Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №48. 04.12.2009

ХОЛОСТЫЕ ВЫСТРЕЛЫ

Виш­нё­вый сад. Те­атр им. Ле­нин­ско­го ком­со­мо­ла. Ре­жис­сёр-по­ста­нов­щик Марк За­ха­ров.

 

Этой зи­мой, 29 ян­ва­ря, ис­пол­ня­ет­ся 150 лет со дня рож­де­ния Ан­то­на Пав­ло­ви­ча Че­хо­ва, и мно­гие те­а­т­ры, осо­бен­но го­су­дар­ст­вен­ные, под­го­то­ви­ли к юби­лею че­хов­ские спек­так­ли. Не ос­тал­ся в сто­ро­не и кол­лек­тив под ру­ко­вод­ст­вом Мар­ка За­ха­ро­ва – ре­жис­сё­ра, по­ста­вив­ше­го не­ма­ло ко­ме­дий­ных пред­став­ле­ний.

Че­хов, ав­тор ге­ни­аль­ных юмо­ри­с­ти­че­с­ких рас­ска­зов и ря­да шу­точ­ных ко­рот­ких сцен, на­звал ко­ме­ди­я­ми и та­кие пье­сы, как «Чай­ка» и «Виш­нё­вый сад».

По-ви­ди­мо­му, в на­деж­де опе­реть­ся на ко­ме­дий­ный опыт сво­ей труп­пы, те­атр ре­шил под­черк­нуть в по­ста­нов­ке ко­ми­че­с­кую, где-то да­же цир­ко­вую со­став­ля­ю­щую про­из­ве­де­ния. Воз­мож­но, не по­ве­рил, что зри­те­ли оце­нят со­дер­жа­ние пье­сы во всей пол­но­те. Не по­ве­рил и в по­тен­ци­ал ав­тор­ско­го тек­с­та: пье­са не про­сто со­кра­ще­на (спек­такль вме­с­те с ан­т­рак­том про­дол­жа­ет­ся два ча­са), но и ос­но­ва­тель­но пе­ре­ли­цо­ва­на, до­пол­не­на от­се­бя­ти­ной.

Ра­зу­ме­ет­ся, вся­кую по­ста­нов­ку на­до при­ни­мать по её соб­ст­вен­ным за­ко­нам, и ин­тер­пре­та­ция те­а­т­ра им. Ле­нин­ско­го ком­со­мо­ла име­ет пра­во на су­ще­ст­во­ва­ние. В са­мом де­ле, ос­нов­ные пер­со­на­жи – Га­ев (Алек­сандр Збру­ев), Ф.Ра­нев­ская (Алек­сан­д­ра За­ха­ро­ва) – пред­став­ле­ны жал­ки­ми и при­ми­тив­ны­ми, но ведь ука­за­ния на та­кое их вос­при­я­тие есть в ди­а­ло­гах. Так, Га­ев го­во­рит о се­с­т­ре: «…Как там ни при­ду­мы­вай смяг­ча­ю­щие об­сто­я­тель­ст­ва, всё же, на­до со­знать­ся, она по­роч­на. Это чув­ст­ву­ет­ся в ма­лей­шем её дви­же­нии». По­хо­же, глав­ная за­да­ча по­ста­нов­щи­ков в том и за­клю­ча­лась, что­бы оп­рав­дать эту ха­рак­те­ри­с­ти­ку. Хо­тя всё же вы­зы­ва­ет со­мне­ния и трак­тов­ка об­ра­за Ра­нев­ской как бой­кой ба­бы без ком­плек­сов, ко­то­рая все­го лишь хо­чет ур­вать от жиз­ни всё и по­это­му бес­тол­ко­во про­жи­га­ет её. Не ве­ришь, что она мог­ла иметь ка­кие-то чув­ст­ва и при­вя­зан­ность хо­тя бы к по­кой­ной ма­те­ри, ка­ко­вую при­вя­зан­ность в спек­так­ле ста­ра­ют­ся под­черк­нуть. Ведь у Че­хо­ва Лю­бовь Ан­д­ре­ев­на – не­глу­пая жен­щи­на, об­ла­да­ет оп­ре­де­лён­ной ха­риз­мой.

Да­лее, в од­ной из реп­лик Лю­бовь Ан­д­ре­ев­на так же без­жа­ло­ст­но ха­рак­те­ри­зу­ет бра­та: «Он бре­дит». Вот и в по­ста­нов­ке речь Га­е­ва, как, впро­чем, и Фир­са (Ле­о­нид Бро­не­вой) во­пло­ще­на в гро­те­ск­ной ма­не­ре в ви­де бре­да. Од­ни и те же ре­при­зы (у Га­е­ва – о том, что он че­ло­век «из вось­ми­де­ся­тых го­дов», у Фир­са – о ле­че­нии сур­гу­чом и за­го­тов­ке виш­ни) мно­го­крат­но по­вто­ря­ют­ся. Пе­ред про­из­не­се­ни­ем об­ра­ще­ния к «до­ро­го­му, мно­го­ува­жа­е­мо­му шка­пу» Га­ев со­зы­ва­ет в ком­на­ту всех до­мо­чад­цев. В кон­це пер­вой ча­с­ти Га­ев и его ста­рый ла­кей уже сып­лют ос­т­ро­та­ми, как ко­вёр­ные. Да­же не­лов­ко ста­но­вит­ся пе­ред ува­жа­е­мы­ми ак­тё­ра­ми. С дру­гой сто­ро­ны, при этом роль Фир­са по­лу­чи­лась объ­ём­нее, чем в ори­ги­на­ле – воз­мож­но, из бла­го­го на­ме­ре­ния сде­лать при­ят­ное ве­те­ра­ну сце­ны.

В об­ра­бот­ке всех ро­лей при­ме­нён один и тот же при­ём: речь пер­со­на­жа со­кра­ще­на, при этом от­дель­ные, по­ка­зав­ши­е­ся, ви­ди­мо, по­ста­нов­щи­кам вы­иг­рыш­ны­ми, фра­зы по­вто­ря­ют­ся мно­го раз. Пер­со­на­жи снаб­же­ны сквоз­ны­ми фра­зоч­ка­ми (че­го не бы­ло у Че­хо­ва). На­при­мер, Си­ме­о­нов-Пи­щик не­сколь­ко раз по­вто­ря­ет «Лай не лай, а хво­с­том ви­ляй». При этом те­ря­ет­ся сво­е­об­ра­зие че­хов­ско­го ди­а­ло­га, ха­рак­тер­ные для пер­со­на­жей сло­веч­ки, на­при­мер, «пре­клон­ный воз­раст» в ус­тах Яши (Д.Гро­шев) или реп­ли­ка Га­е­ва «Здесь пах­нет па­чу­ля­ми».

По­те­ря сво­е­об­ра­зия че­хов­ско­го язы­ка, од­на­ко – пол­бе­ды, хо­тя это и сви­де­тель­ст­ву­ет о не­до­ста­точ­но чут­ком про­чте­нии тек­с­та.

Ху­же то, что в ре­зуль­та­те пе­ре­ли­цов­ки в сто­ро­ну уко­ро­че­ния все об­ра­зы по­те­ря­ли объ­ём и глу­би­ну и ока­за­лись лишь пло­с­ки­ми те­ня­ми че­хов­ских ге­ро­ев. Не за­по­ми­на­ют­ся ни Аня (А.Мар­чук), ни Епи­хо­дов (М.Амель­чен­ко), ни да­же Шар­лот­та Ива­нов­на (А.Ви­но­гра­до­ва), не­смо­т­ря на изо­би­лие фо­ку­сов и ог­лу­ши­тель­ные хо­ло­с­тые вы­ст­ре­лы.

Ли­ния Ло­па­хи­на (А.Ша­гин) – Ва­ри (О.Же­лез­няк) из дра­мы пре­вра­ще­на в фарс. В сце­не их объ­яс­не­ния Ва­ря да­же губ­ки под­став­ля­ет для по­це­луя, а Ло­па­хин ус­т­ра­и­ва­ет ей «об­лом». Ло­па­хин здесь очень юн и изя­щен – впро­чем, и на это есть на­мёк у Че­хо­ва (Тро­фи­мов го­во­рит куп­цу: «У те­бя тон­кие, неж­ные паль­цы, как у ар­ти­с­та, у те­бя тон­кая, неж­ная ду­ша…»). Пор­тят впе­чат­ле­ние вуль­гар­ные объ­я­тия Ло­па­хи­на с Ра­нев­ской.

Пе­тя Тро­фи­мов (Д.Гиз­б­рехт) крив­ля­ет­ся ми­ми­кой и же­с­та­ми – у не­го как буд­то нерв­ный тик, но в це­лом роль по­лу­чи­лась ин­те­рес­ной и со­дер­жа­тель­ной, прав­да, не­сколь­ко вы­би­ва­ю­щей­ся из об­ще­го до­воль­но при­ми­ти­ви­зи­ро­ван­но­го ря­да.

В этом спек­так­ле ни­ко­го не жал­ко – да­же Ва­ри и Фир­са – мо­жет, из-за то­го, что вре­мя сэ­ко­но­ми­ли и вы­хо­ло­с­ти­ли со­дер­жа­ние. А впро­чем – по­жа­луй, Пе­тю всё же жал­ко: уж боль­но его жал­ким сде­ла­ли! А ведь эту роль ког­да-то ис­пол­нял Ка­ча­лов!

По-ви­ди­мо­му, глав­ная цель пе­ре­ли­цов­ки тек­с­та и ум­но­же­ния трю­ков вро­де хо­ло­с­тых вы­ст­ре­лов бы­ла бла­гой – сде­лать спек­такль как мож­но бо­лее ув­ле­ка­тель­ным. На са­мом де­ле эф­фект по­доб­но­го под­хо­да ока­зал­ся об­рат­ным.


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования