Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №06. 12.02.2010

Наждаком по академическому симфонизму

Про выпавших из окна в Европу и не только…

 

 

Александр БЕЛОНЕНКО
Александр БЕЛОНЕНКО

Деятельность историка музыки, президента Национального Свиридовского фонда Александра Белоненко можно условно разделить на две составляющие. С одной стороны, Александр Сергеевич известен как неутомимый исследователь и пропагандист творчества Георгия Свиридова. С другой стороны, Белоненко – один из ведущих музыковедов нашего времени, чьи мысли и размышления о современном музыкальном искусстве отличаются оригинальностью и глубиной. Поэтому наша беседа естественным образом касалась как судьбы свиридовского наследия, так и судьбы музыки в целом.

 

– Алек­сандр Сер­ге­е­вич, мож­но ли се­го­дня го­во­рить о ка­ких-то пред­ва­ри­тель­ных ито­гах рус­ской му­зы­ки ХХ ве­ка?

– Ду­маю, вы­ст­ра­и­вать об­щий та­бель о ран­гах ещё ра­но. Хо­тя, ко­неч­но, ком­по­зи­тор­ская ие­рар­хия в Рос­сии есть (че­го нет, ска­жем, в Аме­ри­ке; там по­ня­тие на­ци­о­наль­но­го ком­по­зи­то­ра – ну, мо­жет, за ис­клю­че­ни­ем Герш­ви­на и Берн­стай­на – прак­ти­че­с­ки от­сут­ст­ву­ет). Ес­ли го­во­рить о ХХ ве­ке, то я бы здесь вы­де­лил две ли­нии. Пер­вая свя­за­на с клас­си­че­с­кой тра­ди­ци­ей. Это Рах­ма­ни­нов, Стра­вин­ский, Скря­бин, Про­ко­фь­ев, Шо­с­та­ко­вич, Сви­ри­дов. Дру­гая ли­ния пред­став­ля­ет со­бой но­вую ге­не­ра­цию ком­по­зи­то­ров – Гу­бай­дул­ли­на, Де­ни­сов, Шнит­ке, твор­че­ст­во ко­то­рых очень хо­ро­шо зна­ют на За­па­де. В чём их зна­че­ние? Они, го­во­ря сло­ва­ми Ли­ха­чё­ва, про­из­ве­ли не­кую транс­план­та­цию му­зы­каль­но­го опы­та аван­гар­да на рус­скую поч­ву. И эту, ес­ли хо­ти­те, ис­то­ри­че­с­кую мис­сию они сде­ла­ли на до­ста­точ­но вы­со­ком про­фес­си­о­наль­ном уров­не. Но ска­зать, что там со­зда­ёт­ся что-то об­ще­ст­вен­но зна­чи­мое (осо­бен­но мо­ло­дым по­ко­ле­ни­ем), я не мо­гу. И это тре­во­жит.

– А в ка­кой ряд вы бы от­нес­ли Бо­ри­са Чай­ков­ско­го?

– Бо­ри­са Чай­ков­ско­го я очень хо­ро­шо знал. Это был изу­ми­тель­ный, со­ве­ст­ли­вый че­ло­век и ком­по­зи­тор за­ме­ча­тель­ный. На мой взгляд, он при­над­ле­жит к то­му по­ко­ле­нию, пы­тав­ше­му­ся мо­ди­фи­ци­ро­вать боль­шую клас­си­че­с­кую фор­му, ко­то­рую раз­вил Шо­с­та­ко­вич.

– То есть он был по­сле­до­ва­те­лем Шо­с­та­ко­ви­ча?

– Не сов­сем. Он ра­бо­тал в рус­ле так на­зы­ва­е­мо­го но­во­го со­вет­ско­го клас­си­циз­ма. Это не мой тер­мин, его впер­вые упо­тре­бил ака­де­мик Бо­рис Аса­фь­ев в 1927 го­ду.

Шо­с­та­ко­вич яв­лял­ся на­след­ни­ком клас­си­че­с­кой ли­нии, иду­щей от Бет­хо­ве­на, Брам­са, Чай­ков­ско­го. Он (как и Про­ко­фь­ев) влил в клас­си­че­с­кие фор­мы но­вое со­дер­жа­ние, но­вые ла­ды. Здесь важ­но от­ме­тить, что Шо­с­та­ко­вич сде­лал в сво­ей об­ла­с­ти так мно­го, что дви­гать­ся даль­ше в его на­прав­ле­нии бы­ло бы бес­смыс­лен­но. Сви­ри­дов это по­нял и по­шёл по сво­е­му пу­ти. У Шо­с­та­ко­ви­ча бы­ло мно­го уче­ни­ков и по­сле­до­ва­те­лей (как, ска­жем, ны­не здрав­ст­ву­ю­щий Бо­рис Ти­щен­ко), и они, ко­неч­но, ос­та­нут­ся в ис­то­рии му­зы­ки, так же как ос­та­лись по­сле Бет­хо­ве­на Мо­ше­лис, Шпор, Чер­ни (кста­ти ска­зать, до­воль­но хо­ро­шие ком­по­зи­то­ры). Что ка­са­ет­ся Бо­ри­са Чай­ков­ско­го, он был не то что­бы в те­ни Шо­с­та­ко­ви­ча, нет, он пред­став­лял со­бой как бы боль­шое от­ветв­ле­ние. У не­го есть свой по­эти­че­с­кий мир, своя, мо­жет быть, не очень яр­кая ин­то­на­ци­он­ная сфе­ра. Не­смо­т­ря на то, что Чай­ков­ский це­ли­ком ук­ла­ды­вал­ся, как я уже го­во­рил, в рус­ло но­во­го со­вет­ско­го клас­си­циз­ма, он всё же ос­та­ёт­ся за­ме­ча­тель­ным ком­по­зи­то­ром. Его кан­та­та «Зна­ки Зо­ди­а­ка», «Под­ро­с­ток» – это чу­дес­ная му­зы­ка.

– Сви­ри­дов вы­де­лял его?

– Дя­дя не толь­ко вы­де­лял, он очень це­нил Чай­ков­ско­го, был в хо­ро­ших, дру­же­с­ких от­но­ше­ни­ях с ним. На­зы­вал его – за тща­тель­ность и скру­пу­лёз­ность ра­бо­ты – крас­но­де­рев­щи­ком; ча­с­то со­ве­то­вал­ся с ним.

– Ес­ли взять XIX век, с ка­ким ком­по­зи­то­ром мож­но срав­нить Сви­ри­до­ва?

– Сви­ри­дов по боль­шо­му счё­ту не­о­ро­ман­тик. В этом смыс­ле его мож­но срав­нить с Шу­бер­том, у ко­то­ро­го глав­ным в твор­че­ст­ве бы­ла пес­ня, ка­мер­ная му­зы­ка. Как на­след­ник ро­ман­ти­ков Сви­ри­дов обо­жал их му­зы­ку и знал её не ху­же рус­ской. Обыч­но Сви­ри­до­ва пред­став­ля­ют эта­ким за­ко­с­те­не­лым ру­со­пя­том. Но это не так, это был че­ло­век со­вер­шен­но уни­каль­ной куль­ту­ры. Он пре­крас­но знал со­вре­мен­ную му­зы­ку, в том чис­ле аван­гар­дист­скую. Был зна­ком с од­ним из ро­до­на­чаль­ни­ков так на­зы­ва­е­мой кон­крет­ной му­зы­ки, фран­цуз­ским ком­по­зи­то­ром Пье­ром Шеф­фе­ром, ко­то­рый за­пи­сы­вал на маг­ни­то­фон зву­ки при­ро­ды, бы­то­вые зву­ки, а за­тем их мон­та­жи­ро­вал. В кон­це кон­цов Сви­ри­дов при­шёл к вы­во­ду, что по­сле клас­си­че­с­ко­го сим­фо­низ­ма не­из­бе­жен ход к до­де­ка­фо­нии, то есть к то­му, что при­ду­ма­ли Шён­берг, Ве­берн и но­во­вен­цы. Но для се­бя он ста­вил во­прос так – или до­де­ка­фо­ния, или пес­ня. Сви­ри­дов вы­брал пес­ню, ко­то­рая ста­ла квинт­эс­сен­ци­ей его му­зы­ки. Про до­де­ка­фо­нию дя­дя го­во­рил, что она, как наж­дак, про­чи­с­ти­ла фор­мы ака­де­ми­че­с­ко­го сим­фо­низ­ма, но при этом ли­ши­ла его то­наль­но­с­ти и ме­ло­дии. В то же вре­мя ид­ти пу­тём сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков – скла­ды­вать сим­фо­нии из двух тем и меж­ду ни­ми пи­сать связ­ки – он то­же не хо­тел. Это уже по­хо­же, го­во­рил он, на пло­хой де­тек­тив, ког­да из­на­чаль­но зна­ешь, что бу­дет даль­ше. По­это­му он при­шёл к од­но­тем­ной ком­по­зи­ции, ма­лень­кой фор­ме, то­наль­но не­раз­ви­той (в от­ли­чие, ска­жем, от Шо­с­та­ко­ви­ча) му­зы­ке; при­шёл к та­ко­му сво­е­об­раз­но­му ас­ке­тиз­му. Кста­ти ска­зать, па­рал­лель­но и не­за­ви­си­мо от Сви­ри­до­ва на За­па­де по­явил­ся ми­ни­ма­лизм, то­же как ре­ак­ция на про­ис­хо­дя­щие в те го­ды про­цес­сы в му­зы­ке.

– Из­ве­ст­но, что Сви­ри­дов был од­ним из пер­вых, кто от­ме­тил твор­че­ст­во Шнит­ке…

– Да, при­сут­ст­вуя на эк­за­ме­нах в Кон­сер­ва­то­рии, он теп­ло при­вет­ст­во­вал мо­ло­дых Шнит­ке и Ка­ра­ма­но­ва, обо­их счи­тал та­лант­ли­вы­ми людь­ми.

– …Но по­том он из­ме­нил от­но­ше­ние к не­му.

– Не то что­бы из­ме­нил… Де­ло в том, что тог­да бы­ла кам­па­ния про­ти­во­по­с­тав­ле­ния Сви­ри­до­ва му­зы­каль­но­му аван­гар­ду. Да, Сви­ри­дов счи­тал, что путь, по ко­то­ро­му по­шёл Шнит­ке, это ту­пи­ко­вый путь. Здесь уме­ст­но вспом­нить зна­ме­ни­тую фра­зу Сви­ри­до­ва (ко­то­рую он ска­зал в Ле­нин­гра­де, на вы­езд­ном пле­ну­ме Со­ю­за ком­по­зи­то­ров, по­свя­щён­ном му­зы­ке мо­ло­дых ав­то­ров) о том, что не­ко­то­рые ком­по­зи­то­ры при­от­кры­ли ок­но в Ев­ро­пу и упа­ли ту­да. По­том эту фра­зу ему при­пом­ни­ли: в 1973 го­ду на пе­ре­вы­бо­рах в Со­ю­зе ком­по­зи­то­ров РСФСР его про­ка­ти­ли.

– Кро­ме Сви­ри­до­ва, ко­го ещё мож­но на­звать не­о­ро­ман­ти­ком?

– Ну, на­при­мер, Ва­ле­рия Га­в­ри­ли­на и ме­нее из­ве­ст­но­го, ны­не прак­ти­че­с­ки за­бы­то­го Ва­ди­ма Ве­се­ло­ва. Кста­ти, мно­гие ду­ма­ют, что Га­в­ри­лин, ко­то­ро­го дя­дя обо­жал – это то же са­мое, что и Сви­ри­дов. Нет, Га­в­ри­лин сов­сем не Сви­ри­дов. Это са­мо­сто­я­тель­ное яв­ле­ние. Га­в­ри­лин при­шёл с рус­ско­го Се­ве­ра со сво­ей судь­бой, со сво­ей го­ре­чью, и то, что вы­ра­зил он, Сви­ри­дов вы­ра­зить бы не мог; хо­тя оба они опи­ра­лись на пес­ню, на цик­ли­че­с­кие боль­шие фор­мы. Вер­нее бу­дет ска­зать, что они бы­ли еди­но­мы­ш­лен­ни­ка­ми.

Ва­дим Ве­се­лов – это не­сколь­ко иное, ска­жем так, ле­нин­град­ско-пе­тер­бург­ское яв­ле­ние, в том смыс­ле, что у не­го бы­ла чи­с­то «ин­тел­ли­гент­ская» му­зы­ка. Он пи­сал в ос­нов­ном на сти­хи клас­си­че­с­ких по­этов, что сбли­жа­ло и свя­зы­ва­ло его со Сви­ри­до­вым (оба они бо­ле­ли Бло­ком). В этом от­но­ше­нии очень ин­те­рес­на их пе­ре­пи­с­ка, ко­то­рая, на­де­юсь, в ско­ром вре­ме­ни бу­дет опуб­ли­ко­ва­на.

– А что вы мо­же­те ска­зать о дру­гом пе­тер­бург­ском ком­по­зи­то­ре – Ген­на­дии Бе­ло­ве?

– Бе­лов от­но­сит­ся к дру­го­му на­прав­ле­нию, он ком­по­зи­тор шко­лы Сал­ма­но­ва (ко­то­рый, в свою оче­редь, был уче­ни­ком Гне­си­на). Это па­рал­лель­ная Шо­с­та­ко­ви­чу ветвь, ук­ла­ды­ва­ю­ща­я­ся в рус­ло но­во­го клас­си­че­с­ко­го дви­же­ния. Сви­ри­дов дру­жил с Бе­ло­вым, со­ве­то­вал­ся с ним, спра­вед­ли­во по­ла­гая, что он пре­крас­но зна­ет ор­кестр. Ещё при жиз­ни Сви­ри­до­ва Бе­лов пред­ло­жил сде­лать ор­ке­с­т­ров­ку к сви­ри­дов­ско­му про­из­ве­де­нию «Гроб­ни­ца Ку­ту­зо­ва». Сви­ри­дов со­гла­сил­ся, и уже по­сле его смер­ти я пе­ре­дал Бе­ло­ву ор­ке­с­т­ро­вый план, по ко­то­ро­му он ор­ке­с­т­ро­вал это со­чи­не­ние.

– «Гроб­ни­цу Ку­ту­зо­ва» ис­пол­ня­ют се­го­дня?

– К со­жа­ле­нию, очень ред­ко. В 2005 го­ду Гер­ги­ев сде­лал за­ме­ча­тель­ный кон­церт, со­сто­яв­ший из двух про­из­ве­де­ний – «Гроб­ни­цы Ку­ту­зо­ва» и кан­та­ты «Пе­тер­бург». И мне очень хо­чет­ся, что­бы он ещё раз по­вто­рил его.

– Как от­но­сил­ся Ге­ор­гий Ва­си­ль­е­вич к Ан­д­рею Пе­т­ро­ву?

– По-раз­но­му. С од­ной сто­ро­ны, он сме­ял­ся над по­ту­га­ми Пе­т­ро­ва со­чи­нять опе­ры. С дру­гой сто­ро­ны, Сви­ри­дов це­нил его за пе­сен­ное твор­че­ст­во. Дя­дя счи­тал, что Пе­т­ров внёс куль­ту­ру в ор­ке­с­т­ров­ку, в гар­мо­нию – то­го, че­го не хва­та­ло его пред­ше­ст­вен­ни­кам (хо­тя, ко­неч­но, у Со­ло­вь­ё­ва-Се­до­го с точ­ки зре­ния гар­мо­нии бы­ли пре­крас­ные ве­щи, но в ор­ке­с­т­ров­ке, на­до при­знать, он не был си­лён). Во­об­ще Сви­ри­дов очень вни­ма­тель­но сле­дил за мас­со­вой пес­ней. Я пре­крас­но по­мню, как уже в 80-е го­ды я ча­с­то за­ста­вал дя­дю за про­слу­ши­ва­ни­ем ан­г­лий­ской или не­мец­кой рок-му­зы­ки. И он слу­шал её с боль­шим ин­те­ре­сом. Со­хра­ни­лась ау­ди­о­за­пись, где Сви­ри­дов го­во­рит (он лю­бил на­го­ва­ри­вать тек­с­ты на маг­ни­то­фон) о том, как Алек­сандр Ве­дер­ни­ков за­ме­ча­тель­но по­ёт пес­ни Ба­ха, а по­том от Ве­дер­ни­ко­ва и Ба­ха он вдруг пе­ре­шёл к со­вре­мен­ной не­мец­кой пес­не и ска­зал, что, мо­жет быть, в этой мас­со­во-бы­то­вой (эс­т­рад­ной) пес­не и есть вы­ход из ту­пи­ко­во­го по­ло­же­ния в му­зы­каль­ном ис­кус­ст­ве.

– В 2005 году в Ар­хан­гель­ской фи­лар­мо­нии со­сто­ял­ся кон­церт «Сви­ри­дов и со­вре­мен­ный джаз», где иг­ра­лись сви­ри­дов­ские ве­щи в джа­зо­вой об­ра­бот­ке. Ин­те­рес­но, а как сам Ге­ор­гий Ва­си­ль­е­вич от­но­сил­ся к джа­зу?

– Мне до­во­ди­лось слы­шать, как Сви­ри­дов иг­ра­ет (в сти­ле Пи­тер­со­на) на ро­я­ле джаз и, ска­жу вам, он им­про­ви­зи­ро­вал так, как ни­ка­ко­му Цфа­с­ма­ну и не сни­лось.

– А от­ку­да он так хо­ро­шо знал джаз?

– Де­ло в том, что дя­дя в мо­ло­до­с­ти был вы­нуж­ден за­ра­ба­ты­вать се­бе на хлеб иг­рой в ре­с­то­ра­нах и ка­фе. Од­но вре­мя он иг­рал в пив­ной на­про­тив про­ход­ной Ки­ров­ско­го за­во­да (это ме­с­то до­ста­лось ему по­сле Шо­с­та­ко­ви­ча). То есть бы­то­вую му­зы­ку он пре­крас­но знал с мо­ло­до­с­ти. И джаз в том чис­ле. И у не­го здесь бы­ли свои при­ст­ра­с­тия. Он, к при­ме­ру, тер­петь не мог Утё­со­ва, но за­то лю­бил Эл­ви­са Пре­сли. Кста­ти, в аме­ри­кан­ской му­зы­ке он це­нил в пер­вую оче­редь джаз и ду­хов­ную не­гри­тян­скую му­зы­ку (как на­и­бо­лее поч­вен­ную) – гос­пел, спи­ри­чу­элс. Од­ним сло­вом, я хо­чу ска­зать, что Сви­ри­дов от­нюдь не за­шо­рен­ный ком­по­зи­тор. Он был от­крыт все­му. В чём во­об­ще си­ла сви­ри­дов­ской му­зы­ки? В его мощ­ной кор­не­вой си­с­те­ме. Ин­то­на­ци­он­но он свя­зан и с вы­со­кой му­зы­кой (опе­ра – Глин­ка, Му­сорг­ский), и с бы­то­вой (мас­со­вая пес­ня – Со­ло­вь­ёв-Се­дой, Мо­к­ро­усов). Се­го­дня в му­зы­ке про­ис­хо­дит очень рез­кая диф­фе­рен­ци­а­ция. Есть эли­тар­ная му­зы­ка, язык ко­то­рой пре­вра­тил­ся в ка­кой-то во­ла­пюк, эс­пе­ран­то, и мас­со­во-бы­то­вая, на­хо­дя­ща­я­ся се­го­дня в убо­гом со­сто­я­нии.

– В из­дан­ных не так дав­но днев­ни­ках Свя­то­сла­ва Рих­те­ра есть ме­с­то, где он пи­шет, что не вос­при­ни­ма­ет му­зы­ку Сви­ри­до­ва. Ме­ня это, мяг­ко го­во­ря, уди­ви­ло. Прав­да, при этом – су­дя по дру­гим за­пи­сям – Рих­тер не жа­ло­вал и Шнит­ке.

– А вы по­чи­тай­те, что пи­шет Рих­тер о Пе­т­ро­ве – один в один, что у Сви­ри­до­ва. К сло­ву, Сви­ри­дов от­но­сил­ся с боль­шим ува­же­ни­ем к Рих­те­ру, счи­тал его круп­ным му­зы­кан­том. Что ка­са­ет­ся Рих­те­ра, у не­го бы­ли свои вку­сы, по­том, не на­до за­бы­вать, что он всё-та­ки не­мец, хо­тя и рус­ский не­мец. Ему, ко­неч­но, бы­ла близ­ка дру­гая му­зы­ка, в том чис­ле и аван­гард­ная. Во­об­ще, мож­но при­ве­с­ти мас­су при­ме­ров, ког­да ве­ли­кие со­вре­мен­ни­ки не по­ни­ма­ли друг дру­га.

– Ге­ор­гий Ва­си­ль­е­вич не пред­ла­гал вам пе­ре­брать­ся в Моск­ву?

– Пред­ла­гал, в на­ча­ле 90-х го­дов. Я тог­да чуть бы­ло не пе­ре­ехал. В то вре­мя как раз ос­во­бо­ди­лось ме­с­то ди­рек­то­ра Му­зея му­зы­каль­ной куль­ту­ры име­ни Глин­ки, и мной уже бы­ли под­пи­са­ны до­ку­мен­ты на пе­ре­вод в Моск­ву. Но тут на бе­ду гря­нул путч, и я, греш­ным де­лом, дрог­нул. У ме­ня к это­му вре­ме­ни в Пе­тер­бур­ге на­ко­нец по­яви­лась квар­ти­ра, на­чал на­ла­жи­вать­ся ка­кой-то быт; и вот в этих об­сто­я­тель­ст­вах ехать в Моск­ву, ни­че­го не имея там за ду­шой, да ещё при та­ких со­бы­ти­ях мне по­ка­за­лось не­бла­го­ра­зум­ным. Дя­дя, ко­неч­но, тог­да на ме­ня оби­дел­ся. По­то­му что он уже ду­мал о бу­ду­щем и по­ни­мал, что вста­нет про­бле­ма его ар­хи­ва…

А по­том про­изо­ш­ли со­бы­тия, ко­то­рые я не мог пред­ста­вить в са­мом кош­мар­ном сне. Сна­ча­ла уми­ра­ет в Япо­нии его сын. Я хо­ро­ню его в Пе­тер­бур­ге на Бо­го­слов­ском клад­би­ще (дай Бог здо­ро­вья Ев­ге­нию Мак­си­мо­ви­чу При­ма­ко­ву, ко­то­рый хо­ро­шо знал и дя­дю, и его сы­на – он по­мог пря­мым са­мо­лё­том из Ки­о­то пе­ре­вез­ти гроб), и, по-мо­е­му, на сле­ду­ю­щий день я еду в Моск­ву – хо­ро­нить сво­е­го дя­дю. А че­рез не­сколь­ко ме­ся­цев уми­ра­ет же­на Сви­ри­до­ва – Эль­за Гу­с­та­вов­на, с ко­то­рой он про­жил боль­шую часть жиз­ни…

– Вы с ва­шим бра­том яв­ля­е­тесь на­след­ни­ка­ми сви­ри­дов­ской квар­ти­ры на Боль­шой Гру­зин­ской. У вас есть в пла­нах от­крыть там ког­да-ни­будь му­зей?

– Мы с бра­том при­шли к ре­ше­нию, что нуж­но уве­ко­ве­чить па­мять Сви­ри­до­ва, и вы­шли с пред­ло­же­ни­ем со­здать в квар­ти­ре на Боль­шой Гру­зин­ской (в ко­то­рой всё со­хра­не­но так, как бы­ло при дя­де) ме­мо­ри­аль­ный му­зей. Но есть од­на про­бле­ма. Мы го­то­вы пе­ре­дать всё в дар го­су­дар­ст­ву, кро­ме квар­ти­ры, ко­то­рую мы про­сим у го­су­дар­ст­ва при­об­ре­с­ти у нас (де­ло в том, что по ра­бо­те мы вы­нуж­де­ны ча­с­то ез­дить в Моск­ву и, как вы по­ни­ма­е­те, нам нуж­но где-то ос­та­нав­ли­вать­ся). При этом речь идёт не о со­зда­нии ка­ко­го-то но­во­го му­зея как от­дель­ной еди­ни­цы; я пред­ла­гаю сде­лать ме­мо­ри­аль­ную квар­ти­ру Сви­ри­до­ва струк­тур­ным под­раз­де­ле­ни­ем му­зея му­зы­каль­ной куль­ту­ры име­ни Глин­ки. Эту идею мне по­дал, увы, уже по­кой­ный ди­рек­тор это­го му­зея Ана­то­лий Па­нюш­кин, ко­то­рый, как Иван Ка­ли­та, со­би­рал под му­зей­ную кры­шу квар­ти­ры вы­да­ю­щих­ся му­зы­каль­ных де­я­те­лей – Про­ко­фь­е­ва, Не­жда­но­вой, Чай­ков­ско­го, Голь­ден­вей­зе­ра, Та­не­е­ва.

– Ми­ни­с­тер­ст­во куль­ту­ры под­дер­жи­ва­ет вас в этом на­чи­на­нии?

– Да. Кро­ме то­го, я за­ру­чил­ся под­держ­кой трёх твор­че­с­ких со­ю­зов – Со­ю­за пи­са­те­лей, Со­ю­за ком­по­зи­то­ров и Со­ю­за ху­дож­ни­ков. Сей­час я со­би­ра­юсь об­ра­тить­ся с во­про­сом о со­зда­нии му­зея Сви­ри­до­ва к пре­зи­ден­ту Дми­т­рию Мед­ве­де­ву.

– А ка­ко­ва судь­ба да­чи в Жу­ков­ке, где Сви­ри­дов жил по­след­ние го­ды?

– Нач­ну с то­го, что у дя­ди ни­ког­да не бы­ло сво­ей да­чи. Он все­гда сни­мал. В 70-е го­ды он, на­при­мер, сни­мал ака­де­ми­че­с­кую да­чу в Но­во­да­рь­и­но у вдо­вы ака­де­ми­ка Са­у­ко­ва.

В Жу­ков­ке Сви­ри­дов стал жить с 1992 го­да, по­сле то­го, как Ар­хи­по­ва об­ра­ти­лась к Ель­ци­ну с прось­бой по­мочь Ге­ор­гию Ва­си­ль­е­ви­чу, и тог­даш­ний уп­рав­ля­ю­щий де­ла­ми пре­зи­ден­та Бо­ро­дин от ще­д­рот сво­ея вы­де­лил дя­де да­чу. Ког­да дя­дя умер, я по со­ве­ту сво­е­го дру­га на­пи­сал пись­мо Ель­ци­ну, в ко­то­ром про­сил му­зе­е­фи­ци­ро­вать эту да­чу. Пе­ред тем как по­слать пись­мо, я дал его на под­пись ака­де­ми­ку Ли­ха­чё­ву. Он сра­зу мне за­ме­тил, что не лю­бит под­пи­сы­вать по­доб­ные пись­ма, по­то­му что всё рав­но тол­ку от них ни­ка­ко­го нет. Тем не ме­нее пись­мо моё про­чи­тал и ска­зал: «Я знаю, как та­кие ве­щи на­до пи­сать. Дай­те я вам при­пи­шу» – и вни­зу пись­ма на­пи­сал изу­ми­тель­ные ве­щие сло­ва: «Сви­ри­дов – рус­ский ге­ний, ко­то­рый по-на­сто­я­ще­му ещё не оце­нён. Его твор­че­ст­во бу­дет иметь ог­ром­ное зна­че­ние в гря­ду­щем воз­рож­де­нии рус­ской куль­ту­ры». Как и пред­по­ла­гал Дми­т­рий Сер­ге­е­вич, ни­че­го из этой за­теи не вы­шло. Фор­маль­но у Яро­ва (ко­то­ро­му по­па­ло в ру­ки моё пись­мо) бы­ли все ос­но­ва­ния от­ка­зать в прось­бе, так как да­ча, где жил Сви­ри­дов, бы­ла го­су­дар­ст­вен­ной. Един­ст­вен­ное, что мы ус­пе­ли сде­лать, это вы­вез­ти от­ту­да все сви­ри­дов­ские ве­щи.

– Кто-ни­будь се­го­дня пи­шет кни­гу о Сви­ри­до­ве?

– Не скрою от вас, что я го­тов­люсь на­пи­сать та­кую кни­гу для се­рии «ЖЗЛ». Но по­ка я не со­зрел до неё по той про­стой при­чи­не, что мне нуж­но ещё изу­чить ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во не­от­кры­то­го и не­об­ра­бо­тан­но­го ма­те­ри­а­ла. Сви­ри­дов про­жил дол­гую жизнь, и по­ми­мо боль­шо­го лич­но­го ар­хи­ва есть го­сар­хи­вы, где хра­нит­ся мас­са до­ку­мен­тов, в ко­то­рых от­ра­зи­лась его твор­че­с­кая и об­ще­ст­вен­ная де­я­тель­ность. Вот сей­час, к при­ме­ру, я бо­лее-ме­нее не­пло­хо пред­став­ляю се­бе пе­тер­бург­ские ар­хи­вы, в ко­то­рых я на­шёл до­ку­мен­ты, ка­са­ю­щи­е­ся дра­ма­ти­че­с­ких со­бы­тий 1946–48 го­дов, ког­да дя­дю би­ли как фор­ма­ли­с­та. Не­дав­но окон­чил об­ра­бот­ку ар­хи­ва пар­тор­га­ни­за­ции Ле­нин­град­ско­го от­де­ле­ния Со­ю­за ком­по­зи­то­ров. Ко­ро­че го­во­ря, я по­нем­но­гу и по­ти­хонь­ку уже со­би­раю ма­те­ри­ал для би­о­гра­фии Сви­ри­до­ва. Но всё-та­ки глав­ной для ме­ня ра­бо­той на се­го­дняш­ний день яв­ля­ет­ся из­да­ние Пол­но­го со­бра­ния со­чи­не­ний Сви­ри­до­ва.

– В 2002 го­ду в «Мо­ло­дой гвар­дии» вы­шла за­ме­ча­тель­ная кни­га сви­ри­дов­ских раз­мы­ш­ле­ний «Му­зы­ка как судь­ба», ко­то­рая очень бы­с­т­ро ра­зо­шлась и ус­пе­ла уже стать ра­ри­те­том. Вы не со­би­ра­е­тесь её пе­ре­из­да­вать?

– Да, сей­час я ве­ду пе­ре­го­во­ры с из­да­тель­ст­вом, что­бы в бли­жай­шее вре­мя пе­ре­из­дать эту кни­гу. Хо­тя, че­ст­но го­во­ря, я до сих пор не знаю, прав ли я был, что из­дал её. С од­ной сто­ро­ны, мно­гие бы­ли в вос­тор­ге от неё. К при­ме­ру, Ва­лен­тин Рас­пу­тин ска­зал, что это ве­ли­кая кни­га. С дру­гой сто­ро­ны, бы­ли лю­ди (к при­ме­ру, Ста­ни­слав Рас­са­дин), ко­то­рые вос­при­ня­ли её в шты­ки. У нас, к со­жа­ле­нию, та­кие кни­ги чи­та­ют­ся обыч­но так: а что там про ме­ня на­пи­са­но? Ес­ли хо­ро­шо – то и кни­га хо­ро­шая, ес­ли пло­хо – кни­га пло­хая.

– В эту кни­гу во­шли все сви­ри­дов­ские за­пи­си?

– Нет. В кни­ге опуб­ли­ко­ва­но 19 сви­ри­дов­ских те­т­ра­дей. А все­го те­т­ра­дей – и боль­ших, и ма­лых – у не­го бы­ло по­ряд­ка 160. Но, ко­неч­но, для кни­ги я по­ста­рал­ся ото­брать на­и­бо­лее зна­чи­тель­ные и ин­те­рес­ные для мас­со­во­го чи­та­те­ля за­пи­си.

– Сам Ге­ор­гий Ва­си­ль­е­вич со­би­рал­ся пуб­ли­ко­вать свои днев­ни­ки?

– У нас с дя­дей был на эту те­му раз­го­вор, во вре­мя ко­то­ро­го он мно­го­зна­чи­тель­но ска­зал, что ког­да-то его за­пи­си бу­дут опуб­ли­ко­ва­ны. Ко­неч­но, всё, что он на­пи­сал, не бы­ло ли­те­ра­тур­но об­ра­бо­та­но и в та­ком ви­де для пе­ча­ти не пред­по­ла­га­лось. Тем не ме­нее я ре­шил не под­вер­гать текст ре­дак­ту­ре и ос­та­вить всё как есть. Един­ст­вен­ное, что я се­бе поз­во­лил, это по­сле­до­вать со­ве­ту Со­лже­ни­цы­на, ко­то­рый, оз­на­ко­мив­шись с ру­ко­пи­сью кни­ги, ска­зал мне (по те­ле­фо­ну): «Всё, что ка­са­ет­ся сви­ри­дов­ской оцен­ки де­я­тель­но­с­ти или твор­че­ст­ва то­го или ино­го че­ло­ве­ка, ка­кой бы она ни бы­ла кри­ти­че­с­кой, – это вы ос­тав­ляй­те, но ког­да он пе­ре­хо­дит на лич­но­с­ти, я вам со­ве­тую это уб­рать».

Георгий Свиридов
Георгий Свиридов

– Со­лже­ни­цын со Сви­ри­до­вым бы­ли зна­ко­мы?

– Близ­ко они не бы­ли зна­ко­мы. У Со­лже­ни­цы­на в кни­ге «Бо­дал­ся те­лё­нок с ду­бом» есть ко­рот­кое упо­ми­на­ние, что со Сви­ри­до­вым его по­зна­ко­мил Твар­дов­ский. Я знаю, что по­том, по­сле воз­вра­ще­ния в Рос­сию, Со­лже­ни­цын хо­тел встре­тить­ся с дя­дей, но эта встре­ча так и не со­сто­я­лась (воз­мож­но, что до Со­лже­ни­цы­на до­шли не­ле­ст­ные вы­ска­зы­ва­ния Сви­ри­до­ва в его ад­рес, и он от­ка­зал­ся от встре­чи).

Что ка­са­ет­ся дя­ди, он по­на­ча­лу хо­ро­шо от­но­сил­ся к Со­лже­ни­цы­ну. Чи­тал его кни­ги. У Сви­ри­до­ва до­ма бы­ли са­миз­да­тов­ские из­да­ния Со­лже­ни­цы­на, а так­же все его кни­ги, вы­шед­шие в 90-е го­ды. Од­на­ко по­сле со­бы­тий 91-го го­да (дя­дя по­ни­мал, к че­му всё идёт, и сра­зу ска­зал, что глав­ный ге­рой пе­ре­ст­рой­ки – Па­вел Ива­но­вич Чи­чи­ков) и осо­бен­но ок­тя­б­ря 93-го Сви­ри­дов из­ме­нил своё от­но­ше­ние к Со­лже­ни­цы­ну и стал скло­нен счи­тать его при­ча­ст­ным к этим со­бы­ти­ям. Кста­ти, та­кая же си­ту­а­ция бы­ла с Ли­ха­чё­вым: сна­ча­ла у Сви­ри­до­ва бы­ли с ним хо­ро­шие от­но­ше­ния, но по­сле ок­тя­б­ря 93-го дя­дя рез­ко осу­дил его.

– В од­ном из ин­тер­вью вы очень ин­те­рес­но го­во­ри­ли о том, что ис­пол­ни­тель­ское ис­кус­ст­во на­пря­мую свя­за­но с ком­по­зи­тор­ским твор­че­ст­вом…

– Это не моя мысль. Эта мысль глу­бо­ко про­ду­ма­на Сви­ри­до­вым. Он счи­тал, что в на­ча­ле – ком­по­зи­тор, а по­том уже по­яв­ля­ет­ся ис­пол­ни­тель. По­яс­ню это на при­ме­ре. Возь­мём зна­ме­ни­тых не­мец­ких ди­ри­жё­ров – Бю­ло­ва, Валь­те­ра, Фурт­вен­г­ле­ра, Бё­ма. По­че­му они по­яви­лись? По­то­му, что бы­ла ве­ли­кая не­мец­кая сим­фо­ни­че­с­кая му­зы­ка, на ко­то­рой вос­пи­ты­ва­лась пле­я­да ве­ли­ких не­мец­ких ди­ри­жё­ров. То же са­мое ка­са­ет­ся фор­те­пи­ан­ной му­зы­ки. В Аме­ри­ку уе­ха­ли рус­ские пи­а­ни­с­ты – Шу­ра Чер­кас­ский, Го­ро­виц. Что это та­кое? Это Рах­ма­ни­нов (ко­то­рый, кста­ти, сам ос­та­вил не­пре­взой­дён­ные об­раз­цы ис­пол­ни­тель­ско­го ис­кус­ст­ва). Или что та­кое Рих­тер? Это преж­де все­го Про­ко­фь­ев (его и Бар­то­ка Сви­ри­дов счи­тал ве­ли­ки­ми фор­те­пи­ан­ны­ми ком­по­зи­то­ра­ми ХХ сто­ле­тия). Да, Рих­тер изу­ми­тель­но иг­ра­ет Бет­хо­ве­на, ко­го хо­ти­те, но его соб­ст­вен­ный стиль рож­дал­ся имен­но на му­зы­ке Про­ко­фь­е­ва. И так – ко­го ни возь­ми! Вот зна­ме­ни­тый Гленн Гульд, с ко­то­рым но­си­лись как с пи­са­ной тор­бой. Дя­дя, кста­ти, тер­петь не мог, как он ме­ха­ни­че­с­ки, без пе­да­ли ис­пол­нял Ба­ха. Но кто та­кой Глен Гульд? Это со­вре­мен­ник Шён­бер­га, Стра­вин­ско­го, он был вос­пи­тан на му­зы­ке не­о­клас­си­че­с­ко­го сти­ля, где ро­яль трак­то­вал­ся как удар­ный ин­ст­ру­мент – без пе­да­лей, без ро­ман­ти­че­с­кой тра­ди­ции.

Ес­ли го­во­рить о со­вре­мен­ном фор­те­пи­ан­ном твор­че­ст­ве, то здесь, при­зна­юсь, я не ви­жу ка­кой-то но­вой вы­да­ю­щей­ся му­зы­ки. Ко­неч­но, Пьер Бу­лез или Карл­хайнц Шток­ха­у­зен ска­за­ли своё но­вое сло­во в фор­те­пи­ан­ном ис­кус­ст­ве, но эта му­зы­ка, что на­зы­ва­ет­ся, на де­серт, она ни­ког­да не ста­нет хле­бом на­сущ­ным. Как ис­то­рик му­зы­ки, я во­об­ще убеж­дён, что каж­дый ин­ст­ру­мент, каж­дый тип ор­ке­с­т­ра пе­ре­жи­ва­ет свой на­чаль­ный пе­ри­од, рас­цвет и упа­док. Возь­мём тот же ро­яль. На мой взгляд, – при всех его со­вер­шен­ст­вах – всё, что бы­ло воз­мож­но из­влечь из не­го, уже из­влек­ли; для не­го уже со­зда­на ве­ли­кая му­зы­ка. Ещё рань­ше то же са­мое про­изо­ш­ло, к при­ме­ру, с кла­ве­си­ном и лют­ней.

Се­го­дня на пе­ред­ний план вы­шел та­кой бы­то­вой ин­ст­ру­мент, как эле­к­т­ро­ги­та­ра. Сви­ри­дов, кста­ти, це­нил её, счи­тал, что это та­кой «нерв­ный» ин­ст­ру­мент, от­ра­жа­ю­щий ду­шу со­вре­мен­но­го мас­со­во­го че­ло­ве­ка, и да­же хо­тел ис­поль­зо­вать его в сво­ей опе­ре «Пир во вре­мя чу­мы» (за­мы­сел этот ос­тал­ся не­ре­а­ли­зо­ван­ным). Хо­тя Сви­ри­дов тер­петь не мог бар­дов­скую пес­ню, всё это брен­ча­ние на ги­та­рах. В сви­ри­дов­ском твор­че­ст­ве вос­пе­ты гар­монь, ба­ла­лай­ка, а вот ги­та­ра – нет, ви­ди­мо, она у не­го ас­со­ци­и­ро­ва­лась с ме­щан­ст­вом.

– Вы одо­б­ря­е­те идею стро­и­тель­ст­ва в Пе­тер­бур­ге Ма­ри­ин­ки-2?

– Не скрою, что мне до сих пор не очень по­нят­но, за­чем во­об­ще вто­рая Ма­ри­ин­ка. Ес­ли бы мы го­во­ри­ли о том, что у нас опер­ное ис­кус­ст­во пе­ре­жи­ва­ет рас­цвет или про­дол­жа­ет пло­до­твор­но раз­ви­вать­ся – тог­да это дру­гое де­ло. Но мы зна­ем, что это не так. Ведь в чём за­клю­ча­ет­ся тра­ге­дия Гер­ги­е­ва? В том, что со­вре­мен­ной му­зы­ки, кон­ге­ни­аль­ной Ваг­не­ру или Му­сорг­ско­му, её про­сто нет. То, что Гер­ги­ев ста­вит Ваг­не­ра, это, ко­неч­но, за­ме­ча­тель­но. Но это уже, так ска­зать, воз­де­лан­ное по­ле, всё это в той или иной сте­пе­ни ос­во­е­но куль­ту­рой, есть Бай­ройт, есть дав­няя тра­ди­ция.

Та же са­мая про­бле­ма на­блю­да­ет­ся в Боль­шом те­а­т­ре. Я раз­де­ляю па­фос Боль­шо­го те­а­т­ра в их по­ис­ке но­во­го ре­пер­ту­а­ра (Гер­ги­ев то­же ищет), но всё, что они смог­ли пред­ста­вить – это «Де­ти Ро­зен­та­ля». И не их ви­на, что в му­зы­ке се­го­дня нет ни­че­го зна­чи­тель­но­го.

– Мо­жет, мы при­сут­ст­ву­ем при за­ка­те му­зы­каль­но­го твор­че­ст­ва?

– Не мо­жет так быть, что­бы всё за­кон­чи­лось и вся му­зы­ка бы­ла на­пи­са­на. Об этом да­же бес­смыс­лен­но го­во­рить. Му­зы­ка ес­те­ст­вен­ным об­ра­зом про­дол­жа­ет свою жизнь. Ко­неч­но, ут­верж­дать, что, ска­жем, сим­фо­ни­че­с­кий или опер­ный жа­н­ры веч­ны, я бы не стал. Что при­дёт им на сме­ну, я ска­зать не мо­гу. Это мо­жет ска­зать толь­ко ге­ний, ко­то­рый во­пло­тит в му­зы­ке что-то со­вер­шен­но но­вое. В то же вре­мя для ме­ня яс­но, что от про­грес­са, от ци­ви­ли­за­ции му­зы­ке ни­ку­да не деть­ся.

– На мой взгляд, эле­к­т­ро­ин­ст­ру­мен­ты и ци­ф­ро­вая му­зы­ка – это всё-та­ки уп­ро­ще­ние.

– Что зна­чит уп­ро­ще­ние? Ког­да по­яви­лось фор­те­пи­а­но, Бах с пре­зре­ни­ем смо­т­рел на этот «при­ми­тив­ный» ин­ст­ру­мент. А его сы­но­вья по­чув­ст­во­ва­ли за этим ин­ст­ру­мен­том бу­ду­щее и ста­ли пи­сать для не­го му­зы­ку. Всё де­ло в том, что му­зы­ка, как и язык, ме­ня­ет­ся. Мы ведь не го­во­рим на язы­ке на­ших пред­ков, жив­ших в XII или, до­пу­с­тим, в XVII ве­ке. Дру­гой во­прос, что у нас в об­ще­ст­ве се­го­дня край­не низ­кий му­зы­каль­ный вкус – ни­же, чем в Ев­ро­пе. Та­кой мас­со­вой по­ш­ло­с­ти, как у нас, увы, я боль­ше ни­где не ви­дел.

– Из­ве­ст­но, что Сви­ри­дов, со­чи­няя за ро­я­лем, поль­зо­вал­ся маг­ни­то­фо­ном. Есть ли в ос­тав­ших­ся маг­ни­то­фон­ных за­пи­сях сви­ри­дов­ские со­чи­не­ния, ко­то­рые ещё не ис­пол­ня­лись?

– Бе­зус­лов­но, есть. Пред­сто­ит рас­ши­ф­ро­вать ещё мно­го сви­ри­дов­ской му­зы­ки. Есть та­кие со­чи­не­ния, ко­то­рые су­ще­ст­ву­ют толь­ко на кас­се­те и не по­ло­же­ны на но­ты.

– Кто-ни­будь за­ни­ма­ет­ся их рас­ши­ф­ров­кой?

– В Кон­сер­ва­то­рии я ве­ду курс ис­точ­ни­ко­ве­де­ния, где даю ре­бя­там сви­ри­дов­ские за­пи­си для рас­ши­ф­ров­ки. Сей­час, на­при­мер, идёт ра­бо­та над со­чи­не­ни­ем «Пес­ня стран­ни­ка», на­пи­сан­ным в 1941–42 го­дах на сло­ва древ­не­ки­тай­ских по­этов. Оно за­мыс­ли­ва­лось Сви­ри­до­вым как со­чи­не­ние для го­ло­са с ор­ке­с­т­ром. По су­ще­ст­ву, это бы­ло его пер­вое про­из­ве­де­ние, где он оп­ро­бо­вал свой из­люб­лен­ный жанр пе­сен­но­го цик­ла.

– А ко­му вы да­ё­те ис­пол­нять сви­ри­дов­ские про­из­ве­де­ния?

– Это очень де­ли­кат­ный и слож­ный во­прос. Де­ло в том, что Сви­ри­дов при­вык ра­бо­тать с круп­ны­ми пер­во­класс­ны­ми ис­пол­ни­те­ля­ми и к это­му же при­учил ме­ня. В 90-е го­ды, ког­да по­яви­лись дис­ки, дя­дя по­нял, что на­до де­лать но­вые за­пи­си. Ста­рые за­пи­си, в ко­то­рых он сам при­ни­мал уча­с­тие, его уже не удов­ле­тво­ря­ли. Но тут гря­ну­ла пе­ре­ст­рой­ка, и всё по­ле­те­ло вверх тор­маш­ка­ми. Мно­гие ис­пол­ни­те­ли, за­драв шта­ны, по­бе­жа­ли на За­пад за­ра­ба­ты­вать день­ги. Ока­за­лось, что де­лать за­пи­си не с кем. Впро­чем, ещё при жиз­ни Сви­ри­до­ва на не­го вы­шел Баш­мет с пред­ло­же­ни­ем о со­труд­ни­че­ст­ве. Од­на­ко смерть дя­ди по­ме­ша­ла осу­ще­ст­вить­ся этим пла­нам. И вот в 98-м или 99-м го­ду Баш­мет зво­нит мне и го­во­рит, что Эль­за Гу­с­та­вов­на что-то обе­ща­ла ему дать. Я дол­го не мог по­нять, о чём идёт речь, по­то­му что у Сви­ри­до­ва для струн­ных спе­ци­аль­но ни­че­го вро­де бы нет. Но по­том вспом­нил и пред­ло­жил Баш­ме­ту сим­фо­нию для струн­ных, на­пи­сан­ную Сви­ри­до­вым, ког­да он был ещё сту­ден­том (Сви­ри­дов лю­бил это со­чи­не­ние, нра­ви­лось оно и Шо­с­та­ко­ви­чу, ко­то­рый в 40-м го­ду по­мог по­ста­вить его в про­грам­му де­ка­ды со­вет­ской му­зы­ки, про­хо­див­шей в Ле­нин­град­ской Фи­лар­мо­нии). И, на­до ска­зать, Баш­мет ис­пол­нил эту сим­фо­нию за­ме­ча­тель­но.

Сре­ди дру­гих ис­пол­ни­те­лей я бы от­ме­тил ру­ко­во­ди­те­ля хо­ра Тре­ть­я­ков­ской га­ле­реи Алек­сея Пу­за­ко­ва, ко­то­рый два го­да на­зад ре­шил ис­пол­нить «Пес­но­пе­ния и мо­лит­вы»; Вла­ди­ми­ра Фе­до­се­е­ва, ис­пол­нив­ше­го сов­сем не­дав­но в ор­ке­с­т­ро­вой ре­дак­ции по­эму «От­ча­лив­шая Русь». Кста­ти, хо­чу здесь ска­зать о со­вер­шен­но не­за­уряд­ной, изы­с­кан­ной ор­ке­с­т­ров­ке этой же по­эмы, ко­то­рую сде­лал для сво­е­го ор­ке­с­т­ра на­род­ных ин­ст­ру­мен­тов Вла­ди­мир Шку­ров­ский. Боль­шое бу­ду­щее, мне ка­жет­ся, у хо­ро­во­го ди­ри­жё­ра Ни­ко­лая Хонд­зин­ско­го, ко­то­рый на чи­с­том эн­ту­зи­аз­ме со­здал в Моск­ве ка­мер­ную ка­пел­лу «Рус­ская кон­сер­ва­то­рия».

Из пев­цов я бы на­звал Ан­д­рея Ка­п­ра­ло­ва, Ма­рию Чул­ко­ву, Пе­т­ра Ми­гу­но­ва и Вла­ди­ми­ра Бой­ко­ва. Все они уча­ст­ву­ют в меж­ду­на­род­ном кон­кур­се ка­мер­но­го пе­ния име­ни Сви­ри­до­ва, про­хо­дя­щем в Кур­ске.


Беседу вёл Илья КОЛОДЯЖНЫЙ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования