Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №46. 20.11.2009

Главные лица русской литературы

«Елтышевы» Романа Сенчина стали одним из главных литературных событий 2009 года. Подтверждение тому – выход книги в финал премий «Ясная Поляна» и «Русский Букер», многочисленные рецензии и статьи, неутихающие читательские споры в Интернете… Сегодня о новом романе Сенчина на страницах «ЛР» размышляют критик Сергей Беляков, писатель Егор Молданов и студентка Вероника Васильева.

 

НА ДНЕ СТА­КА­НА…

 

Вероника ВАСИЛЬЕВА, студентка 3 курса  Института бизнеса  и политики
Вероника ВАСИЛЬЕВА,
студентка 3 курса
Института бизнеса
и политики

 ...А что ни го­во­ри, но Ро­ман Сен­чин – вы­да­ю­щий­ся со­вре­мен­ный пи­са­тель уже по­то­му, что его нель­зя тол­ко­вать од­но­знач­но. Его ро­ман «Ел­ты­ше­вы» сер и мра­чен, под стать те­ма­ти­ке и эпо­хе – за это его стер­вят, об­ви­няя в рас­тле­нии, сгу­ще­нии кра­сок, на­зы­вая лже­цом, под­ле­цом и са­мим ас­пи­дом… Но чи­та­ют и бу­дут чи­тать, по­то­му что си­ла сло­ва его мо­гу­ще­ст­вен­на: оно за­хва­ты­ва­ет вни­ма­ние и за­став­ля­ет пе­ре­жи­вать ко­жей всю чу­до­вищ­ность изо­б­ра­жа­е­мо­го…

 Ещё А.П. Че­хов в сво­ём рас­ска­зе «Му­жи­ки» под­нял те­му вы­ми­ра­ния де­рев­ни, за что и был рас­кри­ти­ко­ван Л.Н. Тол­стым – де­с­кать, пи­са­тель дол­жен сво­им чи­та­те­лям на­деж­ду да­вать, а не пре­уве­ли­чи­вать, на­гне­тая со­сто­я­ние дей­ст­ви­тель­но­с­ти. Сен­чин же не счи­та­ет, что его ро­ма­ны «на­гне­те­ние об­ста­нов­ки», но они есть пря­мое опи­са­ние де­рев­ни на­ших дней. Од­на­ко это опи­са­ние тра­гич­но и ду­ше­раз­ди­ра­тель­но, ибо пе­ро пи­са­те­ля об­ла­да­ет по­тря­са­ю­щей спо­соб­но­с­тью за­тя­ги­вать лю­дей в это тош­но­твор­ное, омер­зи­тель­ное бо­ло­то сель­ской жиз­ни, ко­то­рая пред­став­ля­ет­ся нам гла­за­ми ав­то­ра. На про­тя­же­нии все­го ро­ма­на лю­ди гиб­нут, как мош­ки, ко­то­рых при­хло­пы­ва­ют ру­ка­ми, ос­тав­ши­е­ся в жи­вых спи­ва­ют­ся – спир­том, ко­неч­но! – до си­не­вы ко­жи, а не­пью­щие бы­с­т­ро и уве­рен­но мо­раль­но раз­ла­га­ют­ся от од­но­об­раз­ной от­ча­ян­ной жиз­ни. Что же Сен­чин хо­тел ска­зать, со­здав ро­ман без­на­дёж­ных стра­да­ний?

Ге­ро­ев в ро­ма­не нет, ведь «Ел­ты­ше­вы» – ро­ман без ге­роя; в нём слож­но най­ти да­же по­ло­жи­тель­ных пер­со­на­жей. Всё дей­ст­вие ро­ма­на – это по­пыт­ки жу­ков вы­лез­ти из кон­серв­ной бан­ки, в ко­то­рую их по­са­ди­ли, за чем весь­ма лю­бо­пыт­но на­блю­дать и по­ра­жать­ся, на­сколь­ко силь­но ок­ру­жа­ю­щий мир про­тив их «вы­ле­за­ния» и на­сколь­ко тя­же­ло они пе­ре­но­сят не­при­ят­но­с­ти, да­же не мо­гут спра­вить­ся со сво­и­ми чув­ст­ва­ми, не то что вы­лез­ти из за­то­че­ния. Со­бы­тия раз­ви­ва­ют­ся ди­на­мич­но, и каж­дый раз по­яв­ля­ет­ся на­деж­да, что всё-та­ки они вы­бе­рут­ся, но, от­ве­тив на улыб­ку фор­ту­ны, они вновь обес­си­ле­ва­ют, за­ва­ли­ва­ют­ся на кро­вать и гло­та­ют горь­кую, за­бив на даль­ней­шие по­пыт­ки на­чать жить по-че­ло­ве­че­с­ки. В де­рев­не всем жить тя­же­ло, лю­дям не по­мо­га­ет тех­ни­ка, а по­мо­га­ют лишь близ­кие лю­ди да свои соб­ст­вен­ные ру­ки, но Ел­ты­ше­вы не це­нят друг дру­га, ссо­рят­ся, за­ры­ва­ют­ся в свои мир­ки, раз­ры­вая то­нень­кую ду­хов­ную связь, ко­то­рую им по­да­ри­ло со­жи­тель­ст­во в ма­лень­кой ком­нат­ке.

 


Илья КИ­РИЛ­ЛОВ, «День ли­те­ра­ту­ры»

 

Я не при­по­ми­наю в со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ре стра­ниц,
где пле­бей­ст­во сви­де­тель­ст­во­ва­ло бы о се­бе с та­кой
гор­де­ли­вой за­вер­шён­но­с­тью, так яв­но об­на­ру­жи­ва­ло
бы свои са­мые ха­рак­тер­ные ка­че­ст­ва: не­воз­дер­жан­ность,
за­та­ён­ную за­висть, не­до­воль­ст­во су­ще­ст­во­ва­ни­ем и
са­мо­оправ­ды­ва­ние.


 

  Се­мья Ел­ты­ше­вых – го­род­ские жи­те­ли, пе­ре­ехав­шие из-за без­вы­ход­ной си­ту­а­ции в де­рев­ню, где жи­вут лишь не­мощ­ные ста­ру­хи да му­жи­ки, бе­га­ю­щие за ко­пей­ки по­ку­пать ре­зи­но­во-жгу­чий спирт, и ни у ко­го про­сто вре­ме­ни не ос­та­ёт­ся на под­ня­тие соб­ст­вен­но­го хо­зяй­ст­ва. Так и уми­ра­ют – не мо­ясь, по­едая лишь вы­ра­щен­ную с го­рем по­по­лам кар­тош­ку.

В этом ме­с­те смер­ти нель­зя жить, но и вы­жи­вать про­бле­ма­тич­но, ибо са­мо ме­с­то ожи­да­ет тво­ей ско­рей­шей ги­бе­ли, тво­е­го па­де­ния на дно. А это на­сто­я­щее дно жиз­ни: здесь есть ещё лю­ди, но уже не че­ло­ве­ки. Это не бом­жи (ка­ко­вы­ми бы­ли ге­рои Горь­ко­го), но эти пер­со­на­жи ку­да урод­ли­вее – свои ду­ши они со­зна­тель­но гу­бят, а жиз­ни на­ме­рен­но про­жи­га­ют. У них всех бы­ла воз­мож­ность жить до­стой­но, имея смысл и ра­до­с­ти жиз­ни, но они вновь и вновь, изо дня в день по­вто­ря­ют са­мый страш­ный грех – са­мо­унич­то­же­ние уны­нь­ем и без­дей­ст­ви­ем. 

Сен­чи­на об­ви­ня­ют в том, что он изо­б­ра­жа­ет де­рев­ню уж че­рес­чур мрач­но, но цен­т­раль­ное ме­с­то в его ро­ма­не за­ни­ма­ет не де­рев­ня, а лю­ди, и имен­но лю­ди по­вин­ны в сво­ём нрав­ст­вен­ном па­де­нии и де­мо­ра­ли­за­ции. Имен­но лю­ди в са­мом на­ча­ле пу­ти опу­с­ка­ют ру­ки и без­дель­ни­ча­ют. В этом и ви­дит­ся ав­то­ру са­мый центр ужа­сов и де­рев­ни, и го­ро­да, ведь го­род­ские жи­те­ли не слиш­ком от­ли­ча­ют­ся от де­ре­вен­ских, раз­ве что день­ги до­бы­ва­ют­ся про­ще, по­то­му и пьют ко­нь­як, а не спирт, од­на­ко жи­вут оди­на­ко­во спу­с­тя ру­ка­ва, за­бы­вая про на­сто­я­щие цен­но­с­ти, спу­с­кая жизнь на ал­ко­голь да пу­с­тые раз­вле­че­ния, – они про­во­ро­ни­ва­ют жизнь, не зная це­ли и же­ла­ния жить, а это же­ла­ние и не­воз­мож­но без се­рь­ёз­но­го ду­хов­но­го стерж­ня, иду­ще­го от се­мьи, меж­ду про­чим, от тра­ди­ций. Что в го­ро­де, что в се­ле лю­ди оди­на­ко­во раз­ла­га­ют­ся от ску­ко­ты и ду­ра­ка­ва­ля­ния, пусть в го­ро­де это смо­т­рит­ся как-то по­при­лич­ней, хо­тя ду­ши всё рав­но вяз­нут в тря­си­не. А по­то­му Сен­чин не раз под­чёр­ки­ва­ет: в сво­ём па­де­нии ви­но­ва­ты са­ми лю­ди, не же­ла­ю­щие дей­ст­во­вать, а во­все не внеш­ние об­сто­я­тель­ст­ва.

 


Еле­на ПО­ГО­РЕ­ЛАЯ, «Зна­мя»

 

Ро­ман Сен­чи­на «Ел­ты­ше­вы» ло­ма­ет ли­нию
де­ре­вен­ской про­зы, дав­шую крен ещё в по­зд­ней –
не слиш­ком удач­ной – по­ве­с­ти В.Рас­пу­ти­на
«Дочь Ива­на, мать Ива­на» (2003), то­же, кста­ти,
в до­воль­но сво­е­об­раз­ном клю­че ос­мыс­ля­ю­щей
уро­ки кри­зи­са 90-х го­дов.


 

 Судь­ба у Ни­ко­лая Ми­хай­ло­ви­ча Ел­ты­ше­ва бы­ла не вы­да­ю­щей­ся, но не раз пред­ла­га­ла ему по­дар­ки, на ко­то­рые он не об­ра­щал вни­ма­ния, каж­дый раз от­не­ки­ва­ясь, не же­лая ло­вить уда­чу за хвост. Отец се­мей­ст­ва ра­бо­тал в вы­трез­ви­те­ле, где в ро­ко­вой день по­сту­пил же­с­то­ко и бес­че­ло­веч­но: за­пу­с­тил в ма­лень­кую ком­на­ту че­тыр­над­цать (!) вы­пив­ших лю­дей – не пья­ниц! не ал­ка­шей! – а при­лич­ных мо­ло­дых лю­дей, ко­то­рые от­ды­ха­ли в клу­бе и пе­ре­бра­ли. Ав­тор очень соч­но и осо­бен­но тош­но­твор­но опи­сы­ва­ет сце­ну, ког­да дверь всё-та­ки от­кры­ли, и из неё вы­рва­лись пе­реч­ный газ и кон­цен­т­ри­ро­ван­ное ам­б­ре, до­вед­шие уз­ни­ков до по­лу­смер­ти. За что ох­ра­ни­тель пра­во­по­ряд­ка и был на­ка­зан уволь­не­ни­ем, но то был шанс стать бли­же к род­ной зем­ле и на­чать дру­гую жизнь. Впос­лед­ст­вии он сам вы­нуж­ден бу­дет по­сто­ян­но на­хо­дить­ся в тес­ной ком­нат­ке, где нель­зя раз­вер­нуть­ся, – как бы то ни бы­ло, сей урок жиз­ни не на­учит его ров­ным счё­том ни­че­му, он толь­ко пить нач­нёт.

Его по­тух­шая же­на-биб­ли­о­те­карь не очень-то пе­ре­жи­ва­ла из-за пе­ре­ез­да, она да­же как-то с го­тов­но­с­тью при­ня­ла свою участь. Эта жен­щи­на все­гда убе­га­ла от про­блем, не стре­ми­лась ни к че­му кон­крет­но­му; она всю жизнь счи­та­ла, что луч­шее не здесь, а где-то там, да­ле­ко.

Их стар­ший сын Ар­тём – это со­вре­мен­ный Об­ло­мов, толь­ко со зна­ком «ми­нус», ведь Илья Иль­ич пре­бы­вал в бла­жен­ном со­сто­я­нии том­но­го меч­та­ния, а этот – се­рый крот, «не­до­де­лан­ный» (так на­зы­ва­ет его ав­тор) с един­ст­вен­ной по­треб­но­с­тью сбе­жать в тёп­лую кро­ват­ку, но не меч­тать… а про­сто спать. Пу­с­тая тра­та че­ло­ве­че­с­кой ду­ши и жиз­ни.

 


 

Сер­гей ШАР­ГУ­НОВ, «Эхо Моск­вы»

 

Сен­чи­на ча­с­то уп­ре­ка­ли в «бес­про­свет­но­с­ти»,
«сгу­ще­нии  кра­сок», «свин­цо­вом на­ту­ра­лиз­ме», и
в «Ел­ты­ше­вых»,  слов­но бы на­зло сво­им кри­ти­кам,
он со­здал ра­ди­каль­но  мрач­ную ре­аль­ность. Он
за­са­дил чи­та­те­ля в ржа­вую, тём­ную, уз­кую ко­роб­ку.
Не рас­пря­мить­ся, не вздох­нуть ши­ро­ко. Но, что
са­мое страш­ное, – это ко­роб­ка прав­ды.


 

Свя­зу­ю­щим зве­ном меж­ду го­род­ски­ми жи­те­ля­ми и де­ре­вен­ски­ми яв­ля­ет­ся муж­чи­на, по­зи­ци­о­ни­ру­ю­щий се­бя «Юр­кой» – под­хо­дя­щее имеч­ко для дво­ро­во­го обо­рван­ца, а не для от­ца не­сколь­ких де­тей. Он яв­ля­ет­ся со­би­ра­тель­ным об­ра­зом всех де­ре­вен­ский му­жи­ков, ко­то­рые шля­ют­ся по чу­жим до­мам в по­ис­ках вы­пив­ки, при­чём Юр­ка яв­но яв­ля­ет­ся ав­то­ри­тет­ным ли­цом – имен­но он при­во­дит к Ел­ты­ше­ву пред­ста­ви­те­ля спирт­за­во­да. На долж­ность рас­про­ст­ра­ни­те­ля спир­та ме­ти­ли мно­гие, од­на­ко её дер­жа­ли слов­но бы имен­но для Ел­ты­ше­ва – ви­ди­те ли, един­ст­вен­ный при­лич­ный че­ло­век. И вот он – оче­ред­ной шанс за­жить но­вой жиз­нью, са­ма судь­ба пред­ла­га­ет Ел­ты­ше­ву ра­бо­ту (а в де­рев­не её во­об­ще нель­зя най­ти), и в ней нет амо­раль­но­с­ти: ведь вод­ки в де­рев­не нет, лю­ди тех­на­рём тра­вят­ся! Всё-та­ки се­мья не со­гла­ша­лась, ибо стра­да­ла гор­до­с­тью, но ка­кая мо­жет быть гор­дость у не­до­стой­но­го че­ло­ве­ка? Пыль в гла­за! В ито­ге на ра­бо­ту они всё-та­ки со­гла­си­лись, но это уже бы­ло по­сле их «па­де­ния», ко­то­рым, по сло­вам Ва­лен­ти­ны Вик­то­ров­ны, был день, ког­да они про­да­ва­ли на рын­ке жи­мо­лость. Эка над­мен­ность! Ко­ли ра­бо­ты нет, так за­ра­ба­ты­вай, как мо­жешь, а не кру­ти но­сом! За­ста­ви­ли их, ком­нат­ных, ра­бо­тать, а они это по­зо­ром на­зы­ва­ют!

 


Майя КУ­ЧЕР­СКАЯ, «Ве­до­мо­с­ти»

 

Сен­чин на­глу­хо за­ко­ла­чи­ва­ет не­бо­свод над сво­и­ми
ге­ро­я­ми. На­стой­чи­во за­тап­ты­ва­ет в них да­же по­до­бие
ис­кры Бо­жи­ей. Ли­ша­ет их са­мых эле­мен­тар­ных
че­ло­ве­че­с­ких черт – спо­соб­но­с­ти улы­бать­ся,
ра­до­вать­ся рас­пу­с­тив­ше­му­ся де­ре­ву или но­во­рож­дён­но­му сы­ну.


 

 За два го­да их жиз­ни в де­рев­не они не сде­ла­ли для улуч­ше­ния соб­ст­вен­ной жиз­ни ни­че­го: стро­и­тель­ст­во до­ма так и не сдви­ну­лось с мёрт­вой точ­ки, уча­с­ток за­хла­ми­ли. У них от­лич­но по­лу­чи­лось раз­ру­шать, од­на­ко на ме­с­те раз­ру­шен­но­го ни­че­го со­здать не по­лу­чи­лось. Да, бы­ва­ют та­кие лю­ди, ко­то­рые кро­ме соб­ст­вен­ных от­хо­дов ни­че­го «со­здать» не мо­гут. Здесь от­ли­чил­ся Ар­тём: он, без­дель­ни­чая, со­здал сы­на. Те­ма люб­ви у Сен­чи­на – это за­жи­ма­ние в ба­не и под­ти­ра­ние про­меж­но­с­ти. При­чём лю­бовь у Ар­тё­ма на­ча­лась не с пер­во­го взгля­да, не с тре­пет­но­го вздо­ха или ми­мо­лёт­но­го ка­са­ния кон­чи­ков паль­цев… А с рас­пре­де­ле­ния де­вок меж­ду па­ца­на­ми, и Ар­тё­му до­ста­лась блуд­ли­вая бес­тия, ко­то­рая рас­суж­да­ет о люб­ви та­ким об­ра­зом: «А как без это­го? Я люб­лю секс…» Дру­го­го от этой де­ви­цы и ожи­дать нель­зя бы­ло, ведь мать её – му­жик в юб­ке, ко­ло­тя­щая сво­е­го крот­ко­го пьян­чуж­ку-му­жа. Но сто­ит по­жа­леть бед­ную жен­щи­ну, ведь ей при­шлось стать муж­чи­ной, раз му­жи­ки все спи­ва­ют­ся…

Как бы мы ни жа­ле­ли ге­ро­ев, те­мы со­ст­ра­да­ния в ро­ма­не не по­явит­ся. Смерть там встре­ча­ет­ся с рав­но­ду­ши­ем, с оп­ла­ки­ва­ни­ем соб­ст­вен­ной уча­с­ти (на по­хо­ро­нах баб­ки Та­ть­я­ны Ва­лен­ти­на Вик­то­ров­на – её пле­мян­ни­ца! – за­пла­ка­ла лишь при мыс­ли, что и ей при­дёт­ся уме­реть в этой глу­ши). Убий­ст­ва, под­жо­ги, гра­бе­жи иг­но­ри­ру­ют­ся ми­ли­ци­ей, ведь, на­вер­ное, кри­ми­нал в де­рев­нях на­столь­ко ча­с­тое де­ло, что ми­ли­ции не хва­та­ет на всех. В даль­ней­шем Ел­ты­ше­вы да­же нач­нут за­ви­до­вать уми­ра­ю­щим, что они уже от­му­чи­лись, ос­та­вив их на не­на­ви­ст­ном этом све­те, и нач­нут вы­зы­вать смерть. Смерть для них не ужас, а дар, ведь жизнь для них сплош­ное на­ка­за­ние…

В те­че­ние все­го ро­ма­на чи­та­те­ля пре­сле­ду­ет мысль, что са­мо го­су­дар­ст­во ре­ша­ет убить дей­ст­ву­ю­щих лиц, сте­реть их фи­гу­ры с ли­ца зем­ли. Впол­не мож­но рас­це­ни­вать ро­ман «Ел­ты­ше­вы» как вы­ра­же­ние пре­зре­ния го­су­дар­ст­вен­но­му строю с его бю­ро­кра­ти­ей и на­пле­ва­тель­ским от­но­ше­ни­ем к лю­дям, од­на­ко ж в том по­ви­нен не го­су­дар­ст­вен­ный строй, а са­ми лю­ди, ко­то­рым для нор­маль­но­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния ну­жен кнут, ко­то­рый при­ну­дил бы всех жить по за­ко­ну и по со­ве­с­ти, жить и ра­бо­тать – толь­ко при та­ком по­ряд­ке спо­со­бен су­ще­ст­во­вать рус­ский че­ло­век. При та­ком по­ряд­ке и при яв­ной си­ле вла­с­ти на­род все­гда бы вы­пол­нял свою ра­бо­ту.

Та­кие лю­ди, жи­ву­щие по со­ве­с­ти, ещё су­ще­ст­ву­ют в злач­ной де­рев­не Му­ра­но­во: это ста­рые ба­буш­ки, до­жи­ва­ю­щие свой срок. И не­смо­т­ря на свою не­мощ­ность, они и дом в чи­с­то­те под­дер­жи­ва­ют, и ско­ти­ну раз­во­дят, и на ого­ро­де что-то вы­ра­щи­ва­ют, и да­же де­ла­ют со­ле­нья – дрях­лы­ми руч­ка­ми. Они каж­дый день со­вер­ша­ют один и тот же об­ряд про­буж­де­ния и си­де­ния на лав­ке, и хоть их су­ще­ст­во­ва­ние дей­ст­ви­тель­но убо­го (ес­ли ря­дом нет де­тей и вну­ков, ко­то­рым они бы пе­ре­да­ли свой опыт и зна­ния), они жи­вут, под­дер­жи­вая хо­зяй­ст­во в по­ряд­ке, и каж­дый но­вый день ими вос­при­ни­ма­ет­ся не как на­ка­за­ние, а как ещё од­на воз­мож­ность по­лю­бо­вать­ся ми­ром и по­раз­мы­ш­лять над про­жи­той жиз­нью. К со­жа­ле­нию, этот един­ст­вен­ный по­ло­жи­тель­ный пер­со­наж – тёт­ка Та­ть­я­на – у Сен­чи­на весь­ма схе­ма­ти­чен, но он за­да­ёт на­прав­ле­ние, ка­ко­го сто­и­ло б при­дер­жи­вать­ся Ел­ты­ше­вым.

 


Лев ПИ­РО­ГОВ, «Ли­те­ра­тур­ная га­зе­та»

 

Ел­ты­ше­вы – ме­та­фо­ра на­ци­о­наль­но­го упад­ка, это
по­нят­но.  При­чи­на это­го упад­ка – от­сут­ст­вие во­ли к
жиз­ни. Во­ли к жиз­ни нет, по­то­му что её под­ме­ни­ло
стрем­ле­ние к бла­го­по­лу­чию, а ра­ди бла­го­по­лу­чия не
сде­ла­ешь то­го, что сде­лал бы ра­ди са­мой жиз­ни.
В ре­зуль­та­те стрем­ле­ния «жить луч­ше» не хва­та­ет
да­же для то­го, что­бы про­сто жить.


 

Не­смо­т­ря на от­вра­ти­тель­ность и бе­зы­с­ход­ность про­ис­хо­дя­ще­го в ро­ма­не, на­деж­да в нём есть: это и ве­ра в сво­их де­тей, ко­то­рые при­дут и гро­мо­глас­но спа­сут сво­их ста­ри­ков, и ве­ра в теп­ло и ле­то, – пре­крас­ное ле­то, ко­то­рое рас­то­пит лёд при­ро­ды и сер­дец, и, быть мо­жет, жизнь пой­дёт по-дру­го­му. Ав­тор ро­ма­на с лю­бо­вью опи­сы­ва­ет при­род­ные яв­ле­ния, осо­бен­но чув­ст­вен­но вос­при­ни­ма­ет­ся у не­го вес­на – по­ра ожи­ва­ю­щей при­ро­ды. И каж­дый раз с ожи­ва­ни­ем при­ро­ды ге­ро­ям да­ёт­ся но­вая по­пыт­ка из­ме­нить жизнь к луч­ше­му, и ес­ли б они пе­ре­ста­ли уто­пать в не­ве­рии, от­ча­я­нии и ле­но­с­ти, они бы смог­ли от­крыть сво­е­го Бо­га, спо­соб­но­го при­ве­с­ти их к све­ту. К ужа­су чи­та­те­лей, ге­рои без­воз­врат­но за­блу­ди­лись во тьме, по­то­му фи­нал «Ел­ты­ше­вых» по­лу­чил­ся ис­клю­чи­тель­но кро­ва­вым и тра­ги­че­с­ким, в ко­то­ром по­ви­са­ет в воз­ду­хе ог­лу­ши­тель­ный вопль Ва­лен­ти­ны Вик­то­ров­ны, про­воз­гла­сив­ший ко­нец эры Ел­ты­ше­вых и их пол­ное вы­ми­ра­ние…

Ос­та­ёт­ся по­же­лать чув­ст­ви­тель­ным чи­та­те­лям обой­тись ре­цен­зи­я­ми на ро­ман, а са­мо­му пи­са­те­лю быть ак­ку­рат­ным с его да­ром. Дар Сен­чи­на по­тря­са­ет и ужа­са­ет од­но­вре­мен­но, ведь сло­ва­ми он ка­са­ет­ся всех по­та­ён­ных стра­хов и опа­се­ний чи­та­те­ля, он спо­со­бен убить в че­ло­ве­ке ве­ру в жизнь и своё го­су­дар­ст­во, и по­то­му пи­са­те­лю сто­ит быть ос­то­рож­ней с дан­ной ему вла­с­тью уп­рав­лять чув­ст­ва­ми и ума­ми лю­дей и да­вать в сво­их тво­ре­ни­ях чи­та­те­лям на­деж­ду и ве­ру, ко­то­рые и без то­го се­го­дня да­ют­ся с тру­дом.

 

Вероника ВАСИЛЬЕВА,

студентка 3 курса Института бизнеса и политики


 

«ЕЛ­ТЫ­ШЕ­ВЫ» – ГЛАВ­НЫЙ РО­МАН 2009 ГО­ДА

 

Сергей БЕЛЯКОВ
Сергей БЕЛЯКОВ

Лет де­сять на­зад Ро­ман Сен­чин был мо­ло­дым, по­да­ю­щим на­деж­ды пи­са­те­лем. Од­ним из мно­гих. При­чём не са­мым яр­ким. Слиш­ком по­нят­ный, про­стой до на­ив­но­с­ти. Ме­то­дич­но опи­сы­вал соб­ст­вен­ную жизнь, жизнь дру­зей, зна­ко­мых, род­ст­вен­ни­ков.

Сен­чин был про­вин­ци­а­лом, не стес­няв­шим­ся сво­ей про­вин­ци­аль­но­с­ти. Внеш­не не ам­би­ци­оз­ным. Сто­и­че­с­ки сно­сил на­смеш­ки ли­те­ра­тур­ных сно­бов. По­ни­мал, чув­ст­во­вал своё на­зна­че­ние. Это да­ёт­ся толь­ко на­сто­я­ще­му та­лан­ту.

Ро­ман Сен­чин при­шёл в ли­те­ра­ту­ру в те вре­ме­на, ког­да ре­а­лизм, ка­за­лось, ухо­дил в про­шлое, вы­шел из мо­ды. Но при­спо­саб­ли­вать­ся к из­мен­чи­вой мо­де мо­ло­дой пи­са­тель не за­хо­тел. Сен­чин во­об­ще вы­зы­ва­ю­ще не­мо­ден.

В его кни­гах очень ма­ло ал­лю­зий и ре­ми­нис­цен­ций из ев­ро­пей­ской ли­те­ра­ту­ры, нет и на­мё­ков на зна­ком­ст­во с со­вре­мен­ной за­пад­ной про­зой. За­то Сен­чин пе­ре­чи­ты­ва­ет клас­си­ку XIX ве­ка и, что во­все «не­со­вре­мен­но», со­вет­скую клас­си­ку, в осо­бен­но­с­ти Ва­лен­ти­на Рас­пу­ти­на. Его вкус при­вёл в ужас не­мец­кую ли­те­ра­тур­ную жур­на­ли­ст­ку Оль­гу Мар­ты­но­ву: «Каж­дый раз я уз­на­ва­ла этот стиль, тя­жё­лое по­лу­гра­мот­ное ды­ха­ние чи­нов­ных со­вет­ских пи­са­те­лей ти­па Ва­лен­ти­на Рас­пу­ти­на или Юрия Бон­да­ре­ва».

Спи­шем «по­лу­гра­мот­ное ды­ха­ние» на ув­ле­че­ние сюр­ре­а­лиз­мом или на ле­ность ре­дак­то­ра сай­та «OpenSpace», с кем не бы­ва­ет. Мне же вкус Сен­чи­на им­по­ни­ру­ет. Чи­тать Бе­лин­ско­го се­го­дня го­раз­до ин­те­рес­нее, чем Лес­ли Фид­ле­ра.

Ра­но или по­зд­но на­сту­па­ет вре­мя, ког­да «мо­ло­дой пи­са­тель» или ста­но­вит­ся пи­са­те­лем «на­сто­я­щим», или ис­че­за­ет. Мо­ло­дёж­ный «при­кид» не идёт взрос­ло­му дя­де. Да и влюб­чи­вым мо­ло­дым кри­ти­кес­сам (и сер­до­боль­ным кри­ти­кам по­стар­ше) на­до­еда­ют од­ни и те же име­на «веч­но юных» пи­са­те­лей, ведь каж­дый год по­яв­ля­ют­ся но­вые.

Сен­чин по­вз­рос­лел, пре­фе­рен­ции, ко­то­ры­ми в на­шей ли­те­ра­ту­ре на­граж­да­ют «мо­ло­дых» пи­са­те­лей, ему уже не по­ло­же­ны. Ес­ли пер­вые пуб­ли­ка­ции мо­ло­до­го Сен­чи­на – «Афин­ские но­чи», «Ми­нус», «Ну­бук» – при­влек­ли вни­ма­ние кри­ти­ков, то к его но­вой про­зе сна­ча­ла от­нес­лись хо­лод­но. «Лёд под но­га­ми», в про­шлом го­ду вы­дви­ну­тый жур­на­лом «Зна­мя» на «Бу­кер», по­че­му-то не вклю­чи­ли да­же в лонг-лист. «Ел­ты­ше­вых» ре­дак­ция «Друж­бы на­ро­дов» не вы­дви­ну­ла на пре­мию, пред­по­чла Сен­чи­ну Юзе­фо­ви­ча и Зем­ско­го.

Но Сен­чин не ис­чез, не за­те­рял­ся, а как-то не­за­мет­но стал пре­вра­щать­ся… в боль­шо­го пи­са­те­ля. Очень ско­ро кри­ти­ки про­чли и оце­ни­ли но­вый ро­ман. Те­перь Сен­чи­на срав­ни­ва­ют с Ан­то­ном Пав­ло­ви­чем Че­хо­вым (Ми­ха­ил Бой­ко, Лев Да­нил­кин), с Жан-По­лем Сар­т­ром (На­та­лья Ива­но­ва), с То­ма­сом Ман­ном (ваш по­кор­ный слу­га).

«Ел­ты­ше­вы» – не­со­мнен­ная уда­ча Ро­ма­на Сен­чи­на. На та­кой уро­вень он ещё не под­ни­мал­ся. Сен­чин ушёл от «эго­цен­т­риз­ма» ав­то­пси­хо­ло­ги­че­с­кой про­зы, но со­хра­нил ред­кую на­блю­да­тель­ность и до­тош­ное зна­ние ме­ло­чей жиз­ни. Со­здал уз­на­ва­е­мые со­ци­аль­ные ти­пы. Нет длин­нот, и сле­да не ос­та­лось от преж­ней рых­ло­с­ти. Вя­лое по­ве­ст­во­ва­ние сме­нил на­пря­жён­ный сю­жет. «Ел­ты­ше­вы» чи­та­ют­ся на од­ном ды­ха­нии.

Вес­ной это­го го­да я на­звал «Ел­ты­ше­вых» «Буд­ден­бро­ка­ми» Ро­ма­на Сен­чи­на. Это не сов­сем точ­но. Ро­ман мас­штаб­нее, чем «Рус­ские Буд­ден­бро­ки». Он не толь­ко о вы­рож­де­нии и ги­бе­ли се­мьи. «Ел­ты­ше­вы» – ро­ман о де­гра­да­ции и вы­ми­ра­нии не­сто­лич­ной Рос­сии. В круп­ных го­ро­дах и те­перь ки­пит жизнь. За их счёт кор­мят­ся и го­ро­да-спут­ни­ки. Но вда­ли от фи­нан­со­вых по­то­ков жизнь те­чёт сов­сем ина­че.

Ни­ко­лай Ми­хай­ло­вич Ел­ты­шев ед­ва не по­па­да­ет под суд, те­ря­ет ра­бо­ту и слу­жеб­ную квар­ти­ру. Де­нег на жизнь в го­ро­де нет, и се­мья ре­ша­ет уе­хать в де­рев­ню, где ещё жи­ва тёт­ка Ва­лен­ти­ны Вик­то­ров­ны, же­ны Ни­ко­лая Ми­хай­ло­ви­ча.

По­ло­же­ние Ел­ты­ше­вых тя­жё­лое, но не без­вы­ход­ное. Не ста­ло ра­бо­ты и квар­ти­ры, за­то есть пло­хонь­кий, но ещё год­ный до­мик в де­рев­не. Есть ма­ши­на. Ещё не за­кон­чи­лись день­ги. Ел­ты­ше­вы не го­ло­да­ют. На сто­ле мя­со, са­ло, кар­тош­ка. В про­вин­ци­аль­ной Рос­сии – это не­ма­ло. Мно­гие жи­вут го­раз­до ху­же. Ни­ко­лай Ми­хай­ло­вич и Ва­лен­ти­на Вик­то­ров­на ещё не ста­ры. С ни­ми взрос­лый сын – Ар­тём. Дру­гой сын, Де­нис, дол­жен ско­ро вер­нуть­ся из тюрь­мы.

Как буд­то Ел­ты­ше­вы не без­дей­ст­ву­ют. На­чи­на­ют стро­ить но­вый дом, тру­дят­ся на ого­ро­де, пы­та­ют­ся най­ти ра­бо­ту, про­бу­ют тор­го­вать на ба­за­ре.

Но с пер­вых стра­ниц не по­ки­да­ет ощу­ще­ние бе­зы­с­ход­но­с­ти, тщет­но­с­ти уси­лий.

Про­ни­ца­тель­ный Лев Да­нил­кин дал «Ел­ты­ше­вым» ори­ги­наль­ное, но точ­ное оп­ре­де­ле­ние: «Ро­бин­зон Кру­зо на­обо­рот». Ге­рой Да­ни­е­ля Де­фо по­сте­пен­но ос­ва­и­ва­ет­ся на но­вом ме­с­те, мед­лен­но, но вер­но под­чи­ня­ет се­бе при­ро­ду, об­ре­та­ет власть над ве­ща­ми. Не­о­би­та­е­мый ос­т­ров ста­ра­ни­я­ми не­уто­ми­мо­го, пред­при­им­чи­во­го бри­тан­ца ста­но­вит­ся ос­т­ров­ком ци­ви­ли­за­ции.

Ел­ты­ше­вы, на­про­тив, по­сте­пен­но ди­ча­ют. По­сте­пен­но ду­ша­ми их ов­ла­де­ва­ют зло­ба, ти­хое от­ча­я­ние, а за­тем уже – рав­но­ду­шие, апа­тия. Еха­ли в де­рев­ню жить, стро­ить, ра­бо­тать, а по­лу­чи­лось всё ина­че. И вот уже Ва­лен­ти­на Вик­то­ров­на, по­след­няя из Ел­ты­ше­вых, толь­ко си­дит на об­рез­ке бру­са, как на за­ва­лин­ке: «Как она пе­ре­жи­ва­ет дол­гие, пу­с­тые дни, о чём ду­ма­ет, ра­ди че­го во­об­ще жи­вёт…»

Ока­зы­ва­ет­ся, путь на­зад, в де­рев­ню, для го­ро­жа­ни­на за­крыт. На­ру­шив­ший этот за­кон об­ре­чён на ско­рую де­гра­да­цию.

Ста­рень­кая тёт­ка Та­ть­я­на уп­рав­ля­лась с хо­зяй­ст­вом ку­да луч­ше. Но это и по­нят­но: она че­ло­век ещё то­го, преж­не­го, не раз­гром­лен­но­го и не раз­вра­щён­но­го де­ре­вен­ско­го ми­ра.

На­ше­му об­ще­ст­ву по­став­лен ди­а­гноз: пси­хо­ло­ги­че­с­кая ус­та­лость и со­ци­аль­ная апа­тия. Не­ве­рие в соб­ст­вен­ные си­лы. Толь­ко от­ча­я­ние и оз­лоб­лен­ность: «Они все тут жи­вот­ные про­сто. Хищ­ные, ту­пые жи­вот­ные».

Но при­чи­на ги­бе­ли Ел­ты­ше­вых не би­о­ло­ги­че­с­кая, а, ви­ди­мо, со­ци­аль­ная.

«По­доб­но мно­гим сво­им свер­ст­ни­кам, Ни­ко­лай Ми­хай­ло­вич Ел­ты­шев боль­шую часть жиз­ни счи­тал, что нуж­но ве­с­ти се­бя по-че­ло­ве­че­с­ки, ис­пол­нять свои обя­зан­но­с­ти, и за это по­сте­пен­но бу­дешь воз­на­г­раж­дать­ся». Увы. В но­вое вре­мя ге­ро­ям Сен­чи­на сил не хва­та­ет. Не уда­ёт­ся удер­жать­ся на пла­ву. Не­об­хо­ди­ма спо­соб­ность к сверх­на­пря­же­ни­ям, пас­си­о­нар­ность, что­бы пре­одо­леть об­сто­я­тель­ст­ва. Но и пас­си­о­нар­ность не спа­са­ет.

По­след­няя фра­за ро­ма­на: «По­мочь ей бы­ло не­ко­му».

Не­сто­лич­ной Рос­сии не­ко­му по­мочь. Но и от­сту­пать не­ку­да. По­до­шли к са­мо­му краю. Как на вой­не. На Оте­че­ст­вен­ной вой­не. Или рус­ский на­род со­бе­рёт­ся с си­ла­ми, или его вы­тес­нят с соб­ст­вен­ной зем­ли. Вот по­че­му «Ел­ты­ше­вы» не про­сто хо­ро­ший, но важ­ный для на­ше­го об­ще­ст­ва ро­ман. А его ав­тор во­шёл в пер­вый ряд со­вре­мен­ных рус­ских про­за­и­ков.

 

Сергей БЕЛЯКОВ,

г. ЕКАТЕРИНБУРГ


 

ЗЛО­КА­ЧЕ­СТ­ВЕН­НАЯ БИ­О­ПСИЯ СЕ­МЬИ ЕЛ­ТЫ­ШЕ­ВЫХ

 

Егор МОЛДАНОВ
Егор МОЛДАНОВ

При­зна­ем­ся от­кро­вен­но, «Ел­ты­ше­вы» – один из са­мых силь­ных ро­ма­нов 2009 го­да, не­за­ви­си­мо от то­го, по­лу­чит кни­га «Бу­кер» или её про­ка­тят. Впер­вые на­сто­я­щим бест­сел­ле­ром ста­ла кни­га о де­гра­да­ции се­мьи в ус­ло­ви­ях рус­ской де­рев­ни. По­сле вы­хо­да «Ел­ты­ше­вых» Ро­ман Сен­чин окон­ча­тель­но за­кре­пил за со­бой ти­тул «бы­то­пи­са­те­ля вуль­гар­но­с­ти се­ро­го цве­та». Тог­да да­вай­те за­од­но за­клей­мим (а это у нас уме­ют, и ещё как) До­сто­ев­ско­го, Бу­ни­на, Гле­ба Ус­пен­ско­го, Ан­д­ре­е­ва, ран­не­го Горь­ко­го. Они все пи­са­ли с пре­дель­ным от­кро­ве­ни­ем об ужа­сах рус­ской глу­бин­ки и той бе­зы­с­ход­но­с­ти, ко­то­рой ве­ет от неё, об от­сут­ст­вии све­та в кон­це тун­не­ля. И кра­с­ки бы­ли не толь­ко се­рые, но и чёр­ные.

«Ел­ты­ше­вы» – зре­лая кни­га, на­пи­сан­ная с от­чёт­ли­вой ре­ши­мо­с­тью че­ло­ве­ком, ко­то­ро­му есть что ска­зать и ко­то­рый го­во­рит об этом во все­ус­лы­ша­ние. Сен­чин изо­б­ра­зил кар­ти­ну со­вре­мен­ной де­ре­вен­ской жиз­ни без при­крас. Не на­до ехать в глу­бин­ку, отъ­е­де­те 40–50 км от про­вин­ци­аль­но­го го­ро­да, и вот вам де­рев­ня Га­дю­ки­но. Му­ра­но­во у Сен­чи­на ещё не сов­сем за­про­па­щее: есть до­ро­га, ка­кой-ни­ка­кой ез­дит ав­то­бус, су­ще­ст­ву­ет ма­га­зин, клуб, сто­ит шко­ла. Я ви­дел де­рев­ни и страш­нее, где нет ав­то­бус­но­го со­об­ще­ния, а толь­ко «во­ен­но-гру­зин­ская» до­ро­га с уха­ба­ми да коч­ка­ми, где нет ни клу­ба, ни шко­лы, ни ма­га­зи­на, где нет да­же эле­к­т­ри­че­ст­ва и те­ле­фо­на. И та­ких де­ре­вень пруд пру­ди по Ру­си.

Скотт Фиц­дже­ральд в своё вре­мя за­ме­тил, что у каж­до­го пи­са­те­ля есть, по су­ти де­ла, од­на-един­ст­вен­ная ис­то­рия, но рас­ска­зы­ва­ет­ся она мно­го раз. Те­ма не­со­сто­яв­шей­ся жиз­ни, впу­с­тую рас­тра­чен­но­го вре­ме­ни, ут­ра­чен­ных ил­лю­зий – та са­мая «од­на ис­то­рия» Ро­ма­на Сен­чи­на, ко­то­рая в раз­ных ва­ри­ан­тах воз­ни­ка­ет в его про­из­ве­де­ни­ях, и осо­бо ос­т­ро и но­с­таль­ги­че­с­ки она по­ка­за­на в «Ел­ты­ше­вых». Ма­с­тер­ст­во пи­са­те­ля и за­клю­ча­ет­ся в том, что он уме­ет по­дать свою «ис­то­рию» как ни­кто дру­гой.

В чём се­к­рет гра­фи­че­с­кой вы­ра­зи­тель­но­с­ти и бес­спор­ной убе­ди­тель­но­с­ти на­ри­со­ван­но­го Сен­чи­ным ми­ра рус­ской де­рев­ни? По мне­нию Ири­ны Род­нян­ской, «Сен­чин как за­ра­зы бо­ит­ся ли­те­ра­тур­ной лжи и мо­жет пи­сать един­ст­вен­но о том, что зна­ет под­лин­но».

И пи­са­тель вто­рит сло­вам из­ве­ст­но­го кри­ти­ка. «Ме­ня ру­га­ют за то, что я пе­ре­даю дей­ст­ви­тель­ность один в один. Тре­бу­ют прав­ды ху­до­же­ст­вен­ной, а не толь­ко жиз­нен­ной...» И вот ещё от­кро­вен­нее: «...Я пы­та­юсь пи­сать о жиз­ни ни­чем осо­бен­ным не вы­да­ю­щих­ся, как Пуш­кин их на­зы­вал, «ни­чтож­ных», лю­дей. Хо­тя каж­дый че­ло­век осо­бен и уни­ка­лен. Но жизнь боль­шин­ст­ва скла­ды­ва­ет­ся из че­ре­ды дней-близ­не­цов, ко­то­рые не за­по­ми­на­ют­ся, не ра­ду­ют и не огор­ча­ют, поч­ти не от­ме­ча­ют­ся. На­сто­я­щие со­бы­тия – хо­ро­шие или пло­хие, здесь нет су­ще­ст­вен­ной раз­ни­цы – про­ис­хо­дят очень ред­ко. И вот эти бес­цвет­ные, лиш­ние дни я и бе­ру для опи­са­ния».

Сен­чин в сво­ём ро­ма­не пред­став­ля­ет нам сред­не­ста­ти­с­ти­че­с­кую со­вет­скую се­мью Ел­ты­ше­вых, так и не су­мев­шую осу­ще­ст­вить «ти­пич­но со­вет­ское» вос­хож­де­ние к свер­ка­ю­щим вер­ши­нам бла­жен­ст­ва.

Стар­ший из Ел­ты­ше­вых так и не при­спо­со­бил­ся к но­вой Рос­сии, жи­ву­щей по пра­ви­лам: кто се­го­дня не ус­пе­ет – за­в­т­ра креп­ко по­жа­ле­ет. Он упор­но ждёт по­яв­ле­ния в сво­ём вы­трез­ви­те­ле бо­га­тень­ко­го Бу­ра­ти­но, не по­ни­мая сво­и­ми мен­тов­ски­ми из­ви­ли­на­ми, что это нон­сенс. Бо­га­тень­кие Бу­ра­ти­но в вы­трез­ви­тель не по­па­да­ют. Но ка­пи­тан Ел­ты­шев уп­ря­мо ждёт, на­де­ет­ся на ха­ля­ву, ко­то­рая долж­на ему сва­лить­ся как ман­на не­бес­ная толь­ко за то, что он про­ра­бо­тал трид­цать с чем-то лет мен­том.

Ре­пу­та­ция со­зда­ёт­ся всю жизнь, а ру­шит­ся за не­сколь­ко се­кунд. ЧП в вы­трез­ви­те­ле на­всег­да ли­ши­ло стар­ше­го Ел­ты­ше­ва по­чё­та, ува­же­ния, ти­хой и скром­ной ста­ро­сти, двух­ком­нат­ной ве­дом­ст­вен­ной квар­ти­ры. Од­ним сло­вом, все­го то­го, что бы­ло «на­жи­то не­по­силь­ным тру­дом». Жизнь за бор­том сло­ма­ла Ни­ко­лая Ми­хай­ло­ви­ча как лич­ность. Про­цесс де­гра­да­ции за­пу­с­тил­ся. Те­о­ре­ти­че­с­ки ос­та­но­вить его неслож­но. Не зря го­во­рят: что­бы из­ме­нить жизнь, нуж­но преж­де все­го из­ме­нить се­бя. К со­жа­ле­нию, Ел­ты­ше­вы с этой ак­си­о­мой не­зна­ко­мы. Да­же в Му­ра­но­ве стар­ший Ел­ты­шев чув­ст­ву­ет се­бя по-преж­не­му мен­том, хо­чет, что­бы его бо­я­лись, за­ис­ки­ва­ли. Это как нар­ко­тик, без ко­то­ро­го на­чи­на­ет­ся лом­ка в ор­га­низ­ме, и она до­во­дит че­ло­ве­ка до со­сто­я­ния аб­сти­нен­ции, как ал­ка­ша до бе­лой го­ряч­ки.

Ел­ты­ше­вы уез­жа­ют из го­ро­да в де­рев­ню. Я осо­бо хо­чу под­черк­нуть, что это их до­б­ро­воль­ный вы­бор. Они мог­ли ос­тать­ся в го­ро­де, снять квар­ти­ру, най­ти ра­бо­ту, а Ва­лен­ти­на Вик­то­ров­на во­об­ще мог­ла и не уволь­нять­ся. Ни­кто её де­лать это­го не за­став­лял. И всё же Ел­ты­ше­вы вы­би­ра­ют де­рев­ню, к жиз­ни в ко­то­рой в прин­ци­пе не при­спо­соб­ле­ны. По­че­му же всё-та­ки Му­ра­но­во, а не го­род? Ел­ты­ше­вы чув­ст­ву­ют се­бя ском­про­ме­ти­ро­ван­ны­ми (отец се­мей­ст­ва осуж­дён ус­лов­но, млад­ший сын си­дит), хо­тя го­ро­ду до лам­поч­ки их се­мей­ные труд­но­с­ти. Ел­ты­ше­вы бе­гут от по­зо­ра, им ка­жет­ся, что в де­рев­не они нач­нут но­вую, не­кую пра­виль­ную жизнь. На­ив­ные, они не зна­ли, что де­рев­ня по сво­ей сущ­но­с­ти – это од­но боль­шое по­кры­ва­ло, под ко­то­рым спят все, и од­на боль­шая рюм­ка, из ко­то­рой пьют все.

Кри­тик Лев Да­нил­кин вер­но под­ме­тил, что «глав­ным ге­ро­ем… Сен­чи­на ста­но­вит­ся сам «фон» – то, что обык­но­вен­но об­ра­зу­ет объ­ект бо­ко­во­го зре­ния. По­сле­до­ва­тель­ность мел­ких, за­сло­ня­ю­щих друг дру­га фак­тов. Лип­кая, как ка­зе­и­но­вый клей, по­всед­нев­ность. Буд­ни с за­па­хом не­про­сох­ших во­лос…»

Ел­ты­ше­вы по­ла­га­ли, что Му­ра­но­во – это про­ме­жу­точ­ный этап их жиз­ни, ока­за­лось – ко­неч­ный. Лю­бое де­ре­во го­рит в пе­чи, но не вся­кое от­да­ёт теп­ло: трух­ля­вое го­рит для се­бя, од­на ви­ди­мость ог­ня. Опыт­ный печ­ник го­во­рит: «это не дро­ва». Ел­ты­ше­вы для Му­ра­но­ва «не дро­ва», по­это­му де­рев­ня для них ста­но­вит­ся ре­зер­ва­ци­ей, гет­то, по вы­ра­же­нию то­го же Да­нил­ки­на. Му­ра­но­во – это ко­ло­ния стро­го­го ре­жи­ма для ос­ту­пив­ших­ся Ел­ты­ше­вых, и вы­жить они мо­гут толь­ко при од­ном ус­ло­вии: ес­ли объ­е­ди­нят­ся, ес­ли бу­дут од­ним це­лым, ес­ли бу­дут сто­ять друг за дру­га го­рой, в кон­це кон­цов, ес­ли бу­дут се­мь­ёй, а не ячей­кой об­ще­ст­ва. И на­чи­на­ешь по­ни­мать, что не на­столь­ко креп­ки эти узы: упу­щен стар­ший сын, си­дит в ко­ло­нии млад­ший, и им ро­ди­те­ли боль­ше вос­хи­ща­ют­ся и гор­дят­ся, чем стар­шим, по­то­му что Ар­тём в их гла­зах вы­рос не­пу­тё­вым, а Де­нис – пу­тё­вый, хоть и в ко­ло­нии. А ведь Ар­тём ждал от ро­ди­те­лей толь­ко од­но­го: по­ни­ма­ния, но так и не дож­дал­ся. Отец и сын – их тя­нет друг к дру­гу, но сой­тись они так и не мо­гут.

В «Ел­ты­ше­вых» че­рес­чур мно­го за­мк­ну­то­го про­ст­ран­ст­ва, и это так­же ги­бель­но от­ра­жа­ет­ся на судь­бах ге­ро­ев. Дей­ст­вие ро­ма­на фак­ти­че­с­ки про­ис­хо­дит в до­ме вось­ми­де­ся­ти­лет­ней ба­бы Та­ни. Ел­ты­ше­вым в нём душ­но (как тем из ка­ме­ры, ко­то­рых стар­ший Ел­ты­шев при­ка­зал от­ра­вить га­зом), тес­но, не­ком­форт­но.

Ис­то­рия де­ге­не­ра­ции се­мьи, рас­ска­зан­ная Сен­чи­ным, ре­аль­на и на­столь­ко ти­пич­на, что это по­рой вы­зы­ва­ет да­же не­ко­то­рое раз­дра­же­ние. Слов­но ты не кни­гу чи­та­ешь, а бес те­бя по­пу­тал вклю­чить те­ле­ви­зор и по­пасть на ка­кое-ни­будь «Чрез­вы­чай­ное про­ис­ше­ст­вие»!

«Ел­ты­ше­вы» – это ис­то­рия ещё и об от­сут­ст­вии во­ли к жиз­ни. Луч­ше ужас­ный ко­нец, чем ужас без кон­ца. Пе­ред на­ми ужас не­вер­но про­жи­той жиз­ни, суд над нею – в этом ос­нов­ной смысл кни­ги пи­са­те­ля Сен­чи­на.

Без­дей­ст­вие – глав­ный фак­тор, при­вед­ший се­мью Ел­ты­ше­вых к вы­рож­де­нию. Не до­ст­ро­ен дом, не от­ре­мон­ти­ро­ван ав­то­мо­биль-кор­ми­лец, про­да­ют спирт, при этом не мо­гут на­ко­пить де­нег, так как са­ми пьют, про­бу­ют про­да­вать яго­ды на ба­за­ре, опять всё че­рез пень-ко­ло­ду, раз­ру­ша­ют се­мью сы­на сво­им вме­ша­тель­ст­вом. Ре­зон­ный во­прос: по­че­му так всё про­ис­хо­дит? Не­уже­ли толь­ко по­то­му, что Ел­ты­ше­вы го­род­ские и че­рес­чур «ти­пич­но со­вет­ские»? А ес­ли бы при­спо­со­би­лись – раз­ве это был бы путь вверх? Из­бав­ле­ние? Спа­се­ние? В том-то и ужас, что пу­ти спа­се­ния Ел­ты­ше­вы не ви­дят, не на­хо­дят и, по боль­шо­му счё­ту, не мо­гут най­ти (и не толь­ко Ел­ты­ше­вы, но и все во­круг них). Да и есть ли он? В от­сут­ст­вие ду­хов­но-нрав­ст­вен­ных и ис­то­ри­че­с­ких ори­ен­ти­ров, в этом то­таль­но бе­зы­де­аль­ном су­ще­ст­во­ва­нии? Ведь ро­ман за­фик­си­ро­вал не ча­ст­ную си­ту­а­цию, а гло­баль­ную со­ци­аль­ную и ду­хов­но-нрав­ст­вен­ную стаг­на­цию, по су­ти – оче­ред­ную на­ци­о­наль­ную ка­та­ст­ро­фу.

Де­гра­да­цию се­мьи Ел­ты­ше­вых не­об­хо­ди­мо рас­сма­т­ри­вать ши­ре, как де­гра­да­цию всей рус­ской про­вин­ци­аль­ной, де­ре­вен­ской жиз­ни, да и во­об­ще всей со­вре­мен­ной рус­ской ци­ви­ли­за­ции. Де­рев­ни Му­ра­но­вы – это ра­ко­вые опу­хо­ли на те­ле со­вре­мен­ной про­вин­ци­аль­ной Рос­сии.

Ро­ман Сен­чин же по­ка­зал нам толь­ко зло­ка­че­ст­вен­ную би­о­псию (срез на при­ме­ре се­мьи Ел­ты­ше­вых), но по­ка­зал ис­кус­но.

И на­пос­ле­док, ес­ли на­шлись де­сят­ки ты­сяч че­ло­век, про­чи­тав­ших кни­гу, ес­ли она вы­зва­ла жар­кие де­ба­ты не толь­ко сре­ди кри­ти­ков, но и в ЖЖ-об­ще­ст­ве (от не­при­ятия до по­кло­не­ния), зна­чит, у се­рь­ёз­ной ли­те­ра­ту­ры ещё не всё по­те­ря­но, хо­тя на­пос­ле­док хо­чет­ся вос­клик­нуть: «За­жги­те свет, я не хо­чу ид­ти до­мой в тем­но­те».

 

Егор МОЛДАНОВ,

г. ТЫНДА, Амурская обл.





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования