Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №01. 15.01.2010

Ещё о «Тихом Доне»

 Дав­но уже зна­ком с про­во­ка­тив­но­с­тью глав­но­го ре­дак­то­ра «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии» Вя­че­сла­ва Ог­рыз­ко. Ино­гда эта про­во­ка­тив­ность идёт на поль­зу га­зе­те и её по­пу­ляр­но­с­ти, при­вле­ка­ет вни­ма­ние к ос­т­рым про­бле­мам на­ших дней. Вот за эту ак­ту­аль­ность под­ня­тых про­блем, при всех сво­их по­рой слож­ных вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с ре­дак­то­ром, я все­гда це­нил и це­ню «Ли­те­ра­тур­ную Рос­сию». Но с дис­кус­си­ей по Шо­ло­хо­ву, мне ка­жет­ся, на­сту­пил не­кий пе­ре­бор про­во­ка­тив­но­с­ти.

Во-пер­вых, ни­че­го но­во­го в сво­их ан­ти­шо­ло­хов­ских изы­с­ка­ни­ях ни два мо­ло­дых про­за­и­ка (от­кро­вен­но ре­шив­ших по­пи­а­рить се­бя лю­би­мых), ни из­ве­ст­ный сво­и­ми ру­со­фоб­ски­ми (не толь­ко ан­ти­шо­ло­хов­ски­ми) взгля­да­ми ие­ру­са­лим­ский ка­за­чок Зе­ев Бар-Сел­ла не опуб­ли­ко­ва­ли. Всё идёт уже по двад­ца­то­му за­ез­жен­но­му кру­гу, и, уве­рен, ес­ли бы это не ка­са­лось ве­ли­ко­го рус­ско­го пи­са­те­ля, а пи­са­лось о ка­ком-ни­будь аме­ри­кан­це или из­ра­иль­тя­ни­не, ни­ка­кая ре­дак­ция столь дол­го му­со­лить од­ну и ту же те­му не ста­ла бы. Да­же рус­ско­му про­сти­ли бы, ес­ли бы те­ма ро­ма­на и его ве­ли­чие не пре­вы­ша­ли все зна­чи­мые нор­мы. К при­ме­ру, ока­за­лось, что пер­вый ва­ри­ант на­бо­ков­ской «Ло­ли­ты» был на­пи­сан нем­цем на ту же са­мую те­му. Пе­ре­пе­ча­та­ли этот не­мец­кий рас­сказ о Ло­ли­те и ус­по­ко­и­лись. Не тот уро­вень. На­бо­ков ос­тал­ся На­бо­ко­вым. А до­тош­ный се­рень­кий не­мец – до­тош­ным се­рень­ким пи­са­те­лем. Но, как я уже пи­сал рань­ше, Шо­ло­хов дав­но уже стал од­ним из сим­во­лов Рос­сии, по­ку­ра­жить­ся над Шо­ло­хо­вым – это ещё раз по­ку­ра­жить­ся над Рос­си­ей, уни­зить в це­лом всю рус­скую ли­те­ра­ту­ру. И по­то­му ру­со­фо­бы с ра­до­с­тью бу­дут за­пу­с­кать са­мые по­ш­лые и при­бли­зи­тель­ные пуб­ли­ка­ции, лишь бы до­са­дить Рос­сии, уни­зить её до­сто­ин­ст­во? Раз­ве это не­об­хо­ди­мо Ог­рыз­ко? К при­ме­ру, о нор­веж­це Хьет­со и его груп­пе, мне ка­жет­ся, за ми­нув­шие де­ся­ти­ле­тия слы­ша­ли да­же те, кто и Шо­ло­хо­ва не чи­тал, и вдруг без­гра­мот­ный мо­ло­дой про­за­ик, обо­звав­ший нор­веж­ца шве­дом, пу­тав­ший го­ды из­да­ния «Ти­хо­го До­на», не зна­ю­щий тол­ком шо­ло­хов­скую би­о­гра­фию – ста­но­вит­ся спе­ци­а­ли­с­том по ан­ти­шо­ло­хо­ве­де­нию. Не пе­ре­бор ли это?

Во-вто­рых, по­че­му в дис­кус­сии опуб­ли­ко­ва­ны две боль­шие ан­ти­шо­ло­хов­ские ста­тьи и все­го лишь не­сколь­ко чи­та­тель­ских гнев­ных от­кли­ков в за­щи­ту Шо­ло­хо­ва? Что, не на­шлось шо­ло­хо­ве­да? Или не ис­ка­ли? Мол, все ум­ные лю­ди дав­но зна­ют о пла­ги­а­те, лишь про­стые чи­та­те­ли, за­пу­тан­ные со­вет­ской про­па­ган­дой, ещё не зна­ко­мы с прав­дой.

В-тре­ть­их, не пой­му, по­че­му в по­доб­ных дис­кус­си­ях ухо­дят от ис­тин­ной ис­то­рии рус­ской ли­те­ра­ту­ры пер­вой по­ло­ви­ны ХХ ве­ка.

Иллюстрация Сергея Королькова к «Тихому Дону»
Иллюстрация Сергея Королькова к «Тихому Дону»

Все ищут ещё од­но­го круп­но­го ка­за­чь­е­го пи­са­те­ля, ко­то­рый был из­ве­с­тен сво­и­ми ро­ма­на­ми о ка­за­че­ст­ве. На­зы­ва­ют по­сред­ст­вен­но­го пи­са­те­ля Фё­до­ра Крю­ко­ва, са­мых раз­ных ма­ло­из­ве­ст­ных жур­на­ли­с­тов. И ни­ког­да не упо­ми­на­ют зна­ме­ни­то­го бе­ло­ка­за­чь­е­го ге­не­ра­ла Пе­т­ра Крас­но­ва. А ведь с не­о­хо­той, но его не­за­уряд­ный та­лант при­зна­вал да­же вы­со­чай­ший сти­лист Иван Бу­нин. Вот уж кто знал до ме­ло­чей и быт ка­за­че­ст­ва, и все по­дроб­но­с­ти пер­вой ми­ро­вой и граж­дан­ской войн, вот уж кто мог не в ме­ло­чах, не­из­беж­ных для лю­бо­го эпо­са, а по сти­ли­с­ти­ке ро­ма­на, по ду­ху ро­ма­на оп­ре­де­лить мни­мость шо­ло­хов­ско­го ав­тор­ст­ва. И на­до же, не ие­ру­са­лим­ский ка­за­чок Зе­ев Бар-Сел­ла, а ми­ро­вой ав­то­ри­тет в во­про­сах ка­за­че­ст­ва, в ис­то­рии войн, ре­аль­ней­ший их уча­ст­ник ге­не­рал Пётр Крас­нов да­же в пы­лу сво­е­го лю­то­го ан­ти­со­ве­тиз­ма до кон­ца дней сво­их не пе­ре­ста­вал вос­хи­щать­ся ге­ни­ем Ми­ха­и­ла Шо­ло­хо­ва. Пи­сал о нём в эми­г­рант­ской прес­се вос­тор­жен­ные ста­тьи. Впро­чем, не он один. По­чи­тай­те всю бе­лую эми­г­рант­скую прес­су: все без ис­клю­че­ния круп­ные ис­то­ри­ки, бе­лые ге­не­ра­лы, эми­г­рант­ские зна­ме­ни­тые пи­са­те­ли и кри­ти­ки при­зна­ва­ли та­лант Ми­ха­и­ла Шо­ло­хо­ва, не со­мне­ва­ясь в ав­тор­ст­ве его, и по­че­му-то всю дис­кус­сию ещё в двад­ца­тых го­дах во­круг ро­ма­на «Ти­хий Дон» за­те­я­ли без­дар­ные рап­пов­ские рус­ско­языч­ные ли­те­ра­то­ры. По­че­му же с этим яко­бы без­гра­мот­ным кре­с­ть­я­ни­ном Шо­ло­хо­вым дру­жи­ли Алек­сандр Се­ра­фи­мо­вич, Ан­д­рей Пла­то­нов и дру­гие круп­ней­шие пи­са­те­ли в са­мой Рос­сии? Не­уже­ли они бы­ли так глу­пы и при са­мом близ­ком об­ще­нии не мог­ли уви­деть не­са­мо­сто­я­тель­ность Ми­ха­и­ла Шо­ло­хо­ва? Ес­ли че­ст­но, вто­рым по­сле бе­ло­го ге­не­ра­ла Крас­но­ва ав­то­ри­тет­ным сви­де­те­лем счи­таю Ио­си­фа Ста­ли­на. Ну ни­как не ну­жен был ему в ро­ли круп­ней­ше­го со­вет­ско­го пи­са­те­ля пла­ги­а­тор. Уж его спе­ци­а­ли­с­ты, учу­яв не­что по­доб­ное, до­ло­жи­ли бы вож­дю. Да и вкус у вож­дя, в от­ли­чие от ны­неш­них скеп­ти­ков, был от­мен­ный. Це­нил ма­с­тер­ст­во да­же сво­их про­тив­ни­ков. Впро­чем, и круп­ные ху­дож­ни­ки, не­при­яз­нен­но от­но­сив­ши­е­ся к Ми­ха­и­лу Шо­ло­хо­ву, та­кие как Алек­сандр Фа­де­ев или Вла­ди­мир На­бо­ков, от­вер­га­ли от­нюдь не ав­тор­ст­во, а кто – из­лиш­нюю бе­ло­гвар­дей­щи­ну в ро­ма­не, кто – глу­бо­чай­шую на­род­ность его. Пусть «Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия» возь­мёт и в за­вер­ше­нии ука­жет всех все­мир­но из­ве­ст­ных пи­са­те­лей, це­нив­ших имен­но Ми­ха­и­ла Шо­ло­хо­ва за его дар или же во­ю­ю­щих с пи­са­те­лем как с чуж­дым им яв­ле­ни­ем, а в дру­гой ко­лон­ке – всех до од­но­го, на­чи­ная с двад­ца­тых го­дов, кле­вет­ни­ков, пу­с­тив­ших под­лень­кий слух о пла­ги­а­те. По­жа­луй, кро­ме Со­лже­ни­цы­на, воз­рев­но­вав­ше­го к сво­е­му ед­ва ли не зем­ля­ку, и на­звать бу­дет не­ко­го из до­стой­ных ли­те­ра­то­ров. Увы, бе­да в том, что Алек­сандр Со­лже­ни­цын так сво­е­го «Ти­хо­го До­на» и не на­пи­сал, хо­тя всю жизнь стре­мил­ся к это­му. Бо­юсь, что этим сво­им сле­пым под­ра­жа­ни­ем Шо­ло­хо­ву в сво­ей эпо­пее «Крас­ное ко­ле­со» бле­с­тя­щий ма­с­тер ма­лой фор­мы ед­ва не за­гу­бил свой яр­кий та­лант. Не скры­ваю, что все­гда це­нил боль­ше все­го его пре­крас­ные рас­ска­зы, о чём пря­мо го­во­рил и Алек­сан­д­ру Иса­е­ви­чу. Ему бы не по пу­ти Шо­ло­хо­ва, а по пу­ти Бу­ни­на ид­ти, до­бил­ся бы го­раз­до боль­ше­го в ли­те­ра­ту­ре...

Я ре­шил вкрат­це по­де­лить­ся сво­им дав­но ус­то­яв­шим­ся мне­ни­ем, осо­бен­но не вле­зая в дис­кус­сию. Я – не учё­ный, не тек­с­то­лог, не шо­ло­хо­вед, ско­рее, это мыс­ли кри­ти­ка, не­пло­хо зна­ко­мо­го с про­цес­сом ли­те­ра­тур­но­го твор­че­ст­ва. И мыс­ли эти от­но­сят­ся не толь­ко к «Ти­хо­му До­ну», а к лю­бой ми­ро­вой эпо­пее, к лю­бо­му эпо­су. Все да­лё­кие от ли­те­ра­ту­ры круп­ных эпи­че­с­ких форм скеп­ти­ки при­во­дят как глав­ное до­ка­за­тель­ст­во не­ав­тор­ст­ва Ми­ха­и­ла Шо­ло­хо­ва да­же не мо­ло­дость ав­то­ра, а не­кие от­рыв­ки из днев­ни­ка сту­ден­та Ти­мо­фея, яко­бы ру­ко­пи­си бе­лых офи­це­ров, вы­ска­зы­ва­ния са­мо­го Шо­ло­хо­ва об ис­поль­зо­ва­нии тро­фей­ных су­мок и так да­лее. Но всё это от­но­сит­ся лишь к пер­во­му то­му «Ти­хо­го До­на», хо­тя не­со­мнен­ной вер­ши­ной ро­ма­на яв­ля­ет­ся тре­тий том, ко­то­рый не мог на­пи­сать уже ни­ка­кой бе­лый офи­цер. На вре­мя возь­мём и со­гла­сим­ся со скеп­ти­ка­ми, был и днев­ник сту­ден­та Ти­мо­фея, и ка­кие-ни­будь на­бро­с­ки (ибо не стал бы та­с­кать ав­тор за­кон­чен­но­го ро­ма­на ру­ко­пись в по­ход­ной сум­ке). И что из это­го? Так пи­шут­ся все круп­ные про­за­и­че­с­кие кни­ги, ис­поль­зу­ют­ся сот­ни до­ку­мен­тов, вос­по­ми­на­ний, днев­ни­ков. Раз­ве Со­лже­ни­цын не ис­поль­зо­вал и в «Ар­хи­пе­ла­ге ГУ­ЛАГ», и в «Крас­ном ко­ле­се» за­мет­ки, вос­по­ми­на­ния, ар­хи­вы со­тен лю­дей? Он же на­пря­мую об­ра­щал­ся в эми­г­ра­ции к уча­ст­ни­кам пер­вой ми­ро­вой и граж­дан­ской войн – уце­лев­шие «сту­ден­ты Ти­мо­феи», бе­лые офи­це­ры, уча­ст­ни­ки со­бы­тий, – шли­те в из­да­тель­ст­во все свои вос­по­ми­на­ния. Не­ма­ло та­ких книг с по­мо­щью Со­лже­ни­цы­на бы­ло из­да­но, и, ес­те­ст­вен­но, он опи­рал­ся в сво­ей эпо­пее, по­доб­но Шо­ло­хо­ву, на их жи­вой опыт. Ни­кто же не уп­ре­ка­ет его в пла­ги­а­те. Хо­тя был в эми­г­ра­ции круп­ный ис­то­рик и не­пло­хой пи­са­тель Ни­ко­лай Уль­я­нов, ко­то­рый объ­я­вил по­сле вы­хо­да «Ар­хи­пе­ла­га ГУ­ЛАГ», что это ху­до­же­ст­вен­ное ис­сле­до­ва­ние на­пи­са­но бри­га­дой из КГБ… так на­зы­ва­е­мый за­пу­щен­ный «про­ект Со­лже­ни­цын». У нас на­шлись не ме­нее ре­ти­вые спе­ци­а­ли­с­ты, ко­то­рые уве­ря­ют, что труд со­здан бри­га­дой из ЦРУ. Но здра­вое мне­ние под­ска­зы­ва­ет, что ко­го бы и в ка­кой ме­ре не ис­поль­зо­вал при на­пи­са­нии сво­их про­из­ве­де­ний Алек­сандр Со­лже­ни­цын, ав­тор у них один – Со­лже­ни­цын. Так опи­ра­лись на опыт уча­ст­ни­ков со­бы­тий и ве­ли­кий Лев Тол­стой, и не ме­нее ве­ли­кий До­сто­ев­ский. По­че­му же то, что счи­та­ет­ся нор­маль­ным в ми­ро­вой пи­са­тель­ской прак­ти­ке, по от­но­ше­нию к Ми­ха­и­лу Шо­ло­хо­ву от­ри­ца­ет­ся? Уве­рен, ко­го бы и в ка­кой ме­ре не ис­поль­зо­вал в сво­ём ве­ли­ком ро­ма­не Ми­ха­ил Шо­ло­хов, со­здал это ве­ли­кое цель­ное про­из­ве­де­ние толь­ко сам ав­тор. Ду­маю, что не будь ста­лин­ской и рап­пов­ской цен­зу­ры, и Ми­ха­ил Шо­ло­хов без стес­не­ния на­звал бы все ис­точ­ни­ки, ис­поль­зо­ван­ные в ро­ма­не. Всех най­ден­ных во вра­же­с­ких сум­ках «сту­ден­тов Ти­мо­фе­ев». Но и без то­го ро­ман клей­ми­ли бе­ло­гвар­дей­ским. Де­ла­лось всё, что­бы его не опуб­ли­ко­вать... Рас­крой он ис­точ­ни­ки, его бы по­про­с­ту по­са­ди­ли бы в ГПУ. Он по­про­с­ту не мог по по­ли­ти­че­с­ким, а не по ли­те­ра­тур­ным при­чи­нам на­звать все ис­поль­зо­ван­ные ма­те­ри­а­лы. В луч­шем слу­чае, не вы­шел бы тог­да и ро­ман.


Владимир БОНДАРЕНКО




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования