Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №01. 15.01.2010

Без божества, но с вдохновением

 «Ари­он»: без­на­ка­зан­ное ла­ла­ка­ние

Екатерина РАТНИКОВА
Екатерина РАТНИКОВА

Ав­то­ры жур­на­ла «Ари­он» в этот раз друж­но ре­ши­ли об­ра­тить­ся к Бо­гу. Луч­ше бы они это­го не де­ла­ли. На не­ко­то­рых от­дель­ных строч­ках ос­та­нов­люсь по­дроб­нее.

Сух­бат Аф­ла­ту­ни в тек­с­те с мно­го­обе­ща­ю­щим на­зва­ни­ем «Ди­о­нис-За­грей» пи­шет: «толь­ко бо­ги зна­ют что бо­ги / уме­ют ста­реть бо­леть пу­кать / хо­тя бес­смерт­ны в ито­ге / у ме­ня от­ры­ва­ют ру­ку // толь­ко бо­ги зна­ют что бо­ги – / шах­ма­ты: / мой­ра на­ми иг­ра­ет как гар­ри ка­с­па­ров». За­кан­чи­ва­ет­ся эта не­вня­ти­ца, не име­ю­щая ни­че­го об­ще­го с по­эзи­ей, сов­сем от­вра­ти­тель­но: «то что вы­кри­ки­ваю я от бо­ли / пе­ре­ве­дёт по­кой­ный га­с­па­ров». Мо­жет быть, ко­му-то та­кие «сти­хи» по­ка­жут­ся ори­ги­наль­ны­ми, са­мы­ми что ни на есть «ди­о­ни­сий­ски­ми», я же счи­таю, что эти­ми строч­ка­ми ав­тор бе­зо вся­ко­го на то пра­ва са­мым дерз­ким об­ра­зом ос­кор­б­ля­ет па­мять ве­ли­ко­го фи­ло­ло­га, пе­ре­вод­чи­ка мно­гих из­ве­ст­ней­ших про­из­ве­де­ний ан­тич­ной ли­те­ра­ту­ры, чьё имя, в от­ли­чие от име­ни са­мо­го Аф­ла­ту­ни, уже дав­но во­шло в ис­то­рию. К то­му же чув­ст­ву­ет­ся, что учё­ный упо­мя­нут здесь толь­ко для риф­мы. На­вер­ное, по­до­брать что-то дру­гое, со­звуч­ное фа­ми­лии Ка­с­па­ров, ав­тор по­счи­тал не­до­стой­ным тру­дом для сво­ей мно­го­ува­жа­е­мой пер­со­ны. «ла­ла­ла­ла / в от­вет ни фи­га / толь­ко по­тре­с­ки­ва­ние утю­га // толь­ко со­сед / воз­вра­ща­ет­ся с бл…ок / толь­ко в стра­не / ти­ши­на и по­ря­док». Так за­вер­ша­ет­ся под­бор­ка это­го че­ло­ве­ка, на все сто про­цен­тов уве­рен­но­го в том, что ему мож­но ла­ла­кать всё, что при­дёт в го­ло­ву, со­вер­шен­но без­на­ка­зан­но. К со­жа­ле­нию, на се­го­дняш­ний мо­мент он прав.

Воз­вра­ща­юсь к те­ме бо­же­ст­вен­но­го и во­об­ще не­бес­но­го. Ан­д­рей Ан­пи­лов: «Бо­же, очи­с­ти ме­ня! / Но по­уже, мо­лю, / Возь­ми ло­па­ту и Ты». Пе­ред при­ве­дён­ным от­рыв­ком в тек­с­те шла речь о чи­ст­ке сне­га в са­ду уз­кой ло­па­той из бо­яз­ни по­вре­дить цве­ты. По­лу­ча­ет­ся, что ге­рой про­сит Бо­га сде­лать его луч­ше и при этом ещё не ис­пор­тить (!) то хо­ро­шее, что в нём уже есть. Так не­дол­го и до при­чис­ле­ния са­мо­го се­бя к ли­ку свя­тых ещё при жиз­ни. С Пуш­ки­ным ав­тор се­бя уже счи­та­ет на рав­ных, что, ви­ди­мо, поз­во­ля­ет ему фа­ми­ль­яр­но об­ра­щать­ся к не­му «брат» и пи­сать о по­эте: «Биб­лей­скую по­хаб­ность язы­ка / Же­лал ос­та­вить он, но не ос­та­вил». За­ме­чу, что текст на­пи­сан все­рьёз – ни ма­лей­ше­го на­мё­ка на иро­нию, един­ст­вен­ное спа­се­ние этих по­хаб­ных строк, здесь нет. Пе­чаль­но, но скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что для оп­ре­де­лён­ной ка­те­го­рии лю­дей сти­ха­ми мо­жет быть всё что угод­но – риф­ма, раз­мер, ритм и куль­ту­ра ре­чи не име­ет ни­ка­ко­го зна­че­ния, глав­ное, что­бы сам ав­тор счи­тал, что на­пи­сал имен­но сти­хи. И не за­бы­вал об этом со­об­щать сво­им чи­та­те­лям, а ина­че в жиз­ни не до­га­да­ют­ся, что чи­та­ют ге­ни­аль­ное сти­хо­тво­ре­ние, а не по­сред­ст­вен­ный рас­сказ, за­чем-то за­пи­сан­ный в стол­бик, да и то не все­гда.

И всё же рас­крыть этот жур­нал сто­ит – хо­тя бы ра­ди ру­б­ри­ки под на­зва­ни­ем «Транс­крип­ции». Здесь по­ме­ще­на дей­ст­ви­тель­но, не по­бо­юсь это­го сло­ва, пре­крас­ная по­эма – воль­ный пе­ре­вод «Ча­у­ра­пан­ча­си­ка», или «Пя­ти­де­ся­ти строф об ук­ра­ден­ной люб­ви» каш­мир­ско­го по­эта XI ве­ка Биль­ха­ны, снаб­жён­ных по­дроб­ным всту­пи­тель­ным сло­вом Еле­ны Иоф­фе, ко­то­рая и под­го­то­ви­ла дан­ный текст к пуб­ли­ка­ции. Имя пе­ре­вод­чи­ка ос­та­лось не­из­ве­ст­ным, воз­мож­но, это да­же не пе­ре­вод, а ори­ги­наль­ное про­из­ве­де­ние, на­пи­сан­ное по мо­ти­вам ин­дий­ской по­эмы, но по­след­нее об­сто­я­тель­ст­во не де­ла­ет его ме­нее жи­вым и об­раз­ным. Так­же бу­дет ин­те­ре­сен тре­тий вы­пуск «Ари­о­на» лю­би­те­лям по­эзии Алек­сан­д­ра Куш­не­ра, Ин­ны Лис­нян­ской и Сер­гея Ва­си­ль­е­ва – в раз­де­ле «Чи­таль­ный зал» по­ме­ще­ны их но­вые под­бор­ки.

 

«Зна­мя»: пе­ре­ка­ти-по­ле

Раз­дел по­эзии в но­ябрь­ском но­ме­ре «Зна­ме­ни» пред­став­ля­ют Оль­га Ро­ди­о­но­ва, Ни­ко­лай Бай­тов, Ва­дим Жук и Все­во­лод Кон­стан­ти­нов. Из всех пе­ре­чис­лен­ных ав­то­ров имен­но Бай­тов про­из­во­дит на­и­боль­шее впе­чат­ле­ние: «То­с­кой при­мет­ной все­гда объ­ят, / меч­той пре­ле­ст­ной весь опь­я­нён, / боль­шой, при­ят­ный ме­та­объ­ект / ви­сит при въез­де в её ка­нь­он. / Его без тёр­ки не ми­но­вать. / И он не тер­пит не­мых атак. / Его при­дёт­ся име­но­вать, / по­ст­ро­ив цеп­кий ме­та­кон­такт. / Его за­труд­ни­тель­но обо­гнуть, / он есть шлаг­ба­ум при въез­де в ка­нь­он. / Его на­до как-ни­будь об­ма­нуть, / дав на­обум кон­фет­ки имён. / Но кто кос­нёт­ся его меч­ты?» и т.д. и т.п. Та­кие сти­хи хо­ро­шо чи­тать, ког­да скуч­но, по­то­му что ве­се­лить­ся и фан­та­зи­ро­вать на те­му, за­дан­ную ав­то­ром, мож­но до бес­ко­неч­но­с­ти. Очень не­о­жи­дан­ны риф­мы Бай­то­ва, вот лишь не­ко­то­рые при­ме­ры: кон­цеп­ции / про­цес­сии, шар­ла­тан / ры­дал, вол­на / с по­тол­ка. Ви­ди­мо, по­это­му он столь уве­рен­но за­яв­ля­ет в той же под­бор­ке: «Я долг по­эта че­ст­но вы­пол­няю». Жаль толь­ко, что он так мно­го дол­жен – и те­перь вы­нуж­ден в сроч­ном по­ряд­ке пла­тить дол­ги та­ки­ми вот тек­с­та­ми, сля­пан­ны­ми кое-как.

С про­зой по­луч­ше – по­весть Ле­о­ни­да Зо­ри­на «Га­б­ри­эл­ла» чи­та­ет­ся лег­ко, как и на­ча­ло ро­ма­на «Аси­с­то­лия» Оле­га Пав­ло­ва. А вот ми­ни­а­тю­ры Ан­д­рея На­за­ро­ва под на­зва­ни­ем «Пе­ре­ка­ти-по­ле» сов­сем не­ин­те­рес­ны.

В раз­де­ле «Non fiction» опуб­ли­ко­ва­ны вос­по­ми­на­ния Вла­ди­ми­ра Фрид­ки­на о сво­ём дру­ге, из­ве­ст­ном ис­то­ри­ке, пи­са­те­ле и пуш­ки­ни­с­те На­та­не Эй­дель­ма­не, умер­шем в 1989 го­ду. Его ста­тья по­свя­ще­на раз­лич­ным ис­то­ри­ям, рас­ска­зан­ным Эй­дель­ма­ном во вре­мя дру­же­с­ких встреч и за­сто­лий. Ис­то­рии са­мые раз­но­об­раз­ные – от смеш­ных до страш­ных и тра­ги­че­с­ких.

Оче­ред­ной те­мой для ру­б­ри­ки «Дис­кус­сия» в этот раз стал во­прос о кри­ти­ке в «тол­стых» жур­на­лах. Своё мне­ние по это­му по­во­ду вы­ска­зы­ва­ют Ин­на Бул­ки­на, Ва­ле­рия Пу­с­то­вая, Илья Ку­ку­лин и Сер­гей Бе­ля­ков.

Так­же к на­и­бо­лее ин­те­рес­ным ма­те­ри­а­лам я бы при­чис­ли­ла ста­тью Гле­ба Ку­ра­ви­на, в ко­то­рой сде­ла­на до­воль­но удач­ная по­пыт­ка обо­зна­чить при­чи­ны объ­е­ди­не­ния со­вре­мен­ной мо­ло­дё­жи в так на­зы­ва­е­мые «суб­куль­ту­ры», и про­те­с­ту­ю­щий от­клик Ка­ре­на Сте­па­ня­на на за­мет­ку Вла­ди­ми­ра Се­мё­но­ва, опуб­ли­ко­ван­ную в ше­с­том но­ме­ре то­го же «Зна­ме­ни» за этот год. В раз­де­ле «На­блю­да­тель» по­ме­ще­ны ре­цен­зии Ев­ге­нии Веж­лян, Да­рьи Мар­ко­вой, Ро­ма­на Сен­чи­на и дру­гих, за­вер­ша­ет но­мер ру­б­ри­ка «Ни дня без кни­ги» с Ан­ной Куз­не­цо­вой.

 

«Ин­тер­по­э­зия»: ал­фа­вит од­но­го по­эта

Этот жур­нал вы­хо­дит в Нью-Йор­ке с 2004 го­да на рус­ском и ан­г­лий­ском язы­ках. Пе­ча­та­ет­ся в нём по­эзия, ко­рот­кая про­за (или, как на­зы­ва­ют её са­ми из­да­те­ли, «сти­хо­про­за»), пе­ре­во­ды, кри­ти­ка и эс­се­и­с­ти­ка. Сти­хи, опуб­ли­ко­ван­ные в этом но­ме­ре, очень раз­ные как по сти­лю, фор­ме и те­ма­ти­ке, так и по ка­че­ст­ву. Сре­ди ав­то­ров – Вла­ди­мир Бе­ря­зев, Сер­гей Ва­си­ль­ев, уже упо­ми­нав­ший­ся в свя­зи с «Ари­о­ном», Га­ли­на Кли­мо­ва, Свет­ла­на Бу­ни­на, Ана­то­лий Бу­зу­лук­с­кий и дру­гие. В ру­б­ри­ке «По­эзия про­зы» об­ра­ща­ет на се­бя вни­ма­ние «Ал­фа­вит од­но­го по­эта» Мар­ка Стрэн­да, пе­ре­ве­дён­ный с ан­г­лий­ско­го Ека­те­ри­ной Пре­об­ра­жен­ской. Это до­воль­но ин­те­рес­ное про­из­ве­де­ние, вот лишь од­на из мно­гих вы­ска­зан­ных в нём мыс­лей: «Смерть – это глав­ный ис­точ­ник бес­по­кой­ст­ва всей ли­ри­че­с­кой по­эзии. Ли­ри­че­с­кая по­эзия на­по­ми­на­ет нам, что мы жи­вём во вре­ме­ни… Да­же ког­да по­эзия вос­пе­ва­ет что-то ра­до­ст­ное, она по­пут­но из­ве­ща­ет нас о том, что ка­кая-то ча­ст­ная ра­дость про­шла. Это – дол­гий ме­мо­ри­ал, про­щаль­ная речь каж­до­му от­дель­но­му мо­мен­ту на зем­ле».

Пе­ре­во­ды осо­бен­но­го впе­чат­ле­ния не про­из­во­дят. Ав­то­ры, с ко­то­ры­ми жур­нал зна­ко­мит чи­та­те­ля в этот раз – Эз­ра Па­унд, Силь­вия Платт, Бог­дан За­ду­ра и Пьер Па­о­ло Па­зо­ли­ни.

В ру­б­ри­ке «Га­ле­рея» Ви­та­лий Ко­мар объ­яв­ля­ет о сво­ём соб­ст­вен­ном про­ек­те но­во­го ху­до­же­ст­вен­но­го те­че­ния, там же пред­став­ле­ны не­ко­то­рые кар­ти­ны Ко­ма­ра.

 

«Ли­те­ра­тур­ная учё­ба»: жё­ст­кий от­вет на скан­да­лы

Под за­на­вес го­да «Ли­ту­чё­ба» по­ра­до­ва­ла оче­ред­ным но­во­вве­де­ни­ем. На­чи­ная с это­го но­ме­ра, жур­нал бу­дет от­кры­вать­ся «круг­лы­ми сто­ла­ми» по «ос­т­ро­со­в­ре­мен­ным про­бле­мам оте­че­ст­вен­ной сло­вес­но­с­ти». Се­рию от­кры­ва­ет дис­кус­сия «О про­бле­ме «ли­бе­ра­лиз­ма» и «па­т­ри­о­тиз­ма» в со­вре­мен­ном ли­те­ра­тур­ном про­цес­се». В до­ста­точ­но жё­ст­кой фор­ме уча­ст­ни­ки раз­го­во­ра – Сер­гей Ару­тю­нов, Ми­ха­ил Бой­ко, Али­са Га­ни­е­ва, Ар­се­ний За­мо­с­ть­я­нов, Вла­ди­мир Ко­за­ро­вец­кий, Ли­дия Сы­чё­ва – об­су­ди­ли по­след­ние скан­даль­ные пуб­ли­ка­ции в осен­них но­ме­рах жур­на­ла. Итог под­вёл за­ме­с­ти­тель глав­но­го ре­дак­то­ра Мак­сим Ла­в­рен­ть­ев, оп­ре­де­лив­ший иде­о­ло­гию из­да­ния как де­мо­кра­ти­че­с­кую и не­за­ви­си­мую. Из дру­гих ма­те­ри­а­лов мож­но вы­де­лить во мно­гом спор­ную ста­тью Ва­ле­рия Да­ни­лен­ко о рус­ском фу­ту­риз­ме, пуб­ли­ка­цию Ар­се­ния За­мо­с­ть­я­но­ва, по­свя­щён­ную 225-ле­тию по­эта-пар­ти­за­на Де­ни­са Да­вы­до­ва, не­боль­шое ис­сле­до­ва­ние На­та­льи Виш­ня­ко­вой твор­че­ст­ва по­эта Алек­сея Хво­с­тен­ко. Вла­ди­мир Ко­за­ро­вец­кий и Юрий Лиф­шиц зна­ко­мят чи­та­те­лей с но­вы­ми от­кры­ти­я­ми в об­ла­с­ти пе­ре­во­да сти­хов клас­си­ка гру­зин­ской по­эзии Ни­ко­ло­за Ба­ра­таш­ви­ли. Кри­ти­че­с­ко­му раз­бо­ру пуб­ли­ка­ций в ин­тер­нет-жур­на­ле «Про­лог» по­свя­ще­на ста­тья Оле­га Чу­ва­ки­на, про­дол­же­ние ко­то­рой ждёт чи­та­те­лей в по­сле­ду­ю­щих но­ме­рах. «Все точ­ки над «ё» ста­вить ра­но», пре­ду­преж­да­ет в од­но­имён­ном ма­те­ри­а­ле фи­ло­лог Лев Сквор­цов, а за­вер­ша­ют но­мер пе­ре­во­ды сти­хов и ме­му­ар­ной про­зы не­мец­ко­го пи­са­те­ля Те­о­до­ра Фон­та­не, 190-ле­тие со дня рож­де­ния ко­то­ро­го от­ме­ча­ет­ся в ны­неш­нем де­ка­б­ре.

 

«Но­вый мир»: сплош­ная не­цен­зур­щи­на

Ноябрьский но­мер «Но­во­го ми­ра» не спо­со­бен уди­вить чи­та­те­ля чем-то прин­ци­пи­аль­но но­вым и хо­ро­шо сде­лан­ным – ка­че­ст­во тек­с­тов до­воль­но сред­нее. На об­щем фо­не вы­де­ля­ют­ся толь­ко Сер­гей Жа­дан с под­бор­кой сти­хов «На­вст­ре­чу го­ря­чим ве­т­рам» и Ан­на Ла­в­ри­нен­ко с рас­ска­зом «По­те­ряш­ка». По­весть Ха­ми­да Ис­май­ло­ва мог­ла бы чи­тать­ся с ин­те­ре­сом, ес­ли бы не со­дер­жа­ла не­ко­то­рые не­цен­зур­ные и не свя­зан­ные со смыс­лом и сю­же­том фраг­мен­ты, ко­то­рые очень хо­чет­ся про­сто вы­ре­зать из тек­с­та за не­на­доб­но­с­тью. «По­весть о Раб­ле, или Ле­со­пиль­щик» Вла­ди­ми­ра Бе­ре­зи­на в це­лом по­хо­жа на мно­гие дру­гие со­вре­мен­ные по­ве­с­ти, пуб­ли­ку­е­мые в ог­ром­ном ко­ли­че­ст­ве, а рас­сказ ещё сов­сем мо­ло­до­го Ев­ге­ния Алё­хи­на во­об­ще не­по­нят­но ка­ким об­ра­зом по­пал в «Но­вый мир» – по­ве­ст­во­ва­ние о жиз­ни под де­ви­зом «sex and drugs» (без рок-н-рол­ла, за­то во всех по­дроб­но­с­тях) бы­ло яв­но пред­наз­на­че­но для ка­ко­го угод­но из­да­ния, толь­ко не для ли­те­ра­тур­но-ху­до­же­ст­вен­но­го.

За­то об­ра­ща­ют на се­бя вни­ма­ние ста­тьи, в ча­ст­но­с­ти, вос­по­ми­на­ния Вик­то­ра Куз­не­цо­ва об эпо­хе СССР и на­и­бо­лее «зна­ко­вых» пред­ме­тах (руч­ка, гал­стук и т.п.) то­го вре­ме­ни, очерк Вла­ди­ми­ра Скре­биц­ко­го «Рус­ский дом в Мюр­нау», в ко­то­ром рас­ска­зы­ва­ет­ся ис­то­рия люб­ви Ва­си­лия Кан­дин­ско­го и Га­б­ри­э­лы Мюн­тер, а так­же по­дроб­ная ли­те­ра­ту­ро­вед­че­с­кая ра­бо­та Алек­сан­д­ра Бе­ло­го под на­зва­ни­ем «О Пуш­ки­не, Клей­сте и не­до­пи­сан­ном «Ду­б­ров­ском». По тра­ди­ции, осо­бое ме­с­то в жур­на­ле за­ни­ма­ют ре­цен­зии и об­зо­ры, ав­то­ра­ми ко­то­рых в этот раз ста­ли Ан­д­рей Тур­ков, Алек­сандр Чан­цев, Оль­га Бал­ла и Алек­сандр До­б­ро­хо­тов.


Екатерина РАТНИКОВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования