Архив : №47. 27.11.2009
Кадеты и сквотеры
Кинофестивалей в Москве, да и по всей России проходит множество. Ведь в прокате отечественные фильмы не увидишь. По телевизору тоже. Фестивали как-то утоляют голод по родному кино. К примеру, на днях закончился благотворительный фестиваль «Лучезарный ангел». Состоялся он уже в 8-й раз в Киноцентре на Красной Пресне. Этот фестиваль имеет и другое название – «доброго кино». Да уж, довели народ, соскучились по фильмам без ужасов, крови и порно.
И следом начался другой фестиваль «Русское зарубежье», который проходит уже в третий раз в Доме Русского Зарубежья имени Александра Солженицына, на Таганке. Об этом фестивале, который только что закончился, я и хочу рассказать подробнее, потому что принимал в нём участие.
«Мы строим мост, соединяющий разные берега, на которых живут русские люди» – такой девиз фестиваля и определяет его содержание. За рубежом сейчас проживает, по приведённым на фестивале сведениям, 30 миллионов наших бывших соотечественников. Это вторая Россия. И среди них много кинематографистов. Да и вообще талантливых, творческих людей.
|
Кадр из фильма «Сезон туманов» |
Например, Анна Чернакова – режиссёр получившего на фестивале главный приз фильма «Сезон туманов» – живёт в Англии. Потому что вышла замуж за англичанина, композитора, написавшего к фильму музыку. И в главных ролях снялись Ифан Хью Дэфидд и Марина Блейк. Причудливое сочетание русских имён, навсегда утративших черты славянской грамматики и фонетики, с английскими фамилиями само по себе говорит об исковерканных судьбах эмигрантов. И фильм об этом же. Сейчас уехавших на запад, устроившихся там не презирают, а завидуют им. Вектор русской эмиграции устремлён на запад как никогда сильно. И утечки не только мозгов, но и жён просто катастрофические. Русские женщины завидные невесты. Иметь русскую жену теперь – престижно в любой стране мира. О нелёгкой миссии русских женщин и сделан фильм. И творческая группа фильма тоже женская в основном. И режиссёр, и сценарист, и главные продюсеры, и главные роли – сплошь женщины. «О, женщины, спасите этот мир!» – воскликнул однажды поэт Николай Шатров. И они спасают. Любят, переносят все тяготы, воспитывают детей и ещё, к тому же – создают культурные ценности. Соавтор сценария и продюсер фильма Евгения Тирдатова, известный кинокритик, киноакадемик – она, к счастью, прописана пока в Москве.
В маленьком английском городке живёт семья – муж англичанин, жена русская. Ухоженный старинный городок, достаток, комфорт, но чего-то не хватает. Может быть, впервые в русском искусстве западный мир показан как убогая провинция – медвежий угол. Захолустье души, в котором просто нечем дышать. И сделано это с таким ностальгическом надрывом, который может испытывать, как мне кажется, только русский. В этот захолустный городок приезжает из Москвы квартет классической музыки. Вожделенные для слуха большинства «гастроли по западу» показаны с обескураживающим реализмом. Пустой костёл с несколькими спящими бабушками. Конечно, в Москве это будет объявлено успехом. Среди музыкантов альтист, который пронзает сердце ностальгирующей женщины. Его играет красавец мужчина – Сергей Чонишвили, который получил за эту роль главный фестивальный приз «За лучшую мужскую роль». Ничего хорошего из их любви не выходит, и в конце концов английское болото побеждает русскую непредсказуемость и неустроенность, и тихий омут засасывает душевные и сердечные метания русской женщины. Зато она являет миру ещё одну новорождённую душу.
Вообще разных фестивальных наград у этого фильма не счесть. Сами создатели уже путаются в их количестве. Вот некоторые из них: Специальный приз фестиваля «Верное сердце», который вмещал в себя упоминания и режиссёра, и сценариста, и оператора. Отдельный приз там же актрисе Марине Блейк. Приз за лучшую женскую роль на фестивале «Анапа-2008». Ещё фильм приглашён на фестиваль в Лимож (Франция).
Посмотреть же простым зрителям этот фильм нереально, а было бы весьма поучительно. Много сказано уже о женском «сексуальном рабстве», в которое попадают наши несчастные девушки. Но вот о «засасывающем болоте» западного благополучия ещё, пожалуй, ничего не сказано. Хочется отметить мастерскую работу оператора этого фильма Дмитрия Ермакова. Панорамы необычной для нас природы Англии с её зелёными холмами просто завораживают.
Фестиваль включал в себя и жюри документальных фильмов. Один из двух призов получил фильм «Кадетская перекличка» режиссёров Валерия и Людмилы Дёминых. Это не первый фильм о кадетах, снятый этими режиссёрами. Мир русских военных училищ, их традиции – просто уникальны. И эти традиции не утеряны. Ещё живы сами кадеты, выпускники училищ, которые ещё долго после революции существовали на Западе, сохраняя традиции училищ Российской империи. В фильме рассказано о кадетах, ушедших в безвестность с Дальнего Востока, с острова Русский, на котором сейчас поставлен памятник с терновым венцом. Но больше всего документальных кадров сохранилось о жизни русского кадетского корпуса в Сербии, в городке Белая церковь. Только в 1944 году прекратилась жизнь этого училища. Войска СМЕРШа, занявшие этот город, расстреляли последних кадетов и даже взорвали кадетские могилы.
Это фильм, который хотелось бы смотреть ещё и ещё, бесконечно. Потому что он вливает заряд бодрости в душу. Русская закалка, суворовский дух просто неистребимы и способны преодолевать любые, самые нечеловеческие условия. Например, кадеты на острове Русский не имели обуви, белья, тёплых вещей. И тем не менее они и в морозы продолжали учиться и соблюдать строгую воинскую дисциплину. Всё было пережито, преодолено, и самое важное, эти кадеты ещё живы, и они говорят в фильме, рассказывают о своей молодости. И жизненный вектор этих людей, как это ни парадоксально, устремлён к России. Они до сих пор мечтают вернуться.
Ещё я с удовольствием посмотрел короткий фильм о замечательном и горячо мною любимом поэте русского андеграунда, авторе многих хулиганских песен, эмигрировавшем в Париж, – Алексее Хвостенко по кличе «Хвост». Так и называется этот фильм. В фильме он поёт, о нём рассказывают его друзья. В Париже он тоже хулиганил, стал известным вождём движения «сквотеров» – они захватывают пустые, подготовленные к сносу дома и живут в них, образовывая своеобразные коммуны. Умер Хвост в России и похоронен на каком-то маленьком кладбище, название которого выскочило у меня из головы. Когда его хоронили, то похоронную команду попросили быть повежливее с гробом, потому что в нём лежит большой русский поэт. На что могильщик ответил, что «больших поэтов» хоронят на Ваганькове или Новодевичьем. Ну, а где хотел и с кем хотел лежать сам Хвост, говорится в его известной песенке. И да простят меня за хулиганство. Я приведу её здесь целиком, но в строчках.
«Хочу лежать с любимой рядом, хочу лежать с любимой рядом, хочу лежать с любимой рядом, а расставаться не хочу. Моя любимая прелестна, моя любимая чудесна, моя любимая небесна, с ней расставаться не хочу. Хочу любить-трубить на флейте, на деревянной тонкой флейте, на самой новой-новой флейте, а на работу не хочу. Пускай работает рабочий, иль не рабочий, если хочет, пускай работает, кто хочет, а я работать не хочу. Хочу лежать с любимой рядом, всегда вдвоём с любимой рядом, и день и ночь с любимой рядом, а на войну я не пойду. Пускай воюют пацифисты, пускай стреляют в них буддисты, пускай считают каждый выстрел, а мне на это наплевать. Пойду лежать на барабане, на барабане или в бане, пойду, прилягу на Татьяне, пойду на флейте завывать. Хочу лежать с любимой рядом, хочу сидеть с любимой рядом, хочу стоять с любимой рядом, а с нелюбимой не хочу».
Лев АЛАБИН