Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №50-51. 18.12.2009

КАТАРСИС МОЛОДОСТИ

 По­ис­ти­не шек­с­пи­ров­ские стра­с­ти ки­пят в по­ве­с­ти Ива­на Гоб­зе­ва «Те, ко­го лю­бят бо­ги, уми­ра­ют мо­ло­ды­ми», опуб­ли­ко­ван­ной в пер­вом но­ме­ре жур­на­ла «Не­ва» за 2009 год. Не­воль­но всплы­ва­ют в па­мя­ти те­ни ге­ро­ев ве­ли­ко­го дра­ма­тур­га – ме­чу­щий­ся в со­мне­ни­ях Гам­лет (Ми­ро­слав у Гоб­зе­ва), по­ра­жён­ные ро­ко­вой лю­бо­вью Ро­мео и Джу­ль­ет­та (Ни­ки­та и Ма­ша), ко­вар­ный Шей­лок (Га­дес), Гер­т­ру­да (ма­туш­ка Ми­ро­сла­ва), под­лые до­че­ри ко­ро­ля Ли­ра (стар­шие бра­тья Ми­ро­сла­ва и Ни­ки­ты), да и са­ма ме­ст­ность, где раз­во­ра­чи­ва­ют­ся лю­бов­но-тра­ги­че­с­кие со­бы­тия, где-то в Под­мо­с­ко­вье, по­хо­жа на вы­хва­чен­ный из вре­ме­ни ку­сок Эль­си­но­ра. Ка­кие-то вет­хие дач­ные стро­е­ния-по­лу­зам­ки, за­рос­шие ло­пу­хом и хре­ном уча­ст­ки, ноч­ные ор­гии и днев­ное за­бы­тьё. Ещё страж­ни­ки с ав­то­ма­та­ми, нар­ко­ти­че­с­кие уко­лы, не­скон­ча­е­мые си­га­ре­ты и вод­ка, ог­ром­ный то­пор, при­зван­ный в ито­ге свер­шить пра­во­су­дие, на­вя­зан­ная свадь­ба и би­ле­ты в Нью-Йорк, как сим­вол фаль­ши­во­го бла­го­по­лу­чия. Это про­из­ве­де­ние – ли­ри­ко-дра­ма­ти­че­с­кое по­ве­ст­во­ва­ние мо­ло­до­го че­ло­ве­ка, взя­то­го на­гим и бро­шен­но­го на хи­рур­ги­че­с­кий стол, что­бы пре­па­ри­ро­вать его ду­шу. А на­до ли это де­лать?

Га­дес го­во­рит Ми­ро­сла­ву: «Ты был очень бо­лен. Твой бес­по­ря­доч­ный об­раз жиз­ни, не­раз­бор­чи­вые свя­зи, ал­ко­голь, та­бак и нар­ко­ти­ки при­ве­ли к се­рь­ёз­ным пси­хи­че­с­ким на­ру­ше­ни­ям. Не­сколь­ко лет ты жил в бре­до­вой кар­ти­не ми­ра, ко­то­рую сам при­ду­мал. Ма­ло то­го, что ты су­ще­ст­во­вал в ми­ре гал­лю­ци­на­ций, не­адек­ват­но, из­вра­щён­но оце­ни­вал жиз­нен­ные си­ту­а­ции и как след­ст­вие был со­вер­шен­но ан­ти­со­ци­а­лен, ты к то­му же и не раз­ви­вал­ся. Ты за­ст­рял в под­ро­ст­ко­вом воз­ра­с­те, со все­ми при­су­щи­ми ему про­бле­ма­ми». Воз­мож­но, и так. У Га­де­са своя прав­да, име­ю­щая пра­во на су­ще­ст­во­ва­ние. Он пра­вит ми­ро­ус­т­рой­ст­во по-сво­е­му, как пы­та­ет­ся по-сво­е­му из­ле­чить мир ма­туш­ка Ми­ро­сла­ва. Га­дес уже вы­пра­вил сво­е­го сы­на Иго­ря, пре­вра­тив его в «овощ». Но своя прав­да, не ис­ти­на, нет, есть и у Ми­ро­сла­ва, и у Ни­ки­ты, и у На­та­ши и дру­гих пер­со­на­жей по­ве­с­ти. Все они раз­лич­ны, но спле­та­ют­ся в ка­кой-то кро­ва­вый клу­бок, про­пи­тан­ный лю­бо­вью-не­на­ви­с­тью. И в кон­це по­ве­с­ти у од­ной на шее за­хлё­с­ты­ва­ет­ся пет­ля, дру­гой ко­че­не­ет в клет­ке, на тре­ть­их об­ру­ши­ва­ет­ся смер­то­нос­ный то­пор, чет­вёр­тый, об­ли­тый бен­зи­ном, по­лы­ха­ет ад­ским пла­ме­нем.

Не ста­ну по­дроб­но пе­ре­ска­зы­вать со­дер­жа­ние. Пусть сам чи­та­тель на­сла­дит­ся пе­ри­пе­ти­я­ми стре­ми­тель­ных сю­жет­ных ли­ний и му­зы­каль­ной лёг­ко­с­тью пе­ра. По­весть не ос­та­вит рав­но­душ­ным, осо­бен­но мо­ло­дое по­ко­ле­ние. А то всё При­ле­пин да При­ле­пин, Шар­гу­нов да Шар­гу­нов, как звё­зд­ные ори­ен­ти­ры. Гоб­зе­ва на­до чи­тать. Его «Бо­ги…» по­силь­нее «Бо­ти­нок, пол­ных вод­кой» и «Ура!» бу­дут. За­ме­чу лишь, что в этом про­из­ве­де­нии есть то, что схва­ты­ва­ет чи­та­те­ля за серд­це и ду­шу. А что это та­кое? Се­к­рет ма­с­тер­ской про­зы уже дав­но от­кры­ли Пуш­кин и Хе­мин­гу­эй. Пер­вый ска­зал, что бо­лее все­го чи­та­те­ля вле­кут ужас, смех и со­ст­ра­да­ние. Вто­рой, спу­с­тя сто лет, до­ба­вил – ещё лю­бовь, смерть и день­ги. Всё это со­став­ля­ет ме­та­фи­зи­че­с­кую ос­но­ву люд­ской жиз­ни во все вре­ме­на. И всё это ор­га­нич­но впа­я­но в стра­ни­цы по­ве­с­ти Ива­на Гоб­зе­ва.


Александр ТРАПЕЗНИКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования