Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №49. 11.12.2009

Воспоминания о Шерлоке Холмсе

 Де­тек­тив тра­ди­ци­он­но­го по­кроя по­хож на Лон­дон вик­то­ри­ан­ской эпо­хи: ве­ли­че­ст­вен, ос­но­ва­те­лен, не­то­роп­лив, ту­ма­нен и в си­лу это­го мрач­но­ват; но в ка­кой-то мо­мент из-за туч обя­за­тель­но вы­гля­нет луч солн­ца. Это и бу­дет оз­на­чать happy end – не­пре­мен­ное тор­же­ст­во до­б­ро­де­те­ли над си­ла­ми зла.

В ухо­дя­щем го­ду от­ме­ча­лось 150 лет со дня рож­де­ния сэ­ра Ар­ту­ра Ко­нан Дой­ла, и к этой да­те мос­ков­ская «Аль­фа-кни­га» вы­пу­с­ти­ла «Пол­ное со­бра­ние про­из­ве­де­ний о Шер­ло­ке Холм­се» – по­да­рок тем, кто це­нит у сэ­ра Ар­ту­ра ВСЁ, что на­пи­са­но о Ве­ли­ком Сы­щи­ке (от «Этю­да в ба­г­ро­вых то­нах», 1887, до «Мос­ка­тель­щи­ка на по­кое», 1926). Ко­нан Дойл на­чал со­чи­нять в 6 лет, пер­вый рас­сказ был опуб­ли­ко­ван, ког­да юно­ше ис­пол­ни­лось двад­цать, а по­след­няя кни­га вы­шла в год его смер­ти. Все­го же он на­пи­сал сот­ни про­из­ве­де­ний в раз­ных жа­н­рах, вы­пу­с­кая ро­ма­ны, рас­ска­зы, пуб­ли­ци­с­ти­че­с­кие ста­тьи, сти­хи, пье­сы, во­ен­ные кор­ре­с­пон­ден­ции и на­уч­ные тру­ды.

Сам сэр Ар­тур по­ла­гал сво­и­ми луч­ши­ми кни­га­ми ис­то­ри­че­с­кие ро­ма­ны («При­клю­че­ния Ми­хея Клар­ка», «Род­ни Сто­ун» и дру­гие) и ис­крен­не огор­чал­ся, что пуб­ли­ка по­чи­та­ет его за про­из­ве­де­ния о Шер­ло­ке Холм­се. Впро­чем, он шёл на­вст­ре­чу чи­та­те­лям. Впер­вые явив ми­ру Ве­ли­ко­го Сы­щи­ка в ро­ма­не «Знак Че­ты­рёх» (1890), пи­са­тель не ос­тав­лял его до са­мой смер­ти (да­же сбро­сив сво­е­го ге­роя в пу­чи­ну Рай­хен­бах­ско­го во­до­па­да, сэр Ар­тур, как из­ве­ст­но, всё-та­ки вер­нул Холм­са к жиз­ни для но­вых по­дви­гов). Пе­ре­чи­ты­вая ны­не «холм­си­а­ну», об­ра­тим вни­ма­ние на тан­дем «Ин­спек­тор Ле­с­т­рейд – Шер­лок Холмс». Пер­вый оли­це­тво­рял ту­по­ва­тую тя­же­ло­вес­ность За­ко­на. Вто­рой, за­ни­ма­ясь сы­с­ком ча­ст­ным об­ра­зом, мог пре­не­бречь юри­ди­че­с­ки­ми фор­маль­но­с­тя­ми. То, что не мог­ли се­бе поз­во­лить стра­жи по­ряд­ка (к при­ме­ру, вторг­нуть­ся без ор­де­ра на тер­ри­то­рию зло­дея), скри­пач-лю­би­тель с Бей­кер-стрит про­де­лы­вал с лёг­ко­с­тью. И лишь во вре­мя фи­наль­ной це­ре­мо­нии за­дер­жа­ния пре­ступ­ни­ка – с по­сле­ду­ю­щей его пе­ре­да­чей су­деб­ным ин­стан­ци­ям – Ле­с­т­рейд был не­за­ме­ним. Вот по­че­му, не­смо­т­ря на ви­ди­мость со­пер­ни­че­ст­ва, па­ра ра­бо­та­ла сла­жен­но. Фе­ми­да, су­ро­вая к штат­ным по­слуш­ни­кам, бы­ла сни­с­хо­ди­тель­на к вне­штат­ни­кам и ти­хо доз­во­ля­ла про­фи в уни­фор­ме поль­зо­вать­ся ус­лу­га­ми та­лант­ли­вых ди­ле­тан­тов в ци­виль­ном.

Тра­ди­ции Ко­нан Дой­ла жи­вы и по­ны­не. Упо­мя­нем хо­тя бы име­на двух со­вре­мен­ных бри­тан­ских пи­са­те­лей – Дэ­ви­да Ди­кин­со­на и Дэ­ви­да Лис­са. Пер­вый на­и­бо­лее бли­зок (и те­ма­ти­че­с­ки, и сти­ли­с­ти­че­с­ки) к пра­ро­ди­те­лю жа­н­ра. На­при­мер, глав­ный ге­рой ро­ма­на Ди­кин­со­на «Смерть в ад­во­кат­ской ман­тии», лорд Фрэн­сис Па­у­эр­скорт – ари­с­то­крат и ча­ст­ный сы­щик в од­ном ли­це. Бла­го­род­ное про­ис­хож­де­ние от­кры­ва­ет сэ­ру Фрэн­си­су мно­гие две­ри, за­кры­тые для про­стых смерт­ных, а та­лант ана­ли­ти­ка поз­во­ля­ет рас­пу­ты­вать са­мые без­на­дёж­ные де­ла – будь то «рас­сле­до­ва­ния тайн ко­ро­лев­ской се­мьи, ма­хи­на­ции в лон­дон­ском Си­ти, под­дел­ки ше­де­в­ров жи­во­пи­си или зло­ве­щие ин­три­ги в ло­не ан­г­ли­кан­ской церк­ви».

На тер­ри­то­рии «пра­виль­но­го» ан­г­лий­ско­го де­тек­ти­ва му­д­ре­но за­блу­дить­ся: кру­гом уз­на­ва­е­мые ти­па­жи, у лю­бо­го мож­но спро­сить до­ро­гу. По­доб­но Холм­су, Па­у­эр­скорт вла­де­ет де­дук­тив­ным ме­то­дом, по­доб­но Ват­со­ну име­ет бо­га­тый во­ин­ский опыт и уме­ет об­ра­щать­ся с ог­не­ст­рель­ным ору­жи­ем. И де­дук­ция, и ре­воль­вер при­го­дят­ся на­ше­му ге­рою по хо­ду рас­сле­до­ва­ния смер­ти вид­но­го ад­во­ка­та Алек­сан­д­ра Донт­си. Ра­зу­ме­ет­ся, бед­ня­га от­рав­лен. Сы­щи­ку пред­сто­ит вы­би­рать один из пя­ти оди­на­ко­во убе­ди­тель­ных мо­ти­вов убийств, ха­рак­тер­ных для этой раз­но­вид­но­с­ти де­тек­ти­ва (рев­ность, месть, фи­нан­сы и, ко­неч­но, не­уто­лён­ные со­слов­ные ам­би­ции). Как и в ро­ма­нах Ага­ты Кри­с­ти, точ­ки над i бу­дут рас­став­ле­ны лишь на по­след­них стра­ни­цах ро­ма­на... Кста­ти, по­мо­жет сэ­ру Фрэн­си­су в рас­кры­тии тай­ны юно­ша по фа­ми­лии Га­с­тингс – од­но­фа­ми­лец (род­ст­вен­ник?) бли­жай­ше­го спо­движ­ни­ка не­бе­зыз­ве­ст­но­го Эр­кю­ля Пу­а­ро.

Дэ­вид Лисс то­же пи­шет о ча­ст­ном сы­с­ке, од­на­ко пе­ре­но­сит чи­та­те­ля из со­вре­мен­но­с­ти да­же не в вик­то­ри­ан­скую эпо­ху, а ещё даль­ше – в Лон­дон пер­вой чет­вер­ти XVIII ве­ка. Ро­ман Лис­са «За­го­вор бу­маг» не зря был удо­с­то­ен пре­мии «Эд­гар» за луч­ший де­тек­тив­ный де­бют: при­клю­чен­че­с­кая кан­ва опи­ра­лась на от­лич­ное зна­ние опи­сы­ва­е­мых ре­а­лий. Глав­ный ге­рой «За­го­во­ра бу­маг», быв­ший про­фес­си­о­наль­ный бок­сёр, а за­тем спе­ци­а­лист по ула­жи­ва­нию вся­ких ма­ло­при­ят­ных дел (в на­ше вре­мя его бы как раз и на­зва­ли ча­ст­ным сы­щи­ком), зна­ток жиз­ни лон­дон­ско­го «дна» Бен­жа­мен Уи­вер, рас­сле­дуя об­сто­я­тель­ст­ва смер­ти от­ца, скром­но­го мак­ле­ра, об­на­ру­жи­ва­ет, что «не­сча­ст­ный слу­чай» – тща­тель­но спла­ни­ро­ван­ное убий­ст­во. При­чём ни­ти за­го­во­ра тя­нут­ся к фи­нан­со­во­му мон­ст­ру, «Ком­па­нии юж­ных мо­рей», чьи ма­хи­на­ции мо­гут быть ра­зоб­ла­че­ны изы­с­ка­ни­я­ми Уи­ве­ра-стар­ше­го.

По сю­же­ту, сам Бен­жа­мен вла­де­ет при­ёма­ми ку­лач­но­го боя, уме­ло об­ра­ща­ет­ся со шпа­гой или пи­с­то­ле­том, а его со­зда­тель не­пло­хо справ­ля­ет­ся с при­ду­ман­ной им хи­т­ро­ум­ной де­тек­тив­ной ин­три­гой. Чи­та­те­лю, од­на­ко, в го­раз­до боль­шей сте­пе­ни при­гля­ну­лось в ро­ма­не не­что дру­гое. «Про­ве­дя го­ды в ар­хи­вах за чте­ни­ем пам­ф­ле­тов, по­эм, пьес, га­зет­ных ста­тей и за­бы­тых все­ми ро­ма­нов, я не на­шёл ис­точ­ни­ка, ко­то­рый рас­ска­зал бы мне то, что я хо­тел знать о но­вых тог­да фи­нан­со­вых ин­ст­ру­мен­тах, – рас­ска­зы­вал Дэ­вид Лисс в од­ном из ин­тер­вью. – По­это­му я и на­пи­сал этот ро­ман». При чте­нии ро­ма­нов о ча­ст­ном сы­щи­ке XVIII сто­ле­тия под­ку­па­ет уме­ние ав­то­ра с ми­ни­маль­ной сте­пе­нью за­нуд­ст­ва рас­ска­зать о том, как лю­ди ве­ли биз­нес три­с­та лет на­зад и чем, соб­ст­вен­но, фи­нан­со­вая жизнь той да­лё­кой по­ры от­ли­ча­лась от ны­неш­ней (сход­ст­ва бы­ло боль­ше, чем раз­ли­чий – не­смо­т­ря на раз­ни­цу тер­ми­но­ло­гий). В дру­гом ро­ма­не Лис­са, «Яр­мар­ка кор­руп­ции», жерт­вой за­го­во­ра ста­но­вит­ся уже сам Уи­вер-млад­ший. При­го­во­рён­ный к смер­ти за пре­ступ­ле­ние, ко­то­ро­го не со­вер­шал, ге­рой бе­жит из тюрь­мы, что­бы ра­зо­брать­ся – кто и по­че­му его под­ста­вил. И сно­ва чи­та­те­лям ро­ма­на яв­ле­но хи­т­ро­спле­те­ние уго­лов­но-фи­нан­со­вых (а те­перь ещё и по­ли­ти­че­с­ких – гря­дут вы­бо­ры!) ин­триг; там, где речь идёт о Боль­шом Биз­не­се и Боль­шой По­ли­ти­ке, при­выч­ным джентль­мен­ст­вом, увы, не пах­нет...

Меж­ду Лон­до­ном и Моск­вой – дис­тан­ция не­ма­ло­го раз­ме­ра. В рос­сий­ском де­тек­ти­ве по­ка не так уж мно­го пер­со­на­жей-сы­щи­ков, не свя­зан­ных с го­су­дар­ст­вен­ны­ми струк­ту­ра­ми. Тем не ме­нее на­ша стра­на уже вне­сла ве­со­мый вклад в ми­ро­вую «холм­си­а­ну». Бла­го­да­ря ре­жис­сё­ру Иго­рю Мас­лен­ни­ко­ву, ак­тё­рам Ва­си­лию Ли­ва­но­ву и Ви­та­лию Со­ло­ми­ну Холмс и Ват­сон ста­ли нам как род­ные, а их при­клю­че­ния – ед­ва ли не ча­с­тью на­шей с ва­ми би­о­гра­фии. О ге­ро­ях Ко­нан Дой­ла у нас рас­ска­зы­ва­ют анек­до­ты, а фра­за «Эле­мен­тар­но, Ват­сон!» проч­но во­шла в наш оби­ход. Впро­чем, ис­сле­до­ва­те­ли твор­че­ст­ва Ко­нан Дой­ла дав­но уже объ­яс­ни­ли, что те сло­ва, став­шие зна­ме­ни­ты­ми, впер­вые про­из­нёс со сце­ны ак­тёр Уи­ль­ям Джил­летт, сы­г­рав­ший роль Холм­са во мно­гих ин­сце­ни­ров­ках. А в со­чи­не­ни­ях са­мо­го Ко­нан Дой­ла имен­но этой фра­зы во­все нет. 


Роман АРБИТМАН,
г. САРАТОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования