Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №47. 27.11.2009

Контрафактное «Мерло»

 Ми­ха­ил Зем­сков лю­бит «Мер­ло» от Жан-По­ля Ше­не, то есть я не прав, «Мер­ло» лю­бит его ге­рой Егор Хар­ла­мов. Я не пью ви­на, не по­ду­май­те пло­хо, я не пью и вод­ки и да­же к пи­ву рав­но­ду­шен, но на днях дво­ю­род­ный брат Ар­тур уго­во­рил, за­та­щил в один из львов­ских ка­бач­ков (имен­но так), и я пил «Мер­ло». На лек­ции по кон­сти­ту­ци­он­но­му пра­ву, по­мню, пре­по­да­ва­те­ля не­о­жи­дан­но унес­ло в сто­ро­ну. Он за­нят­но рас­ска­зал, что ис­то­ри­че­с­ки по­ня­тие ви­но учи­ты­ва­лось да­же для со­сло­вий. Для ари­с­то­кра­тов оно пред­став­ля­ло со­бой ви­но­град­но-ягод­ный на­пи­ток с не­боль­шим гра­ду­сом, для низ­ше­го со­сло­вия – это ис­клю­чи­тель­но ал­ко­голь. К при­ме­ру, хлеб­ное ви­но, оно же зе­лё­ное ви­но – это же вод­ка! Вспом­ним сло­во ви­но­кур­ня, да и в бы­ли­нах: «…не пи­ла она зе­ле­на ви­на…». Соб­ст­вен­но, речь идёт о са­мо­го­не, или о си­ву­хе, как её ещё на Ру­си на­зы­ва­ли.

Но речь не об вин­ных изы­с­ках, это всё к сло­ву при­шлось. Хо­те­лось бы по­го­во­рить о но­вом тво­ре­нии Ми­ха­и­ла Зем­ско­ва, опуб­ли­ко­ван­ном в «Друж­бе на­ро­дов», № 2 за 2009 год – «Ког­да «Мер­ло» те­ря­ет вкус». Чув­ст­ву­ет­ся, что ре­дак­ция ува­жа­е­мо­го жур­на­ла лю­бит Ми­ха­и­ла, с удо­воль­ст­ви­ем его пуб­ли­ку­ет. «Мер­ло» по­яви­лось че­рез два го­да по­сле «Пе­ри­гея». За­ви­дую ав­то­рам, ко­то­рые уме­ют кра­си­во на­звать свою кни­гу, это как бан­тик к кра­си­вой упа­ков­ке. Вро­де бы и мож­но обой­тись, но без не­го че­го-то ко­роб­ке не хва­та­ет: ши­ка, бле­с­ка, гла­мур­но­с­ти.

Итак, «Мер­ло» Ми­ха­и­ла Зем­ско­ва. Ду­маю, что ав­тор сам чув­ст­ву­ет, что на этот раз его «Мер­ло» по­лу­чи­лось раз­бав­лен­ным. «Я пил «Мер­ло» и чув­ст­во­вал, что его вкус из­ме­нил­ся».

Сю­жет не­за­мыс­ло­ват, про­стой, как пять ко­пе­ек. Нет смыс­ла его вос­про­из­во­дить. Де­тек­тив­ное на­ча­ло ска­ты­ва­ет­ся до бы­то­вых раз­би­ра­ло­вок, ка­ки­ми бы­ли бо­га­ты 90-е го­ды ушед­ше­го ХХ ве­ка. То, что быв­шие и на­сто­я­щие дру­зья друг дру­га под­став­ля­ют за день­ги (да­же за очень не­боль­шие день­ги) так­же не на­зо­вёшь от­кро­ве­ни­ем, к со­жа­ле­нию, это на­ша по­всед­нев­ная обы­ден­ность.

Глав­ные ге­рои так­же без на­гро­мож­де­ния, без осо­бых жиз­нен­ных ис­ка­ний. В прин­ци­пе, все жи­вут од­ним днём. Им всем не­мно­го не ве­зёт в жиз­ни, воз­мож­но, не со­пут­ст­ву­ет гос­по­жа уда­ча, но они так­же этим не за­мо­ра­чи­ва­ют­ся.

За что Ми­ха­и­ла мож­но по­хва­лит, так за ал­ма-атин­ский при­вкус «Мер­ло». На­столь­ко до­сто­вер­но, на­столь­ко вы­ве­ре­но, слов­но пу­те­во­ди­тель. Не­уди­ви­тель­но, что в 2005 го­ду Ми­ха­ил по­лу­чил «Рус­скую пре­мию».

Не­ко­то­рые сю­жет­ные ли­нии, ко­то­рые мог­ли пре­вра­тит­ся в глав­ные, обо­зна­че­ны штри­хо­ван­но (к при­ме­ру, га­с­тар­бай­тер Ев­ге­ний Ива­но­вич, уха­жёр ма­те­ри глав­но­го ге­роя). Ко­ло­рит­ная фи­гу­ра, вы­пи­са­на ин­те­рес­но, Ми­ха­и­лу да­же уда­лось вве­с­ти в об­раз ин­три­гу, и на этом всё. А фан­та­зия чи­та­те­ля уже ра­бо­та­ет, при­ду­мы­ва­ет, вме­с­то это­го – ку­киш. Ока­зы­ва­ет­ся, Ев­ге­ний Ива­но­вич, по боль­шо­му счё­ту, нор­маль­ный му­жик, ну, убил ког­да-то ми­ли­ци­о­не­ра; ну, жи­вёт в Ал­ма-Ате без па­с­пор­та, так ведь не бомж. На­шёл се­бе пут­ную жен­щи­ну и да­же с ней об­вен­чал­ся. И вот ждёшь от это­го бла­го­вид­но­го Ев­ге­ния Ива­но­ви­ча всё вре­мя ка­ко­го-то под­во­ха (убий­ца се­рий­ный, ма­нь­як, же­нит­ся, что­бы ов­ла­деть квар­ти­рой), а вме­с­то это­го га­с­тар­бай­тер­ский хэп­пи-энд. Не ска­жу, что так не мо­жет быть, но воз­ни­ка­ет во­прос к ав­то­ру: за­чем так из­на­чаль­но ин­три­го­вать?

Ещё один ге­рой – мо­ло­дой па­рень по име­ни Дэн. Так­же ждёшь от это­го Дэ­на ка­ко­го-то по­ступ­ка, но так, к со­жа­ле­нию, и не дож­дё­тесь.

В тек­с­те встре­ча­ют­ся от­вле­чён­ные раз­мы­ш­ле­ния глав­но­го ге­роя. На­пи­са­ны они за­тей­ли­во, но не впе­чат­ля­ют. В прин­ци­пе, «Мер­ло» как «Мер­ло». Ну, не­до­ста­ёт ему аро­ма­та виш­ни, еже­ви­ки, сли­вы, ма­ли­ны, не­мно­го ко­жи и та­ба­ка, то, что при­су­ще ви­нам Мер­ло, так не уби­вать же за это ав­то­ра. И мо­ло­дым пи­са­те­лем Ми­ха­и­ла труд­но на­звать. Уже 36, хо­ро­ший воз­раст, и пуб­ли­ку­ет­ся че­ло­век ре­гу­ляр­но, и да­же по­се­ща­ет Лип­кин­ский Фо­рум. Прав­да, ни­как не мо­гу по­нять, что там за­бы­ва­ют пи­са­те­ли, ко­то­рые ак­тив­но пуб­ли­ку­ют­ся, уве­ша­ны пре­ми­я­ми и раз­ны­ми спи­с­ка­ми. Или это та­кой меж­ду­со­бой­чик, се­бя по­ка­зать и на дру­гих по­смо­т­реть, но это не моё де­ло.

Лю­бое ви­но хо­ро­шо, ког­да оно име­ет хо­ро­ший срок вы­держ­ки. На мой взгляд, «Мер­ло» Ми­ха­и­ла Зем­ско­ва слиш­ком мо­ло­дое, и при его упо­треб­ле­нии не чув­ст­ву­ешь вку­со­вых ка­честв, пьёшь, как кон­тра­факт­ный сур­ро­гат. А жаль, ду­ма­лось, что по­про­бую хо­ро­ше­го ви­на, но не сто­ит от­ча­и­вать­ся. Уве­рен, что Ми­ха­ил нас ещё по­ра­ду­ет, и не один раз.


Егор МОЛДАНОВ,
г. ЛЬВОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования