Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №47. 27.11.2009

Ипическая эрония Елены Георгиевской

 От­чёт с Ли­пок-2009

 

– Это ин­тер­текст.

Не на­до вос­при­ни­мать его слиш­ком се­рь­ёз­но.

 

Оксана Бегма. Любовь
Оксана Бегма. Любовь

«К её спо­кой­но­му до­б­ро­же­ла­тель­но­му то­ну бы­ло труд­но при­драть­ся, но в то же вре­мя бы­ло яс­но, что на уме у неё что-то не то».

Как транс­фор­ми­ру­ет­ся стёб в пост­стёб­ную эпо­ху? Есть два хо­да. Мож­но стёб обо­зна­чить, как в амер­ских сит­ко­мах, мож­но нет. Ес­ли не обо­зна­чить стёб, то лю­ди мо­гут не по­нять, где смеш­но. Кто ра­бо­та­ет тра­ди­ци­он­но, по­ме­ча­ют, где сле­ду­ет сме­ять­ся, и где, зна­чит, смеш­но.

Где бо­лее тон­ко иро­ния, там смех не обо­зна­чен, и мож­но по­ни­мать и се­рь­ёз­но. Ку­да есть тен­ден­ция.

От­сю­да сле­ду­ет и сле­ду­ю­щее. Осо­бо про­дви­ну­тые иро­ни­с­ты пе­ре­ве­ши­ва­ют вы­ве­с­ки. И обо­зна­ча­ют как смеш­ное со­вер­шен­но не­смеш­ную хрень, а смеш­ную хрень по­да­ют со зве­ри­ной се­рь­ёз­но­с­тью.

Я сам это по­нял на Ар­ка­дии Се­вер­ном. Как из­ве­ст­но, «Одес­ские пес­ни 20-х го­дов» бы­ли при­ду­ма­ны в Ле­нин­гра­де 60-х в ка­че­ст­ве стё­ба. Но Се­вер­ный спел их так, что они в ко­неч­ном счё­те бы­ли ка­но­ни­зи­ро­ва­ны. Это об­щий куль­тур­ный ме­ха­низм. Всё на­чи­на­ет­ся как стёб, а по­том об­ра­с­та­ет се­рь­ёз­но­с­тью. В каж­дой шут­ке есть толь­ко до­ля шут­ки, и эта до­ля ста­но­вит­ся всё мень­ше.

Кста­ти, у ме­ня со­вер­шен­но нет ч/ю. Я не­на­ви­жу юмар и юма­ри­с­тов. А ког­да кто-то рас­ска­зы­ва­ет анек­дот, я все­гда про­шу объ­яс­нить, «в чём же здесь при­кол». Еле­на Ге­ор­ги­ев­ская им­по­ни­ру­ет сво­ей се­рь­ёз­но­с­тью.

«– Нет, я мо­гу по­нять, за­чем пи­са­те­ли об­ща­ют­ся с пси­ха­ми, это им для вдох­но­ве­ния на­до, – пу­с­тил­ся Вит­кинд в ли­те­ра­ту­ро­вед­че­с­кие рас­суж­де­ния, – но ты-то ка­ко­го хе­ра со­би­ра­ешь во­круг се­бя .ба­нат, как Юля Фрид­ман?!

 

«Пси­хи всех сор­тов все­гда тя­ну­лись ко мне, по­то­му что я со­че­таю так на­зы­ва­е­мое здо­ро­вое на­ча­ло с уме­ни­ем ими­ти­ро­вать ши­зо­фре­ни­че­с­кий дис­курс, при­об­ре­тён­ным в хо­де борь­бы с пси­ха­ми, ко­то­рые нор­маль­но­го язы­ка не по­ни­ма­ют».

«Прав­да, Ася бы­ла уве­ре­на, что он по­нял её очень по-сво­е­му, как и всё, что он по­ни­мал, ес­ли по­ни­мал».

Так что я то­же по­нял Еле­ну Ге­ор­ги­ев­скую по-сво­е­му, по-кам­чат­ке.

 

Еле­ны Ге­ор­ги­ев­ской и во­про­сы кут­хи­ан­ст­ва

Кутх од­но­вре­мен­но и трик­с­тер и тво­рец. Тог­да не зна­ешь, где пра­виль­но пла­кать, а где пра­виль­но сме­ять­ся. А ког­да не зна­ешь, пла­кать или сме­ять­ся, тог­да страш­но смеш­но, но в ос­нов­ном страш­но.

Ког­да кри­тя­нин го­во­рит «Все кри­тя­не лже­цы», ста­но­вит­ся мно­го и дис­кур­са, и кри­тян. Ес­ли Бог го­во­рит: «Бо­га нет», то по­лу­ча­ет­ся зна­ме­ни­тый сил­ло­гизм Ки­ри­ло­ва из «Бе­сов». А имен­но са­мо­убий­ст­во бо­га.

Кутх од­но­вре­мен­но и кри­тя­нин, и Бог. То есть на­до про­сто вре­мя про­ве­с­ти, по­ка не рас­со­сёт­ся.

Дет­ский сад, по­ду­ма­ла Ася.

 

«Че­рез не­ко­то­рое вре­мя пье­са аб­сур­да при­об­ре­ла своё ло­ги­че­с­кое про­дол­же­ние».

– По­ни­ма­е­те ли, На­та­лья Се­мё­нов­на, – про­го­во­ри­ла Ася, пы­та­ясь сде­лать ин­то­на­цию ну­ле­вой, – на­жрав­шись, рус­ский про­ле­та­ри­ат пол­но­стью ут­ра­чи­ва­ет чув­ст­во са­мо­со­хра­не­ния и, как след­ст­вие, спо­соб­ность к кон­спи­ра­ции. Рос­сий­ские муж­чи­ны, да­же ев­реи, не вы­но­сят, ког­да им го­во­рят прав­ду о том, за чей счёт они на са­мом де­ле жи­вут. Я счи­таю, что не­ко­то­рых лю­дей на­до уби­вать. Эмо­ции тут ни при­чём. Это кри­ти­ка чи­с­то­го ра­зу­ма.

– Да ну их всех нах.., – ска­зал учи­тель ма­те­ма­ти­ки, снаб­жав­ший Асю кни­га­ми мар­ки­за де Са­да. – Кто чи­тал вам ан­т­ро­по­ло­гию, ра­дость моя?

«Я не мо­гу за­ки­нуть но­гу на но­гу, по­то­му что моё ко­ле­но упи­ра­ет­ся в стол, а ото­дви­нуть­ся нель­зя, по­то­му что стул упи­ра­ет­ся в кро­вать, а кро­вать – в тум­боч­ку, а тум­боч­ка – в сте­ну, а сте­на – в шкаф, а даль­ше дверь и ко­ри­дор, вы­хо­дить в ко­то­рый слиш­ком ча­с­то не хо­чет­ся, по­то­му что там ещё тес­нее; и вся ме­бель рас­ша­та­на так, как мо­жет быть рас­ша­та­на ме­бель…, и всё это по­то­му, что в на­ча­ле мо­ей жиз­ни не­ко­му бы­ло без­воз­ме­зд­но дать мне де­нег». (Здесь все Кри­ти­ки Кан­та в крат­ком из­ло­же­нии сум­ми­ро­ва­ны, про сто ре­аль­ных та­ле­ров и сто во­об­ра­жа­е­мых та­ле­ров. Та­ле­ры – это, кста­ти, дол­ла­ры.)

– По­то­му что на­до де­лом за­ни­мать­ся, а не по клу­бам, как во­сем­над­ца­ти­лет­ние, х/йнёй стра­дать.

 

– Ну… – ска­зал За­ра­ту­с­т­ра.

– Вер­нём­ся к на­шим ов­цам.

 

Я, соб­ст­вен­но, к че­му? Я к то­му, что стиль Еле­ны Ге­ор­ги­ев­ской из взры­во­опас­ной сме­си сви­ре­по­го ро­ман­тиз­ма и пост­стё­ба уве­рен­но му­ти­ру­ет в но­вый эпос о сво­ём се­бе.

«Я вы­гля­жу мо­ло­же сво­их лет, но да­же ес­ли ты и по­ве­ришь в мой па­с­порт­ный воз­раст, у те­бя в баш­ке не уло­жит­ся моя би­о­гра­фия. Про­ще врать: ложь прав­до­по­доб­на, а прав­да ни­ког­да не бы­ва­ет прав­ди­вой на все сто».

«Ей сни­лась стра­ни­ца, ис­пе­щ­рён­ная мел­ки­ми штри­ха­ми, и дождь из мел­ких сне­жи­нок. И над­пись свер­ху: это всё – .йня. И по­то­лок с об­ва­лив­шей­ся шту­ка­тур­кой, иро­ни­че­с­ки име­ну­е­мый не­бом».

По­че­му «Ин­стер­бург» слож­но кри­ти­ко­вать? Да по­то­му что «Ин­стер­бург» не пред­наз­на­чен для кри­ти­ки. Там за­щи­та сто­ит, в ви­де слож­но­го син­так­си­са. «Ин­стер­бург» го­раз­до бли­же к «Ве­дам», чем к «Ка­пи­тан­ской доч­ке», на­до толь­ко его пра­виль­но раз­бить на столб­цы.

В ито­ге по­лу­ча­ют­ся сле­ду­ю­щие ви­лы. Еле­на Ге­ор­ги­ев­ская со­зна­тель­но на­ка­чи­ва­ет текст раз­ны­ми не­пол­лит­кор­рект­но­с­тя­ми. Что вы­зы­ва­ет на про­во­ка­цию. С дру­гой сто­ро­ны, Еле­на ста­вит на текст силь­ную за­щи­ту. И тем са­мым на даль­них под­сту­пах от­би­ва­ет в на­ту­ре же­ла­ние под­дать­ся на про­во­ка­ции. По идее Еле­не

«А ес­ли ко­го-то всё вы­ше­при­ве­дён­ное по при­чи­не чьих-то ком­плек­сов и хан­же­ст­ва глу­бо­ко воз­му­ща­ет, то не по­шёл бы этот кто-то нах.?»

 

Василий ШИРЯЕВ,

п. ВОЛКАНЫЙ,

Камчатка


Стиль, орфография и пунктуация автора. Редакция в данном тексте ничего не правила.





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования