Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №06. 12.02.2010

Зачем плодить посредственность

Не­дав­но в од­ной из га­зет про­чи­тал ра­бо­ту кри­ти­ка Ан­д­рея Ру­да­лё­ва «Ли­те­ра­ту­ра со­зда­ёт се­бя» и глу­бо­ко за­ду­мал­ся. В сво­ей ста­тье Ан­д­рей раз­мы­ш­ля­ет «о вну­т­рен­них тер­за­ни­ях не­ре­ши­тель­ных ли­те­ра­то­ров», как за­яв­ле­но в на­зва­нии, на при­ме­ре сво­е­го дру­га, ве­ли­ко­леп­но­го рас­сказ­чи­ка, не же­ла­ю­ще­го, тем не ме­нее, пе­ре­но­сить свои рас­ска­зы на бу­ма­гу, по­сколь­ку он «опа­са­ет­ся де­лать хал­ту­ру, не хо­чет ста­но­вить­ся в кон­вей­ер гра­фо­ма­нов, да и тре­бо­ва­ния к се­бе предъ­яв­ля­ет боль­шие». Моё вни­ма­ние в осо­бен­но­с­ти при­влек­ли та­кие рас­суж­де­ния кри­ти­ка: «Ко­неч­но, пе­ри­о­ди­че­с­ки се­бя ог­ра­ни­чи­ва­ешь, ста­ра­ешь­ся дер­жать курс и сам за­да­ёшь­ся во­про­сом: «За­чем пло­дить гра­фо­ма­нов?». Ду­ма­ешь пе­ри­о­ди­че­с­ки, а по­че­му бы не на­пи­сать рас­сказ, по­весть?.. Так ведь, ско­рее все­го, и на­пи­шет­ся. Ино­гда бы­ва­ют мо­мен­ты, ког­да что-то по­эти­че­с­кое пуль­си­ру­ет в моз­гу. Пы­та­ешь­ся да­же за­пи­сать, а ритм идёт и идёт… Тог­да бьёшь се­бя по ру­кам и ста­ра­ешь­ся на что-ли­бо пе­ре­клю­чить­ся. А то, че­го до­б­ро­го, вну­шишь се­бе, что по­эти­че­с­ки спо­соб­ный. За­чем пло­дить гра­фо­ма­нов, за­чем по­сред­ст­вен­ность?». И да­лее: «Мо­жешь не пи­сать – не пи­ши» – так сно­бист­ски со­ве­ту­ют не­ко­то­рые ум­ни­ки. Но как-то всё боль­ше по­ни­ма­ешь: ес­ли мо­жешь что-то сде­лать – де­лай, толь­ко адек­ват­но и без лиш­не­го па­фо­са от­но­сись ко все­му это­му про­цес­су. Мо­жет сне­с­ти баш­ню, нач­нёшь всё это се­рь­ёз­но вос­при­ни­мать, тог­да бе­да…».

Не знаю, как Ан­д­рей, а лич­но я все­гда ощу­щал се­бя имен­но не кри­ти­ком, а пи­са­те­лем. Ког­да чи­та­ешь о се­бе в ка­кой-ни­будь га­зе­те или жур­на­ле крат­кую су­ро­вую ха­рак­те­ри­с­ти­ку «ли­те­ра­тур­ный кри­тик», не­воль­но в изум­ле­нии вски­ды­ва­ешь бро­ви. Ведь ли­те­ра­тур­ный кри­тик вы­сту­па­ет преж­де все­го ана­ли­ти­ком про­из­ве­де­ний, для че­го ав­то­ру не­об­хо­ди­ма се­рь­ёз­ная под­го­тов­ка и со­лид­ная те­о­ре­ти­че­с­кая ба­за. А вот пи­са­тель ста­вит пе­ред со­бой сов­сем иные за­да­чи. Для пи­са­те­ля глав­ное – на­ри­со­вать ху­до­же­ст­вен­ный пор­т­рет рас­сма­т­ри­ва­е­мо­го им ли­те­ра­то­ра, при­от­крыть чи­та­те­лю за­ве­су сво­е­го вну­т­рен­не­го ми­ра и по­де­лить­ся с ним сво­и­ми чув­ст­ва­ми, воз­ник­ши­ми при чте­нии то­го или ино­го тво­ре­ния. «Кри­ти­ка – это ис­по­ведь», – на­пи­сал я од­наж­ды, в са­мом на­ча­ле сво­ей твор­че­с­кой де­я­тель­но­с­ти, и сей­час ос­та­юсь при том же мне­нии. Ког­да кри­ти­че­с­кую ста­тью пи­шет не кри­тик, а пи­са­тель, то она все­гда яв­ля­ет со­бой ис­по­ведь пи­са­те­ля пе­ред сво­ей чи­та­тель­ской ау­ди­то­ри­ей.

Ино­гда мне, как и Ан­д­рею, при­хо­дит мысль о том, что­бы по­про­бо­вать се­бя в про­зе. Как по­эт я се­бя уже про­бо­вал. По­сы­лал сти­хи в не­сколь­ко раз­ных из­да­ний, их вез­де от­вер­г­ли и, на мой взгляд, спра­вед­ли­во. Ну а про­за? Ведь есть же у ме­ня ин­те­рес­ные за­мыс­лы, го­то­вые за­дум­ки. Но тут мне ча­с­то вспо­ми­на­ет­ся од­на прит­ча из «Ал­хи­ми­ка» Па­у­ло Ко­э­льо, в ко­то­рой тор­го­вец хру­с­та­лём с гру­с­тью при­зна­ёт­ся па­с­ту­ху Сан­ть­я­го: «Я же­лаю толь­ко меч­тать о Мек­ке. Ты­ся­чи раз я пред­став­лял, как пе­ре­се­ку пу­с­ты­ню, как при­ду на пло­щадь, где сто­ит свя­щен­ный ка­мень, семь раз обой­ду во­круг и лишь по­том при­кос­нусь к не­му. Я вся­кий раз пред­став­ляю, сколь­ко лю­дей бу­дет тол­пить­ся ря­дом со мной и как мой го­лос впле­тёт­ся в об­щий мо­лит­вен­ный хор. Но я бо­юсь, что ме­ня по­стиг­нет ужас­ное ра­зо­ча­ро­ва­ние, и по­то­му пред­по­чи­таю толь­ко меч­тать». Вот и я, по­доб­но ге­рою бра­зиль­ско­го ав­то­ра, бо­юсь то­го же са­мо­го и по­то­му пред­по­чи­таю по­ка толь­ко меч­тать о про­зе. Бо­юсь, в ча­ст­но­с­ти, что по­сле пер­во­го яр­ко­го де­бю­та в мо­ём твор­че­ст­ве на­сту­пит не­пре­рыв­ное глу­хое мол­ча­ние, как это бы­ло, на­при­мер, у Ири­ны Де­неж­ки­ной. Пу­га­ет и дру­гое. Го­во­ря об ав­тор­ской пес­не, Вла­ди­мир Вы­соц­кий от­кро­вен­но при­знал­ся в сво­ём зна­ме­ни­том мо­но­ло­ге 1980 г. для те­ле­пе­ре­да­чи «Ки­но­па­но­ра­ма», что «это де­ло тре­бу­ет очень боль­шой ра­бо­ты». «Эта пес­ня всё вре­мя жи­вёт с то­бой, не да­ёт те­бе по­коя ни днём, ни но­чью, – по­яс­нял он. – За­пи­сы­ва­ет­ся она ино­гда мо­мен­таль­но, но ра­бо­та на неё тра­тит­ся очень боль­шая. И ес­ли есть впе­чат­ле­ние, что это де­ла­ет­ся лег­ко, то это лож­ное впе­чат­ле­ние». То же мож­но ска­зать и о пи­са­тель­ском тру­де. Да­же ста­тья тре­бу­ет от пи­са­те­ля пре­дель­ной кон­цен­т­ра­ции, ду­шев­ной об­на­жён­но­с­ти, ко­лос­саль­но­го на­пря­же­ния и осо­бой ме­ло­ди­ки, над со­зда­ни­ем ко­то­рой не­ред­ко бьёшь­ся по не­сколь­ку дней под­ряд, ибо да­же од­на не­вер­ная но­та мо­жет от­толк­нуть чи­та­те­ля, за­ста­вить его по­мор­щить­ся и раз­дра­жён­но от­бро­сить твою вещь. Но ведь, что ни го­во­ри, а ста­тья – это всё же «не­ма­лая, вто­рич­ная (вы­де­ле­но ав­то­ром. – Д.К.) ли­те­ра­ту­ра», «ли­те­ра­ту­ра о ли­те­ра­ту­ре», по мет­ко­му оп­ре­де­ле­нию Алек­сан­д­ра Со­лже­ни­цы­на. Что уж тог­да по­мы­ш­лять о про­зе, ли­те­ра­ту­ре са­мой что ни на есть пер­вич­ной?

В об­щем, мне, как и Ан­д­рею Ру­да­лё­ву, гра­фо­ма­нов так­же пло­дить не хо­чет­ся, и раз по­ка не по­лу­ча­ет­ся от­влечь­ся от всей жи­тей­ской су­е­ты и плот­но за­сесть за ра­бо­ту над по­ве­с­тью, я и не пы­та­юсь. Но за­тея эта всё-та­ки не от­пу­с­ка­ет ме­ня, и со вре­ме­нем я пла­ни­рую де­бю­ти­ро­вать в пе­ча­ти как про­за­ик. Мо­жет быть, ле­том, в от­пу­с­ке, ког­да бу­дет боль­ше шан­сов.

А сей­час про­дол­жаю пи­сать кри­ти­че­с­кие ста­тьи. Для про­за­и­ка это то­же по­лез­но: преж­де чем всту­пать в ли­те­ра­тур­ный про­цесс, нуж­но яс­но уяс­нить се­бе своё ме­с­то в нём и по­нять, с кем же ты, ма­с­тер куль­ту­ры.


Дмитрий КОЛЕСНИКОВ
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования