Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №47. 27.11.2009

Культурная столица удивляет

 Не к ме­с­ту

 

В Пе­тер­бур­ге на днях по­явил­ся ещё один па­мят­ник, вы­звав­ший оче­ред­ное не­до­уме­ние у го­ро­жан. Па­мят­ник по­свя­щён ос­но­во­по­лож­ни­ку осе­тин­ской ли­те­ра­ту­ры Ко­с­та Хе­та­гу­ро­ву, чьё 150-ле­тие со дня рож­де­ния от­ме­ча­ет­ся в этом го­ду.

Ра­зу­ме­ет­ся, нет ни­че­го пло­хо­го и пре­до­су­ди­тель­но­го в ре­ше­нии уве­ко­ве­чить па­мять че­ло­ве­ка, сто­яв­ше­го у ис­то­ков ли­те­ра­ту­ры брат­ско­го осе­тин­ско­го на­ро­да (хо­тя, за­ме­чу в скоб­ках, лич­но мне это ре­ше­ние – в от­сут­ст­вие па­мят­ни­ков та­ким де­я­те­лям рус­ской куль­ту­ры, как, ска­жем, Му­сорг­ско­му, Чай­ков­ско­му, Рах­ма­ни­но­ву, Ку­при­ну, Ни­ко­лаю Гу­ми­лё­ву – ка­жет­ся не­сколь­ко по­спеш­ным).

Не­до­уме­ние вы­зы­ва­ет вы­бор ме­с­та для па­мят­ни­ка. Ус­та­нов­лен­ный в скве­ре Ака­де­мии ху­до­жеств (Ва­си­ль­ев­ский ос­т­ров) па­мят­ник вы­гля­дит там чу­же­род­ным эле­мен­том. Рек­тор Ака­де­мии ху­до­жеств Аль­берт Чар­кин оп­рав­ды­ва­ет вы­бор ме­с­та тем, что Ко­с­та Хе­та­гу­ров не­сколь­ко лет учил­ся в Ака­де­мии на жи­во­пис­ца. Од­на­ко идея ус­та­нов­ки па­мят­ни­ка ве­ли­ко­му че­ло­ве­ку по ме­с­ту его учё­бы, на мой взгляд, яв­ля­ет­ся ис­кус­ст­вен­ной. Для это­го су­ще­ст­ву­ет дав­няя тра­ди­ция ус­та­нов­ки ме­мо­ри­аль­ных до­сок.

Мно­го во­про­сов и к са­мо­му па­мят­ни­ку, со­здан­но­му мос­ков­ским скульп­то­ром осе­тин­ско­го про­ис­хож­де­ния Вла­ди­ми­ром Со­ски­е­вым (ав­тор па­мят­ни­ка Ма­ри­не Цве­та­е­вой в Та­ру­се и про­ек­тов па­мят­ни­ков Ио­си­фу Брод­ско­му и Бу­ла­ту Оку­д­жа­ве). Я здесь не со­би­ра­юсь раз­би­рать: на­сколь­ко скульп­то­ру уда­лось ху­до­же­ст­вен­но во­пло­тить об­раз Ко­с­та Хе­та­гу­ро­ва. Это, как го­во­рит­ся, де­ло вку­са и вре­ме­ни; хо­тя для ме­ня яс­но, что в па­мят­ни­ке во­пло­тил­ся не столь­ко сам Хе­та­гу­ров, сколь­ко ны­неш­нее со­сто­я­ние пла­с­ти­че­с­ко­го ис­кус­ст­ва. Об­ра­щу вни­ма­ние толь­ко на то, что ле­жит на по­верх­но­с­ти. Ра­бо­та Со­ски­е­ва – по сво­им раз­ме­рам, объ­ё­му и по пла­с­ти­ке – ка­мер­ная, пред­наз­на­чен­ная для не­боль­ших за­лов. На от­кры­том про­ст­ран­ст­ве, в скве­ре она со­вер­шен­но те­ря­ет­ся, низ­во­дясь до уров­ня са­до­во-пар­ко­вой скульп­ту­ры. Од­но толь­ко это не­со­блю­де­ние эле­мен­тар­но­го пра­ви­ла мо­ну­мен­таль­ной скульп­ту­ры пол­но­стью обес­це­ни­ва­ет идею па­мят­ни­ка – уве­ко­ве­чить па­мять ве­ли­ко­го че­ло­ве­ка.

Без те­ни сму­ще­ния

 

В Ма­ри­ин­ском те­а­т­ре про­шла пре­мье­ра опе­ры Ри­хар­да Штра­у­са «Жен­щи­на без те­ни». В Рос­сии эта опе­ра до сих пор ни­кем не ис­пол­ня­лась. По­хо­же, имен­но это об­сто­я­тель­ст­во и по­слу­жи­ло глав­ной при­чи­ной для по­ста­нов­ки «Жен­щи­ны без те­ни» в Ма­ри­ин­ке. Ведь так хо­чет­ся хоть в чём-то быть пер­вы­ми! При этом уже не­важ­но, что опе­ра чрез­вы­чай­но за­мыс­ло­ва­тая и за­пу­тан­ная по сю­же­ту (ли­б­рет­то на­пи­сал друг Штра­у­са, ав­ст­рий­ский по­эт-сим­во­лист Гоф­ман­сталь), гро­мозд­кая и под­ра­жа­тель­ная по му­зы­ке, да ещё в при­да­чу с труд­ней­ши­ми жен­ски­ми пар­ти­я­ми. Ну и что из то­го, что в Ма­ри­ин­ке боль­шая про­бле­ма с со­пра­но? До­лой сму­ще­ние! Вме­с­то кра­си­во­го силь­но­го го­ло­са мож­но впол­не обой­тись прон­зи­тель­ным виз­гом. Нет ни­ка­кой иг­ры, глу­пые де­ко­ра­ции? Оби­жа­е­те! Спе­ци­аль­но при­гла­шён­ные ино­ст­ран­цы – ре­жис­сёр Джо­на­тан Бра­ун и ху­дож­ник-по­ста­нов­щик Поп Бра­ун (свои ре­жис­сё­ры и сце­но­гра­фы, по-ви­ди­мо­му, пе­ре­ве­лись в Ма­ри­ин­ке) – сде­ла­ли всё как на­до, стро­го по ев­ро­с­тан­дар­ту: чи­с­то, без­ли­ко, на ско­рую ру­ку. Слиш­ком гром­ко зву­чал ор­кестр, за­глу­шая го­ло­са? Опять оби­жа­е­те! Это фир­мен­ный стиль, ви­зит­ная кар­точ­ка Ма­ри­ин­ско­го те­а­т­ра! Ведь дав­но из­ве­ст­но: луч­ше один раз гром­ко сы­г­рать, чем сто раз ре­пе­ти­ро­вать.

 

Лав­ка пи­са­те­лей по­па­ла в Крас­ную кни­гу

 

Книж­ная лав­ка пи­са­те­лей, что на Нев­ском, 66, от­ме­ти­ла свой 75-лет­ний юби­лей. Со­здан­ная по ини­ци­а­ти­ве М.Горь­ко­го, она дол­гие го­ды бы­ла цен­т­ром ли­те­ра­тур­ной жиз­ни го­ро­да на Не­ве, а так­же ме­с­том, где мож­но бы­ло ку­пить ред­кую, «де­фи­цит­ную» кни­гу. До­сто­ин упо­ми­на­ния тот факт, что в страш­ные дни бло­ка­ды книж­ная лав­ка про­дол­жа­ла свою ра­бо­ту, до­став­ляя кни­ги пря­мо на пе­ре­до­вую. Здесь про­хо­ди­ли пи­са­тель­ские ве­че­ра, Дни по­эзии, ус­т­ра­и­ва­лись ху­до­же­ст­вен­ные вы­став­ки. Сю­да лю­би­ли за­хо­дить Ан­на Ах­ма­то­ва, Оль­га Берг­гольц, Фё­дор Аб­ра­мов, Ми­ха­ил Ду­дин, Дми­т­рий Ли­ха­чёв. В 90-е го­ды книж­ная лав­ка пи­са­те­лей не раз бы­ла под уг­ро­зой за­кры­тия и при­ва­ти­за­ции. Ко­му-то очень хо­те­лось от­крыть здесь оче­ред­ной ре­с­то­ран или бу­тик. Од­на­ко об­ще­ст­вен­но­с­ти уда­лось от­сто­ять ле­ген­дар­ную пи­са­тель­скую лав­ку. А уже сов­сем не­дав­но ны­неш­ний ди­рек­тор книж­ной лав­ки пи­са­те­лей Ни­на Бал­бу­ко­ва до­би­лась, что­бы ма­га­зин был вне­сён в Крас­ную кни­гу зна­ко­вых мест се­вер­ной сто­ли­цы.

Се­го­дня в книж­ной лав­ке по-преж­не­му мож­но ку­пить ред­кие из­да­ния, в том чис­ле бу­ки­ни­с­ти­че­с­кие. Од­на­ко пи­са­те­ли сю­да за­хо­дят ред­ко: те­перь они пред­по­чи­та­ют встре­чать­ся в ме­с­тах бо­лее ре­с­пек­та­бель­ных (на­при­мер, в ре­с­то­ра­не «Ве­на») и бо­гем­ных (на­при­мер, в арт-ка­фе «Бро­дя­чая со­ба­ка»).

 

Тво­ре­ние Ми­ха­и­ла Ани­ку­ши­на

 

В Го­су­дар­ст­вен­ном му­зее го­род­ской скульп­ту­ры со­сто­я­лась уни­каль­ная вы­став­ка «Гля­дя на из­ва­я­ние Пуш­ки­на…», по­свя­щён­ная ис­то­рии со­зда­ния па­мят­ни­ка Алек­сан­д­ру Пуш­ки­ну на пло­ща­ди Ис­кусств. На дан­ной вы­став­ке бы­ли пред­став­ле­ны прак­ти­че­с­ки все про­ек­ты (а это де­сят­ки скульп­тур, чер­те­жей и фо­то­гра­фий), уча­ст­во­вав­шие в став­шем уже ле­ген­дой скульп­тур­ном кон­кур­се.

На мой взгляд, ани­ку­шин­ское тво­ре­ние яв­ля­ет­ся луч­шим па­мят­ни­ком вто­рой по­ло­ви­ны ХХ ве­ка не толь­ко в Пе­тер­бур­ге (где он по пра­ву де­лит пер­вое ме­с­то с дру­гим сим­во­лом го­ро­да на Не­ве – Мед­ным всад­ни­ком), но и в Рос­сии. В этом па­мят­ни­ке по­ис­ти­не ге­ни­аль­но пе­ре­да­на бес­смерт­ная по­эти­че­с­кая сущ­ность Пуш­ки­на. Ми­ха­и­лу Ани­ку­ши­ну уда­лось в об­ра­зе По­эта во­пло­тить са­мое свет­лое, пре­крас­ное и пре­выс­шее со­сто­я­ние че­ло­ве­че­с­кой ду­ши – по­эти­че­с­кое. При этом не­об­хо­ди­мо от­ме­тить, что Ани­ку­шин ге­ни­аль­но во­пло­тил не толь­ко са­мо­го Пуш­ки­на, но и своё вре­мя – 40-е и 50-е го­ды, ког­да стра­на вста­ва­ла из ру­ин и жи­ла все­об­щим и ве­ли­ким стрем­ле­ни­ем к пре­крас­но­му. Это бы­ло, не по­бо­юсь ска­зать, по­ис­ти­не по­эти­че­с­кое (ес­ли брать это сло­во в са­мом ши­ро­ком смыс­ле) вре­мя, хо­тя его сей­час обыч­но изо­б­ра­жа­ют как не­что мрач­ное, се­рое и ка­зён­ное, оп­ре­де­ля­е­мое сло­вом «ста­лин­щи­на». Бо­лее то­го – как се­го­дня всё боль­ше по­ни­ма­ешь – толь­ко в та­кое вре­мя и мог по­явить­ся та­кой па­мят­ник.

На­до за­ме­тить, что ис­то­рия со­зда­ния это­го ве­ли­ко­го па­мят­ни­ка бы­ла под­лин­но дра­ма­ти­че­с­кой и в то же вре­мя очень по­учи­тель­ной для на­ше­го вре­ме­ни. До­ста­точ­но ска­зать, что кон­курс длил­ся с 1937 по 1950 го­ды (сам па­мят­ник был от­крыт в 1957 го­ду), в хо­де кон­кур­са бы­ло про­ве­де­но пять ту­ров. В нём уча­ст­во­ва­ли круп­ней­шие со­вет­ские скульп­то­ры: Ни­ко­лай Том­ский, Ге­ор­гий Мо­то­ви­лов, Иван Шадр, Сер­гей Мер­ку­ров, Мат­вей Ма­ни­зер, Все­во­лод Ли­шев. Но в ито­ге по­бе­дил мо­ло­дой скульп­тор Ми­ха­ил Ани­ку­шин, ко­то­рый по­сле по­бе­ды в кон­кур­се ещё семь лет ра­бо­тал над па­мят­ни­ком. Не ме­нее дра­ма­ти­че­с­ким был и вы­бор ме­с­та для па­мят­ни­ка. Пер­во­на­чаль­но мо­ну­мент пла­ни­ро­ва­ли ус­та­но­вить в Ру­мян­цев­ском скве­ре на Уни­вер­си­тет­ской на­бе­реж­ной, по­том на Стрел­ке Ва­си­ль­ев­ско­го ос­т­ро­ва (для это­го Бир­же­вую пло­щадь пе­ре­име­но­ва­ли в Пуш­кин­скую), и толь­ко в 1940 го­ду бы­ло при­ня­то един­ст­вен­но пра­виль­ное и бе­зу­преч­ное ре­ше­ние: ус­та­но­вить па­мят­ник на пло­ща­ди Лас­са­ля (пе­ре­име­но­ван­ный в этом же го­ду в пло­щадь Ис­кусств)… Не знаю, как дру­гих, но ме­ня по­сле этой вы­став­ки му­чил один во­прос: по­че­му у нас се­го­дня нет па­мят­ни­ков, по­доб­ных ани­ку­шин­ско­му? Будь моя во­ля, я бы – в на­зи­да­ние и по­уче­ние ны­неш­ним го­ре-ва­я­те­лям – сде­лал дан­ную экс­по­зи­цию по­сто­ян­ной, как иде­ал ис­тин­но­го слу­же­ния ис­кус­ст­ву, как до­стой­ный при­мер го­су­дар­ст­ва в де­ле уве­ко­ве­чи­ва­ния па­мя­ти слав­ных сы­нов Оте­че­ст­ва. 


Илья КОЛОДЯЖНЫЙ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования