Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №02-03. 22.01.2010

Дом творчества в отрадном

Анна и Константин СМОРОДИНЫ
Анна и Константин СМОРОДИНЫ

 Над вхо­дом в ре­с­то­ран за­ман­но по­ка­чи­ва­лись но­во­год­ние гир­лян­ды. Сквозь стек­лян­ные две­ри вид­нел­ся би­ль­ярд­ный стол в хол­ле быв­шей пи­са­тель­ской сто­ло­вой. Пря­мо у две­рей сто­ял ох­ран­ник – ря­зан­ский вэ­дэ­вэш­ник Илья, с ко­то­рым Макс по­зна­ко­мил­ся ещё в про­шлый свой при­езд. Но по­же­лай он сей­час под­нять­ся вверх по при­чуд­ли­вой ле­ст­ни­це, этот слу­жи­вый про­стец твёр­до рявк­нет:

– Не по­ло­же­но.

И он от­ку­да-то зна­ет, ко­му по­ло­же­но, а ко­му – нет. У ко­го – «стук­нешь по кар­ма­ну» – за­шур­шит, а у ко­го – пя­ти­со­точ­ка, и та не лиш­няя.

Макс Вол­жа­нин то­пал по ал­лее от­рад­нен­ско­го пи­са­тель­ско­го пар­ка не один. Ря­дом то­рил свою про­даж­ную до­ро­гу по­эт-пе­сен­ник Егор Го­ра­нов. Егор шёл ва­ль­яж­но. В его рас­пах­ну­том ка­ше­ми­ро­вом паль­то стру­ил­ся бе­лей­ший шарф. Сно­бизм си­ял оре­о­лом во­круг бе­лё­сой го­ло­вы. Сма­зан­ные, не­вы­ра­зи­тель­ные чер­ты ли­ца Его­ра из­лу­ча­ли все­гдаш­нее до­воль­ст­во. За­чем Макс шёл с ним? Он – буй­ный, воль­ный вы­кор­мыш Ли­тин­сти­ту­та, все­гда по­чи­тав­ший по­эзию глав­ной да­мой сво­ей жиз­ни, лю­би­мый уче­ник «са­мо­го По­ли­кар­пы­ча». И не как про­чие – при­ма­зав­ши­е­ся, а вза­прав­ду, пи­сав­ший то­же хлё­ст­ко, на­от­машь, яр­ко вы­во­ра­чи­вая об­ра­зы ка­кой-то куд­ла­той, на­ту­раль­ной ов­чи­ной, от­че­го мир его сти­хов за­по­ми­нал­ся, как тол­па ря­же­ных на сель­ской ули­це. То, что Макс Вол­жа­нин – по­эт, бы­ло яс­но как дваж­ды два – че­ты­ре. Это бы­ла ак­си­о­ма. Макс в по­эзии жи­вёт, ды­шит, су­ще­ст­ву­ет. Он точ­но про се­бя знал, что, си­дя в сво­ём са­мар­ском мил­ли­он­ном за­хо­лу­с­тье, до­сто­ин все­го, то есть, бук­валь­но – все­го!.. До­сто­ин это­го пар­ка, этих ис­топ­тан­ных пи­са­те­ля­ми до­ро­жек, этой чу­дес­ной де­кабрь­ской снеж­ной бе­лиз­ны, по­ка­чи­ва­ния но­во­год­них фо­на­ри­ков, вол­шеб­но­го жен­ско­го сме­ха, обе­щав­ше­го так мно­го…

– Да вот же у Се­ве­ря­ни­на об этом, – бух­нул Макс, пе­ре­би­вая пе­сен­ни­ка и при­ни­ма­ясь чи­тать по­эзы, но вдруг со­об­ра­зил, что как раз у Се­ве­ря­ни­на Го­ра­нов слям­зил це­лую стро­ку, сде­лав­шую его пе­сен­ку – хи­том. На­деж­да, что Егор при­гла­сит вме­с­те по­ужи­нать, стух­ла (ока­зы­ва­ет­ся, она тле­ла, – со сты­дом от­ме­тил Макс. Ду­ма­лось, при­гла­сит ра­ди раз­го­во­ра о по­эзии, ко­то­рый они ве­ли). И стран­но, ес­ли б Го­ра­нов при­гла­сил, Макс был бы как-то мерз­ко поль­щён этим и по­шёл бы, ещё как бы по­шёл. Вро­де уда­ча и ус­пех за­кон­но скло­ни­лись бы в его, Мак­со­ву, судь­бу. И он вы­пил бы – за счёт Се­ве­ря­ни­на, а не за счёт Его­ра, как шу­тил бы сам с со­бой по­сле. Но вы­пить за счёт Се­ве­ря­ни­на не слу­чи­лось.

У стек­лян­ных две­рей пе­сен­ник, ни­сколь­ко не сму­тив­шись, пре­рвал раз­го­вор и ныр­нул внутрь. Там, ес­ли под­нять­ся по ле­сен­ке, ре­т­ро-рай: уют­ные сто­ли­ки под крах­маль­ны­ми ска­тер­тя­ми, сту­лья под ста­ри­ну в чех­лах, в угол­ке – са­мо­вар, в дру­гом – па­те­фон, на­столь­ные лам­пы в ма­тер­ча­тых аба­жу­рах, вод­ка в гра­фин­чи­ках со сле­зой. Толь­ко об­слу­га – чер­ня­вая да уз­ко­гла­зая. Вос­ток на­сту­па­ет, пусть по­ка вро­де мир­но – с под­но­сом, мет­лой и ма­с­тер­ком, вы­пол­зая на свет Бо­жий из ка­ких-ни­будь под­ва­лов и ка­мо­рок.

Вол­жа­нин, ещё рас­па­лён­ный по­эти­че­с­кой бе­се­дой, как-то не знал, ку­да се­бя деть. Во­об­ще-то он при­ехал по­ра­бо­тать. Вот так – по ста­рин­ке – в Дом твор­че­ст­ва, что­бы вся ат­мо­сфе­ра со­от­вет­ст­во­ва­ла, что­бы в каж­дой ком­на­те-ячей­ке, ря­дом с то­бой, по со­сед­ст­ву со­тво­ря­ли че­го-ни­будь. Но – не пи­са­лось ни­как, хоть ты трес­ни. И чи­с­тые ли­с­ты на сто­ле пу­га­ли сво­ей бе­лиз­ной.

Об­ста­нов­ка в От­ра­де пе­ре­ста­ла быть от­рад­ной. На­вер­ху – де­ли­ли. Страш­ные ты­ся­чи сто­и­ли дач­ные сот­ки здесь, в бли­жай­шем Под­мо­с­ко­вье. Умо­по­мра­чи­тель­но мно­го бы­ло у преж­них, со­вет­ских, пи­са­те­лей соб­ст­вен­но­с­ти, и ла­ко­мые ку­с­ки дра­ли друг у дру­га из гло­ток.

Макс знал твёр­до: ему ни­ког­да и ни­че­го ни здесь, ни во­об­ще ни­где не до­ста­нет­ся да­ром, так, в на­след­ст­во. Он – про­вин­ци­ал, он да­лёк от сто­лич­ной де­лёж­ки, и так да­же лег­че, по­то­му что он – сво­бо­ден, сво­бод­нее мно­гих. Но, стран­ное де­ло, да­чи в ви­де ин­ди­ви­ду­аль­ных вож­де­лен­ных уго­дий поль­зо­ва­лись су­мас­шед­шим спро­сом, а сам Дом твор­че­ст­ва – как об­щин­ный ку­сок, не мо­гу­щий влезть ни в один и са­мый ши­ро­ко рас­кры­тый рот, – стал поч­ти не ну­жен пи­са­те­лям.

Все­го трое их бы­ло. До­зор­ных от ли­те­ра­ту­ры – так оп­ре­де­лил Макс. Ну, во-пер­вых, этот са­мый Го­ра­нов, дав­но ок­ре­щён­ный Го­ры­ны­чем. Эс­т­рад­ный про­сти­тут, ес­ли уж на­чи­с­то­ту. Вне­брач­ное ди­тя гла­мур­ной ту­сов­ки, ус­во­ив­шее все её по­ня­тия и це­ли. Вы­нес­ший не толь­ко свой сла­бый дар, но и при­хва­тив­ший чу­жие на­ход­ки-изу­м­ру­ди­ки на про­да­жу. Тор­гу­ю­щий. Го­то­вый про­да­вать и про­да­вать­ся. Тот, для ко­го ли­те­ра­ту­ра бы­ла лишь обо­рот­ным ка­пи­та­лом. И хоть ве­ли­чай его «пи­са­те­лем», он, по­про­бо­вав­ший лёг­ких пе­сен­ных де­нег, с те­ми, кто тор­гу­ет рав­но – си­га­ре­та­ми или ко­с­ме­ти­кой, он – «но­вый», с но­вым, про­даж­ным со­зна­ни­ем. Так что чис­лил его Макс Вол­жа­нин пи­са­те­лем – ус­лов­но и скре­пя серд­це. Во-вто­рых, пи­са­тель­ни­цей бы­ла од­на пре­ста­ре­лая да­ма, то­же при­ехав­шая сю­да по­ра­бо­тать. В-тре­ть­их, ко­неч­но, был он сам.

 

По­топ­тав­шись по ал­ле­ям, по­ди­вив­шись на кра­со­ту за­сне­жен­ных со­сен и бе­рёз, вдох­нув мо­роз­ца, Макс спу­с­тил­ся в бу­фет по­ужи­нать. Не­сколь­ко сто­лов бы­ли за­ня­ты лёт­чи­ка­ми и ве­сё­лы­ми стай­ка­ми борт­про­вод­ниц, то и де­ло хо­хо­чу­щих и об­суж­да­ю­щих свои по­лёт­но-са­мо­лёт­ные де­ла. Это бы­ли за­ле­тев­шие в Дом твор­че­ст­ва по­сто­яль­цы, да, по­ря­доч­ные и де­неж­ные, вы­пол­ня­ю­щие свою ро­ман­ти­че­с­кую, опас­ную, по­чёт­ную ра­бо­ту и от­ды­ха­ю­щие тут меж­ду рей­са­ми. Макс и сам в юно­с­ти меч­тал стать лёт­чи­ком, от­но­сил­ся к этой про­фес­сии тре­пет­но, мно­го о лёт­чи­ках чи­тал и осо­бен­но лю­бил за­пи­с­ки Сент-Эк­зю­пе­ри, са­мо­го та­лант­ли­во­го лёт­чи­ка на све­те.

– Ку­да ле­ти­те, дев­чон­ки? – спро­сил он бол­та­ю­щих и ку­ря­щих на крыль­це стю­ар­десс.

– В Ир­кутск!

– О! В до­б­рый путь! За­ме­ча­тель­ный го­род у вас! Та­кой пи­са­тель уро­же­нец, Рас­пу­тин Ва­лен­тин Гри­го­рь­ич, слы­ха­ли?

Они за­сме­я­лись о чём-то сво­ём, и бы­ло не­по­нят­но – слы­ша­ли или нет.

 

Сло­вом, в оп­по­зи­ции ко все­об­ще­му во­круг­пи­са­тель­ско­му и вну­т­ри­пи­са­тель­ско­му рын­ку, ес­ли вы­честь пе­сен­ни­ка – за­про­дан­ца и штрейк­бре­хе­ра – ос­та­лись они двое. Макс – по­эт с бе­ре­гов Вол­ги, быв­ший мор­пех, а нын­че – пя­ти­де­ся­ти­лет­ний, здо­ро­вый ещё муж­чи­на; и, смеш­но ска­зать, бо­жий оду­ван­чик, бла­го­об­раз­ная ста­руш­ка под во­семь­де­сят, Ка­мил­ла Бу­к­ре­е­ва, ав­тор ко­со­го де­сят­ка дет­ских кни­жо­нок, со­труд­ни­чав­шая – на удив­ле­ние Мак­са – с ком­мер­че­с­ким из­да­тель­ст­вом, штам­пу­ю­щим и оди­оз­ную Дон­цо­ву… И уж не в при­мер Мак­су ста­руш­ка еже­днев­но са­ди­лась к но­во­мод­но­му но­ут­бу­ку и на­цо­ки­ва­ла свои по­ло­жен­ные пять стра­ниц. И тог­да уже при зна­ком­ст­ве с Ка­мил­лой где-то вну­т­ри слов­но наж­да­ком про­шлись: по­че­му с ней ком­мер­сан­ты со­труд­ни­ча­ют? Тут бы за­ду­мать­ся, но уж боль­но бла­го­об­раз­но вы­гля­де­ла ста­руш­ка…

Не­ред­ко по­сле скром­ных пи­са­тель­ских тра­пез вдво­ём с Бу­к­ре­е­вой про­ха­жи­ва­лись по ал­ле­ям, об­суж­дая, как идёт де­лёж­ка на­вер­ху – да­же ав­то­мат­чи­ки бух­гал­те­рию за­хва­ты­ва­ли! – и на­хо­дясь с ней, с этой ста­ру­шеч­кой, се­дой, улыб­чи­вой, как бы на од­ной сто­ро­не, на сто­ро­не ли­те­ра­ту­ры.

– Ах, ах, – взды­ха­ла ста­ру­шеч­ка, – ка­кие жут­кие вре­ме­на! Ка­кое па­де­ние нра­вов!

Зна­чит, пред­ставь­те дис­по­зи­цию: Го­ры­ныч – спит до обе­да, ест в ре­с­то­ра­не, разъ­ез­жа­ет на ли­ло­вом ав­то – тор­гу­ю­щий бес­прин­цип­но; ста­руш­ка Ка­мил­ла – про­да­ю­щая, но не про­дав­ша­я­ся, а до­стой­но, по­то­му что де­тям обя­за­тель­но чи­тать на­до и для учё­бы, и для раз­ви­тия, а по­то­му и спрос на дет­ские кни­ги вы­ше; и Вол­жа­нин Макс: раз­зу­дись-раз­мах­нись, и ширь, и высь, и мысль по­эти­че­с­кая, – во­все не про­да­ю­щий… По­то­му что и не возь­мут. Сти­хи! Гвоздь ими не за­бьёшь, орех не рас­ко­лешь. Кни­ги по­эты друг дру­гу по­да­рят – са­мо­чин­ные, спон­сор­ские, а по­том где-ни­будь и ос­та­вят-по­за­бу­дут… Не та­с­кать же с со­бой! Сти­хи, ко­му они нуж­ны?.. Сло­вом, пе­сен­ни­ку ли­те­ра­ту­ра не мать, а ко­ро­ва дой­ная, и двое так-сяк, ко­му, вро­де, мать, ко­му жаль её ещё… Ли­те­ра­ту­ра, ко­ро­че, по­ка по­беж­да­ла. С пе­ре­ве­сом в один го­лос.

А боль­ше – ни­ко­го. То есть, в пи­са­тель­ском смыс­ле. Лёт­чи­ки име­ют­ся. Борт­про­вод­ни­цы. Сме­ня­ю­щие друг дру­га эки­па­жи. Пи­са­те­лей нет! Не едут. Не жи­вут в кор­пу­се с ко­лон­на­ми, не хо­дят по ле­ст­ни­цам с крас­ны­ми ко­в­ро­вы­ми до­рож­ка­ми. Со­труд­ни­ки, вид­но, чтоб дух под­дер­жать и бы­лую сла­ву не за­быть, раз­ве­си­ли вдоль стен фо­то­гра­фии тех, кто бы­вал здесь. Кто на съез­ды при­ез­жал, кто де­лал Со­юз пи­са­тель­ский мо­гу­чей ор­га­ни­за­ци­ей.

Прав­да, в про­шлые вы­ход­ные на­ле­тел на ти­хий за­сне­жен­ный при­ют се­ми­нар на­чи­на­ю­щих, ру­ко­во­ди­те­ля­ми – ка­кие-то, не слы­шал ни­кто, не чи­тал.

– Учи­те­ля, мать их! Мэ­т­ры! День­го­до­бы­ва­те­ли! – ру­гал­ся Макс у се­бя в но­ме­ре. Ещё гор­ше и обид­ней бы­ло ему от­то­го, что в ка­че­ст­ве по­чёт­но­го гос­тя при­гла­шён был к се­ми­нар­цам Го­ры­ныч. Ком­мер­че­с­кая вос­тре­бо­ван­ность пе­сен­ни­ка со­зда­ва­ла то­му оре­ол вос­хи­ще­ния. День­ги – ар­гу­мент же­лез­ный, с ним не по­спо­ришь. А на­чи­на­ю­щие то­же хо­тят не ли­те­ра­ту­ре по­слу­жить, а де­нег, де­нег, де­нег!..

 

В лёг­ких су­мер­ках Макс воз­вра­щал­ся со стан­ции. Про­во­дил Ка­мил­лу, а та всё ле­пе­та­ла, что здо­ро­во, ког­да по­ря­доч­ные лю­ди дер­жат­ся со­об­ща. Макс вот по­ря­доч­ный, она – Ка­мил­ла… И хо­ро­шо, и от­лич­но, а те – пусть их… Де­лят там, рвут. Меж­ду тем, вре­мя про­ве­ли они в От­ра­де с раз­ным ре­зуль­та­том: Ка­мил­ла уво­зи­ла в до­рож­ной сум­ке ру­ко­пись на две­с­ти стра­ниц, а Макс на­ко­пил толь­ко лишь об­рыв­ки фраз, мыс­ли, не­яс­ную оби­ду. Он шёл и лю­бо­вал­ся све­жим сне­гом, гля­дел на вста­ю­щие за же­лез­ной до­ро­гой до­ма Но­вой От­ра­ды – то бы­ла уже Моск­ва. Сот­ни окон го­ре­ли там, как фей­ер­верк жиз­ни, и ни­где не бы­ло Мак­су ме­с­та, ни под од­ной лам­поч­кой, ни у од­ной ба­та­реи. Но что лу­ка­вить и гне­вить Бо­га? Это – по ту сто­ро­ну, а по эту, где со­хра­нял­ся об­щин­ный ку­сок пи­са­тель­ской соб­ст­вен­но­с­ти, ему был уго­лок. И да­же очень при­лич­ный уго­лок со сво­им ту­а­ле­том и ван­ной, с ви­дом на ве­ли­ко­леп­ные со­сны и бе­рё­зы, с оп­ла­той – де­шев­ле, чем лёт­чи­кам и их лег­ко­но­гим спут­ни­цам, по пи­са­тель­ским льго­там – не веч­но, но пол­но­цен­ных двад­цать че­ты­ре день­ка.

А вот и клад­би­ще на хол­ме. «Ра­но­ва­то, – по­ду­мал Макс, – а ин­те­рес­но, ум­ри я тут, по­хо­ро­нят на этом, ме­мо­ри­аль­ном, по­чёт­ном, пи­са­тель­ском? Раз­ре­шат? Или по­во­ло­кут до­мой?» Че­рез реч­ку Се­тунь по мос­ту… Даль­ше шёл и гля­дел на за­ст­ро­ен­ное при­зе­ми­с­ты­ми, как за­да­с­тая ба­ба, двор­ца­ми – От­рад­нен­ское по­ле. Вну­т­ри двор­цов, под сло­ем цел­ло­фа­на, го­рел свет и ве­лись от­де­лоч­ные ра­бо­ты, да­бы как мож­но бы­с­т­рей ну­во­ри­ши вос­се­ли в крес­лах у мра­мор­ных ка­ми­нов, по­тя­ги­вая не­ктар и за­ку­сы­вая ам­б­ро­зи­ей.

К пе­ре­ез­ду вы­ст­ро­ил­ся хвост ма­шин, и Макс уг­ля­дел вы­ехав­шее с тер­ри­то­рии До­ма твор­че­ст­ва ли­ло­вое ав­то пе­сен­ни­ка.

– Да­же си­ре­не­вое лан­до у Се­ве­ря­ни­на спёр, – сплю­нул с до­са­ды Макс и про­во­дил взгля­дом уле­тев­ше­го в ноч­ную сто­лич­ную жизнь Го­ры­ны­ча. – Ни­че­го в те­бе сво­е­го нет!..

 

На сле­ду­ю­щий день Макс под­нял­ся на вто­рой этаж в биб­ли­о­те­ку, ра­бо­тав­шую то­же как буд­то по инер­ции. Вет­ша­ли книж­ные со­кро­ви­ща и стел­ла­жи, ста­но­вясь не­нуж­ны­ми.

Ми­лая биб­ли­о­те­кар­ша очень об­ра­до­ва­лась Мак­су, поз­во­ли­ла на­брать ки­пу жур­на­лов и книг, при­го­ва­ри­вая:

– Ко­му ж чи­тать? Вы один. Го­ра­нов не хо­дит, Ка­мил­ла уе­ха­ла. Не се­зон!

У вхо­да в биб­ли­о­те­ку це­лый стенд был за­ва­лен кни­га­ми-да­ра­ми по­бы­вав­ших в От­ра­де пи­са­те­лей. Мно­гие бы­ли по­да­ре­ны от­быв­ши­ми за гра­ни­цу на жи­тель­ст­во ли­те­ра­то­ра­ми. Эти рус­ско­языч­ные пи­шу­щие, прак­тич­но со­хра­нив­шие со­вет­ские лит­фон­дов­ские би­ле­ты, лю­би­ли при­ез­жать сю­да, в От­ра­ду, на рож­де­ст­вен­ские ка­ни­ку­лы. Ме­с­теч­ко­вых, ев­ро­пей­ских книг бы­ло пол­но. Макс от­крыл на­угад од­ну, вто­рую, тре­тью. Стро­ки пле­лись друг за дру­гом без зна­ков, без за­глав­ных букв, еди­ным се­рым са­мо­вы­ра­жен­че­с­ким ста­дом. Чи­тать эти сти­хи бы­ло всё рав­но что же­вать ре­зи­но­вую по­дош­ву. «Хо­ро­шо это или нет, что они про­дол­жа­ют ез­дить сю­да? До сих пор! По пи­са­тель­ским льго­там! Вро­де б и хо­ро­шо – ли­те­ра­то­ры, как-ни­как, а мо­жет, и не хо­ро­шо – по­сто­яль­цы, ко­то­рым ни до че­го нет де­ла!»

Нет, де­ло им бы­ло!

– За­чем, спра­ши­ва­ют, «Наш со­вре­мен­ник» вы­пи­сы­ва­е­те? А я го­во­рю: для раз­бро­са мне­ний…

– Ну, мать моя – ли­те­ра­ту­ра, ещё и ука­зы­ва­ют! – ах­нул Макс и тут уви­дел кни­гу Ка­мил­лы с яр­кой об­лож­кой и стран­ным для дет­ской кни­ги на­зва­ни­ем «Лю­бов­ни­ки из тре­ть­е­го «А». Он цап­нул книж­ку с не­хо­ро­шим пред­чув­ст­ви­ем.

– По­лю­бо­пыт­ст­вую. По­гля­жу.

– Хо­ро­шая жен­щи­на Ка­мил­ла Сер­ге­ев­на! Ду­шев­ная. Толь­ко сов­сем од­на. Де­ти в Аме­ри­ке. На­до уез­жать. А ей ещё хо­чет­ся сво­ей жиз­нью жить. Пи­са­тель­ской…

 

Макс рас­по­ло­жил­ся в удоб­ном крес­ле пря­мо в хол­ле кор­пу­са с книж­кой бла­го­об­раз­ной ста­руш­ки в ру­ках. Ед­ва он про­чёл пер­вые три стра­ни­цы, по­чув­ст­во­вал, что во­ло­сы на го­ло­ве вста­ют ды­бом. Ска­зать, что ста­руш­ка бы­ла не ста­руш­ка, а раз­бой­ник, с ав­то­ма­ти­че­с­ким ору­жи­ем на­пав­ший на дет­ский сад, бы­ло ма­ло. Её пи­са­ни­на бы­ла жут­кое ком­мер­че­с­кое хлё­бо­во – о де­би­лах и для де­би­лов. Де­ти, ге­рои её книж­ки, бы­ли од­но­вре­мен­но мла­ден­ца­ми по уму, а вер­нее, стра­да­ли раз­мяг­че­ни­ем моз­га, и лов­ки­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми, с мла­дых ног­тей впи­сав­ши­ми­ся в биз­нес-ре­аль­ность. На­при­мер, они под­ра­ба­ты­ва­ли на свадь­бах тем, что раз­вя­зы­ва­ли дра­ки меж­ду под­вы­пив­ши­ми гос­тя­ми, и тут же, че­рез стра­ни­цу, ис­ка­ли клад на стро­и­тель­ст­ве вы­сот­но­го до­ма, ко­па­ясь ря­дом с ра­бо­чи­ми дет­ски­ми сов­ка­ми. Эти «де­ти» кру­ти­ли взрос­лую лю­бовь, ве­ли­ча­ясь не же­ни­ха­ми и не­ве­с­та­ми, а лю­бов­ни­ка­ми, пред­став­ляя со­бой в столь юные го­ды ка­кие-то клуб­ки от­вра­ти­тель­ных стра­с­тей – по­хо­ти, за­ви­с­ти, лжи. Пред­ста­ви­тель­ни­цы же то­го по­ко­ле­ния, к ко­то­ро­му при­над­ле­жа­ла са­ма ав­тор­ша, вы­ве­де­ны бы­ли в сти­ле «но­вых рус­ских ба­бок» и зва­лись «Су­во­ров­ной» и «Ку­ту­зов­ной». Тут уже гряз­ны­ми но­га­ми по­пи­ра­лась на­ша сла­ва и не счесть бле­вот­ных, гряз­ных пас­са­жей, ин­тим­ных на­мё­ков, пе­ре­сы­пан­ных «под со­вре­мен­ность» под­слу­шан­ны­ми у мо­ло­до­го по­ко­ле­ния сло­веч­ка­ми. Сло­вом, Ка­мил­ла са­ма бы­ла «но­вая баб­ка» и гна­ла пур­гу, а из­да­тель­ст­во по­ку­па­ло и ус­пеш­но тор­го­ва­ло, по­став­ляя в ма­га­зи­ны и дет­ские биб­ли­о­те­ки эти но­во­мод­ные се­рии «для маль­чи­ков и де­во­чек». Быв­шие «Кор­ти­ки» и «Брон­зо­вые пти­цы» вку­пе с «Вась­ка­ми Тру­ба­чё­вы­ми», за­од­но с чи­с­ты­ми юно­ше­с­ки­ми по­ры­ва­ми, бы­ли вы­бро­ше­ны пи­са­тель­ско-из­да­тель­ской шай­кой, в ко­то­рую, ока­зы­ва­ет­ся, вхо­ди­ла и Ка­мил­ла, на свал­ку. Рас­крыв её кни­гу, каж­дый не­воль­но оку­нал­ся в сло­вес­ный по­нос, ис­то­чав­ший поч­ти фи­зи­че­с­кое зло­во­ние. От не­го­до­ва­ния Мак­са про­сто тряс­ло.

– Ах вы, – он не­дол­го ис­кал точ­ное сло­во, – ах, вы, си­ру­ны! Вы де­тям моз­ги за­си­ра­е­те, и не стыд­но вам! А са­ми – в Аме­ри­ку!

Да! И Ка­мил­ла бы­ла во­все не на сто­ро­не ли­те­ра­ту­ры.

– В ове­чь­ей шку­ре! – го­ре­ст­но вос­кли­цал Макс, бро­дя по ве­чер­ним ал­ле­ям пи­са­тель­ско­го пар­ка.

У вхо­да в ре­с­то­ран кра­си­во тре­пы­ха­лись на ве­т­ру но­во­год­ние гир­лян­ды, за­зы­вая на пра­зд­ник. «Про­даж­ная хищ­ни­ца! Она на сто­ро­не Го­ры­ны­ча, и они оба – про­даж­ные си­ру­ны». Под­лое тво­ре­ние Бу­к­ре­е­вой страш­но хо­те­лось су­нуть в ур­ну. Од­на­ко этот бу­маж­ный но­си­тель, со­зда­ние че­ло­ве­че­с­ко­го моз­га и че­ло­ве­че­с­ких рук, по ка­ко­му-то не­вы­но­си­мо­му не­до­ра­зу­ме­нию на­зы­ва­лось «книж­кой» и оби­та­ло в биб­ли­о­те­ке. Сжечь? По­рвать? На­ли­че­ст­во­ва­ло в этом же­с­те ка­кое-то ко­щун­ст­во. Да­вать же в ру­ки де­тям – от­рав­лять их ядом, а зна­чит – со­вер­шать пре­ступ­ле­ние.

Не­мно­го раз­ве­яв­шись, на­гло­тав­шись от­резв­ля­ю­щей мо­роз­ной све­же­с­ти, Макс дви­нул­ся к се­бе. На пер­вом эта­же за­дер­жал­ся у стой­ки де­жур­ной. Он всё пы­тал­ся сфор­му­ли­ро­вать вну­т­ри се­бя эту мысль-ощу­ще­ние: счёт два – один. За ли­те­ра­ту­ру на этом ку­соч­ке про­ст­ран­ст­ва, на этот мо­мент вре­ме­ни ос­тал­ся один он – Макс Вол­жа­нин, мо­жет, и не та­кой ге­ний, а всё ж та­ки не про­даж­ный, и не по­то­му что не ку­пил ни­кто, а по­то­му что так на­до, по­то­му что он – по­эт. Это как по­след­ний сол­дат им­пе­рии, уже нет ни­че­го кру­гом, ру­и­ны од­ни, вы­цве­ла бы­лая сла­ва, а у не­го всё жи­ва ду­ша, всё бо­лят от­кры­тые ра­ны. Вот так и с ним.

Спро­сил у сим­па­тич­ной жен­щи­ны на вах­те:

– При­ез­жа­ют ли сю­да пи­са­те­ли? Про­сто так, по­ра­бо­тать?

– А как же! – уди­ви­лась та. – Прав­да, мень­ше, чем рань­ше. – (Макс кив­нул: это под­тверж­да­ло его мыс­ли.) – Не­дав­но моск­ви­чи бы­ли, – она на­зва­ла не­сколь­ко мель­кав­ших в ли­бе­раль­ных жур­на­лах фа­ми­лий. – В об­ще­нии труд­но­ва­ты они. Как ба­ре се­бя ве­дут. То им не так, это не эдак. А вот ещё из ре­с­пуб­ли­ки при­ез­жа­ли – то ли из Ту­вы, то ли из Бу­ря­тии. Так они го­во­рят: пусть бы Рос­сия рас­па­лась, мы бы уж там са­ми как-ни­будь.

– О, Гос­по­ди! – схва­тив­шись за го­ло­ву, пе­ре­ша­ги­вая че­рез две сту­пень­ки, Макс Вол­жа­нин по­нёс­ся к се­бе в но­мер.

Ско­рей! Ско­рей за­крыть дверь и не ви­деть чу­жих! Не слы­шать о них ни­че­го! По­то­му что, мо­жет, это и де­ти по уму, но злые де­ти!

– Гос­по­ди, я один! – взы­вал он горь­ко, не­воль­но гля­дя на не­пре­рыв­ную че­ре­ду пор­т­ре­тов вдоль стен. Тех, со­вет­ских. Ве­ро­ят­но, мно­гие и из тех бы­ли чу­жи­ми… Но вот он на­тк­нул­ся взгля­дом на фо­то­гра­фию Твар­дов­ско­го. Ос­та­но­вил­ся, вгля­дел­ся.

– Что, Три­фо­ныч? Бе­да! Про­сти­ту­ты кру­гом про­даж­ные. Си­ру­ны.

Макс сто­ял и гля­дел на чёр­но-бе­лые фо­то. Да, не­ма­ло здесь бы­ло до­ро­гих лиц. Род­ных. От од­но­го ви­да ко­то­рых от­теп­ле­ло на ду­ше.

И по­че­му во­об­ще ли­те­ра­ту­ру на­до изо­б­ра­жать по­би­руш­кой, ни­щен­кой, по­ра­жен­кой? Мо­жет, это ра­жий де­ти­на в апо­гее твор­че­с­кой из­бы­точ­ной си­лы-энер­гии, у ко­то­ро­го в за­па­се пол­но слов-ту­ма­ков, а ды­ха­нье тра­ву со­жжёт под но­га­ми всех его про­тив­ни­ков. Да уж! Со­жжёт! Это к Го­ры­ны­чу об­ра­щать­ся на­до! Как дох­нёт, так и со­жжёт, осо­бен­но с по­хме­ла…

Вспом­ни­лась Мак­су вдруг биб­лей­ская ис­то­рия, вы­хва­чен­ная мод­ным и про­да­ва­е­мым (а ведь не бес­та­лан­ным же!) Па­о­ло Ко­э­льо и раз­вёр­ну­тая им то ли в ис­то­ри­че­с­кую по­весть, то ли в прит­чу. Как од­наж­ды воз­звал и вос­пла­кал вет­хо­за­вет­ный про­рок Илия: «Гос­по­ди, я сов­сем, окон­ча­тель­но один», а Бог ему от­ве­тил: «Ты не один, Илья. Мно­го вас, та­ких, у ме­ня!»

И всё же от­че­го-то на­до бы­ло имен­но Мак­су осо­знать свою лич­ную от­вет­ст­вен­ность за ли­те­ра­ту­ру, вот так въявь ли­це­зрея мно­гих и мно­гих (с пор­т­ре­тов гля­де­ли на не­го то с улыб­кой, то за­ду­мав­шись о чём-то сво­ём, то бе­се­дуя в дру­же­с­ком кру­гу о на­сущ­ном – ли­те­ра­тур­ном), ко­то­рые бы­ли, а нын­че, ис­пол­нив пред­наз­на­чен­ное, там, «иде­же несть».

По­ка встав­лял и по­во­ра­чи­вал ключ в зам­ке, пой­мал ци­та­ту, вы­плыв­шую из лю­би­мо­го ког­да-то по­эта-эми­г­ран­та: «За бес­смыс­ли­цу, за не­уда­чу, за по­те­рю все­го до­ро­го­го…», – и го­ря­чо, всем су­ще­ст­вом от­толк­нул­ся: нет, не то, не так… За ос­мыс­лен­ность, за по­ни­ма­нье, за трез­ве­ние в оди­но­че­ст­ве… Вот за что бла­го­да­рен бу­дет имен­но он, Макс Вол­жа­нин.

– Гос­по­ди, – твёр­до ска­зал он, вой­дя в ком­на­ту, уто­пав­шую в ноч­ных су­мер­ках, и оты­с­ки­вая взгля­дом ма­лень­кий до­рож­ный скла­день из трёх ико­нок, все­гда пу­те­ше­ст­во­вав­ший с ним и сей­час сто­яв­ший на книж­ной пол­ке. – Гос­по­ди! Не дай мне про­дать­ся! Не дай стать чу­жим! Ны­не и при­сно. Те­перь и на­всег­да!..

За ок­ном, в лу­чах фо­на­ря, су­ро­во сто­я­ли за­сне­жен­ные со­сны, а вда­ли, у вхо­да в ре­с­то­ран, иг­ра­ла цвет­ны­ми огонь­ка­ми но­во­год­няя гир­лян­да.


Анна и Константин СМОРОДИНЫ,
г. САРАНСК




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования