Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №50-51. 18.12.2009

Сеанс массового гипноза

 Дав­но пы­та­юсь за­дать се­бе во­прос: с че­го на­чи­на­лась «со­вет­ская ро­ди­на» для на­ше­го че­ло­ве­ка? Фор­маль­ный от­счёт идёт от Ок­тябрь­ско­го пе­ре­во­ро­та и на­силь­ст­вен­но­го за­хва­та вла­с­ти в сто­ли­це, ле­га­ли­за­ции во­е­ни­зи­ро­ван­ных под­раз­де­ле­ний ре­во­лю­ци­он­ных пар­тий, вклю­чав­ших в се­бя на­ря­ду с тер­ро­ри­с­ти­че­с­ки­ми груп­па­ми ор­га­ны пар­тий­ной раз­вед­ки и контр­раз­вед­ки, да­лее – раз­гон Уч­ре­ди­тель­но­го со­бра­ния, из­бран­но­го все­на­род­ным го­ло­со­ва­ни­ем, и сра­зу же уч­реж­де­ние Ин­сти­ту­та моз­га че­ло­ве­ка. Све­де­ния о ра­бо­те это­го на­уч­но­го уч­реж­де­ния нам не­до­ступ­ны, и ос­та­ёт­ся су­дить о ней по ре­зуль­та­там прак­ти­че­с­ко­го во­пло­ще­ния за­мыс­лов по со­зда­нию «но­во­го че­ло­ве­ка».

Кадр из фильма «Собачье сердце»
Кадр из фильма «Собачье сердце»

Вспом­ним по­след­нюю стра­ни­цу по­ве­с­ти Ми­ха­и­ла Бул­га­ко­ва «Со­ба­чье серд­це», ког­да по­сле убий­ст­ва Ша­ри­ко­ва про­фес­со­ром Пре­об­ра­жен­ским и док­то­ром Бор­мен­та­лем, вы­пол­нен­ного в уз­ком по­ле не­на­ка­зу­е­мо­с­ти, в до­ме на­ко­нец-то во­ца­рил­ся мир и спо­кой­ст­вие, но – «Пёс ви­дел страш­ные де­ла. Ру­ки в скольз­ких пер­чат­ках важ­ный че­ло­век по­гру­жал в со­суд, до­ста­вал моз­ги. Упор­ный че­ло­век, на­стой­чи­вый, всё че­го-то до­би­вал­ся в них, ре­зал, рас­сма­т­ри­вал <...>».

В ли­те­ра­тур­ном на­сле­дии Ми­ха­и­ла Бул­га­ко­ва есть те­мы, ко­то­рые про­хо­дят че­рез всё его твор­че­ст­во. В од­ном слу­чае – это ма­с­тер­ская ма­ни­пу­ля­ция на­ст­ро­е­ни­я­ми тол­пы, ко­то­рую осу­ще­ств­ля­ют за­слан­ные в Ки­ев боль­ше­вист­ские аген­ты, в дру­гом – се­анс мас­со­во­го гип­но­за с це­лью изъ­я­тия у на­се­ле­ния ва­лют­ных цен­но­с­тей и фан­та­с­ти­че­с­ки прав­до­по­доб­ный хор со­труд­ни­ков со­ву­ч­реж­де­ния, рас­пе­ва­ю­щих ка­торж­ную пес­ню «Слав­ное мо­ре, свя­щен­ный Бай­кал».

Про­дол­жим на­шу хро­но­ло­гию со­бы­тий пер­вых ме­ся­цев боль­ше­вист­ско­го ре­жи­ма. Объ­яв­ле­ние «крас­но­го тер­ро­ра» и по­сле­ду­ю­щие убий­ст­ва ты­сяч не­по­вин­ных лю­дей – за­би­ра­ли на ули­цах во вре­мя об­лав, про­во­ди­мых во­ору­жён­ны­ми людь­ми, бра­ли лю­дей пря­мо из их до­мов и объ­яв­ля­ли сна­ча­ла за­лож­ни­ка­ми, за­тем рас­ст­ре­ли­ва­ли без су­да и след­ст­вия. Ми­ха­ил Бул­га­ков ус­та­ми про­фес­со­ра Пре­об­ра­жен­ско­го так от­клик­нул­ся на оче­ред­ное на­си­лие вла­с­тей: «Они на­прас­но ду­ма­ют, что тер­рор им по­мо­жет. Нет-с, нет-с, не по­мо­жет, ка­кой бы он ни был: бе­лый, крас­ный или да­же ко­рич­не­вый! Тер­рор со­вер­шен­но па­ра­ли­зу­ет нерв­ную си­с­те­му». Так и по­лу­чи­лось – тер­рор вы­звал кон­со­ли­да­цию контр­ре­во­лю­ци­он­ных сил, на­чав­шу­ю­ся на До­ну. Ос­та­вим за гра­ни­ца­ми этих за­ме­ток де­к­ре­ты о за­пре­ще­нии иметь в лич­ной биб­ли­о­те­ке лю­бые кни­ги, кро­ме книг по про­фес­си­о­наль­ной за­ня­то­с­ти, об от­ме­не пра­ва на­сле­до­ва­ния род­ст­вен­ни­ков на иму­ще­ст­во умер­ше­го че­ло­ве­ка и дру­гие, не ме­нее ра­ди­каль­ные, а пе­рей­дём к ре­ше­ни­ям 9-го съез­да ком­пар­тии Рос­сии, со­сто­яв­ше­го­ся в ап­ре­ле 1920 го­да.

По­ли­ти­че­с­кий от­чёт ЦК ком­пар­тии был за­чи­тан Ле­ни­ным, а с «Ос­нов­ным до­кла­дом», те­зи­сы ко­то­ро­го бы­ли пред­ва­ри­тель­но одо­б­ре­ны и при­ня­ты тем же ЦК, вы­сту­пил Троц­кий. Пер­вым пунк­том в до­кла­де сто­ял во­прос о «ми­ли­та­ри­за­ции про­мы­ш­лен­но­с­ти», а тре­ть­им – о «тру­до­вых ар­ми­ях», то есть речь шла о том, что ра­бо­чая мас­са долж­на быть «пе­ре­бра­сы­ва­е­ма, ко­ман­ди­ру­е­ма точ­но так же, как сол­да­ты».

Од­на­ко по­ло­же­ние в стра­не, при ко­то­ром пра­вя­щая вер­хуш­ка мог­ла быть сме­те­на в лю­бой мо­мент, вы­ну­ди­ло боль­ше­ви­ков к вре­мен­но­му от­хо­ду от по­ли­ти­ки «во­ен­но­го ком­му­низ­ма» к нэ­пу. «Опыт­ным по­ли­го­ном» для от­ра­бот­ки ме­то­дов ис­поль­зо­ва­ния при­ну­ди­тель­но­го тру­да, a так­же воз­мож­ных спо­со­бов по­вы­ше­ния его про­из­во­ди­тель­но­с­ти слу­жил Со­ло­вец­кий ла­герь осо­бо­го на­зна­че­ния (СЛОН). В ду­хов­ной сфе­ре жиз­ни об­ще­ст­ва про­во­ди­лась за­ме­на всей шка­лы мо­раль­но-эти­че­с­ких цен­но­с­тей с вне­д­ре­ни­ем че­ло­ве­ко­не­на­ви­ст­ни­че­с­кой иде­о­ло­гии в глу­бин­ные пла­с­ты об­щих пред­став­ле­ний, а так­же из­ме­не­ние форм мы­ш­ле­ния на­ро­да. Это осо­бен­но за­мет­но по урод­ли­вым де­пор­та­ци­ям рус­ской язы­ко­вой сти­хии в на­ча­ле 20-х го­дов. В древ­не­ки­тай­ском фи­ло­соф­ском трак­та­те «Люй­ши чунь­цю», на­пи­сан­ном в III ве­ке до н.э., го­во­рит­ся, что «в упо­треб­ле­нии на­ро­да вы­ше все­го – [при­ви­тие ему] чув­ст­ва дол­га, за­тем на­гра­ды и на­ка­за­ния. Без вос­пи­тан­но­го чув­ст­ва дол­га не­че­го и ду­мать, что кто-то пой­дёт на смерть...»

Ра­бо­ты по из­ме­не­нию на­род­но­го со­зна­ния ку­ри­ро­ва­лись чле­на­ми По­лит­бю­ро, то есть выс­шим ру­ко­вод­ст­вом стра­ны. По­это­му убий­ст­во в 1927 го­ду ди­рек­то­ра Ин­сти­ту­та моз­га че­ло­ве­ка ака­де­ми­ка Бех­те­ре­ва бы­ло при­зна­но как факт ру­ко­во­ди­те­лем со­вет­ско­го го­су­дар­ст­ва, но в ка­че­ст­ве мо­ти­ва­ции он вы­дви­нул яв­но не­до­сто­вер­ную вер­сию, за­клю­чав­шу­ю­ся в том, что ака­де­мик по­ста­вил ди­а­гноз па­ра­нойи од­но­му из вож­дей, а имен­но Ста­ли­ну. На са­мом де­ле, как нам пред­став­ля­ет­ся, на­сту­пил мо­мент, ког­да це­ли пар­тий­но­го ру­ко­вод­ст­ва стра­ны и граж­дан­ская по­зи­ция учё­но­го с ми­ро­вым име­нем, к то­му же ве­рив­ше­го в бес­смер­тие ду­ши, во­шли в не­при­ми­ри­мое про­ти­во­сто­я­ние. Сто­ит так­же от­ме­тить, что бы­ла ре­прес­си­ро­ва­на и вся се­мья учё­но­го-па­т­ри­о­та.

Пла­ны Ле­ни­на – Троц­ко­го по мас­со­ви­за­ции на­ро­дов Рос­сии и по­сле­ду­ю­ще­му их раз­де­ле­нию на «тру­до­вые ар­мии» на­ча­ли во­пло­щать­ся в жизнь Ста­ли­ным и его под­руч­ны­ми сра­зу по­сле «го­да ве­ли­ко­го пе­ре­ло­ма», ког­да был сло­ман ста­но­вой хре­бет на­ции и ней­т­ра­ли­зо­ва­на воз­мож­ность мас­со­во­го со­про­тив­ле­ния боль­ше­вист­ско­му ре­жи­му в де­ле стро­и­тель­ст­ва «Ин­те­г­ра­ла», на­зва­ни­ем ко­то­ро­го Ев­ге­ний За­мя­тин обо­зна­чил осу­ще­ств­ля­е­мый вла­с­тя­ми бес­че­ло­веч­ный план.

В со­от­вет­ст­вии с этим пла­ном по­сле мас­си­ро­ван­ной про­па­ган­дист­ской кам­па­нии мил­ли­о­ны лю­дей бы­ли на­силь­но ото­рва­ны от мест ис­кон­но­го про­жи­ва­ния и мо­гил сво­их пред­ков, ли­ше­ны не толь­ко до­мов и се­мей, но и ис­то­ри­че­с­кой па­мя­ти, и пре­вра­ще­ны в бес­прав­ных ря­до­вых ог­ром­ной «тру­до­вой ар­мии», в ко­то­рой дис­цип­ли­нар­ная от­вет­ст­вен­ность бы­ла до­ве­де­на до пре­дель­ной же­с­то­ко­с­ти. От­дель­ные «тру­до­вые ар­мии» бы­ли бро­ше­ны на ос­во­е­ние при­род­ных бо­гатств стра­ны, до­став­ших­ся но­вым пра­ви­те­лям в поч­ти не­тро­ну­том ви­де, та­кие же мо­биль­ные ар­мии бес­прав­ных ка­торж­ни­ков со­ору­жа­ли Бе­ло­мо­ро-Бал­тий­ский ка­нал, ры­ли ка­нал Моск­ва – Вол­га, воз­во­ди­ли ме­тал­лур­ги­че­с­кие ком­би­на­ты, про­кла­ды­ва­ли на се­ве­ре же­лез­ные до­ро­ги, ус­ти­лая тру­па­ми бес­край­ние про­сто­ры. Бы­ла об­ра­зо­ва­на ещё од­на «тру­до­вая ар­мия» из на­уч­но-тех­ни­че­с­ких ра­бот­ни­ков, вклю­чав­шая в се­бя це­лую сеть так на­зы­ва­е­мых «ша­ра­шек», по­зд­нее став­ших «поч­то­вы­ми ящи­ка­ми».

Са­мая боль­шая и до­нель­зя обес­кров­лен­ная ар­мия долж­на бы­ла обес­пе­чи­вать стра­ну про­до­воль­ст­ви­ем. Кол­хоз­ни­ки бы­ли ли­ше­ны об­ще­граж­дан­ских па­с­пор­тов и стро­го при­пи­са­ны к ме­с­там про­из­вод­ст­ва, по­ки­дать ко­то­рые не име­ли пра­ва под стра­хом уго­лов­но­го пре­сле­до­ва­ния. Да­же по­езд­ки, ска­жем, на по­хо­ро­ны ро­ди­те­лей бы­ли воз­мож­ны толь­ко с раз­ре­ше­ния рай­он­но­го на­чаль­ст­ва. Как же тог­да, в 30-е го­ды, ког­да боль­ше­вист­ская власть унич­то­жа­ла наш на­род, как же тог­да нас креп­ко по­лю­бил За­пад!

Про­ме­жу­точ­ный ре­зуль­тат вы­пол­не­ния гран­ди­оз­но­го пла­на по со­зда­нию но­во­го че­ло­ве­ка – стро­и­те­ля ком­му­низ­ма, а по су­ти де­ла пре­вра­ще­ния на­ции в жи­вот­но­по­доб­ное раб­ское ста­до, вы­явил­ся по­сле на­ча­ла Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны. Все­мир­ная ис­то­рия войн на Зем­ле ещё не зна­ла то­го, что про­ис­хо­ди­ло ле­том и осе­нью 1941 го­да на тер­ри­то­рии СССР. Сра­зу за­ме­тим, что оп­рав­да­тель­ные ссыл­ки на вне­зап­ность на­па­де­ния не впол­не кор­рект­ны, по­сколь­ку фак­тор не­о­жи­дан­но­с­ти мог дей­ст­во­вать от си­лы не­сколь­ко су­ток. При­ве­дём вы­держ­ки из не­сколь­ких во­ен­ных до­ку­мен­тов пер­вых не­дель вой­ны: «...101-я стрел­ко­вая ди­ви­зия в ночь на 6-е ию­ля без осо­бой на то при­чи­ны, поч­ти при от­сут­ст­вии про­тив­ни­ка, не ру­ко­во­ди­мая ко­ман­ди­ра­ми, ос­та­ви­ла фронт обо­ро­ны и в па­ни­ке ото­шла на вос­точ­ный бе­рег р. Ве­ли­кая. Сбор раз­бе­жав­ших­ся ча­с­тей про­дол­жа­ет­ся двое су­ток, но пол­но­стью ди­ви­зия не со­бра­на...» 6 ав­гу­с­та 1941 го­да: «...Ру­ко­во­ди­те­ли рай­о­нов «си­дят на че­мо­да­нах», пре­кра­ща­ют свою де­я­тель­ность и пер­вы­ми уди­ра­ют за­дол­го до то­го, как по­явил­ся враг в их рай­о­нах». Ис­то­рик Марк Со­ло­нин от­ме­ча­ет: «...Крас­ная Ар­мия стре­ми­тель­но пре­вра­ща­лась в ог­ром­ную тол­пу бу­ду­щих во­ен­но­плен­ных». При том, что на­ша ар­мия име­ла зна­чи­тель­ный чис­лен­ный пе­ре­вес и ко­ли­че­ст­вен­ное пре­иму­ще­ст­во в во­ору­же­ни­ях.

В своё вре­мя Ми­ха­ил Бул­га­ков вкла­ды­вал оп­ре­де­лён­ный смысл в об­мен реп­ли­ка­ми Швон­де­ра и Ша­ри­ко­ва, ког­да пер­вый на­по­ми­на­ет Ша­ри­ко­ву о его граж­дан­ском дол­ге в слу­чае вой­ны с «им­пе­ри­а­ли­с­ти­че­с­ки­ми хищ­ни­ка­ми», а тот от­ве­ча­ет, что ни­ку­да во­е­вать не пой­дёт – «на учёт возь­мусь, а во­е­вать – шиш с мас­лом». Ко­неч­но, име­ли ме­с­то и та­кие на­ст­ро­е­ния, но ос­нов­ное за­клю­ча­лось в дру­гом. Лю­бой школь­ник на во­прос – что глав­ное для лю­бой ар­мии? – от­ве­тит, что бо­е­вой дух. От­ку­да он мог взять­ся у из­на­си­ло­ван­но­го и за­мор­до­ван­но­го на­ро­да?

Унич­то­жая церк­ви и ме­че­ти, уби­вая ду­хов­ных па­с­ты­рей и не да­вая лю­дям тем са­мым ук­реп­лять свой дух, вож­ди СССР по­че­му-то бы­ли убеж­де­ны в ис­клю­чи­тель­но вдох­нов­ля­ю­щей си­ле зри­тель­но­го ря­да из фи­зи­о­но­мий двух во­ло­са­то-бо­ро­да­тых ста­ри­ков за­гра­нич­но­го фа­со­на, до­пол­нен­ных па­рой мно­го­крат­но су­ди­мых оте­че­ст­вен­ных вож­дей – все они ско­пом и по от­дель­но­с­ти лез­ли в гла­за за­трав­лен­но­му обы­ва­те­лю бук­валь­но из всех ще­лей со­вде­пов­ско­го бы­та. А пре­крас­ная по­ло­ви­на че­ло­ве­че­ст­ва бы­ла пред­став­ле­на об­ра­за­ми Кла­ры Цет­кин, Ро­зы Люк­сем­бург и На­деж­ды Круп­ской вме­с­то Яро­слав­ны, Та­ть­я­ны Ла­ри­ной и На­та­ши Рос­то­вой.

В 1945 го­ду, по­сле за­зд­рав­но­го то­с­та в честь рус­ско­го на­ро­да Хо­зя­ин на­чал за­но­во «под­мо­ра­жи­вать» стра­ну. Об этом вре­ме­ни зна­ме­ни­тый по­ли­ти­че­с­кий зэк Ва­лен­тин Со­ко­лов по­том на­пи­сал: «Ржа­вый су­ё­те гро­шик / Вы­до­ить из со­сцов / На­те, возь­ми­те хо­ро­шее / По­след­нее в ста­де ли­цо».


Игорь ВЛАДИМИРОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования