Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №02-03. 22.01.2010

Изумляемся вместе с Александром Трапезниковым

Прочь от нас к до­му пле­ши­во­го!

 

На­род­ное ка­зах­ское по­ве­рье гла­сит, что вну­т­ри смер­ча ле­тит дья­вол. По­это­му, за­ви­дев чёр­ный вихрь, лю­ди про­го­ня­ют его за­кли­на­ни­ем: «Прочь от нас к до­му пле­ши­во­го!» В кни­ге Ва­ле­рия Ми­хай­ло­ва «Ве­ли­кий джут» (из­да­тель­ст­во «Мек­теп») рас­ска­зы­ва­ет­ся о та­ком ру­ко­твор­ном «чёр­ном смер­че», про­нёс­шем­ся над Ка­зах­ста­ном в на­ча­ле 30-х го­дов про­шло­го ве­ка – о го­ло­до­мо­ре, ин­спи­ри­ро­ван­ном за­ез­жи­ми ин­тер­на­ци­о­наль­ны­ми боль­ше­ви­ка­ми и их ме­ст­ны­ми при­спеш­ни­ка­ми. Страш­ная тра­ге­дия тог­да унес­ла бо­лее мил­ли­о­на ка­за­хов, око­ло тре­ти ко­рен­но­го на­се­ле­ния. Но сре­ди жертв «ве­ли­ко­го джу­та» бы­ли и де­сят­ки ты­сяч со­слан­ных на ка­зах­скую зем­лю «спец­пе­ре­се­лен­цев» – рус­ских, ук­ра­ин­цев и пред­ста­ви­те­лей дру­гих на­ци­о­наль­но­с­тей Рос­сии, со­став­ляв­ших цвет кре­с­ть­ян­ско­го со­сло­вия. Этот не­бы­ва­лый в ис­то­рии ге­но­цид был ре­зуль­та­том на­силь­ст­вен­ной кол­лек­ти­ви­за­ции, про­ве­дён­ной в крат­чай­шие сро­ки и в же­с­то­чай­ших ус­ло­ви­ях. А «ко­ман­до­вал па­ра­дом» не­бе­зыз­ве­ст­ный Го­ло­щё­кин, один из рас­ст­рель­щи­ков цар­ской се­мьи. Степ­ня­ки на­зы­ва­ли его: Ку Жак. В пе­ре­во­де – Го­лые Щё­ки, Го­лое Ры­ло. Пе­ред вой­ной он был аре­с­то­ван. След­ст­вие шло дол­го и по не­яс­ным при­чи­нам ос­та­лось не­за­кон­чен­ным, но в ок­тя­б­ре 1941 го­да это Ще­ка­с­тое Ры­ло бы­ло рас­ст­ре­ля­но. А вме­с­те с ним ски­ну­ли в яму и дру­гих его боль­ше­вич­ков-по­дель­ни­ков, об­ви­нив их всех ско­пом в меж­ду­на­род­ном шпи­о­на­же. Уб­ра­ли ли его свои же по же­с­то­ким за­ко­нам уго­лов­но­го ми­ра, за­ме­тая сле­ды де­я­тель­но­с­ти этой до сих пор тща­тель­но скры­ва­е­мой от Бо­жь­е­го све­та по­ли­ти­че­с­кой фи­гу­ры, под­лин­ное зна­че­ние ко­то­рой толь­ко на­чи­на­ет про­сту­пать, или про­сто од­на га­ди­на по­жра­ла дру­гую? Не знаю, но я охот­но ве­рю, что все они бы­ли ес­ли не шпи­о­на­ми, то пол­но­моч­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми дья­во­ла на зем­ле. А вот в ту­пой «Ис­то­ри­че­с­кой эн­цик­ло­пе­дии» на­пи­са­но: «Го­ло­щё­кин… не­за­кон­но ре­прес­си­ро­ван в пе­ри­од куль­та Ста­ли­на. Ре­а­би­ли­ти­ро­ван по­смерт­но». Да и в Ку­с­та­най­ской об­ла­с­ти до по­след­не­го вре­ме­ни бы­ла стан­ция Го­ло­щё­ки­но. Пы­тал­ся за­це­пить­ся вы­ро­док сво­им име­нем как раз там, где боль­ше все­го лю­дей он умо­рил до смер­ти.

Офи­ци­аль­ные ис­то­ри­ки в СССР бо­лее по­лу­ве­ка скры­ва­ли прав­ду об этой на­род­ной тра­ге­дии. Так что до­ку­мен­таль­ная по­весть В.Ми­хай­ло­ва, ро­див­ше­го­ся в 1946 го­ду на ка­зах­ской зем­ле в Ка­ра­ган­де, ав­то­ра двад­ца­ти книг сти­хов и про­зы, ла­у­ре­а­та ли­те­ра­тур­ной пре­мии «Алаш», – пер­вая, вскры­ва­ю­щая ис­то­ки той тра­ге­дии. Ав­то­ром со­бра­но мно­го до­ку­мен­таль­ных ма­те­ри­а­лов и сви­де­тельств уце­лев­ших со­оте­че­ст­вен­ни­ков. Про­ци­ти­рую не­ко­то­рые. По­эт Га­фу Ка­ир­бе­ков: «Яс­но ви­жу на зем­ле ка­кие-то ко­ря­ги с вы­тя­ну­ты­ми, скрю­чен­ны­ми вет­ка­ми-ру­ка­ми, их мно­го по обе­им сто­ро­нам до­ро­ги: это лю­ди. Они за­сты­ли и мол­ча ле­жат на зем­ле. Я до­га­ды­ва­юсь: ни о чём спра­ши­вать не на­до. Взрос­лые не от­ве­тят, им не до ме­ня. И ка­кая-то страш­ная тай­на ок­ру­жа­ет этих лю­дей… Ког­да вы­рос, спро­сил, и тог­да мне всё рас­ска­за­ли. Это бы­ли тру­пы». Дру­гое вос­по­ми­на­ние: «Мы, ре­бя­тиш­ки, бе­жим бо­си­ком к ре­ке. А на ули­це лю­ди, мно­го взрос­лых лю­дей. Они ид­ти не мо­гут, пол­зут на чет­ве­рень­ках. Еле-еле, из по­след­них сил… ца­ра­па­ют зем­лю ног­тя­ми. А не­ко­то­рые уже не­движ­ны, ле­жат на до­ро­ге как брёв­на. По­ка спу­с­тишь­ся к ре­ке, че­рез не­сколь­ко тру­пов на­до пе­ре­шаг­нуть. Там, у во­ды, за­би­ва­ют скот. К этой бой­не пол­зут го­лод­ные. Кто до­бе­рёт­ся – пьёт кровь жи­вот­ных… У ко­ров рож­да­ют­ся мёрт­вые те­ля­та, у овец – мёрт­вые яг­ня­та. Их ту­ши, как и пав­ший скот, вы­та­с­ки­ва­ют за во­ро­та. И лю­ди на­ки­ды­ва­ют­ся на это. Тут же по­еда­ют, раз­ры­вая ру­ка­ми… По­мню, вы­бе­жал я од­наж­ды по­гу­лять – не ус­ле­ди­ли. И тут же ме­ня схва­ти­ли чьи-то ру­ки. Сла­бые, чую, но дер­жат как-то цеп­ко. Хо­ро­шо, ба­буш­ка на по­мощь по­до­спе­ла, крик под­ня­ла. По­сле не­сколь­ко раз на день на­ка­зы­ва­ла: не хо­ди за во­ро­та – съе­дят». Ещё од­но сви­де­тель­ст­во: «Ед­ва вы­еха­ли за го­род, а в пе­с­ке кру­гом ко­с­ти. По­том че­ре­па ста­ли по­па­дать­ся, че­ло­ве­че­с­кие. Мне по­яс­ни­ли: это го­лод­ные в го­род шли и уми­ра­ли по до­ро­ге». Га­бит Му­с­ре­пов: «За ау­лом Ау­лие-Коль в сте­пи ле­жа­ли тру­пы лю­дей. Впе­ре­меш­ку, впо­вал­ку. Ни­че­го страш­нее я не ви­дел. Сла­ва Ал­ла­ху, нам не по­па­лись на­вст­ре­чу лю­ди, ина­че ни от нас са­мих, ни от ло­ша­дей ни­че­го бы не ос­та­лось… Подъ­е­ха­ли к не­о­быч­но­му для глаз ка­за­ха го­род­ку из юрт. С на­ча­лом кол­лек­ти­ви­за­ции мно­же­ст­во та­ких воз­ник­ло по сте­пи… Ещё два-три ме­ся­ца на­зад здесь бы­ло мно­го­люд­но. Те­перь же сто­я­ла мёрт­вая ти­ши­на. Мёрт­вый го­род из бе­лых юрт на бе­лом сне­гу. Жизнь в од­но мгно­ве­ние как буд­то ос­та­но­ви­лась, и на­род ку­да-то ис­чез. Все они раз­бре­лись кто ку­да в по­ис­ках пи­щи, и поч­ти все по­гиб­ли на до­ро­ге». Та­ких го­род­ков-юрт в сте­пи в то вре­мя бы­ло мно­го. А в од­ной юр­те, вспо­ми­на­ет Му­с­ре­пов, на­ки­ну­лось на них ма­лень­кое жи­вое су­ще­ст­во. Оно бы­ло всё в кро­ви, длин­ные во­ло­сы смёрз­лись в кро­ва­вые со­суль­ки и тор­ча­ли в сто­ро­ны, но­ги ху­дые, чёр­ные, слов­но лап­ки во­ро­ны. Гла­за бе­зум­ные, зу­бы ос­ка­ле­ны, изо рта – крас­ная пе­на. Взрос­лые му­жи­ки в стра­хе бе­жа­ли. По­том дол­го спо­ри­ли: что это бы­ло? Джинн? Нет. Это был че­ло­век, ре­бё­нок, де­воч­ка се­ми-вось­ми лет. Она пи­та­лась сво­и­ми мёрт­вы­ми ро­ди­те­ля­ми. Это бы­ло са­мо про­кля­тие го­ло­да. Это был джут.

Пост­скрип­тум. Кни­га об­ли­ча­ет не толь­ко твор­цов без­за­ко­ния на ка­зах­ской зем­ле, но и без­бож­ни­ков в Рос­сии, на­чи­ная с их глав­но­го че­ло­ве­ко­убий­цы – Ле­ни­на и кон­чая та­ким бо­лее мел­ким чер­тя­кой, как Яро­слав­ский. Всем им го­реть в аду. Как на­пи­сал ка­зах­ский по­эт Аман­гель­дин:

 

Эй, в аду кри­чи, Го­ло­щё­кин!

За­ста­вив­ший че­ло­ве­ка есть

че­ло­ве­чи­ну…

Чер­но­ли­кий не­на­сыт­ный бес…

Будь же ты про­клят во ве­ки ве­ков!

 

Ту­да же от­пра­вят­ся и со­зда­те­ли «чёр­но­го смер­ча», про­нёс­ше­го­ся над Рос­си­ей в 90-е го­ды – к до­му пле­ши­во­го-ме­че­но­го, по­едать друг дру­га.


Ге­не­рал Го­голь

 

В ма­лой се­рии «Жизнь за­ме­ча­тель­ных лю­дей» из­да­тель­ст­ва «Мо­ло­дая гвар­дия» вы­шел «Го­голь» Алек­сан­д­ра Во­рон­ско­го. В судь­бе са­мой этой кни­ги, как пи­шет во вступ­ле­нии Вла­ди­мир Во­ро­па­ев, есть не­что по­ис­ти­не го­го­лев­ское – ро­ко­вое и фан­та­с­ти­че­с­кое. Она бы­ла на­пи­са­на в 1934 го­ду. За­вер­шив труд, сын сель­ско­го свя­щен­ни­ка, ли­те­ра­ту­ро­вед и ре­дак­тор пер­во­го со­вет­ско­го ли­те­ра­тур­но-ху­до­же­ст­вен­но­го жур­на­ла «Крас­ная новь» Во­рон­ский вме­с­те с до­че­рью про­гу­ли­вал­ся воз­ле па­мят­ни­ка Го­го­лю ра­бо­ты скульп­то­ра Ан­д­ре­е­ва (сто­яв­ше­го тог­да на сво­ём из­на­чаль­ном ме­с­те – на Ар­бат­ской пло­ща­ди, где ны­не на­хо­дит­ся дру­гой па­мят­ник, со­здан­ный Том­ским) и, гля­дя на сгор­б­лен­ную, на­хох­лив­шу­ю­ся фи­гу­ру, по­лу­скры­тую ши­не­лью, ска­зал:

– Ка­жет­ся, мне уда­лось при­от­крыть тай­ну Го­го­ля. Но в то же вре­мя ос­та­ёт­ся чув­ст­во, что он не поз­во­лит мне сде­лать это.

Не­до­б­рые пред­чув­ст­вия ав­то­ра сбы­лись. От­пе­ча­тан­ную на ма­шин­ке ру­ко­пись, ког­да Во­рон­ский вы­шел с кем-то по­го­во­рить в ко­ри­дор, ук­ра­ли пря­мо в из­да­тель­ст­ве. Да­ли объ­яв­ле­ние в га­зе­тах с прось­бой вер­нуть за боль­шое воз­на­г­раж­де­ние, но без­ре­зуль­тат­но. Во­рон­ский сел пи­сать кни­гу за­но­во, по чер­но­ви­кам. Го­то­вую ру­ко­пись сда­ли в на­бор и да­же от­пе­ча­та­ли часть ти­ра­жа. Но тут по­сле­до­ва­ло убий­ст­во Ки­ро­ва. Во­рон­ский ока­зал­ся под по­до­зре­ни­ем. На­бор «Го­го­ля» рас­сы­па­ли, ав­то­ра аре­с­то­ва­ли. Дол­гое вре­мя о его судь­бе ни­че­го не бы­ло из­ве­ст­но, по­ка уже в 50-е го­ды не вы­яс­ни­лось, что Во­рон­ский был рас­ст­ре­лян поч­ти сра­зу же по­сле аре­с­та. А ру­ко­пись? Чу­дом со­хра­ни­лось все­го не­сколь­ко эк­земп­ля­ров от­пе­ча­тан­ной кни­ги. И вот сей­час она при­хо­дит к чи­та­те­лю.

Ли­те­ра­тур­ная по­зи­ция Во­рон­ско­го в те го­ды оп­ре­де­ля­лась за­щи­той клас­си­че­с­ко­го на­сле­дия, а в ра­бо­те над «Го­го­лем» он опи­рал­ся на на­и­бо­лее зна­чи­тель­ные би­о­гра­фи­че­с­кие тру­ды П.А. Ку­ли­ша «За­пи­с­ки о жиз­ни Ни­ко­лая Ва­си­ль­е­ви­ча Го­го­ля, со­став­лен­ные из вос­по­ми­на­ний его дру­зей и зна­ко­мых и из его соб­ст­вен­ных пи­сем», В.И. Ше­н­ро­ка «Ма­те­ри­а­лы для би­о­гра­фии Го­го­ля», В.В. Ве­ре­са­е­ва «Го­голь в жиз­ни», В.Ф. Пе­ре­вер­зе­ва «Твор­че­ст­во Го­го­ля» и Ан­д­рея Бе­ло­го «Ма­с­тер­ст­во Го­го­ля». По­лу­чи­лась сво­е­об­раз­ная ху­до­же­ст­вен­ная ле­то­пись, со­став­лен­ная из до­ку­мен­тов и ма­те­ри­а­лов, ни­сколь­ко не ут­ра­тив­шая сво­е­го зна­че­ния и по­ны­не, хо­тя в по­след­ней гла­ве не­воль­но от­да­ёт дань марк­сист­ско-ле­нин­ско­му тол­ко­ва­нию ис­то­ри­че­с­ко­го ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са в кон­тек­с­те ис­сле­ду­е­мо­го твор­че­ст­ва Го­го­ля. Но на это мож­но и не об­ра­щать вни­ма­ния. За­клю­чи­тель­ную гла­ву я про­сто про­пу­с­тил ми­мо. Го­раз­до ин­те­рес­нее тол­ко­ва­ние Во­рон­ским про­из­ве­де­ний Го­го­ля. Так при­от­крыл ли он в них ту тай­ну, о ко­то­рой го­во­рил до­че­ри? И да, и нет.

Ду­маю, что каж­дый, кто при­об­ща­ет­ся к твор­че­ст­ву ве­ли­ко­го и за­га­доч­но­го рус­ско­го пи­са­те­ля, ка­са­ет­ся её. Сам Го­голь, са­мый скрыт­ный из всех на­ших клас­си­ков, не­од­но­крат­но да­вал по­нять, что в его про­из­ве­де­ни­ях есть тай­ны. Он пи­сал: «…В них, точ­но, есть кое-где хво­с­ти­ки ду­шев­но­го со­сто­я­ния мо­е­го тог­даш­не­го, но без мо­е­го соб­ст­вен­но­го при­зна­ния их ни­кто не за­ме­тит». По по­во­ду пер­во­го то­ма «Мёрт­вых душ» он со­об­щал Ак­са­ко­ву: «мно­гое мо­жет быть по­нят­но од­но­му толь­ко мне». А от­ме­чая в «Пе­ре­пи­с­ке» своё глав­ное свой­ст­во вы­став­лять яр­ко «по­ш­лость по­ш­ло­го че­ло­ве­ка», он при­бав­лял: «…оно впос­лед­ст­вии уг­лу­би­лось во мне ещё силь­нее от со­еди­не­ния с ним не­ко­то­ро­го ду­шев­но­го об­сто­я­тель­ст­ва. Но это­го я не в со­сто­я­нии был от­крыть тог­да да­же и Пуш­ки­ну». И ещё о «Пе­ре­пи­с­ке»: «Там есть не­ко­то­рые ду­шев­ные тай­ны, ко­то­рые не вдруг по­сти­га­ют­ся».

Во­рон­ский оче­вид­но был зна­ком и с эми­г­рант­ской кни­гой К.Мо­чуль­ско­го «Ду­хов­ный путь Го­го­ля», во вся­ком слу­чае, пе­ре­клич­ка с этим ав­то­ром до­ста­точ­но от­чёт­ли­ва. Оба они, ука­зы­вая на за­га­доч­ность лич­но­с­ти Го­го­ля и край­нюю по­ля­ри­за­цию в ней ду­хов­но­го и ма­те­ри­аль­но­го на­чал, ссы­ла­ют­ся при этом на од­ни и те же вы­ска­зы­ва­ния С.Т. Ак­са­ко­ва, ви­дев­ше­го в Го­го­ле «не че­ло­ве­ка», «до­бы­чу са­та­нин­ской гор­до­с­ти» и од­но­вре­мен­но «свя­то­го». Прин­цип двой­ст­вен­но­с­ти, ко­ре­ня­щий­ся в осо­бен­но­с­тях на­ту­ры Го­го­ля (ле­том 1845 го­да пи­са­тель имел на­ме­ре­ние ос­та­вить ли­те­ра­тур­ное по­при­ще и по­сту­пить в мо­на­с­тырь), при­сущ и все­му го­го­лев­ско­му ми­ру, его пер­со­на­жам. А тай­ну свою он унёс с со­бой, по той «ле­ст­ни­це», ко­то­рую про­сил в по­след­нюю ми­ну­ту жиз­ни. И её ни­кто ни­ког­да не уз­на­ет.

Пост­скрип­тум. Мар­ке­вич, один из дру­зей Го­го­ля, на по­хо­ро­нах на­роч­но спро­сил у од­но­го жан­дар­ма:

– Ко­го хо­ро­нят?

Жан­дарм бра­во от­ве­тил:

– Ге­не­ра­ла Го­го­ля.

Но он, по­жа­луй, и был, на мой взгляд, од­ним из глав­ных рус­ских во­и­нов на по­ле ду­хов­ной бра­ни.


Цэ­рэ­уш­ни­ки. Взгляд из­ну­т­ри

 

Ка­кие бы ас­со­ци­а­ции ни вы­зы­ва­ла у лю­дей аб­бре­ви­а­ту­ра ЦРУ, не­со­мнен­но од­но: это уч­реж­де­ние в по­сле­во­ен­ные го­ды ста­ло сим­во­лом внеш­ней по­ли­ти­ки США, их упор­ной борь­бы за ус­та­нов­ле­ние од­но­по­ляр­но­го ми­ра. Ка­за­лось, что это де­ти­ще хо­лод­ной вой­ны по­сле раз­ва­ла Со­вет­ско­го Со­ю­за и пре­кра­ще­ния де­я­тель­но­с­ти его глав­но­го со­пер­ни­ка – КГБ мо­жет ос­тать­ся без ра­бо­ты (в са­мой Аме­ри­ке на­хо­ди­лись вли­я­тель­ные по­ли­ти­ки, тре­бу­ю­щие это­го). Од­на­ко со­бы­тия по­след­них лет сви­де­тель­ст­ву­ют об об­рат­ном: ак­тив­ность ЦРУ не толь­ко не ос­ла­бе­ва­ет, но это за­ве­де­ние всё яв­ст­вен­ней ста­но­вит­ся го­су­дар­ст­вом в го­су­дар­ст­ве, по­про­с­ту – спру­том-мон­ст­ром. Де­я­тель­но­с­ти ЦРУ от его за­рож­де­ния (и пред­ше­ст­ву­ю­щих ему аме­ри­кан­ских раз­ве­ды­ва­тель­ных уч­реж­де­ний) до прак­ти­че­с­ки на­ших дней и по­свя­ще­на кни­га Фран­ка Да­ни­но­са «CIA. Une histoire politique 1947–2007» (в рус­ском пе­ре­во­де «По­всед­нев­ная жизнь ЦРУ. По­ли­ти­че­с­кая ис­то­рия 1947–2007», из­да­тель­ст­во «Мо­ло­дая гвар­дия»).

Ав­тор при­от­кры­ва­ет за­ве­су над все­ми важ­ней­ши­ми опе­ра­ци­я­ми ЦРУ, как про­валь­ны­ми, так и ус­пеш­ны­ми. Втор­же­ние в За­лив Сви­ней, шпи­о­наж про­тив СССР, лик­ви­да­ция Лу­мум­бы и Аль­ен­де, Вьет­нам и «Уо­тер­гейт», по­ку­ше­ния на Фи­де­ля Ка­с­т­ро и мно­гое дру­гое. Ав­тор ста­ра­ет­ся быть объ­ек­тив­ным и ис­крен­ним, но всё рав­но у не­го все­гда вы­хо­дит так, что ЦРУ тут, в об­щем-то, поч­ти ни при чём. Сло­вом, ста­ра­лись как луч­ше, а по­лу­чи­лось как все­гда. А ви­но­ва­ты в ре­пу­та­ции ЦРУ, в ос­нов­ном, по­ли­ти­ки из Бе­ло­го до­ма и Гос­де­пар­та­мен­та, по­сколь­ку за­став­ля­ют цэ­рэ­уш­ни­ков де­лать то-то и то-то. А так это ми­лые и па­т­ри­о­ти­че­с­кие пар­ни, поч­ти в бе­лых одеж­дах, то бишь в пла­ще и с кин­жа­лом для са­мо­обо­ро­ны. Да ещё ди­рек­то­ра ЦРУ по­рой по­па­да­ют­ся не те, со­вер­шен­но слу­чай­ные лю­ди, не по­ни­ма­ю­щие сущ­но­с­ти этой ор­га­ни­за­ции. Ино­гда так упор­но не­до­по­ни­ма­ют, что од­но­го из них, Тер­не­ра, спу­с­тя не­сколь­ко лет по­сле от­став­ки на­хо­дят уто­нув­шим в ре­ке. На стра­ни­цах кни­ги про­хо­дит це­лая га­ле­рея этих ди­рек­то­ров. Чи­тать дей­ст­ви­тель­но ин­те­рес­но. Эта кни­га во­об­ще для лю­би­те­лей тай­ных раз­ве­ды­ва­тель­ных опе­ра­ций и шпи­о­на­жа. А та­ких у нас мно­го. Так что она, не­со­мнен­но, бу­дет поль­зо­вать­ся ус­пе­хом. Вот толь­ко фак­то­ло­ги­че­с­кие ошиб­ки в от­но­ше­нии на­шей стра­ны, впол­не, впро­чем, до­пу­с­ти­мые для аме­ри­кан­ца, пор­тят об­щее впе­чат­ле­ние. На­при­мер, Е.М. При­ма­ков на­зван ди­рек­то­ром КГБ, а он в 90-е го­ды воз­глав­лял служ­бу внеш­ней раз­вед­ки. Но это ме­ло­чи. Не ме­ло­чи толь­ко са­мо ЦРУ.

Пост­скрип­тум. Ве­с­ти­бюль штаб-квар­ти­ры ЦРУ в Лэн­г­ли ук­ра­ша­ет биб­лей­ское из­ре­че­ние: «По­зна­ешь ис­ти­ну, и ис­ти­на сде­ла­ет те­бя сво­бод­ным». На мой взгляд, бы­ло бы уме­ст­нее за­ме­нить его дру­гой фра­зой из Кни­ги Ек­кле­си­а­с­та: «Что бы­ло, то и бу­дет; и что де­ла­лось, то и бу­дет де­лать­ся…»



Александр ТРАПЕЗНИКОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования