Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №06. 12.02.2010

Что натворил Бог

Анатолий ОМЕЛЬЧУК
Анатолий ОМЕЛЬЧУК

Анатолий Омельчук – самый крутой в Тюмени телевизионщик. Но первый вопрос ему не о телевидении, а о литературе. Что знают в Сибири о тенденциях литпроцессов? Или это теперь никого не интересует?

 

– За всю Си­бирь очень слож­но от­ве­чать – еди­но­го ин­фор­ма­ци­он­но­го по­ля – увы! – не су­ще­ст­ву­ет. В Тю­ме­ни на­блю­даю ли­те­ра­тур­ные вя­ло­те­ку­щие про­цес­сы.

Но всё же ли­те­ра­тур­ные со­бы­тия про­ис­хо­дят. Апо­фе­о­зом 2009 го­да явил­ся кон­курс «Кни­га го­да», при­ду­ман­ный и ор­га­ни­зо­ван­ный про­фес­со­ром на­ше­го клас­си­че­с­ко­го го­су­дар­ст­вен­но­го уни­вер­си­те­та На­та­ль­ей Двор­цо­вой. На кон­кур­се бу­шу­ют не­шу­точ­ные стра­с­ти, не­дур­но за­кру­че­на ин­три­га, очень со­лид­ный аре­о­паг под­во­дит ито­ги. Рек­тор Тю­мен­ско­го уни­вер­си­те­та Г.Н. Че­бо­та­рёв на за­клю­чи­тель­ных це­ре­мо­ни­ях кон­кур­са пред­ло­жил, что Тю­ме­ни по­ра бы по­ду­мать о си­бир­ском мас­шта­бе. Ведь Тю­мень – из­на­чаль­ный го­род Си­би­ри. Так что про­сле­жи­ва­ют­ся тен­ден­ции под­тя­нуть всю За­пад­ную книж­ную Си­бирь… по­том Вос­точ­ную и Даль­ний Вос­ток. У кон­кур­са «Кни­га го­да» есть шан­сы стать все­си­бир­ским – и тог­да мы бу­дем бо­лее ос­ве­дом­ле­ны о ли­те­ра­тур­ных про­цес­сах на тер­ри­то­рии всей рос­сий­ской Си­би­ри. О тен­ден­ции… Дер­жит­ся си­бир­ская ли­те­ра­ту­ра!

– А вот кто из со­вре­мен­ных ав­то­ров вско­лых­нул ва­шу те­ле­ра­ди­о­ком­па­нию «Ре­ги­он-Тю­мень»?

– На­ша те­ле­ра­ди­о­ком­па­ния се­рь­ёз­но, си­с­тем­но и по­сле­до­ва­тель­но за­ни­ма­ет­ся, вы­ра­жа­ясь ста­ро­мод­но, про­па­ган­дой со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры. Уже в ны­неш­нем го­ду 3 ян­ва­ря от­ме­чал своё 75-ле­тие па­т­ри­арх тю­мен­ской про­зы (впро­чем, и ин­те­рес­ный по­эт) Зот То­бол­кин. Ра­дио «Ре­ги­он-Тю­мень» по­вто­ри­ло спек­такль Зо­та Кор­ни­ло­ви­ча «По­хо­ро­нок не бы­ло» (ре­жис­сёр Вик­тор Кваш­нин). На те­ле­ви­де­нии про­шёл фильм о пи­са­те­ле – «Ска­за­ние о Зо­те». Так что на­ча­ли год с хо­ро­шей ли­те­ра­ту­ры. Ещё од­но со­бы­тие. В Тю­ме­ни есть из­да­тель Юрий Ман­д­ри­ка. Из­ве­ст­ный в об­ла­с­ти, очень са­мо­быт­ный, Лу­кич. В Тю­ме­ни дей­ст­ву­ет «Клуб 7» – клуб ру­ко­во­ди­те­лей ве­ду­щих СМИ об­ла­с­ти, ко­то­рый еже­год­но вы­би­ра­ет ли­де­ров до­ве­рия, ли­де­ров вли­я­ния, лич­но­с­тей, оп­ре­де­ля­ю­щих вре­мя. Юрий Ман­д­ри­ка на­зван «Ма­э­с­т­ро го­да». Не­дав­но умер в Ир­кут­ске бо­лее рас­кру­чен­ный си­бир­ский из­да­тель Г.Са­про­нов. А у нас в Тю­ме­ни свой по­движ­ник – Лу­кич, ко­то­рый то­же уме­ет де­лать не­воз­мож­ное. Из­да­ёт ред­чай­шей экс­клю­зив­но­с­ти не­ком­мер­че­с­кие кни­ги. На це­ре­мо­нию, где ему вру­ча­ли дип­лом «Ма­э­с­т­ро», Лу­кич при­нёс све­жий ти­по­граф­ский труд – три по­ве­с­ти та­лант­ли­вой не­нец­кой пи­са­тель­ни­цы Ан­ны Нер­ка­ги. Он из­дал их, ско­рее все­го, на соб­ст­вен­ные сред­ст­ва, ко­то­рых у не­го яв­но не­гу­с­то. Так что ли­те­ра­тур­ный год в Тю­ме­ни на­чал­ся из­да­ни­ем трёх бле­с­тя­щих книг: «Мол­ча­щий», «Бе­лый ягель», «Илир». Грех жа­ло­вать­ся, что ни­че­го не про­ис­хо­дит…

– Ко­го из пи­са­те­лей вы хо­те­ли бы при­гла­сить в те­ле­сту­дию се­го­дня? И не толь­ко! Ещё и эк­ра­ни­зи­ро­вать, а мо­жет, и сде­лать се­ри­ал.

– При­гла­сить лич­но я хо­тел бы Ол­жа­са Су­лей­ме­но­ва, ав­то­ра за­ме­ча­тель­ной кни­ги «Аз и Я» (Азия). Не по­лу­ча­ет­ся по­ка… Ми­ро­во­го мас­шта­ба по­эт, се­рь­ёз­ный, са­мо­быт­ный ис­сле­до­ва­тель. Он со­сед, из Ка­зах­ста­на. По­ка не скла­ды­ва­ет­ся.

Что ка­са­ет­ся эк­ра­ни­за­ции и се­ри­а­лов… Ре­ги­о­наль­ное те­ле­ви­де­ние не рас­по­ла­га­ет та­ки­ми су­мас­шед­ши­ми фи­нан­со­вы­ми воз­мож­но­с­тя­ми. В Хан­ты-Ман­сий­ске Олег Уру­шев (те­ле­ком­па­ния «Юг­ра»), прав­да, пы­та­ет­ся де­лать се­ри­а­лы. Се­ри­а­лы тре­бу­ют де­нег… Ду­маю: го­до­вой бю­д­жет на­шей ком­па­нии ед­ва ли вы­тя­нет од­ну се­рию. Но хо­чу ска­зать, что те­ле­ви­де­ние «Ре­ги­о­на» до­ку­мен­таль­ные се­ри­а­лы про­из­во­дит. В год ми­ро­во­го кри­зи­са име­ни Б.Оба­мы мы ре­ши­лись, ри­ск­ну­ли и по­ка­за­ли хо­ро­ший, про­фес­си­о­наль­ный се­ри­ал до­ку­мен­таль­ных филь­мов о си­бир­ских по­движ­ни­ках, в зем­ле Си­бир­ской про­си­яв­ших. В том чис­ле о Пе­т­ре По­лян­ском – ме­с­то­блю­с­ти­те­ле па­т­ри­ар­ше­го пре­сто­ла, ко­то­рый от­бы­вал ста­лин­скую ссыл­ку на Се­ве­ре, в рай­о­не со­вре­мен­но­го На­ды­ма – «Де­ло № 5938» (ав­тор Оль­га Ми­хай­ло­ва, ре­жис­сёр Ве­ра Фё­до­ро­ва, те­ле­о­пе­ра­тор Сер­гей Лы­ка­сов), о Фи­ло­фее Ле­щин­ском, ми­т­ро­по­ли­те То­боль­ском и Си­бир­ском – «Апо­с­тол Си­би­ри» (ав­тор Свет­ла­на На­за­ро­ва, ре­жис­сёр Люд­ми­ла Бо­ри­со­ва, те­ле­о­пе­ра­то­ры Вя­че­слав Ива­нен­ко, Мак­сим Мар­чен­ко), о епи­с­ко­пе То­боль­ском и Си­бир­ском – «Свя­щен­но­му­че­ник Гер­мо­ген» (ав­тор и ре­жис­сёр Люд­ми­ла Бо­ри­со­ва, те­ле­о­пе­ра­то­ры Мак­сим Мар­чен­ко, Вя­че­слав Ива­нен­ко)…

– По­яви­лись ли в Тю­ме­ни име­на, до­стой­ные всей чи­та­ю­щей Рос­сии?

– До сих пор не по­лу­чи­ла рос­сий­ско­го зву­ча­ния (ду­маю, она про­бьёт­ся!) за­ме­ча­тель­ный дра­ма­тург, ру­ко­во­ди­тель те­а­т­ра «Ми­раж» из Ко­га­лы­ма, стра­ст­ный клас­сик Еле­на Ер­пы­ле­ва. Её пье­са «До по­след­не­го муж­чи­ны» – под­лин­ный ше­девр. На­ше те­ле­ви­де­ние де­ла­ло спек­такль по пье­се Еле­ны «Ко­жи­ца с бе­д­ра жу­рав­ля» (ре­жис­сёр Эду­ард Улы­бин). У Ер­пы­ле­вой, на мой взгляд, боль­шое рос­сий­ское бу­ду­щее. С удо­воль­ст­ви­ем чи­таю вол­ну­ю­щие рас­ска­зы Ну­рии Бе­ло­мо­и­ной. Ощу­ще­ние лёг­ко­с­ти при под­лин­ной глу­би­не. Уди­ви­тель­ное свой­ст­во: в ма­лых по­дроб­но­с­тях раз­гля­деть об­раз веч­но­с­ти. Сво­бод­ные ин­то­на­ции, не­о­жи­дан­ный взгляд на жизнь. Че­ст­ные рас­ска­зы. Она ра­бо­та­ет в Се­ти. Не по­ме­ша­ло бы и кни­гу из­дать – уди­ви­тель­но све­жий, чи­с­тый го­лос.

От­крыл для се­бя дав­нюю зна­ко­мую Ана­с­та­сию Лап­суй, ямаль­скую нен­ку, ко­то­рая се­го­дня жи­вёт в Хель­син­ки. Она, прав­да, ра­бо­та­ет в со­пре­дель­ном жа­н­ре – де­ла­ет ки­но – уже ху­до­же­ст­вен­ное, но ещё до­ку­мен­таль­ное. Ве­ли­кое ки­но! Вот то­же… Ев­ро­па Та­сю Лап­суй при­зна­ла – Гран-При в Па­ри­же, Бер­ли­не, Го­су­дар­ст­вен­ная пре­мия «Су­о­ми». При­знан­ный ма­с­тер но­во­го ки­но. А род­ная стра­на, те же цен­т­раль­ные ка­на­лы, ко­то­рые стра­да­ют без ка­че­ст­вен­но­го кон­тен­та, сво­е­го боль­шо­го ма­с­те­ра в упор не за­ме­ча­ют.

Се­рь­ёз­ным фак­том рос­сий­ско­го зна­че­ния, по-мо­е­му, яв­ля­ет­ся пе­ре­вод ер­шов­ской сказ­ки «Ко­нёк-Гор­бу­нок» на хан­тый­ский язык, сде­лан­ный жур­на­ли­с­том из Са­ле­хар­да Ген­на­ди­ем Кель­чи­ным. Не­о­бык­но­вен­ное яв­ле­ние – «Ко­нёк-Гор­бу­нок» в хан­тый­ском пе­ре­ло­же­нии, тем бо­лее что в эпо­се се­вер­но­го на­ро­да хан­ты и в си­бир­ской сказ­ке уди­ви­тель­но мно­го об­ще­го. Си­бир­ский эпос… Мы с при­скор­би­ем за­ме­ча­ем, что ве­ли­кие се­вер­ные ли­те­ра­ту­ры на­хо­дят­ся в слож­ном, ес­ли не в пла­чев­ном со­сто­я­нии. Этот факт – сви­де­тель­ст­во, что есть ре­зер­вы, есть си­лы. Хо­ро­шую книж­ку из­да­ла Ли­за Га­но­поль­ская… И ро­ди­ла доч­ку Аню. Ес­ли уму­д­рён­ные по­этес­сы ро­жа­ют – ду­маю, де­ло ли­те­ра­ту­ры не без­на­дёж­но.

У нас по­сто­ян­но в те­ле- и ра­дио­эфи­ре ве­ли­кие клас­си­ки се­вер­ной ли­те­ра­ту­ры: Юван Ше­с­та­лов, Юрий Вэл­ла. Не­дав­но по­ка­за­ли фильм «Биб­лия тай­ги» – это биб­лия от Ере­мея Ай­пи­на.

– А что из про­чи­тан­но­го в по­след­нее вре­мя вы­зва­ло ва­ше силь­ное раз­дра­же­ние?

– Ес­ли сло­во «раз­дра­же­ние» по­ни­мать как раз­дра­же­ние чи­та­тель­ских ре­цеп­то­ров, а не про­сто гнев или дру­гие при­скорб­ные чув­ст­ва... Что раз­дра­жи­ло по-хо­ро­ше­му? В по­след­нее вре­мя про­чи­тал по долж­но­ст­ным обя­зан­но­с­тям книж­ку пи­тер­ца Ни­ко­лая Ста­ри­ко­ва «Шер­ше ля нефть» и ув­лёк­ся. Чи­таю его чет­вёр­тую кни­гу. Ав­тор при­ст­ра­с­тен, не­сколь­ко од­но­сто­ро­нен, но его взгля­ды на Ок­тябрь­скую, Фе­в­раль­скую ре­во­лю­ции, Иль­и­ча, Ке­рен­ско­го, на при­чи­ны Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной раз­дра­жи­ли… Ес­ли да­же не со­гла­ша­ешь­ся, но чи­та­ешь. Мы с ав­то­ром ве­дём пе­ре­го­во­ры – воз­мож­но, он при­едет на встре­чу с те­ле­зри­те­ля­ми и те­ле­чи­та­те­ля­ми Тю­мен­ско­го ре­ги­о­на. Его точ­ка зре­ния не бес­спор­на, но, ду­маю, ин­те­рес­на. Мно­гое но­вое си­с­те­ма­ти­зи­ро­ва­но.

– А что в ва­шем порт­фе­ле? Что в ва­шей чер­ниль­ни­це?

– Во­прос сфор­му­ли­ро­ван за­ме­ча­тель­но. Что в чер­ниль­ни­це? Сло­во «пи­са­тель» под­ра­зу­ме­ва­ет: пи­са­тель пи­шет. Ру­кой. От ру­ки. Ес­ли нет пе­рь­е­вой руч­ки, с ко­то­рой мы на­чи­на­ли обу­че­ние чи­с­то­пи­са­нию, всё рав­но, я счи­таю: на­до пи­сать «от ру­ки». Ес­ли ты не «сту­кач» – не сту­чишь по кла­ви­шам, а пи­са­тель – ты дол­жен пи­сать, а не вы­сту­ки­вать, не на­сту­ки­вать. Пи­са­тель пи­шет, а тот, кто вы­сту­ки­ва­ет… тер­ми­на по­ка нет. В про­шлом го­ду уда­лось вы­пу­с­тить книж­ку «Ре­ка воз­вра­ща­ет­ся».

– Эта кни­га ав­то­био­гра­фич­на?

– Пи­шет­ся не то, что хо­чет­ся: а то, что пи­шет­ся. Я так ду­маю: пи­са­тель – ор­га­низм жиз­ни. Он не про­жи­ва­ет чу­жие жиз­ни… нет. Он жи­вёт свою жизнь. Не бу­дем лу­ка­вить – у не­го все­го один ко­ло­дец. Прав­да, не­ис­чер­па­е­мый. Ко­ло­дец, ко­то­рый вы­во­дит его в ко­с­мос. Я бы не стал го­во­рить, что «Ре­ка воз­вра­ща­ет­ся» – ав­то­био­гра­фич­на. Ес­ли мож­но так ска­зать – ав­то­жиз­нен­на. Ав­то­ри­зо­ван­ная жизнь.

В про­шлом го­ду с Юри­ем Ман­д­ри­кой мы из­да­ли «Тю­мен­скую кни­гу». Сей­час от­дал ему «Кни­гу Се­ве­ра». На­де­юсь, бу­дет и «Кни­га Яма­ла». Та­кое трёх­кни­жие… А в чер­ниль­ни­це – кни­га с ра­бо­чим на­зва­ни­ем «Ри­су­нок ве­т­ра на во­де». Часть кни­ги на­пи­са­на – «Те­бе в Ти­бет». О чём кни­га?.. О чём?.. Бо­гу, по­жа­луй, уда­лись все­го две ве­щи: осень и жен­щи­на. Во­об­ще Бог, мне ду­ма­ет­ся, до кон­ца не осо­знал, что он на­тво­рил. Что он на­де… что он на­тво­рил. Мне сда­ёт­ся, у че­ло­ве­ка есть бо­же­ст­вен­ное по­ру­че­ние – ра­зо­брать­ся в том, что же на­тво­рил Бог. Сей­час ча­с­то слы­шит­ся, что ли­те­ра­ту­ра ес­ли не умер­ла, то «ум­рёт в сре­ду». Но пи­шу­щий че­ло­век раз­би­ра­ет­ся, что же на­тво­рил Бог, и это – за­лог бес­смер­тия. В том чис­ле и оте­че­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры. По­раз­би­ра­ем­ся…


Вопросы задавал В.РЯЗАНЦЕВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования