Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №50-51. 18.12.2009

Ню как вызов сексуальности

 Га­ле­рея «Дом На­що­ки­на» от­кры­ва­ет сен­са­ци­он­ную вы­став­ку ра­бот ху­дож­ни­ков ХХ ве­ка, вы­пол­нен­ных в жа­н­ре об­на­жён­ной на­ту­ры. В экс­по­зи­цию вой­дут кар­ти­ны и скульп­ту­ры луч­ших ма­с­те­ров про­шло­го сто­ле­тия. Вы­став­ка «Об­на­жён­ная на­ту­ра. ХХ век» даст пред­став­ле­ние обо всём ди­а­па­зо­не ху­до­же­ст­вен­ных те­че­ний и на­прав­ле­ний в рус­ской жи­во­пи­си это­го пе­ри­о­да в жа­н­ре ню.

 

Работа Зинаиды Серебряковой
Работа Зинаиды Серебряковой

На вы­став­ке пред­став­ле­ны ра­бо­ты Зи­на­и­ды Се­ре­б­ря­ко­вой, Ильи Маш­ко­ва, Алек­сан­д­ра Дре­ви­на, Ари­с­тар­ха Лен­ту­ло­ва, Ар­ту­ра Фон­ви­зи­на, Ва­си­лия Сит­ни­ко­ва, Иго­ря Об­ро­со­ва… Око­ло ста ше­с­ти­де­ся­ти ра­бот ста ху­дож­ни­ков Рос­сии. «Об­на­жён­ная на­ту­ра» по­лу­чи­лась не толь­ко вы­зо­вом аг­рес­сив­ной сек­су­аль­но­с­ти, рас­ти­ра­жи­ро­ван­ной мас­сме­диа и «но­вым ис­кус­ст­вом», но и от­кры­ти­ем terra incognita, ведь ди­рек­тор га­ле­реи «Дом На­що­ки­на» На­та­лия Рю­ри­ко­ва со­би­ра­ла кар­ти­ны, свои се­го­дняш­ние экс­по­на­ты, по всей Рос­сии. Ког­да про­ект был толь­ко за­ду­ман, На­та­лия Пе­т­ров­на, кста­ти ска­зать, дочь за­ме­ча­тель­но­го рус­ско­го ху­дож­ни­ка Пе­т­ра Паш­ке­ви­ча, ду­ма­ла, что по­иск про­из­ве­де­ний кон­ца XIX – на­ча­ла XX ве­ка бу­дет для неё де­лом труд­но­до­с­туп­ным. Но ка­ко­во же бы­ло её удив­ле­ние, ког­да ан­тик­ва­ры и кол­лек­ци­о­не­ры ста­ли пред­ла­гать ей ве­ли­ких Пе­т­ра Кон­ча­лов­ско­го, Зи­на­и­ду Се­ре­б­ря­ко­ву, Бо­ри­са Ку­с­то­ди­е­ва, Илью Маш­ко­ва. Да так, что нуж­но бы­ло ог­ра­ни­чи­вать­ся. Жа­н­ру ню то вре­мя бла­го­во­ли­ло. В на­ча­ле ве­ка на­ря­ду с ака­де­ми­че­с­ки­ми, са­лон­ны­ми жи­во­пис­ца­ми, про­дол­жа­те­ля­ми тра­ди­ций рус­ской шко­лы XIX ве­ка ста­ли по­яв­лять­ся ху­дож­ни­ки-но­ва­то­ры, изу­чав­шие жи­во­пись во Фран­ции и Ита­лии и стре­мив­ши­е­ся к по­ис­ку но­вых форм, в том чис­ле и в этом жа­н­ре. Чуть поз­же Ве­не­ра по­гру­бе­ла, взя­ла в ру­ки мо­лот, кай­ло и вес­ло, при­кры­ва­ясь там, ку­да не по­до­ба­ет смо­т­реть «то­ва­ри­щу» по стро­и­тель­ст­ву ком­му­низ­ма. Но да­же и в те го­ды под вли­я­ни­ем кон­ст­рук­ти­виз­ма и но­вых ху­до­же­ст­вен­ных те­че­ний со­зда­ют не­по­вто­ри­мые про­из­ве­де­ния в жа­н­ре об­на­жён­ной на­ту­ры Ари­с­тарх Лен­ту­лов, Алек­сандр Ла­бас, Ми­ха­ил Ла­ри­о­нов, На­та­лья Гон­ча­ро­ва, Алек­сандр Дре­вин, На­деж­да Удаль­цо­ва, то­же пред­став­лен­ные се­го­дня в за­лах зна­ме­ни­то­го до­ма, где так ча­с­то бы­ва­ли Пуш­кин, Го­голь, Ба­ра­тын­ский

В 30–40 го­ды «об­на­жён­ки» всё мень­ше и мень­ше, в 50–60-е её поч­ти нет. Впро­чем, как и се­го­дня, ес­ли речь идёт не об ака­де­ми­че­с­ких «шту­ди­ях». Но на вы­став­ке в До­ме На­що­ки­на пред­став­лен весь XX век, все ос­нов­ные те­че­ния и шко­лы, по­за­им­ст­во­ван­ные у За­па­да, та­кие как экс­прес­си­о­низм, ана­ли­ти­че­с­кий ку­бизм, се­зан­низм, или по­явив­ши­е­ся на род­ной поч­ве как дань тра­ди­ци­он­но­му ре­а­ли­с­ти­че­с­ко­му ис­кус­ст­ву.

На­та­лия Рю­ри­ко­ва счи­та­ет, что экс­по­зи­ция эта, ко­неч­но, ста­нет сен­са­ци­ей в мос­ков­ской ху­до­же­ст­вен­ной жиз­ни. Не по­то­му что бе­рёт сво­им ко­ли­че­ст­вом. Де­ло в том, что тут пред­став­ле­ны ра­бо­ты, ко­то­рые ма­ло кто ви­дел из ис­кус­ст­во­ве­дов, не го­во­ря уж о ши­ро­кой пуб­ли­ке. И в пер­вую оче­редь нуж­но го­во­рить о «Ку­па­нии крас­ной кон­ни­цы» Пе­т­ра Кон­ча­лов­ско­го. Со зна­ме­ни­той кар­ти­ной Пе­т­ро­ва-Вод­ки­на её род­нит толь­ко на­зва­ние. На­пи­са­на ра­бо­та «на встре­чу» 10-ле­тию Крас­ной Ар­мии, в 1928 го­ду, но по­сле экс­по­зи­ции бы­ла уп­ря­та­на в тай­ни­ки Цен­т­раль­но­го Му­зея Во­ору­жён­ных Сил на це­лых 80 лет. «Кон­ни­цей» Кон­ча­лов­ский за­крыл свою «об­на­жён­ную на­ту­ру», пе­ре­клю­ча­ясь на пор­т­ре­ты и пей­за­жи.

От­кры­ти­ем для моск­ви­чей ста­нут ра­бо­ты и рус­ских нон­кон­фор­ми­с­тов, яр­ких ше­с­ти­де­сят­ни­ков: Элия Бе­лю­ти­на, Ана­то­лия Зве­ре­ва, Оле­га Цел­ко­ва, «ху­дож­ни­ка-юро­ди­во­го» Ва­си­лия Сит­ни­ко­ва, умер­ше­го в Аме­ри­ке в пол­ной ни­ще­те. На­сле­дие его раз­бро­са­но по все­му ми­ру, мно­гое уте­ря­но, но в «До­ме На­що­ки­на» его ра­бо­ты всё же есть. Его сло­ва о том, что «жен­ское те­ло в сре­де све­та и воз­ду­ха не­уло­ви­мо пе­ре­те­ка­ет из од­ной фор­мы в дру­гую и пре­крас­но, как об­ла­ко», и мож­но сде­лать эпи­гра­фом к «Об­на­жён­ной на­ту­ре XX ве­ка», ко­то­рая про­длит­ся до 8 мар­та.


Валерия ОЛЮНИНА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования