Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №06. 12.02.2010

Изумляемся вместе с Натальей Алексютиной

Свет надежды

 

При всей ка­жу­щей­ся про­сто­те жанр ин­тер­вью тре­бу­ет к се­бе мно­го вни­ма­ния. Преж­де все­го нуж­но по­ста­рать­ся «раз­го­во­рить» со­бе­сед­ни­ка. То есть за­ря­дить его ба­та­рей­кой соб­ст­вен­но­го эн­ту­зи­аз­ма и по­лу­чить в от­вет не мень­ший за­ряд го­тов­но­с­ти к мо­но­ло­гу. Са­мую боль­шую труд­ность здесь пред­став­ля­ют чи­нов­ни­ки, по­сколь­ку их ка­зён­но­об­раз­ное мы­ш­ле­ние не да­ёт им не то что при­бе­гать к ме­та­фо­рам, но и эле­мен­тар­но де­мон­ст­ри­ро­вать лич­ное от­но­ше­ние к то­му или ино­му со­бы­тию.

Но да­же ес­ли со­бе­сед­ник рас­по­ло­жен к вам и крас­но­ре­чив, из по­лу­чен­но­го ин­фор­ма­ци­он­но­го ма­те­ри­а­ла не­об­хо­ди­мо со­ста­вить ком­по­зи­цию и до­не­с­ти до чи­та­те­ля пор­т­рет, мыс­ли, идеи че­ло­ве­ка, не ис­ка­зив, не изо­лгав их. Выс­ший пи­ло­таж ин­тер­вью­е­ра, на мой взгляд, ос­тать­ся «те­нью», поз­во­лив глав­но­му уча­ст­ни­ку бе­се­ды за­си­ять все­ми гра­ня­ми сво­е­го ми­ро­воз­зре­ния.

Как мне ка­жет­ся, с этой сверх­за­да­чей спра­ви­лась Ека­те­ри­на Глу­шик – ав­тор кни­ги «Что сде­лать? Бе­се­ды о рус­ском раз­ви­тии» (М.: Фо­рум, 2010). Пе­ред на­ми сбор­ник ин­тер­вью со мно­ги­ми из­ве­ст­ны­ми людь­ми, в том чис­ле чи­нов­ни­ка­ми, ра­бо­та­ю­щи­ми в раз­лич­ных сфе­рах: на­уке, про­мы­ш­лен­но­с­ти, куль­ту­ре, об­ра­зо­ва­нии и т.д. Ни­сколь­ко не ума­ляя до­сто­инств во­про­сов ав­то­ра (кста­ти ска­зать, по ним ча­с­то мож­но оп­ре­де­лить про­фес­си­о­на­лизм ин­тер­вью­е­ра), нуж­но за­ме­тить, что от­ве­ты на них но­сят поч­ти ис­по­ве­даль­ный ха­рак­тер. И это чрез­вы­чай­ное до­сто­ин­ст­во кни­ги. От­кро­ве­ние, раз­мы­ш­ле­ние, не­за­ву­а­ли­ро­ван­ная эмо­ци­о­наль­ная ок­ра­с­ка тек­с­тов – та­кое сей­час встре­ча­ет­ся ред­ко. По­то­му что мно­гие ин­тер­вью се­го­дня вы­гля­дят ли­бо как со­стя­за­ние двух «не­бо­жи­те­лей», где каж­до­го тя­нет про­пи­а­рить се­бя, лю­би­мо­го, ли­бо как ди­а­лог с фор­маль­ны­ми, на­бив­ши­ми ос­ко­ми­ну во­про­са­ми и от­ве­та­ми.

Кни­га «Что сде­лать?» по­ст­ро­е­на по дру­го­му прин­ци­пу – по прин­ци­пу кон­так­та. До­б­ро­же­ла­тель­но­го и по­то­му – про­дук­тив­но­го. Бла­го­да­ря это­му кон­так­ту от­кры­ва­ют­ся со­вер­шен­но уди­ви­тель­ные сто­ро­ны той или иной по­пу­ляр­ной лич­но­с­ти. К при­ме­ру, глу­бин­ны, ак­ту­аль­ны, фи­ло­со­фич­ны рас­суж­де­ния о пред­наз­на­че­нии куль­ту­ры, её мис­сии и её ны­неш­нем со­сто­я­нии на­род­но­го ар­ти­с­та Рос­сии Юрия Со­ло­ми­на, ре­жис­сё­ра Ка­ре­на Шах­на­за­ро­ва, пи­са­те­лей Алек­сан­д­ра Про­ха­но­ва и Ли­дии Сы­чё­вой. По­ра­жа­ет сте­пень от­кры­то­с­ти и се­рь­ёз­ный ана­лиз яв­ле­ний и со­бы­тий, про­ис­хо­дя­щих в на­уке, ис­то­рии, эко­но­ми­ке, оз­ву­чен­ный та­ки­ми мэ­т­ра­ми, как ака­де­мик Сер­гей Ка­пи­ца, док­тор фи­ло­соф­ских на­ук, ис­то­рик Ири­на Ор­ло­ва, пред­се­да­тель со­ве­та Со­ю­за неф­те­га­зо­про­мы­ш­лен­ни­ков Рос­сии Юрий Ша­ф­ра­ник, глав­ный ре­дак­тор жур­на­ла «Сво­бод­ная мысль» Вла­ди­слав Ино­зем­цев и др.

Бе­зус­лов­но, на­зва­ние кни­ги го­во­рит са­мо за се­бя. Ав­тор не­слу­чай­но всту­пи­ла в пе­ре­клич­ку с Ни­ко­ла­ем Чер­ны­шев­ским, по­сколь­ку так же, как и в его ро­ма­не «Что де­лать?», в её сбор­ни­ке есть впол­не чи­та­е­мый лейт­мо­тив – Рос­сия. Её судь­ба, путь раз­ви­тия, её ви­ди­мые го­ри­зон­ты и ос­тав­лен­ные по­за­ди эпо­халь­ные сту­пе­ни. Этот путь по­ис­ка пред­наз­на­че­ния, кста­ти ска­зать, ни­ког­да не был про­стым, и очень труд­но, идя по не­му, не за­пнуть­ся на ка­кой-ни­будь им­пер­ской коч­ке. Но Ека­те­ри­не Глу­шик уда­лось при аб­со­лют­но вы­ра­жен­ном, тре­пет­ном от­но­ше­нии к Рос­сии по­пы­тать­ся при­смо­т­реть­ся к это­му ал­ма­зу со всех сто­рон. С по­мо­щью мно­го­ра­курс­но­го взгля­да сво­их со­бе­сед­ни­ков. Вы­со­ко­класс­ные спе­ци­а­ли­с­ты в раз­ных об­ла­с­тях, будь то глав­ный кар­дио­хи­рург Лео Бо­ке­рия, или ко­с­мо­навт-ис­пы­та­тель Сер­гей Жу­ков, или ге­не­раль­ный ди­рек­тор ре­с­та­в­ра­ци­он­но-про­из­вод­ст­вен­но­го пред­при­я­тия «Тар­гет-цель» Вя­че­слав Сус­лин и т.д. – все эти лю­ди, за­ра­жён­ные об­щим «ви­ру­сом» не­рав­но­ду­шия, пы­та­ют­ся ра­зо­брать­ся в фе­но­ме­не под на­зва­ни­ем Рос­сия. А ра­зо­брав­шись, ска­зать в об­щем-то не но­вые, но та­кие важ­ные сло­ва, что на­род и его Оте­че­ст­во – это не две ухо­дя­щие в бес­ко­неч­ность па­рал­ле­ли. Это еди­ное, не­де­ли­мое це­лое, и твоя со-при­ча­ст­ность од­наж­ды спа­сёт ко­му-то жизнь, по­ст­ро­ит для ко­го-то дом, от­кро­ет для ко­го-то кни­гу.

 


 

 

 

И снова о любви?

  

Не­смо­т­ря на то, что кни­га Свет­ла­ны Не­сте­ро­вой на­зы­ва­ет­ся «Веч­ная тай­на» (Улан-Удэ, 2009), уже с пер­во­го рас­ска­за ста­но­вит­ся по­нят­ным, о чём в ней бу­дет ид­ти речь. Соб­ст­вен­но, от­дав пред­по­чте­ние это­му на­зва­нию, ав­тор, из­бе­гая лиш­ней ин­три­ги, со­об­ща­ет, что ста­нет ве­с­ти раз­го­вор, – чи­та­тель, ты, ко­неч­но, уже до­га­дал­ся! – о люб­ви. По­то­му что ни­че­го в этом ми­ре не пред­став­ля­ет­ся бо­лее про­зрач­ным и бо­лее ту­ман­ным, чем вы­ше­упо­мя­ну­тое чув­ст­во.

Брать те­мой сво­их про­из­ве­де­ний лю­бовь – за­ня­тие не­бла­го­дар­ное (сколь­ко все­го уже ска­за­но!), и в то же вре­мя очень ча­с­то на по­ле ба­наль­но­с­тей про­ра­с­та­ет что-то не­пред­ска­зу­е­мо но­вое, не­о­жи­дан­ное для ав­то­ра и чи­та­те­ля. То ли вне­зап­ный сю­жет­ный по­во­рот, то ли поч­ти афо­ри­с­тич­ная фра­за, то ли уни­каль­ное на­блю­де­ние мо­гут от­пе­ча­тать­ся в па­мя­ти чи­та­те­ля и до­ба­вить в ко­пил­ку его жиз­нен­ных впе­чат­ле­ний ещё од­но, по­да­рен­ное кни­гой. Ду­ма­ет­ся, в от­но­ше­нии «Веч­ной тай­ны» это и про­изо­ш­ло. Сре­ди до­воль­но сла­бых рас­ска­зов («Са­ша», «Ди­а­лог во сне», «На­день­ка», «Не­от­прав­лен­ное пись­мо» и др.) есть про­из­ве­де­ния, за­слу­жи­ва­ю­щие вни­ма­ния. К при­ме­ру, рас­сказ «В до­ро­ге», где не­мно­го пунк­тир­но, но ди­на­мич­но по­ве­ст­ву­ет­ся о судь­бе шо­фё­ра Ро­ди­о­на Ти­мо­фе­е­ва – сы­на обыч­ной де­ре­вен­ской жен­щи­ны и не­мец­ко­го во­ен­но­плен­но­го. Ис­то­рия их пре­ступ­ной при­вя­зан­но­с­ти, ис­то­рия маль­чи­ка, ко­то­ро­го нель­зя бы­ло ос­та­вить у ма­те­ри (вся де­рев­ня осу­ди­ла бы), и от­дан­но­го на вос­пи­та­ние без­дет­ной па­ре в дру­гое се­ло, опи­са­на сдер­жан­но и бес­хи­т­ро­ст­но, и от­то­го эф­фект эмо­ци­о­наль­но­го воз­дей­ст­вия на чи­та­те­ля до­ста­точ­но си­лён.

Рас­сказ «Есть на зем­ле па­мять», по­ст­ро­ен­ный по дав­но зна­ко­мо­му прин­ци­пу – «раз­го­вор по­пут­чи­ков», пред­ла­га­ет ин­те­рес­ную ис­то­рию че­ло­ве­ка, оты­с­кав­ше­го мо­ги­лу от­ца. И как сни­ма­ет­ся ко­жу­ра с лю­бо­го фрук­та, что­бы об­на­жить серд­це­ви­ну, так и пе­ред чи­та­те­лем по­сте­пен­но раз­во­ра­чи­ва­ют­ся со­бы­тия во­ен­но­го дет­ст­ва ос­тав­ше­го­ся бе­зот­цов­щи­ной маль­чиш­ки, то­же про­шед­ше­го го­ре­ст­ную смер­тель­ную мя­со­руб­ку вой­ны. Она рас­ска­за­на поч­ти од­но­слож­но, без пре­уве­ли­че­ний и ме­та­фор, но от это­го ли­те­ра­тур­но­го ас­ке­тиз­ма ни­чуть не де­ла­ет­ся су­ше. На­обо­рот, се­рь­ёз­но за­де­ва­ет стру­ны ду­ши.

На мой взгляд, этот при­ём про­сто­го, не отя­го­щён­но­го сло­вес­ны­ми изы­с­ка­ми по­ве­ст­во­ва­ния чрез­вы­чай­но вы­иг­рыш­ный. Он же по­мо­га­ет ав­то­ру до­не­с­ти свою мысль в рас­ска­зах «Эхо дет­ст­ва» и «Цве­тёт бе­лая гре­чи­ха». Дан­ным при­ёмом Свет­ла­на Не­сте­ро­ва поль­зу­ет­ся и в рас­ска­зе «По­зд­ние тра­вы», по мо­е­му мне­нию, од­ном из са­мых удач­ных про­из­ве­де­ний в дан­ной кни­ге. И здесь ей уда­ёт­ся пе­ре­шаг­нуть за рам­ки ус­лов­ной жиз­ни рас­ска­за и «оре­а­лить» его яр­ки­ми пуб­ли­ци­с­ти­че­с­ки­ми вкрап­ле­ни­я­ми. Го­речь от со­зна­ния то­го, что гиб­нет, ник­нет рус­ское се­ло, рус­ская де­рев­ня, пе­ре­ли­ва­ет­ся че­рез край по­ве­ст­во­ва­тель­ной ча­ши.

 


 

 

 

Узоры Востока

 

Де­бют – это как пер­вый шаг. Сде­ла­ешь его не­вер­но – и на­дол­го за­пом­нишь ту боль, ко­то­рую по­лу­чил в ре­зуль­та­те па­де­ния. А то и ху­же – на­вя­жет­ся в по­сто­ян­ные про­во­жа­тые чув­ст­во стра­ха от пер­во­го соб­ст­вен­но­го не­лов­ко­го дви­же­ния, да и нач­нёт под­сы­пать яду в за­месь лю­бой пре­крас­ной идеи. Что­бы де­бю­ти­ро­вать, нуж­но об­ла­дать ре­ши­тель­ным ха­рак­те­ром!

Ду­ма­ет­ся, ре­ши­мо­с­ти не за­ни­мать но­во­яв­лен­ной пи­са­тель­ни­це из США Ани­те Ами­рез­ва­ни. Не­дав­но из­да­тель­ст­во «Аз­бу­ка-клас­си­ка» вы­пу­с­ти­ло её де­бют­ный ро­ман «Кровь цве­тов». В Аме­ри­ке, су­дя по анон­сам, это про­из­ве­де­ние про­из­ве­ло на­сто­я­щий фу­рор. На­при­мер, «Ва­шинг­тон Пост» раз­ра­зи­лась та­кой ти­ра­дой: «Этот де­бют­ный ро­ман о це­не кра­со­ты и уте­ше­нии ею сам по се­бе уди­ви­тель­но жи­во­пи­сен. Буд­то на гла­зах у нас воз­ни­ка­ет мощ­ная и ди­на­мич­ная жи­вая кар­ти­на, пре­крас­ная, слов­но древ­ний ко­вёр». Кро­ме то­го, «Кровь цве­тов» вы­дви­ну­та на со­ис­ка­ние бри­тан­ской ли­те­ра­тур­ной пре­мии «Orange Prize».

Что­бы со­здать своё ли­те­ра­тур­ное тво­ре­ние, Ани­те Ами­рез­ва­ни по­тре­бо­ва­лось де­вять лет. Ко все­му про­че­му, она са­ма, ро­див­ша­я­ся в Ира­не, но вы­рос­шая в США, пред­при­ня­ла три ис­сле­до­ва­тель­ских по­езд­ки на свою ро­ди­ну. На мой взгляд, ко­неч­ный ре­зуль­тат сто­ил столь дли­тель­ной под­го­то­ви­тель­ной ра­бо­ты.

Ро­ман «Кровь цве­тов» – это ши­ро­кий двер­ной про­ём, за ко­то­рым зна­ко­мая и не­из­ве­ст­ная, по­нят­ная и не­объ­яс­ни­мая жизнь. Вос­точ­ная жизнь. Как при­зна­ёт­ся пи­са­тель­ни­ца в по­сле­сло­вии, ос­нов­ное по­ве­ст­во­ва­ние глу­бо­ко про­ни­за­но язы­ком тра­ди­ци­он­ной иран­ской сказ­ки. Хо­тя ре­аль­ность про­ис­хо­дя­ще­го на стра­ни­цах не поз­во­ля­ет от­но­сить ро­ман к жа­н­ру сказ­ки. Пси­хо­ло­ги­че­с­кие пе­ре­жи­ва­ния бе­зы­мян­ной ге­ро­и­ни пе­ре­да­ны с не­о­бык­но­вен­ной точ­но­с­тью. Это слов­но про­ек­ция чувств жи­во­го че­ло­ве­ка на бу­ма­гу.

Ро­ман ох­ва­ты­ва­ет не­боль­шой от­ре­зок жиз­ни глав­ной ге­ро­и­ни: от её под­ро­ст­ко­во­го воз­ра­с­та до пер­вой мо­ло­до­с­ти (впро­чем, по­ня­тие мо­ло­до­с­ти в Пер­сии бы­ло от­но­си­тель­ным). Смерть от­ца, ски­та­ния, по­лу­раб­ская жизнь при бо­га­тых род­ст­вен­ни­ках, вре­мен­ный брач­ный кон­тракт (си­гэ – фор­ма бра­ка, за­клю­ча­е­мо­го на три ме­ся­ца и по же­ла­нию сто­рон ли­бо про­дле­ва­е­мо­го, ли­бо за­вер­ша­е­мо­го), ни­ще­та, ув­ле­че­ние ко­в­ро­де­ли­ем. Ко­в­ро­де­лию в ро­ма­не по­свя­ще­ны це­лые гла­вы – и не слу­чай­но. Ко­в­рот­ка­че­ст­во на Вос­то­ке в XVI и XVII ве­ках под­ня­лось до ста­ту­са ис­кус­ст­ва. Как счи­та­ют мно­гие ис­сле­до­ва­те­ли, ко­в­ра­ми Сред­не­го Вос­то­ка вы­ра­же­на ду­хов­ность на­ро­да. Ани­та Ами­рез­ва­ни на­де­ля­ет свою ге­ро­и­ню по­ис­ти­не без­за­вет­ной лю­бо­вью к ко­в­рот­ка­че­ст­ву. При­чём лю­бовь эта в со­че­та­нии с да­ром ху­дож­ни­ка поз­во­ля­ет пред­по­ло­жить, что из-под рук со­би­ра­тель­ной ге­ро­и­ни как раз и вы­хо­ди­ли те про­из­ве­де­ния ис­кус­ст­ва, за­став­ляв­шие изум­лять­ся Ру­бен­са, Ве­ла­с­ке­са, Ван Дей­ка.

Что ха­рак­тер­но, ав­тор, со­зда­вая соб­ст­вен­ное ли­те­ра­тур­ное по­лот­но, по­хо­же, ис­поль­зу­ет тот же прин­цип, что и ма­с­те­ра при со­зда­нии ко­в­ра. Точ­но так же сна­ча­ла рож­да­ет­ся эс­киз, по­том вы­би­ра­ет­ся узор, ут­верж­да­ет­ся гам­ма цве­тов, и – по­ве­ст­во­ва­ние по­ш­ло вя­зать­ся узе­лок за узел­ком. Уди­ви­тель­но, но да­же при са­мом тща­тель­ном рас­смо­т­ре­нии в этом сло­вес­ном ко­в­ре нет ни еди­ной ды­ры. Все за­пол­не­но смыс­лом и по­кры­то узо­ром не­на­вяз­чи­вой, чёт­ко про­ри­со­ван­ной про­зы.

Кро­ме про­че­го, в ро­ма­не «Кровь цве­тов» яр­ко, жи­во пред­став­лен пор­т­рет вос­точ­ной жен­щи­ны. Что мы, в сущ­но­с­ти, зна­ем о ней? О её мыс­лях, чув­ст­вах, от­но­ше­нии к ми­ру, се­мье, де­тям? Ни-че-го. Ани­та Ами­рез­ва­ни сво­им ро­ма­ном бук­валь­но про­ры­ва­ет плот­ную ткань не­ве­де­ния или по­верх­но­ст­но­го зна­ком­ст­ва с ря­дом су­ще­ст­ву­ю­щим, но та­ким да­лё­ким ми­ром. Жен­щи­на Вос­то­ка слов­но при­бли­жа­ет­ся, и с по­мо­щью уве­ли­чи­тель­но­го ли­те­ра­тур­но­го стек­ла Ами­рез­ва­ни ста­но­вят­ся вид­ны узо­ры её ду­ши.


Наталья Алексютина




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования