Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №05. 05.02.2010

Тайные цели приватизации жилья

 На днях без особых обсуждений у нас сразу в трёх чтениях приняли закон о продлении до 1 марта 2013 года срока бесплатной приватизации жилых помещений. Обычно в такой спешке законы принимаются либо когда вопрос всем предельно ясен, либо когда есть моменты, которые вообще нежелательно выносить на суд общественности. Думается, здесь мы имеем как раз второй случай: приватизация жилья в России заключает в себе много таинственного, и глубинный экономический, социальный и политический смысл этой акции остался нераскрытым.

 

Карикатура Владимира Кремлёва
Карикатура Владимира Кремлёва

Ес­ли при­ва­ти­за­ция про­из­вод­ст­вен­ных объ­ек­тов – за­во­дов, неф­тя­ных и га­зо­вых про­мыс­лов за бес­це­нок или да­же на день­ги го­су­дар­ст­ва – боль­шин­ст­вом на­се­ле­ния была вос­при­нята как гран­ди­оз­ный об­ман и без­за­с­тен­чи­вый гра­бёж об­ще­на­род­ной соб­ст­вен­но­с­ти (осо­бен­но оли­гар­ха­ми), то к при­ва­ти­за­ции квар­тир от­но­ше­ние сложилось сов­сем иное. Многие увидели в этом чуть ли не бла­го­де­я­ни­е. Хо­тя в реальности власть попыталась сде­лать всех рос­си­ян по­го­лов­но уча­ст­ни­ка­ми гра­бе­жа об­ще­на­род­но­го до­сто­я­ния. Де­с­кать, все мы «при­хва­ти­за­то­ры», толь­ко од­но­му до­стал­ся за­во­диш­ко с де­сят­ка­ми ты­сяч ра­бо­чих, при­но­ся­щий еже­год­но мно­го­мил­ли­он­ные (в дол­ла­ро­вом ис­чис­ле­нии) при­бы­ли, а дру­го­му – его соб­ст­вен­ная квар­ти­ра, в ко­то­рой он и ра­нее про­жи­вал. То есть, в от­ли­чие от оли­гар­ха, ко­то­рый дей­ст­ви­тель­но при­об­рёл за­вод, ра­нее ему не при­над­ле­жав­ший, ря­до­вой граж­да­нин по­лу­чил от при­ва­ти­за­ции не квар­ти­ру, а бу­маж­ку, под­тверж­да­ю­щую, что от­ны­не он её соб­ст­вен­ник. Квар­ти­рой он и ра­нее, по су­ти, вла­дел, толь­ко не имел воз­мож­но­с­ти рас­по­ря­дить­ся ею по сво­е­му ус­мо­т­ре­нию. Об­раз­но го­во­ря, ли­бе­раль­ные ре­фор­ма­то­ры по­сту­пи­ли так же, как гла­варь бан­дит­ской шай­ки, ко­то­рый стре­мит­ся по­вя­зать кро­вью всех её уча­ст­ни­ков, что­бы ни один из них не мог вы­сту­пить про­тив его кро­ва­вых зло­де­я­ний.

При­ва­ти­за­ция про­из­вод­ст­вен­ных объ­ек­тов бы­ла ос­вя­ще­на раз­да­чей ва­у­че­ров, на каж­дый из ко­то­рых, по обе­ща­нию ли­бе­раль­ных ре­фор­ма­то­ров, в пер­спек­ти­ве мож­но бы­ло бы по­лу­чить по два ав­то­мо­би­ля «Вол­га». Кто-то дей­ст­ви­тель­но по­лу­чил, и да­же не две «Вол­ги», а ме­тал­лур­ги­че­с­кий ком­би­нат или эле­к­т­ро­стан­цию, а ря­до­вой граж­да­нин (то есть по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ст­во на­се­ле­ния) не по­лу­чил ни­че­го (и да­же за­пла­тил за вы­дан­ную ему бу­маж­ку свои кров­ные 25 руб­лей, ко­то­рые тог­да бы­ли го­раз­до пол­но­вес­нее ны­неш­них). Ре­аль­ное уча­с­тие по­дав­ля­ю­ще­го боль­шин­ст­ва вла­дель­цев ва­у­че­ра в при­ва­ти­за­ции вы­ра­зи­лось в том, что этот вла­де­лец про­дал на­зван­ную бу­маж­ку спе­ку­лян­ту, со­сто­яв­ше­му на служ­бе бу­ду­щих оли­гар­хов по скуп­ке оз­на­чен­ных бу­ма­жек, за бу­тыл­ку вод­ки. Впро­чем, те вла­дель­цы, ко­то­рые вло­жи­ли свои ва­у­че­ры в по­явив­ши­е­ся во мно­же­ст­ве ин­ве­с­ти­ци­он­ные ком­па­нии (ти­па «Гер­мес» или «Хо­пёр»), в боль­шин­ст­ве сво­ём и то­го не по­лу­чи­ли. По­это­му ложь ва­у­чер­ной при­ва­ти­за­ции об­на­ру­жи­лась до­воль­но бы­с­т­ро, и при­ва­ти­за­ция в гла­зах на­се­ле­ния ос­та­ва­лась не­ле­ги­тим­ной. А вот с раз­да­чей квар­тир в соб­ст­вен­ность, с пре­вра­ще­ни­ем всех преж­них «от­вет­ст­вен­ных квар­ти­ро­съём­щи­ков» в соб­ст­вен­ни­ков прин­цип свя­щен­ной и не­при­кос­но­вен­ной ча­ст­ной соб­ст­вен­но­с­ти ут­вер­дил­ся до­воль­но проч­но. На се­ле та­кую же роль сы­г­ра­ло вы­де­ле­ние кре­с­ть­я­нам «зе­мель­ных па­ёв», то есть на­де­ле­ние их та­ки­ми же бу­маж­ка­ми, как и ва­у­че­ры (ими и рас­по­ря­ди­лись точ­но так же – про­да­ли за гро­ши зе­мель­ным спе­ку­лян­там).

Ины­ми сло­ва­ми, при­ва­ти­за­ция жи­лья, на­ря­ду с вве­де­ни­ем ча­ст­ной соб­ст­вен­но­с­ти на зем­лю, ста­ла ору­ди­ем ус­та­нов­ле­ния и ле­ги­ти­ма­ции в Рос­сии бур­жу­аз­но­го строя и прин­ци­па «свя­щен­ной и не­при­кос­но­вен­ной» ча­ст­ной соб­ст­вен­но­с­ти. Эти ак­ты ста­ли за­вер­ша­ю­щим эта­пом но­вой бур­жу­аз­ной ре­во­лю­ции (или, точ­нее, контр­ре­во­лю­ции) в Рос­сии.

При­ва­ти­за­ция квар­тир сде­ла­ла воз­мож­ным воз­ник­но­ве­ние и раз­ви­тие рын­ка жи­лья. Рань­ше ря­до­вой граж­да­нин был про­сто жиль­цом (или арен­да­то­ром у го­су­дар­ст­ва) квар­ти­ры, в ко­то­рой про­жи­вал. И хо­тя его ни­кто не со­би­рал­ся из неё вы­се­лять, всё же он знал, что квар­ти­ра не его, а го­су­дар­ст­вен­ная. Что­бы, на­при­мер, про­пи­сать в неё ко­го-то ещё, нуж­но бы­ло по­лу­чить раз­ре­ше­ние, а оно вы­да­ва­лось лишь при со­блю­де­нии оп­ре­де­лён­ных ус­ло­вий (раз­мер жил­пло­ща­ди на од­но­го про­пи­сан­но­го че­ло­ве­ка и пр.). Нель­зя бы­ло и иметь не­сколь­ко квар­тир, по­то­му что над­ле­жа­ло про­пи­сать­ся по ме­с­ту жи­тель­ст­ва, а про­пи­с­ка мог­ла быть толь­ко од­на. И тем бо­лее нель­зя бы­ло про­дать квар­ти­ру, в ко­то­рой граж­да­нин жил, так как она ему не при­над­ле­жа­ла. То ли де­ло – соб­ст­вен­ник. По но­во­му Жи­лищ­но­му ко­дек­су он мо­жет да­же вы­гнать на ули­цу, ос­та­вить без кры­ши над го­ло­вой про­жи­ва­ю­щих с ним чле­нов се­мьи, и по­на­до­би­лись по­прав­ки в этот до­ку­мент, что­бы хоть как-то за­щи­тить пра­ва не­со­вер­шен­но­лет­них де­тей от про­из­во­ла взбе­сив­ше­го­ся соб­ст­вен­ни­ка.

При­ва­ти­за­ция жи­лья сде­ла­ла воз­мож­ной по­куп­ку бо­га­ты­ми лю­бо­го ко­ли­че­ст­ва квар­тир ка­ко­го угод­но уров­ня ка­че­ст­ва, в том чис­ле и с це­лью пе­ре­про­да­жи, ког­да це­ны на жи­льё под­ни­мут­ся. То есть, она сде­ла­ла воз­мож­ны­м пре­вра­ще­ние де­нег, за­тра­чен­ных на по­куп­ку жи­лья, в ка­пи­тал, при­но­ся­щий при­быль, при­об­ре­те­ние квар­тир как вы­год­ное вло­же­ние ка­пи­та­ла. Жи­лищ­но-ком­му­наль­ное хо­зяй­ст­во ста­ло од­ной из от­рас­лей ры­ноч­ной эко­но­ми­ки, ис­точ­ни­ком при­бы­лей для бо­га­тых. А сто­ли­цу, на­при­мер, ста­ло же­ла­тель­ным очи­щать от ма­ло­иму­щих соб­ст­вен­ни­ков квар­тир. Как го­во­рил один вид­ный «де­мо­крат», «Моск­ва – го­род не для бед­ных».

Вы­иг­ра­ло от при­ва­ти­за­ции жи­лья, ес­ли ру­ко­вод­ст­во­вать­ся тор­га­ше­с­ки­ми мер­ка­ми, и го­су­дар­ст­во. Во-пер­вых, оно сбро­си­ло со сво­их плеч яр­мо со­хра­не­ния жи­ло­го фон­да и пе­ре­ло­жи­ло эту за­бо­ту (и со­от­вет­ст­ву­ю­щие рас­хо­ды) на пле­чи но­во­яв­лен­ных соб­ст­вен­ни­ков. Во-вто­рых, оно ос­во­бо­ди­лось от бре­ме­ни, ко­то­рое не­сло в со­вет­ское вре­мя. Тог­да оно не­сло от­вет­ст­вен­ность за обес­пе­че­ние всех граж­дан жи­ль­ём как ми­ни­мум по дей­ст­ву­ю­щим са­ни­тар­ным нор­мам (пусть и не сра­зу, а в по­ряд­ке оче­ре­ди, ча­с­то по­сле мно­го­лет­не­го ожи­да­ния). Те­перь же каж­дый рос­си­я­нин, как че­ло­век сво­бод­ный, сам дол­жен по­за­бо­тить­ся о кры­ше над го­ло­вой для се­бя.

Те­перь о глав­ном: по­че­му при­ва­ти­за­цию жи­лья про­дли­ли ещё на три го­да? Объ­яс­не­ние это­го боль­ши­ми оче­ре­дя­ми в при­сут­ст­вен­ных ме­с­тах, где осу­ще­ств­ля­ет­ся ука­зан­ная про­це­ду­ра, не­до­ста­точ­но убе­ди­тель­но. Ну, в Моск­ве и ещё в не­сколь­ких круп­ных го­ро­дах мо­гут быть оче­ре­ди, а по ос­таль­ной Рос­сии – вряд ли. Де­ло, ду­ма­ет­ся, в том, что власть умы­ш­лен­но ос­та­ви­ла не­яс­ной пер­спек­ти­ву как для соб­ст­вен­ни­ков, так и для арен­да­то­ров жи­лья. Из­ве­ст­но лишь то, что вско­ре рос­си­я­не ста­нут пла­тить на­лог с не­дви­жи­мо­с­ти, ко­то­рую оце­нят по её ры­ноч­ной сто­и­мо­с­ти. Ес­ли на­лог бу­дет на­чис­лять­ся при­мер­но в 2 про­цен­та от сто­и­мо­с­ти жи­лья (и зем­ли), то для боль­шин­ст­ва соб­ст­вен­ни­ков да­же из «сред­не­го клас­са» та­кой груз мо­жет ока­зать­ся не­по­силь­ным. За­хо­чет соб­ст­вен­ник от­ка­зать­ся от пра­ва соб­ст­вен­но­с­ти, де­при­ва­ти­зи­ро­вать квар­ти­ру – срок для это­го за­кан­чи­ва­ет­ся в день окон­ча­ния вре­ме­ни бес­плат­ной при­ва­ти­за­ции (то есть 1 мар­та 2013 го­да). Же­ла­ешь пе­рей­ти в арен­да­то­ры жи­лья – к то­му вре­ме­ни кварт­пла­та мо­жет стать столь вы­со­кой, что и её не оси­лить. Ка­кой из этих ва­ри­ан­тов бо­лее ве­ро­я­тен – не­из­ве­ст­но. По­то­му-то мно­гие и не спе­ши­ли офор­мить жи­льё в соб­ст­вен­ность.

Но на­сто­я­щих-то соб­ст­вен­ни­ков жи­лья, ленд­лор­дов и ка­пи­та­ли­с­тов, бес­по­ко­ит дру­гое. Уж не кон­ча­ет­ся ли эпо­ха их бла­го­по­луч­но­го су­ще­ст­во­ва­ния за­хре­бет­ни­ков? Вот мос­ков­ская власть вдруг за­ня­лась сно­сом трёх– и че­ты­рё­хэ­таж­ных «са­до­вых до­ми­ков» в дач­ном по­сёл­ке Реч­ник (яко­бы не­за­кон­но по­ст­ро­ен­ных), под во­про­сом су­ще­ст­во­ва­ние ещё бо­лее пом­пез­ных вилл (та­ун­ха­у­сов) в элит­ном по­сёл­ке Ос­т­ров Фан­та­зий. А ес­ли го­во­рить о зам­ках и особ­ня­ках но­вых «хо­зя­ев жиз­ни», на­при­мер, в Под­мо­с­ко­вье, то они поч­ти все по­ст­ро­е­ны на не­за­кон­но ото­б­ран­ных у кре­с­ть­ян зем­лях, мо­шен­ни­че­с­ким пу­тём, за взят­ки, пе­ре­ве­дён­ных из зе­мель сель­ско­хо­зяй­ст­вен­но­го на­зна­че­ния в зем­ли, на ко­то­рых раз­ре­ша­ет­ся жи­лищ­ное стро­и­тель­ст­во. Так что на­сто­я­щие ос­т­ро­сю­жет­ные дра­мы на по­при­ще при­ва­ти­за­ции, де­при­ва­ти­за­ции, кон­фи­с­ка­ции и на­ци­о­на­ли­за­ции жи­лья и зем­ли ещё впе­ре­ди.


Михаил АНТОНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования