Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №44-45. 13.11.2009

Сколько метров пройдут скинхеды?

 Фильм «Рос­сия-88», вы­звав­ший та­кое не­го­до­ва­ние у Ка­пи­то­ли­ны Кок­ше­нё­вой, смо­т­рел два ра­за. «Он пу­га­ет, а мне не страш­но» – ос­нов­ное впе­чат­ле­ние. Скин­хе­ды в филь­ме по­лу­чи­лись ко­мич­ные, ма­с­ка­рад­ные и нев­сам­де­лиш­ные; как тот опе­ра­тор Аб­раш­ка, тщет­но при­ни­ма­ю­щий пе­ред зер­ка­лом не­за­ви­си­мые, гит­ле­ро­по­доб­ные по­зы. Не скин­хе­ды – скин­хе­ди­ки, не фа­ши­с­ты – фа­ши­с­ти­ки. Бед­ные, за­пу­тав­ши­е­ся маль­чи­ки. Та­ких хо­чет­ся при­гла­сить до­мой, на­лить чаю, на­сы­пать ири­сок, по­гла­дить по го­ло­ве и на­пра­вить на путь ис­тин­ный. Они по­на­рош­ку, они боль­ше не бу­дут. Да и по от­но­ше­нию к внеш­ней ат­ри­бу­ти­ке они боль­ше на­по­ми­на­ют дем­бе­лей в чуд­ных сво­их пе­ту­ши­ных на­ря­дах: у тех пыш­ные ак­сель­бан­ты из бе­ль­е­вой ве­рёв­ки и по­го­ны с ёлоч­ным «дож­ди­ком», а у этих – под­тяж­ки, «грин­дер­сы», пит­буль на по­вод­ке. Ре­жис­сёр при­зы­ва­ет бо­ять­ся кло­унов, что не­сколь­ко стран­но и от­ча­с­ти обид­но.

Ну, пусть не кло­унов, пусть – не раз­ви­тых ду­хов­но лю­дей. Не под­няв­ших­ся – от кро­ви, поч­вы, спер­мы, ро­да, на­ции – до куль­ту­ры, а как раз та­ки на­обо­рот, спу­с­ка­ю­щих­ся вниз; на­хо­дя­щих в рас­че­ло­ве­чи­ва­нии пре­лесть са­мо­раз­ру­ше­ния.

Для ко­го снят фильм – боль­шой во­прос. Для нас или для них? За­ду­мы­ва­лось для нас, но чем пре­крас­на их ло­ги­ка – в ней не дей­ст­ву­ет да­же ариф­ме­ти­ка, по ней – в плюс пре­вра­ща­ет­ся да­же ми­нус бес­ко­неч­ность: чем ху­же – тем луч­ше. Ес­ли глав­ный ге­рой по­гиб – это при­зыв к борь­бе и стой­ко­с­ти, впал в ко­му – обо­зна­чил сим­вол, ино­пла­не­тя­не по­хи­ти­ли – под­твер­дил из­бран­ность. Ну, а ес­ли не фар­та­ну­ло и вы­жил – до­ка­зал вер­ность пу­ти, Вал­гал­ла по­до­ждёт.

Им бы кто рас­ска­зал. Им бы кто разъ­яс­нил.

Но фильм та­ких за­дач не ре­ша­ет и не мо­жет ре­шить.

Дис­кус­сия в «Лип­ках» не по­лу­чи­лась. Не хва­ти­ло вре­ме­ни, тол­ко­вой ор­га­ни­за­ции и соб­ст­вен­но же­ла­ния дис­ку­ти­ро­вать. Пер­вым вы­сту­пил Алек­сандр Ка­зин­цев. Он го­во­рил пра­виль­но, дол­го и скуч­но, но де­лая не­пра­виль­ные вы­во­ды (по­мним про ариф­ме­ти­ку). За­тем Ка­пи­то­ли­на Кок­ше­нё­ва, на сло­вах ко­то­рой не вы­дер­жал Ан­д­рей Дми­т­ри­ев и от­ве­тил, воз­мож­но, чуть бо­лее эмо­ци­о­наль­но, чем сле­до­ва­ло.

Бы­ло от че­го не вы­дер­жать. В ста­тье «Ли­па в Лип­ках» К.Кок­ше­нё­ва пи­шет: «Глав­ное, ска­за­ла я, не за­дан во­прос – а по­че­му они при­шли к этой иде­о­ло­гии си­лы и не­на­ви­с­ти? Что они ви­де­ли – ни­ще­ту и уни­же­ние от­цов? Их мо­ло­дость ли­ши­ли боль­ших це­лей и идей – быть мо­жет, и в этом де­ло? Фильм, ес­ли он че­ст­ный, дол­жен от­ве­чать на эти во­про­сы».

Фильм, как ни стран­но, на этот во­прос от­ве­ча­ет; да и не на­до мно­го ду­мать, да­бы най­ти от­вет без про­смо­т­ра филь­ма. За­чем ис­кать ал­ма­зы в из­ве­ст­ном ме­с­те? Это во­прос не ра­ди во­про­са, а во­прос ра­ди по­пыт­ки оп­рав­да­ния.

«Быть мо­жет, ис­то­ки ны­неш­не­го куль­та си­лы и зло­бы в тех са­мых – ли­хих 90-х? В го­дах страш­но­го уни­же­ния рус­ских лю­дей? Быть мо­жет, про­бле­ма в том, что тог­да луч­шие и ак­тив­ные муж­чи­ны шли в брат­ки, а те­перь ле­жат по клад­би­щам».

Хо­чу на­де­ять­ся, что та­кие сло­ва вы­зва­ны ло­ги­кой спо­ра, иг­рой в про­ти­во­вес. Что ж, ес­ли так, я ап­ло­ди­рую стоя: по­лу­чи­лось хоть и слег­ка наф­та­ли­но­во, но смеш­но. А ес­ли все­рьёз, то до ка­кой же сте­пе­ни на­до быть ото­рван­ным от ре­а­лий, что­бы на­звать брат­ков луч­ши­ми муж­чи­на­ми?..

«…Мы со­став­ля­ем боль­ше 80 про­цен­тов на­се­ле­ния Рос­сии, а это по всем меж­ду­на­род­ным нор­мам сви­де­тель­ст­ву­ет о мо­но­эт­ни­че­с­ком го­су­дар­ст­ве, что ни­чуть не ис­ка­жа­ет ре­аль­ной ис­то­ри­че­с­кой кар­ти­ны важ­но­с­ти для Рос­сии судь­бы каж­до­го на­ро­да».

Ком­мен­ти­руя дис­кус­сию, я имел не­о­сто­рож­ность за­ме­тить, что та­ких слов про­из­не­се­но не бы­ло. «Мы» – бы­ло, «80 про­цен­тов» – бы­ло, а «что ни­чуть» и да­лее – нет. С ме­ня мо­мен­таль­но за­тре­бо­ва­ли сте­но­грам­му, что на­пом­ни­ло мне со­лже­ни­цын­ско­го крас­но­го про­фес­со­ра с его «дай­те ста­ти­с­ти­ку!». Сте­но­грам­мы у ме­ня нет; есть уши. Та­ких слов не бы­ло.

…А по­сле­ди­с­кус­си­он­ная бол­тов­ня сре­ди «мо­ло­дых» до­воль­но ско­ро све­лась к шу­точ­но­му об­суж­де­нию, сколь­ко ме­т­ров в их род­ных ме­с­тах скин­хе­ды про­шли бы по ули­це без осо­бых про­блем.

Счёт шёл сна­ча­ла на сот­ни, по­том на де­сят­ки.

Со­шлись на двад­ца­ти.


Михаил ШАНИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования