Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №05. 05.02.2010

Защита смехом

 В хронике жизни Венедикта Ерофеева утверждается: «с 1958 по 1975 жил без прописки, работал магазинным грузчиком в Коломне, подсобником каменщика и приёмщиком винной посуды в Москве, истопником-кочегаром во Владимире, дежурным отделения милиции в Орехово-Зуеве, бурильщиком в геологической партии (Украина), библиотекарем, монтажником кабельных линий связи в различных городах России, Литвы и Белоруссии…»

Как он справлялся со своими обязанностями в Орехово-Зуеве, где и что он бурил на Украине – доподлинно неизвестно. Да и не этим он нам интересен.

Чтобы трезво оценивать вздор жизни, иногда следует подчитывать поэму «Москва–Петушки» Венедикта Ерофеева. Это как иным в Трускавце полезно побывать, так другим – «Петушки» полистать.

 

О не­о­фи­ци­аль­ном ми­ро­ощу­ще­нии

 

По­мнит­ся, пер­вая мысль при чте­нии бы­ла очень стран­ной: здо­ро­во, что это уже на­пи­са­но! И ощу­ще­ние: ав­тор, на­пи­сав это, се­бя по­гу­бил. По­это­му в вос­тор­жен­но­с­ти не бы­ло вы­со­ко­го бла­го­род­ст­ва от­кры­ва­те­ля но­вых ши­рот. Ско­рее на­обо­рот. Но (с за­та­ён­ным ды­ха­ни­ем): здо­ро­во!

Все с го­тов­но­с­тью вос­хи­ти­лись: по­эма!

Майстрова Мария. Иллюстрация  к поэме «Москва-Петушки»
Майстрова Мария. Иллюстрация
к поэме «Москва-Петушки»

В ин­тел­ли­гент­ских пив­ных, на кух­нях и ку­рил­ках НИИ ци­ти­ро­ва­лось: «И не­мед­лен­но вы­пил!.. Но ведь не мог я пе­ре­сечь Са­до­вое коль­цо, ни­че­го не вы­пив? Не мог. Зна­чит, я ещё че­го-то пил...» «Жен­щи­на слож­ной судь­бы, при­крыв бе­ре­том вы­би­тые зу­бы, спа­ла, как Фа­та-мор­га­на...» «Режь­те ме­ня вдоль и по­пе­рёк – но вы ме­ня не за­ста­ви­те по­ме­ши­вать по­ви­ли­кой «сле­зу ком­со­мол­ки», я бу­ду по­ме­ши­вать её жи­мо­ло­с­тью…»

Ха-ха!

Вре­мя на­щу­пы­ва­ло пу­ти для об­ре­те­ния све­же­го взгля­да, в том чис­ле и сквозь хру­с­та­ли­ки, на­пол­нен­ные в 1969 го­ду на ка­бель­ных ра­бо­тах оде­ко­ло­ном «Све­жесть» и «Со­ло­вь­и­ным са­дом» Бло­ка. Ес­ли бы жанр был ука­зан не «по­эма», а, ска­жем, «ду­шев­ный трёп», то и тог­да бы ска­за­ли: «по­эма!». Ка­че­ст­во мо­но­ло­га и за­клю­чён­но­го в нём не столь­ко ин­тел­лек­ту­аль­но­го за­плы­ва в ши­ри­ну, сколь­ко из­на­чаль­но­го све­та та­ко­во, что – по­эма. Оп­ре­де­ле­ние жа­н­ра, ко­неч­но, не пу­с­тяк. Здесь по выс­шей мет­ке: жанр – имя ав­то­ра.

Ес­ли, по М.М. Бах­ти­ну, в XVI ве­ке в Па­ри­же Фран­суа Раб­ле «пра­зд­нич­ная пло­щадь объ­е­ди­ня­ла гро­мад­ное ко­ли­че­ст­во боль­ших и ма­лых жа­н­ров и форм, про­ник­ну­тых еди­ным не­о­фи­ци­аль­ным ми­ро­ощу­ще­ни­ем», то во вто­рой по­ло­ви­не ХХ ве­ка эти жа­н­ры фо­ку­си­ро­ва­лись в не­сколь­ких го­ло­вах, в том чис­ле и в пра­зд­нич­но-скорб­ной го­ло­ве ге­роя по­эмы. «Чёрт зна­ет, в ка­ком жа­н­ре я до­еду до Пе­туш­ков, – оза­да­чил­ся Ве­нич­ка, об­на­ру­жив про­па­жу од­но­го из про­дук­тов пер­вой не­об­хо­ди­мо­с­ти. – От са­мой Моск­вы всё бы­ли фи­ло­соф­ские эс­се и ме­му­а­ры, всё бы­ли сти­хо­тво­ре­ния в про­зе, как у Ива­на Тур­ге­не­ва… Те­перь на­чи­на­ет­ся де­тек­тив­ная по­весть…»

В «Пе­туш­ках» ещё бу­дут и ку­ли­нар­ная кни­га, и эн­цик­ло­пе­дия ци­ви­ли­за­ции, и ми­с­ти­ка с ужа­са­ми, и ре­во­лю­ци­он­ная эпо­пея…

Но – По­эма, ибо воз­вы­ша­ет за счёт рас­прям­ле­ния спи­ны при чте­нии.

У С.С. Аве­рин­це­ва есть ра­бо­та «Бах­тин, смех, хри­с­ти­ан­ская куль­ту­ра» («Не-смех Хри­с­та»). Те­ма «Не-смех Хри­с­та» – из тра­ди­ции: «Хри­с­тос ни­ког­да не сме­ял­ся… В точ­ке аб­со­лют­ной сво­бо­ды смех не­воз­мо­жен, ибо из­ли­шен». В од­ной из сно­сок Аве­рин­цев пи­шет: «В це­лом пра­во­слав­ная ду­хов­ность не­до­вер­чи­вее к сме­ху, чем за­пад­ная, а спе­ци­аль­но рус­ская – осо­бен­но не­до­вер­чи­ва; по-ви­ди­мо­му, это ре­ак­ция ас­ке­ти­ки на чер­ты рус­ско­го на­ци­о­наль­но­го ха­рак­те­ра… Го­голь, не зна­ю­щий, как сов­ме­с­тить в се­бе ко­ми­че­с­ко­го ге­ния и на­бож­но­го че­ло­ве­ка, – очень рус­ский слу­чай». Дей­ст­ви­тель­но, за­пад – иное де­ло, там все­гда зна­ли, как сов­ме­с­тить на­бож­ность и ла­тин­ский ко­ми­че­с­кий ге­ний.

Я счи­таю: «Пе­туш­ки» Еро­фе­е­ва – это не по­пыт­ка пре­одо­леть «не-смех Ру­си», но раз­ру­ше­ние той се­рь­ёз­но­с­ти, ко­то­рая ско­ва­ла кро­вя­ни­с­тым льдом улыб­ки 1917 года.

 

Смех как освобождение и любовь

 

Интеллектуально-хмельное пе­ре­смеш­ни­че­ст­во Еро­фе­е­ва унич­то­жа­ет при­вя­зан­ность к се­бе впол­не, до пол­ной по­те­ри се­бя. Клин вы­ши­ба­ет­ся кли­ном. Но по­ка он не со­рвал­ся с края, он сво­бо­ден. Смех, го­во­рит Бах­тин, «ос­во­бож­да­ет не толь­ко от внеш­ней цен­зу­ры, но преж­де все­го от боль­шо­го вну­т­рен­не­го цен­зо­ра…» Аве­рин­цев че­рез пол­ве­ка про­дол­жил: «Смех – это не сво­бо­да, а ос­во­бож­де­ние… Сво­бод­ный в ос­во­бож­де­нии не нуж­да­ет­ся; ос­во­бож­да­ет­ся тот, кто ещё не сво­бо­ден. Му­д­ре­ца все­гда труд­нее рас­сме­шить, чем про­ста­ка, и это по­то­му, что му­д­рец в от­но­ше­нии боль­ше­го ко­ли­че­ст­ва ча­ст­ных слу­ча­ев вну­т­рен­ней не­сво­бо­ды уже пе­ре­шёл чер­ту ос­во­бож­де­ния».

Как от­зы­ва­ет­ся о се­бе, как ха­рак­те­ри­зу­ет се­бя ге­рой «Пе­туш­ков»?.. По-раз­но­му, на­при­мер: «и ду­рак, и де­мон, и пу­с­то­ме­ля ра­зом». Ско­мо­рох и шут?.. Аве­рин­цев на­по­ми­на­ет: «Шут» – по-рус­ски хо­до­вое эв­фе­ми­с­ти­че­с­кое обо­зна­че­ние бе­са, и от не­го на сло­ва «по­шу­тить», «шут­ка» и т. п. в тра­ди­ции на­род­но­го язы­ка па­да­ет ком­про­ме­ти­ру­ю­щий от­свет».

Но нам есть от че­го за­щи­щать­ся сме­хом.

Об ос­во­бож­де­нии (со­от­вет­ст­вуя сво­ей ро­ли пе­ре­смеш­ни­ка) го­во­рит и Ве­нич­ка, тра­ги­че­с­кий ге­рой по­эмы, пред­ла­гая кок­тейль, «на­пи­ток, за­тме­ва­ю­щий всё». Он во­про­ша­ет: «Что са­мое пре­крас­ное в ми­ре?» И сам се­бе то­роп­ли­во от­ве­ча­ет: «Борь­ба за ос­во­бож­де­ние че­ло­ве­че­ст­ва. А ещё пре­крас­нее вот что (за­пи­сы­вай­те): Пи­во жи­гу­лёв­ское – 100 г. Шам­пунь «Сад­ко – бо­га­тый гость» – 30 г. Ре­золь для очи­ст­ки во­лос от пер­хо­ти – 70 г…»

Ну да, по­сле Еро­фе­е­ва пи­сать так, как буд­то его не бы­ло – вид сла­бо­умия.

«Ос­во­бож­дён­ный» Ве­нич­ка без­жа­ло­с­тен там, где тра­ди­ци­он­но рус­ская ли­те­ра­ту­ра со­чув­ст­вен­на. Вот пор­т­рет млад­ше­го Ми­т­ри­ча, соб­ст­вен­но, ин­ва­ли­да: «верх­няя гу­ба у не­го сов­сем ку­да-то про­па­ла, а ниж­няя све­си­лась до пу­па, как во­ло­сы у пи­а­ни­с­та». При этом он «со­вер­шен­ный кре­тин» и «ды­шит он как-то иди­о­ти­че­с­ки». И ещё о нём же: «смо­т­рит, ра­зи­нув гла­за и со­щу­рив рот» (по­про­буй­те ра­зи­нуть гла­за и со­щу­рить рот, очень смеш­но!). Но Ве­нич­ка тут же слов­но б и одёр­ги­ва­ет се­бя, пусть и ёр­ни­чая, су­ро­во на­став­ля­ет ме­ня, чи­та­те­ля: «На­до чтить, по­вто­ряю, по­тём­ки чу­жой ду­ши, на­до смо­т­реть в них, пусть да­же там и нет ни­че­го, пусть там дрянь од­на – всё рав­но: смо­т­ри и чти, смо­т­ри и не плюй...» Это о стар­шем Ми­т­ри­че и о его рас­ска­зе о люб­ви «как у Ива­на Тур­ге­не­ва». И вот «ва­гон со­дрог­нул­ся от хо­хо­та» над пла­чу­щим ста­ри­ком и ди­ким его рас­ска­зом «про лю­бовь». Ве­нич­ка же чтит: «А я си­дел и по­ни­мал ста­ро­го Ми­т­ри­ча, по­ни­мал его слё­зы: ему про­сто всё и всех бы­ло жал­ко… Пер­вая лю­бовь или по­след­няя жа­лость – ка­кая раз­ни­ца? Бог, уми­рая на Кре­с­те, за­по­ве­до­вал нам жа­лость, а зу­бо­скаль­ст­во он нам не за­по­ве­до­вал…»

А чем одо­леть бес­че­ло­веч­ность че­ло­ве­ка в эпо­хе те­ку­щей и в эпо­хе гря­ду­щей? Мо­жет, прав­дой, от­резв­ля­ю­щим ужа­сом?

«Ког­да-то, очень дав­но, в Лоб­не, у вок­за­ла, за­ре­за­ло по­ез­дом че­ло­ве­ка и не­по­сти­жи­мо за­ре­за­ло: всю его ниж­нюю по­ло­ви­ну из­мо­ло­ло в мел­кие дре­без­ги и рас­швы­ря­ло по по­лот­ну, а верх­няя по­ло­ви­на, от по­яса, ос­та­лась как бы жи­вою, и сто­я­ла у рель­сов, как сто­ят на по­ста­мен­тах бю­с­ты раз­ной сво­ло­чи… А де­ти под­бе­жа­ли к не­му, трое или чет­ве­ро де­тей, где-то по­до­б­ра­ли ды­мя­щий­ся оку­рок и вста­ви­ли его в мёрт­вый по­лу­от­кры­тый рот. И оку­рок всё ды­мил­ся, а де­ти ска­ка­ли во­круг и хо­хо­та­ли над этой за­бав­но­с­тью...»

В об­щем-то, по­эм­ка ме­с­та­ми до ужа­са смеш­ная, а не­ко­то­ры­ми дру­ги­ми ме­с­та­ми смех её ужа­сен.

По­это­му мы и бе­рём­ся ут­верж­дать: что­бы трез­во оце­ни­вать вздор жиз­ни, ино­гда – для раз­но­об­ра­зия – не­дур­но под­чи­ты­вать по­эму «Моск­ва–Пе­туш­ки» Ве­не­дик­та Ва­си­ль­е­ви­ча Еро­фе­е­ва.


Олег СЛЕПЫНИН,
г. ЧЕРКАССЫ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования