Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №52. 25.12.2009

СРЕЗ ЛИТЕРАТУРЫ

 Фонд по­мо­щи хо­с­пи­сам «Ве­ра» вы­пу­с­тил сбор­ник рас­ска­зов со­вре­мен­ных пи­са­те­лей. Как на­пи­са­но в на­ча­ле кни­ги (и спра­вед­ли­во), под од­ной об­лож­кой объ­е­ди­ни­лись со­вер­шен­но раз­ные ав­то­ры. Цель это­го объ­е­ди­не­ния – по­мочь па­ци­ен­там рос­сий­ских хо­с­пи­сов. Не­ко­то­рые про­из­ве­де­ния бы­ли на­пи­са­ны спе­ци­аль­но для сбор­ни­ка. По­ло­жа ру­ку на серд­це, это вид­но толь­ко по про­из­ве­де­нию Ма­ри­ны Моск­ви­ной – оно о че­ло­ве­ке, ко­то­рый умер от ра­ка.

А о чём другие произведения?

 

***

От­ры­вок по­ве­с­ти Бо­ри­са Аку­ни­на «Охо­та на Одис­сея» – лёг­кая, не вы­зы­ва­ю­щая на­пря­же­ния про­за, по­ст­ро­ен­ная в ос­нов­ном на ди­а­ло­гах. Это как об­лег­чён­ная про­за XIX ве­ка: здесь и ре­че­вая ха­рак­те­ри­с­ти­ка (один из пер­со­на­жей за­ика­ет­ся на пер­вой бук­ве, ког­да про­из­но­сит не­ко­то­рые сло­ва), и во­ен­ные дей­ст­вия в цар­ской Рос­сии, пе­ре­ст­рел­ки, уби­тые, толь­ко эпо­хи за этим ни­ка­кой не чув­ст­ву­ет­ся – да и не та­ко­ва бы­ла ав­тор­ская цель при со­зда­нии про­из­ве­де­ния. А толь­ко та, что­бы чи­та­тель про­пу­с­тил это че­рез се­бя и за­был.

Рас­сказ Ев­ге­ния Гриш­ков­ца «Спо­кой­ст­вие» – чуть пе­чаль­ная, чуть дет­ская, чуть на­ив­ная ис­то­рия оди­но­че­ст­ва и спо­кой­ст­вия. Ав­то­ру очень хо­ро­шо удал­ся об­раз сред­не­го, но не за­тёр­то­го че­ло­ве­ка, к жиз­ни ко­то­ро­го мно­гие ис­пы­та­ли бы со­при­ча­ст­ность. Мно­гие ху­до­же­ст­вен­ные де­та­ли в рас­ска­зе очень про­сты и яр­ки; ис­пы­ты­ва­ешь сим­па­тию. Обы­ден­ные ве­щи пред­ста­ют в рас­ска­зе не в но­вом све­те, а как бы че­рез на­ив­ное вос­при­я­тие ге­роя, – и об­ре­та­ют но­вый смысл.

«Он­то­ло­гия дет­ст­ва» Вик­то­ра Пе­ле­ви­на – не рас­сказ, но, ско­рее, рас­суж­де­ния пи­са­те­ля о дет­ст­ве и те­че­нии жиз­ни. О том, как фраг­мен­ты дет­ст­ва пе­ре­хо­дят в на­сто­я­щее-ны­неш­нее. Здесь ав­тор очень хо­ро­шо сов­ме­ща­ет «про­ст­ран­ст­вен­ные фраг­мен­ты» и «фраг­мен­ты вос­по­ми­на­ний», воз­ни­ка­ю­щие в го­ло­ве.

Рас­сказ Ду­ни Смир­но­вой «По-лю­бо­му» – пу­с­то­ва­тая ис­то­рия о том, как зре­лая жен­щи­на ре­ши­ла из­ме­нить сво­е­му му­жу. Жен­ская про­за-мо­но­лог, на­ив­но, про­сто, ба­наль­но, но стиль­но – текст всё же вы­де­ля­ет­ся чем-то не сра­зу уло­ви­мым сре­ди ог­ром­но­го ко­ли­че­ст­ва та­ко­го же ро­да при­ме­ров. Но и толь­ко. Не­до­ста­точ­но – по­то­му что не хо­чет­ся пе­ре­чи­ты­вать, что­бы всё же уло­вить это «не сра­зу уло­ви­мое».

Рас­сказ Люд­ми­лы Улиц­кой «От­став­ная лю­бовь» – ис­то­рия об от­но­ше­ни­ях от­став­но­го во­ен­но­го и се­к­ре­тар­ши (его соб­ст­вен­ной). Об­ра­зы, меж­ду тем, не слиш­ком яр­ки и не­сколь­ко сти­ли­зо­ва­ны. О жиз­ни в этом рас­ска­зе – всё, – но ни­че­го но­во­го. Не­ко­то­рые де­та­ли – яр­ки, – но всё же ос­тав­ля­ют ощу­ще­ние «спе­ци­аль­но­с­ти». По-на­сто­я­ще­му тро­га­ет толь­ко фи­нал рас­ска­за – смерть се­к­ре­тар­ши, – но, так или ина­че, ба­наль­но. И мо­раль рас­ска­за не но­ва.

 За­ри­сов­ка Вла­ди­ми­ра Вой­но­ви­ча «Ро­ман (тра­ге­дия)» – бле­с­тя­щая ме­та­фо­ра о пи­са­те­ле на скло­не лет. По ма­не­ре из­ло­же­ния на­по­ми­на­ет рас­сказ Дюр­рен­мат­та – об иг­ре в шах­ма­ты, – ког­да пи­са­тель ого­ва­ри­ва­ет, что это про­из­ве­де­ние о дру­гом ли­те­ра­тур­ном про­из­ве­де­нии, не­о­кон­чен­ном или не­удав­шем­ся. Смысл же ме­та­фо­ры Вой­но­ви­ча сле­ду­ю­щий – ког­да пи­шешь по­сто­ян­но, ра­но или по­зд­но при­хо­дишь к то­му, что по­вто­ря­ешь­ся, и пи­сать уже нет ни­ка­ко­го смыс­ла. Вой­но­вич на­ме­рен­но усу­губ­ля­ет это, рас­ска­зы­вая о се­бе, со­здав­шем тот же са­мый ро­ман, ко­то­рый уже со­здал, сло­во в сло­во.

Рас­сказ Ан­д­рея Ге­ла­си­мо­ва «Жан­на» – не­хи­т­рое по­ве­ст­во­ва­ние о том, как жен­щи­на ос­та­ёт­ся од­на с дву­мя де­ть­ми. Стиль из­ло­же­ния – не слиш­ком ли­те­ра­тур­ный с точ­ки зре­ния ма­не­ры и ин­то­на­ции, – со­зда­ёт­ся впе­чат­ле­ние, что ге­ро­и­ня рас­ска­зы­ва­ет сво­ей по­дру­ге о по­след­них жиз­нен­ных не­при­ят­но­с­тях. Рас­сказ-мо­но­лог-из­ли­я­ние. Ни­че­го яр­ко­го и за­по­ми­на­ю­ще­го­ся. Чув­ст­ва жен­щи­ны по­да­ны как-то сте­но­гра­фи­че­с­ки, в этом мо­но­ло­ге они не за­дер­жи­ва­ют­ся ни на чём, – толь­ко из­ло­же­ние со­бы­тий­ной сто­ро­ны жиз­ни.

«Крат­кая ис­то­рия…» Бо­ри­са Гре­бен­щи­ко­ва о том, как ис­кус­ст­во, вы­мы­сел мо­жет стать явью и ка­ко­вы по­след­ст­вия это­го. Для тех, кто об­ле­ка­ет это в явь, в ре­аль­ность, и для тех, кто всё же ос­та­ёт­ся в ис­кус­ст­ве. Тра­ги­ко­ми­че­с­кая ме­та­фо­ра, вро­де за­ри­сов­ки Вой­но­ви­ча в этом же сбор­ни­ке, но толь­ко уп­ро­щён­ная и, что на­зы­ва­ет­ся, «не­пи­са­тель­ская». Меж­ду тем то, как пе­ре­вёр­ты­ва­ют­ся с ног на го­ло­ву, а по­том опять – с го­ло­вы на но­ги, – от­но­ше­ния пер­со­на­жей – это чи­с­то ли­те­ра­тур­но-ху­до­же­ст­вен­ные «ка­че­ли».

Рас­сказ Вик­то­ра Еро­фе­е­ва «Ре­а­би­ли­та­ция Дан­те­са» – для лю­дей с из­ме­нён­ным ли­те­ра­тур­ным вку­сом. Со­мни­тель­ная по­пыт­ка че­рез вы­мы­ш­лен­ные ме­с­та вро­де «му­зея Дан­те­са», вы­мы­ш­лен­ные со­бы­тия и вы­мы­ш­лен­ных пер­со­на­жей бро­сить тень на Пуш­ки­на, по­ка­зав, что он ни­ка­кой не ве­ли­кий по­эт, а… Кто? В тек­с­те это пря­мо не чи­та­ет­ся, по­то­му что Еро­фе­ев от­да­ёт пред­по­чте­ние мас­се ос­кор­би­тель­ных за­ме­ча­ний не толь­ко в ад­рес Пуш­ки­на, но и Дан­те­са, ко­то­ро­го он ре­шил ре­а­би­ли­ти­ро­вать.

Фраг­мент «Ос­тал­ся один» Эду­ар­да Ли­мо­но­ва – ис­то­рия о бе­зы­с­ход­но­с­ти и оди­но­че­ст­ве жиз­ни пи­са­те­ля. Ав­тор, меж­ду тем, на­пол­ня­ет ис­то­рию эпа­таж­ны­ми де­та­ля­ми и на­ме­рен­но по­ли­ти­зи­ру­ет и по­пу­ля­ри­зи­ру­ет свою про­зу – в тек­с­те фи­гу­ри­ру­ет имя Луж­ко­ва, от­сыл­ки на фак­ты по­ли­ти­че­с­кой жиз­ни де­ся­ти­лет­ней дав­но­с­ти и пр. Ли­мо­нов че­рез них ста­ра­ет­ся по­ка­зать тя­го­ты жиз­ни, судь­бу и путь пи­са­те­ля – это про­из­во­дит не­ко­то­рое дей­ст­вие, гне­ту­щее и де­прес­сив­ное, по боль­шей ча­с­ти, од­на­ко весь фраг­мент всё же не тро­га­ет за ду­шу, и нет в нём ка­ких-то су­гу­бо твор­че­с­ких пе­ре­жи­ва­ний. Ни у Ли­мо­но­ва, ни у его ге­роя.

Рас­сказ Люд­ми­лы Пе­т­ру­шев­ской «Джо Жу­ан» – до­воль­но стран­ная ис­то­рия о сек­су­аль­ных по­хож­де­ни­ях не­ко­е­го Джо, а так­же о том, как жизнь бро­са­ла его из сто­ро­ны в сто­ро­ну – в за­ви­си­мо­с­ти от этих по­хож­де­ний. В ре­зуль­та­те че­го толь­ко в рас­ска­зе не по­яв­ля­ет­ся! При­чём к глав­но­му ге­рою де­та­ли и при­ме­ты вре­ме­ни не име­ют поч­ти ни­ка­ко­го от­но­ше­ния.

«Ба­буш­ка, осы, ар­буз» За­ха­ра При­ле­пи­на – ма­с­тер­ски на­пи­сан­ный рас­сказ о про­хо­дя­щем вре­ме­ни. Ту­с­к­лость на­сто­я­ще­го и оча­ро­ва­ние про­шлым. При­ле­пин пре­крас­но вла­де­ет ме­та­фо­ра­ми, эпи­те­та­ми, ко­то­рые не мо­гут не за­пом­нить­ся. Вы­ст­ро­е­но всё очень ху­до­же­ст­вен­но точ­но, ко­ло­рит­но. И про­сто. В рас­ска­зе про­сле­жи­ва­ют­ся судь­бы рус­ских лю­дей и рус­ской де­рев­ни. С дру­гой сто­ро­ны, про­шлое ведь толь­ко ка­жет­ся сча­ст­ли­вым – в на­сто­я­щем вре­ме­ни оно не мог­ло ка­зать­ся та­ким. И сча­с­тья, по су­ти де­ла, нет – по­то­му что есть толь­ко на­сто­я­щее. При­ле­пин, ко­неч­но, по­ни­ма­ет это – не мо­жет не по­ни­мать! – но не го­во­рит на­пря­мую и не на­де­ля­ет свой рас­сказ этим смыс­лом; от­сут­ст­вие сча­с­тья в рас­ска­зе, ско­рее, в от­дель­ных пред­ло­же­ни­ях – ког­да ге­рой го­во­рит о сво­ей ны­неш­ней же­не и о бу­ду­щем; о том, что сло­ма­ет и её серд­це. И – в от­го­ло­с­ках-де­та­лях.

А ещё в книгу вошли произведения Владимира Маканина, Леонида Юзефовича, Татьяны Толстой и других писателей.

«Кни­га, ра­ди ко­то­рой…» – от­лич­ный срез со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры. Каж­дой ав­тор, что на­зы­ва­ет­ся, по­ка­зал се­бя с по­зи­тив­ной сто­ро­ны или не­га­тив­ной, – но по­ка­зал. Ав­то­ры, пи­шу­щие для ком­мер­че­с­ко­го ус­пе­ха, сра­зу се­бя иден­ти­фи­ци­ру­ют. Их про­за от­ли­ча­ет­ся уп­ро­щён­но­с­тью. Ав­то­ры, ко­то­рые не ме­нее из­ве­ст­ны, чем ком­мер­че­с­кие, но пи­шут не­ком­мер­че­с­кую про­зу, от­ли­ча­ют­ся. (По край­ней ме­ре, в этом сбор­ни­ке.)

 

Евгений МОСКВИН


«Кни­га, ра­ди ко­то­рой объ­е­ди­ни­лись пи­са­те­ли, объ­е­ди­нить ко­то­рых не­воз­мож­но». – М.: Фонд по­мо­щи хо­с­пи­сам, 2009.





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования