Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №50-51. 18.12.2009

Плоды «актуального искусства»?

 Трагедия 5 декабря в Перми ещё долго будет держать нас в болезненном напряжении. По крайней мере, до тех пор, пока не завершится лечение (эффективное или подчас, к сожалению, безуспешное) тех десятков пострадавших при пожаре в «Хромой лошади» людей, которые остались живы и находятся сегодня в разных больницах страны, в том числе и в Ожоговом центре в Челябинске.

Власть на самом высоком уровне жёстко прореагировала на случившееся. Президент РФ заявил, что всё происшедшее не может быть квалифицировано иначе как преступление и что «наказать нужно будет по полной программе». Нет сомнений, виновные найдутся, причём дело на этот раз, похоже, не ограничится наказанием простых «стрелочников»: правительство Пермского края приняло решение о сложении с себя полномочий; под стражу заключены высокопоставленные региональные чиновники, в ведение которых входила противопожарная безопасность.

Всё так. Но нет уверенности, что подобное не повторится в каком-нибудь новом варианте – ведь инциденты подобного рода случались уже неоднократно: пожары в Самаре в здании УВД (57 погибших), в доме престарелых в Краснодарском крае (62 погибших), в детском интернате в Махачкале (28 детей), во Владивостоке (9 человек), в клубе в Москве (10 человек) и т.д. Как нет уверенности и по поводу того, действительно ли больше всех прочих виноваты именно те лица, на которых сегодня указывают как на главных и непосредственных виновников – ведь безответственность, повышенное самомнение, профессиональная безграмотность, элементарная тупость (когда, например, прочитанная фраза «не применять в закрытом помещении» просто не доходит до сознания) и прочие факторы, задействованные в пермских событиях, пышным цветом расцвели сегодня повсюду в России. И самое главное, нет и не может быть никакого спокойствия по поводу нашего будущего, ибо не только за пожаром в ночном клубе Перми, но и за бесконечными ДТП на дорогах России, за крушениями домов, за катастрофами на промышленных объектах, включая Саяно-Шушенскую ГЭС, за всеми прочими ЧП и авариями всегда стоит «человеческий фактор», точнее, резкое снижение его качества, ещё точнее – утрата людьми нравственной вменяемости и элементарной сознательной способности, этих главных качеств «человека разумного».

А раз так, то вопрос о причинах трагедии в Перми преобразуется в вопрос об истоках стремительной деградации населения страны, которая ещё совсем недавно поражала мир своими научными, техническими и культурными достижениями. Чтобы приблизиться к ответу на этот вопрос, рассмотрим некоторые факторы формирования культурной атмосферы и массового сознания в Пермском крае.

 

Сергей Антипов. Корабль дураков
Сергей Антипов. Корабль дураков

Перм­ский ре­ги­он в по­след­нее вре­мя оп­ре­де­лён­но пре­сле­ду­ют не­сча­с­тья. Это не толь­ко по­жар в «Хро­мой ло­ша­ди», но и кру­ше­ние «бо­ин­га» в сен­тя­б­ре 2008 го­да, унёс­шее жиз­ни 88 лю­дей, и ги­бель в 2005 го­ду 14 че­ло­век (боль­шин­ст­во из ко­то­рых – де­ти) в бас­сей­не «Дель­фин» в го­ро­де Чу­со­вой, и ава­рия ав­то­бу­са на трас­се Пермь – Бе­рез­ни­ки в де­ка­б­ре 2006 го­да (6 по­гиб­ших), есть и дру­гие сви­де­тель­ст­ва пе­чаль­ной ста­ти­с­ти­ки. В чём тут де­ло? По­про­бу­ем ра­зо­брать­ся.

Чем во­об­ще зна­ме­ни­та со­вре­мен­ная Пермь? На па­мять при­хо­дит перм­ский пи­са­тель Алек­сей Ива­нов, ав­тор ро­ма­на «Серд­це Пар­мы», по мо­ти­вам ко­то­ро­го в ок­ре­ст­но­с­тях Пер­ми уже не­сколь­ко раз ор­га­ни­зо­вы­ва­лись те­а­т­ра­ли­зо­ван­ные иг­ри­ща. А по­след­ний ро­ман Ива­но­ва с за­по­ми­на­ю­щим­ся на­зва­ни­ем «Блу­до и му­до» да­же об­ра­тил на се­бя вни­ма­ние ли­бе­раль­но на­ст­ро­ен­но­го куль­тур­но­го со­об­ще­ст­ва, сви­де­тель­ст­вом че­го ста­ла бла­го­же­ла­тель­ная ре­цен­зия и ин­тер­вью с ав­то­ром в га­зе­те «Куль­ту­ра».

Но есть ещё од­на осо­бен­ность, ста­вя­щая Пермь в ис­клю­чи­тель­ное по­ло­же­ние сре­ди всех про­чих ре­ги­о­наль­ных цен­т­ров Рос­сии. Что­бы из­бе­жать го­ло­слов­но­с­ти, со­шлём­ся на за­мет­ку «Жизнь где-то, кро­ме Моск­вы» из той же «Куль­ту­ры» за 2009 г. (29 ок­тя­б­ря – 11 но­я­б­ря). Пуб­ли­ка­ция на­чи­на­ет­ся сле­ду­ю­щи­ми сло­ва­ми: «Пермь в по­след­нее вре­мя бук­валь­но не схо­дит со стра­ниц на­шей га­зе­ты, что впол­не за­ко­но­мер­но, ес­ли дер­жать в па­мя­ти сме­лое вы­ска­зы­ва­ние та­мош­не­го ми­ни­с­т­ра куль­ту­ры (из­ве­ст­но­го те­а­т­раль­но­го ре­жис­сё­ра Бо­ри­са Миль­гра­ма), по ко­то­ро­му Пермь – куль­тур­ная сто­ли­ца Рос­сии».

Да­лее ав­тор этой за­мет­ки Да­рья Бо­ри­со­ва, за­хлё­бы­ва­ясь от вос­тор­га, пи­шет: «На ред­кость вос­при­им­чи­вую и бла­го­дар­ную ау­ди­то­рию на­шли здесь мос­ков­ские де­я­те­ли: га­ле­рист Ма­рат Гель­ман раз­вер­нул в по­лу­за­б­ро­шен­ном, но жи­во­пис­ном Реч­ном вок­за­ле на бе­ре­гу Ка­мы но­вый Му­зей со­вре­мен­но­го ис­кус­ст­ва (с по­след­ни­ми но­вин­ка­ми ак­ту­аль­но­го art-a) и «та­щит­ся» от ат­мо­сфе­ры и «ту­сов­ки» ураль­ско­го го­ро­да; так же «за­ра­зил­ся» Пер­мью Эду­ард Бо­я­ков – за­те­ва­ет там но­вый те­атр и всё ре­же на­ве­ды­ва­ет­ся в свою мос­ков­скую «Прак­ти­ку». Бо­рис Миль­грам то­же при­нял ру­ко­вод­ст­во перм­ским куль­тур­ным ве­дом­ст­вом по­сле мно­го­лет­ней ра­бо­ты в сто­лич­ных те­а­т­рах».

Судя по всему, заезжие культуртрегеры нашли в Пермском крае свою золотую жилу. Но каковы ис­ход­ные ус­та­нов­ки их про­ек­та?

Ко­неч­но же, это не­до­воль­ст­во про­шлым – как до­ре­во­лю­ци­он­ным, им­пер­ским, так и со­вет­ским. Но со­вет­ским – в пер­вую оче­редь: как пи­шет Еле­на Га­рев­ская, ав­тор боль­шой ста­тьи «Охо­та за смыс­ла­ми» из дру­го­го но­ме­ра «Куль­ту­ры» (8–14 но­я­б­ря 2009 г.), есть ещё в Пер­ми «бес­смыс­лен­ные на­зва­ния улиц: ули­цы Ком­му­ни­с­ти­че­с­кая и Ле­ни­на, Ком­со­моль­ский про­спект», но (про­дол­жим ци­та­ту) «Ком­со­моль­ский про­спект (да­же за­гри­ми­ро­ван­ный под куль­то­вый Ком­прос, он ос­та­ёт­ся Ком­со­моль­ским про­спек­том – не вы­ру­бишь то­по­ром). «Ну что хо­ро­ше­го мо­жет про­изой­ти с ули­цей Га­зе­ты «Звез­да»? Как долж­на вы­гля­деть ули­ца Ле­ни­на эпо­хи ка­пи­та­лиз­ма? О чём го­во­рит ули­ца Двад­цать пя­то­го ок­тя­б­ря?» – во­про­ша­ет ми­нистр куль­ту­ры Перм­ско­го края Бо­рис Миль­грам. И сам се­бе от­ве­ча­ет: «Эмо­ци­о­наль­ный и эк­зи­с­тен­ци­аль­ный ту­пик».

Чем же ав­то­ры про­ек­та по ра­ди­каль­но­му оз­до­ров­ле­нию куль­тур­ной ат­мо­сфе­ры Перм­ско­го края на­ме­ре­ны ле­чить этот изъ­ян про­кля­то­го про­шло­го? Сред­ст­во есть, это за­пол­не­ние мас­со­во­го со­зна­ния «бо­лее при­вле­ка­тель­ны­ми об­ра­за­ми и ми­фа­ми».

Ка­кие же это кон­крет­но но­вые ми­фы и при­ёмы их вне­д­ре­ния? Во-пер­вых, это ин­тен­сив­ная экс­плу­а­та­ция фак­та не­дол­го­го пре­бы­ва­ния в Пер­ми Б.Па­с­тер­на­ка в 1916 го­ду: те­перь раз­го­вор о Па­с­тер­на­ке яв­ля­ет­ся обя­за­тель­ной те­мой об­зор­ных экс­кур­сий по го­ро­ду, а в скве­ре близ чи­таль­ни, опи­сан­ной в ро­ма­не «Док­тор Жи­ва­го», ус­та­нов­лен пер­вый в Рос­сии па­мят­ник Па­с­тер­на­ку. Чуть ни­же, жи­во­пи­суя но­во­вве­де­ния, Еле­на Га­рев­ская без кап­ли юмо­ра до­бав­ля­ет: «На этой же вол­не в Пер­ми был от­крыт ре­с­то­ран «Жи­ва­го», став­ший од­ним из зна­ко­вых мест го­ро­да. Во дво­ри­ке ре­с­то­ра­на сто­ит бюст Па­с­тер­на­ка, один из за­лов яв­ля­ет со­бой биб­ли­о­те­ку, в ко­то­рой пред­став­ле­ны мно­го­чис­лен­ные из­да­ния ро­ма­на». Ком­мен­та­рии из­лиш­ни.

Во-вто­рых, это со­зда­ние в Пер­ми му­зея со­вре­мен­но­го ис­кус­ст­ва – «от­дель­ная стра­ни­ца в пре­об­ра­же­нии куль­тур­но­го про­ст­ран­ст­ва го­ро­да». Это бы­ло слож­но, ибо не­ко­то­рая (на­до по­ла­гать, не­со­зна­тель­ная и не­до­ста­точ­но про­дви­ну­тая) часть ме­ст­но­го со­об­ще­ст­ва, по сло­вам Е.Га­рев­ской, «вос­при­ни­ма­ла от­кры­тие му­зея как куль­тур­ную ин­тер­вен­цию».

В-тре­ть­их, это раз­лич­ные ре­ко­мен­да­ции прак­ти­че­с­ко­го ха­рак­те­ра. К при­ме­ру, есть в Перм­ском крае та­кие быв­шие про­мы­ш­лен­ные и шах­тёр­ские по­сёл­ки, как Усь­ва и Все­во­ло­до­во-Виль­ва. Сей­час та­мош­ние пред­при­я­тия за­кры­ты, ра­бо­ты нет, а не­дав­но тру­див­ше­е­ся на шах­тах и за­во­дах на­се­ле­ние – это лю­ди, «не при­спо­соб­лен­ные ни к кре­с­ть­ян­ско­му тру­ду, ни к со­зда­нию го­род­ской сре­ды» (ци­та­та из той же ста­тьи). Но, ока­зы­ва­ет­ся, у де­я­те­лей, за­бот­ли­во не­су­щих но­во­мод­ней­шую куль­ту­ру або­ри­ге­нам Перм­ско­го края, есть кое-ка­кие про­ек­ты, ко­то­рые, по мне­нию куль­тур­тре­ге­ров, долж­ны все­лить на­деж­ду и оп­ти­мизм в серд­ца ме­ст­ных жи­те­лей: вос­ста­нов­ле­ние до­ма уп­рав­ля­ю­ще­го, где пол­го­да жил Бо­рис Па­с­тер­нак, а так­же «раз­ви­тие но­вой твор­че­с­кой ин­ду­с­т­рии – про­из­вод­ст­ва ху­до­же­ст­вен­ной ке­ра­ми­ки. Вы­бор на­прав­ле­ния опи­ра­ет­ся на ме­ст­ные тра­ди­ции, при­род­ные ре­сур­сы и по­зи­тив­ный опыт про­ве­де­ния в по­сёл­ке арт-ре­зи­ден­ции ке­ра­ми­с­тов».

Та­кие вот де­ла. И пусть по­сле все­го это­го кто-ни­будь по­про­бу­ет до­ка­зать мне, что по­сле обо­зна­чен­ных вы­ше уси­лий в куль­тур­ной ат­мо­сфе­ре Перм­ско­го ре­ги­о­на и со­зна­нии жи­те­лей Пер­ми не про­изо­ш­ло ни­ка­ких из­ме­не­ний!


Владимир РЫБИН,
доктор философских наук




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования