Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №47. 27.11.2009

Её звали Ася Пистунова

 Её на­зы­ва­ли Ася Пи­с­ту­но­ва. Или Алек­сан­д­ра Ми­хай­лов­на. Она бы­ла боль­шая, хо­тя не та­ко­го уж вы­со­ко­го рос­та. Но­си­ла бе­ло­ку­рый па­рик с лёг­кой чёл­кой и чёр­ным бан­том на за­тыл­ке. О па­ри­ке ма­ло кто до­га­ды­вал­ся, он шёл к её круп­но­му, чуть вздёр­ну­то­му но­су и мод­ным оч­кам. Вы­пук­лые ка­рие гла­за смо­т­ре­ли ис­пы­ту­ю­ще. Оде­ва­лась Ася поч­ти экс­тра­ва­гант­но и, я бы ска­за­ла, не­за­ви­си­мо. Она во­об­ще пред­по­чи­та­ла не­за­ви­си­мость – в суж­де­ни­ях, во внеш­нем по­ве­де­нии. По­мню, как тор­же­ст­вен­но она не­сла се­бя, оде­тая в яр­кое ве­чер­нее пла­тье, по Вы­ста­воч­но­му за­лу Ма­не­жа, бит­ком за­би­то­му бро­с­ки­ми кар­ти­на­ми. На неё за­гля­ды­ва­лись. Она вы­де­ля­лась сво­ей не­о­рди­нар­но­с­тью. Се­бя не стес­ня­лась. Си­де­ла в крес­ле кро­хот­но­го ка­би­не­ти­ка на пя­том, ка­жет­ся, эта­же «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии», рас­по­ло­жив­шись по-хо­зяй­ски. Го­лос её, звуч­ный и кра­си­вый, при­об­ре­тал по­рой вла­ст­ные но­ты. Ася и бы­ла хо­зяй­кой не­ма­ло­го де­ла: мно­го-мно­го лет бес­смен­но ве­ла от­дел ис­кус­ст­ва, в её ру­ках на­хо­ди­лись и ки­но, и те­атр, и изо­б­ра­зи­тель­ное ис­кус­ст­во.

На га­зет­ных по­ло­сах от­де­ла всё ды­ша­ло твор­че­ст­вом, лю­бо­вью к рус­ской куль­ту­ре, ис­то­рии. Мо­жет быть, сто­и­ло кое-что опуб­ли­ко­вать се­го­дня. Пи­с­ту­но­ва вос­пи­ты­ва­ла и ле­ле­я­ла мо­ло­дых ав­то­ров как сво­их де­тей, ко­то­рые ока­за­лись впос­лед­ст­вии весь­ма не­бла­го­дар­ны­ми, что, увы, вещь ба­наль­ная (к сло­ву ска­зать, столь же го­ря­чо пе­с­то­ва­ла она мо­ло­дые да­ро­ва­ния на еже­год­ных се­ми­на­рах при Со­ю­зе пи­са­те­лей, на­зы­вая свой кру­жок «ли­це­ем»). Мож­но ска­зать, вы­ра­с­ти­ла Алё­шу Еро­хи­на и как же гор­ди­лась его рас­ту­щим та­лан­том жур­на­ли­с­та, хо­тя не ос­во­бож­да­ла ни от ка­кой по­всед­нев­ной ра­бо­ты. Са­ма Ася от­да­ва­ла ду­шев­ное пред­по­чте­ние ху­до­же­ст­ву и ху­дож­ни­кам.

Ли­те­ра­тур­ное твор­че­ст­во Пи­с­ту­но­вой – это от­дель­ный раз­го­вор. Бы­ла она пи­су­чая. Пи­са­ла лег­ко, сво­бод­но вла­дея фра­зой, ли­те­ра­тур­ны­ми ас­со­ци­а­ци­я­ми и эру­ди­ци­ей. Это бы­ли по тем вре­ме­нам воль­ные эс­се, ака­де­ми­че­с­ких ис­кус­ст­во­ве­дов её стиль ко­ро­бил – в 70–80-е го­ды он ка­зал­ся из­лиш­не вы­со­ко­пар­ным, а ав­тор­ская ин­ди­ви­ду­аль­ность во­все не по­ощ­ря­лась. За­то Аси­но пись­мо одо­б­рял Ми­ха­ил Ал­па­тов, Па­у­с­тов­ский при­слал по­хваль­ный от­зыв. Асю це­ни­ли на­ту­ры ар­ти­с­ти­че­с­кие – по­эты и ху­дож­ни­ки с удо­воль­ст­ви­ем за­гля­ды­ва­ли в её ком­на­туш­ку.

Ста­тьи она пи­са­ла ед­ва ли не для каж­до­го но­ме­ра еже­не­дель­ни­ка. Ког­да от­крыл­ся в 1966 го­ду жур­нал «Дет­ская ли­те­ра­ту­ра», в пер­вых же но­ме­рах по­яви­лись ста­тьи Пи­с­ту­но­вой о Та­ть­я­не Ма­в­ри­ной и Мае Ми­ту­ри­че – на­ши вку­сы сов­па­ли (я в то вре­мя на­ча­ла ра­бо­ту в этом жур­на­ле в той же, «аси­ной», долж­но­с­ти и с ра­до­с­тью при­ня­ла её за­яв­ки). Сво­им при­вя­зан­но­с­тям Ася ни­ког­да не из­ме­ня­ла. О Ма­в­ри­ной она не раз сла­га­ла поч­ти­тель­но-пыл­кие очер­ки, пре­кло­ня­ясь пе­ред та­лан­том ве­ли­ко­го ма­с­те­ра. А вы­со­ко це­ня ис­кус­ст­во Ни­ко­лая Ва­си­ль­е­ви­ча Кузь­ми­на, как из­ве­ст­но, му­жа Та­ть­я­ны Алек­се­ев­ны, она каж­дый ян­варь тра­ди­ци­он­но от­кры­ва­ла свой от­дел его но­вой ра­бо­той. Кузь­мин не толь­ко бли­с­та­тель­но ил­лю­с­т­ри­ро­вал клас­си­ку, но сам был ве­ли­ко­леп­ным ли­те­ра­то­ром, че­ло­ве­ком тон­ко­го ос­т­ро­умия и оба­я­ния, а пи­сал до са­мых пре­клон­ных лет. Эти пуб­ли­ка­ции о нём в еже­не­дель­ни­ке бы­ли очень тай­ным по­з­д­рав­ле­ни­ем Ни­ко­лая Ва­си­ль­е­ви­ча с име­ни­на­ми. На­вер­ное, ей мно­гое схо­ди­ло с рук...

Она пер­вая на­пи­са­ла кни­гу о Кузь­ми­не под на­зва­ни­ем «При­ка­са­ясь к кни­ге», из­дан­ную «Со­вет­ской Рос­си­ей» в 1973 го­ду. В том же го­ду вы­шла её ра­бо­та о Люд­ми­ле Зы­ки­ной – «Из серд­ца», по­том о Ку­к­ры­ник­сах, а в 1983 го­ду – сбор­ник ста­тей «Кни­га книг». Этим на­зва­ни­ем Ася не по­ку­ша­лась на Биб­лию, так на­зы­вал свой до­маш­ний аль­бом Са­рь­ян, ку­да он за­пи­сы­вал раз­ные из­ре­че­ния и де­лал на­бро­с­ки. С лю­би­мо­го Мар­ти­ро­са Са­рь­я­на она на­ча­ла сбор­ник. Вот уж где за­бли­с­та­ли её твор­че­с­кое во­об­ра­же­ние, её ин­ди­ви­ду­аль­ность, фе­но­ме­наль­ная па­мять, её уме­ние це­нить и лю­бить ис­кус­ст­во. Тут эс­се о Дю­ре­ре, о Ле­о­нар­до да Вин­чи, о Ра­фа­э­ле, о Тро­пи­ни­не, Аги­не, Пе­т­ро­ве-Вод­ки­не, Ко­нён­ко­ве, сло­вом, о двад­ца­ти ку­ми­рах, вос­пе­тых пе­ром ли­те­ра­то­ра. Кра­си­во рас­кры­лось от­но­ше­ние Пи­с­ту­но­вой к жиз­ни, к тру­ду, к по­ня­ти­ям «свя­тое ре­мес­ло», «вдох­но­ве­ние» и к дру­гим не ме­нее ро­ман­ти­че­с­ким сло­вам, без ко­то­рых ког­да-то в Рос­сии не об­хо­дил­ся раз­го­вор об ис­кус­ст­ве.

Ког­да вы­шла кни­га, я на­пи­са­ла на неё ре­цен­зию для га­зе­ты «Со­вет­ская Рос­сия», но Ася, по-мо­е­му, не очень ос­та­лась мной до­воль­на, хо­тя я объ­яс­ня­ла, что текст из­ряд­но под­со­кра­ти­ли. В её не­ред­ко аф­фек­ти­ро­ван­ной уст­ной и пись­мен­ной ре­чи, вед­шей­ся от пер­во­го ли­ца, клю­че­вы­ми сло­ва­ми бы­ли «че­ло­век иг­ра­ю­щий» (homo ludens), «див­ный», «ти­хий», «неж­ная про­сто­та», «свя­тое ре­мес­ло», «мо­гу­чий», «веч­ное», «твор­че­с­кая дер­зость». Она не бо­я­лась вы­со­ких слов, ко­то­рые ко­ро­би­ли тех ис­кус­ст­во­ве­дов, что при­ни­ма­ют лишь стро­го ана­ли­ти­че­с­кое, обез­ли­чен­ное из­ло­же­ние и про­фес­си­о­наль­ный язык тер­ми­нов. Ася от ду­ши пи­са­ла для се­бя и для нас с ва­ми. Ма­ло из­да­но её книг. Она от­да­ва­лась жиз­ни. И как-то ска­за­ла мне: «Ис­кус­ст­во, лю­бовь, пу­те­ше­ст­вия – вот для че­го сто­ит жить. По­ря­док слов по вку­су».

Она бы­ла не­уто­ми­ма и упор­на во всём. В жаж­де пу­те­ше­ст­вий – лег­ко и ча­с­то пре­одо­ле­ва­ла рас­сто­я­ния, что­бы по­бы­вать в Сред­ней Азии, сво­и­ми гла­за­ми уви­деть Ан­г­лию, Ин­дию, Ев­ро­пу. В про­фес­си­о­наль­ной жаж­де пи­сать, пи­сать сво­им вну­ши­тель­ным круг­лым по­чер­ком без чер­но­ви­ков и поч­ти без по­ма­рок.

Са­мые зна­ме­ни­тые жи­во­пис­цы раз­ных ре­с­пуб­лик изо­б­ра­жа­ли её на пор­т­ре­тах, а она пи­са­ла о них. Пор­т­ре­ты уют­но ук­ра­ша­ли гос­ти­ную. Ког­да она на­хо­ди­ла вре­мя для за­бо­ты о бы­те, о до­маш­нем хо­зяй­ст­ве, ко­то­рое ве­ла бе­зу­ко­риз­нен­но? И го­то­ви­ла ведь за­ме­ча­тель­но. Бы­ла гос­те­при­им­на, но весь­ма вы­бо­роч­но. «Ася, от­ку­да ты зна­ешь, как ма­ри­но­вать ка­пу­с­ту со свёк­лой?» – «Из книг, до­ро­гая. Кни­га – ис­точ­ник зна­ний».

Мы ез­ди­ли с ней в Ере­ван, где она для про­све­ти­тель­ской про­грам­мы ТВ де­ла­ла пе­ре­да­чу о Са­рь­я­не – в его до­ме и му­зее, у Ма­тен­да­ра­на, в ис­то­ри­че­с­ких ме­с­тах го­ро­да. Это был блеск им­про­ви­за­ции. Ве­че­ром я про­чла ей из бук­ле­та, что Ере­ван стар­ше Ни­не­вии, ут­ром она эту по­дроб­ность вве­ла в свою речь так, буд­то зна­ла её с рож­де­ния, точ­но ука­зав да­ту. Осо­бен­но по­ра­зил ме­ня ди­а­лог с Ле­во­ном Мкртча­ном, из­ве­ст­ным ар­мян­ским кри­ти­ком. Они – без ре­пе­ти­ций – на­пе­ре­бой ци­ти­ро­ва­ли Ман­дель­ш­та­ма, Пе­т­ро­вых, упи­ва­лись твор­че­ст­вом Са­рь­я­на. Выс­ший класс «от­кры­то­го эфи­ра». За это её и обо­жа­ли те­ле­ви­зи­он­щи­ки. В по­зна­ва­тель­ных про­грам­мах Ася ар­ти­с­тич­но по­ве­ст­во­ва­ла о Ко­нён­ко­ве – из его ма­с­тер­ской, о Пав­ле Ко­ри­не – из до­ма-му­зея. Она зна­ла их лич­но. Её пе­ву­чий го­лос ча­с­то зву­чал по ра­дио, там она то­же пре­крас­ным рус­ским язы­ком вы­ра­зи­тель­но го­во­ри­ла о куль­ту­ре, о ху­дож­ни­ках все­го ми­ра, вво­дя во все­мир­ную се­мью ге­ни­ев лю­би­мых рус­ских ма­с­те­ров с по­чте­ни­ем и пре­кло­не­ни­ем пе­ред их да­ром.

Её по­чи­та­те­ли на­хо­ди­лись и за гра­ни­цей. Ког­да мы бы­ли во Франк­фур­те сре­ди дру­гих по­слан­ни­ков До­ма друж­бы в пе­ри­од «Гор­би», по­ви­дать­ся с ней при­мча­лась по­дру­га-нем­ка из ка­ко­го-то со­сед­не­го го­ро­да. Ася сво­бод­но го­во­ри­ла по-ан­г­лий­ски, за­кон­чив в своё вре­мя пер­вую тог­да в Моск­ве «ан­г­лий­скую» шко­лу в Со­коль­ни­ках.

Она уме­ла дру­жить, не­до­б­ро­же­ла­те­лей ста­ра­лась не за­ме­чать. Уме­ла быть пре­дан­ной, ве­ри­ла в та­лант дру­гих. Ре­ко­мен­до­ва­ла ме­ня в из­да­тель­ст­во «Дет­ская ли­те­ра­ту­ра», и не толь­ко ме­ня.

По­след­ней её ра­бо­той ока­за­лась по­весть об Илье Ефи­мо­ви­че Ре­пи­не «Бо­га­тырь рус­ско­го ис­кус­ст­ва», вы­шед­шая в 1991 го­ду в из­да­тель­ст­ве «Дет­ская ли­те­ра­ту­ра» (до это­го там же по­яви­лась по­весть о Шиш­ки­не). Ася, Алек­сан­д­ра Ми­хай­лов­на Свя­то­ва, как она зна­чи­лась в па­с­пор­те, по­сле то­го как вто­рым бра­ком со­че­та­лась с во­ен­ным ис­то­ри­ком Ге­ор­ги­ем Свя­то­вым, не­о­жи­дан­но для всех уе­ха­ла с му­жем – или за му­жем? – в Аме­ри­ку, где ста­ла, по слу­хам, пре­по­да­вать ис­то­рию куль­ту­ры в од­ном из аме­ри­кан­ских кол­ле­д­жей. К это­му вре­ме­ни на­ши от­но­ше­ния, к со­жа­ле­нию, ис­чер­па­ли се­бя, и я да­же не зна­ла, что го­да че­рез че­ты­ре она по­яви­лась с му­жем в Моск­ве, а по­том от­пра­ви­лась в Пе­тер­бург, го­род, из ко­то­ро­го в бло­ка­ду уе­ха­ла на­всег­да, дол­го про­жив в си­бир­ском дет­ском ин­тер­на­те. Мать, при­ехав ту­да в кон­це вой­ны, с тру­дом уз­на­ла дочь в бри­то­го­ло­вом под­ро­ст­ке Шур­ке с маль­чи­ше­с­ки­ми по­вад­ка­ми... Алек­сан­д­ра Ми­хай­лов­на на­пи­са­ла о сво­ём дет­ст­ве, где те­перь ра­зы­с­кать эту ру­ко­пись?

В Ле­нин­гра­де ког­да-то, в че­ты­рёх­лет­нем воз­ра­с­те, кур­ча­вая де­воч­ка на­блю­да­ла из ок­на квар­ти­ры на Мой­ке съём­ку ки­но­эпи­зо­да с вы­не­се­ни­ем пра­ха Пуш­ки­на и ни­ког­да не мог­ла за­быть, как кри­ча­ла в тот миг: «Пуш­кин, не уми­рай!», «...те вол­не­ния, ту пе­чаль, тот дет­ский го­лос я но­шу в се­бе мно­го лет».

Са­ма Алек­сан­д­ра Ми­хай­лов­на умер­ла в но­я­б­ре, как го­во­рят, но­чью, в по­сте­ли, поч­ти на­ка­ну­не сво­е­го оче­ред­но­го дня рож­де­ния, в род­ном го­ро­де, ку­да при­еха­ла все­го на не­сколь­ко дней... Я её ни­ког­да не за­бу­ду.

Пост­скрип­тум. Те­перь Вы по­ни­ма­е­те, ува­жа­е­мая ре­дак­ция, ка­кое ис­ка­же­ние фак­тов поз­во­лил се­бе Л.Ала­бин, ав­тор за­мет­ки «Алек­сан­д­ра Ми­хай­лов­на Свя­то­ва», опуб­ли­ко­ван­ной в «Лит. Рос­сии» в мае, в 20-м но­ме­ре? В ка­ком страш­ном сне всё это ему при­ви­де­лось?! До­го­во­рил­ся да­же до «ко­с­ты­ли­ков»! Ста­тью счи­таю кле­ве­той. Впро­чем, ок­ле­ве­тан и Алек­сей Еро­хин в за­мет­ке то­го же ав­то­ра.


Лидия КУДРЯВЦЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования