Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №47. 27.11.2009

Другая Рублёвка

 В эти дни народ сметает с прилавков книгу Константина Ковалёва-Случевского «Другая Рублёвка. Тайны Царского пути». Все хотят знать подробности быта из жизни первых лиц государства и олигархов, имеющих на Рублёвке свои роскошные резиденции. Но мы начнём с другого вопроса: как писатель открыл для себя тему Рублёвки?

 

– Ког­да-то я со­би­рал мно­же­ст­во ма­те­ри­а­лов об ис­то­рии за­па­да Моск­вы и Под­мо­с­ко­вья, при­гла­шал рус­ских ико­но­пис­цев из Па­ри­жа для рос­пи­си хра­ма Тро­и­цы в Хо­ро­ше­во, – при­зна­ёт­ся Кон­стан­тин Ко­ва­лёв-Слу­чев­ский. – И это ос­та­лось в па­мя­ти. По­зд­нее мне до­ве­лось на­пи­сать не­сколь­ко кни­жек о лю­би­мом мною Зве­ни­го­ро­де, по­сле че­го вдруг для ме­ня от­кры­лась ка­кая-то уди­ви­тель­ная па­но­ра­ма ис­то­рии это­го края. По-ино­му от­кры­лись анек­до­ты и на­род­ная иро­ния по от­но­ше­нию к Руб­лёв­ке и её оби­та­те­лям. Ведь дан­ная до­ро­га име­ет древ­нюю и уди­ви­тель­ную ис­то­рию. А из­ве­ст­ные жи­те­ли здесь по­яви­лись во­все не в 1990-е го­ды, а сто­ле­ти­я­ми ра­нее. Мож­но да­же так ска­зать: не­ко­е­му здеш­не­му рус­ско­му гла­му­ру и па­фо­су – поч­ти 700 лет.

Ког­да я сде­лал та­кое от­кры­тие, то су­ще­ст­ву­ю­щие жур­наль­ные и кра­е­вед­че­с­кие пуб­ли­ка­ции на дан­ную те­му пе­ре­ста­ли пред­став­лять для ме­ня ка­кой-ли­бо ин­те­рес. Кра­е­ве­ды ча­с­то ос­но­вы­ва­ют свои тру­ды на эмо­ци­ях, вро­де: «ах, как всё во­круг ин­те­рес­но!». Они не уме­ют да­вать оцен­ки, ана­ли­зи­ро­вать. А жур­на­ли­с­ты ищут че­го-то жа­ре­но­го. Ис­то­ри­че­с­кий же пи­са­тель дол­жен уметь всё это сов­ме­щать. Для ме­ня от­кры­лась со­вер­шен­но дру­гая Руб­лёв­ка, ко­то­рая, как в на­ро­де счи­та­ют, про­изо­ш­ла от сло­ва «рубль». Хо­тя не­ко­то­рые ду­ма­ют, что от име­ни ико­но­пис­ца Ан­д­рея Руб­лё­ва, по­то­му что в Зве­ни­го­ро­де ког­да-то на­шли его ико­ны. От­нюдь. Это на­зва­ние свя­за­но с по­сёл­ком Руб­лё­во, а там про­сто стро­и­ли руб­ле­ные до­ма. И зем­ля эта, и Зве­ни­го­род – ко­неч­ный пункт Руб­лё­во-Ус­пен­ско­го шос­се – быв­шей Цар­ской до­ро­ги – бы­ли плац­дар­мом для взра­щи­ва­ния бу­ду­щих ру­ко­во­ди­те­лей го­су­дар­ст­ва, на­чи­ная с XIV ве­ка. Уже тог­да по за­ве­ща­нию пер­вый сын ве­ли­ко­го кня­зя Ру­си по­лу­чал Моск­ву, а вто­рой сын – Зве­ни­го­род. Власть пе­ре­хо­ди­ла за­тем от бра­та к бра­ту. И по­то­му пра­ви­тель Зве­ни­го­ро­да был по­тен­ци­аль­ным пра­ви­те­лем го­су­дар­ст­ва. И он по Цар­ской до­ро­ге – ны­не Руб­лёв­ке – из Зве­ни­го­ро­да въез­жал по­том в Моск­ву как го­су­дарь, как ве­ли­кий князь.

Та­ким об­ра­зом, за­пад­ное на­прав­ле­ние – Зве­ни­го­род­ский тракт – уже дав­но бы­ло важ­ней­шим на­прав­ле­ни­ем – трас­сой № 1. Ещё в XVI–XIX ве­ках там се­ли­лись бо­га­тей­шие лю­ди стра­ны, кла­ны, быв­шие друг с дру­гом в род­ст­вен­ных от­но­ше­ни­ях. В бли­жай­шие де­ся­ти­ле­тия к 1917 го­ду это был зна­ме­ни­тый неф­те­про­мы­ш­лен­ник-оли­гарх Зу­ба­лов, мил­ли­о­не­ры Мо­ро­зо­вы, Ма­мон­то­вы, Тра­пез­ни­ко­вы и мно­гие дру­гие се­мьи, вклю­чая им­пе­ра­тор­скую и ве­ли­ко­кня­же­с­кие. Они по­ку­па­ли там сот­ни гек­таров стро­и­ли зам­ки, ко­то­рые по­том ус­пеш­но пе­ре­шли к ли­де­рам со­вет­ской вла­с­ти. В кон­фи­с­ко­ван­ных зам­ках бы­с­т­ро по­се­ли­лись Ле­нин, Троц­кий, Дзер­жин­ский, Ста­лин, да и до сих пор в Зу­ба­лов­ских име­ни­ях и зам­ках на­хо­дят­ся ре­зи­ден­ции ру­ко­во­ди­те­лей на­ше­го го­су­дар­ст­ва. Те­перь это Гор­ки-9 и Но­во-Ога­рё­во. И ес­те­ст­вен­но, что во­круг пред­ста­ви­те­лей вла­с­ти все­гда се­ли­лись лю­ди, ко­то­рые хо­те­ли по­лу­чить ку­со­чек от «вкус­но­го» пи­ро­га. Руб­лёв­ка – за­га­доч­ное ме­с­то, оно так же ин­те­рес­но, как и зло­ве­ще. Руб­лёв­ка – это ещё и са­к­ра­мен­таль­ное ме­с­то, по­то­му что до­ро­га ис­то­ри­че­с­ки ве­ла к мо­щам пре­по­доб­но­го стар­ца Сав­вы Сто­ро­жев­ско­го, ос­но­вав­ше­го зна­ме­ни­тый Зве­ни­го­род­ский мо­на­с­тырь. Соб­ст­вен­но у Рож­де­ст­вен­ско­го со­бо­ра Сав­ви­но-Сто­ро­жев­ско­го мо­на­с­ты­ря Зве­ни­го­род­ский путь, бу­ду­щая Руб­лёв­ка, и за­кан­чи­вал­ся. То был не про­сто цар­ский путь, по ко­то­ро­му ез­ди­ли го­су­да­ри на по­кло­не­ние стар­цу, он но­сил на­зва­ние До­ро­га ца­рей бо­го­из­б­ран­ных. Я по­пы­тал­ся вплоть до на­ших дней рас­ска­зать всё это в по­дроб­но­с­тях. Все­рьёз та­кую ра­бо­ту не про­де­лы­вал ещё ни­кто. А по­то­му и на­звал кни­гу «Дру­гая Руб­лёв­ка. Тай­ны Цар­ско­го пу­ти».

– Вы кри­тик, ис­то­рик, пу­те­ше­ст­вен­ник, пре­по­да­ва­тель. А кем вы се­бя ощу­ща­е­те в боль­шей сте­пе­ни?

Константин  КОВАЛЁВ-СЛУЧЕВСКИЙ
Константин
КОВАЛЁВ-СЛУЧЕВСКИЙ

– В на­ча­ле 1980-х каж­дое ле­то мы с де­ть­ми жи­ли в де­рев­не на Вол­ге. Со­сед­ка на­ша с ут­ра до ве­че­ра мол­ча до­ила ко­ро­ву и ра­бо­та­ла в ого­ро­де. Од­наж­ды, встре­тив ме­ня у ко­лод­ца, она не­о­жи­дан­но пре­рва­ла мол­ча­ние и спро­си­ла: «Кон­стан­тин, ты всё ез­дишь в Моск­ву и об­рат­но. А чем ты во­об­ще за­ни­ма­ешь­ся?» Я го­во­рю: «Пи­са­тель, кни­ги пи­шу». Она на мгно­ве­ние за­ду­ма­лась и про­из­нес­ла са­к­ра­мен­таль­ное: «А-а-а! А я ду­ма­ла – чем-то пут­ным». От­вет сей за­пал мне в ду­шу. Тог­да, в на­ча­ле 1980-х я ещё раз все­рьёз за­ду­мал­ся о сво­их тру­дах. У каж­до­го че­ло­ве­ка долж­на быть про­фес­сия. А «пут­ная» ли про­фес­сия – пи­са­тель? И про­фес­сия ли? Мож­но ли силь­но рас­пы­лять­ся в жиз­ни? Лю­ди луч­ше жи­вут и за­ра­ба­ты­ва­ют, ког­да за­ня­ты ка­кой-то ос­нов­ной де­я­тель­но­с­тью. А вы пе­ре­чис­ли­ли столь­ко все­го в свя­зи с мо­ей пер­со­ной. Как же так? На­вер­ное, я дол­жен был бы в чём-то од­ном до­бить­ся боль­шо­го ре­зуль­та­та. И здесь, по­хо­же, я жи­ву не­пра­виль­но. Но уже ни­че­го не мо­гу по­де­лать, так как всё вза­и­мо­свя­за­но. В пер­вую оче­редь я – пи­са­тель, боль­шую часть су­ток си­жу за пись­мен­ным сто­лом, этим за­ра­ба­ты­ваю на жизнь, хоть и по­лу­ча­ет­ся не­мно­го. Ещё я – пу­те­ше­ст­вен­ник, всё вре­мя и мно­го пе­ре­ме­ща­юсь по пла­не­те. Но это не про­фес­сия, и за­ра­бот­ка не при­но­сит. Это воз­мож­ность от­кры­тия ми­ра. Так­же я – ис­то­рик, по­то­му что имею ис­то­ри­че­с­кое об­ра­зо­ва­ние, мно­го пи­шу на ис­то­ри­че­с­кие те­мы, и это мож­но бы­ло бы счи­тать глав­ным в жиз­ни.

– Есть пи­са­те­ли и кни­ги, а есть и ли­те­ра­тур­ные пре­мии. Это всё как-то сов­па­да­ет?

– Для ме­ня в по­след­нее вре­мя ли­те­ра­тур­ные пре­мии – боль­шая за­гад­ка. Лю­бая пре­мия – это кла­но­вое ме­ро­при­я­тие, про­дукт «дру­же­с­ких» ре­ше­ний уз­ко­го кру­га. Рас­суж­дать пи­са­те­лю о ли­те­ра­тур­ных пре­ми­ях не очень удоб­но, но по­сколь­ку я ещё и кри­тик, то со­чту, что имею пра­во го­во­рить об этом. На­при­мер, есть Го­су­дар­ст­вен­ная пре­мия по ли­те­ра­ту­ре. Я каж­дый год с удив­ле­ни­ем уз­наю име­на лю­дей, ко­то­рым она при­суж­да­ет­ся. Да, они не­пло­хие, эти лю­ди. Но как пра­ви­ло это пи­са­те­ли, ко­то­рые тво­ри­ли по-на­сто­я­ще­му ког­да-то, уже дав­но. Счи­та­ет­ся, ви­ди­мо, что «со­вет­скость» по вре­ме­ни твор­че­ст­ва – это кри­те­рий под­лин­но­с­ти. И не толь­ко в ли­те­ра­ту­ре, но и в те­а­т­ре, му­зы­ке, изо­б­ра­зи­тель­ном ис­кус­ст­ве. Как буд­то со­вет­ни­ки, ко­то­рые ре­ша­ют что-то в сфе­ре го­су­дар­ст­вен­ных пре­мий, не ви­дят в упор со­вре­мен­ных ли­те­ра­то­ров, ху­дож­ни­ков, му­зы­кан­тов. Их слов­но не су­ще­ст­ву­ет. Есть рас­хо­жее мне­ние, что ли­те­ра­ту­ры сей­час нет, она ни­ку­да не го­дит­ся, и про­чее то­му по­доб­ное. Это аб­со­лют­ней­шее за­блуж­де­ние. Она есть, и о ней нуж­но го­во­рить. Не ли­те­ра­ту­ры нет, а пло­хо раз­вит ли­те­ра­тур­ный про­цесс, кри­ти­ка, ма­ло об­суж­да­ют­ся в ши­ро­ком пла­не но­вые ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния.

Од­на­ко, как из­ве­ст­но, ав­то­ры не­сколь­ких книг в се­рии «ЖЗЛ» по­лу­чи­ли пре­мию «Боль­шая кни­га», ко­то­рая впол­не пре­стиж­на. Но да­вай­те по­смо­т­рим – кто и за что её по­лу­ча­ет. Я не ума­ляю до­сто­инств ав­то­ров, это лю­ди, ре­аль­но пи­шу­щие се­го­дня. Но пре­ми­ей на­граж­де­ны те пи­са­те­ли, ко­то­рые со­зда­ли кни­ги… о пи­са­те­лях. Это по­ра­зи­тель­ней­ший факт. По­вто­рю: пи­са­те­ли пи­шут о пи­са­те­лях, имен­но это и при­зна­ёт­ся ли­те­ра­ту­рой. По­про­буй­те на­пи­сать (имею в ви­ду «ЖЗЛ») о ком-ни­будь дру­гом – вас в «Боль­шой кни­ге» не оце­нят. Та­ким об­ра­зом, ли­те­ра­ту­ра у нас вы­ро­ди­лась в та­кое про­фес­си­о­наль­ное кла­но­вое со­об­ще­ст­во. Обя­за­тель­но пи­ши­те о пи­са­те­лях, как Бы­ков на­пи­сал о Па­с­тер­на­ке, а те­перь и об Оку­д­жа­ве, или как Вар­ла­мов, ко­то­рый на­пи­сал об Алек­сее Тол­стом, или Са­ра­с­ки­на на­пи­са­ла о Со­лже­ни­цы­не, или «Да­ни­эль Штайн» – кни­га о пе­ре­вод­чи­ке. Все ге­рои име­ют от­но­ше­ние к ли­те­ра­ту­ре. А ес­ли вы на­пи­са­ли об ака­де­ми­ке или плот­ни­ке, во­ен­ном или пу­те­ше­ст­вен­ни­ке, ху­дож­ни­ке или ду­хов­ном по­движ­ни­ке – вы не по­лу­чи­те пре­мию, по­то­му что вы, по мне­нию стран­но по­до­б­ран­ных во­круг пре­мии экс­пер­тов, – да­ле­ки от ли­те­ра­ту­ры. Сей­час для них вре­мя «ве­дов», да­же на те­ле­ви­де­нии в ос­нов­ном (осо­бен­но на те­ле­ка­на­ле «Куль­ту­ра») вы­сту­па­ют ча­ще не пи­са­те­ли, а ли­те­ра­ту­ро­ве­ды: Лев Ан­нин­ский, Игорь Зо­ло­тус­ский, Ва­лен­тин Не­по­мня­щий. Для них от­крыт эфир, они мо­гут го­во­рить ча­са­ми. Один за­ни­ма­ет­ся Го­го­лем, дру­гой Пуш­ки­ным, тре­тий уже бли­же к ны­неш­ней ли­те­ра­ту­ре, и они слов­но мейн­стрим те­ку­ще­го ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са. Од­на­ко на са­мом де­ле – про­цес­са про­шлых вре­мён, XIX и XX ве­ков. А где же жи­вые ли­те­ра­то­ры, ко­то­рые не­по­сред­ст­вен­но нын­че пи­шут про­из­ве­де­ния? Они-то ку­да по­де­ва­лись? По­че­му им ни­кто не да­ёт сло­ва? По­че­му ни­кто в пол­но­те не об­суж­да­ет их твор­че­ст­во? По­че­му ли­те­ра­тур­ная пре­мия по се­рии «ЖЗЛ» в «Боль­шой кни­ге» при­суж­да­ет­ся тем, кто вы­пол­нил ра­бо­ту ли­те­ра­ту­ро­ве­да, кто стал пи­са­те­лем о пи­са­те­лях? Ис­то­ри­че­с­кие же про­из­ве­де­ния во­об­ще там за­бы­ты, а их ав­то­ры – по­че­му-то не «ве­ды». На мой взгляд, это очень стран­но. Мяг­ко го­во­ря.

– Зна­чит, мы изу­ча­ем ли­те­ра­тур­ный про­цесс, ко­то­рый уже про­шёл?

– Ког­да ли­те­ра­тур­ный про­цесс ста­но­вит­ся про­бле­мой, он ста­но­вит­ся пред­ме­том ис­сле­до­ва­ния. Зна­чит, ли­те­ра­ту­ра, по мне­нию не­ко­то­рых лю­дей, не жи­ва. Это не­вер­но. Она жи­ва. Про­сто её на­до ви­деть и ощу­щать. При­ве­ду чу­до­вищ­ный при­мер. Не­лю­би­мый мною Ста­лин мог, од­на­ко, ча­са­ми си­деть и чи­тать но­вые кни­ги, в от­ли­чие от мно­гих на­ших со­вре­мен­ных ли­де­ров. И на за­се­да­нии ка­кой-ни­будь ко­мис­сии по пре­ми­ям он мог ска­зать о мо­ло­дом пи­са­те­ле, на­сто­ять, что­бы ему да­ли Го­су­дар­ст­вен­ную или пре­сло­ву­тую Ста­лин­скую пре­мию. Та­кой ав­тор за­тем ста­но­вил­ся за­ме­чен­ным все­ми. Но по­доб­но­го сей­час не мо­жет про­изой­ти, по­то­му что нет та­ко­го чи­та­те­ля на­вер­ху, ко­то­рый мог бы оце­нить, нет уси­лия во­ли или же­ла­ния оце­ни­вать. Чи­тать не­ко­му! Это – бе­да. Ста­ли­на, как вы по­ни­ма­е­те, я при­вёл для обо­зна­че­ния про­бле­мы, а не в ка­че­ст­ве луч­ше­го экс­пер­та.

– Нуж­ны ли ли­те­ра­тур­ные пре­мии сей­час? Ка­кую они вы­пол­ня­ют функ­цию для об­ще­ст­ва?

– Я од­наж­ды по­пы­тал­ся изу­чить те­му «ли­те­ра­тур­ные пре­мии в Рос­сии» и ужас­нул­ся. Ока­зы­ва­ет­ся, их сот­ни. Круп­ные, мел­кие, ло­каль­ные, ре­ги­о­наль­ные. Ли­те­ра­тур­ные пре­мии пре­вра­ща­ют­ся в раз­дел твор­че­с­ко­го ре­зю­ме, не бо­лее. Се­го­дня мно­гие хо­тят быть ла­у­ре­а­та­ми или ака­де­ми­ка­ми не важ­но ка­кой ака­де­мии. И спе­шат «сде­лать» се­бе имя. Ко­неч­но, пре­мии ино­гда ма­те­ри­аль­но под­дер­жи­ва­ют ав­то­ров, это то­же не­ма­ло­важ­но. Но я бы со­кра­тил чис­ло пре­мий, ос­та­вив толь­ко са­мые пре­стиж­ные. Да и с экс­пер­та­ми са­мых се­рь­ёз­ных пре­мий что-то про­изо­ш­ло. Они ли­бо «куч­ку­ют­ся» и да­ют пре­мию толь­ко сво­им, ли­бо они не хо­тят вос­при­ни­мать то, что они не счи­та­ют ли­те­ра­ту­рой, хо­тя при этом лег­ко про­хо­дят ми­мо са­мой ли­те­ра­ту­ры.

– Вы мно­го ез­ди­те по ми­ру и пи­ше­те о сво­их пу­те­ше­ст­ви­ях. Вы в чём-то чув­ст­во­ва­ли се­бя пер­во­про­ход­цем?

– В на­ше вре­мя труд­но по­чув­ст­во­вать се­бя пер­во­про­ход­цем, по­сколь­ку бе­лых пя­тен на пла­не­те поч­ти не ос­та­лось. И пу­те­ше­ст­вен­ни­ки преж­них вре­мён – сов­сем дру­гие лю­ди. Они от­прав­ля­лись в ни­ку­да, в не­из­ве­дан­ное. Они бы­ли пер­во­от­кры­ва­те­ля­ми. По­это­му не­сколь­ко гром­ко на­зы­вать­ся пу­те­ше­ст­вен­ни­ком. Да­же Фё­дор Ко­ню­хов – не пу­те­ше­ст­вен­ник, а, ско­рее, ис­пы­та­тель. Од­на­ко всё же я ска­жу сле­ду­ю­щее: мож­но от­кры­вать не­из­ве­дан­ное в уже из­ве­ст­ном. Ино­гда, по­смо­т­рев на не­что, ви­ди­мое мно­ги­ми, мож­но де­лать по­тря­са­ю­щие вы­во­ды и от­кры­тия.

Знаете, ког­да я по­пал в Син­га­пур, то за­тем на­пи­сал об ар­мя­нах, ко­то­рые стро­и­ли и ус­т­ро­и­ли этот го­род-ос­т­ров-го­су­дар­ст­во. Мне за­тем го­во­ри­ли: «При чём тут ар­мя­не?!» Да вот бо­лее чем «при чём»! Ещё я от­кры­вал для се­бя Юж­ную Аф­ри­ку и за­га­доч­ный на­род – буш­ме­нов, рус­ско­го про­то­ти­па зна­ме­ни­то­го ка­пи­та­на Со­рви-го­ло­ва (по­мни­те ро­ман Луи Бус­се­на­ра?), офи­це­ра из Рос­сии, при­ни­мав­ше­го уча­с­тие в ан­г­ло-бур­ской вой­не.

По­мню не­о­быч­ную Ла­тин­скую Аме­ри­ку, где ко­ман­да рус­ских бе­лых ге­не­ра­лов обу­с­т­ро­и­ла в XX ве­ке го­су­дар­ст­во Па­ра­гвай, со­зда­ла его во­ен­ную си­с­те­му, а так­же ча­с­тич­но эко­но­ми­ку и про­мы­ш­лен­ность.

Я не так дав­но вы­пу­с­кал свой про­ект на дан­ную те­му, жур­нал «ПМЖ» – «По­сто­ян­ное ме­с­то жи­тель­ст­ва» или «Пу­те­во­ди­тель мо­ей жиз­ни». У ме­ня все­гда бы­ла идея со­здать не­кий жур­нал «о Пла­не­те Рос­сия на пла­не­те Зем­ля», где бы лю­ди рас­ска­зы­ва­ли свои ре­аль­ные ис­то­рии, по­че­му они пе­ре­ме­ща­ют­ся по ми­ру, где жи­вут, со­би­ра­ют­ся ли вер­нуть­ся об­рат­но или нет. Это край­не ин­те­рес­но. Про­ект хо­ро­шо раз­ви­вал­ся, не хва­ти­ло де­нег, что­бы его под­нять на долж­ную вы­со­ту. Сей­час ра­бо­та­ет сайт «ПМЖ», на­де­юсь, ког­да-то и жур­нал воз­ро­дит­ся вновь.

– А ка­кое раз­ви­тие пу­те­ше­ст­вия име­ют в ми­ре?

– В ми­ре в ос­нов­ном раз­вит ком­мер­че­с­кий ту­ризм. При­мер то­му, как это про­ис­хо­дит – пуб­ли­ка­ции из­ве­ст­но­го аме­ри­кан­ско­го жур­на­ла «Traveller». У нас то­же есть та­кие жур­на­лы, я при­ни­мал не­по­сред­ст­вен­ное уча­с­тие в их со­зда­нии. Это «Во­яж» и «Во­яж и от­дых». Они рас­ска­зы­ва­ют о на­прав­ле­ни­ях от­ды­ха, стра­нах, оте­лях, це­нах, ту­рах. То есть – об от­ды­хе и пу­те­ше­ст­ви­ях за день­ги: за­пла­тил и по­ехал. Но по­рой та­кие по­езд­ки ста­но­вят­ся за­тем для лю­дей на­ча­лом ка­ких-то бо­лее се­рь­ёз­ных пу­те­ше­ст­вий, тем, что я и на­зы­ваю «жиз­не­мыс­ли­ем». Как и для ме­ня, ког­да я стал при­ни­мать уча­с­тие в раз­ных съез­дах рус­ской эми­г­ра­ции или пе­ре­ме­щать­ся по рус­ским цен­т­рам в Ла­тин­ской Аме­ри­ке, США, Ев­ро­пе. Дан­ная те­ма в на­шей ли­те­ра­ту­ре до сих пор не раз­ви­та. Вот тог­да у ме­ня и за­ро­ди­лась идея со­здать жур­нал для всех рус­ских, жи­ву­щих на пла­не­те Зем­ля.

Мно­гие на­ши эми­г­ран­ты не хо­тят в дру­гих стра­нах ме­нять ми­ро­со­зер­ца­ние, они по­ни­ма­ют, что мы име­ем сво­е­об­раз­ную куль­ту­ру, вос­пи­та­ны по-дру­го­му, не так, как дру­гие, что рус­ские не очень ути­ли­тар­ны в во­про­сах куль­ту­ры. Мно­гие пе­ре­се­лен­цы из Рос­сии не спе­шат рас­тво­рять­ся в «за­пад­ном» жиз­нен­ном ус­т­рой­ст­ве: «по­шёл на ра­бо­ту – по­ра­бо­тал – по­ел – вер­нул­ся – по­смо­т­рел те­ле­ви­зор – по­спал – на ра­бо­ту». Они хо­тят жить в дру­гом про­ст­ран­ст­ве, ведь, со­гла­си­тесь, мы всё же ещё не­множ­ко ду­мать уме­ем. Мо­жет быть, ко­неч­но, рос­си­я­не чуть-чуть – фан­та­зё­ры, од­на­ко по­рой ка­жет­ся, что в фан­та­зи­ях скрыт и не­ко­то­рый смысл жиз­ни. Пла­не­та Рос­сия со­зда­ёт своё по­ле в ми­ре, и чем даль­ше, тем боль­ше. На ра­дио РСН – Рус­ской Служ­бе Но­во­стей – я ве­ду по­ле­ми­че­с­кую про­грам­му «Ар­гу­мен­ты и ми­фы», и как-то за­те­ял раз­го­вор об эми­г­ра­ции. А на сай­те по­ме­с­тил оп­рос: «Хо­те­ли бы вы по­ки­нуть Рос­сию?» То­таль­но ли­ди­ро­вал от­вет: «Да, и как мож­но бы­с­т­рее». Все­го так от­ве­ти­ли око­ло 65 про­цен­тов ре­с­пон­ден­тов. То есть бо­лее по­ло­ви­ны про­жи­ва­ю­щих в Рос­сии – по­тен­ци­аль­ные эми­г­ран­ты. Ме­ня это силь­но уди­ви­ло, ведь по­доб­ные дан­ные бы­ли по­лу­че­ны и по оп­ро­су ВЦИ­ОМ. Итак, ес­ли мы жи­вём сре­ди лю­дей, ко­то­рые мыс­лен­но уже «там», то о ка­ких пре­об­ра­зо­ва­ни­ях и до­сти­же­ни­ях мы мо­жем го­во­рить! Так мы ни­ког­да друг с дру­гом ни о чём не до­го­во­рим­ся: ни на до­ро­гах, ни в эко­но­ми­ке, ни в тор­гов­ле. По­то­му что мно­гие лю­ди жи­вут слов­но на че­мо­да­нах. Они меч­та­ют за­ра­бо­тать и бы­с­т­рее уе­хать, а зна­чит – ни в чём в стра­не все­рьёз уча­ст­во­вать не бу­дут. И это очень се­рь­ёз­ная про­бле­ма.

Ин­те­рес­но то, что уже уе­хав­шие «ту­да» ча­с­то ра­зо­ча­ро­вы­ва­ют­ся. Что под­тверж­да­ет по­го­вор­ку: «Хо­ро­шо там, где нас нет». Как од­наж­ды зна­ме­ни­тый по­эт Пе­т­рар­ка ре­шил за­брать­ся на го­ру, что­бы по­чи­тать на вер­ши­не Биб­лию. Он це­лый день под­ни­мал­ся, ус­тал, сел на ка­мень и, от­крыв Пи­са­ние, вдруг про­чёл та­кие сло­ва (ци­ти­рую не­точ­но): «Мы мо­жем мно­го пе­ре­дви­гать­ся по ми­ру, под­ни­мать­ся на вы­со­кие го­ры, но при этом о ду­ше сво­ей за­бы­ва­ем». Ка­кой смысл пе­ре­ме­щать­ся, ес­ли про­бле­ма жиз­ни на­хо­дит­ся не в ме­с­то­по­ло­же­нии, а в са­мом се­бе? Боль­шин­ст­во лю­дей это­го дол­гое вре­мя не по­ни­ма­ют. И толь­ко ког­да при­об­ре­та­ют жиз­нен­ный опыт, на­чи­на­ют осо­зна­вать ошиб­ки, ко­то­рые они со­вер­ша­ли. И всё же рус­ские за ру­бе­жом ока­за­лись очень жи­ву­чей на­ци­ей. Не ме­нее жи­ву­чей, чем ки­тай­цы, те же аф­ри­кан­цы или вы­ход­цы из ис­лам­ских стран. И это – ис­то­ри­че­с­кий факт.

– Вы пре­по­да­ё­те в ву­зе, в ча­ст­но­с­ти, те­ле­жур­на­ли­с­ти­ку. Ка­кие на­вы­ки и чер­ты ха­рак­те­ра по­мо­га­ют вам об­щать­ся со сту­ден­та­ми?

– Ког­да со­зда­вал­ся мой сайт, я ду­мал о его раз­де­лах, и од­ним из раз­де­лов ста­ло «Те­ле-ви­де­ние» (че­рез де­фис). По­че­му так? Да по­то­му, что для ме­ня су­ще­ст­ву­ет не про­сто те­ле­ве­ща­ние как по­ня­тие. Те­ле­ви­де­ние это часть мо­ей жиз­ни. На Пер­вый ка­нал ме­ня в 1987 го­ду при­вёл Свя­то­слав Бэл­за. Мне как ав­то­ру и ве­ду­ще­му до­ве­лось де­лать филь­мы и пе­ре­да­чи, по­свя­щён­ные рус­ской ис­то­рии и ис­то­рии во­об­ще че­рез му­зы­ку. Со­здал с де­ся­ток ча­со­вых ав­тор­ских филь­мов при­ду­ман­но­го мною цик­ла «Ви­ват, Рос­сия!» (это по­том из дан­но­го на­зва­ния не­за­ви­си­мо от ме­ня по­яви­лось не­кое по­ли­ти­че­с­кое дви­же­ние). В ре­зуль­та­те эфир­но­го по­ка­за с по­вто­ра­ми од­но­го из филь­мов – о гим­нах Рос­сии, в 1990 го­ду, тог­да ещё в РСФСР, был при­нят гимн Глин­ки, чем я по-на­сто­я­ще­му гор­жусь. По­сле этих опы­тов я стал смо­т­реть на мир как те­ле­ви­зи­он­щик – че­рез кадр. По­это­му и раз­дел сай­та на­звал «Те­ле-ви­де­ние». Как те­ле­ве­ду­щий я ни­ког­да не шёл ра­бо­тать в штат те­ле­ка­на­лов. Хо­тя вёл де­сят­ки про­грамм. Мо­жет быть, зря. Ино­гда жа­лею, что не со­здал то­го, о чём все­гда меч­тал – соб­ст­вен­ную ав­тор­скую пуб­ли­ци­с­ти­че­с­кую про­грам­му на те­ле­ви­де­нии, что-то вро­де «Од­на­ко», толь­ко с ис­то­ри­ко-куль­ту­ро­ло­ги­че­с­ким ук­ло­ном, и бо­лее ин­те­рес­ную, за­жи­га­тель­ную, без за­ум­ных по­ли­ти­че­с­ких на­мё­ков и рас­суж­де­ний, без об­са­сы­ва­ния не­внят­ных по­ли­ти­че­с­ких си­ту­а­ций, ко­то­рые дав­но уже всех «до­ста­ют». Есть очень мно­го ин­те­рес­но­го и важ­но­го, что хва­та­ет лю­дей за ду­шу и о чём на­до раз­го­ва­ри­вать чуть ли не каж­дый день, пря­мо, до­ход­чи­во и от­кро­вен­но. И это вос­тре­бо­ва­но.

Я с удо­воль­ст­ви­ем сейчас пре­по­даю те­ле­жур­на­ли­с­ти­ку в ву­зе, по­сколь­ку идей на сей счёт у ме­ня ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во. Пи­шу не­стан­дарт­ный учеб­ник по жур­на­ли­с­ти­ке, ко­то­рый – уве­рен – при­вле­чёт мно­гих чи­та­те­лей, сту­ден­тов, лю­би­те­лей и зна­то­ков. Моя цель в дан­ном слу­чае – не толь­ко под­ска­зать кое-что, но и по­мочь бу­ду­щим про­фес­си­о­на­лам стать по-хо­ро­ше­му «фа­на­та­ми» те­ле­ви­де­ния. Для ме­ня са­мая боль­шая бе­да со­вре­мен­но­го ве­ща­ния – это ак­тив­ное его па­де­ние на уро­вень по­псы: к ту­пой ком­мер­ции, пу­с­то­те, про­сто­те и бес­смыс­лен­но­с­ти. Пу­га­ет не­же­ла­ние ру­ко­вод­ст­ва те­ле­ка­на­лов ос­ве­жить те­ле­ви­де­ние но­вы­ми иде­я­ми, не­стан­дарт­ны­ми, но при этом – ос­мыс­лен­ны­ми про­ек­та­ми. Та­кая за­кос­не­лость яв­ля­ет­ся след­ст­ви­ем же­ла­ния про­длить те­ми, кто сто­ит у ру­ля ве­ща­ния, своё ру­ко­во­дя­щее по­ло­же­ние. Им в пе­ри­од «все­об­ще­го по­теп­ле­ния ве­ща­ния» уже во­все не на­до де­лать не­что не­о­быч­ное, при­гла­шать но­вых лю­дей. Ведь луч­ше си­деть «ти­хо», по­ка­зы­вать «про­ве­рен­ных», по­псо­вых пер­со­на­жей. А то но­вень­кие вдруг ска­жут че­го-ни­будь не то.

– В чём вы ви­ди­те свою за­да­чу как кри­ти­ка те­ле­ви­де­ния и те­ле­ве­да?

– Как те­ле­вед я пы­та­юсь ана­ли­зи­ро­вать те­ле­ви­де­ние, его со­став­ля­ю­щие се­го­дня и с пер­спек­ти­вой на бу­ду­щее. Бли­жай­шее бу­ду­щее для те­ле­ви­де­ния по­ка до­воль­но мрач­но­ва­то с точ­ки зре­ния со­дер­жа­ния, по­сколь­ку оно всё боль­ше и боль­ше при­зем­ля­ет­ся. А с точ­ки зре­ния кри­ти­ка я ре­а­ги­рую на те­ку­щие со­бы­тия. Это два раз­ных под­хо­да.

Кри­ти­ка, на мой взгляд, спо­соб­ст­ву­ет не раз­ви­тию те­ле­ви­де­ния, а «про­мы­ва­нию» моз­гов тем лю­дям, ко­то­рые его де­ла­ют. По­то­му что они не долж­ны за­сы­пать, а долж­ны ви­деть, что на­хо­дят­ся под кон­тро­лем, что кто-то за ни­ми бук­валь­но сле­дит. Для ме­ня очень ин­те­рес­на от­да­ча, ре­зуль­тат. Я дол­гое вре­мя не ви­дел ни­ка­кой ре­ак­ции на свои вы­ступ­ле­ния или ста­тьи, по­ка, на­ко­нец, мне не ста­ли зво­нить мои быв­шие кол­ле­ги с те­ле­ка­на­лов, оз­на­ко­мив­ши­е­ся с ни­ми. И од­наж­ды, ког­да я на­пи­сал раз­гром­ную ста­тью про Пер­вый ка­нал, то уз­нал, что «до­сту­чал­ся» до са­мо­го ру­ко­вод­ст­ва. Ме­ня это по­ра­до­ва­ло, по­то­му что мой труд до­шёл до «по­тре­би­те­ля». Лю­ди, ока­зы­ва­ет­ся, вни­ма­тель­но сле­дят за каж­дой пуб­ли­ка­ци­ей о се­бе, ло­вят каж­дое сло­во. И страш­но не лю­бят кри­ти­ку.

– Вы­пу­с­тив тот или иной кри­ти­че­с­кий пас­саж, вы за­ча­с­тую ста­но­ви­тесь пер­со­ной нон-гра­та для тех же те­ле­ка­на­лов. По­че­му?

– К со­жа­ле­нию, я ис­пор­тил от­но­ше­ния с не­ко­то­ры­ми ра­бот­ни­ка­ми или ру­ко­во­ди­те­ля­ми те­ле­ви­де­ния, и на ка­кие-то ка­на­лы, воз­мож­но, хо­ду мне вре­мен­но нет. Ес­ли вы из­бра­ли путь кри­ти­ки те­ле­ви­де­ния, вы на­жи­ва­е­те мно­гих со­пер­ни­ков и да­же вра­гов. Но я стал­ки­вал­ся в жиз­ни и с со­вер­шен­но дру­ги­ми, про­ти­во­по­лож­ны­ми си­ту­а­ци­я­ми. Бы­ва­ло так, что я что-то кри­ти­ко­вал, а ум­ный че­ло­век, на ко­го эта кри­ти­ка бы­ла на­прав­ле­на, это за­ме­чал. Зво­нил мне и го­во­рил: «На­ко­нец-то про­чи­тал о сво­ей ра­бо­те се­рь­ёз­ные за­ме­ча­ния, вра­зу­ми­тель­но и кон­ст­рук­тив­но. Не хо­ти­те при­нять уча­с­тие в но­вом про­ек­те?» Увы, ум­ных лю­дей ос­та­лось не­мно­го, и по­доб­ную ре­ак­цию вряд ли ус­лы­шишь. Но вся­кое бы­ва­ет в жиз­ни. По­жи­вём – уви­дим.


Беседу вёл Михаил ДЬЯЧЕНКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования