Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №47. 27.11.2009

Кадеты и сквотеры

 Ки­но­фе­с­ти­ва­лей в Моск­ве, да и по всей Рос­сии про­хо­дит мно­же­ст­во. Ведь в про­ка­те оте­че­ст­вен­ные филь­мы не уви­дишь. По те­ле­ви­зо­ру то­же. Фе­с­ти­ва­ли как-то утол­я­ют го­лод по род­но­му ки­но. К при­ме­ру, на днях за­кон­чил­ся бла­го­тво­ри­тель­ный фе­с­ти­валь «Лу­че­зар­ный ан­гел». Со­сто­ял­ся он уже в 8-й раз в Ки­но­цен­т­ре на Крас­ной Прес­не. Этот фе­с­ти­валь име­ет и дру­гое на­зва­ние – «до­б­ро­го ки­но». Да уж, до­ве­ли на­род, со­ску­чи­лись по филь­мам без ужа­сов, кро­ви и пор­но.

И сле­дом на­чал­ся дру­гой фе­с­ти­валь «Рус­ское за­ру­бе­жье», ко­то­рый про­хо­дит уже в тре­тий раз в До­ме Рус­ско­го За­ру­бе­жья име­ни Алек­сан­д­ра Со­лже­ни­цы­на, на Та­ган­ке. Об этом фе­с­ти­ва­ле, ко­то­рый толь­ко что за­кон­чил­ся, я и хо­чу рас­ска­зать по­дроб­нее, по­то­му что при­ни­мал в нём уча­с­тие.

«Мы стро­им мост, со­еди­ня­ю­щий раз­ные бе­ре­га, на ко­то­рых жи­вут рус­ские лю­ди» – та­кой де­виз фе­с­ти­ва­ля и оп­ре­де­ля­ет его со­дер­жа­ние. За ру­бе­жом сей­час про­жи­ва­ет, по при­ве­дён­ным на фе­с­ти­ва­ле све­де­ни­ям, 30 мил­ли­о­нов на­ших быв­ших со­оте­че­ст­вен­ни­ков. Это вто­рая Рос­сия. И сре­ди них мно­го ки­не­ма­то­гра­фи­с­тов. Да и во­об­ще та­лант­ли­вых, твор­че­с­ких лю­дей.

Кадр из фильма «Сезон туманов»
Кадр из фильма «Сезон туманов»

На­при­мер, Ан­на Чер­на­ко­ва – ре­жис­сёр по­лу­чив­ше­го на фе­с­ти­ва­ле глав­ный приз филь­ма «Се­зон ту­ма­нов» – жи­вёт в Ан­г­лии. По­то­му что вы­шла за­муж за ан­г­ли­ча­ни­на, ком­по­зи­то­ра, на­пи­сав­ше­го к филь­му му­зы­ку. И в глав­ных ро­лях сня­лись Ифан Хью Дэ­фидд и Ма­ри­на Блейк. При­чуд­ли­вое со­че­та­ние рус­ских имён, на­всег­да ут­ра­тив­ших чер­ты сла­вян­ской грам­ма­ти­ки и фо­не­ти­ки, с ан­г­лий­ски­ми фа­ми­ли­я­ми са­мо по се­бе го­во­рит об ис­ко­вер­кан­ных судь­бах эми­г­ран­тов. И фильм об этом же. Сей­час уе­хав­ших на за­пад, ус­т­ро­ив­ших­ся там не пре­зи­ра­ют, а за­ви­ду­ют им. Век­тор рус­ской эми­г­ра­ции ус­т­рем­лён на за­пад как ни­ког­да силь­но. И утеч­ки не толь­ко моз­гов, но и жён про­сто ка­та­ст­ро­фи­че­с­кие. Рус­ские жен­щи­ны за­вид­ные не­ве­с­ты. Иметь рус­скую же­ну те­перь – пре­стиж­но в лю­бой стра­не ми­ра. О не­лёг­кой мис­сии рус­ских жен­щин и сде­лан фильм. И твор­че­с­кая груп­па филь­ма то­же жен­ская в ос­нов­ном. И ре­жис­сёр, и сце­на­рист, и глав­ные про­дю­се­ры, и глав­ные ро­ли – сплошь жен­щи­ны. «О, жен­щи­ны, спа­си­те этот мир!» – вос­клик­нул од­наж­ды по­эт Ни­ко­лай Ша­т­ров. И они спа­са­ют. Лю­бят, пе­ре­но­сят все тя­го­ты, вос­пи­ты­ва­ют де­тей и ещё, к то­му же – со­зда­ют куль­тур­ные цен­но­с­ти. Со­ав­тор сце­на­рия и про­дю­сер филь­ма Ев­ге­ния Тир­да­то­ва, из­ве­ст­ный ки­но­кри­тик, ки­ноака­де­мик – она, к сча­с­тью, про­пи­са­на по­ка в Моск­ве.

В ма­лень­ком ан­г­лий­ском го­род­ке жи­вёт се­мья – муж ан­г­ли­ча­нин, же­на рус­ская. Ухо­жен­ный ста­рин­ный го­ро­док, до­ста­ток, ком­форт, но че­го-то не хва­та­ет. Мо­жет быть, впер­вые в рус­ском ис­кус­ст­ве за­пад­ный мир по­ка­зан как убо­гая про­вин­ция – мед­ве­жий угол. За­хо­лу­с­тье ду­ши, в ко­то­ром про­сто не­чем ды­шать. И сде­ла­но это с та­ким но­с­таль­ги­че­с­ком над­ры­вом, ко­то­рый мо­жет ис­пы­ты­вать, как мне ка­жет­ся, толь­ко рус­ский. В этот за­хо­лу­ст­ный го­ро­док при­ез­жа­ет из Моск­вы квар­тет клас­си­че­с­кой му­зы­ки. Вож­де­лен­ные для слу­ха боль­шин­ст­ва «га­с­т­ро­ли по за­па­ду» по­ка­за­ны с обес­ку­ра­жи­ва­ю­щим ре­а­лиз­мом. Пу­с­той ко­с­тёл с не­сколь­ки­ми спя­щи­ми ба­буш­ка­ми. Ко­неч­но, в Моск­ве это бу­дет объ­яв­ле­но ус­пе­хом. Сре­ди му­зы­кан­тов аль­тист, ко­то­рый прон­за­ет серд­це но­с­таль­ги­ру­ю­щей жен­щи­ны. Его иг­ра­ет кра­са­вец муж­чи­на – Сер­гей Чо­ниш­ви­ли, ко­то­рый по­лу­чил за эту роль глав­ный фе­с­ти­валь­ный приз «За луч­шую муж­скую роль». Ни­че­го хо­ро­ше­го из их люб­ви не вы­хо­дит, и в кон­це кон­цов ан­г­лий­ское бо­ло­то по­беж­да­ет рус­скую не­пред­ска­зу­е­мость и не­ус­т­ро­ен­ность, и ти­хий омут за­са­сы­ва­ет ду­шев­ные и сер­деч­ные ме­та­ния рус­ской жен­щи­ны. За­то она яв­ля­ет ми­ру ещё од­ну но­во­рож­дён­ную ду­шу.

Во­об­ще раз­ных фе­с­ти­валь­ных на­град у это­го филь­ма не счесть. Са­ми со­зда­те­ли уже пу­та­ют­ся в их ко­ли­че­ст­ве. Вот не­ко­то­рые из них: Спе­ци­аль­ный приз фе­с­ти­ва­ля «Вер­ное серд­це», ко­то­рый вме­щал в се­бя упо­ми­на­ния и ре­жис­сё­ра, и сце­на­ри­с­та, и опе­ра­то­ра. От­дель­ный приз там же ак­т­ри­се Ма­ри­не Блейк. Приз за луч­шую жен­скую роль на фе­с­ти­ва­ле «Ана­па-2008». Ещё фильм при­гла­шён на фе­с­ти­валь в Ли­мож (Фран­ция).

По­смо­т­реть же про­стым зри­те­лям этот фильм не­ре­аль­но, а бы­ло бы весь­ма по­учи­тель­но. Мно­го ска­за­но уже о жен­ском «сек­су­аль­ном раб­ст­ве», в ко­то­рое по­па­да­ют на­ши не­сча­ст­ные де­вуш­ки. Но вот о «за­са­сы­ва­ю­щем бо­ло­те» за­пад­но­го бла­го­по­лу­чия ещё, по­жа­луй, ни­че­го не ска­за­но. Хо­чет­ся от­ме­тить ма­с­тер­скую ра­бо­ту опе­ра­то­ра это­го филь­ма Дми­т­рия Ер­ма­ко­ва. Па­но­ра­мы не­о­быч­ной для нас при­ро­ды Ан­г­лии с её зе­лё­ны­ми хол­ма­ми про­сто за­во­ра­жи­ва­ют.

Фе­с­ти­валь вклю­чал в се­бя и жю­ри до­ку­мен­таль­ных филь­мов. Один из двух при­зов по­лу­чил фильм «Ка­дет­ская пе­ре­клич­ка» ре­жис­сё­ров Ва­ле­рия и Люд­ми­лы Дё­ми­ных. Это не пер­вый фильм о ка­де­тах, сня­тый эти­ми ре­жис­сё­ра­ми. Мир рус­ских во­ен­ных учи­лищ, их тра­ди­ции – про­сто уни­каль­ны. И эти тра­ди­ции не уте­ря­ны. Ещё жи­вы са­ми ка­де­ты, вы­пу­ск­ни­ки учи­лищ, ко­то­рые ещё дол­го по­сле ре­во­лю­ции су­ще­ст­во­ва­ли на За­па­де, со­хра­няя тра­ди­ции учи­лищ Рос­сий­ской им­пе­рии. В филь­ме рас­ска­за­но о ка­де­тах, ушед­ших в без­ве­ст­ность с Даль­не­го Вос­то­ка, с ос­т­ро­ва Рус­ский, на ко­то­ром сей­час по­став­лен па­мят­ник с тер­но­вым вен­цом. Но боль­ше все­го до­ку­мен­таль­ных ка­д­ров со­хра­ни­лось о жиз­ни рус­ско­го ка­дет­ско­го кор­пу­са в Сер­бии, в го­род­ке Бе­лая цер­ковь. Толь­ко в 1944 го­ду пре­кра­ти­лась жизнь это­го учи­ли­ща. Вой­ска СМЕР­Ша, за­няв­шие этот го­род, рас­ст­ре­ля­ли по­след­них ка­де­тов и да­же взо­рва­ли ка­дет­ские мо­ги­лы.

Это фильм, ко­то­рый хо­те­лось бы смо­т­реть ещё и ещё, бес­ко­неч­но. По­то­му что он вли­ва­ет за­ряд бо­д­ро­с­ти в ду­шу. Рус­ская за­кал­ка, су­во­ров­ский дух про­сто не­ис­тре­би­мы и спо­соб­ны пре­одо­ле­вать лю­бые, са­мые не­че­ло­ве­че­с­кие ус­ло­вия. На­при­мер, ка­де­ты на ос­т­ро­ве Рус­ский не име­ли обу­ви, бе­лья, тёп­лых ве­щей. И тем не ме­нее они и в мо­ро­зы про­дол­жа­ли учить­ся и со­блю­дать стро­гую во­ин­скую дис­цип­ли­ну. Всё бы­ло пе­ре­жи­то, пре­одо­ле­но, и са­мое важ­ное, эти ка­де­ты ещё жи­вы, и они го­во­рят в филь­ме, рас­ска­зы­ва­ют о сво­ей мо­ло­до­с­ти. И жиз­нен­ный век­тор этих лю­дей, как это ни па­ра­док­саль­но, ус­т­рем­лён к Рос­сии. Они до сих пор меч­та­ют вер­нуть­ся.

Ещё я с удо­воль­ст­ви­ем по­смо­т­рел ко­рот­кий фильм о за­ме­ча­тель­ном и го­ря­чо мною лю­би­мом по­эте рус­ско­го ан­де­г­ра­ун­да, ав­то­ре мно­гих ху­ли­ган­ских пе­сен, эми­г­ри­ро­вав­шем в Па­риж, – Алек­сее Хво­с­тен­ко по кли­че «Хвост». Так и на­зы­ва­ет­ся этот фильм. В филь­ме он по­ёт, о нём рас­ска­зы­ва­ют его дру­зь­я. В Па­ри­же он то­же ху­ли­га­нил, стал из­ве­ст­ным вож­дём дви­же­ния «скво­те­ров» – они за­хва­ты­ва­ют пу­с­тые, под­го­тов­лен­ные к сно­су до­ма и жи­вут в них, об­ра­зо­вы­вая сво­е­об­раз­ные ком­му­ны. Умер Хвост в Рос­сии и по­хо­ро­нен на ка­ком-то ма­лень­ком клад­би­ще, на­зва­ние ко­то­ро­го вы­ско­чи­ло у ме­ня из го­ло­вы. Ког­да его хо­ро­ни­ли, то по­хо­рон­ную ко­ман­ду по­про­си­ли быть по­веж­ли­вее с гро­бом, по­то­му что в нём ле­жит боль­шой рус­ский по­эт. На что мо­гиль­щик от­ве­тил, что «боль­ших по­этов» хо­ро­нят на Ва­гань­ко­ве или Но­во­де­ви­чь­ем. Ну, а где хо­тел и с кем хо­тел ле­жать сам Хвост, го­во­рит­ся в его из­ве­ст­ной пе­сен­ке. И да про­стят ме­ня за ху­ли­ган­ст­во. Я при­ве­ду её здесь це­ли­ком, но в строч­ках.

«Хо­чу ле­жать с лю­би­мой ря­дом, хо­чу ле­жать с лю­би­мой ря­дом, хо­чу ле­жать с лю­би­мой ря­дом, а рас­ста­вать­ся не хо­чу. Моя лю­би­мая пре­ле­ст­на, моя лю­би­мая чу­дес­на, моя лю­би­мая не­бес­на, с ней рас­ста­вать­ся не хо­чу. Хо­чу лю­бить-тру­бить на флей­те, на де­ре­вян­ной тон­кой флей­те, на са­мой но­вой-но­вой флей­те, а на ра­бо­ту не хо­чу. Пу­с­кай ра­бо­та­ет ра­бо­чий, иль не ра­бо­чий, ес­ли хо­чет, пу­с­кай ра­бо­та­ет, кто хо­чет, а я ра­бо­тать не хо­чу. Хо­чу ле­жать с лю­би­мой ря­дом, все­гда вдво­ём с лю­би­мой ря­дом, и день и ночь с лю­би­мой ря­дом, а на вой­ну я не пой­ду. Пу­с­кай во­ю­ют па­ци­фи­с­ты, пу­с­кай стре­ля­ют в них буд­ди­с­ты, пу­с­кай счи­та­ют каж­дый вы­ст­рел, а мне на это на­пле­вать. Пой­ду ле­жать на ба­ра­ба­не, на ба­ра­ба­не или в ба­не, пой­ду, при­ля­гу на Та­ть­я­не, пой­ду на флей­те за­вы­вать. Хо­чу ле­жать с лю­би­мой ря­дом, хо­чу си­деть с лю­би­мой ря­дом, хо­чу сто­ять с лю­би­мой ря­дом, а с не­лю­би­мой не хо­чу».


Лев АЛАБИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования