Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №44-45. 13.11.2009

Кто открыл Юрия Кузнецова

 Идею этой статьи мне подсказал Сергей Гонцов. Он предложил широко отметить 35-летие со дня первой публикации статьи Инны Ростовцевой «Этика космоса». По его мнению, именно эта статья Ростовцевой принесла Юрию Кузнецову всенародную известность. Правда, в литературных кругах всегда утверждалось иное: будто первым Кузнецова открыл Вадим Кожинов. Так кому же верить?

Моя точка зрения: все неправы. Конечно же, имя Кузнецову сделали не статьи Ростовцевой или Кожинова. У всех на слуху он оказался сразу после того, как в 1968 году в Литинституте по рукам пошло гулять его стихотворение «Атомная сказка».

 

Юрий КУЗНЕЦОВ
Юрий КУЗНЕЦОВ

Но сна­ча­ла бы­ло крас­но­дар­ское со­ве­ща­ние мо­ло­дых пи­са­те­лей. Оно со­сто­я­лось, ес­ли я не оши­ба­юсь, в ию­не 1965 го­да. Под­бо­ром уча­ст­ни­ков за­ни­мал­ся от­вет­ст­вен­ный се­к­ре­тарь Крас­но­дар­ской пи­са­тель­ской ор­га­ни­за­ции Ви­та­лий Ба­кал­дин. Он же ор­га­ни­зо­вал при­езд на Ку­бань трёх моск­ви­чей – по­этов Ми­ха­и­ла Льво­ва и Вик­то­ра Гон­ча­ро­ва и про­за­и­ка Ана­то­лия Фе­рен­чу­ка, а так­же ле­нин­град­ско­го ли­те­ра­ту­ро­ве­да Вла­ди­ми­ра Бах­ти­на.

Су­дя по га­зет­ным ин­фор­ма­ци­ям, бес­спор­ных оце­нок на том се­ми­на­ре удо­с­то­ил­ся один лишь Вик­тор Ли­хо­но­сов. И это бы­ло не­уди­ви­тель­но. Ведь дву­мя го­да­ми ра­нее его рас­сказ «Брян­ские» на­пе­ча­тал в «Но­вом ми­ре» сам Твар­дов­ский. По­ра­зи­тель­ным ока­зал­ся дру­гой факт. Да­же по­сле пуб­ли­ка­ции в луч­шем жур­на­ле стра­ны ли­те­ра­тур­ные чи­нов­ни­ки по­че­му-то упор­но про­дол­жа­ли тор­мо­зить при­ём Ли­хо­но­со­ва в Со­юз пи­са­те­лей. Окон­ча­тель­но этот во­прос ре­шил­ся толь­ко по­сле при­ез­да в Крас­но­дар опыт­но­го ап­па­рат­чи­ка Фе­рен­чу­ка.

Даль­ше на­чал­ся раз­брос мне­ний. Бах­тин кро­ме Ли­хо­но­со­ва вы­де­лил Ива­на Зу­бен­ко и М.Плям­ма и уже по­том пред­ла­гал от­ме­тить бо­лее мо­ло­дых их то­ва­ри­щей – К.Прой­ми­на, Вла­ди­ми­ра Стре­ка­ча, Юрия Куз­не­цо­ва и Ва­ле­рия Гор­ско­го. Но сов­сем дру­гой ряд вы­ст­ро­ил по ито­гам со­ве­ща­ния Гон­ча­ров. Он-то ли­те­ра­тур­ную си­ту­а­цию на Ку­ба­ни в от­ли­чие от дру­гих мос­ков­ских и ле­нин­град­ских гос­тей знал не по­на­слыш­ке, а, мож­но ска­зать, из­ну­т­ри. И не толь­ко по­то­му, что ку­бан­ская зем­ля бы­ла его ма­лой ро­ди­ной. В на­ча­ле 1960-х го­дов по­эт по­дол­гу про­па­дал в Крас­но­да­ре, за­ни­ма­ясь там резь­бой по кам­ню и де­ре­ву. Так вот Гон­ча­ро­ва бо­лее все­го на се­ми­на­ре за­де­ли сти­хи Юрия Куз­не­цо­ва, школь­но­го учи­те­ля Вла­ди­ми­ра Ела­ги­на, ка­мен­щи­ка Вла­ди­ми­ра Де­ми­че­ва и га­зет­чи­ка Ва­ле­рия Гор­ско­го. При этом на пер­вое ме­с­то он сра­зу по­ста­вил Куз­не­цо­ва. Пред­став­ляя 27 ию­ня 1965 го­да в га­зе­те «Ком­со­мо­лец Ку­ба­ни» уча­ст­ни­ков со­ве­ща­ния, Гон­ча­ров пи­сал: «Юрий Куз­не­цов, на мой взгляд, уже сло­жив­ший­ся по­эт. Юрий слу­жил в ар­мии, сей­час ра­бо­та­ет в Ти­хо­рец­ке. Спро­си­те у не­го, что та­кое по­эзия, и он вам ска­жет: «По­эзия – это чу­дес­ная спо­соб­ность удив­лять­ся. Удив­ле­ние осо­бо при­су­ще мо­ло­до­с­ти. Ког­да че­ло­век те­ря­ет спо­соб­ность удив­лять­ся, от не­го ухо­дит мо­ло­дость, он ут­ра­чи­ва­ет по­эти­че­с­кое вос­при­я­тие ми­ра».

По­сколь­ку Гон­ча­ров со сво­и­ми ку­бан­ски­ми кор­ня­ми в дан­ном спо­ре ока­зал­ся че­ло­ве­ком край­не при­ст­ра­ст­ным, роль ар­би­т­ра взял на се­бя Львов. Он то­же под­дер­жал опы­ты Гор­ско­го и Ела­ги­на, но бе­зус­лов­ным ли­де­ром, как и Гон­ча­ров, при­знал лишь Куз­не­цо­ва.

На­до ска­зать, что Куз­не­цов к то­му вре­ме­ни уже чёт­ко оп­ре­де­лил­ся со сво­и­ми пла­на­ми. Ещё вес­ной он от­пра­вил в Моск­ву в Ли­те­ра­тур­ный ин­сти­тут те­т­радь из 45 стра­ниц «Пол­ные гла­за». Ру­ко­пись по­па­ла к Алек­сан­д­ру Ко­ва­лен­ко­ву, чей глаз за­це­пил­ся все­го лишь за че­ты­ре стро­ки («…И сно­ва за при­бреж­ны­ми де­ре­вь­я­ми / вы­щипы­ва­ет ло­шадь тень свою…»; «Кап­ли с ку­ри­ным упор­ст­вом клю­ют» и «…гри­бы, как на­столь­ные лам­пы»). Ко­ва­лен­ков со­мне­вал­ся, до­ста­точ­но ли это­го для по­ступ­ле­ния в Ли­тин­сти­тут. Лишь в по­след­ний мо­мент он в сво­ём от­зы­ве сде­лал ого­вор­ку: «Впро­чем, че­ст­но го­во­ря, Ю.Куз­не­цов не ху­же мно­гих, склон­ных к но­ва­ци­ям». Раз­ре­шил спор Вла­ди­мир Со­ко­лов. Он в крат­кой ре­цен­зии на­пи­сал: «Со­мне­ния А.А. Ко­ва­лен­ко­ва мне по­нят­ны, од­на­ко столь же по­ня­тен и его вы­вод – «до­пу­с­тить мож­но». О не­слу­чай­но­с­ти Ю.Куз­не­цо­ва в по­эзии го­во­рят хо­тя бы и та­кое стро­ки:

 

И вот уже гро­хот, су­мя­ти­ца, визг,

Бе­гут про­лив­ные по­то­ки.

Под низ­кой под­во­дой не скрыть­ся от брызг,

И в брыз­гах, как в ро­дин­ках, щё­ки.

В глу­бо­ком кю­ве­те гры­зут­ся ру­чьи,

А ту­чи тре­щат, как ар­бу­зы.

Под лив­нем ле­тя­щим шум­лив и ре­чист

Не­уб­ран­ный лес ку­ку­рузы… и др.

 

До­пуск к эк­за­ме­нам Ю.Куз­не­цо­вым за­слу­жен. Я – за».

Но по­след­нюю точ­ку в во­про­се до­пу­с­ка Куз­не­цо­ва к эк­за­ме­нам в Ли­тин­сти­тут по­ста­вил крас­но­дар­ский се­ми­нар мо­ло­дых пи­са­те­лей. В от­ли­чие от Ко­ва­лен­ко­ва Львов не ко­ле­бал­ся. Он сра­зу по­нял, что столк­нул­ся не с се­ред­няч­ком, ко­то­рый не ху­же и не луч­ше дру­гих сти­хо­твор­цев. Пе­ред ним пред­стал дерз­кий по­эт с ин­те­рес­ной судь­бой. Вот по­че­му Львов не­мед­лен­но под­пи­сал мо­ло­до­му ку­бан­цу ещё од­ну ре­ко­мен­да­цию в Ли­тин­сти­тут.

Бо­лее то­го, вер­нув­шись в Моск­ву, Львов не по­ле­нил­ся зай­ти к ре­дак­то­ру аль­ма­на­ха «Наш со­вре­мен­ник» Бо­ри­су Зу­ба­ви­ну, пред­ло­жив ему тут же по­ста­вить в бли­жай­ший но­мер сра­зу во­семь сти­хо­тво­ре­ний не­о­рди­нар­но­го ав­то­ра. Львов сам вы­звал­ся со­чи­нить ко­рот­кое пре­дис­ло­вие. В сво­ём всту­пи­тель­ном сло­ве он ут­верж­дал: «Сти­хов пи­шет­ся сей­час мно­го. Сти­хи пи­шут поч­ти все. Это, ко­неч­но, хо­ро­шо, при­ят­но. Но ис­тин­ная ра­дость – вдруг уви­деть в этом по­то­ке сти­хов на­сто­я­щее, жи­вое сло­во, не­под­дель­ную, ис­тин­ную по­эзию. Мы, стар­шие по­эты, в та­ких слу­ча­ях ра­ду­ем­ся, как буд­то встре­ти­лись со сво­ей юно­с­тью, со сво­ей мо­ло­до­с­тью. Та­кое про­изо­ш­ло со мной в Крас­но­да­ре, на се­ми­на­ре мо­ло­дых пи­са­те­лей. На этом се­ми­на­ре ме­ня очень об­ра­до­ва­ли сти­хи за­ме­ча­тель­ных ре­бят: Ва­ле­рия Гор­ско­го, Вла­ди­ми­ра Де­ми­че­ва и, осо­бо, Юрия Куз­не­цо­ва. В сти­хах Юрия Куз­не­цо­ва уже бы­ла би­о­гра­фия, судь­ба по­ко­ле­ния, мо­ло­дость и све­жесть вос­при­я­тия ми­ра. Юрий Куз­не­цов очень мо­лод, но он уже мно­го по­ви­дал, слу­жил в ар­мии по­сле сред­ней шко­лы, по­бы­вал на Ку­бе, ра­бо­тал в ми­ли­ции. Он по­ко­рил нас, и ру­ко­во­ди­те­лей, и уча­ст­ни­ков се­ми­на­ра, не толь­ко сво­и­ми мо­ло­ды­ми сти­ха­ми, но и сво­им об­ли­ком на­сто­я­ще­го мо­ло­до­го че­ло­ве­ка на­ше­го вре­ме­ни. Слу­шая его, я вспо­ми­нал Ни­ко­лая Май­о­ро­ва. Сти­хи Юрия Куз­не­цо­ва в чём-то пе­ре­кли­ка­ют­ся с его сти­ха­ми («Шла мо­ло­дость», «Не до­ку­рил»)».

Че­рез не­сколь­ко ме­ся­цев эти сло­ва из «На­ше­го со­вре­мен­ни­ка» пе­ре­пе­ча­та­ли уже в Крас­но­да­ре, ук­ра­сив ими ти­тул пер­вой кни­ги Куз­не­цо­ва «Гро­за».

Львов и по­том не ос­тав­лял мо­ло­до­го ку­бан­ца без сво­е­го вни­ма­ния и вся­че­с­ки ему по­мо­гал. Так, ког­да по­эт уз­нал, что его по­до­печ­но­го при­ня­ли в Ли­тин­сти­тут толь­ко на за­оч­ное от­де­ле­ние, он всё сде­лал, что­бы по­сле лет­ней сес­сии та­лант­ли­во­го сту­ден­та пе­ре­ве­ли на днев­ной ста­ци­о­нар. По­ни­мая, что на этот раз од­но­го его хо­да­тай­ст­ва мог­ло ока­зать­ся не­до­ста­точ­но, Львов за­ру­чил­ся под­держ­кой пред­се­да­те­ля бю­ро твор­че­с­ко­го объ­е­ди­не­ния мос­ков­ских по­этов Яро­сла­ва Сме­ля­ко­ва. Они вдво­ём от­пра­ви­ли рек­то­ру Ли­тин­сти­ту­та Вла­ди­ми­ру Пи­ме­но­ву сле­ду­ю­щую бу­ма­гу: «До­ро­гой Вла­ди­мир Фё­до­ро­вич! На пер­вом кур­се за­оч­но­го от­де­ле­ния Ли­те­ра­тур­но­го ин­сти­ту­та учит­ся по­эт Юрий Куз­не­цов. От име­ни Бю­ро твор­че­с­ко­го объ­е­ди­не­ния по­этов и от се­бя лич­но про­сим Вас ока­зать ему со­дей­ст­вие в пе­ре­во­де на оч­ное от­де­ле­ние ин­сти­ту­та. Сти­хи Юрия Куз­не­цо­ва об­ра­до­ва­ли нас граж­дан­ст­вен­но­с­тью, ода­рён­но­с­тью; боль­шой цикл его сти­хов мы при­ня­ли в «День по­эзии». Учё­ба в Ли­те­ра­тур­ном ин­сти­ту­те, об­ще­ние с боль­ши­ми ма­с­те­ра­ми по­эзии в Моск­ве даст мно­го мо­ло­до­му по­эту и по­мо­жет в его даль­ней­шем рос­те и ста­нов­ле­нии».

Имен­но по про­тек­ции Льво­ва Куз­не­цов, ког­да пе­ре­шёл на днев­ное от­де­ле­ние, по­пал в се­ми­нар к од­но­му из са­мых об­ра­зо­ван­ных по­этов со­вет­ско­го вре­ме­ни – Сер­гею На­ров­ча­то­ву (хо­тя по­на­ча­лу кар­ты скла­ды­ва­лись так, что его хо­те­ли за­пи­сать к ор­то­док­су Ко­ва­лен­ко­ву).

По­том, ког­да из Крас­но­да­ра при­сла­ли пер­вые эк­земп­ля­ры де­бют­ной кни­ги Куз­не­цо­ва «Гро­за», Львов по­спе­шил этот сбор­ник по­ка­зать Сер­гею По­ли­кар­по­ву, ко­то­ро­го в мос­ков­ских ли­те­ра­тур­ных кру­гах од­но вре­мя про­чи­ли чуть ли не в пер­вые по­эты Рос­сии. По­ли­кар­пов про­сто обо­жал экс­прес­сии. Ис­поль­зуя спор­тив­ную тер­ми­но­ло­гию, он в сво­ей ре­цен­зии, пред­наз­на­чен­ной для аль­ма­на­ха «Ку­бань», на­пи­сал: «Итак, со­сто­ял­ся пер­вый се­рь­ёз­ный бой за пра­во ос­тать­ся в па­мя­ти чи­та­те­лей. И, как ре­фе­ри, с удо­воль­ст­ви­ем от­ме­чая, что он с боль­шим пре­иму­ще­ст­вом вы­иг­ран Юри­ем Куз­не­цо­вым, я вы­со­ко под­ни­маю его ру­ку».

Но Львов и на этом не ус­по­ко­ил­ся. В ап­ре­ле 1974 го­да он на­пи­сал Куз­не­цо­ву про­сто бле­с­тя­щую ре­ко­мен­да­цию в Со­юз пи­са­те­лей, дав вы­со­чай­шую оцен­ку его пер­во­му мос­ков­ско­му сбор­ни­ку «Во мне и ря­дом – даль».

До­бав­лю, что, пе­рей­дя по­том за­ме­с­ти­те­лем к На­ров­ча­то­ву, Львов тут же вы­сту­пил за по­яв­ле­ние в «Но­вом ми­ре» сти­хов Куз­не­цо­ва. Это то­же нель­зя за­бы­вать.

Мно­гое по­сле крас­но­дар­ско­го со­ве­ща­ния мо­ло­дых пи­са­те­лей для ут­верж­де­ния Куз­не­цо­ва в по­эти­че­с­ком ми­ре сде­лал и Гон­ча­ров. Быв­ший лей­те­нант-пе­хо­ти­нец сра­зу по­чув­ст­во­вал в Куз­не­цо­ве род­ную ду­шу. Они ка­кое-то вре­мя толь­ко и жи­ли ко­с­мо­сом. Гон­ча­ров ещё за два ме­ся­ца до по­лё­та Га­га­ри­на в ко­с­мос на­пе­ча­тал в га­зе­те «Ком­со­мо­лец Ку­ба­ни»: «Я стар­то­вал с ко­ры зем­ной, / Пе­ре­до мной Ве­не­ра. / Да­лё­кий путь… / За мной, за мной сле­ди­те. / Я ва­ши по­мыс­лы, / Люд­ской меч­ты ку­со­чек». Но ведь в том же ду­хе на­чи­нал и Куз­не­цов. Он пи­сал:

 

Да, вот сей­час, ког­да все­го пре­вы­ше

Ра­ке­ты, ко­с­мос взяв­шие в шты­ки,

Все на­ши пред­став­ле­нья и при­выч­ки

Зву­чат, как ус­та­рев­шие сти­хи.

Как я встре­во­жен за меч­ту, за сме­лость,

Ведь в ти­ши­не, уй­дя на миг от дел,

Лю­бу­юсь я звез­дой, упав­шей с не­ба,

А мо­жет, это ко­с­мо­навт сго­рел!

 

В этом сти­хо­тво­ре­нии Гон­ча­ров за­ме­тил атом­ное мы­ш­ле­ние Куз­не­цо­ва. «Да, – вос­кли­цал он в сво­ей ре­цен­зии на пер­вый куз­не­цов­ский сбор­ник «Гро­за», – в этом сти­хо­тво­ре­нии есть по­ни­ма­ние той бли­с­та­тель­ной тра­ге­дии, ко­то­рая про­ис­хо­дит с че­ло­ве­че­ст­вом в атом­ном воз­ра­с­те» («Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия», 1966, 14 ок­тя­б­ря).

Таким учитель Юрия Кузнецова –  Сергей НАРОВЧАТОВ был на фронте
Таким учитель Юрия Кузнецова –
Сергей НАРОВЧАТОВ был на фронте

Спу­с­тя два го­да Гон­ча­ров на­пи­сал до­б­рое сло­во к под­бор­ке сти­хов Куз­не­цо­ва уже для «Ли­те­ра­тур­ной га­зе­ты».

От­дель­но сто­ит ска­зать о ро­ли в по­эти­че­с­кой судь­бе Куз­не­цо­ва кри­ти­ка Ал. Ми­хай­ло­ва. В се­ре­ди­не 1960-х го­дов он был про­рек­то­ром Ли­тин­сти­ту­та и ру­ко­во­дил се­ми­на­ром за­оч­ни­ков. В чис­ле его две­над­ца­ти сту­ден­тов в 1965/66 учеб­ном го­ду чис­лил­ся и Куз­не­цов.

Ми­хай­лов очень хо­ро­шо знал и чув­ст­во­вал со­вре­мен­ную рус­скую по­эзию, но все­гда от­ли­чал­ся край­ней ос­то­рож­но­с­тью. Его ведь не зря в 1960 го­ду по­сле окон­ча­ния Ака­де­мии об­ще­ст­вен­ных на­ук ос­та­ви­ли в ап­па­ра­те ЦК КПСС. Там очень це­ни­ли гра­мот­ных лю­дей, ко­то­рые уме­ли жерт­во­вать сво­им та­лан­том ра­ди ис­пол­не­ния чу­жих идей. От­ра­бо­тав без­ро­пот­но пять лет в от­де­ле про­па­ган­ды ЦК, Ми­хай­лов рас­счи­ты­вал по­лу­чить бо­лее со­лид­ную долж­ность. Но стар­шие то­ва­ри­щи ре­ши­ли для на­ча­ла ис­пы­тать его на на­дёж­ность в долж­но­с­ти про­рек­то­ра Ли­тин­сти­ту­та.

Ми­хай­лов, не­со­мнен­но, сра­зу оце­нил са­мо­сто­я­тель­ность ха­рак­те­ра сво­е­го сту­ден­та, его рез­кость суж­де­ний и боль­шой по­эти­че­с­кий дар. Но сра­зу от­кры­то под­дер­жать дерз­ко­го мо­лод­ца он не ре­шил­ся. Не слу­чай­но кри­тик весь пер­вый курс его как бы по­при­дер­жи­вал. Ми­хай­лов ведь на об­суж­де­ние се­ми­на­ра его по­эти­че­с­кие опы­ты так и не вы­нес. Лиш­ний шум про­рек­то­ру Ли­тин­сти­ту­та был не ну­жен. Кри­тик не те­рял на­деж­ды в ско­ром вре­ме­ни по­лу­чить но­вый, бо­лее вы­со­кий пар­тий­ный пост.

По­сле пер­во­го кур­са Ми­хай­лов на­пи­сал на Куз­не­цо­ва сле­ду­ю­щую ха­рак­те­ри­с­ти­ку: «Ода­рён­но­с­ти это­го сту­ден­та про­явить­ся в пол­ную си­лу ме­ша­ет внеш­няя экс­прес­сия, скры­ва­ю­щая ис­тин­ную на­ту­ру. Куз­не­цов – че­ло­век тон­ко чув­ст­ву­ю­щий, на­блю­да­тель­ный, со­ве­ст­ли­вый, но всё это с тру­дом про­ры­ва­ет­ся в его сти­хах че­рез по­кров внеш­ней на­пу­ск­ной экс­прес­сии; по­че­му-то ему нра­вит­ся по­за эта­ко­го бы­ва­ло­го, всё на све­те ис­пы­тав­ше­го и из­ряд­но ус­тав­ше­го че­ло­ве­ка. Ду­маю, что здо­ро­вая, не­ис­пор­чен­ная на­ту­ра это­го пар­ня возь­мёт верх, во­зоб­ла­да­ет над мо­дой, и тог­да от­кро­ет­ся в нём ин­те­рес­ный, впол­не со­вре­мен­ный по­эт».

Ко­неч­но, Ми­хай­лов лу­ка­вил. Ес­ли б кри­тик не ви­дел в Куз­не­цо­ве ин­те­рес­но­го со­вре­мен­но­го по­эта, за­чем бы он стал упо­ми­нать его в сво­ей ста­тье «Ты­ся­че­ли­с­тая кни­га по­эзии», на­пе­ча­тан­ной в 1967 го­ду в глав­ном те­о­ре­ти­че­с­ком из­да­нии ЦК КПСС – жур­на­ле «Ком­му­нист»?! К че­му бы ему хва­лить сти­хо­тво­ре­ние «Я сол­дат», ко­то­рое, кста­ти, дву­мя го­да­ми ра­нее пол­но­стью про­иг­но­ри­ро­вал Ко­ва­лен­ков, не об­ра­тив на не­го ни­ка­ко­го вни­ма­ния при при­ёме в Ли­тин­сти­тут? Дру­гое де­ло, что Ми­хай­лов, и тут со­блю­дая чрез­мер­ную ос­то­рож­ность, на вся­кий слу­чай по­ста­вил Куз­не­цо­ва в ряд с дру­гим сво­им сту­ден­том – Юри­ем Бе­ли­чен­ко, ко­то­рый в ре­аль­но­с­ти был его ан­та­го­ни­с­том, но от­ли­чал­ся бо­лее взве­шен­ным ха­рак­те­ром и имел бе­зу­преч­ную у ка­д­ро­ви­ков ре­пу­та­цию.

Впос­лед­ст­вии Ми­хай­лов Куз­не­цо­ва очень ча­с­то в сво­их ра­бо­тах и упо­ми­нал, и ци­ти­ро­вал, но все­гда с ка­ки­ми-то ого­вор­ка­ми. Для при­ме­ра я при­ве­ду его ста­тью «Есть о чём по­спо­рить», на­пе­ча­тан­ную в 1970 го­ду в те­о­ре­ти­че­с­ком жур­на­ле «Во­про­сы ли­те­ра­ту­ры». Ми­хай­лов по­счи­тал для на­ча­ла нуж­ным вспом­нить де­бют­ную кни­гу Куз­не­цо­ва «Гро­за». «Ю.Куз­не­цов, – от­ме­чал кри­тик, – ещё был очень за­ви­сим от пред­ше­ст­вен­ни­ков, по­вто­рял мно­гие внеш­ние чер­ты их сти­ля». Но по­том он пе­ре­шёл к сти­хам по­эта ли­тин­сти­тут­ско­го пе­ри­о­да. Преж­де все­го его изу­ми­ла «Атом­ная сказ­ка», во­шед­шая с лёг­кой ру­ки На­ров­ча­то­ва в еже­год­ный аль­ма­нах «День по­эзии 1970». В свой­ст­вен­ной Ми­хай­ло­ву ос­то­рож­ной ма­не­ре он вы­ра­зил на­деж­ду, что в но­вой кни­ге Куз­не­цов сво­е­об­раз­но пе­ре­пла­вит «опыт пред­ше­ст­ву­ю­ще­го по­ко­ле­ния».

Эту так­ти­ку всё нор­ми­ро­вать и до­зи­ро­вать Ми­хай­лов по­том из­бе­рёт в сво­ём жур­на­ле «Ли­те­ра­тур­ная учё­ба». С од­ной сто­ро­ны, он в кон­це 1970 – на­ча­ле 1980-х го­дов обиль­но в этом из­да­нии пе­ча­тал как са­мо­го Куз­не­цо­ва, так и ста­тьи о нём. Но с дру­гой – лю­бые по­хваль­ные сло­ва тут же урав­но­ве­ши­ва­лись раз­гром­ны­ми пуб­ли­ка­ци­я­ми. Это – что­бы ни­кто не об­ви­нил ре­дак­то­ра в пред­взя­то­с­ти. Со­блю­де­ние ба­лан­са сил бы­ло для Ми­хай­ло­ва за­ко­ном жиз­ни.

Уже в 1983 го­ду Ми­хай­лов на­пи­сал: «Да, Юрий Куз­не­цов по­ко­ле­бал мас­штаб «при­выч­ной» та­лант­ли­во­с­ти. Гру­бая ма­те­рия сти­ха. Уг­рюм­ст­во, про­ис­те­ка­ю­щее от ощу­ще­ния не­по­мер­но­с­ти гру­за, лёг­ше­го на пле­чи по­эта. По­ни­ма­ние сво­ей ро­ли в гло­баль­ном кри­зи­се. По­эт про­явил се­бя в по­зи­ции Фа­у­с­та – от­ри­ца­те­ля, ве­ря­ще­го в си­лу ма­гии, но он ещё да­лёк от Фа­у­с­та вто­рой ча­с­ти тра­ге­дии, ко­то­рый мог ска­зать:

 

Лишь тот, кем бой за жизнь из­ве­дан,

Жизнь и сво­бо­ду за­слу­жил».

 

Но че­рез де­вят­над­цать лет Ми­хай­лов сде­лал дру­гое при­зна­ние. В од­ном из пи­сем он горь­ко ко­рил се­бя за то, что в своё вре­мя не раз­гля­дел в Куз­не­цо­ве боль­шо­го по­эта.

За­то этой ошиб­ки из­бе­жал Сер­гей На­ров­ча­тов, у ко­то­ро­го Куз­не­цов за­ни­мал­ся с осе­ни 1966 до вес­ны 1970 го­да. По­сле вто­ро­го кур­са он в ха­рак­те­ри­с­ти­ке на сво­е­го сту­ден­та от­ме­тил: «Весь­ма спо­соб­ный че­ло­век, но ещё не оп­ре­де­лив­ший точ­ки при­ло­же­ния сво­их спо­соб­но­с­тей. Сей­час он весь в ис­ка­ни­ях и по­ис­ках, как те­ма­ти­че­с­ких, так и тех­ни­че­с­ких. Мыс­лит ори­ги­наль­но, по-сво­е­му».

Че­рез год, 25 мая 1968 го­да На­ров­ча­тов, срав­нив преж­ние сти­хи с но­вы­ми ве­ща­ми, при­шёл к вы­во­ду, что Куз­не­цов сде­лал рез­кий ка­че­ст­вен­ный ска­чок. «На­ко­нец, – пи­сал На­ров­ча­тов, – стро­ки ста­ли не про­сто стро­ка­ми, а под­лин­ной ли­ри­кой. Ли­ри­ка эта не сер­деч­ная, не лю­бов­ная, а ис­по­ве­даль­ная. Те­перь я уве­рен­но мо­гу ска­зать о Куз­не­цо­ве, что он че­ло­век не толь­ко спо­соб­ный, но та­лант­ли­вый».

На по­след­них кур­сах Куз­не­цов стал яв­ным ли­де­ром. «Это по­эт боль­шой по­тен­ции и пер­спек­ти­вы, – пи­сал о нём На­ров­ча­тов 20 ию­ня 1969 го­да. – Под­бор­ку его по­след­них сти­хов я пред­ло­жил в «Но­вый мир» <…> Под­го­то­вил сбор­ник, ко­то­рый бу­дет из­да­вать­ся в б-ке «Мос­ков­ско­го ком­со­моль­ца». Мною на­пи­са­но к не­му пре­дис­ло­вие».

Но тут Куз­не­цо­ву не по­вез­ло. В это вре­мя вла­с­ти ста­ли вся­че­с­ки вы­дав­ли­вать из «Но­во­го ми­ра» Твар­дов­ско­го. В ли­те­ра­тур­ных кру­гах по­полз­ли слу­хи, буд­то ме­с­то глав­но­го ре­дак­то­ра жур­на­ла пар­тий­ное на­чаль­ст­во пред­ло­жи­ло На­ров­ча­то­ву. И хо­тя На­ров­ча­тов твёр­до ска­зал, что в опе­ра­ции по уда­ле­нию Твар­дов­ско­го уча­ст­во­вать не на­ме­рен, все его ре­ко­мен­да­ции «но­во­мир­ская» гвар­дия встре­ти­ла в шты­ки. Ни­че­го не по­лу­чи­лось в 1969 го­ду и с биб­ли­о­теч­кой «Мос­ков­ско­го ком­со­моль­ца».

Од­на­ко На­ров­ча­тов на этом не ус­по­ко­ил­ся. В 1970 го­ду с его по­да­чи не­сколь­ко сти­хо­тво­ре­ний Куз­не­цо­ва по­яви­лось в аль­ма­на­хе «День по­эзии». По­том он по­мог сво­е­му уче­ни­ку ус­т­ро­ить­ся на ра­бо­ту в из­да­тель­ст­во «Со­вре­мен­ник» и вы­пу­с­тить там но­вую кни­гу. Имен­но На­ров­ча­тов ор­га­ни­зо­вал и при­ём Куз­не­цо­ва в Со­юз пи­са­те­лей. Бу­ду­чи ис­ку­шён­ным ли­те­ра­тур­ным чи­нов­ни­ком, он всё за­ра­нее про­счи­тал. По его прось­бе, кро­ме Льво­ва, бле­с­тя­щую ре­ко­мен­да­цию мо­ло­до­му по­эту на­пи­сал ещё один по­эт-фрон­то­вик Ев­ге­ний Ви­но­ку­ров. «Ю.Куз­не­цов – та­лант­ли­вый по­эт, мно­го, пер­спек­тив­но ра­бо­та­ю­щий в по­эзии, – ут­верж­дал Ви­но­ку­ров. – Его сти­хи от­ме­че­ны пе­ча­тью на­сто­я­щей ори­ги­наль­но­с­ти, ху­до­же­ст­вен­ной сме­ло­с­ти. По­эт ищет и на­хо­дит, он мыс­лит по-сво­е­му, ви­дит по-сво­е­му. Я ве­рю в его твор­че­с­кую судь­бу. На­де­лён­ный фан­та­зи­ей, ме­та­фо­ри­че­с­ки ви­дя­щий мир, по­эт, на мой взгляд, ещё весь в раз­ви­тии, в дви­же­нии, что очень важ­но. Это со­зда­ёт уве­рен­ность в его се­рь­ёз­ной твор­че­с­кой бу­дущ­но­с­ти». Эта ре­ко­мен­да­ция, по­ми­мо все­го про­че­го, нуж­на бы­ла ещё и по­то­му, что Ви­но­ку­ров имел се­рь­ёз­ный вес в ли­бе­раль­ных пи­са­тель­ских кру­гах.

В об­щем, На­ров­ча­тов обес­пе­чил Куз­не­цо­ву под­держ­ку во всех вли­я­тель­ных ли­те­ра­тур­ных груп­пи­ров­ках. Не слу­чай­но на се­к­ре­та­ри­а­те Мос­ков­ской пи­са­тель­ской ор­га­ни­за­ции за Куз­не­цо­ва го­ря­чо ра­то­ва­ла да­же Мар­га­ри­та Али­гер. До­воль­ный На­ров­ча­тов, ког­да под­во­дил ито­ги се­к­ре­та­ри­а­та (это бы­ло 27 но­я­б­ря 1974 го­да), не удер­жал­ся и за­ме­тил о сво­ём уче­ни­ке: «Это од­на из яр­ких кан­ди­да­тур по­сле то­го, как мы при­ня­ли Воз­не­сен­ско­го. Это, ко­неч­но, со­вер­шен­но иной по­эт, ди­а­ме­т­раль­но про­ти­во­по­лож­ный, но он про­сто очень та­лант­ли­вый».

Вско­ре На­ров­ча­тов воз­гла­вил «Но­вый мир», и там он в те­че­ние не­сколь­ких лет на­пе­ча­тал че­ты­ре под­бор­ки со сти­ха­ми Куз­не­цо­ва, ко­то­рые за­ста­ви­ли го­во­рить об этом по­эте весь чи­та­ю­щий мир. К при­ме­ру, Да­вид Са­мой­лов, ког­да про­чи­тал июль­ский но­мер жур­на­ла за 1975 год со сти­ха­ми Куз­не­цо­ва, в сво­их по­дён­ных за­пи­сях от­ме­тил: «Боль­шое со­бы­тие. На­ко­нец-то при­шёл по­эт. Ес­ли мер­зав­цы его не при­ку­пят и сам не ста­нет мер­зав­цем, че­рез де­сять лет бу­дет ук­ра­ше­ни­ем на­шей по­эзии. Та­лант, си­ла, вы­со­кие ин­те­ре­сы. Но что-то и тём­ное, мрач­ное».

Ка­кие ещё по­сле ска­зан­но­го нуж­ны до­ка­за­тель­ст­ва то­го, что пер­вы­ми Юрия Куз­не­цо­ва за­ме­ти­ли, под­дер­жа­ли и вы­ве­ли на все­со­юз­ную три­бу­ну пи­са­те­ли-фрон­то­ви­ки Ми­ха­ил Львов, Вик­тор Гон­ча­ров, Ал. Ми­хай­лов и Сер­гей На­ров­ча­тов?

Дру­гое де­ло, что Куз­не­цов фор­ми­ро­вал­ся и рос не в без­воз­душ­ном про­ст­ран­ст­ве. Он, ес­те­ст­вен­но, под­дер­жи­вал свя­зи со сво­и­ми зем­ля­ка­ми и мно­го и жи­во об­щал­ся с од­но­курс­ни­ка­ми в Ли­тин­сти­ту­те. В Крас­но­да­ре, до Ли­тин­сти­ту­та, в его круг преж­де все­го вхо­ди­ли мо­ло­дые по­эты Ва­ле­рий Гор­ский и Ва­дим Не­по­до­ба. А в Моск­ве он од­но вре­мя ча­с­то пе­ре­се­кал­ся с быв­шим сво­им зем­ля­ком Оле­гом Чух­но. Имен­но у Чух­но Куз­не­цов впер­вые уви­дел Ин­ну Рос­тов­це­ву, ко­то­рая по­сле ас­пи­ран­ту­ры ус­т­ро­и­лась в жур­нал «Дет­ская ли­те­ра­ту­ра» и за­ни­ма­лась, ка­жет­ся, твор­че­ст­вом Ни­ко­лая За­бо­лоц­ко­го.

Как я по­ни­маю, Рос­тов­це­ву тог­да про­сто за­во­ро­жи­ли фоль­к­лор­ные об­ра­зы Куз­не­цо­ва, его не­о­быч­ные сим­во­лы и не­при­выч­ное от­но­ше­ние к ко­с­мо­су. О сво­ём вос­при­я­тии сти­хов мо­ло­до­го по­эта ле­том 1973 го­да она по­дроб­но рас­ска­за­ла уча­ст­ни­кам вы­езд­но­го се­к­ре­та­ри­а­та Со­ю­за пи­са­те­лей Рос­сии в То­ль­ят­ти. А ког­да у Куз­не­цо­ва вы­шла пер­вая мос­ков­ская кни­га «Во мне и ря­дом – даль», она тут же со­гла­си­лась дать её ав­то­ру тре­тью ре­ко­мен­да­цию в Со­юз пи­са­те­лей.

В сво­ей ре­ко­мен­да­ции Рос­тов­це­ва от­ме­ча­ла: «Юрий Куз­не­цов на­пи­сал две кни­ги сти­хов. Вто­рая кни­га «Во мне и ря­дом – даль» [«Со­вре­мен­ник», 1974] вы­шла 8 лет спу­с­тя по­сле вы­хо­да пер­вой – «Гро­за» [Крас­но­дар, 1966]. По­эт не спе­шил пе­ча­тать­ся, а се­рь­ёз­но ра­бо­тал, мно­го ду­мал и ис­кал се­бя, своё ме­с­то в жиз­ни и в по­эзии. Его тру­ды увен­ча­лись ус­пе­хом: со­сто­я­лась не толь­ко 2-ая кни­га – (яв­ле­ние са­мо по се­бе не столь уж ча­с­тое в по­эзии; обыч­но уда­чу по­эту при­но­сит 1-ая кни­га, а 2-ая – лишь до­пол­ня­ет и под­час са­мо­по­вто­ря­ет пер­вую), – но – что важ­но под­черк­нуть – со­сто­ял­ся по­эт. По­эт с граж­дан­ской ори­ен­та­ци­ей та­лан­та, не об­хо­дя­щий слож­ные про­бле­мы со­вре­мен­но­с­ти, дра­ма­ти­че­с­кие и тра­ги­че­с­кие мо­мен­ты бы­тия че­ло­ве­ка ХХ ве­ка – от­сю­да пуб­ли­ци­с­ти­че­с­кий па­фос, ос­т­рая кон­фликт­ность мно­гих его сти­хо­тво­ре­ний. По­эт со сво­им ви­де­ни­ем ми­ра, с но­вым ре­ше­ни­ем те­мы, ко­то­рую мож­но ус­лов­но обо­зна­чить как че­ло­век и ко­с­мос, – у Юрия Куз­не­цо­ва мы на­хо­дим но­вое ка­че­ст­во её, но­вый ком­плекс эти­че­с­кий. По­эт со сво­ей соб­ст­вен­ной ма­не­рой вы­ра­же­ния, ко­то­рую от­ли­ча­ет чёт­кость фор­мы, ём­кость мыс­ли и чув­ст­ва, вну­т­рен­няя пси­хо­ло­ги­че­с­кая на­пол­нен­ность сти­хо­вой струк­ту­ры, тя­го­те­ю­щий к со­дер­жа­тель­но­с­ти но­вел­лы, по­ве­с­ти, ро­ма­на! За­слу­жи­ва­ет вни­ма­ния стрем­ле­ние по­эта к об­нов­ле­нию средств ху­до­же­ст­вен­ной вы­ра­зи­тель­но­с­ти – ис­поль­зо­ва­ние фоль­к­лор­ных форм об­раз­но­с­ти, сим­во­ли­ки, ме­та­фо­рич­но­с­ти. Но­вые го­ри­зон­ты по­эта уга­ды­ва­ют­ся и в жа­н­ре по­эмы – в по­эме «Дом», за­ду­ман­ной ав­то­ром как боль­шое эпи­че­с­кое по­лот­но о судь­бах Рос­сии и судь­бах че­ло­ве­ка… Од­ним сло­вом, пе­ред на­ми по­эт – хо­ро­ших воз­мож­но­с­тей в ис­кус­ст­ве. То, что им сде­ла­но, – сде­ла­но на хо­ро­шем ху­до­же­ст­вен­ном уров­не и не­сёт на се­бе пе­чать са­мо­быт­но­го и ори­ги­наль­но­го да­ро­ва­ния. Но мы впра­ве ожи­дать от Юрия Куз­не­цо­ва но­вых ин­те­рес­ных ра­бот и но­вых свер­ше­ний, ибо он на­де­лён дву­мя важ­ней­ши­ми для по­эта ве­ща­ми – та­лан­том и упор­ст­вом. Имен­но эти ка­че­ст­ва и да­ют ему пра­во быть ре­ко­мен­до­ван­ным в Со­юз пи­са­те­лей СССР».

Ну а за­тем в «Ли­те­ра­тур­ной га­зе­те» по­яви­лась уже ста­тья Рос­тов­це­вой «Эти­ка ко­с­мо­са». На­зо­ву да­же точ­ную да­ту её пуб­ли­ка­ции – 16 ок­тя­б­ря 1974 го­да. Но я бы не ска­зал, что она но­си­ла ка­кой-то эпо­халь­ный ха­рак­тер. Как не был чем-то ис­клю­чи­тель­ным и от­клик Ва­ди­ма Ко­жи­но­ва «На­ча­ло но­во­го эта­па?» в «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии» («ЛР», 1974, 29 но­я­б­ря).

Рос­тов­це­ва от­тал­ки­ва­лась от то­го, что Куз­не­цов рас­крыл но­вые воз­мож­но­с­ти со­вре­мен­ной по­эзии преж­де все­го на ко­с­ми­че­с­ком ма­те­ри­а­ле. Она пи­са­ла: «Сво­е­об­ра­зие эс­те­ти­че­с­кой си­с­те­мы Юрия Куз­не­цо­ва свя­за­но как раз со стрем­ле­ни­ем по­эта про­ник­нуть в сфе­ры но­вых из­ме­ре­ний, рож­дён­ных имен­но эпо­хой ос­во­е­ния ко­с­мо­са». Но ей вер­но за­ме­тил Ко­жи­нов, что ко­с­ми­че­с­кая про­бле­ма­ти­ка при­сут­ст­ву­ет в сти­хах не толь­ко Куз­не­цо­ва. «Цен­ность по­эзии Ю.Куз­не­цо­ва во­все не в «ко­с­миз­ме» как та­ко­вом, а в той по­эти­че­с­кой глу­би­не и мо­щи, с ко­то­рой во­пло­ще­ны в его луч­ших сти­хах и «ко­с­ми­че­с­кие», и иные про­бле­мы». Я же от се­бя до­бав­лю, что пер­вым на ко­с­мизм по­эти­ки Куз­не­цо­ва об­ра­ти­ла вни­ма­ние всё-та­ки не Рос­тов­це­ва, это на де­вять лет рань­ше сде­лал по­эт-фрон­то­вик Вик­тор Гон­ча­ров.

Но сей­час я бы от­ме­тил дру­гой мо­мент. Я дол­го не мог по­нять, по­че­му Рос­тов­це­ва, про­явив ог­ром­ное вни­ма­ние к сти­хам Куз­не­цо­ва кон­ца 1960-х – на­ча­ла 1970-х го­дов, по­том к твор­че­ст­ву по­эта за­мет­но ох­ла­де­ла. Что из­ме­ни­лось? От­вет я, ка­жет­ся, на­шёл в её ин­тер­вью Мак­си­му Ла­в­рен­ть­е­ву, опуб­ли­ко­ван­но­м в 2008 го­ду в жур­на­ле «Ли­те­ра­тур­ная учё­ба». По­хо­же, Рос­тов­це­ва оби­де­лась за Чух­но. Ло­ги­ка её про­ста. В Крас­но­да­ре бы­ли два по­да­ю­щих боль­шие на­деж­ды по­эта: Куз­не­цов и Чух­но. Но в ус­ло­ви­ях Ку­ба­ни ре­а­ли­зо­вать свои та­лан­ты в пол­ной ме­ре они в си­лу ря­да при­чин воз­мож­но­с­ти не име­ли. В Крас­но­да­ре им обо­им не хва­та­ло се­рь­ёз­но­го об­ще­ния с про­фес­си­о­на­ла­ми, ин­тел­лек­ту­аль­ной жиз­ни, ка­ко­го-то бле­с­ка. Спа­с­ти от не­ми­ну­е­мо­го шар­ла­тан­ст­ва и вы­рож­де­ния их мог­ла толь­ко Моск­ва. Но по­лу­чи­лось так, что од­но­му Моск­ва яко­бы всё да­ла, а дру­го­му – ни­че­го. Рос­тов­це­ва ви­ни­ла в этом в том чис­ле Ко­жи­но­ва. Мол, по­че­му тот не стал под­дер­жи­вать Чух­но, ог­ра­ни­чив­шись од­ним Куз­не­цо­вым. Воз­мож­но, по­это­му Рос­тов­це­ва по­том пе­ре­ста­ла за­ме­чать но­вые кни­ги Куз­не­цо­ва.

Од­на­ко я не стал бы пре­уве­ли­чи­вать роль Ко­жи­но­ва. Ва­дим Ва­ле­ри­а­но­вич, бе­зус­лов­но, был не­пре­взой­дён­ным ма­с­те­ром по со­зда­нию об­ще­ст­вен­ных ре­пу­та­ций. И с этой точ­ки зре­ния, да, он кое-что для Куз­не­цо­ва сде­лал.

Впер­вые Ко­жи­нов пуб­лич­но упо­мя­нул имя Куз­не­цо­ва в 1973 го­ду на «круг­лом сто­ле» в «Ли­те­ра­тур­ной га­зе­те», по­свя­щён­ном де­бю­тан­там. Тог­да из­ве­ст­ные кри­ти­ки ко­му толь­ко не по­вы­да­ва­ли аван­сов. Боль­шое бу­ду­щее пред­ска­зы­ва­лось Юрию Ни­ко­ны­че­ву, Алек­сан­д­ру Мед­ве­де­ву, Вла­ди­ми­ру Жи­ли­ну, Гри­го­рию Круж­ко­ву. И кто из этих имён по­том удер­жал­ся в ли­те­ра­ту­ре? Раз­ве что Круж­ков, но не «Дет­ски­ми ри­сун­ка­ми», ко­то­рые тог­да изу­ми­ли Ар­се­ния Тар­ков­ско­го, а в ос­нов­ном пе­ре­во­да­ми. Сти­ха­ми же, бес­спор­но, ос­тал­ся один толь­ко Куз­не­цов. От­крыв­ший в «ЛГ» дис­кус­сию Ко­жи­нов, про­ци­ти­ро­вав из по­след­не­го «Дня по­эзии» куз­не­цов­ские стро­ки «Шёл отец, шёл отец не­вре­дим…», ска­зал: «Я хо­чу по­з­д­ра­вить не толь­ко Юрия Куз­не­цо­ва с за­ме­ча­тель­ным сти­хо­тво­ре­ни­ем. Мне хо­чет­ся по­з­д­ра­вить ещё и кри­ти­ка Алек­сан­д­ра Ми­хай­ло­ва. Ведь он, мож­но ска­зать, «от­крыл» Куз­не­цо­ва, про­ци­ти­ро­вав не­сколь­ко лет на­зад стро­ки по­эта в од­ной из сво­их ста­тей. Стро­ки тог­да по­ка­за­лись мне по­эти­че­с­ки не­со­вер­шен­ны­ми, но бы­ла в них не­под­дель­ность чув­ст­ва. Тем они и за­пом­ни­лись, как за­пом­ни­лось и имя по­эта» («ЛГ», 1973, 7 но­я­б­ря).

Кста­ти, спу­с­тя чет­верть ве­ка Ко­жи­нов, да­ря по­эту пе­ре­из­да­ние сво­ей кни­ги «Судь­ба Рос­сии», над­пи­сал ему: «Юрию Куз­не­цо­ву – од­но­му из за­ме­ча­тель­ных по­этов ХХ ве­ка, пе­ред ко­то­рым ав­тор сей кни­ги пре­кло­ня­ет­ся ров­но 25 лет, с 1973 го­да. 11 мая 1998 г.».

Но вот что стран­но – за все 25 лет Ко­жи­нов по­дроб­но сти­хи Куз­не­цо­ва так и не ра­зо­брал. Он всё вре­мя то за­щи­щал по­эта от на­па­док ли­бе­раль­ной кри­ти­ки, то встра­и­вал его твор­че­ст­во в кон­текст ка­ких-то важ­ных раз­бо­рок.

Пер­вым, кто глу­бо­ко про­ана­ли­зи­ро­вал сти­хи Куз­не­цо­ва кон­ца 1960-х – на­ча­ла 1970-х го­дов и се­рь­ёз­но ос­мыс­лил его ран­ний по­эти­че­с­кий мир, я ду­маю, был мин­ский фи­ло­соф Ким Ха­де­ев, опуб­ли­ко­вав­ший в 1975 го­ду в мос­ков­ском жур­на­ле «Друж­ба на­ро­дов» ста­тью «Уро­ки са­мо­по­зна­ния».

Об этом мыс­ли­те­ле се­го­дняш­няя Рос­сия поч­ти ни­че­го не зна­ет. Он от­но­сил­ся к то­му же по­ко­ле­нию, что и Ко­жи­нов (бу­ду­чи на год его стар­ше). Его род­ные то­же уже по­слу­жи­ли иде­ям ре­во­лю­ции (мать Ха­де­е­ва дол­гое вре­мя хо­ди­ла в ко­мис­са­рах). Толь­ко Ко­жи­нов на­чи­нал своё об­ра­зо­ва­ние на фил­фа­ке МГУ, а Ха­де­ев – на фил­фа­ке Бе­ло­рус­ско­го уни­вер­си­те­та (ус­пев до это­го по­учить­ся в од­ном клас­се вме­с­те с бу­ду­щим но­бе­лев­ским ла­у­ре­а­том Жо­ре­сом Ал­фё­ро­вым). При этом Ко­жи­нов в сту­ден­че­с­кие го­ды вся­че­с­ки де­мон­ст­ри­ро­вал свою апо­ли­тич­ность, а Ха­де­ев, на­обо­рот, от­ча­ян­но лез в по­ли­ти­ку. Пер­вый свой бунт Ха­де­ев под­нял в де­вят­над­цать лет, при­звав сво­их од­но­курс­ни­ков на ком­со­моль­ском со­бра­нии сверг­нуть пар­тий­ный ре­жим и каз­нить Ста­ли­на. За это ему да­ли пер­вый срок. Вто­рой раз Ха­де­ев уго­дил в тюрь­му уже при Хру­щё­ве, в 1962 го­ду – за дис­си­дент­ст­во. Си­дя во Вла­ди­мир­ской тюрь­ме, он сдру­жил­ся с Юли­ем Ай­хен­валь­дом. А по­том, уже на сво­бо­де, судь­ба све­ла его с кри­ти­ком Львом Ан­нин­ским.

Ан­нин­ский мне в ну­ле­вые го­ды рас­ска­зы­вал о Ха­де­е­ве ка­кие-то не­ве­ро­ят­ные ле­ген­ды. Ес­ли ему ве­рить, Ха­де­ев в 1970-е го­ды офи­ци­аль­но ни­где не ра­бо­тал, вёл бо­гем­ный об­раз жиз­ни и пи­сал за ку­чу вы­со­ко­по­с­тав­лен­ных бе­ло­рус­ских пар­тий­ных де­я­те­лей док­тор­ские дис­сер­та­ции по ис­то­рии и фи­ло­со­фии. Вро­де бы его це­нил да­же сам ру­ко­во­ди­тель ре­с­пуб­ли­ки Ма­ше­ров. Ха­де­ев яко­бы имел в Бе­ло­рус­сии не­ле­галь­ный ти­тул вла­с­ти­те­ля дум. Ан­нин­ский ут­верж­дал, буд­то Ха­де­ев об­ла­дал ка­ки­ми-то ры­ча­га­ми вли­я­ния на из­да­тель­скую по­ли­ти­ку. Во вся­ком слу­чае, до­сто­вер­но из­ве­ст­но, что ког­да мос­ков­ское из­да­тель­ст­во «Ис­кус­ст­во» ис­пу­га­лось пе­ча­тать кни­гу Ан­нин­ско­го о ки­но, Ха­де­ев в два счё­та при­ст­ро­ил опаль­ную ру­ко­пись в Мин­ске. До­бав­лю, что как фи­ло­соф Ха­де­ев про­сла­вил­ся раз­мы­ш­ле­ни­я­ми о дво­ич­но­с­ти, из ко­то­рой по­том вы­рос­ла его те­о­рия на­вст­реч­но­с­ти.

Так вот: в 1972 го­ду Ан­нин­ский ус­т­ро­ил­ся в от­дел кри­ти­ки жур­на­ла «Друж­ба на­ро­дов». О Куз­не­цо­ве он тог­да ещё ни­че­го не слы­шал. Гла­за ему рас­крыл вско­ре Ха­де­ев. Про­чи­тав из­дан­ный в 1974 го­ду в Моск­ве сбор­ник «Во мне и ря­дом – даль», Ха­де­ев дол­го уко­рял Ан­нин­ско­го: по­че­му жур­нал мол­чит, ведь в ли­те­ра­ту­ру во­рва­лась но­вая звез­да. Ус­тав от вос­тор­гов, Ан­нин­ский не вы­дер­жал и пред­ло­жил сво­е­му бе­ло­рус­ско­му при­яте­лю сесть и на­пи­сать ре­цен­зию. В от­вет то­ва­рищ кри­ти­ка со­чи­нил це­лый фи­ло­соф­ский трак­тат.

Ха­де­ев пер­вым осо­знал, что глав­ная те­ма Куз­не­цо­ва – «путь – до­ро­га», «по­иск – дви­же­ние». «Си­с­те­ма от­счё­та у Куз­не­цо­ва, – пи­сал бе­ло­рус­ский фи­ло­соф, – это преж­де все­го два по­лю­са: До­ро­га и Дом; раз­ность по­тен­ци­а­лов рож­да­ет по­эти­че­с­кий ток». Ес­ли пер­вые чи­та­те­ли Куз­не­цо­ва – ос­то­рож­ный Ал. Ми­хай­лов и вер­ный марк­сист Юрий Ба­ра­баш силь­ную сто­ро­ну мо­ло­до­го по­эта уви­де­ли лишь в его сти­хах о вой­не, то Ха­де­ев, бе­зо­го­во­роч­но со­гла­сив­шись с тем, что без куз­не­цов­ско­го рас­ска­за о по­гиб­шем от­це «кар­ти­на ду­хов­ной де­то­на­ции во­ен­ной те­мы в со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ре бу­дет те­перь уже не­пол­на», пре­ду­пре­дил: «сло­во о про­шед­шей вой­не не мо­жет ис­чер­пать за­дач» мо­ло­до­го по­ко­ле­ния по­этов, «всё ре­шит их но­вое сло­во о со­вре­мен­но­с­ти». Куз­не­цов в от­ли­чие от дру­гих свер­ст­ни­ков это но­вое сло­во ска­зал.

По­сле ста­тей Рос­тов­це­вой, Ко­жи­но­ва и Ха­де­е­ва это но­вое сло­во дерз­ко­го уче­ни­ка На­ров­ча­то­ва ус­лы­ша­ла вся чи­та­ю­щая Рос­сия. Но про­ник­нуть в со­кро­вен­ную суть это­го сло­ва, раз­га­дать все его тай­ны, по­нять ми­ро­зда­ние по­эта по­ка тол­ком ни­кто не смог. Тот же Ха­де­ев по­том ото­шёл от ли­те­ра­тур­ной кри­ти­ки, це­ли­ком со­сре­до­то­чив­шись на сво­ей те­о­рии на­вст­реч­но­с­ти (он, как и Ко­жи­нов, скон­чал­ся в 2001 го­ду). Что-то уда­лось на этом пу­ти сде­лать в 1980-е го­ды, по-мо­е­му, лишь ис­сле­до­ва­те­лю из До­нец­ка Вла­ди­ми­ру Фё­до­ро­ву. Но и он пол­ной кар­ти­ны куз­не­цов­ско­го ми­ра ещё не вос­соз­дал.


Вячеслав ОГРЫЗКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования