Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №48. 04.12.2009

Перетекают жизнь и смерть

 Обзорами «толстых» журналов литературная периодика грешит довольно регулярно: то пальчиком пригрозит, то по головке погладит, а то и вовсе присядет в глубоком реверансе, шаркая поношенной туфлёй. Зайдёт речь об их виртуальных коллегах – вздёрнет припудренный носик да покривит губой. Что само по себе вполне понятно (Интернет, дескать, оплот графомании и маразма), однако же несправедливо, если взять во внимание некоторые перлы, которые время от времени выкидывают на страницы бумажные журналы. Вот, к примеру, чем отличился прошлогодний октябрьский выпуск «СибОгней»: «Сижу одиноко в многоэтажке. За окном – грохот машин» (выдержка из стихотворения Любови Арбачаковой). Да простит Александр Сергеевич этот невинный, неискусный плагиат… А рассказ Сергея Ермолова, опубликованный в шестом выпуске «Знамени» за 2009 год – настоящая находка для лингвиста: «Рывками я неудержимо двигался вперед, точно в конвульсиях двигая ногами», «Кто-то пронзительно кричал от боли визгливым голосом»… Если первую оплошность можно списать на невнимательность и простить, скрепя сердце, то вторая – издевательство над умирающим. Ещё одна показательная цитата: «Я просто держал в руках автомат дулом вверх и нажимал на спусковой крючок… У меня не было ни одного шанса спастись, и я очень хорошо знал об этом. Лёжа на животе, я прикрывал голову руками».

Судя по тексту, у героя, как минимум, четыре руки – пара для того, чтобы держать автомат, ещё пара, чтобы прикрыть голову в нужный момент. Идеальный солдат, мечта полководца… Список подобных цитат можно продолжать бесконечно, но целью статьи не является высмеивание уважаемых и всеми любимых журналов. Помимо графоманских рассказов и безвкусных стихов, в них выходит много интересного. Точно так же много интересного выходит в сетевых литературных изданиях. Другое дело, что для человека, не посвящённого в тонкости виртуальной жизни, разница между сайтом самиздата, где пользователи свободно выкладывают свои творения на читательский суд, и интернет-журналом, где, как и в любом бумажном издании, вопросами жизни и смерти занимается редколлегия, невелика.

Од­на­ко же. Вот, на­при­мер, «Но­вая Ли­те­ра­ту­ра», се­те­вой пе­ри­о­ди­че­с­кий ли­те­ра­тур­но-ху­до­же­ст­вен­ный жур­нал, ос­но­ван­ный в да­лё­ком 2001 го­ду. По вир­ту­аль­ным мер­кам – дол­го­жи­тель. Как и в лю­бом ува­жа­ю­щем се­бя из­да­нии, стра­ни­цы в «НЛ» по­де­ле­ны на раз­де­лы: кри­ти­ка, пуб­ли­ци­с­ти­ка, рас­ска­зы, сце­на­рии, фи­ло­со­фия, дра­ма­тур­гия, по­эзия. Здесь най­дёт­ся ме­с­то и ро­ма­нам, и да­же – жи­во­пи­си. «Ува­жа­е­мые ав­то­ры! Каж­до­му из нас про­ще най­ти сво­е­го чи­та­те­ля, ес­ли мы бу­дем пуб­ли­ко­вать­ся не на раз­роз­нен­ных ин­тер­нет-стра­ни­цах с ну­ле­вой по­се­ща­е­мо­с­тью, а на спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ном ли­те­ра­тур­ном сай­те с вы­со­кой по­пу­ляр­но­с­тью, – пи­шут в од­ном из раз­де­лов жур­на­ла. – По от­дель­но­с­ти ин­те­ре­со­вать­ся ма­ло­из­ве­ст­ны­ми ав­то­ра­ми вряд ли бу­дут, ес­ли толь­ко ко­му-то из них не удаст­ся со­здать во­круг се­бя скан­даль­ную ат­мо­сфе­ру, уже ма­ло име­ю­щую от­но­ше­ния к ли­те­ра­ту­ре. Всем, кто пи­шет, мы пред­ла­га­ем всту­пить с на­ше со­дру­же­ст­во, опуб­ли­ко­вав в жур­на­ле «Но­вая Ли­те­ра­ту­ра» свои про­из­ве­де­ния». Уви­дев сей при­зыв, мож­но об­ма­нуть­ся и ре­шить, что пе­ред ва­ми оче­ред­ной сайт сво­бод­ной пуб­ли­ка­ции, ко­то­ры­ми киш­мя ки­шит рус­ский ли­те­ра­тур­ный Ин­тер­нет. Ан нет. Судь­ба по­сту­пив­ших про­из­ве­де­ний оп­ре­де­ля­ет­ся в те­че­ние ме­ся­ца и не как-ни­будь, а очень да­же де­мо­кра­тич­но – пу­тём че­ст­но­го го­ло­со­ва­ния не­сколь­ких ре­дак­то­ров. Кста­ти ска­зать, вой­ти в ред­кол­ле­гию жур­на­ла не так слож­но. Нуж­но все­го-то иметь не­сколь­ко пуб­ли­ка­ций в «НЛ» и по­лу­чить бла­го­сло­ве­ние гла­вре­да, Иго­ря Якуш­ко. Де­нег за это не пла­тят, но и член­ских взно­сов, спа­си­бо на этом, не бе­рут. За­то бо­ну­сом пе­ча­та­ют вне оче­ре­ди.

Что­бы со­ста­вить хо­тя бы ка­кое-то объ­ек­тив­ное мне­ние о жур­на­ле, нуж­но по­гряз­нуть с го­ло­вой в биб­ли­о­теч­ной пы­ли и про­ли­с­тать не ме­нее дю­жи­ны по­след­них но­ме­ров. В слу­чае с из­да­ни­ем вир­ту­аль­ным та­кая за­тея во­об­ще гро­зит по­хо­дом к оку­ли­с­ту. От ри­с­ка по­те­рять зре­ние нас спа­са­ет, нет, не оф­таль­мо­лог, а глав­ный ре­дак­тор «НЛ». Вер­нее, ко­лон­ка ре­дак­то­ра, где для ле­ни­вых чи­та­те­лей да­ёт­ся спи­сок луч­ших, по мне­нию Иго­ря Якуш­ко, ав­то­ров жур­на­ла. Сре­ди ма­ло­из­ве­ст­ных фа­ми­лий ино­гда про­скаль­зы­ва­ют та­кие име­на, как, вот ди­во-то, по­кой­ный Джон Фа­улз соб­ст­вен­ной пер­со­ной. А имен­но – ци­та­ты из кни­ги «Ари­с­тос» в пе­ре­во­де Ва­ле­рия Ну­га­то­ва: «Гра­ни­ца меж­ду Не­мно­ги­ми и Мас­сой про­хо­дит не меж­ду людь­ми, а вну­т­ри каж­до­го че­ло­ве­ка». А вот ещё од­на изю­мин­ка: «Я пи­са­тель, и не нуж­да­юсь в боль­ших око­вах оп­ре­де­лён­но­с­ти, чем те, ко­то­рые я со­здаю для се­бя сам при по­мо­щи пе­чат­но­го сло­ва. По­это­му лич­но для ме­ня эта кни­га ста­ла спо­со­бом за­явить о том, что я не на­ме­рен по­се­лить­ся в клет­ке с над­пи­сью «ро­ма­нист».

Ря­дом с клас­си­ком ан­г­лий­ской ли­те­ра­ту­ры в ко­лон­ке гла­вре­да при­ст­ро­ил­ся не­кто Сер­гей Жу­ков­ский, ре­жис­сёр, сце­на­рист и по­эт по сов­ме­с­ти­тель­ст­ву:

 

…над строч­кой на­бож­но пых­тя,

и знать не зна­ешь –

кол­дов­ское

от бра­ка с Му­зою

ди­тя

на свет по­явит­ся ка­кое…

 

Не мы­шо­нок, не ля­гуш­ка, а не­ве­до­ма зве­руш­ка, ве­ро­ят­но… По­ка по­эт Сер­гей Жу­ков­ский «на­бож­но пых­тит над строч­кой» и, су­дя по все­му, го­то­вит­ся пла­тить али­мен­ты вдох­но­ве­нию, его кол­ле­га Ро­ди­он Ве­реск по­ко­ря­ет сто­ли­цу:

 

Да нет, я не из про­вин­ции,

Мне ды­шит в спи­ну Не­ва.

Осу­нув­ши­ми­ся ли­ца­ми

Ме­ня встре­ча­ет Моск­ва.

Здесь так же зяб­ко и ве­т­ре­но,

И так же буль­вар пле­шив,

И тот же иней се­ре­б­ря­ный,

Ска­мей­ки... Но нет ду­ши.

 

«Чи­тай­те «Про­лог», пуб­ли­куй­тесь в «Про­ло­ге», – бро­са­ет клич ре­дак­ция од­но­имён­но­го жур­на­ла. Вос­крес­ший по­сле дол­го­го кри­зи­са «Про­лог» ра­ду­ет взгляд но­вым ори­ги­наль­ным ди­зай­ном. Ус­ло­вия пуб­ли­ка­ции всё те же, что и рань­ше: ес­ли вам мень­ше трид­ца­ти пя­ти, вы – по­тен­ци­аль­ный ав­тор са­мо­го из­ве­ст­но­го ин­тер­нет-жур­на­ла мо­ло­дых пи­са­те­лей Рос­сии. Ру­ко­пи­си ре­дак­ция при­ни­ма­ет в эле­к­трон­ном ви­де, и шанс пуб­ли­ка­ции с ап­ре­ля 2008 го­да по­вы­ша­ет­ся: «Про­лог» вы­хо­дит в ре­жи­ме еже­не­дель­но­го об­нов­ле­ния».

На муш­ку возь­мём, ко­неч­но, что-ни­будь по­све­жей. Рас­сказ Али­ны Чи­ню­чи­ной «Бо­го­ро­ди­ца Де­ва, ра­дуй­ся…», де­лая скид­ку на не­ко­то­рую ше­ро­хо­ва­тость язы­ка и юно­ше­с­кую не­вин­ность ав­то­ра, тро­га­те­лен и вы­пи­сан не без та­лан­та. Те­ма не но­ва: лю­бя­щая мать пе­ре­жи­ва­ет за ушед­ше­го в ар­мию сы­на. «Сын у ме­ня хо­ро­ший, – с гор­до­с­тью го­во­рит ге­ро­и­ня рас­ска­за. – Сол­ныш­ко. Бо­гом дан­ное сча­с­тье. Как я его жда­ла… шесть лет жда­ла, вы­ма­ли­ва­ла, уже и на­де­ять­ся пе­ре­ста­ла, ког­да по­ня­ла, что бе­ре­мен­на. Как я его рас­ти­ла – од­на, как мы жи­ли с ним вдво­ём, и ни­ко­го боль­ше нам не нуж­но бы­ло, и мы бы­ли сча­ст­ли­вы вме­с­те. В од­ном толь­ко по­спо­ри­ли – за­чем он слу­жить по­шёл, я же ему го­во­ри­ла: по­сту­пай в ин­сти­тут, там во­ен­ная ка­фе­д­ра, нет, упёр­ся». И прав­да, «Бо­гом дан­ное сча­с­тье»: пи­шет ма­те­ри ре­гу­ляр­но, каж­дую не­де­лю, да ещё та­ким язы­ком, что грех не влю­бить­ся: «А как там, ма­ма, по­жи­ва­ет та, ко­то­рая всё зна­ет? (со­сед­ка, то есть. – М.Б.) А вот не зна­ет она, что у ме­ня нын­че ноч­ное де­жур­ст­во… и ка­кие здесь звёз­ды круп­ные, она то­же не зна­ет. Эх, ма­ма, вот по­смо­т­ре­ла бы ты…» И ко­нец ис­то­рии вро­де бы пред­ска­зу­ем: как не раз­бить ма­те­рин­ское серд­це? По за­ко­ну жа­н­ра нуж­но раз­бить. Вот та­кой от­пи­соч­кой: «Ваш сын, гвар­дии ря­до­вой Фё­до­ров Дми­т­рий Ан­д­ре­е­вич… при вы­пол­не­нии во­ин­ско­го за­да­ния… пал смер­тью хра­б­рых…скор­бим и на­де­ем­ся…». Од­на­ко ав­тор да­ёт чи­та­те­лю на­деж­ду. Ока­зы­ва­ет­ся, всё про­ис­хо­дя­щее толь­ко сон – ге­ро­и­ня рас­ска­за при­кор­ну­ла у вклю­чён­но­го те­ле­ви­зо­ра, где по­ка­зы­ва­ли свод­ку но­во­стей из Гроз­но­го. Она мо­ло­да, и сы­ну её нет ещё и го­да. Сон про­зву­чал не­ким пре­ду­преж­де­ни­ем и за­ста­вил ге­ро­и­ню встать на ко­ле­ни пе­ред ико­ной Бо­го­ро­ди­цы со сло­ва­ми: «Бо­го­ро­ди­ца, Пре­свя­тая Де­ва, спа­си и со­хра­ни мо­е­го сы­на от бед и на­па­с­тей…»

Спи­сок ма­те­ри­а­лов в раз­де­ле «Пуб­ли­ци­с­ти­ка» воз­глав­ля­ет бун­тар­ская ста­тья Ели­за­ве­ты Алек­сан­д­ро­вой «Дух вре­ме­ни». На­пи­сан­ная, су­дя по все­му, под впе­чат­ле­ни­ем от про­смо­т­ра мод­но­го сре­ди вир­ту­аль­ной бо­ге­мы од­но­имён­но­го филь­ма, она за­тра­ги­ва­ет те­мы ак­ту­аль­ные и глу­бо­кие. Тра­ге­дия со­вре­мен­но­го об­ще­ст­ва: по­ш­лые филь­мы, те­ле­пе­ре­да­чи и ток-шоу, от­сут­ст­вие ду­хов­ных по­треб­но­с­тей, стрем­ле­ние к на­жи­ве, ин­тел­лек­ту­аль­ное об­ни­ща­ние. «Со­вре­мен­ное ми­ро­воз­зре­ние, – пи­шет ав­тор, – из­бе­га­ет «про­кля­тых» во­про­сов, ста­ра­тель­но об­хо­дя пунк­ты бы­тий­но­го ос­мыс­ле­ния. У ис­кус­ст­ва се­го­дня ос­та­ёт­ся од­на функ­ция – раз­вле­ка­тель­ная, оно боль­ше не за­тра­ги­ва­ет про­блем жиз­ни и смер­ти, не под­ни­ма­ет те­мы оди­но­че­ст­ва, стра­да­ния и бес­цель­но­с­ти су­ще­ст­во­ва­ния».

По­эти­че­с­кая часть жур­на­ла очень не­од­но­знач­на. Ну что это: «На стан­ции Парк Куль­ту­ры / В ва­гон во­шли две ду­ры. / Сме­ял­ся над ни­ми на­род / До са­мых Крас­ных Во­рот»? Лучше над собой бы посмеялись.


Максим БУРДИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования