Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №47. 27.11.2009

Заметки несогласного

Илья СТОГОВ
Илья СТОГОВ

 Хо­чу об­ра­тить­ся с пись­мом к пи­са­те­лю Илье Сто­го­ву. Ува­жа­е­мый Илья! С удив­ле­ни­ем про­чи­тал в книж­ном при­ло­же­нии «Не­за­ви­си­мой га­зе­ты» «НГ Ex libris» бе­се­ду с Ва­ми кри­ти­ка Ми­ха­и­ла Бой­ко. Эта бе­се­да по­тряс­ла ме­ня преж­де все­го по­то­му, что в по­ру сту­ден­че­ст­ва Ва­ши кни­ги мне очень нра­ви­лись. Ва­ши ро­ма­ны «Ма­чо не пла­чут», «Ка­ми­кад­зе», «Де­сять паль­цев» при­вле­ка­ли ме­ня сво­ей изу­ми­тель­ной ис­крен­но­с­тью, тон­ким ор­га­ни­че­с­ким со­че­та­ни­ем на­ро­чи­той внеш­ней про­сто­ты и глу­бин­ной вну­т­рен­ней ду­хов­но­с­ти. Ва­ши про­из­ве­де­ния ка­за­лись мне близ­ки­ми и не­из­мен­но на­хо­ди­ли от­клик в мо­ём серд­це. Да и са­ми Вы пред­став­ля­лись мне тог­да слов­но род­ным че­ло­ве­ком. Но вот про­чи­тал я бе­се­ду с Ва­ми в «НГ» и по­нял – нет, всё-та­ки Вы чу­жой; увы, Вы так же чуж­ды мне по ду­ху, как и боль­шин­ст­во мо­их свер­ст­ни­ков. Ни­че­го об­ще­го с Ва­ми у ме­ня ни­ког­да не бы­ло, да и быть не мог­ло.

Бук­валь­но каж­дая Ва­ша фра­за в этой бе­се­де от­тал­ки­ва­ет, как при уда­ре то­ком, вы­зы­вая го­ря­чее не­со­гла­сие. Вот Вы за­яв­ля­е­те ка­те­го­рич­но, в са­мом на­ча­ле ин­тер­вью: «Ес­ли у Рос­сии есть куль­ту­ра, то на­и­бо­лее яр­кие и за­кон­чен­ные фор­мы она при­об­ре­ла имен­но в «До­ме-2» (вы­де­ле­но мною. – Д.К.). Ка­кие Бер­му­ды, та­кие и тре­у­голь­ни­ки. Вот та­кая она, ро­ди­на. По­смо­т­ри двад­цать ми­нут «Дом-2» и про Рос­сию ты пой­мёшь во­об­ще всё (вы­де­ле­но мною. – Д.К.)». Про­сто ди­ву да­ёшь­ся, чи­тая по­доб­ные пер­лы. Спра­ши­ва­ет­ся, как во­об­ще гла­мур­ное раз­вле­ка­тель­ное те­ле­шоу мо­жет от­ра­жать со­вре­мен­ную рос­сий­скую ре­аль­ность? Что же, Илья, по-ва­ше­му, боль­шин­ст­во рус­ских лю­дей жи­вёт столь бес­смыс­лен­ной, по­хаб­ной и из­вра­щён­ной жиз­нью, как эта мо­ло­дая шпа­на, ко­то­рой не­ве­дом ни­ка­кой язык, кро­ме ма­тер­но­го? Раз­ве так жи­вут пен­си­о­не­ры, сред­нее по­ко­ле­ние лю­дей? Или не о них речь? Тог­да за­чем го­во­ри­те за всю Рос­сию?.. А мо­ло­дёжь? Мо­ло­дёжь у нас то­же раз­ная, всех под од­ну гре­бён­ку не под­рав­ня­ешь. И вряд ли по­дав­ля­ю­щая часть мо­ло­дёж­ной ау­ди­то­рии столь бес­печ­но про­жи­га­ет свою жизнь, как ге­рои и ге­ро­и­ни «До­ма-2». Дан­ное скан­даль­ное шоу, ко­неч­но же, ни­как не мо­жет слу­жить от­ра­же­ни­ем со­вре­мен­ной Рос­сии, од­на­ко с за­вид­ной на­гло­с­тью и упор­ст­вом на это пре­тен­ду­ет, ос­кор­б­ляя тем са­мым честь и до­сто­ин­ст­во рус­ских лю­дей, за­дав­лен­ных бес­ко­неч­ной ра­бо­той, од­но­об­раз­ной ру­ти­ной и ны­неш­ним бе­ше­ным, не­о­буз­дан­ным, раз­дра­жа­ю­щим жиз­нен­ным тем­пом. Уже по этой од­ной при­чи­не пе­ре­да­чу сле­ду­ет не­мед­лен­но за­пре­тить и с по­зо­ром из­гнать с эк­ра­нов те­ле­ви­де­ния. «Дом-2» – из вуль­гар­ных ли­бе­раль­ных те­ле­ми­фов о Рос­сии, ко­то­рые с по­ра­зи­тель­ной бес­пар­дон­но­с­тью в ужа­са­ю­щем ко­ли­че­ст­ве на­вя­зы­ва­ют­ся нам на про­тя­же­нии по­след­них двад­ца­ти лет.

Ещё бо­лее шо­ки­ру­ю­ще, Илья, зву­чат Ва­ши от­кро­ве­ния о пи­са­тель­ском тру­де. «На­ци­о­наль­ный бест­сел­лер» в этом го­ду по­лу­чил Ан­д­рей Ге­ла­си­мов, – го­во­ри­те Вы со­труд­ни­ку «НГ». – Вы его чи­та­ли? Очень ка­че­ст­вен­но сде­лан­ная про­за! Но про­чи­та­ешь ты его… или не про­чи­та­ешь… ну ни­че­го ведь в тво­ей жиз­ни от это­го не из­ме­нит­ся. Ни-че-го-шень­ки! Это бес­по­лез­но вы­черк­ну­тые из жиз­ни три ве­че­ра. Ка­ко­го хре­на он мне сдал­ся, этот Ге­ла­си­мов? При­чём ведь этих га­дов там це­лые дю­жи­ны (вы­де­ле­но мною. – Д.К.), и каж­дый пи­шет по ро­ма­ну в год, а то и по два. И что, я их всех чи­тать дол­жен? Мне за это ни­кто не пла­тит (вы­де­ле­но мною. – Д.К.)». Бра­во, зем­ляк! Зна­чит, пи­са­те­ли, по-ва­ше­му, «га­ды», и Вы са­ми один из них. Или Вы се­бя пи­са­те­лем уже не счи­та­е­те? Вы ведь не­да­ром при­зна­ё­тесь в той же бе­се­де: «Луч­шая по­хва­ла для ме­ня – это не «Ве­ли­кий пи­са­тель», а «жур­на­лист-про­фи»… Се­го­дня ху­дож­ка мне ка­та­ст­ро­фи­че­с­ки не­ин­те­рес­на. От­кры­ваю – и боль­ным ста­нов­люсь». Хо­те­лось бы знать, во-пер­вых, от че­го кон­крет­но Вы ста­но­ви­тесь боль­ным, Илья. От­то­го, что при чте­нии ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры при­хо­дит­ся мно­го раз­мы­ш­лять и ана­ли­зи­ро­вать, в то вре­мя как де­мо­кра­ти­че­с­кая эпо­ха ди­ко­го ка­пи­та­лиз­ма нас дав­но и ус­пеш­но оту­чи­ла от это­го бес­по­лез­но­го и, как вы­яс­ни­лось, край­не скуч­но­го за­ня­тия? Во-вто­рых, ни­че­го оп­ре­де­лён­но­го, в от­ли­чие от Вас, о про­зе Ге­ла­си­мо­ва я ска­зать не мо­гу – к со­жа­ле­нию, ру­ки до на­зван­но­го ав­то­ра по­ка не до­шли, но я ни­ког­да не на­зо­ву чте­ние до­б­рот­но­го ре­а­ли­с­ти­че­с­ко­го ро­ма­на бес­по­лез­но вы­черк­ну­тым из жиз­ни вре­ме­нем, по­то­му что та­кой ро­ман обыч­но за­став­ля­ет за­ду­мать­ся и на мно­гое от­кры­ва­ет гла­за, на что ор­га­ни­че­с­ки не спо­соб­но ни на­ше убо­гое ма­ри­о­не­точ­ное те­ле­ви­де­ние, ни крик­ли­вый цве­та­с­тый Ин­тер­нет, пе­ре­пол­нен­ный все­воз­мож­ны­ми раз­вле­че­ни­я­ми. В-тре­ть­их, Ваш до­вод ка­са­тель­но то­го, что за чте­ние книг ни­кто не пла­тит, по­ис­ти­не сме­шон. Вы­хо­дит, по-ва­ше­му, лю­дям сле­ду­ет за­бо­тить­ся лишь о том, как по­боль­ше де­нег за­ра­бо­тать.

Уд­ру­ча­ю­щим ле­дя­ным ци­низ­мом, увы, про­ни­за­ны и Ва­ши пре­не­бре­жи­тель­ные от­зы­вы о Льве Тол­стом и Алек­сан­д­ре Со­л-же­ни­цы­не. «Вот, смо­т­ри­те: сто лет на­зад, ког­да умер Тол­стой, хо­ро­нить его вста­ла вся стра­на. Это был вы­жив­ший из ума, бо­сой дядь­ка. По на­шим вре­ме­нам фрик (вы­де­ле­но мною. – Д.К.)», – раз­мы­ш­ля­е­те Вы о со­зда­те­ле пер­во­го ро­ма­на-эпо­пеи в ис­то­рии ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ры. Но Вы же са­ми се­бе про­ти­во­ре­чи­те! Не­уж­то не за­ме­ча­е­те, Илья? Ес­ли Тол­стой и вправ­ду был все­го-на­все­го по­ло­ум­ным ста­ри­ком и фри­ком, то по­че­му же тог­да «хо­ро­нить его вста­ла вся стра­на»? По­че­му, как Вы вер­но за­ме­ти­ли, «сло­во Льва Тол­сто­го зна­чи­ло боль­ше, чем сло­во ца­ря»? За­чем ис­кус­ст­вен­но при­ни­жать и вы­сме­и­вать зна­че­ние бе­зус­лов­но­го рус­ско­го ге­ния и ти­та­на мыс­ли? Или это ри­ту­аль­ная дань на­шей по­ш­лой эпо­хе, без ко­то­рой те­перь уже ни­как нель­зя обой­тись?

Ещё бо­лее из­де­ва­тель­ски зву­чат Ва­ши сло­ва о ко­ри­фе­ях со­вет­ской ли­те­ра­ту­ры: «Про­шёл век, и вот не­дав­но стра­на хо­ро­ни­ла по­след­них ди­но­за­в­ров: Со­лже­ни­цы­на, Ми­хал­ко­ва. Да, до­воль­но из­ве­ст­ные ав­то­ры. Но при этом мож­но ли пред­ста­вить, что хоть кто-то из них имел в об­ще­ст­ве ав­то­ри­тет в раз­ме­ре хо­тя бы пол­про­цен­та от ав­то­ри­те­та ко­ми­ков из «Ко­ме­ди-Кла­ба»? (вы­де­ле­но мною. – Д.К.)». О ка­ком «ав­то­ри­те­те», соб­ст­вен­но, Вы ве­дё­те речь? Ни­ка­ко­го об­ще­ст­вен­но­го ав­то­ри­те­та у ко­ме­дик­ла­бов­ских шу­тов нет и ни­ког­да не бы­ло! По­пу­ляр­ность – да, но ведь это не­что сов­сем дру­гое. Так за­чем же на­ме­рен­но пу­тать со­вер­шен­но раз­ные по­ня­тия?..

И, на­ко­нец, в за­клю­че­ние не мо­гу не кос­нуть­ся Ва­ше­го взгля­да на гру­зи­но-осе­тин­скую вой­ну, ко­то­рый воз­му­тил ме­ня про­сто до глу­би­ны ду­ши. «Двое боль­ших муж­чин ре­ши­ли по­ме­рять­ся, у ко­го длин­нее (вы­де­ле­но мною. – Д.К.), – пре­дель­но ци­нич­но по­ла­га­е­те Вы, – и в ре­зуль­та­те по­гиб­ли осе­ти­ны, по­гиб­ли гру­зи­ны, по­гиб­ли во­ен­ные, по­гиб­ли че­чен­цы, ко­то­рые во­об­ще не долж­ны бы­ли там ока­зать­ся». На­ча­ло Ва­шей фра­зы зву­чит пря­мым ос­кор­б­ле­ни­ем па­мя­ти всех пав­ших в этой же­с­то­кой вой­не, без­дум­но раз­вя­зан­ной гру­зин­ским пре­ступ­ным ру­ко­вод­ст­вом.

Впро­чем, нель­зя не при­знать, Илья: бе­се­да с ва­ми иде­аль­но смо­т­рит­ся на стра­ни­цах уль­т­ра­ли­бе­раль­ной «Не­за­ви­си­мой га­зе­ты». Рань­ше я как-то осо­бо не раз­би­рал­ся в её на­прав­лен­но­с­ти – она про­сто пред­став­ля­лась мне со­лид­ным ува­жа­е­мым из­да­ни­ем, и по этой при­чи­не я меч­тал на­пе­ча­тать­ся в при­ло­же­нии «НГ Ex libris», пред­ла­гал то­му са­мо­му ре­дак­то­ру, ко­то­рый вёл с ва­ми бе­се­ду, раз­ные ма­те­ри­а­лы, от­ни­мал у не­го вре­мя. Да­же ста­тью о Вик­то­ре Бо­ко­ве до её пуб­ли­ка­ции в «За­в­т­ра», «Дне ли­те­ра­ту­ры» и «Ли­те­ра­тур­ной учё­бе» по сво­ей на­ив­но­с­ти ему по­ка­зы­вал. Он мне тог­да по­со­ве­то­вал кар­ди­наль­но пе­ре­ра­бо­тать ма­те­ри­ал, ес­ли я хо­чу уви­деть его на стра­ни­цах «НГ». Но те­перь-то я по­ни­маю, что ста­тью о Бо­ко­ве не на­пе­ча­та­ли бы там ни­ког­да, как её ни пе­ре­ра­ба­ты­вай (Бо­ков в «Не­за­ви­си­мой га­зе­те» – всё рав­но что Про­ха­нов в «Звез­де» или «Зна­ме­ни»), и мои за­теи с пуб­ли­ка­ци­я­ми в «НГ» бы­ли аб­со­лют­но пу­с­ты­ми и не­нуж­ны­ми. Слиш­ком уж мно­го не­при­ми­ри­мых, прин­ци­пи­аль­ных раз­но­гла­сий су­ще­ст­ву­ет меж­ду мною и дан­ным из­да­ни­ем.


Дмитрий КОЛЕСНИКОВ,
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования