Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №07. 19.02.2010

Армейский импрессионизм

 Не первый уже год я веду семинары практики на журфаке МГУ в группах литературно-художественной критики. И не в каждом потоке знакомлюсь с новыми критиками, тем более – литературными. Интересы студентов-журналистов многообразны: пиар, информагентства, создание собственной газеты, а также – блоги, путешествия, клубная жизнь, счастливое замужество. И даже если интерес возникает собственно к критике, бывают группы, «болеющие» кино, театром, музыкой, – потенциальные литературные критики тут попадаются даже не через раз.

И потому особенно радуешься, когда – попадаются. Когда видишь интерес именно к слову и способность выразить его – словом. Юрий Захаров – студент третьего курса, и сейчас больше учится, чем думает о журналистской практике. Но в его текстах видны читательская вдумчивость, стремление к взвешенной оценке, самостоятельность суждения. Всё это многое обещает – нужно только работать.

Из предложенных для творческого задания авторов, публикующих рассказы в литературных журналах, Юрий выбрал Александра Карасёва. Надеюсь, что тут причиной не только мужское, но и литературное сочувствие, и предлагаю читателям «Лит.России» этот искренний вдумчивый отклик.

Валерия ПУСТОВАЯ


 

Во­ен­ная про­за в на­ше вре­мя за­ни­ма­ет весь­ма шат­кое по­ло­же­ние в ли­те­ра­ту­ре. До сих пор кри­ти­ки и пи­са­те­ли не пе­ре­ста­ют спо­рить, что же важ­нее для пи­са­те­ля – не­по­сред­ст­вен­ное уча­с­тие в со­бы­ти­ях или же боль­шая ос­ве­дом­лён­ность в «во­ен­ной ат­мо­сфе­ре»? По­зи­цию не­по­сред­ст­вен­но­го уча­ст­ни­ка бо­е­вых дей­ст­вий во вто­рой Че­чен­ской ком­па­нии за­ни­ма­ет мо­ло­дой пи­са­тель Алек­сандр Ка­ра­сёв, из­ве­ст­ный в ос­нов­ном бла­го­да­ря сво­им «Че­чен­ским рас­ска­зам», вы­шед­шим в про­шлом го­ду. Здесь его глав­ным про­тив­ни­ком вы­сту­па­ет, ко­неч­но, Вла­ди­мир Се­мё­но­вич Ма­ка­нин с ро­ма­ном «Асан». Ему так­же при­над­ле­жит весь­ма эпа­таж­ное ут­верж­де­ние «Кто это вам ска­зал, что, по­во­е­вав, вы зна­е­те, что та­кое вой­на?» Мож­но бес­ко­неч­но спо­рить с Ма­ка­ни­ным или пы­тать­ся при­ве­с­ти ве­сы об­ще­ст­вен­но­го мне­ния в рав­но­ве­сие, од­на­ко ис­тин­ная, прав­до­по­доб­ная ат­мо­сфе­ра вой­ны в его про­из­ве­де­ни­ях вы­дер­жи­ва­ет­ся да­ле­ко не все­гда. Ви­ди­мо, ино­гда зна­ме­ни­то­му пи­са­те­лю как раз и не хва­та­ет лич­ной «ос­ве­дом­лён­но­с­ти», по­это­му он по мно­гим пунк­там про­иг­ры­ва­ет тем, кто са­мо­сто­я­тель­но про­шёл че­рез че­чен­ские ре­а­лии. Здесь уме­ст­но вспом­нить ещё од­но­го пред­ста­ви­те­ля «во­и­нов» – Ар­ка­дия Баб­чен­ко с его пер­со­наль­ны­ми «Че­чен­ски­ми рас­ска­за­ми», ко­то­рые рас­кры­ва­ют те­му Че­чен­ской кам­па­нии, по­жа­луй, не­сколь­ко жёст­че, чем вы­ше­упо­мя­ну­тая кни­га с од­но­имён­ным на­зва­ни­ем.

На фо­не ос­таль­ных из­ве­ст­ных про­из­ве­де­ний рас­ска­зы Ка­ра­сё­ва вы­гля­дят не­сколь­ко не­о­быч­но. Че­го мы обыч­но ждём от ху­дож­ни­ка, ре­шив­ше­го на­ри­со­вать па­но­ра­му ар­мей­ской жиз­ни? Пред­став­ля­ет­ся, как пра­ви­ло, кар­ти­на су­гу­бо ре­а­ли­с­ти­че­с­кая: раз­гар боя, пред­смерт­ные кри­ки, сви­с­тя­щие пу­ли… И в та­ком слу­чае мы же­с­то­ко оши­ба­ем­ся. В по­след­них рас­ска­зах Ка­ра­сё­ва все­го это­го фак­ти­че­с­ки нет. Он – на­сто­я­щий им­прес­си­о­нист сре­ди всех ос­таль­ных ху­дож­ни­ков. Каж­дый его рас­сказ бук­валь­но на на­ших гла­зах пре­вра­ща­ет­ся в кра­соч­ное по­лот­но, ко­то­рое лишь на пер­вый взгляд мо­жет по­ка­зать­ся про­стым. Пе­ред каж­дой кар­ти­ной ос­та­нав­ли­ва­ешь­ся и вгля­ды­ва­ешь­ся в неё по­луч­ше, то от­хо­дя, что­бы уви­деть её во всей пол­но­те, то при­сталь­но всма­т­ри­ва­ясь в де­та­ли, под­хо­дя вплот­ную. Вот, на­при­мер, рас­сказ «Пре­да­тель» (он на­пе­ча­тан в де­ся­том вы­пу­с­ке аль­ма­на­ха «Ли­т­рос») – че­го в нём толь­ко нет! По­на­ча­лу это весь­ма за­нят­ные и в чём-то близ­кие кар­ти­ны бы­то­вой жиз­ни, очень по­дроб­ные и ко­ло­рит­ные. В ре­аль­но­с­ти про­ис­хо­дя­ще­го не со­мне­ва­ешь­ся ни се­кун­ды. Но вот на­чи­на­ет­ся пер­вая бо­е­вая сце­на, по­дан­ная нам очень сво­е­об­раз­но: нет ни имён, ни разъ­яс­не­ний про­ис­хо­дя­ще­го, од­на лишь кар­ти­на ди­на­мич­но­го сра­же­ния. «Спа­да­ет за­ве­са пы­ли и ды­ма, а за ней уже слы­шен гул мо­то­ров и то­пот ко­пыт. На ожив­шие око­пы за ше­с­тью тан­ка­ми вто­рой тан­ко­вой бри­га­ды про­ры­ва идёт пер­вый гвар­дей­ский ка­за­чий полк!» За­та­ив ды­ха­ние, сле­дишь за пе­ре­беж­ка­ми, вы­ст­ре­ла­ми, за каж­дым дей­ст­ви­ем… И тут ока­зы­ва­ет­ся, что это лишь маль­чиш­ки иг­ра­ют на ули­це, мыс­лен­но ри­суя во­круг все ужа­сы ре­аль­но­го боя. Про­ис­хо­дит всё это на­столь­ко не­о­жи­дан­но, что за даль­ней­шим раз­ви­ти­ем со­бы­тий сле­дишь с не­ко­то­рой опа­с­кой. Вдруг всё это оче­ред­ная фан­та­зия? Но нет, те­перь это цар­ст­во су­ро­вой ре­аль­но­с­ти, в ко­то­рой внук по­ни­ма­ет, по­че­му его де­душ­ка ни­ког­да не рас­ска­зы­вал ему о вой­не и не по­ка­зы­вал ме­да­лей. Пре­да­тель! Это сло­во боль­но вон­за­ет­ся в дет­скую пси­хи­ку и пе­ре­во­ра­чи­ва­ет весь мир, пол­ный дет­ских грёз, с ног на го­ло­ву. Мы ви­дим, как ма­лень­кий Ми­ша, глав­ный ге­рой рас­ска­за, уже пред­став­ля­ет се­бя млад­шим уряд­ни­ком Ку­ди­но­вым и под­пол­за­ет к ни­че­го не по­до­зре­ва­ю­ще­му «пре­да­те­лю». И вот на этом вол­ну­ю­щем ме­с­те по­ве­ст­во­ва­ние об­ры­ва­ет­ся! Тот, кто уви­дел этот мо­мент, дол­жен до­мыс­лить даль­ней­шее раз­ви­тие со­бы­тий са­мо­сто­я­тель­но – ав­тор не да­ёт ни­ка­ких под­ска­зок. Что он хо­тел ска­зать? У каж­до­го свой де­душ­ка-пре­да­тель и свой Ми­ша, пред­став­ля­ю­щий се­бя хра­б­рым сол­да­том… Кто зна­ет, что с ни­ми бу­дет?

Опи­са­ние сол­дат­ской жиз­ни, вза­и­мо­от­но­ше­ний с род­ст­вен­ни­ка­ми и дру­зь­я­ми – вот то, на что в по­след­них рас­ска­зах Ка­ра­сёв об­ра­ща­ет осо­бое вни­ма­ние. Не­по­сред­ст­вен­но бо­е­вых сцен не так мно­го, за­то все они кра­соч­ны и по­рой да­же ли­рич­ны. С маль­чи­ше­с­кой вой­ной, по­ка­зан­ной в «Пре­да­те­ле», со­сед­ст­ву­ет, на­при­мер, ла­ко­нич­ное опи­са­ние бо­е­вых дей­ст­вий в рас­ска­зе «До­ро­га в об­ла­ка». Это ис­то­рия юно­ши по име­ни Алек­сей, ко­то­рый са­мо­сто­я­тель­но, во­пре­ки во­ле ро­ди­те­лей по­шёл в ар­мию и смог про­явить се­бя в Аф­га­ни­с­та­не. «Обе­щая за­рвав­шей­ся пе­хо­те смерть, солн­це са­ди­лось в не­по­кор­ные ска­лы; мя­теж­ни­ки под­тя­ги­ва­лись для бро­с­ка, их дерз­кие фи­гур­ки би­ли из-за кам­ней всё при­цель­ней» – вот так опи­сы­ва­ют­ся обыч­ные ар­мей­ские буд­ни мо­ло­до­го че­ло­ве­ка, по­пав­ше­го на по­ле бит­вы меж­ду жиз­нью и смер­тью. С осо­бен­ным, ес­ли хо­ти­те, ар­мей­ским ро­ман­тиз­мом, хо­тя и не ли­шён­ным мно­гих ре­а­ли­с­ти­че­с­ких по­дроб­но­с­тей. В кон­це рас­ска­за Лё­ша, «во­юя на зем­ле», по­лу­ча­ет ра­не­ние и по­ги­ба­ет. Впол­не про­гно­зи­ру­е­мый ко­нец для по­доб­но­го про­из­ве­де­ния, не прав­да ли? Нет же, Ка­ра­сёв вновь да­ёт нам воз­мож­ность за­ду­мать­ся над от­кры­тым фи­на­лом: по­сле смер­ти юно­ши рас­сказ­чик ви­дит лишь «уны­лое не­бо над дво­ри­ком ко­мен­да­ту­ры и уже в дру­гом не­бе (по­че­му-то жёл­том) вер­то­лёт над склад­ка­ми гор». По­че­му же жёл­тое не­бо? Сим­вол? Фан­та­зия? Оче­ред­ная ил­лю­зия? По­дой­ди­те по­бли­же и при­гля­ди­тесь!

Не раз ещё ав­тор за­ста­вит сво­их чи­та­те­лей фан­та­зи­ро­вать и до­ду­мы­вать окон­ча­ние про­из­ве­де­ний. Есть у не­го не­сколь­ко рас­ска­зов, сов­сем ко­рот­ких, но не­су­щих в се­бе яр­кие впе­чат­ле­ния. Это сво­е­го ро­да этю­ды, смо­т­ря на ко­то­рые мы мыс­лен­но ри­су­ем бу­ду­щие кар­ти­ны и про­ду­мы­ва­ем де­та­ли. На­при­мер, в рас­ска­зе «Клюк­ва» мы ви­дим, как офи­цер по­лу­ча­ет на­гра­ду – «Ан­ну чет­вёр­той сте­пе­ни». Он, по­доб­но ге­ро­ям Че­хо­ва, от­ка­зы­ва­ет­ся но­сить её на шее и мон­ти­ру­ет в порт­си­гар. Тут мы не­о­жи­дан­но уз­на­ём, что этот офи­цер – сам Ми­ха­ил Зо­щен­ко, уди­вив­ший сво­ей хра­б­ро­с­тью ко­ман­до­ва­ние. На этом по­ве­ст­во­ва­ние за­вер­ша­ет­ся. От­хо­дим от не­боль­шой кар­ти­ны и дви­жем­ся даль­ше. Вот уж сов­сем за­га­доч­ная ра­бо­та! Рас­сказ «Со­рок дней до при­ка­за», ещё од­но ав­тор­ское впе­чат­ле­ние, буд­то бы на­ско­ро за­пи­сан­ное в блок­нот. Сю­жет мож­но пе­ре­ска­зать в двух сло­вах: сол­да­та Ива­но­ва бу­дит ка­пи­тан Ле­миш и про­сит зай­ти к не­му в ка­би­нет. Мо­ло­дой че­ло­век, ед­ва отой­дя от при­ят­ных снов и теп­ла кро­ва­ти, за­хо­дит в ка­би­нет и рас­сма­т­ри­ва­ет кни­ги. Не­о­жи­дан­но во­шед­ший ка­пи­тан на­но­сит ему удар, за­вя­зы­ва­ет­ся ко­рот­кая дра­ка, в ре­зуль­та­те ко­то­рой Ива­нов по­беж­да­ет. Ни слов, ни воз­гла­сов. Толь­ко те­ло Ле­ми­ша, ле­жа­щее на по­лу в кро­ви. На этом – всё! Ед­ва толь­ко мы при­го­то­ви­лись слу­шать ар­мей­скую речь и пы­та­лись пре­ду­га­дать сю­жет… За­га­доч­но? Не­по­нят­но? Но ведь в этом и вся пре­лесть это­го этю­да!

Про­из­ве­де­ния Ка­ра­сё­ва, не­смо­т­ря на свою ка­жу­щу­ю­ся про­сто­ту и лёг­кость, за­слу­жи­ва­ют то­го, что­бы чи­та­тель за­ду­мал­ся над ни­ми и взял в ру­ки кисть сво­е­го во­об­ра­же­ния. Да, эти кар­ти­ны, эти за­ри­сов­ки и эти этю­ды дей­ст­ви­тель­но слож­но по­нять с пер­во­го ра­за. Но ви­де­ли ли вы что-ни­будь по­доб­ное в про­из­ве­де­ни­ях о со­вре­мен­ных вой­нах? Воз­мож­но, со­вре­мен­ный чи­та­тель про­сто при­вык, что ар­мей­ские ре­а­лии ча­ще все­го по­да­ют­ся од­но­знач­но и не тре­бу­ют дол­го­го пе­ре­ос­мыс­ле­ния. Рас­ска­зы Ка­ра­сё­ва оп­ро­вер­га­ют эту мысль. Пе­ре­хо­дя от впе­чат­ле­ния к впе­чат­ле­нию, каж­дый чи­та­тель вос­соз­да­ёт опи­сы­ва­е­мый мир и буд­то бы по­се­ща­ет соб­ст­вен­ную кар­тин­ную вы­став­ку, но что он там уви­дит – это уже за­гад­ка для всех и каж­до­го в от­дель­но­с­ти. Вас уди­ви­ли стран­ность и про­сто­та этих сво­е­об­раз­ных им­прес­си­о­ни­с­ти­че­с­ких за­ри­со­вок? Тог­да зай­ди­те в эту га­ле­рею ещё раз и вгля­ди­тесь в иг­ру кра­сок вни­ма­тель­нее. А вдруг это по­втор­ное по­се­ще­ние от­кро­ет вам то, что ра­нее ка­за­лось ма­ло­важ­ным и не­за­мет­ным? Всё мо­жет быть. 


Юрий ЗАХАРОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования