Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №47. 27.11.2009

Нас пытаются загнать в стойло

 С Певческой капеллой Санкт-Петербурга я знаком с детства. Мои родители (за что я им очень благодарен) водили меня туда на концерты с шести лет. От тех посещений в моей памяти навсегда остались светлые, принадлежащие к лучшим детским впечатлениям, воспоминания: уютный, можно сказать, домашний зал, умные и красивые лица зрителей, таинственные, в строгих чёрных костюмах музыканты, и за дирижёрским пультом – вдохновенный маэстро, который, как уже тогда казалось, был неотделим ни от этих прославленных стен, ни от звучащей здесь музыки. И вот теперь – спустя тридцать лет – в дни Гаврилинского музыкального фестиваля, мне представилась неожиданная и удивительная возможность задать вопросы моему кумиру с детских лет – бессменному руководителю  Капеллы Владиславу Чернушенко.

Владислав ЧЕРНУШЕНКО
Владислав ЧЕРНУШЕНКО

– Вла­ди­слав Алек­сан­д­ро­вич, вам до­ве­лось ра­бо­тать с ве­ли­ки­ми рус­ски­ми ком­по­зи­то­ра­ми – Ге­ор­ги­ем Сви­ри­до­вым и Ва­ле­ри­ем Га­в­ри­ли­ным. Ка­ки­ми они вам за­пом­ни­лись? Ко­го из них вы боль­ше ис­пол­ня­ли? С кем слож­нее бы­ло ра­бо­тать?

– Сви­ри­дов и Га­в­ри­лин – это ге­не­раль­ная ли­ния рус­ской му­зы­ки, иду­щая от Глин­ки и Дар­го­мыж­ско­го к Бо­ро­ди­ну, Ба­ла­ки­ре­ву, Рим­ско­му-Кор­са­ко­ву, Му­сорг­ско­му и да­лее че­рез Чай­ков­ско­го, Рах­ма­ни­но­ва, Та­не­е­ва, Гла­зу­но­ва к Стра­вин­ско­му, Про­ко­фь­е­ву, Шо­с­та­ко­ви­чу и их со­вре­мен­ным на­след­ни­кам. Судь­ба на­гра­ди­ла ме­ня воз­мож­но­с­тью об­ще­ния и сов­ме­ст­ной ра­бо­ты с Ге­ор­ги­ем Ва­си­ль­е­ви­чем и Ва­ле­ри­ем Алек­сан­д­ро­ви­чем. Как они за­пом­ни­лись? Не за­пом­ни­лись. А жи­вут во мне как часть ме­ня са­мо­го.

С Ва­ле­ри­ем Га­в­ри­ли­ным мы бы­ли друж­ны со сту­ден­че­с­ких лет. Сы­но­вья на­ши ко­по­ши­лись в од­ном дет­са­де, и мы, по­ми­мо Кон­сер­ва­то­рии, по ут­рам не­ред­ко там со­бе­се­до­ва­ли. Но пря­мое на­ше твор­че­с­кое вза­и­мо­дей­ст­вие силь­но за­поз­да­ло. Глав­ные его ра­бо­ты, свя­зан­ные с хо­ром и ор­ке­с­т­ром, – «Во­ен­ные пись­ма», «Ско­мо­ро­хи», – на­шли пре­крас­ных эс­т­рад­ных ис­пол­ни­те­лей, а «Пе­ре­зво­ны», пред­по­ла­гав­ши­е­ся для ис­пол­не­ния Ка­пел­лой, уш­ли в Моск­ву к В.Н. Ми­ни­ну. На­ме­чав­ши­е­ся но­вые со­чи­не­ния, увы, не уви­де­ли све­та. В ка­нун 60-ле­тия Га­в­ри­ли­на мы с ним об­су­ди­ли объ­ём­ную про­грам­му фе­с­ти­ва­ля, по­свя­щён­но­го его твор­че­ст­ву, оп­ре­де­ли­ли сро­ки его про­ве­де­ния, но осу­ще­ств­ле­ние за­мыс­ла про­изо­ш­ло уже в от­сут­ст­вие Ва­ле­рия. И эта сса­ди­на на серд­це кро­во­то­чит до сих пор.

Му­зы­ка Га­в­ри­ли­на бу­дет все­гда, по­ка жи­ва Рос­сия, ибо в ней со­бра­на вся мно­го­ве­ко­вая боль, все ра­до­с­ти и слё­зы, не­уря­ди­цы и ве­ли­кие свер­ше­ния, по­ру­га­ние свя­тынь, иу­ди­ны пре­да­тель­ст­ва, ра­зо­ре­ние и вос­ста­ние из пеп­ла, по­доб­ное Хри­с­то­ву вос­кре­се­нию, и всё это про­ни­за­но лю­бо­вью и це­ли­тель­ной ве­рой в под­час бес­ша­баш­ный, до­вер­чи­во до­б­рый, но в го­ди­ны ис­пы­та­ний не­по­сти­жи­мо стой­кий и не­пре­обо­ри­мый на­род. Соб­ст­вен­но, так же и у Сви­ри­до­ва. Не слу­чай­но эти два име­ни ча­с­то про­из­но­сят ря­дом.

Бо­лее трёх де­ся­ти­ле­тий мы не­по­сред­ст­вен­но кон­так­ти­ро­ва­ли с Ге­ор­ги­ем Ва­си­ль­е­ви­чем Сви­ри­до­вым. Сов­ме­ст­ные ре­пе­ти­ции, кон­цер­ты с при­сут­ст­ви­ем ав­то­ра, грам­за­пи­си с его уча­с­ти­ем, спе­ци­аль­ные мои при­ез­ды в Моск­ву, ког­да с ут­рен­не­го по­ез­да и до ноч­но­го отъ­ез­да мы в его квар­ти­ре на Боль­шой Гру­зин­ской ра­бо­та­ли, бе­се­до­ва­ли о са­мом раз­ном, в ос­нов­ном же о про­бле­мах об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры. Для ме­ня, как и для всех, имев­ших воз­мож­ность та­ко­го об­ще­ния, это бы­ло су­ще­ст­вен­ным до­пол­не­ни­ем не толь­ко к му­зы­каль­но­му об­ра­зо­ва­нию, но и к уро­кам ми­ро­вой ис­то­рии, к по­ни­ма­нию по­эти­че­с­ко­го сло­ва, к оп­ре­де­ле­нию нрав­ст­вен­ных кри­те­ри­ев об­ще­ст­вен­ной жиз­ни и мно­го­го дру­го­го, что от­но­сит­ся к со­кро­вен­ным сто­ро­нам под­лин­но­го ис­кус­ст­ва. По­ра­жа­ла ос­т­рая па­мять и ко­лос­саль­ная эру­ди­ция Ге­ор­гия Ва­си­ль­е­ви­ча. Но бо­лее все­го впе­чат­ля­ло его чув­ст­во сло­ва, уди­ви­тель­но точ­ное ин­то­ни­ро­ва­ние ре­чи, вы­ра­жен­ное ску­пы­ми нот­ны­ми зна­ка­ми. Ког­да-то, имея в ви­ду жи­во­пись, ху­дож­ник Юон ска­зал: «Как ма­ло нот, как мно­го му­зы­ки». Это о Сви­ри­до­ве. Нот ни боль­ше, ни мень­ше, ров­но столь­ко, сколь­ко не­об­хо­ди­мо, что­бы сло­во об­ре­ло жи­вую си­лу и до­стиг­ло вни­ма­ю­ще­го ему серд­ца. Это в той же ме­ре от­но­сит­ся к му­зы­ке без слов, ибо ме­ло­дия – то же сло­во, та же жи­вая речь.

Та­кая на­ука лег­ла в ос­но­ву на­шей ра­бо­ты в Ка­пел­ле. Осо­бен­но это по­тре­бо­ва­лось в про­цес­се под­го­тов­ки и ис­пол­не­ния по­след­не­го со­чи­не­ния Сви­ри­до­ва – «Пес­но­пе­ния и мо­лит­вы». Не бы­ло в на­шей ра­бо­те ни­че­го осо­бен­но слож­но­го в ос­во­е­нии нот­но­го тек­с­та, но не бы­ло и ни­че­го бо­лее слож­но­го, чем ин­то­ни­ро­ва­ние ве­ка­ми от­шли­фо­ван­ных свя­щен­ных слов. Поч­ти не­пре­одо­ли­мым пре­пят­ст­ви­ем ста­ло «По­ка­я­ние блуд­но­го сы­на». Сам Ге­ор­гий Ва­си­ль­е­вич в ре­пе­ти­ци­ях пы­тал­ся до­стиг­нуть нуж­ной вы­ра­зи­тель­но­с­ти, но – тщет­но. В мно­го­крат­ных по­вто­рах хор до­хо­дил до ис­ступ­ле­ния. Вро­де и петь-то не слож­но, а чув­ст­во сло­ва ка­та­ст­ро­фи­че­с­ки ус­коль­за­ет. Для Сви­ри­до­ва это пес­но­пе­ние клю­че­вое во всём по­ст­ро­е­нии, и вот те на! Из­му­чен­ный и до­нель­зя огор­чён­ный, он про­из­нёс: «Это я ви­но­ват, не су­мел вер­но на­пи­сать». С тем и уе­хал в Моск­ву. А пре­мье­ра этой ча­с­ти пес­но­пе­ний долж­на бы­ла со­сто­ять­ся в Боль­шом за­ле мос­ков­ской Кон­сер­ва­то­рии уже где-то че­рез не­де­лю. Ес­те­ст­вен­но, на­ши ре­пе­ти­ции про­дол­жа­лись и, ка­за­лось, мы на­щу­па­ли путь… Но вот пре­мье­ра. Зал пе­ре­пол­нен. Сви­ри­дов в тём­ных оч­ках не­по­движ­но си­дит на при­выч­ном ме­с­те в пар­те­ре у про­хо­да. Ве­ду­щая объ­яв­ля­ет по­сле­до­ва­тель­ность пес­но­пе­ний. За­зву­ча­ли сло­ва: «Сла­ва, сла­ва, сла­ва… сла­ва От­цу и Сы­ну», по­том «При­иди­те, по­кло­ним­ся»… В па­у­зах меж­ду пье­са­ми – зве­ня­щая ти­ши­на за­ла. Вот ми­но­ва­ло «По­ка­я­ние блуд­но­го сы­на» и, на­ко­нец, в за­вер­ше­ние – «Стран­ное Рож­де­ст­во ви­дев­ше». Хор умолк. В за­ле мол­ча­ние. За­тем ред­кие жи­день­кие хлоп­ки. Не­уже­ли про­вал? Я по­во­ра­чи­ва­юсь в зал и ви­жу, как слу­ша­те­ли по­сте­пен­но вы­хо­дят из со­сто­я­ния глу­бо­кой чув­ст­вен­ной со­сре­до­то­чен­но­с­ти. По­том на­ра­с­та­ю­щий шум при­боя, шквал ап­ло­ди­с­мен­тов, мно­го­чис­лен­ные вы­хо­ды на по­клон Сви­ри­до­ва. Уже там, в ко­ри­дор­чи­ке за сце­ной, на­би­том людь­ми, же­ла­ю­щи­ми по­з­д­ра­вить ком­по­зи­то­ра, Ге­ор­гий Ва­си­ль­е­вич, об­няв ме­ня за пле­чо и при­ло­жив ла­донь к мо­е­му уху, про­из­но­сит: «Я слу­шал эту му­зы­ку не как свою и по­нял, что на­пи­сал её пра­виль­но». Нуж­на ли дру­гая на­гра­да пев­цам и ди­ри­жё­ру?!

– Ка­кое со­сто­я­ние, на ваш взгляд, пе­ре­жи­ва­ет му­зы­каль­ное твор­че­ст­во в Рос­сии: рас­цвет, за­стой или упа­док? С чем это свя­за­но? Смо­гут ли в бли­жай­шее вре­мя по­явить­ся му­зы­кан­ты, до­стой­ные име­ни Сви­ри­до­ва, Га­в­ри­ли­на?

– Ин­фор­ма­ция о твор­че­ст­ве в жа­н­рах се­рь­ёз­ной клас­си­че­с­кой му­зы­ки но­сит ны­не слу­чай­ный ха­рак­тер и яв­ля­ет­ся весь­ма скуд­ной, по­сколь­ку глав­ный центр ин­фор­ма­ции –ТВ ве­дёт свою про­па­ган­дист­скую ра­бо­ту в об­ла­с­ти куль­ту­ры, в це­лом на­прав­лен­ную на де­би­ли­за­цию об­ще­ст­ва и в пер­вую оче­редь мо­ло­дё­жи. Мысль Пе­т­ро­ва-Вод­ки­на о том, что глав­ная цель ис­кус­ст­ва за­клю­ча­ет­ся в со­вер­шен­ст­во­ва­нии че­ло­ве­ка как ви­да, ре­ша­ет­ся се­го­дня боль­шин­ст­вом средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции пря­мо на­обо­рот. При ра­зоб­щён­но­с­ти му­зы­каль­ных сил Рос­сии мож­но лишь на­де­ять­ся, что ис­кус­ст­во, ни­ког­да не пре­бы­вав­шее в сы­то­с­ти, и се­го­дня про­ра­с­та­ет по­ка не­из­ве­ст­ны­ми име­на­ми. Та­лан­тов Оте­че­ст­ву на­ше­му ни у ко­го за­ни­мать не при­хо­ди­лось. Сре­ди му­зы­кан­тов-ис­пол­ни­те­лей их и нын­че не­ма­ло. Явят­ся и твор­цы му­зы­ки.

– По ва­ше­му ощу­ще­нию, ка­кие тен­ден­ции се­го­дня пре­об­ла­да­ют в ис­пол­ни­тель­ском ис­кус­ст­ве (в ча­ст­но­с­ти, в хо­ро­вом)? Что по­беж­да­ет – ду­ша, дух или тех­ни­ка, вир­ту­оз­ность? Нет ли у вас ощу­ще­ния, что ны­не из му­зы­ки что-то ухо­дит, как ухо­дит что-то хо­ро­шее и свет­лое из че­ло­ве­ка?

– Ещё в на­ча­ле про­шло­го ве­ка зна­ме­ни­тый Ар­тур Ру­бин­штейн се­то­вал на то, что в сре­де пи­а­ни­с­тов уси­ли­лись спор­тив­ные тен­ден­ции в ущерб со­дер­жа­тель­но­с­ти ис­пол­не­ния. Лю­бо­пыт­ны в этом смыс­ле не­ко­то­рые ав­тор­ские ука­за­ния в со­чи­не­ни­ях Ли­с­та: бы­с­т­ро, ещё бы­с­т­рее, на­сколь­ко воз­мож­но бы­с­т­ро, ещё бы­с­т­рее. Со вре­ме­нем вир­ту­оз­ная тех­ни­ка, эта­кая му­зы­каль­ная эк­ви­ли­б­ри­с­ти­ка, ча­с­то ста­ла от­тес­нять на обо­чи­ну са­мую сущ­ность му­зы­ки. Не слу­чай­но Шарль Мюнш в сво­ей кни­ге «Я –ди­ри­жёр» оп­ре­де­ля­ет два ти­па сво­их кол­лег: пер­вый, на­и­бо­лее ча­с­то встре­ча­ю­щий­ся, бе­ря в ру­ки пар­ти­ту­ру, за­да­ёт­ся во­про­сом – что я из это­го сде­лаю? Вто­рой, пре­бы­ва­ю­щий в мень­шин­ст­ве, спра­ши­ва­ет се­бя – а что хо­тел вы­ра­зить ав­тор? По­доб­ное не яв­ля­ет­ся но­вым. Важ­но дру­гое: под­лин­ное в ис­кус­ст­ве ни­ког­да не бы­ло по­точ­ным про­из­вод­ст­вом. И по­ка у нас есть Ми­ха­ил Плет­нёв, Гри­го­рий Со­ко­лов, Вик­тор Тре­ть­я­ков, Эли­со Вир­са­лад­зе, Сер­гей Лей­фер­кус, Ири­на Бо­га­чё­ва, Юрий Те­мир­ка­нов и сле­ду­ю­щие за ни­ми Пётр Ла­ул, Алек­сей Мас­сар­ский, Ле­о­нид Го­ро­хов, Ва­си­лий Ге­рел­ло и дру­гие, мы не долж­ны от­ча­и­вать­ся. У них дух и тех­ни­ка в пол­ной гар­мо­нии.

– Вы бы­ва­е­те с га­с­т­ро­ля­ми в Ев­ро­пе. По ва­шим на­блю­де­ни­ям, кто сей­час боль­ше вли­я­ет (в ис­пол­ни­тель­ском ис­кус­ст­ве) – Ев­ро­па на Рос­сию или на­обо­рот?

– В Ев­ро­пе и за оке­а­ном как бы­ло, так и по сей день вос­тре­бо­ва­но и име­ет не­пре­хо­дя­щий ус­пех толь­ко то, что от­но­сит­ся к се­рь­ёз­но­му ис­кус­ст­ву во всех его раз­но­вид­но­с­тях: рус­ский дра­ма­ти­че­с­кий те­атр, рус­ские ба­лет и опе­ра, сим­фо­ни­че­с­кие ор­ке­с­т­ры, хо­ры, рус­ское изо­б­ра­зи­тель­ное ис­кус­ст­во. Вся, про­сти­те, по­пса, за­бив­шая до ос­но­ва­ния всё те­ле­ви­зи­он­ное про­ст­ран­ст­во, вся раз­ла­га­ю­щая умы и нра­вы пе­чат­ная мер­зость бес­чис­лен­ных СМИ там не вос­тре­бо­ва­ны. Это­го до­б­ра и сво­е­го у них с из­быт­ком. Но од­но­вре­мен­но во мно­гих стра­нах су­ще­ст­ву­ет оза­бо­чен­ность вла­с­тей со­хра­не­ни­ем сво­ей на­ци­о­наль­ной куль­ту­ры, язы­ка, тра­ди­ций, бо­язнь под дав­ле­ни­ем гло­ба­ли­за­ции ока­зать­ся сред­не-се­ры­ми че­ло­ве­ка­ми в ми­ро­вом люд­ском без­ли­ком ста­де.

Нас с пе­ре­ст­ро­еч­ных вре­мён усерд­но пы­та­ют­ся за­гнать в то же стой­ло те, для ко­го Рос­сия и её до­вер­чи­вый на­род ока­за­лись не­о­жи­дан­но сва­лив­шим­ся с не­ба кла­дом, раз­во­ро­вав и рас­та­щив ко­то­рый мож­но с ух­мыл­кой вы­те­реть о них но­ги и, лиз­нув ру­ку За­па­ду, за­стыть в ус­луж­ли­вой по­зе в ожи­да­нии по­хва­лы бос­са.

– В по­след­нее вре­мя по­яви­лась мо­да на­зна­чать ди­рек­то­ра­ми уч­реж­де­ний куль­ту­ры биз­не­с­ме­нов (вспом­ним при­мер с Ма­лым те­а­т­ром опе­ры и ба­ле­та). К че­му мо­жет при­ве­с­ти та­кая прак­ти­ка?

– К то­му, что мы уже име­ем, и не толь­ко в Ма­лом опер­ном, а за­од­но и в Боль­шом. Ос­та­ёт­ся но­с­таль­ги­че­с­ки вспо­ми­нать о ка­д­ро­вой по­ли­ти­ке со­вет­ско­го пе­ри­о­да.

– Се­го­дня Кон­сер­ва­то­рия вы­пу­с­ка­ет до­стой­ных му­зы­кан­тов?

– По­ка – да. Но ес­ли де­ла пой­дут, как идут ны­не, по­лу­чит­ся ги­б­рид Ма­ло­го и Боль­шо­го в ква­д­ра­те.


Вопросы задавал Илья КОЛОДЯЖНЫЙ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования