Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №50-51. 18.12.2009

Куда ж нам плыть?

Полемические заметки о русском пути

 

 Не так давно мне довелось побывать в книжной лавке журнала «Москва» (Старый Арбат, 20) на обсуждении книги Татьяны и Валерия Соловей «Несостоявшаяся революция: Исторические смыслы русского национализма». Судя по количеству участников и остроте дискуссии, эта книга уже успела вызвать большой резонанс среди читателей интеллектуальной литературы. Действительно, тема, поднятая в «Несостоявшейся революции» – русский национализм, – в последние 10–15 лет как бы неотступно и, я даже сказал бы, болезненно преследует и тревожит умы нашей интеллигенции. Чувствуется в этом вопросе некое топтание на месте или, точнее, хождение по замкнутому кругу. С одной стороны, сколько лет нас пугают русским шовинизмом и фашизмом, с провокационной педантичностью выискивая любой повод для раздувания этой темы. С другой стороны, те, кто называют себя русскими националистами, постоянно призывают русских освободиться от обременительных имперских амбиций и заняться наконец собственной судьбой, то есть устроением национального государства.

Авторы «Несостоявшейся революции» попытались взглянуть на проблему русского национализма как бы сверху и со стороны. Они критикуют как самих националистов, так и их оппонентов. Однако, как представляется, этот взгляд в основе своей неверен и также требует критического разбора.

 

Сра­зу ска­жу, что у ме­ня нет же­ла­ния как-то уяз­вить или в чём-то ули­чить ав­то­ров кни­ги. Нет у ме­ня к ним и ка­ко­го-то лич­но­го при­ст­ра­с­тия или не­рас­по­ло­же­ния. На­про­тив, с од­ним из ав­то­ров – Ва­ле­ри­ем Со­ло­вь­ём я да­же не­мно­го зна­ком, и он про­из­вёл на ме­ня впе­чат­ле­ние ум­но­го, вни­ма­тель­но­го, до­стой­но­го со­бе­сед­ни­ка. Соб­ст­вен­но го­во­ря, имен­но с та­ким со­бе­сед­ни­ком и сто­ит о чём-ли­бо спо­рить, ибо толь­ко в этом слу­чае мо­жет ро­дить­ся ис­ти­на.

Один из глав­ных вы­во­дов этой кни­ги в двух сло­вах мож­но сфор­му­ли­ро­вать так: рус­ские на­ци­о­на­ли­с­ты из-за сво­ей не­под­го­тов­лен­но­с­ти и ин­тел­лек­ту­аль­ной ог­ра­ни­чен­но­с­ти в оче­ред­ной раз не вос­поль­зо­ва­лись ре­во­лю­ци­он­ной си­ту­а­ци­ей и упу­с­ти­ли свой ис­то­ри­че­с­кий шанс по­ст­ро­е­ния на­ци­о­наль­но­го го­су­дар­ст­ва. Ины­ми сло­ва­ми, вся ви­на за не­о­су­ще­ств­лён­ную на­ци­о­наль­ную ре­во­лю­цию ле­жит не на са­мой на­ци­о­на­ли­с­ти­че­с­кой идее, а на её но­си­те­лях, мол, ес­ли бы они бы­ли ум­нее и рас­то­роп­нее, рус­ские сей­час жи­ли бы в свет­лом бу­ду­щем – на­ци­о­наль­ном го­су­дар­ст­ве. При этом ав­то­ры кни­ги вся­че­с­ки пы­та­ют­ся «ле­га­ли­зо­вать» со­вре­мен­ный рус­ский на­ци­о­на­лизм, пред­став­ляя его как де­мо­кра­ти­че­с­кое и «мо­дер­ни­за­ци­он­ное» по­ли­ти­че­с­кое дви­же­ние. Та­ть­я­на и Ва­ле­рий Со­ло­вей пря­мо пи­шут, что ес­ли бы рус­ские на­ци­о­на­ли­с­ты «об­вен­ча­ли на­ци­о­на­лизм с иде­я­ми де­мо­кра­ти­че­с­ких и ры­ноч­ных пре­об­ра­зо­ва­ний, то по­лу­чи­ли бы под­лин­но би­нар­ное ору­жие ог­ром­ной по­ли­ти­че­с­кой мо­щи». На пер­вый взгляд, та­кое со­че­та­ние, с од­ной сто­ро­ны, су­гу­бо за­пад­ных цен­но­с­тей, как де­мо­кра­тия и ры­нок, и, с дру­гой сто­ро­ны, рус­ско­го на­ци­о­на­лиз­ма мо­жет по­ка­зать­ся не­со­вме­с­ти­мым, воз­мож­ным толь­ко в во­об­ра­же­нии ли­бе­ра­лов-за­пад­ни­ков. Од­на­ко ес­ли по­смо­т­реть на этот во­прос ши­ре, при­дёт­ся при­знать, что ни­ка­кой не­со­вме­с­ти­мо­с­ти и про­ти­во­ре­чия здесь нет, так как идея по­ст­ро­е­ния мо­но­на­ци­о­наль­но­го го­су­дар­ст­ва, ис­по­ве­ду­е­мая рус­ски­ми на­ци­о­на­ли­с­та­ми, так­же при­над­ле­жит к за­пад­ным за­во­е­ва­ни­ям и цен­но­с­тям. Рус­ское го­су­дар­ст­во, на­про­тив, из­на­чаль­но стро­и­лось как прин­ци­пи­аль­но мно­го­на­ци­о­наль­ное, в пол­ном со­от­вет­ст­вии с иде­а­лом брат­ско­го от­но­ше­ния рус­ско­го на­ро­да к дру­гим на­ро­дам. Имен­но этот иде­ал и ле­жа­щее в его ос­но­ве на­ци­о­наль­ное свой­ст­во рус­ских – все­че­ло­веч­ность поз­во­ли­ли объ­е­ди­нить в од­ном го­су­дар­ст­ве-суб­кон­ти­нен­те де­сят­ки на­ро­дов. И те­перь воз­ни­ка­ет во­прос: а мож­но ли на­род, жив­ший це­лое ты­ся­че­ле­тие иде­а­лом брат­ст­ва, до­б­ро­воль­но за­ста­вить жить иде­а­лом на­ци­о­наль­но­го эго­из­ма? Мо­гут ли рус­ские ув­лечь­ся толь­ко жиз­нью для са­мих се­бя, толь­ко ус­т­ро­е­ни­ем соб­ст­вен­ной судь­бы? Опыт всей на­шей ис­то­рии, в том чис­ле по­след­них двад­ца­ти лет, яс­но по­ка­зы­ва­ет, что нет, не мо­гут. В про­тив­ном слу­чае это бу­дет уже сов­сем дру­гой на­род, при­над­ле­жа­щий к за­пад­ной ци­ви­ли­за­ции.

В чём за­клю­ча­ет­ся глав­ная ошиб­ка рус­ских на­ци­о­на­ли­с­тов? В том, что они, не счи­та­ясь с ты­ся­че­лет­ней ис­то­ри­ей на­шей стра­ны, пред­ла­га­ют по­вто­рить путь за­пад­ных на­ро­дов и на­чать стро­ить на­ци­о­наль­ное го­су­дар­ст­во, так ска­зать, с чи­с­то­го ли­с­та. Са­мо по се­бе та­кое пре­не­бре­же­ние соб­ст­вен­ной ис­то­ри­ей есть не что иное как ин­тел­лек­ту­аль­ный экс­тре­мизм, при­нёс­ший столь­ко не­ис­чис­ли­мых бед че­ло­ве­че­ст­ву в по­след­ние сто­ле­тия. Я не го­во­рю уже о том, что за­пад­ная ци­ви­ли­за­ция шла к на­ци­о­наль­ным го­су­дар­ст­вам не­сколь­ко ве­ков, за­пла­тив при этом страш­ную це­ну: с ли­ца зем­ли ис­чез­ли де­сят­ки на­ро­дов и бы­ли унич­то­же­ны мил­ли­о­ны лю­дей. На­ци­о­на­ли­с­там, при­зы­ва­ю­щим рус­ских к на­ци­о­наль­ной ре­во­лю­ции, сле­ду­ет че­ст­но ска­зать, в ка­кую це­ну обой­дёт­ся нам стро­и­тель­ст­во на­ци­о­наль­но­го го­су­дар­ст­ва. На­до ли до­ка­зы­вать, что путь, пред­ла­га­е­мый пред­ста­ви­те­ля­ми на­ци­о­на­ли­с­ти­че­с­кой идеи, в со­вре­мен­ных рос­сий­ских ус­ло­ви­ях са­мо­убий­ст­вен и при­ве­дёт к унич­то­же­нию и на­ро­да, и Рос­сии (в скоб­ках за­ме­чу, что та­кой путь яв­ля­ет­ся для на­ших вра­гов по­ис­ти­не по­дар­ком судь­бы: ведь мы са­ми сво­и­ми же ру­ка­ми ис­тре­бим се­бя).

Рус­ские на­ци­о­на­ли­с­ты яв­ля­ют­ся экс­тре­ми­с­та­ми не толь­ко по от­но­ше­нию к Рос­сии, но и к За­па­ду. Се­го­дня лишь сле­пой не ви­дит, что глав­ный век­тор ны­неш­ней по­ли­ти­ки ев­ро­пей­ских го­су­дарств на­прав­лен на со­зда­ние еди­но­го мно­го­на­ци­о­наль­но­го над­го­су­дар­ст­вен­но­го об­ра­зо­ва­ния – объ­е­ди­нён­ной Ев­ро­пы. (Дру­гой во­прос, что это объ­е­ди­не­ние про­ис­хо­дит не из «брат­ских» чувств, а из су­гу­бо праг­ма­ти­че­с­ких, ос­но­ван­ных на на­ци­о­наль­ном эго­из­ме, со­об­ра­же­ний.) Этот ис­то­ри­че­с­кий итог су­ще­ст­во­ва­ния за­пад­ных на­ро­дов, как ни­кто, жив­ших для се­бя и за­ни­мав­ших­ся соб­ст­вен­ной судь­бой, по-мо­е­му, весь­ма крас­но­ре­чив и по­учи­те­лен.

Кро­ме то­го, мне хо­чет­ся спро­сить у рус­ских на­ци­о­на­ли­с­тов: а что они име­ют в ви­ду, ког­да го­во­рят о том, что рус­ский на­род дол­жен жить для се­бя? В чём вы­ра­жа­ет­ся эта са­мая «жизнь для се­бя»? Яс­но­го и по­дроб­но­го от­ве­та на этот во­прос я не на­шёл, од­на­ко, су­дя по не­ко­то­рым ко­с­вен­ным вы­ска­зы­ва­ни­ям, а так­же ис­хо­дя из об­щих пред­став­ле­ний боль­шин­ст­ва рус­ских на­ци­о­на­ли­с­тов о на­ци­о­наль­ном го­су­дар­ст­ве иде­а­лом «жиз­ни для се­бя» яв­ля­ет­ся со­вре­мен­ная жизнь за­пад­ных на­ро­дов, то есть жизнь об­ще­ст­ва по­треб­ле­ния. Вряд ли кто-то бу­дет спо­рить, что на­ша стра­на, пусть по­ка и не в та­кой ме­ре, как За­пад, но всё же при­над­ле­жит к по­тре­би­тель­ской ци­ви­ли­за­ции и в той или иной сте­пе­ни «жи­вёт для се­бя». Меж­ду тем, се­го­дня опять-та­ки толь­ко сле­пой не ви­дит, что по­тре­би­тель­ский об­раз жиз­ни пря­мой до­ро­гой ве­дёт к вы­рож­де­нию и ги­бе­ли все­го че­ло­ве­че­ст­ва. На фо­не этой все­об­щей уг­ро­зы стрем­ле­ние ус­т­ра­и­вать соб­ст­вен­ную судь­бу и жизнь для се­бя мо­жет по­ка­зать­ся по мень­шей ме­ре лег­ко­мыс­лен­ным и бе­зот­вет­ст­вен­ным. Кро­ме то­го, это стрем­ле­ние сви­де­тель­ст­ву­ет о не­до­ве­рии, а точ­нее, о не­ве­рии рус­ских на­ци­о­на­ли­с­тов в си­лы рус­ско­го на­ро­да, в бу­ду­щее Рос­сии. На мой взгляд, нет ни­ка­ких ос­но­ва­ний хо­ро­нить Рос­сию рань­ше все­го ми­ра (хо­тя бы по­то­му, что Рос­сия как са­мо­сто­я­тель­ная ге­о­по­ли­ти­че­с­кая си­ла с эпо­хи Пе­т­ра Пер­во­го окон­ча­тель­но вли­лась в об­ще­ми­ро­вую ис­то­рию, и со­вер­шен­но оче­вид­но, что она мо­жет ис­чез­нуть толь­ко вме­с­те со всем ми­ром). Так­же нет ни­ка­ких ос­но­ва­ний со­мне­вать­ся в том, что нам ещё есть что ска­зать ми­ру. Ес­ли го­во­рить о бли­жай­шем бу­ду­щем, ду­ма­ет­ся, что Рос­сии пред­сто­ит прой­ти все ис­ку­ше­ния и кру­ги по­тре­би­тель­ско­го ада/рая, что­бы за­тем вы­ра­бо­тать свой иде­ал че­ло­ве­че­с­кой жиз­ни, свою идею вы­жи­ва­ния че­ло­ве­че­ст­ва.

«Ну вот, – ска­жут мои оп­по­нен­ты, – опять Рос­сия долж­на спа­сать весь мир, опять долж­на жерт­во­вать со­бой. Нет уж, хва­тит с нас ва­ше­го ев­ра­зий­ст­ва; рус­ский на­род ус­тал от все­го это­го, у не­го боль­ше нет сил на им­пе­рию. Пусть спа­са­ют и жерт­ву­ют дру­гие, нам бы спа­с­ти са­мих се­бя». Что мож­но от­ве­тить на это эмо­ци­о­наль­ное вы­ска­зы­ва­ние? Нач­ну с то­го, что се­го­дня, в эпо­ху гло­баль­но­го ми­ро­ус­т­рой­ст­ва, ког­да все за­ви­сят друг от дру­га, не­воз­мож­но спа­с­тись по­оди­ноч­ке: до­ста­точ­но ко­му-то од­но­му упасть в про­пасть, как за ним тут же от­пра­вят­ся все ос­таль­ные. И сто­ит ли нам в этом слу­чае от­ка­зы­вать­ся от са­мо­по­жерт­во­ва­ния – свой­ст­ва ве­ли­кой лич­но­с­ти и ве­ли­ко­го на­ро­да, ког­да толь­ко оно, а во­все не обы­ва­тель­ское же­ла­ние «жить для се­бя», и мо­жет от­сро­чить стре­ми­тель­но при­бли­жа­ю­щий­ся ко­нец че­ло­ве­че­с­кой ци­ви­ли­за­ции.

Что ка­са­ет­ся ев­ра­зий­ст­ва, то хо­тя я и от­но­шу се­бя к при­вер­жен­цам это­го уче­ния (так как оно, на мой взгляд, на­и­бо­лее адек­ват­но объ­яс­ня­ет фе­но­мен рус­ской го­су­дар­ст­вен­но­с­ти), но от­нюдь не счи­таю, что мы во что бы то ни ста­ло долж­ны се­го­дня воз­рож­дать стра­ну в гра­ни­цах Со­вет­ско­го Со­ю­за. Оче­вид­но, что это в ны­неш­них ус­ло­ви­ях не­воз­мож­но, и те, кто ра­ту­ют за не­мед­лен­ное вос­ста­нов­ле­ние СССР (или Рос­сий­ской им­пе­рии), по су­ти так­же яв­ля­ют­ся экс­тре­ми­с­та­ми. Как пред­став­ля­ет­ся, се­го­дня глав­ная за­да­ча – это все­мер­ное ук­реп­ле­ние го­су­дар­ст­ва в пре­де­лах Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, ко­то­рая, су­ще­ст­вен­но ус­ту­пая по сво­им раз­ме­рам СССР, тем не ме­нее ос­та­ёт­ся ев­ра­зий­ской дер­жа­вой, где рус­ские по-преж­не­му яв­ля­ют­ся ев­ра­зий­ским на­ро­дом (че­го ни­как не хо­тят за­ме­чать рус­ские на­ци­о­на­ли­с­ты), скреп­ля­ю­щим ог­ром­ную тер­ри­то­рию в еди­ное ге­о­по­ли­ти­че­с­кое и куль­тур­ное про­ст­ран­ст­во. В про­тив­ном слу­чае, ес­ли бы это бы­ло не так, Рос­сия дав­но рас­па­лась бы на де­сят­ки го­су­дарств.

Из все­го вы­ше­ска­зан­но­го мо­жет со­здать­ся впе­чат­ле­ние, что я во­об­ще от­ка­зы­ваю в пра­ве на су­ще­ст­во­ва­ние рус­ско­му на­ци­о­на­лиз­му. Это не так. Со­вре­мен­ный рус­ский на­ци­о­на­лизм воз­ник не на пу­с­том ме­с­те, он воз­ник как за­ко­но­мер­ная ре­ак­ция на по­ли­ти­ку вла­с­ти в 90-е го­ды, шед­шую враз­рез с на­ци­о­наль­ны­ми ин­те­ре­са­ми стра­ны, на ис­кус­ст­вен­но (по­вто­ряю, имен­но ис­кус­ст­вен­но) раз­ду­ва­е­мый се­па­ра­тизм и на­ци­о­на­лизм в на­ци­о­наль­ных ав­то­но­ми­ях и ре­с­пуб­ли­ках. К со­жа­ле­нию, мно­гие ошиб­ки, до­пу­щен­ные пре­ды­ду­щей вла­с­тью в сфе­ре на­ци­о­наль­ной по­ли­ти­ки, до сих пор не ис­прав­ле­ны. От­сю­да мно­го­лет­няя бо­лез­нен­ная за­цик­лен­ность ча­с­ти на­ше­го па­т­ри­о­ти­че­с­ко­го дви­же­ния на идее по­ст­ро­е­ния рус­ско­го на­ци­о­наль­но­го го­су­дар­ст­ва. Од­на­ко, как я по­пы­тал­ся по­ка­зать, эта идея, це­ли­ком ко­пи­ру­ю­щая опыт со­зда­ния за­пад­ных на­ци­о­наль­ных го­су­дарств, в Рос­сии не­при­ем­ле­ма. По­это­му в не­со­сто­яв­шей­ся на­ци­о­наль­ной ре­во­лю­ции ви­но­ва­ты не столь­ко рус­ские на­ци­о­на­ли­с­ты (что стремят­ся до­ка­зать в сво­ей кни­ге Та­ть­я­на и Ва­ле­рий Со­ло­вей), сколь­ко ис­по­ве­ду­е­мая ими на­ци­о­на­ли­с­ти­че­с­кая идея – в рус­ских ус­ло­ви­ях оши­боч­ная и экс­тре­мист­ская.

Ещё од­на кни­га, по­свя­щён­ная про­бле­ме со­вре­мен­но­го рус­ско­го на­ци­о­на­лиз­ма, на­зы­ва­ет­ся «При­ше­ст­вие на­ции?» (её пре­зен­та­ция так­же со­сто­я­лась в книж­ной лав­ке жур­на­ла «Моск­ва»). Она пред­став­ля­ет со­бой сбор­ник ста­тей, боль­шая часть ко­то­рых бы­ла ра­нее опуб­ли­ко­ва­на в жур­на­лах «Моск­ва» и «По­ли­ти­че­с­кий класс». Ав­тор кни­ги Сер­гей Сер­ге­ев по­пы­тал­ся взгля­нуть на рус­ский на­ци­о­на­лизм из­ну­т­ри, гла­за­ми че­ло­ве­ка, от­дав­ше­го изу­че­нию на­ци­о­наль­ной те­мы бо­лее двад­ца­ти лет и про­шед­ше­му все ста­дии раз­ви­тия со­вре­мен­но­го рус­ско­го на­ци­о­наль­но­го дви­же­ния. Во мно­гом кни­га на­по­ми­на­ет ин­тел­лек­ту­аль­ную ис­по­ведь (в ду­хе В.Ро­за­но­ва), где ав­тор пре­дель­но от­кро­ве­нен в сво­их раз­мы­ш­ле­ни­ях и со­мне­ни­ях. Как пи­шет сам Сер­ге­ев, «эта кни­га – рас­чёт ав­то­ра с са­мим со­бой, сво­им про­шлым и со сво­и­ми идей­ны­ми учи­те­ля­ми». Од­на­ко, как ви­дит­ся, глав­ный рас­чёт (и в этом за­клю­ча­ет­ся, про­шу про­ще­ния за ка­лам­бур, глав­ный про­счёт) ав­тор де­ла­ет не с са­мим со­бой, а с рус­ской клас­си­че­с­кой куль­ту­рой, ко­то­рая, по его мне­нию, се­го­дня от­ста­ла от жиз­ни и толь­ко ме­ша­ет са­мо­ор­га­ни­зо­вать­ся рус­ским лю­дям в еди­ное на­ци­о­наль­ное це­лое. «Един­ст­вен­ной аль­тер­на­ти­вой, – пи­шет Сер­ге­ев, – ими­та­ци­он­но­му про­зя­ба­нию Куль­ту­ры в ка­че­ст­ве псев­до­сим­во­ла рос­сий­ско­го един­ст­ва я ви­жу гран­ди­оз­ный и твор­че­с­кий про­ект со­зда­ния на­ци­о­наль­но­го мас­скуль­та…». В этом про­ек­те Сер­ге­ев пред­ла­га­ет за­дей­ст­во­вать поп-бел­ле­т­ри­с­ти­ку, эс­т­ра­ду, ки­но (здесь ре­ко­мен­ду­ет­ся со­зда­ние оте­че­ст­вен­но­го бо­е­ви­ка-ис­тер­на по ана­ло­гии с аме­ри­кан­ским ве­с­тер­ном) и да­же ко­мик­сы и ком­пью­тер­ные иг­ры. Лю­бо­пыт­но, что двад­цать лет на­зад, ког­да Сер­гей Ми­хай­ло­вич на­чи­нал свою пуб­ли­ци­с­ти­че­с­кую де­я­тель­ность, он ду­мал ина­че. В сво­ей пер­вой ста­тье «Про­ща­ние с бе­зу­держ­ным оп­ти­миз­мом», опуб­ли­ко­ван­ной 1 сен­тя­б­ря 1989 го­да в «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии», Сер­ге­ев при­зна­вал­ся, что «на­ци­о­наль­ное чув­ст­во» он об­ре­тал «че­рез куль­ту­ру, че­рез кни­гу». И вот те­перь ока­зы­ва­ет­ся, что куль­ту­ра и кни­га без­на­дёж­но ус­та­ре­ли, ста­ли да­ле­ки и не­по­нят­ны для со­вре­мен­но­го «мас­со­во­го рус­ско­го че­ло­ве­ка».

Спра­вед­ли­во­с­ти ра­ди на­до ска­зать, что Сер­ге­ев по-сво­е­му прав, ког­да го­во­рит о не­со­вме­с­ти­мо­с­ти рус­ской клас­си­че­с­кой куль­ту­ры с иде­я­ми рус­ско­го на­ци­о­на­лиз­ма. Дей­ст­ви­тель­но, иде­а­лы и ге­рои рус­ской ли­те­ра­ту­ры ма­ло под­хо­дят для про­па­ган­ды рус­ской на­ци­о­наль­ной ре­во­лю­ции, так же как они ма­ло под­хо­ди­ли к со­ци­а­ли­с­ти­че­с­кой ре­во­лю­ции. (В этой свя­зи в выс­шей сте­пе­ни по­ка­за­тель­но, что задолго до «русистов» ана­ло­гич­ные пре­тен­зии к рус­ской ли­те­ра­ту­ре и её твор­цам вы­ска­зы­ва­ли вож­ди ре­во­лю­ции 1917 го­да.) На мой взгляд, та­кое не­со­от­вет­ст­вие (осо­зна­ва­е­мое са­ми­ми рус­ски­ми на­ци­о­на­ли­с­та­ми) рус­ской клас­си­че­с­кой ли­те­ра­ту­ры, в пол­ной ме­ре во­пло­тив­шей рус­ский ха­рак­тер и на­ци­о­наль­ное са­мо­со­зна­ние, и рус­ско­го на­ци­о­на­лиз­ма толь­ко лиш­ний раз под­тверж­да­ет бес­поч­вен­ность и оши­боч­ность это­го иде­о­ло­ги­че­с­ко­го дви­же­ния.


Илья КОЛОДЯЖНЫЙ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования