Архив : №50-51. 18.12.2009
Ню как вызов сексуальности
Галерея «Дом Нащокина» открывает сенсационную выставку работ художников ХХ века, выполненных в жанре обнажённой натуры. В экспозицию войдут картины и скульптуры лучших мастеров прошлого столетия. Выставка «Обнажённая натура. ХХ век» даст представление обо всём диапазоне художественных течений и направлений в русской живописи этого периода в жанре ню.
|
Работа Зинаиды Серебряковой |
На выставке представлены работы Зинаиды Серебряковой, Ильи Машкова, Александра Древина, Аристарха Лентулова, Артура Фонвизина, Василия Ситникова, Игоря Обросова… Около ста шестидесяти работ ста художников России. «Обнажённая натура» получилась не только вызовом агрессивной сексуальности, растиражированной массмедиа и «новым искусством», но и открытием terra incognita, ведь директор галереи «Дом Нащокина» Наталия Рюрикова собирала картины, свои сегодняшние экспонаты, по всей России. Когда проект был только задуман, Наталия Петровна, кстати сказать, дочь замечательного русского художника Петра Пашкевича, думала, что поиск произведений конца XIX – начала XX века будет для неё делом труднодоступным. Но каково же было её удивление, когда антиквары и коллекционеры стали предлагать ей великих Петра Кончаловского, Зинаиду Серебрякову, Бориса Кустодиева, Илью Машкова. Да так, что нужно было ограничиваться. Жанру ню то время благоволило. В начале века наряду с академическими, салонными живописцами, продолжателями традиций русской школы XIX века стали появляться художники-новаторы, изучавшие живопись во Франции и Италии и стремившиеся к поиску новых форм, в том числе и в этом жанре. Чуть позже Венера погрубела, взяла в руки молот, кайло и весло, прикрываясь там, куда не подобает смотреть «товарищу» по строительству коммунизма. Но даже и в те годы под влиянием конструктивизма и новых художественных течений создают неповторимые произведения в жанре обнажённой натуры Аристарх Лентулов, Александр Лабас, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Александр Древин, Надежда Удальцова, тоже представленные сегодня в залах знаменитого дома, где так часто бывали Пушкин, Гоголь, Баратынский…
В 30–40 годы «обнажёнки» всё меньше и меньше, в 50–60-е её почти нет. Впрочем, как и сегодня, если речь идёт не об академических «штудиях». Но на выставке в Доме Нащокина представлен весь XX век, все основные течения и школы, позаимствованные у Запада, такие как экспрессионизм, аналитический кубизм, сезаннизм, или появившиеся на родной почве как дань традиционному реалистическому искусству.
Наталия Рюрикова считает, что экспозиция эта, конечно, станет сенсацией в московской художественной жизни. Не потому что берёт своим количеством. Дело в том, что тут представлены работы, которые мало кто видел из искусствоведов, не говоря уж о широкой публике. И в первую очередь нужно говорить о «Купании красной конницы» Петра Кончаловского. Со знаменитой картиной Петрова-Водкина её роднит только название. Написана работа «на встречу» 10-летию Красной Армии, в 1928 году, но после экспозиции была упрятана в тайники Центрального Музея Вооружённых Сил на целых 80 лет. «Конницей» Кончаловский закрыл свою «обнажённую натуру», переключаясь на портреты и пейзажи.
Открытием для москвичей станут работы и русских нонконформистов, ярких шестидесятников: Элия Белютина, Анатолия Зверева, Олега Целкова, «художника-юродивого» Василия Ситникова, умершего в Америке в полной нищете. Наследие его разбросано по всему миру, многое утеряно, но в «Доме Нащокина» его работы всё же есть. Его слова о том, что «женское тело в среде света и воздуха неуловимо перетекает из одной формы в другую и прекрасно, как облако», и можно сделать эпиграфом к «Обнажённой натуре XX века», которая продлится до 8 марта.
Валерия ОЛЮНИНА