. Бо­рис Алек­сан­д­ро­вич слы­шал их с дет­ст­ва. При­чём ни­кто ни­ког­да их не со­би­рал. Лю­ди про­сто пе­ре­ска­зы­ва­ли друг дру­гу за­бав­ные и по­учи­тель­ные ис­то­рии, бо­ясь до­ве­рять бу­ма­ге. Это объ­яс­ня­ет­ся тем, что ка­за­чьи сказ­ки в ос­нов­ном бы­ли «око­ло­цер­ков­ные», и ни в од­ной из них не вы­сме­и­вал­ся свя­щен­ник.

 

Борис АЛМАЗОВ
Борис АЛМАЗОВ

На во­прос, по­че­му воз­ник­ла идея за­пи­сать сказ­ки на дис­ки, Бо­рис Ал­ма­зов от­ве­тил:

– Стра­ни­цы не мо­гут пе­ре­дать все осо­бен­но­с­ти на­ци­о­наль­ной куль­ту­ры ка­за­ков: их са­мо­быт­ную речь, про­тяж­ные ка­за­чьи пес­ни, по­это­му ря­дом со сказ­ка­ми зву­чат ка­за­чьи пес­ни – всё это еди­ный, не­рас­тор­жи­мый пласт на­ци­о­наль­ной куль­ту­ры.

– Бо­рис Алек­сан­д­ро­вич, вы но­си­те ти­тул по­чёт­но­го ата­ма­на Санкт-Пе­тер­бур­га?

– Нет, это зву­чит не­мно­го ина­че. В 1990 го­ду я при­ни­мал ак­тив­ное уча­с­тие в воз­рож­де­нии ка­за­че­ст­ва и ор­га­ни­зо­вы­вал пер­вое ка­за­чье зем­ля­че­ст­во. Был из­бран пер­вым ата­ма­ном ка­за­чь­е­го зем­ля­че­ст­ва в Санкт-Пе­тер­бур­ге, а за­тем ата­ма­ном Се­ве­ро-За­пад­но­го Ок­ру­га Со­ю­за ка­за­ков. Пер­вая за­да­ча у лю­бо­го зем­ля­че­ст­ва од­на – по­мочь вер­нуть­ся ка­за­кам до­мой. Ес­ли они вер­нуть­ся не мо­гут, то долж­ны здесь со­хра­нять свою куль­ту­ру и ока­зы­вать по­мощь соп­ле­мен­ни­кам. Этим мы и за­ни­ма­ем­ся. Се­го­дня я – по­чёт­ный ата­ман Со­ю­за ка­за­ков. Но этим ти­ту­лом не толь­ко не гор­жусь, но и ус­ма­т­ри­ваю в этом до­лю эк­зо­ти­ки. Ти­ту­лы – ни­что, важ­ны дей­ст­вия.

– Вам очень близ­ка те­ма ка­за­че­ст­ва?

– Я ро­дил­ся в Ле­нин­гра­де, но моя се­мья про­ис­хо­дит из ста­рин­но­го ка­за­чь­е­го ро­да, ко­то­рый упо­ми­на­ет­ся в до­ку­мен­тах с 1632 го­да, а по ли­нии ма­те­ри с 1726 го­да. В Ле­нин­град се­мья по­па­ла, спа­са­ясь от го­ло­да и ре­прес­сий на До­ну, и по­сто­ян­но про­жи­ва­ет здесь с 1932 го­да. Отец под­вер­гал­ся ре­прес­си­ям, как внук ху­тор­ско­го ата­ма­на и сын ка­за­чь­е­го офи­це­ра, мать – как ро­до­ви­тая ка­зач­ка и дочь свя­щен­ни­ка. Вся се­мья уча­ст­во­ва­ла в Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­не, где все муж­чи­ны по­гиб­ли. Отец умер от ран, по­лу­чен­ных в со­ста­ве штраф­но­го ба­та­ль­о­на при раз­ми­ни­ро­ва­нии Кё­ниг­сбер­га в 1946 го­ду. Мать вер­ну­лась с фрон­та в чи­не лей­те­нан­та ме­ди­цин­ской служ­бы, ин­ва­ли­дом с пе­ре­би­тым по­зво­ноч­ни­ком и ше­с­тью ме­да­ля­ми. Ка­за­лось бы, вре­мя из­ме­ни­лось, ма­ло что долж­но ос­тать­ся в ду­ше. Но ос­та­лось и бо­лит. Ме­ня Гос­подь спо­до­бил и та­ким тя­жё­лым сча­с­ть­ем на­де­лил – при­чи­ну этой бо­ли вы­яс­нить, эту пу­с­то­ту за­пол­нить. По­то­му что ес­ли мы это не сде­ла­ем, всё бу­дет за­ли­то вод­кой. Ду­ша не тер­пит пу­с­то­ты. А не лю­би­мый мной про­ле­тар­ский пи­са­тель Горь­кий ска­зал как-то ум­ную фра­зу: че­ло­век мо­жет от­ка­зать­ся от сво­е­го на­ро­да, но он не мо­жет ис­ко­ре­нить его в се­бе.

От нас, ка­за­ков, ма­ло что се­го­дня ос­та­лось. На­ши де­ды про­шли огонь граж­дан­ской и Оте­че­ст­вен­ной войн, на­ши от­цы про­шли льды ла­ге­рей, а мы, ос­тат­ки ка­за­ков, по­па­ли в мед­ные тру­бы. Ког­да вле­та­ли в них в 1990 го­ду, нам бы­ло не­ве­до­мо, что эти тру­бы – ка­на­ли­за­ци­он­ные. И мы пре­вра­ти­лись в бренд. Чуб до пу­па, лен­та на каль­со­нах – и счи­та­ет­ся, что ты ка­зак. Я пы­та­юсь со­хра­нить ка­за­чью куль­ту­ру из то­го, что по­мню, что мож­но по­ве­дать всем. По­то­му что ес­ли это не фик­си­ру­ет­ся и не от­да­ёт­ся дру­гим на­ро­дам, это по­ги­ба­ет. Не­дав­но у ме­ня на гру­ди бук­валь­но ры­дал очень се­рь­ёз­ный фоль­к­ло­рист. Он го­во­рил: вы зна­е­те, по­гиб весь рус­ский, ев­рей­ский го­род­ской фоль­к­лор. По­че­му? Не ус­пе­ли пе­ре­ве­с­ти. Фоль­к­ло­ры ис­че­за­ют во всём ми­ре. Им по­мо­га­ет ис­чез­нуть и та но­вая бе­да под на­зва­ни­ем «ин­фор­ма­ци­он­ное об­ще­ст­во», ког­да че­ло­век всё, о чём рань­ше не смел и ду­мать, вы­ли­ва­ет в Ин­тер­нет. Впро­чем, мне ка­жет­ся, это прой­дёт. Сле­ду­ю­щая эра – эра не­мно­го­сло­вия и ум­но­го мол­ча­ния.

– Бо­рис Алек­сан­д­ро­вич, кто из пи­са­те­лей, кро­ме Шо­ло­хо­ва, на ваш взгляд, до­сто­вер­но пе­ре­дал ка­за­чий ха­рак­тер?

– На­счёт Шо­ло­хо­ва во­прос спор­ный. А вот вер­но пе­ре­дал ка­за­чий ха­рак­тер Фё­дор Дми­т­ри­е­вич Крю­ков. Се­го­дня по­яв­ля­ют­ся мо­ло­дые ав­то­ры. К при­ме­ру, за­ме­ча­тель­ный, чрез­вы­чай­но та­лант­ли­вый по­эт Ви­та­лий Ка­лаш­ни­ков. А во­об­ще пи­са­те­лей, пи­шу­щих на эту те­му, мно­го, но ка­за­ки, да бу­дет вам из­ве­ст­но, де­ли­лись на 11 войск. Это бы­ли раз­ные ка­за­ки и раз­ные куль­ту­ры. Ко­рен­ные ка­за­чьи вой­ска – это дон­ское, ураль­ское, чуть-чуть ас­т­ра­хан­ское и, мож­но ска­зать, ку­бан­ское пе­ре­се­лён­ное, от­ча­с­ти си­бир­ское. Все ос­таль­ные ка­за­ки – по­се­лён­ные, и там своя куль­ту­ра, свой язык. И всё это ис­чез­ло. От поч­ти 6 мил­ли­о­нов нас ос­та­лось 142 ты­ся­чи. Нас мень­ше, чем ин­дей­цев.

– Как вы от­но­си­тесь к со­вре­мен­ной эк­ра­ни­за­ции «Ти­хо­го До­на» и при­хо­ди­лось ли вам ког­да-ли­бо кон­суль­ти­ро­вать по­доб­ные про­ек­ты?

– Я в Ин­тер­не­те вы­ска­зал своё мне­ние по это­му по­во­ду: ес­ли ка­за­ки та­кое тер­пят, то с ни­ми мож­но де­лать всё что угод­но. Я как-то бе­се­до­вал с од­ним ли­те­ра­ту­ро­ве­дом, и он ска­зал: ну, как же, япон­цы ста­вят «Гам­ле­та»! Есть опе­ра «Ти­хий Дон», ба­лет «Ти­хий Дон», и ни­ко­го это не ко­ро­бит. По­то­му что это те­атр. А те­атр – это ис­кус­ст­во ус­лов­ное. Ки­но в боль­шей сте­пе­ни ис­кус­ст­во ре­а­ли­с­ти­че­с­кое и до­ку­мен­таль­ное. Ког­да шёл ге­ра­си­мов­ский «Ти­хий Дон», в мо­ём род­ном Урю­пин­ске оче­редь сто­я­ла в два с по­ло­ви­ной ки­ло­ме­т­ра. По­то­му что для нас «Ти­хий Дон» – это та ро­ди­на, ко­то­рой нас ли­ши­ли. Прав­да, ког­да моя ба­буш­ка по­смо­т­ре­ла его, она ска­за­ла: так, как жи­ли Ме­ле­хо­вы, у нас не жи­ли да­же ба­т­ра­ки. То есть ка­за­ки жи­ли сов­сем по-дру­го­му. Хо­тя я счи­таю, что в том филь­ме бы­ли бе­зу­преч­но сы­г­ра­ны ро­ли. Прав­да, Ак­си­нью, на­вер­ное, долж­на бы­ла иг­рать Нон­на Мор­дю­ко­ва. Но тог­да бы фильм был та­кой си­лы, что его мог­ли за­пре­тить.

Что ка­са­ет­ся кон­суль­та­ций, то я и сам сни­мал­ся в ки­но, и со­ве­ты ча­с­то да­вал. Как-то зво­нят с Лен­филь­ма и го­во­рят: слы­ша­ли, что вы един­ст­вен­ный че­ло­век в го­ро­де, ко­то­рый мо­жет сесть на ко­ня с пи­кой. По­ка­жи­те, как это де­ла­ет­ся. При­ехал, по­ка­зал. Спра­ши­ваю: за­чем? Они: сни­ма­ем фильм про Сто­лы­пи­на. С пи­ка­ми – ка­за­чий кон­вой, ко­то­рый его со­про­вож­да­ет.

При­шлось рас­ска­зать им ис­то­рию. Мой дед в своё вре­мя по­ехал жа­ло­вать­ся ца­рю на Сто­лы­пи­на. И по­пал к го­су­да­рю. Рань­ше это бы­ло про­сто. Тот ска­зал, что в том, что дед рас­ска­зы­ва­ет, он ни­че­го не по­ни­ма­ет, а вот Пётр Ар­ка­дь­е­вич даст пра­виль­ный от­вет. Ког­да де­да вве­ли, адъ­ю­тант оп­ре­де­лил вре­мя для бе­се­ды – 2,5 ми­ну­ты. А дед со Сто­лы­пи­ным про­го­во­рил 2,5 ча­са, по­сле че­го Сто­лы­пин при­ехал и жил у нас в те­че­ние пя­ти дней! Сто­лы­пин ез­дил без кон­воя. В ав­то­мо­би­ле с по­ли­цей­ским на­чаль­ни­ком и се­к­ре­та­рём. Впро­чем, по­том мне с Лен­филь­ма по­зво­ни­ли и ска­за­ли, что вы­яс­ни­ли: кон­воя дей­ст­ви­тель­но не бы­ло. Я рань­ше над до­сто­вер­но­с­тью на­ших филь­мов сме­ял­ся, а сей­час и пла­кать не хо­чет­ся. В филь­мах про вой­ну у нас та­кая бо­га­тая ар­мия, что все в са­по­гах, хо­тя вся ар­мия хо­ди­ла в об­мот­ках, в са­по­гах хо­ди­ла толь­ко ка­ва­ле­рия. В во­ен­ных филь­мах у нас все во­ло­са­тые, хо­тя бри­ли на­го­ло, все сол­да­ты идут ку­пать­ся в тру­сах, хо­тя тру­сов не бы­ло… Ну что ж, это ху­до­же­ст­вен­ная прав­да. Сей­час вре­мя ка­кой-то при­бли­зи­тель­но­с­ти.

– В 1978 го­ду вы­шла ва­ша пер­вая кни­га для де­тей «Са­мый кра­си­вый конь», сра­зу при­нёс­шая из­ве­ст­ность. По ней снят ху­до­же­ст­вен­ный ки­но­фильм, она пе­ре­ве­де­на на 18 язы­ков. А сей­час вы пи­ше­те для де­тей?

– Дол­жен ска­зать, что ког­да я пи­шу, то пи­шу сра­зу не­сколь­ко книг од­но­вре­мен­но. Од­ну кни­гу пи­сать не мо­гу, бо­юсь сой­ти с ума. Уже мно­го лет пи­шу ро­ман о ка­за­ках в Ве­ли­кую Оте­че­ст­вен­ную вой­ну и рас­ка­за­чи­ва­нии. Кро­ме то­го, на­пи­сал кни­гу об эт­ни­че­с­ких ис­то­ри­ях на­ро­дов Рос­сии, сей­час пи­шу кни­гу о де­ко­ра­тив­ной скульп­ту­ре. От ка­за­чь­ей те­мы по­сте­пен­но ото­дви­га­юсь, по­то­му что, на­вер­ное, всё ска­зал.

Бы­ла меч­та на­пи­сать о сто­ле­тии ка­за­чь­ем, и пер­вый ро­ман я на­пи­сал – «До­ро­га на Стам­бул». Даст Бог, на­пи­шу ещё. Про­из­ве­де­ния для де­тей я пи­шу, но ма­ло. Долж­на бы­ла в этом го­ду вый­ти кни­га «Ста­рые да ма­лые», рас­ска­зы для де­тей. Меч­та­лось, и я на­по­ло­ви­ну это осу­ще­ст­вил, на­пи­сать бук­варь для взрос­лых и де­тей. Как учить де­тей гра­мо­те и ка­кие им чи­тать рас­ска­зы в этом же бук­ва­ре. Что ре­бё­нок дол­жен чи­тать сам, а что долж­ны чи­тать взрос­лые. Как пе­да­гог с со­ро­ка­лет­ним ста­жем, я знаю, что при­мер­но до тре­ть­е­го клас­са нуж­но чи­тать кни­ги вме­с­те. Хо­те­лось на­пи­сать книж­ку «Как лю­бить де­тей», но это на­зва­ние уже ис­поль­зо­вал Януш Кор­чак. Во­об­ще, ког­да что-то ро­дит­ся, не­по­нят­но – бу­дет ли это ро­ман или дет­ские рас­ска­зы. Это не объ­яс­нить. Мо­гу объ­яс­нить, как на­пи­сать ста­тью, ро­ман или по­весть, по­то­му что в этом мно­го ре­мес­ла. А ког­да ро­дит­ся пес­ня, не знаю. Так же как не знаю, как ро­дят­ся де­ти. Всё оди­на­ко­во, а в од­ном слу­чае ро­дят­ся, а в дру­гом нет.

К то­му же дет­ская ли­те­ра­ту­ра се­го­дня ка­кая-то не­по­нят­ная. Вир­ту­аль­ная. Се­го­дня пи­са­те­ли, пи­шу­щие для де­тей, изо всех сил ста­ра­ют­ся их раз­влечь. И не зна­ют со­вре­мен­ной дет­ской жиз­ни. Они де­тей по­мнят по то­му вре­ме­ни, ког­да са­ми учи­лись в шко­ле. Но стра­на дав­но дру­гая. Что­бы ви­деть, что там про­ис­хо­дит с на­ши­ми де­ть­ми, нуж­но быть, по мень­шей ме­ре, учи­те­лем в шко­ле.

 

На­та­лья АЛЕК­СЮ­ТИ­НА,

г. САНКТ-ПЕ­ТЕР­БУРГ

Фо­то ав­то­ра 


Бо­рис Ал­ма­зов – ав­тор 63-х книг, в том чис­ле на­уч­но-по­пу­ляр­ных, та­ких как «Про­щай­те и здрав­ст­вуй­те, ко­ни», «Хлеб наш на­сущ­ный», ис­то­ри­че­с­ких ро­ма­нов «Ата­ман Ер­мак со то­ва­ри­щи», «Илья бо­га­тырь», «До­ро­га на Стам­бул».





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования