Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №05. 05.02.2010

Парадигма литературного авангарда

Ред­кий слу­чай, ког­да вы­ход обыч­ной книж­ки сти­хов мож­но на­звать со­бы­ти­ем. Фун­да­мен­таль­ность чув­ст­ву­ет­ся уже в на­зва­нии: «POESIS ПО­ЭЗИС POESIS» (греч. «по­эзия» – ποεσιζ – «Тво­ре­ние», ср. рус. «сти­хо-тво­ре­ние»), в под­за­го­лов­ке («Сти­хи, ком­по­зи­ции, ви­зу­а­лы, се­рий­ная тех­ни­ка»), ма­ло то­го, кни­га по­свя­ще­на Ве­ли­ми­ру Хлеб­ни­ко­ву.

И всё это не толь­ко гром­кие за­яв­ле­ния на ти­ту­ле, но глу­бо­ко кон­цеп­ту­аль­ные в по­эти­че­с­ком пла­не, вы­ст­ра­дан­ные в жиз­ни ав­то­ра яв­ле­ния. Би­о­гра­фия Сер­гея Би­рю­ко­ва, со­зда­те­ля и пре­зи­ден­та Ака­де­мии За­уми, в из­ло­же­нии су­хих фак­тов да­ёт весь­ма скуд­ное пред­став­ле­ние о по­движ­ни­че­ст­ве (дру­гой тер­мин по­до­брать не­воз­мож­но!) по­эта, став­ше­го учё­ным, ор­га­ни­за­то­ром, жур­на­ли­с­том, ре­дак­то­ром, учи­те­лем и… жи­вым при­ме­ром.

Со­здан­ная Би­рю­ко­вым (ны­не кан­ди­да­том фи­лол. на­ук, док­то­ром куль­ту­ро­ло­гии, пре­по­да­ва­те­лем уни­вер­си­те­та М.Лю­те­ра в Гер­ма­нии, из­ве­ст­ным ис­сле­до­ва­те­лем рус­ской по­эзии 17–21 вв.) Ака­де­мия За­уми – бес­пре­це­дент­ная меж­ду­на­род­ная ор­га­ни­за­ция, за­ни­ма­ю­ща­я­ся те­о­ри­ей и прак­ти­кой ли­те­ра­тур­но­го аван­гар­да, к де­я­тель­но­с­ти ко­то­рой при­ча­ст­ны прак­ти­че­с­ки все рос­сий­ские ав­то­ры, ли­те­ра­то­ры и ис­сле­до­ва­те­ли, а так­же очень мно­гие за­ру­беж­ные, для ко­то­рых зна­чи­мо са­мо сло­во «аван­гард». В по­след­нее де­ся­ти­ле­тие (сме­ну ко­то­ро­го как раз зна­ме­ну­ет вы­ход но­вой кни­ги сти­хов, пре­ды­ду­щая бы­ла из­да­на ещё в Там­бо­ве) Би­рю­ков ве­дёт свою де­я­тель­ность по­ис­ти­не в меж­ду­на­род­ном (во вся­ком слу­чае, ев­ро­пей­ском – Гер­ма­ния, Ма­ке­до­ния, Сер­бия, Бель­гия, Вен­г­рия, Ир­лан­дия, Ав­ст­рия, Поль­ша, Фин­лян­дия, Гол­лан­дия, Фран­ция, а кро­ме то­го, Ка­на­да и, ко­неч­но же, Рос­сия) мас­шта­бе. За это вре­мя он вы­пу­с­тил не­сколь­ко те­о­ре­ти­че­с­ких книг, вы­шед­ших при­выч­ны­ми для аван­гар­ди­с­тов скром­ны­ми ти­ра­жа­ми в Нью-Йор­ке, Па­ри­же, Моск­ве… Хо­тя и рань­ше, как это ни стран­но, не­ко­то­рые из его мно­го­чис­лен­ных ра­бот, та­кие как, на­при­мер, кни­га-ми­ни­а­тю­ра, сво­е­об­раз­ный ма­ни­фест не­о­аван­гар­да «Му­за за­уми» (Там­бов, 1991) и учеб­ник не­тра­ди­ци­он­ных форм сти­ха «Зевгма» (М.: На­ука, 1994), бы­ли рас­ти­ра­жи­ро­ва­ны в ко­ли­че­ст­ве не­сколь­ких ты­сяч эк­земп­ля­ров (!), в 2000-е гг. стал ла­у­ре­а­том не­сколь­ких меж­ду­на­род­ных по­эти­че­с­ких пре­мий и фе­с­ти­ва­лей зву­ча­ще­го сти­ха. Но это не глав­ное.

Для нас, его уче­ни­ков, уча­ст­ни­ков под­раз­де­ле­ния Ака­де­мии За­уми, сту­дии «АЗ», ос­но­ван­ной аж в 1980 го­ду в Там­бо­ве, глав­ным был, как я уже ска­зал вы­ше, жи­вой при­мер – ког­да по­эт го­во­рит с то­бой не со стра­ниц кни­ги или учеб­ни­ка, смо­т­рит не с пор­т­ре­та, а вот он… Пре­по­да­вая на фил­фа­ке там­бов­ско­го го­су­ни­вер­си­те­та, Сер­гей Ев­ге­нь­е­вич по­ка­зал нам, что ака­де­мич­ность мо­жет иметь не­сколь­ко дру­гой смысл – не скуч­ные и мо­ра­ли­за­тор­ские, дол­го­те­ку­щие уни­вер­си­тет­ские ча­сы, а встре­чи с жи­вым со­вре­мен­ным ис­кус­ст­вом, на­пол­нен­ным драй­вом, с «ве­сё­лой на­укой» бе­зо вся­ко­го наф­та­ли­на. Не все пи­са­ли и, как при­ня­то па­те­тич­но вы­ра­жать­ся – и, к со­жа­ле­нию, не толь­ко в глу­бин­ке! – «при­зна­ва­ли за­умь во­об­ще» (хо­тя, на мой взгляд, сей фе­но­мен не­при­зна­ния до­воль­но стран­ный для на­ших ака­де­ми­че­с­ких и сту­ден­че­с­ких кру­гов – сто лет ведь про­шло!); ес­ли кто пи­сал сти­хи при­выч­ные, клас­си­че­с­кие, Би­рю­ков и ко­ри­феи-азов­цы не го­во­ри­ли сра­зу: та­ким тут не ме­с­то, пря­мая те­бе до­рож­ка в «Тро­пин­ку» (там­бов­ская лит­сту­дия для ода­рён­ных де­тей)! В про­вин­ции (ге­ни­аль­но-ла­пи­дар­ная ми­ни­а­тю­ра Би­рю­ко­ва: «О, про­вин­ция! / Ты стро­га – / Гы-гы-гы! / Га-га-га!») по­доб­ных тро­пи­нок не так мно­го, и на оп­ре­де­лён­ном эта­пе твор­че­с­ко­го про­фес­си­о­на­лиз­ма мно­гим на­чи­на­ю­щим ли­те­ра­то­рам и фи­ло­ло­гам про­сто по­вез­ло, что в «го­ро­де Гра­до­ве» есть та­кая сту­дия «АЗ», где каж­дый же­ла­ю­щий смог по­лу­чить бес­плат­ную аван­гард­ную при­вив­ку. Да­же та­кой анар­хи­ст­ву­ю­щий ав­тор (по вы­ра­же­нию К.Ке­д­ро­ва), как ав­тор этих строк!..

Но глав­ное опять не в этом, а в жи­вом сло­ве – в жи­вом об­ще­нии, чте­нии, вы­ступ­ле­нии. В этом весь Би­рю­ков. Нель­зя не со­гла­сить­ся с мне­ни­ем кри­ти­ков (воль­ный пе­ре­вод мой): «ко­ло­си­с­тую за­умь» (тер­мин наш) Би­рю­ко­ва на­до один раз ус­лы­шать в ис­пол­не­нии ав­то­ра, и тог­да за­це­пит на­всег­да, тог­да пой­мёшь, что это не бес­смыс­ли­ца. В мо­ло­до­с­ти по­эт ув­ле­кал­ся те­а­т­ром, его те­о­ри­ей, те­о­ри­ей му­зы­ки, был ак­тё­ром (да­же чле­ном Со­ю­за те­а­т­раль­ных де­я­те­лей), и те­перь лю­бое его вы­ступ­ле­ние – гвоздь про­грам­мы вне кон­ку­рен­ции. Мне на­до бы­ло по­бы­вать на мно­гих «вы­сту­пах» в Моск­ве, Пи­те­ре и др., что­бы по­нять, что не толь­ко в Там­бо­ве, но и ни­где ни­кто во­об­ще не тво­рит ни­че­го по­доб­но­го! Чу­до: в ру­ках, в ус­тах по­эта ожи­ва­ет текст, ожи­ва­ет вос­при­я­тие, про­ис­хо­дит кон­нект, ожив­ля­ет­ся весь зал!.. Но это не ка­кое-то де­шё­вое ли­це­дей­ст­во или, упа­си Бо­же, до­воль­но рас­про­ст­ра­нён­ное се­го­дня эс­т­рад­ное зу­бо­скаль­ст­во в уго­ду пуб­ли­ке, эпа­таж без на­мё­ка на ка­тар­сис. Это ис­кус­ст­во, те­атр, син­кре­тизм, драйв, Сти­хо-Тво­ре­ние, тво­ре­ние сти­хий, при­ру­че­ние ха­о­са.

В са­мих тек­с­тах, как мож­но за­ме­тить, нет ни­ка­ких «крю­чоч­ков», ни­ка­кой пар­ти­ту­ры, но впе­чат­ле­ние поч­ти как от опе­ры! Хо­тя… вот, на­при­мер, од­но из ран­них сти­хо­тво­ре­ний сбор­ни­ка «Ко­ст­ро­ма», в ко­то­ром ав­тор рас­кры­ва­ет прин­цип дей­ст­вия од­но­го из сво­их из­люб­лен­ных при­ёмов:

 

1. Ске­лет сти­хо­тво­ре­ния

Ю

МА

КСТРМ

КО­СТ­РО­МА­МА

О-О-А

стрым

кость

ро­ма

КЫ

СТ

РМ

 

2. Обо­лоч­ка сти­хо­тво­ре­ния

Бо­ги­ня Ко­ст­ро­ма

ОМ——————-– А

Ка­с­т­ра­Ма-а-а

нет сра­ма

а-а-гонь

го­рит го­рит

Бо­ги­ня го­рит

го­во­рит

со­ло­ма

огонь

во­да

плы­вёт Ко­ст­ро­ма

Ко­ст­ро­мой

 

В тек­с­тах Сер­гея Би­рю­ко­ва есть всё. Это, из­ви­ни­те за срав­не­ние, как и по­эзия хре­с­то­ма­тий­но­го Пуш­ки­на, сво­е­го ро­да эн­цик­ло­пе­дия или хре­с­то­ма­тия – и не толь­ко на­род­ной жиз­ни, но и жиз­ни сло­ва в этой на­род­ной, а так­же в ака­де­ми­че­с­кой (но не ан­ти­на­род­ной!) сфе­рах. Муль­ти­куль­тур­ный ав­тор, от рус­ско­го фоль­к­ло­ра до за­пад­но­го по­стин­да­с­т­ри­а­ла, от на­и­ва до за­пу­тан­ных ги­перссы­лок, от оче­вид­ной мла­ден­цу по­хо­же­с­ти слов до вы­ве­де­ния но­вых не­бы­ва­лых смыс­лов. Ну че­го, ка­за­лось бы, про­ще:

 

Ла­у­ра пи­шет пись­мо Пе­т­рар­ке

шриф­том TimesNewRoman

в ин­тер­нет-те­т­рад­ке

пись­мо ис­че­за­ет

Пе­т­рар­ка пи­шет со­нет Ла­у­ре

паль­цы бе­гут по кла­ви­а­ту­ре

пись­мо ис­че­за­ет

на пла­тье Ла­у­ры осы­па­ют­ся

букв ле­пе­ст­ки

 

В пред­став­ле­нии Би­рю­ко­ва, па­ра­диг­ма ли­те­ра­тур­но­го аван­гар­да на­ча­ла про­шло­го ве­ка (те­перь уже обо­зна­чен­но­го как клас­си­че­с­кий или ис­то­ри­че­с­кий) не за­вер­ше­на, и по­пыт­ки её за­вер­ше­ния на про­тя­же­нии все­го сто­ле­тья пред­при­ни­ма­лись в со­вет­ской не­под­цен­зур­ной ли­те­ра­ту­ре, осо­бен­но ак­тив­но в 70–80 гг., а по­сле, в де­вя­но­с­тые и ну­ле­вые – ещё бо­лее ак­тив­но и от­кры­то. Од­на­ко не­о­аван­гард как куль­тур­ный фе­но­мен впол­не мар­ги­на­лен, яв­но не име­ет ши­ро­ко­го ре­зо­нан­са, как его про­об­раз. Но, как пи­шут кри­ти­ки, «ес­ли «пес­ни про­те­с­та» Сер­гея Би­рю­ко­ва вы­зы­ва­ют все­мир­ный ин­те­рес, зна­чит, это ко­му-то нуж­но».


Алексей А. ШЕПЕЛЁВ,
г. БРОННИЦЫ,
Московская обл.




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования