Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №04. 29.01.2010

ИЗУМЛЯЕМСЯ ВМЕСТЕ С РОМАНОМ СЕНЧИНЫМ

 НА­УЧ­НЫЙ ТРУД, СПО­СОБ­НЫЙ УВ­ЛЕЧЬ

 

Пер­вый же про­чи­тан­ный мной текст ни­же­го­род­ца Алек­сея Ко­ро­ваш­ко – ре­цен­зия на «Са­хар­ный Кремль» Вла­ди­ми­ра Со­ро­ки­на, опуб­ли­ко­ван­ная в «ЛР» боль­ше го­да на­зад, – за­сел в па­мя­ти. От мно­гих дру­гих не­боль­ших кри­ти­че­с­ких ра­бот он от­ли­чал­ся тем, что ав­тор об­ра­ща­ет вни­ма­ние не столь­ко на то, о чём по­ве­ст­ву­ет раз­би­ра­е­мое про­из­ве­де­ние, а в ос­нов­ном – как оно на­пи­са­но, ка­ким язы­ком, от­ку­да по­за­им­ст­во­ва­ны те или иные при­ёмы, де­та­ли.

Вско­ре по­сле этой ре­цен­зии Алек­сей Ко­ро­ваш­ко стал по­сто­ян­ным ав­то­ром «Ли­те­ра­тур­ной Рос­сии», ав­то­ром ори­ги­наль­ным, не­про­стым, уз­на­ва­е­мым. И я не очень уди­вил­ся, ког­да мне в ру­ки по­па­ла его объ­ё­ми­с­тая кни­га «За­го­во­ры и за­кли­на­ния в рус­ской ли­те­ра­ту­ре XIX–XX ве­ков» («Из­да­тель­ст­во Ку­ла­ги­ной – Intrada»). Из ре­цен­зен­та Ко­ро­ваш­ко для ме­ня ор­га­нич­но пе­ре­рос в учё­но­го. Точ­нее – ре­цен­зии ока­за­лись со­пут­ст­ву­ю­щи­ми его ис­сле­до­ва­ни­ям ма­те­ри­а­ла­ми.

При­зна­юсь, я не боль­шой лю­би­тель учеб­ни­ков, фи­ло­ло­ги­че­с­ких, ли­те­ра­ту­ро­вед­че­с­ких тру­дов. Но кни­га Ко­ро­ваш­ко ме­ня ув­лек­ла.

На­чал я чи­тать с по­след­них глав, по­свя­щён­ных со­вре­мен­ным (ско­рее, не ХХ-го, а XXI-го ве­ка) пи­са­те­лям. Тем бо­лее что за­ма­ни­ва­ют эти гла­вы уже од­ни­ми на­зва­ни­я­ми: «По­эти­че­с­кое «чер­но­кни­жие» Ти­му­ра Ки­би­ро­ва», «Ко­ды» и «чу­ры» Вла­ди­ми­ра Строч­ко­ва», «Кни­га За­го­во­ров Ми­ха­и­ла Ели­за­ро­ва», «За­го­вор­ная тра­ди­ция в про­ст­ран­ст­ве ан­ти­уто­пии: «Кысь» Та­ть­я­ны Тол­стой, «День оп­рич­ни­ка» Вла­ди­ми­ра Со­ро­ки­на и «ЖД» Дми­т­рия Бы­ко­ва».

Осо­бен­но ин­те­рес­ной, на мой взгляд, в бло­ке со­вре­мен­ных ав­то­ров ста­ла гла­ва, в ко­то­рой раз­би­ра­ют­ся за­го­во­ры и за­кли­на­ния из ро­ма­на «Зо­ло­то бун­та» Алек­сея Ива­но­ва. В цен­т­ре вни­ма­ния ис­сле­до­ва­те­ля текст под на­зва­ни­ем «Ло­дья не­сгу­би­мая».

Чи­тая этот ро­ман Ива­но­ва, по­сто­ян­но за­ду­мы­ва­ешь­ся, где в нём ав­тор­ский вы­мы­сел, а где пре­да­ния, до­ку­мен­таль­ные фак­ты. Ес­ли и не от­ве­ты на все во­про­сы, то уж точ­но один из са­мых се­рь­ёз­ных ана­ли­зов фоль­к­лор­ной тка­ни «Зо­ло­та бун­та» мож­но най­ти у Алек­сея Ко­ро­ваш­ко.

В «За­го­во­рах и за­кли­на­ни­ях...» пред­став­ле­ны поч­ти два ве­ка рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Есть про­из­ве­де­ния, хо­ро­шо из­ве­ст­ные мас­со­во­му чи­та­те­лю – «Князь Се­ре­б­ря­ный» Алек­сея Тол­сто­го, «На го­рах» Мель­ни­ко­ва-Пе­чер­ско­го, «Мел­кий бес» Со­ло­гу­ба, «Уе­зд­ное» За­мя­ти­на, «Ти­хий Дон» Шо­ло­хо­ва, «Док­тор Жи­ва­го» Па­с­тер­на­ка. Но боль­шую цен­ность, по-мо­е­му, пред­став­ля­ют ис­сле­до­ва­ния ве­щей или ни­ког­да не имев­ших шум­но­го ус­пе­ха («Обо­ро­тень» Оре­с­та Со­мо­ва, «Лес­ная глушь» Сер­гея Мак­си­мо­ва, «На бе­ре­гах Яры­ни» Алек­сан­д­ра Кон­дра­ть­е­ва), или проч­но за­бы­тых, как, на­при­мер, ро­ма­ны Ми­ха­и­ла За­го­с­ки­на...

Глав­ное до­сто­ин­ст­во кни­ги Алек­сея Ко­ро­ваш­ко для ме­ня – же­ла­ние про­чи­тать или пе­ре­чи­тать про­из­ве­де­ния, ко­то­рые раз­би­рал ав­тор, и про­чи­тать или пе­ре­чи­тать их вни­ма­тель­но, по­пы­тать­ся уви­деть те слои, что бы­ли мне не­ве­до­мы до зна­ком­ст­ва с «За­го­во­ра­ми и за­кли­на­ни­я­ми...».


ДО­Б­РАЯ ПРО­ЗА С ГОРЬ­КИМ ОСАД­КОМ

 

Есть пре­лесть в ма­лень­ких из­да­тель­ст­вах, вы­пу­с­ка­ю­щих кни­ги ред­ко, мед­лен­но, штуч­но. У них и свой круг ав­то­ров – как пра­ви­ло, не очень из­ве­ст­ных, пуб­ли­ку­ю­щих­ся не­ча­с­то, то­же ка­ких-то штуч­ных.

Од­но из та­ких из­да­тельств на­зы­ва­ет­ся «Из­да­тель­ст­во Н.Фи­ли­мо­но­ва». За пять лет су­ще­ст­во­ва­ния оно вы­пу­с­ти­ло не боль­ше де­сят­ка книг, но, по­жа­луй, каж­дая, внеш­не очень ас­ке­ти­че­с­кая, в мяг­кой об­лож­ке, ока­за­лась со­бы­ти­ем.

До са­мо­го не­дав­не­го вре­ме­ни это из­да­тель­ст­во вы­пу­с­ка­ло кни­ги ис­клю­чи­тель­но по­эти­че­с­кие, в том чис­ле сбор­ник од­но­го из мо­их лю­би­мых со­вре­мен­ных по­этов Иго­ря Фё­до­ро­ва. Но вот не­дав­но вы­шла кни­га про­зы – «Охо­та на май­ских жу­ков» Ве­че­сла­ва Ка­за­ке­ви­ча.

Ка­за­ке­ви­ча луч­ше зна­ют как по­эта. Впро­чем, зна­ет, ка­жет­ся, до­воль­но уз­кий круг лю­дей, хо­тя у не­го вы­хо­ди­ли кни­ги, бы­ли пуб­ли­ка­ции в тол­стых жур­на­лах. Но Ка­за­ке­вич жи­вёт в Япо­нии, на эк­ра­не те­ле­ви­зо­ра си­с­те­ма­ти­че­с­ки не по­яв­ля­ет­ся, га­зет­ных ко­ло­нок не ве­дёт. Штуч­ный пи­са­тель для штуч­но­го из­да­тель­ст­ва.

«Охо­та на май­ских жу­ков» кни­га уди­ви­тель­ная. Од­на из не­мно­гих в по­след­нее вре­мя, ко­то­рую я чи­тал, жа­лея, что она за­кон­чит­ся. За­кон­чи­лась бы­с­т­ро – от­ры­вать­ся от неё бы­ло слож­но, да и объ­ём кро­шеч­ный, мень­ше двух­сот стра­ниц. Од­на по­весть, один рас­сказ.

Про­зу, ко­то­рую пи­шет Ка­за­ке­вич, при­ня­то на­зы­вать ав­то­био­гра­фи­че­с­кой. Ге­роя зо­вут Сла­ва, его от­ца – Сте­пан («Ве­че­слав Ста­ни­сла­во­вич Ка­за­ке­вич» чи­та­ем в вы­ход­ных дан­ных). В «Охо­те на май­ских жу­ков» опи­са­но дет­ст­во ав­то­ра, про­шед­шее в Бе­ло­рус­сии, его ро­ди­те­ли, брат, нянь­ка Ма­рь­я­на, жизнь рай­цен­т­ров­ско­го по­сёл­ка 60-х го­дов. В рас­ска­зе «На­еди­не с то­бою, брат» – от­но­ше­ния ге­роя с его млад­шим бра­том, людь­ми уже не­мо­ло­ды­ми, раз­ве­дён­ны­ми судь­бой по раз­ным кра­ям зем­ли.

В мо­мент чте­ния по­весть и рас­сказ, на­пи­сан­ные на ред­кость яс­ным язы­ком, эко­ном­но и од­но­вре­мен­но глу­бо­ко (мне вспо­ми­нал­ся Че­хов), ка­жут­ся до­б­ры­ми, неж­ны­ми. Да и как ещё мож­но пи­сать о сво­ём дет­ст­ве, о род­ных лю­дях, о зем­ле, на ко­то­рой вы­рос и ко­то­рую дав­но не ви­дел? И ге­рои про­зы Ка­за­ке­ви­ча лю­ди от­кры­тые, ак­тив­ные, с чу­дин­кой, но от это­го ещё бо­лее сим­па­тич­ные.

И лишь по­том, че­рез не­ко­то­рое вре­мя, слов­но по­сле­вку­сие, по­яв­ля­ет­ся го­речь. Вот отец Сла­вы – та­лант­ли­вый от при­ро­ды че­ло­век, с бо­га­той ду­шой, упор­ный, лю­бя­щий жизнь, в ито­ге мед­лен­но сго­ра­ет, ни­че­го, по су­ще­ст­ву, не сде­лав. Его судь­бу, и ещё бо­лее дра­ма­тич­но, по­вто­ря­ет млад­ший сын Ва­лен­тин. Ви­нить в этом на­прас­ном сго­ра­нии, на­вер­ное, не­ко­го – во все вре­ме­на на Ру­си бы­ло мно­го та­ких лю­дей, к ко­то­рым не при­шла уда­ча.

Есть и жут­кие эпи­зо­ды, да­же, ско­рее, штриш­ки. На­при­мер, гла­ва «Убий­ст­ва» в «Охо­те на май­ских жу­ков». По­сре­ди, ка­за­лось бы, аб­со­лют­но идил­ли­че­с­ки опи­сы­ва­е­мо­го за­сто­лья, отец ге­роя к сло­ву вспо­ми­на­ет слу­чай:

«Воз­вра­ща­ем­ся мы с Ко­с­тей из уволь­не­ния в часть. Сто­я­ли тог­да под Бран­ден­бур­гом. Вы­пи­ли, ко­неч­но. Идём, а на дру­гом кон­це по­ля, ну, мо­жет, ме­т­ров пять­сот от нас, ка­кой-то не­мец идёт. «Да­вай на бу­тыл­ку ко­нь­я­ка, – го­во­рит Ко­с­тя, – кто в нем­ца по­па­дёт!» По­ст­ре­лять хо­чет­ся. За­лег­ли с ка­ра­би­на­ми в оду­ван­чи­ки. Ко­с­тя – пер­вый. Ми­мо! Не­мец ог­ля­ды­ва­ет­ся: кто стре­лял? от­ку­да? Моя оче­редь – трах! – упал не­мец. Но Ко­с­тя ко­нь­я­ка не по­ста­вил. Та­кой на­хал!»

Не­о­жи­дан­но слы­шать это от че­ло­ве­ка до­б­ро­душ­но­го, не­зло­го. Да­же не ве­рит­ся по­на­ча­лу. А по­том вспо­ми­на­ешь – отец в на­ча­ле вой­ны ока­зал­ся в не­мец­ком пле­ну поч­ти под­ро­ст­ком, мно­го че­го там пе­ре­жил, и кто бы­ли для не­го нем­цы, как он к ним от­но­сил­ся, мож­но пред­ста­вить по это­му вос­по­ми­на­нию… И в этой же гла­ве дру­гой эпи­зод – как не­мец за­про­с­то убил па­с­ту­ха, при­няв то­го за пе­ре­оде­то­го ко­мис­са­ра.


«ДЕТ­СКИЕ ВО­ПРО­СЫ» СЕР­ГЕЯ КО­С­ТЫР­КО

 

С Сер­ге­ем Ко­с­тыр­ко я зна­ком до­воль­но дав­но. Встре­ча­ем­ся ча­ще все­го на ли­те­ра­тур­ных ме­ро­при­я­ти­ях, вы­пи­ва­ем, раз­го­ва­ри­ва­ем о Си­би­ри, где в раз­ное вре­мя и в раз­ных ме­с­тах жи­ли. А вот боль­шин­ст­во ста­тей и ре­цен­зий, со­бран­ных в его кни­ге «Про­сто­душ­ное чте­ние» (из­да­тель­ст­во «Вре­мя»), я не чи­тал и не знал об их су­ще­ст­во­ва­нии. На­вер­ное, это про­изо­ш­ло по­то­му, что мно­гие тек­с­ты Сер­гей Ко­с­тыр­ко пуб­ли­ко­вал на ин­тер­нет-сай­тах в то вре­мя, ког­да я ту­да ещё не за­гля­ды­вал. Впро­чем, уве­рен, не я один. И вот эти ста­тьи и ре­цен­зии на­ча­ла 1990-х – кон­ца 2000-х от­пе­ча­та­ны на бу­ма­ге, со­бра­ны под од­ной об­лож­кой.

В чём осо­бен­ность кри­ти­че­с­ко­го ме­то­да Ко­с­тыр­ко? Ду­маю, он не лу­ка­вил, не ри­со­вал­ся, на­звав свою кни­гу «Про­сто­душ­ное чте­ние». Его тек­с­ты – это пло­ды чте­ния про­зы и сти­хов, ско­рее, не про­фес­си­о­на­лом-кри­ти­ком с твёр­ды­ми эс­те­ти­че­с­ки­ми и нрав­ст­вен­ны­ми прин­ци­па­ми, иде­о­ло­ги­че­с­кой кон­цеп­ци­ей, а че­ло­ве­ком, за­пи­сы­ва­ю­щим свои лич­ные впе­чат­ле­ния о про­чи­тан­ном, пы­та­ю­щим­ся рас­суж­дать по по­во­ду то­го или ино­го про­из­ве­де­ния. По край­ней ме­ре, та­кое скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние.

Од­на­ко нель­зя ска­зать, что ав­тор «Про­сто­душ­но­го чте­ния» оди­на­ко­во при­ем­лет, так ска­зать, и «ле­вое», и «пра­вое» (хо­тя что есть что, оп­ре­де­лять не бе­русь). К при­ме­ру, ро­ман Эду­ар­да Ли­мо­но­ва «У нас бы­ла ве­ли­кая эпо­ха» Сер­гею Ко­с­тыр­ко по ря­ду при­чин не по­нра­вил­ся, а рас­сказ Ев­ге­ния По­по­ва «Materia» по­нра­вил­ся очень да­же силь­но и по­слу­жил для на­пи­са­ния поч­ти фи­ло­соф­ско­го трак­та­та.

Во­об­ще в чи­с­том ви­де ре­цен­зий и ста­тей у Сер­гея Ко­с­тыр­ко поч­ти нет. Это дей­ст­ви­тель­но рас­суж­де­ния по по­во­ду про­чи­тан­но­го, спор с ав­то­ром. Объ­яс­няя, по­че­му ему что-то при­шлось по ду­ше в том или ином про­из­ве­де­нии, а что-то нет, Ко­с­тыр­ко по­пут­но за­да­ёт ав­то­ру, сво­им чи­та­те­лям и са­мо­му се­бе мно­же­ст­во за­ча­с­тую «дет­ских» и от­то­го очень слож­ных и не все­гда при­ят­ных во­про­сов...

Я по­пы­тал­ся най­ти в тек­с­тах Сер­гея Ко­с­тыр­ко под­хо­дя­щий для ци­та­ты от­ры­вок (ка­кая же ре­цен­зия без ци­та­ты?), но ока­за­лось, что не­что за­кон­чен­ное вы­брать слож­но. Вро­де бы за­вер­шая мысль, Ко­с­тыр­ко её тут же пы­та­ет­ся оп­ро­верг­нуть, до­пол­нить, в то же вре­мя ме­няя её смысл. Не­ча­с­тый слу­чай в ли­те­ра­тур­ной кри­ти­ке – обыч­но кри­тик при­сту­па­ет к ана­ли­зу про­из­ве­де­ния с твёр­дой по­зи­ци­ей, чёт­ко зная, что ска­жет и как оце­нит его.

Лю­бо­пыт­но и то, что Сер­гей Ко­с­тыр­ко до­воль­но ча­с­то пи­шет «не по­ло­жи­тель­ные» от­зы­вы о про­из­ве­де­ни­ях, опуб­ли­ко­ван­ных в его род­ном «Но­вом ми­ре». Мы при­вык­ли счи­тать, что ре­дак­ция жур­на­ла – это не­кий еди­ный ор­га­низм, где ес­ли и про­ис­хо­дит рас­хож­де­ние во мне­ни­ях, то это ос­та­ёт­ся за дверь­ми ка­би­не­тов. Но всё ча­ще мы ви­дим, что со­труд­ни­ки од­но­го и то­го же жур­на­ла пуб­лич­но спо­рят друг с дру­гом, с ав­то­ра­ми сво­е­го жур­на­ла. К при­ме­ру, я был при­ят­но удив­лён, про­чи­тав не­дав­но до­ста­точ­но жё­ст­кий от­клик ре­дак­то­ра от­де­ла кри­ти­ки жур­на­ла «Зна­мя» Ка­ре­на Сте­па­ня­на на ста­тью Вла­ди­ми­ра Се­мё­но­ва «К во­про­су об ос­во­бож­дён­ных на­ци­ях», опуб­ли­ко­ван­ную в том же «Зна­ме­ни».

Ста­тья Се­мё­но­ва дей­ст­ви­тель­но, мяг­ко ска­жем, про­во­ци­ру­ю­щая на по­ле­ми­ку, и жур­нал пра­виль­но сде­лал, что её опуб­ли­ко­вал. Но так­же пра­виль­но и то, что один из со­труд­ни­ков вы­ра­зил своё мне­ние, сов­па­да­ю­щее с мне­ни­ем до­воль­но боль­шо­го, уве­рен, чис­ла чи­та­те­лей «Зна­ме­ни». В этом, на­вер­ное, и со­сто­ит цен­ность сво­бо­ды – в том чис­ле сво­бо­ды ре­дак­ци­он­ной по­ли­ти­ки.

Сер­гей Ко­с­тыр­ко, на мой взгляд, дав­но су­ще­ст­ву­ет в ат­мо­сфе­ре лич­ной (по край­ней ме­ре) сво­бо­ды. Чи­та­ет кни­ги и рас­суж­да­ет по их по­во­ду, за­да­ёт не­удоб­ные, «не­по­лит­кор­рект­ные» во­про­сы. При­хо­дит к стран­ным от­кры­ти­ям, ко­то­рые его са­мо­го не все­гда при­ят­но удив­ля­ют. Та­кие же удив­ле­ния на­вер­ня­ка ис­пы­ты­ва­ет не­ма­лое чис­ло про­сто­душ­ных чи­та­те­лей, зна­ко­мясь с со­вре­мен­ны­ми книж­ка­ми.


ДЕ­ТИ РАЗ­БЕ­РУТ­СЯ

 

В по­след­нее вре­мя мне ча­с­то, по га­зет­ным де­лам, при­хо­дит­ся спра­ши­вать пи­са­те­лей и про­сто чи­та­те­лей, есть ли у нас дет­ская ли­те­ра­ту­ра. Од­ни твёр­до го­во­рят «да» и, бы­ва­ет, на­зы­ва­ют фа­ми­лии со­вре­мен­ных дет­ских пи­са­те­лей, боль­шин­ст­во же ут­верж­да­ют, что дет­ской ли­те­ра­ту­ры нет, со вре­мён Чу­ков­ско­го–Бар­то–Мар­ша­ка–Ми­хал­ко­ва ни­ко­го не по­яви­лось и ни­ка­кие со­вре­мен­ные книж­ки они сво­им де­тям не по­ку­па­ют.

Есть у нас дет­ская ли­те­ра­ту­ра или нет её, и ка­ко­го она ка­че­ст­ва, если есть, – во­прос слож­ный, для взрос­лых, на­вер­ное, не­раз­ре­ши­мый...

Не­сколь­ко лет на­зад мне по­да­ри­ли кни­гу Ге­н­ри­ха Сап­ги­ра. Я в неё за­гля­нул, ужас­нул­ся столби­кам из не­по­нят­ных слов, но всё же от­нёс доч­ке, ко­то­рой бы­ло тог­да го­да че­ты­ре. По­про­бо­вал по­чи­тать. Она вдруг ожи­ви­лась, за­став­ля­ла чи­тать ещё и ещё, как-то меч­та­тель­но смо­т­ре­ла не на кар­тин­ки, а вдаль, а по­том, спу­с­тя мно­го дней, играя, по­вто­ря­ла не­что по­хо­жее на сти­хи Сап­ги­ра и сча­ст­ли­во сме­я­лась.

Не­дав­но в на­шу ре­дак­цию при­шла бан­де­роль с кни­гой Га­ли­ны Чер­но­вой «Сказ­ки-не­ви­дим­ки и сти­хи-кар­тин­ки» (из­да­на где-то в Крас­но­яр­ском крае при со­дей­ст­вии га­зе­ты «Реч­ник Ени­сея»). Оформ­ле­на кни­га вро­де не­пло­хо, ил­лю­с­т­ра­ции яр­кие, сти­хи же по­ка­за­лись мне не­ук­лю­жи­ми, «не­про­фес­си­о­наль­ны­ми». Ре­шил всё-та­ки оп­ро­бо­вать на млад­шей доч­ке, ко­то­рой сей­час че­ты­ре го­да…

Уже поч­ти ме­сяц доч­ка спра­ши­ва­ет ме­ня, ког­да по­едем в де­рев­ню «на ого­род» к «ре­бят­кам-По­ми­до­рам», к «бра­во­му Под­сол­ну­ху», к «Лу­ку-сле­зу­ну»… Из­ве­ла пол­пач­ки бу­ма­ги, две ко­роб­ки ак­ва­ре­ли – ри­су­ет пер­со­на­жей книж­ки Га­ли­ны Чер­но­вой.

Не знаю, по ка­ким кри­те­ри­ям взрос­лые мо­гут су­дить о ли­те­ра­ту­ре для де­тей. На­вер­ное, де­ти са­ми долж­ны вы­би­рать, что им слу­шать пе­ред сном, что мед­лен­но, по скла­дам, чи­тать. Взрос­лые обя­за­ны по­мо­гать де­тям, пред­ла­гая раз­ные книж­ки, а де­ти – раз­бе­рут­ся.


Роман СЕНЧИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования