Архив : №47. 27.11.2009
Культурная столица удивляет
Не к месту
В Петербурге на днях появился ещё один памятник, вызвавший очередное недоумение у горожан. Памятник посвящён основоположнику осетинской литературы Коста Хетагурову, чьё 150-летие со дня рождения отмечается в этом году.
Разумеется, нет ничего плохого и предосудительного в решении увековечить память человека, стоявшего у истоков литературы братского осетинского народа (хотя, замечу в скобках, лично мне это решение – в отсутствие памятников таким деятелям русской культуры, как, скажем, Мусоргскому, Чайковскому, Рахманинову, Куприну, Николаю Гумилёву – кажется несколько поспешным).
Недоумение вызывает выбор места для памятника. Установленный в сквере Академии художеств (Васильевский остров) памятник выглядит там чужеродным элементом. Ректор Академии художеств Альберт Чаркин оправдывает выбор места тем, что Коста Хетагуров несколько лет учился в Академии на живописца. Однако идея установки памятника великому человеку по месту его учёбы, на мой взгляд, является искусственной. Для этого существует давняя традиция установки мемориальных досок.
Много вопросов и к самому памятнику, созданному московским скульптором осетинского происхождения Владимиром Соскиевым (автор памятника Марине Цветаевой в Тарусе и проектов памятников Иосифу Бродскому и Булату Окуджаве). Я здесь не собираюсь разбирать: насколько скульптору удалось художественно воплотить образ Коста Хетагурова. Это, как говорится, дело вкуса и времени; хотя для меня ясно, что в памятнике воплотился не столько сам Хетагуров, сколько нынешнее состояние пластического искусства. Обращу внимание только на то, что лежит на поверхности. Работа Соскиева – по своим размерам, объёму и по пластике – камерная, предназначенная для небольших залов. На открытом пространстве, в сквере она совершенно теряется, низводясь до уровня садово-парковой скульптуры. Одно только это несоблюдение элементарного правила монументальной скульптуры полностью обесценивает идею памятника – увековечить память великого человека.
Без тени смущения
В Мариинском театре прошла премьера оперы Рихарда Штрауса «Женщина без тени». В России эта опера до сих пор никем не исполнялась. Похоже, именно это обстоятельство и послужило главной причиной для постановки «Женщины без тени» в Мариинке. Ведь так хочется хоть в чём-то быть первыми! При этом уже неважно, что опера чрезвычайно замысловатая и запутанная по сюжету (либретто написал друг Штрауса, австрийский поэт-символист Гофмансталь), громоздкая и подражательная по музыке, да ещё в придачу с труднейшими женскими партиями. Ну и что из того, что в Мариинке большая проблема с сопрано? Долой смущение! Вместо красивого сильного голоса можно вполне обойтись пронзительным визгом. Нет никакой игры, глупые декорации? Обижаете! Специально приглашённые иностранцы – режиссёр Джонатан Браун и художник-постановщик Поп Браун (свои режиссёры и сценографы, по-видимому, перевелись в Мариинке) – сделали всё как надо, строго по евростандарту: чисто, безлико, на скорую руку. Слишком громко звучал оркестр, заглушая голоса? Опять обижаете! Это фирменный стиль, визитная карточка Мариинского театра! Ведь давно известно: лучше один раз громко сыграть, чем сто раз репетировать.
Лавка писателей попала в Красную книгу
Книжная лавка писателей, что на Невском, 66, отметила свой 75-летний юбилей. Созданная по инициативе М.Горького, она долгие годы была центром литературной жизни города на Неве, а также местом, где можно было купить редкую, «дефицитную» книгу. Достоин упоминания тот факт, что в страшные дни блокады книжная лавка продолжала свою работу, доставляя книги прямо на передовую. Здесь проходили писательские вечера, Дни поэзии, устраивались художественные выставки. Сюда любили заходить Анна Ахматова, Ольга Берггольц, Фёдор Абрамов, Михаил Дудин, Дмитрий Лихачёв. В 90-е годы книжная лавка писателей не раз была под угрозой закрытия и приватизации. Кому-то очень хотелось открыть здесь очередной ресторан или бутик. Однако общественности удалось отстоять легендарную писательскую лавку. А уже совсем недавно нынешний директор книжной лавки писателей Нина Балбукова добилась, чтобы магазин был внесён в Красную книгу знаковых мест северной столицы.
Сегодня в книжной лавке по-прежнему можно купить редкие издания, в том числе букинистические. Однако писатели сюда заходят редко: теперь они предпочитают встречаться в местах более респектабельных (например, в ресторане «Вена») и богемных (например, в арт-кафе «Бродячая собака»).
Творение Михаила Аникушина
В Государственном музее городской скульптуры состоялась уникальная выставка «Глядя на изваяние Пушкина…», посвящённая истории создания памятника Александру Пушкину на площади Искусств. На данной выставке были представлены практически все проекты (а это десятки скульптур, чертежей и фотографий), участвовавшие в ставшем уже легендой скульптурном конкурсе.
На мой взгляд, аникушинское творение является лучшим памятником второй половины ХХ века не только в Петербурге (где он по праву делит первое место с другим символом города на Неве – Медным всадником), но и в России. В этом памятнике поистине гениально передана бессмертная поэтическая сущность Пушкина. Михаилу Аникушину удалось в образе Поэта воплотить самое светлое, прекрасное и превысшее состояние человеческой души – поэтическое. При этом необходимо отметить, что Аникушин гениально воплотил не только самого Пушкина, но и своё время – 40-е и 50-е годы, когда страна вставала из руин и жила всеобщим и великим стремлением к прекрасному. Это было, не побоюсь сказать, поистине поэтическое (если брать это слово в самом широком смысле) время, хотя его сейчас обычно изображают как нечто мрачное, серое и казённое, определяемое словом «сталинщина». Более того – как сегодня всё больше понимаешь – только в такое время и мог появиться такой памятник.
Надо заметить, что история создания этого великого памятника была подлинно драматической и в то же время очень поучительной для нашего времени. Достаточно сказать, что конкурс длился с 1937 по 1950 годы (сам памятник был открыт в 1957 году), в ходе конкурса было проведено пять туров. В нём участвовали крупнейшие советские скульпторы: Николай Томский, Георгий Мотовилов, Иван Шадр, Сергей Меркуров, Матвей Манизер, Всеволод Лишев. Но в итоге победил молодой скульптор Михаил Аникушин, который после победы в конкурсе ещё семь лет работал над памятником. Не менее драматическим был и выбор места для памятника. Первоначально монумент планировали установить в Румянцевском сквере на Университетской набережной, потом на Стрелке Васильевского острова (для этого Биржевую площадь переименовали в Пушкинскую), и только в 1940 году было принято единственно правильное и безупречное решение: установить памятник на площади Лассаля (переименованный в этом же году в площадь Искусств)… Не знаю, как других, но меня после этой выставки мучил один вопрос: почему у нас сегодня нет памятников, подобных аникушинскому? Будь моя воля, я бы – в назидание и поучение нынешним горе-ваятелям – сделал данную экспозицию постоянной, как идеал истинного служения искусству, как достойный пример государства в деле увековечивания памяти славных сынов Отечества.
Илья КОЛОДЯЖНЫЙ