Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №47. 27.11.2009

Кому это нужно?

Рис. М.Златковского
Рис. М.Златковского

 На кри­ти­че­с­кий об­зор Ва­си­лия Ши­ря­е­ва я на­тк­нул­ся в один из сво­их «по­хо­дов» на сайт www.magazines.russ.ru, где раз­ме­ща­ют­ся ин­тер­нет-вер­сии по­след­них но­ме­ров тол­стых ли­те­ра­тур­ных жур­на­лов. На стра­ни­це жур­на­ла «Урал» бы­ла опуб­ли­ко­ва­на ста­тья «Хит-па­рад ли­те­ра­тур­ных кри­ти­ков от Ва­си­лия Ши­ря­е­ва». Пер­вое впе­чат­ле­ние – рез­ко от­ри­ца­тель­ное. Для пол­но­ты кар­ти­ны и «чи­с­то­ты экс­пе­ри­мен­та» я ре­шил пе­ре­чи­тать всё, что бы­ло на­пи­са­но этим ав­то­ром для «Ура­ла» в этом го­ду. Так ро­ди­лась эта ста­тья.

«Тек­с­ты – это не­об­хо­ди­мое, но не­до­ста­точ­ное ус­ло­вие для то­го, что­бы со­ста­вить пред­став­ле­ние об ода­рён­но­с­ти ав­то­ра» (Ми­ха­ил Бой­ко). Го­тов со­гла­сить­ся с ав­то­ром. Но так как ни­же речь пой­дёт не об ода­рён­но­с­ти пи­са­те­ля, а о про­фес­си­о­на­лиз­ме кри­ти­ка, то пред­ла­гаю не при­ни­мать эти сло­ва как ру­ко­вод­ст­во к дей­ст­вию. Ши­ря­ев в сво­их об­зо­рах ино­гда поз­во­ля­ет се­бе вы­ска­зы­ва­ния, ко­то­рые не вы­дер­жи­ва­ют ни­ка­кой кри­ти­ки (из­ви­ни­те за ка­лам­бур). На­при­мер, та­кое: «…в сущ­но­с­ти, ру­гань в бло­гах ни­чем не от­ли­ча­ет­ся от кри­ти­ки в тол­стых ли­те­ра­тур­ных жур­на­лах». Или сле­ду­ю­щее: «Мне слож­но со­сре­до­то­чить­ся на кни­ге, ес­ли я не со­би­ра­юсь пи­сать на неё кри­ти­ку».

Я все­гда счи­тал (да и сей­час так же ис­крен­не счи­таю), что кри­ти­ка при­зва­на по­мо­гать ав­то­ру и чи­та­те­лю адек­ват­но оце­ни­вать про­из­ве­де­ние. А ав­то­ру ещё и да­ёт воз­мож­ность сде­лать своё про­из­ве­де­ние луч­ше. По­это­му и лек­си­ка, и тон кри­ти­че­с­ких ста­тей долж­ны быть со­от­вет­ст­ву­ю­щи­ми. В этом у нас с гос­по­ди­ном В.Ш. вы­шла пер­вая не­сты­ков­ка. Сло­ва, на мой взгляд, пло­хо со­че­та­ю­щи­е­ся с за­да­ча­ми кри­ти­че­с­ких об­зо­ров и ста­тей, у дан­но­го кри­ти­ка встре­ча­ют­ся по­все­ме­ст­но. «Бор­зость», «стрип­тиз», «бле­во­ти­на», «по­бу­хать», «пи­сюн», «за­лу­па­ет­ся», «су­ка-ки­о­с­кёр­ша», «гон­дон», «ши­зо­ше­лу­понь», «ду­рил­ка кар­тон­ная», «уб­лю­доч­ность». Боль­ше по­хо­же на сло­вар­ный за­пас че­ло­ве­ка, не­дав­но ос­во­бо­див­ше­го­ся из мест за­клю­че­ния, а не ли­те­ра­тур­но­го кри­ти­ка.

Ещё один, на мой взгляд, сов­сем не­уме­ст­ный при­ём – при­ме­не­ние так на­зы­ва­е­мо­го «ол­бан­ско­го язы­ка». Что это – ещё один ре­ве­ранс в сто­ро­ну ин­тер­нет-бло­гов, с их «на­шол», «оби­дит­са», «ув­лёк­са», «при­тво­рит­са» («Ми­ха­ил Бой­ко как лит­кри­ти­че­с­кий Гриш­ко­вец»), «впи­ца» («Хит-па­рад ли­те­ра­тур­ных кри­ти­ков от Ва­си­лия Ши­ря­е­ва»), «убо­га­ва», «убо­го­ва» (Вы уж, гос­по­дин хо­ро­ший, оп­ре­де­ли­тесь, как пра­виль­но-то), «бал­шую цы­та­ту» и т.д. и т.п.

Че­ло­век, ко­то­рый вы­ра­жа­ет свои мыс­ли та­ким вот спо­со­бом, с по­мо­щью та­ких вот слов, с ви­дом зна­то­ка раз­мы­ш­ля­ет о рус­ском язы­ке: «По-рус­ски не­воз­мож­но тол­ко­во объ­яс­нить­ся, не пе­ре­хо­дя еже­ми­нут­но на ме­та­язык. Ес­ли че­ло­век го­во­рит по-рус­ски без ого­во­рок, – зна­чит, он лжёт или, по мень­шей ме­ре, не­сёт око­ле­си­цу. До­ста­точ­но вспом­нить ахи­нею, ко­то­рую мы ар­ти­ку­ли­ру­ем еже­днев­но».

И фа­ми­ль­яр­ность по от­но­ше­нию к ав­то­рам, о ко­то­рых В.Ш. упо­ми­на­ет «Ми­ша пи­шет», «Ми­ша на рас­пу­тье», «Ми­ша по­нёс око­ле­си­цу» («Ми­ха­ил Бой­ко как лит­кри­ти­че­с­кий Гриш­ко­вец»), «То­пор» (О Вик­то­ре То­по­ро­ве) – то­же не кра­сит кри­ти­ка и не при­бав­ля­ет ему ви­с­тов в пла­не про­фес­си­о­на­лиз­ма. Так же как и упо­треб­ле­ние ру­га­тель­ной лек­си­ки «а х…р его зна­ет», «что­бы все от…ба­лись» («Ми­ха­ил Бой­ко как лит­кри­ти­че­с­кий Гриш­ко­вец»), «чи­та­те­ля сле­ду­ет под…чить», «дро…ло­во» («Хит-па­рад ли­те­ра­тур­ных кри­ти­ков от Ва­си­лия Ши­ря­е­ва»), «блат­ная пое…ень», «г…ном», «п…ды за­хо­тел», «бдя­до­му­д­рие», «в ж…пе» («Бе­не­фис Ва­си­лия Ши­ря­е­ва. О То­по­ро­ве, Гал­ков­ском, Ман­цо­ве»), «бля­до­сло­вие» («Ещё о кри­ти­ке; Муз­ло»).

Ещё очень лю­бит гос­по­дин Ши­ря­ев ко­зыр­нуть «ввин­чен­ны­ми» в текст ла­тин­ски­ми из­ре­че­ни­я­ми и ан­г­лий­ски­ми вы­ра­же­ни­я­ми, не за­бо­тясь о том, что­бы быть по­ня­тым чи­та­те­ля­ми (сно­с­ки, мол, де­ло хло­пот­ное). Или это та­кой сво­е­об­раз­ный «фейс-кон­троль», что­бы от­де­лить мух от кот­лет, сво­их от чу­жих и ум­ных от не очень?..

То, в чём он уп­ре­ка­ет (а ино­гда, су­дя по то­ну его ста­тей, и об­ви­ня­ет) сво­их оп­по­нен­тов, до­воль­но ча­с­то при­су­ще и ему са­мо­му. А имен­но: про­ти­во­ре­чи­вость вы­ска­зы­ва­ний и суж­де­ний («…в ли­те­ра­ту­ре ма­лень­кий че­ло­век мо­жет быть, в ре­а­ле он со­мни­те­лен. За­чем ли­те­ра­ту­ре ма­лень­кий че­ло­век? <…> Те­перь по­смо­т­рим с дру­гой сто­ро­ны: ко­му это мо­жет быть ин­те­рес­но? Боль­шим лю­дям?.. Боль­шие лю­ди чи­та­ют дру­гое. Ма­лень­ким лю­дям?.. Ма­лень­кие а) не уме­ют чи­тать, б) не чи­та­ют, в) чи­та­ют дон­це­ву»). А так­же са­мо­пи­ар (см. пре­ды­ду­щий аб­зац). И под­пись под ста­ть­я­ми «Ва­си­лий Ши­ря­ев. Кам­чат­ка, по­сё­лок Вол­ка­ный» – это то­же са­мо­пи­ар, от­ме­же­ва­ние от дру­гих, мол, я один та­кой. Кста­ти, оши­бок и опе­ча­ток в тек­с­тах кри­ти­ка Ши­ря­е­ва не мень­ше, чем в кри­ти­ку­е­мых им же тек­с­тах. Это всё на­по­ми­на­ет мне рус­скую по­го­вор­ку о со­рин­ке в чу­жом гла­зу и брев­не в сво­ём. Вот та­кие вот де­ла…

И по­след­нее. Ци­та­та, ко­то­рая не нуж­да­ет­ся в ком­мен­та­ри­ях и по­яс­не­ни­ях. «С Ма­ка­ни­ным я встре­чал­ся в Лип­ках, он мне жур­нал под­пи­сал, от порт­вей­на от­ка­зал­ся, прав­да, ну, сфо­то­гра­фи­ро­ва­лись. Я его чи­тал. Он с Ура­ла, а это к Кам­чат­ке бли­же, чем Ал­ла Ла­ты­ни­на. По­это­му я бо­лее до­ве­ряю Ма­ка­ни­ну, чем Ал­ле Ла­ты­ни­ной. Это эле­мен­тар­но». Убой­ная ар­гу­мен­та­ция. Но для про­фес­си­о­наль­ной ре­пу­та­ции кри­ти­ка она, по-мо­е­му, убий­ст­вен­на. 


Игорь КАСКО,
г. СТАВРОПОЛЬ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования