Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №47. 27.11.2009

Будет ли жить русская деревня?

 По­на­ча­лу ди­а­лог Сер­гея Шар­гу­но­ва и За­ха­ра При­ле­пи­на о рус­ской де­рев­не («ЛР», 2009, № 40, 9 ок­тя­б­ря) вы­звал мыс­ли о «стё­бо­во­с­ти» двух мос­ков­ских «ку­ми­ров ули­цы», как од­но­го из них не­де­лей поз­же обо­зна­чил Ро­ман Сен­чин, осо­бен­но об­ра­ще­ние – «ми­лый друж­бан», что я тут же сриф­мо­вал со сло­вом «чур­бан», да про­стят мне не­воль­ную иг­ру слов. Но бли­же к кон­цу их ди­а­ло­га я по­че­му-то вспом­нил о ко­рен­ных моск­ви­чах Юрии Ка­за­ко­ве и Ге­ор­гии Се­мё­но­ве – од­них из са­мых за­мет­ных пред­ста­ви­те­лей «де­ре­вен­ской про­зы» и… ус­по­ко­ил­ся. Ди­а­лог в це­лом про­ни­зан не толь­ко «стё­бом», но и по­пыт­кой хоть ка­кой-то ос­мыс­лен­ной за­бо­ты о рус­ском на­ро­де.

Впро­чем, я тут же вспо­ми­нал свои зо­ло­тые де­нёч­ки, ког­да так же, как и уча­ст­ни­ки ди­а­ло­га, был «дач­ни­ком» в за­бро­шен­ной рус­ской де­рев­не, ис­пы­ты­вая по­доб­ные чув­ст­ва. Бы­ло это до­воль­но дав­но. В де­рев­ню ме­ня за­бро­си­ла умо­зри­тель­ная идея: при­бли­зить сво­их ма­ло­лет­них де­тей к при­ро­де. Мы ку­пи­ли дом за три­с­та, ка­жет­ся, руб­лей – в те вре­ме­на моя ме­сяч­ная зар­пла­та ре­дак­то­ра об­ла­ст­ной мо­ло­дёж­ной га­зе­ты.

И прав­да: те де­сять лет про­ле­те­ли див­ным сном, ког­да вся се­мья вы­ез­жа­ла на три лет­них ме­ся­ца на наш «ху­тор» – умер­шую де­рев­ню Лы­чё­во. В де­рев­не кро­ме нас бы­то­ва­ла древ­няя ста­руш­ка под де­вя­но­с­то лет – ба­ба Хри­с­ти­на. Она умер­ла как раз при нас.

Це­ли сво­ей мы до­стиг­ли. Де­ти мои, во вся­ком слу­чае, по­на­ви­да­лись лес­ных чу­дес, «жи­вых» зай­цев, лис, сов, ка­ба­нов, а не му­мий в от­де­ле при­ро­ды кра­е­вед­че­с­ко­го му­зея… А од­наж­ды ви­де­ли да­же на­сто­я­щие мед­ве­жьи сле­ды на лес­ной до­ро­ге не­да­ле­ко от на­шей де­рев­ни, что вы­зва­ло у них не­под­дель­ный вос­торг. Кро­ме то­го, по­нят­но, клюк­ву от брус­ни­ки, а по­до­си­но­вик от му­хо­мо­ра они точ­но от­ли­ча­ют, впро­чем, как и бе­рё­зу от ёл­ки то­же. (Я про­сто не уве­рен, что все го­род­ские де­ти это уме­ют.)

Ну, а я, го­ро­жа­нин, пусть и гу­берн­ских го­ро­дов Яро­слав­ля и Во­лог­ды, в ше­с­том-седь­мом, на­вер­ное, по­ко­ле­нии, то­же, ко­неч­но, «при­об­щал­ся» к де­ре­вен­ской жиз­ни, на­чи­тав­шись и Ва­си­лия Бе­ло­ва, и Вик­то­ра Ас­та­фь­е­ва, и Ва­лен­ти­на Рас­пу­ти­на, и Юрия Ка­за­ко­ва, а преж­де все­го – Ива­на Бу­ни­на, «Де­рев­ню» ко­то­ро­го и сей­час люб­лю без­мер­но.

Но я был не про­сто «дач­ни­ком», а всё-та­ки пуб­ли­ци­с­том-пи­са­те­лем. И за­вёл на «цен­т­раль­ной усадь­бе» ме­ст­но­го сов­хо­за друж­бу с сель­ски­ми учи­те­ля­ми, с ди­рек­то­ром, с аг­ро­но­ма­ми, с ме­ха­ни­за­то­ра­ми и до­яр­ка­ми… Да­же с пер­вым для тех мест «фер­ме­ром». Сло­вом, с ме­ст­ны­ми жи­те­ля­ми. И на про­тя­же­нии де­ся­ти лет – 1990-х го­дов – на­блю­дал их жизнь, так ска­зать, в сю­же­те, в из­ме­не­ни­ях и па­ра­док­сах.

Соб­ст­вен­но, при нас и на­чал­ся «пе­ре­дел» быв­ше­го креп­ко­го со­вет­ско­го хо­зяй­ст­ва: вы­де­ле­ние зе­мель­ных па­ёв, ме­же­ва­ние по­ко­сов, «при­хва­ти­за­ция» трак­то­ров и ав­то­ма­шин, а вер­нее, рас­та­с­ки­ва­ние их по дво­рам, из­ме­не­ние соб­ст­вен­но­с­ти сов­хо­за сна­ча­ла в ООО, а за­тем в СПК, стре­ми­тель­ная сме­на од­но­го за дру­гим ди­рек­то­ров, за­бой об­ще­ст­вен­но­го ста­да, за­ра­с­та­ние паш­ни и паст­бищ, а в со­ци­у­ме – за­кры­тие ма­ло­комп­лект­ной шко­лы, по­том – биб­ли­о­те­ки, по­том – мед­пунк­та… Бы­ло вид­но, что на пер­вых по­рах всё это де­ла­лось с «эн­ту­а­зиз­мом», ка­кой-то да­же ра­до­с­тью, слов­но и прав­да рус­ский се­ля­нин на­ко­нец-то по­лу­чил дол­го­ждан­ную сво­бо­ду, а точ­нее – ос­во­бож­де­ние от всей этой не­су­раз­ной «со­ве­ти­за­ции» рус­ской де­рев­ни.

Но шли го­ды. И «де­рев­ня» при­уны­ла. И кон­крет­но в той ме­ст­но­с­ти, где мы рань­ше «ле­то­ва­ли», и во­об­ще вся. Тут уж мне при­шла по­ра при­за­ду­мать­ся: а что с ней слу­чи­лось? И уви­дел­ся про­цесс, ко­то­рый я бы обо­зна­чил как оди­ча­ние! Соб­ст­вен­но, С.Шар­гу­нов и З.При­ле­пин все ос­нов­ные при­зна­ки это­го оди­ча­ния уме­ло под­ме­ти­ли.

И что даль­ше? Вот на бу­ду­щий год пла­ни­ру­ет­ся все­рос­сий­ская пе­ре­пись на­се­ле­ния. Как вы ду­ма­е­те: ка­кой про­цент сель­ско­го лю­да мы уз­на­ем по её ито­гам? Ду­маю, не боль­ше трид­ца­ти. И то… Сю­да вой­дут на­вер­ня­ка жи­те­ли рай­цен­т­ров, не име­ю­щих ста­ту­са го­ро­да, жи­те­ли лес­ных по­сёл­ков, вся ин­тел­ли­ген­ция се­ла: вра­чи, учи­те­ля, спе­ци­а­ли­с­ты сель­ско­го хо­зяй­ст­ва, а это, со­гла­си­тесь, уже и не кре­с­ть­я­не во­все, а имен­но «сель­ские жи­те­ли». Ис­тин­ных кре­с­ть­ян, тех, кто па­шет-се­ет-до­ит-уби­ра­ет, пред­став­ля­ет­ся, бу­дет про­цен­тов де­сять. А без них рус­ская де­рев­ня как бы и не де­рев­ня по оп­ре­де­ле­нию.

Итак, мы при­шли к ми­ро­вым стан­дар­там. В «ци­ви­ли­зо­ван­ном» ми­ре пять-де­сять про­цен­тов от на­се­ле­ния стра­ны и кор­мят всех ос­таль­ных. По­нят­но, что там из­на­чаль­но бы­ла дру­гая си­с­те­ма хо­зяй­ст­во­ва­ния, ос­но­ван­ная на фер­мер­ст­ве, а не на об­щин­ных или кол­лек­тив­ных прин­ци­пах, как в Рос­сии. Вот по­че­му мы мно­го лет и «по­ём» про­щаль­ную пес­ню рус­ской де­рев­не, в ос­нов­ном, в ми­нор­ном то­не.

А вы­вод та­кой: той рус­ской де­рев­ни в её раз­ма­хе и объ­ё­ме да­же се­ре­ди­ны про­шло­го ве­ка уже не бу­дет… в обо­зри­мом бу­ду­щем. Тут я мо­гу уда­рить­ся в те­о­рию о том, что, воз­мож­но, Рос­сия бу­дет спа­си­тель­ни­цей ми­ра от го­ло­да, а ведь в ми­ре сей­час мил­ли­ард го­ло­да­ю­щих, что мя­со-хлеб-мо­ло­ко и их про­дук­ты мо­гут стать ос­но­вой рос­сий­ско­го экс­пор­та, за­ме­нив да­же нефть-газ-уголь, но для это­го по­ка нет ре­аль­ных пред­по­сы­лок, хо­тя раз­го­во­ры на эту те­му вре­мя от вре­ме­ни вспы­хи­ва­ют, как огонь­ки на­деж­ды для рус­ско­го кре­с­ть­я­ни­на.

А ре­аль­но, по­нят­но, ни­че­го не де­ла­ет­ся. И мно­гие не са­мые глу­пые го­ло­вы, ду­мая о рус­ской де­рев­не, про­сто раз­во­дят ру­ка­ми с пол­ным не­по­ни­ма­ни­ем кар­ти­ны её бу­ду­ще­го. Тут на­до быть про­вид­цем, тут на­до по­смо­т­реть на про­бле­му с ка­ко­го-то ино­го бо­ка, чем это бы­ло при­ня­то ду­мать.

Я ду­маю, что бу­ду­щее рус­ской де­рев­ни ещё не при­спе­ло. Сна­ча­ла по­ду­ма­ем, что мо­жет вер­нуть лю­дей в де­рев­ню? Са­мое оче­вид­ное: эко­ло­гия ме­га­по­ли­сов. Всем по­нят­но, что жить да­же в сред­нем об­ла­ст­ном го­ро­де, осо­бен­но ес­ли в нём есть круп­ные хи­ми­че­с­кие или ме­тал­лур­ги­че­с­кие про­из­вод­ст­ва, ста­но­вит­ся про­сто опас­но для здо­ро­вья. На­при­мер, смерт­ность от он­ко­ло­гии в Че­ре­пов­це в че­ты­ре ра­за вы­ше, чем по всей Во­ло­год­чи­не. А в нём и ме­тал­лур­ги­че­с­кий ком­би­нат, и объ­е­ди­не­ние «Азот», и дру­гие со­пут­ст­ву­ю­щие им пред­при­я­тия этих же от­рас­лей по­мень­ше.

Вто­рое: лю­дей из го­ро­да мо­жет вер­нуть… го­лод! Гля­дя на ви­т­ри­ны про­до­воль­ст­вен­ных ма­га­зи­нов, ка­жет­ся, смеш­но и го­во­рить об этом. Но что за ви­т­ри­на­ми, мно­гим и так по­нят­но: это не про­дук­ты, а сур­ро­га­ты их, ча­с­то про­сто опас­ные для жиз­ни. В ча­ст­но­с­ти, это ка­са­ет­ся ген­но­из­ме­нён­ных про­дук­тов, а та­ких всё боль­ше и боль­ше. Бы­ли уже опы­ты на… кры­сах, ко­то­рые, по­на­ев­шись та­кой «пи­щи», про­сто пе­ре­ста­ва­ли раз­мно­жать­ся, а мы ещё не до­шли до тех по­ко­ле­ний, ко­то­рые эти про­дук­ты бу­дут по­треб­лять в ис­клю­чи­тель­ном по­ряд­ке, но ско­ро так и бу­дет. И при­дёт осо­зна­ние, что пи­тать­ся этим ка­те­го­ри­че­с­ки нель­зя. Уже не­дав­но где-то чи­тал, что го­род­ские жен­щи­ны за здо­ро­вым ге­но­фон­дом от­прав­ля­ют­ся всё даль­ше в «глу­бин­ку», что­бы быть спо­кой­ны­ми за бу­ду­щее сво­их де­тей.

А са­мое глав­ное, де­рев­ню мо­жет воз­ро­дить… «по­ме­щик»! Я не слу­чай­но по­ста­вил это сло­во в ка­выч­ки. Ибо поч­ти уве­рен, что в го­ло­вах поч­ти всех тут же воз­ник­ли об­ра­зы не­заб­вен­ных ли­те­ра­тур­ных Тро­е­ку­ро­ва или Ду­б­ров­ско­го, по­нят­но, ти­пи­зи­ро­ван­ных для нас Алек­сан­д­ром Сер­ге­е­ви­чем, име­ю­щих ре­аль­ных про­то­ти­пов. По­ме­щик нам ну­жен дру­гой!

Как я се­бе это пред­став­ляю. По­че­му за­бы­та, на­при­мер, прак­ти­ка под­соб­ных хо­зяйств го­род­ских пред­при­я­тий? Так уж это бы­ло пло­хо? Уве­рен, что плю­сов в та­ком со­труд­ни­че­ст­ве го­ро­да и де­рев­ни бы­ло боль­ше, чем ре­аль­ных ми­ну­сов. Я да­же не знаю, есть ли для это­го хоть ка­кая-то за­ко­но­да­тель­ная прак­ти­ка. На­при­мер, ма­ло кто зна­ет, что од­ним из круп­ных «по­ме­щи­ков» в 1990-е го­ды был… «Газ­пром», взяв­ший под своё кры­ло мно­же­ст­во хо­зяйств вдоль ве­ток сво­их га­зо­про­во­дов. И они ста­ли очень креп­ки­ми хо­зяй­ст­ва­ми, поч­ти все­гда луч­ши­ми в сво­их рай­о­нах. По­том, ка­жет­ся, это за­пре­ти­ли как «не­про­филь­ные рас­хо­ды», но опыт та­кой был. На­вер­ное, там был и ин­те­рес к са­мой зем­ле как объ­ек­ту не­дви­жи­мо­с­ти, и «от­мыв» де­нег, и ка­кие-то зло­упо­треб­ле­ния, но за этим ви­де­лась суть бу­ду­щих от­но­ше­ний в рус­ской де­рев­не.

Но это я го­во­рил о кол­лек­тив­ных, ес­ли мож­но так ска­зать, «по­ме­щи­ках». А по­че­му бы не уви­деть в бу­ду­щем и ре­аль­ных «ча­ст­ных лиц», ко­то­рые по ка­ким-то при­чи­нам хо­тят и мо­гут при­не­с­ти поль­зу рус­ской де­рев­не. И пусть они по­на­ст­ро­ят уса­деб по всем ве­сям, пусть вла­де­ют зем­лёй без пра­ва про­да­жи, вза­мен вкла­ды­вая день­ги в со­ци­ум и раз­ви­тие на­ше­го се­ла. Всё это не так уто­пич­но, как мо­жет по­ка­зать­ся на пер­вый взгляд. При­ме­ры та­кие есть, но, к со­жа­ле­нию, еди­нич­ные.

А что нуж­но сде­лать, что­бы это ста­ло мас­со­вым яв­ле­ни­ем? Преж­де все­го, ну­жен… по­чин! За­ко­пер­щи­ком долж­но вы­сту­пить го­су­дар­ст­во. Ло­зунг, кста­ти, дол­жен быть про­стой. Что-то вро­де: «Без вас рус­ская де­рев­ня по­гиб­нет!» А си­лу ис­тин­но­го по­чи­на мы по­мним по не так дав­но ушед­шим от нас го­дам.

Са­мое глав­ное: что связ­ка го­род-де­рев­ня бу­дет ося­за­е­мой, кон­крет­ной. Мы точ­но бу­дет знать, кто в этой ме­ст­но­с­ти хо­зя­ин или по­кро­ви­тель. Воз­ник­нет со­рев­но­ва­ние, кон­ку­рен­ция меж­ду ни­ми. А че­ло­век уме­лый и от­вет­ст­вен­ный все­гда мо­жет сде­лать для сво­ей де­рев­ни очень мно­гое.

…Не­дав­но моя дочь, ком­ми­во­я­жёр круп­но­го тор­го­во­го до­ма, по­бы­ва­ла в ме­с­тах сво­е­го дет­ст­ва, в «на­шей» де­рев­не.

– Па­па, – ска­за­ла, воз­вра­тясь, она, – как жаль, что там всё так за­пу­ще­но. Не­уже­ли всё так и по­гиб­нет?

– Не знаю, – от­вет­ст­во­вал я, опу­с­тив до­лу гла­за. – Не знаю…

Ка­жет­ся, при этом ди­а­ло­ге я не ис­пы­ты­вал ни­ка­ко­го оп­ти­миз­ма. А мо­жет быть, я не прав?.. 


Андрей СМОЛИН,
г. ВОЛОГДА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования