Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №47. 27.11.2009

Урок с историей

 Урок. От Ниц­ше до Ио­не­с­ко. Ин­сти­тут Рус­ско­го те­а­т­ра (ма­с­тер­ская Ан­д­рея Мо­лот­ко­ва). Ре­жис­су­ра и сце­но­гра­фия Ле­о­ни­да Ла­в­ров­ско­го.

 

За­слу­жен­ный ар­тист Рос­сии А.Мо­лот­ков иг­ра­ет Бе­ран­же в «Но­со­ро­ге» в те­а­т­ре «У Ни­кит­ских во­рот», а вот его сту­ден­ты сы­г­ра­ли в дру­гой пье­се Ио­не­с­ко. Спек­такль по-мо­ло­до­му пё­с­т­рый, по­ста­нов­щи­ков рас­пи­ра­ет от все­го ин­те­рес­но­го, что они зна­ют и чем ув­ле­ка­ют­ся: да, мы то­же ув­ле­ка­лись в юно­с­ти и Ниц­ше, и Ма­ле­ром. И вот в пред­став­ле­нии зву­чат ре­чи За­ра­ту­с­т­ры, а под ча­ру­ю­щие ме­ло­дии Пер­вой сим­фо­нии Гу­с­та­ва Ма­ле­ра кра­си­во тан­цу­ют те­ни за за­на­ве­сом (тан­цы по­ста­вил на­род­ный ар­тист СССР Ми­ха­ил Ла­в­ров­ский – отец ав­то­ра-ре­жис­сё­ра спек­так­ля). Ре­чи Учи­те­ля (Сер­гей Ми­ло­ва­нов) о нео-ис­пан­ских язы­ках со­про­вож­да­ют­ся ра­ве­лев­ским бо­ле­ро.

Пье­са «Урок», как и мно­гие дру­гие пье­сы Ио­не­с­ко, не­од­но­знач­на и мно­го­слой­на: здесь и про­бле­ма ав­то­ри­та­риз­ма (и в об­ра­зе Слу­жан­ки, и в об­ра­зе Учи­те­ля), и про­бле­мы пе­да­го­ги­ки, тра­ди­ци­он­ных и ин­но­ва­ци­он­ных спо­со­бов обу­че­ния линг­ви­с­ти­ке и ма­те­ма­ти­ке, да­же ме­то­до­ло­ги­че­с­кие про­бле­мы ма­те­ма­ти­ки.

К со­жа­ле­нию, по­ста­нов­щи­ки не очень вни­ма­тель­но от­нес­лись к тек­с­ту Ио­не­с­ко и опу­с­ти­ли поч­ти по­ло­ви­ну «ариф­ме­ти­че­с­кой» ча­с­ти, в ре­зуль­та­те смысл по­те­рял­ся, ос­тал­ся один аб­ст­ракт­ный аб­сурд. По­нят­но, что у по­ста­нов­щи­ков нет ни ма­те­ма­ти­че­с­ко­го, ни пе­да­го­ги­че­с­ко­го, ни «учё­но­го» опы­та, и они не со­вла­да­ли с ча­с­тью тек­с­та. А ведь Ио­не­с­ко при­да­вал боль­шое зна­че­ние во­про­сам фи­ло­со­фии ма­те­ма­ти­ки (вспом­ним ло­ги­че­с­кие ди­а­ло­ги в «Но­со­ро­ге»). Под­со­кра­ще­на и фи­ло­ло­ги­че­с­кая часть, но глав­ное – не по­ка­за­на ди­на­ми­ка раз­ви­тия дра­мы, ког­да у пе­да­го­га воз­ра­с­та­ет ярость и аг­рес­сия, а у уче­ни­цы – страх. Здесь они оба ка­кие-то ста­ци­о­нар­ные, ма­ло ме­ня­ют­ся по хо­ду спек­так­ля. Уси­ле­на роль слу­жан­ки – она всё вре­мя сна­ча­ла пы­та­ет­ся бро­сить зонт сту­дент­ки в ку­чу, где ле­жат порт­фе­ли уби­тых ра­нее уче­ниц. Ино­гда уче­ни­ков ста­но­вит­ся мно­го, а в кон­це слу­жан­ка и За­ра­ту­с­т­ра в во­ен­ной фор­ме. Ио­не­с­ко до­пу­с­ка­ет воз­мож­ность, что слу­жан­ка на­де­ва­ет на учи­те­ля по­вяз­ку со сва­с­ти­кой, та­ким об­ра­зом ме­та­фо­ри­зи­ру­ет­ся пе­ре­ход от язы­ко­вых игр к ав­то­ри­та­риз­му и то­та­ли­та­риз­му. Л.Ла­в­ров­ский ре­шил эту ме­та­фо­ру внеш­ним об­ра­зом, вве­дя За­ра­ту­с­т­ру с ре­ча­ми о сверх­че­ло­ве­ке и му­зы­ку сим­фо­нии «Ти­тан» Ма­ле­ра, а так­же при­дав чер­ты дик­та­то­ра ещё и слу­жан­ке. Но, по-мо­е­му, эта ме­та­фо­ра ав­то­ри­та­риз­ма в спек­так­ле не ра­бо­та­ет, и мно­го­чис­лен­ные зри­те­ли-сту­ден­ты, теп­ло и да­же го­ря­чо при­няв­шие пред­став­ле­ние, всё же вос­при­ня­ли его лишь как шу­точ­ное дей­ст­во, что-то вро­де те­а­т­раль­но­го ка­пу­ст­ни­ка.


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования