Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №04. 29.01.2010

Ненужный выпендрёж

 Петербургский театральный год позади. Удачные премьеры освещены «Софитом», лучшие актёрские работы отмечены. Почти незаметным прошёл в декабре традиционный «Рождественский парад», международный фестиваль независимых театров, экспериментальных студий и непрофессиональных коллективов. Информацию о дискуссиях, поздравлениях и наградах можно найти.

А я хочу рассказать о спектакле, который не произвёл фурора, а потому рискует остаться незамеченным.

 

«Про­ща­ние с пред­ме­с­ть­ем» по­став­ле­но в те­а­т­ре Ко­ме­дии по пье­се Алек­сан­д­ра Вам­пи­ло­ва «Стар­ший сын». Про­из­ве­дён вес­ной, а осе­нью, до­ра­бо­тан­ный, во­шёл в афи­шу. Кри­ти­ка обо­шла спек­такль гром­ки­ми ком­пли­мен­та­ми, и по­де­лом. Но в нём яр­ко обо­зна­чи­лась раз­ви­ва­ю­ща­я­ся тен­ден­ция, уво­дя­щая те­атр, на мой взгляд, дав­но не в луч­шую сто­ро­ну. Со­вре­мен­ные твор­цы-ре­жис­сё­ры, сле­дуя яр­ким при­ме­рам моск­ви­чей Мер­зо­е­ва, Се­ре­б­рен­ни­ко­ва, Бу­ту­со­ва и пи­тер­ско­го аван­гар­ди­с­та Мо­гу­че­го, вы­да­ют пуб­ли­ке, под по­хва­лы кри­ти­ков, свои пре­тен­зии на вы­со­кое ис­кус­ст­во. Но как толь­ко в спек­так­ле по­яв­ля­ет­ся ак­тёр, иг­ра­ю­щий в дис­со­нанс «ге­ни­аль­но­му» за­мыс­лу, их «вы­пен­д­рёж» тут же ус­ту­па­ет не­му­д­рё­ной жи­вой ор­га­ни­ке че­ло­ве­ка в об­ра­зе.

Зна­ю­щие пье­су и ви­дев­шие фильм по­мнят куль­ми­на­ци­он­ную сце­ну, где глав­ный ге­рой ре­ша­ет­ся от на­хлы­нув­ше­го чув­ст­ва при­знать­ся доч­ке Са­ра­фа­но­ва, что он ей не брат во­все, а по­то­му меж­ду ни­ми воз­мож­ны близ­кие от­но­ше­ния. По ус­та­нов­ке ре­жис­сё­ра в дан­ном спек­так­ле ис­пол­ни­те­ли в этой си­ту­а­ции но­сят­ся по пло­щад­ке, кри­чат, та­с­ка­ют шир­му, что­бы за­кры­вать­ся и от­кры­вать­ся ею, оли­це­тво­ря­ю­щей нрав­ст­вен­ные за­пре­ты меж­ду ни­ми, пла­с­ти­че­с­ки вы­ра­жая тем са­мым на­кал стра­с­тей. В ре­зуль­та­те об ак­тё­рах, в ча­ст­но­с­ти об из­ве­ст­ном по те­ле­се­ри­а­лам Пе­ре­гу­до­ве, да­же ска­зать не­че­го. Ну, до­б­ро­со­ве­ст­но ис­пол­ня­ют за­дан­ные ро­ли, не боль­ше. А вы­хо­дит на сце­ну Ана­то­лий Ра­ви­ко­вич, де­ла­ет по­лу­жест, хрип­ло го­во­рит, до­ста­ёт ук­рад­кой ма­лень­кую и тут же пря­чет, что­бы не за­ме­ти­ли его сла­бо­с­ти, и эф­фект по­лу­ча­ет­ся впе­чат­ля­ю­щим. Бо­лее зна­чи­мым по срав­не­нию с шу­мом, вспыш­ка­ми, гром­кой му­зы­кой, ка­ча­ю­щи­ми­ся стол­ба­ми-бе­рё­за­ми и спу­с­ка­ю­щим­ся свер­ху ог­ром­ным эк­ра­ном, буд­то из фан­та­с­ти­че­с­ко­го филь­ма, ко­то­рый ока­зы­ва­ет­ся все­го лишь зер­ка­лом, в ко­то­ром ге­рои пы­та­ют­ся рас­поз­нать, по­хо­жи они как брат и се­с­т­ра или не по­хо­жи.

Бра­во, ак­тёр!

А вас, гос­по­да ре­жис­сё­ры, хо­чет­ся по­про­сить. Ес­ли уж вам не да­но по­яв­лять­ся на сце­не, то, по­жа­луй­ста, за­яв­ляй­те о сво­ей зна­чи­мо­с­ти как-то по­скром­нее. Су­тью те­а­т­ра ос­та­ёт­ся жи­вой че­ло­век, а пры­га­ю­щие ма­ри­о­нет­ки, взры­вы, да­вя­щие зву­ки, под­тан­цов­ка, транс­фор­ми­ру­ю­щи­е­ся кон­ст­рук­ции и т.п. эф­фек­ты смо­т­рят­ся ку­да вы­год­нее в дру­гих зре­ли­щах.

Тен­ден­ции ре­жис­сёр­ско­го те­а­т­ра раз­ви­ва­ют­ся с на­ча­ла двад­ца­то­го ве­ка. Силь­но за­яви­ли о се­бе в се­ми­де­ся­тые в Ле­нин­гра­де, ког­да вы­зре­ла шко­ла То­в­сто­но­го­ва. В де­вя­но­с­тые за­гре­ме­ли по Моск­ве, в сто­ли­це бы­ло с ко­го брать при­мер. Свою зна­чи­мость те­перь вну­ши­тель­но де­мон­ст­ри­ру­ет ли­тов­ская ветвь, бла­го­да­ря по­сле­до­ва­те­лям ге­ни­аль­но­го Не­крё­шю­са. Но ес­ли ан­т­ре­пре­нё­ров вол­ну­ет кас­са, ре­жис­сё­ров ам­би­ции, под­тверж­дён­ные кри­ти­ка­ми и пре­ми­я­ми, то ак­тё­рам боль­ше все­го тре­бу­ет­ся бла­го­дар­ность пуб­ли­ки, а они на сце­не глав­ные, и те­атр жи­вёт на их свя­зи со зри­те­лем. И на­до бы это учи­ты­вать се­бя­лю­би­вым твор­цам, бе­реж­но со­хра­нив­шим из про­шло­го ве­ка и дек­ла­ри­ру­ю­щим как мож­но ин­тел­ли­гент­ней при­ст­ра­с­тие по­ве­ле­вать, быть дик­та­то­ра­ми.

Пи­шу об этом, ес­те­ст­вен­но, по­то­му, что­бы лиш­ний раз упо­мя­нуть о том, что со­вре­мен­ная ре­жис­су­ра за­топ­та­ла со­вре­мен­ную дра­ма­тур­гию, и со­зда­ёт­ся впе­чат­ле­ние, что её дей­ст­ви­тель­но нет, хо­тя пи­шу­щих пье­сы до­ста­точ­но. По­яв­ля­ют­ся ино­гда на афи­шах име­на бра­ть­ев Прес­ня­ко­вых или Дур­нен­ко­вых, из­ви­ни­те, что не упо­ми­наю ос­таль­ных, но лишь для то­го, что­бы со­вре­мен­ные ре­жис­сё­ры-аван­гар­ди­с­ты сде­ла­ли жест пе­ред кри­ти­ка­ми и ру­ко­во­ди­те­ля­ми куль­тур­ных про­цес­сов, а боль­ше для тех, кто рас­пре­де­ля­ет до­та­ции, мол, ви­ди­те, мы про­бу­ем, но ни­че­го хо­ро­ше­го не по­лу­ча­ет­ся, по­это­му не сто­ит на них и тра­тить­ся, мы глав­ные, мы, те, кто де­ла­ет те­атр, а не те, кто для не­го пи­шет.

А ведь тот же Аки­мов, ко­ли речь идёт о его те­а­т­ре, ор­га­ни­зо­вал в своё вре­мя по­иск дра­ма­тур­гов по всей стра­не. При нём за­иг­рал все­ми кра­с­ка­ми Иса­ак Шварц, стал из­ве­ст­ным Да­ни­ил Аль, де­бю­ти­ро­ва­ли Ра­цер и Кон­стан­ти­нов, вы­рос­шие за­тем в са­мых кас­со­вых ко­ме­ди­ан­тов. Те­а­т­ро­ве­ды зна­ют бай­ку о том, как Ни­ко­лай Пав­ло­вич за­кры­вал с ут­ра в сво­ём ка­би­не­те дра­ма­тур­га, ка­жет­ся, при­ез­же­го, с ус­ло­ви­ем, что­бы до двух ча­сов тот на­пи­сал хо­тя бы стра­ни­цу, а рань­ше он его не от­кро­ет, по­то­му что вни­зу, на пер­вом эта­же, в Ели­се­ев­ском ма­га­зи­не, с один­над­ца­ти про­да­ёт­ся го­рю­чее для одер­жи­мых ав­то­ров. Не имея те­а­т­раль­но­го об­ра­зо­ва­ния, этот ве­ли­кий че­ло­век за­ни­мал­ся по­ис­ка­ми луч­ших со­став­ля­ю­щих те­а­т­ра как ис­кус­ст­ва кол­лек­тив­но­го, а не ин­ди­ви­ду­аль­но­го. Не по­то­му ли так не ве­зёт те­а­т­ру Ко­ме­дии с дру­ги­ми ре­жис­сё­ра­ми, тще­слав­но за­ни­ма­ю­щи­ми­ся про­слав­ле­ни­ем са­мих се­бя?

И ещё о ре­жис­сёр­ском от­но­ше­нии к дра­ма­тур­гии ка­са­тель­но дан­но­го спек­так­ля. Я всё пы­тал­ся раз­га­дать, по­че­му у спек­так­ля та­кое на­зва­ние? Пер­вый ва­ри­ант пье­сы на­зы­вал­ся «Пред­ме­с­тье», под ка­ким и был опуб­ли­ко­ван в си­бир­ском аль­ма­на­хе, но по­том Вам­пи­лов ма­те­ри­ал до­ра­бо­тал и на­звал уже «Стар­ший сын». И в ней, как и в спек­так­ле, и ре­чи нет ни о ка­ком про­ща­нии, рас­ста­ва­нии или раз­лу­ке. На­про­тив, глав­ный ге­рой фи­наль­ной реп­ли­кой ра­до­ст­но за­яв­ля­ет о том, что ос­та­ёт­ся с ни­ми, жду­щи­ми его ре­ше­ния, а что бу­дет даль­ше, как го­во­рит­ся, дру­гая ис­то­рия. Ру­ко­вод­ст­ву­ясь ка­ки­ми же фан­та­зи­я­ми ре­жис­сёр от­ва­жил­ся по­прать ге­ни­аль­ны­ми но­га­ми во­лю ав­то­ра? Я так и не по­нял. 


Тарас ДРОЗД,
драматург,
член Союза писателей России,
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования