Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №44-45. 13.11.2009

Не всякий хатуль – мадан

Худ. Александр Маскаев
Худ. Александр Маскаев

 Ока­за­лось, что сей­час – про­сто-та­ки осень встреч: с те­ми про­дав­ца­ми букв, кто по­кру­че, встре­чал­ся Пу­тин, с те­ми, кто по­ти­ше, встре­чал­ся Ми­ро­нов, и, на­ко­нец, для все­го ос­таль­но­го бы­ла встре­ча с Пе­т­ро­ся­ном – уж из­ви­ни­те, этим по чи­ну был Пе­т­ро­сян. Но круг стре­мит­ся за­мк­нуть­ся: те­перь нам рас­ска­зы­ва­ют, что пред­се­да­тель Со­ве­та Фе­де­ра­ции Сер­гей Ми­ро­нов встре­тит­ся с пи­са­те­лем-са­ти­ри­ком Ми­ха­и­лом За­дор­но­вым. И тут же ока­за­лось, что са­ти­ри­че­с­кий че­ло­век За­дор­нов про­чи­тал в те­ле­ви­зо­ре ис­то­рию про учё­но­го ко­та, то есть ис­то­рию про из­ра­иль­ско­го при­зыв­ни­ка «из на­ших», что на пси­хо­ло­ги­че­с­ком те­с­те кри­во ри­су­ет учё­но­го ко­та из сказ­ки Пуш­ки­на и объ­яс­ня­ет, что это ха­туль ма­дан, то есть кот – на­уч­ный со­труд­ник, чем вно­сит смя­те­ние в го­ло­ву пси­хо­ло­га. Усу­губ­ля­ет смя­те­ние и се­к­ре­тар­ша (то­же, ко­неч­но, из на­ших), под­твер­див­шая во­ен­но­му пси­хо­ло­гу, что это имен­но – ха­туль ма­дан. Но это я не очень смеш­но рас­ска­зы­ваю, ку­да луч­ше эта ис­то­рия бы­ла рас­ска­за­на Вик­то­ри­ей Рай­хер и да­же опуб­ли­ко­ва­на в жур­на­ле «Зна­мя», 2009, № 9 в ру­б­ри­ке «Рос­сия без гра­ниц»: с пря­мым ука­за­ни­ем ав­то­ра. Вот что, кста­ти, пи­шет ува­жа­е­мый ав­тор в сво­ём бло­ге: «В этом тек­с­те есть мно­го ме­ток, ко­то­рых не су­ще­ст­ву­ет в «на­род­ной бай­ке про ко­та» – они яв­ля­ют­ся ча­с­тью мо­е­го кон­крет­но­го рас­ска­за… поч­ти в каж­дой строч­ке. Ав­тор­ст­во ори­ги­наль­но­го тек­с­та до­ка­зы­вать, ду­маю, не нуж­но – ма­ло то­го, что он с мар­та ле­жит у ме­ня в жур­на­ле, его ещё и не­сколь­ко раз пуб­ли­ко­ва­ли на бу­ма­ге. Вдо­ба­вок к рус­ским пуб­ли­ка­ци­ям он вы­шел на ук­ра­ин­ском и на бол­гар­ском язы­ках. То есть речь не идёт о бес­хоз­ной ба­еч­ке, най­ден­ной в Ин­тер­не­те и пе­ре­ска­зан­ной воль­ным сти­лем. Речь идёт о не­за­кон­ном пуб­лич­ном ис­поль­зо­ва­нии од­ним пи­са­те­лем тек­с­тов дру­го­го».

Даль­ше на­ча­лось су­щее ве­се­лье. Де­ло в том, что до­ста­точ­но мно­го лю­дей хо­те­ли бы из­ва­лять За­дор­но­ва в дёг­те и пе­рь­ях, а по­том в та­ком ви­де во­зить по ули­цам мо­е­го бла­го­сло­вен­но­го го­ро­да. Од­на­ко за­ко­но­да­тель­ст­во это­го им, к сча­с­тью, не поз­во­ля­ет. Од­на­ко ж в за­ко­но­да­тель­ст­ве есть ла­зей­ка для удов­ле­тво­ре­ния их удо­воль­ст­вия – фор­маль­ная от­вет­ст­вен­ность за ис­поль­зо­ва­ние не идеи, а чье­го-ни­будь тек­с­та. (Толь­ко всем на­до по­мнить, что Часть чет­вёр­тая Граж­дан­ско­го ко­дек­са нас учит в сво­ей ста­тье 1259, что «про­из­ве­де­ния на­род­но­го твор­че­ст­ва (фоль­к­лор), не име­ю­щие кон­крет­ных ав­то­ров», что не от­ме­ня­ет спра­вед­ли­вой за­щи­ты соб­ст­вен­но тек­с­тов. Итак, ве­се­лье на­ча­лось и при­нес­ло мно­го-мно­го ра­до­с­ти и пси­хо­те­ра­пев­ти­че­с­ко­го вы­го­ва­ри­ва­ния ты­ся­чам (без пре­уве­ли­че­ния) лю­дей. В ре­зуль­та­те За­дор­нов из­ви­нил­ся, за­явил, что ес­ли ав­тор «при­шлёт не­об­хо­ди­мое под­тверж­де­ние ав­тор­ст­ва», то «ей бу­дет вы­пла­чен го­но­рар по выс­шей став­ке» и рас­сказ бу­дет вклю­чён в «сбор­ник мо­ло­дых ав­то­ров». Не знаю, хо­ро­шо ли по­след­нее, но соль ис­то­рии не в этом.

А в том, что мы при­сут­ст­ву­ем при сло­ме не­ко­то­рой тра­ди­ции – эс­т­рад­ные юмо­ри­с­ты ча­с­то ис­поль­зу­ют не­хи­т­рый при­ём: «я тут в Ин­тер­не­те про­чи­тал» и «мне по­сто­ян­ный чи­та­тель при­слал в пись­ме». То есть в слу­чае че­го – юмо­рист как бы «че­ст­ный при­об­ре­та­тель уг­нан­ной ма­ши­ны». Ну, или «бес­хоз­ной», ес­ли хо­ти­те. По­ка Ин­тер­не­та у нас бы­ло ма­ло, это бы­ло хо­ро­шим спо­со­бом и ка­пи­тал при­об­ре­с­ти, и не­вин­ность со­блю­с­ти. Но сей­час ко­ли­че­ст­во жи­ву­щих в Се­ти срав­ни­мо с ау­ди­то­ри­ей юмо­ри­с­тов, а то и боль­ше. Ско­рость рас­про­ст­ра­не­ния шут­ки при­бли­жа­ет­ся к ско­ро­сти све­та, и все, да­же са­ти­ри­ки, ста­ли пред­став­лять од­но от­кры­тое ин­тер­нет-со­об­ще­ст­во. Ме­с­то их как транс­ля­то­ра сю­же­та в мас­сы по­ко­ле­ба­лось: те­перь сатирику на­до стать или бле­с­тя­щим ак­тё­ром, ли­бо бле­с­тя­щим об­ра­бот­чи­ком.

А эс­т­рад­ные юмо­ри­с­ты – ин­ди­ка­тор мас­со­вой куль­ту­ры и во­об­ще на­ро­до­на­с­т­ро­е­ний. И вся­кий по­слан нам в на­зи­да­ние – что­бы мы, рас­суж­дая, изу­ча­ли мир. На­при­мер, что есть во­ров­ст­во, а что – ис­поль­зо­ва­ние, что на поль­зу, а что во вред.

Что есть До­б­ро, и что – Зло.

Что­бы по­раз­мы­ш­лять о том, как ла­зить в ка­с­т­рю­лю с фоль­к­ло­ром, не так по­зор­но, как Ва­си­су­а­лий Ло­хан­кин, а чтоб бы­ло всем на поль­зу.

Во-пер­вых, я ду­маю, что ис­то­рия об учё­ном ко­те древ­няя, и Пропп нам мно­го рас­ска­зал про это. Ког­да она слу­чи­лась, при Ав­ра­а­ме или при Пуш­ки­не – Бог весть. Да не­из­ве­ст­но, бы­ла ли она на са­мом де­ле. Как за­ме­тил один мой друг: «Ме­ня сму­ти­ло, что там три че­ло­ве­ка не­за­ви­си­мо друг от дру­га сде­ла­ли оди­на­ко­вый не­пра­виль­ный пе­ре­вод. Мне бы в го­ло­ву не при­шло его так на­звать. При мо­ём не­ве­ли­ком ив­ри­те кот дол­жен был быть или «ме­лу­мад» (обу­чен­ный), ли­бо «ха­хам» – ти­па му­д­рый, ли­бо «ме­у­лаф» – в смыс­ле дрес­си­ро­ван­ный. Но уж ни­как не чи­нов­ник от на­уки. Это го­род­ская ле­ген­да: толь­ко свис­ни – сто са­мо­зван­цев-уча­ст­ни­ков при­бе­гут».

Во-вто­рых, речь, по-мо­е­му, не о том, ста­щил ли что чтец, а о том, как он это сде­лал. О том, что За­дор­нов вы­хо­дит та­ким Ми­да­сом на­обо­рот. Та ис­то­рия, ко­то­рую зна­ли чи­та­те­ли Жи­во­го Жур­на­ла, вы­шла в те­ле­ви­зо­ре, как пи­сал Да­ни­ил Хармс (про пти­цу, вы­ле­тев­шую из па­ро­воз­но­го ды­ма), «из­ряд­но об­со­сан­ной и по­мя­той». В та­ких де­лах имен­но – как ук­расть. Ведь мно­гие но­ро­вят не про­сто красть, а сна­ча­ла убить, а по­том из­на­си­ло­вать – и толь­ко по­том что-то снять с те­ла. В это и упи­ра­ет­ся спор: ес­ли не­удач­но вы­шло, та­ки ук­рал, а вы­шло так, что всем на ра­дость – так ока­за­лось, что это «твор­че­с­кое раз­ви­тие».

Я, что ли, не во­рую? Да ещё как! Фра­зы, ви­ды из ок­на и ми­ми­ку, а уж ис­то­рии ти­па «А вот у нас как-то на ма­нё­в­рах...» – са­ми по­ни­ма­е­те. Яс­ное де­ло, на ма­нё­в­рах-то... У нас-то… За­пу­с­тить ру­ку в ка­с­т­рю­лю с фоль­к­ло­ром на ком­му­наль­ной кух­не на­шей жиз­ни – свя­тое де­ло! Как-то я вы­та­щил из этой ка­с­т­рю­ли с фоль­к­ло­ром один анек­дот, а по­том ока­за­лось, что он упо­ми­нал­ся на раз­ных сай­тах со­рок ты­сяч (!) раз, при­чём все те, что я ви­дел, на­чи­на­лись со слов «Наш со­сед вче­ра вер­нул­ся с да­чи и...». Да что там, в мо­ей по­ве­с­ти, что, дай Бог, вый­дет сей­час в «Но­вом ми­ре», один ге­рой бор­мо­чет: «О, сю­жет! – как го­во­рил о та­ких кол­ли­зи­ях один по­ло­тёр. Впро­чем, при­ём­ка идёт по ве­су – и это уже спра­вед­ли­во ска­зал один на­сто­я­щий клас­сик. А сю­же­тов мно­го – дру­гой клас­сик, ус­пеш­ный ре­жис­сёр, го­во­рил, что ни­че­го ори­ги­наль­но­го на све­те во­об­ще нет. И даль­ше этот ре­жис­сёр пря­мо-та­ки кри­чал: «Кра­ди­те все! Кра­ди­те то, что вдох­нов­ля­ет вас или да­ёт пи­щу во­об­ра­же­нию!»… Он при­зы­вал хва­тать и встав­лять в про­из­ве­де­ние ста­рые и но­вые филь­мы, лю­бые кни­ги, кар­ти­ны, фо­то­гра­фии, сти­хи, сны, слу­чай­ные раз­го­во­ры, ар­хи­тек­ту­ру, мос­ты, до­рож­ные зна­ки, де­ре­вья, об­ла­ка, во­ду, свет и те­ни. Фо­кус здесь в том, что для кра­жи нуж­но вы­би­рать толь­ко то, что тро­га­ет на­пря­мик ва­шу ду­шу. И ни­че­го не скры­вай­те, – го­во­рил этот ре­жис­сёр, – на­обо­рот, ус­т­ра­и­вай­те пра­зд­ник, ког­да всё уда­лось. И сам уже ци­ти­ро­вал сво­е­го пред­ше­ст­вен­ни­ка: «Не важ­но, от­ку­да вы бе­рё­те – важ­но ку­да».

Про­бле­ма с пу­те­ше­ст­ви­ем ха­туль ма­да­на по це­пи как раз в этом – «Ку­да?».


Владимир БЕРЕЗИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования