Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №07. 19.02.2010

Любовная лодка разбилась о быт

Лу­ций Ан­ней Се­не­ка – Жан Ануй. Ме­дея. Мос­ков­ский Те­атр Юно­го Зри­те­ля. Ре­жис­сёр-по­ста­нов­щик Ка­ма Гин­кас.

 

В ка­че­ст­ве ли­те­ра­тур­ной ос­но­вы для это­го спек­так­ля взят от­но­си­тель­но со­вре­мен­ный текст Жа­на Ануя, в свою оче­редь опи­ра­ю­щий­ся на тра­ге­дию Лу­ция Ан­нея Се­не­ки. И ес­ли у Се­не­ки Ме­дея изо­б­ра­же­на не­ис­то­вой зло­дей­кой, про­ти­во­по­с­та­вив­шей се­бя все­му ми­ру, то у фран­цуз­ско­го дра­ма­тур­га кон­фликт ещё бо­лее за­ос­т­рён: Ме­дея как пред­ста­ви­тель­ни­ца не­о­буз­дан­ной, сти­хий­ной при­род­ной си­лы про­ти­во­по­с­тав­ля­ет­ся бур­жу­аз­ной, обы­ва­тель­ской по­зи­ции сво­е­го ос­те­пе­нив­ше­го­ся и стре­мя­ще­го­ся к по­кою и бла­го­по­лу­чию му­жа Ясо­на, а так­же его бу­ду­ще­го но­во­го те­с­тя, за­кон­ни­ка-ад­ми­ни­с­т­ра­то­ра Кре­он­та.

На­ко­нец, в по­ста­нов­ке К.Гин­ка­са ос­т­ро­та ещё уси­ле­на: текст Ануя в па­те­ти­че­с­кие мо­мен­ты до­пол­ня­ет­ся сти­хо­твор­ны­ми стро­ка­ми Се­не­ки и да­же Ио­си­фа Брод­ско­го. Со­дер­жа­ние по­эмы «Пор­т­рет тра­ге­дии» как буд­то бук­валь­но ил­лю­с­т­ри­ру­ет эво­лю­цию тра­ге­дии от ан­тич­ной клас­си­ки до се­го­дняш­ней по­ста­нов­ки К.Гин­ка­са:

 

Рань­ше, по­дру­га, ты об­ла­да­ла си­лой.

Ты при­хо­ди­ла в пол­ночь, ма­ха­ла кси­вой,

ци­ти­ро­ва­ла Ра­си­на, бы­ла кра­си­вой.

Те­перь ли­цо твоё – по­месь ту­пи­ка

с пер­спек­ти­вой.

 

Дей­ст­вие спек­так­ля Мос­ков­ско­го ТЮ­За про­ис­хо­дит в ог­ром­ной кух­не ком­му­наль­ной квар­ти­ры, со сте­на­ми из го­лу­бо­го ка­фе­ля (ху­дож­ник Сер­гей Бар­хин).

На кух­не есть при­го­рок, на ко­то­ром рас­по­ло­же­ны ста­рая те­а­т­раль­ная га­зо­вая пли­та и раз­де­лоч­ная до­с­ка с ку­ри­цей. А кран, по­хо­же, те­чёт, и об­ра­зо­вал­ся не­боль­шой во­до­ём, уг­луб­ля­ю­щий­ся к аван­сце­не так, что в кон­це спек­так­ля в нём да­же то­нет став­шая не­нуж­ной двой­ная дет­ская ко­ля­с­ка.

На кух­не, при­го­рю­нив­шись, си­дит Ме­дея (Е.Кар­пу­ши­на, уди­вив­шая ди­а­па­зо­ном сво­е­го го­ло­са – от ед­ва слыш­но­го до очень низ­ко­го и гром­ко­го) со сво­ей кор­ми­ли­цей. Кор­ми­ли­ца бед­на, в те­ло­грей­ке. Ме­дея то­же, вид­но, в нуж­де. По всей кух­не сто­ят ис­поль­зо­ван­ные вин­ные бу­тыл­ки – по­хо­же, здесь при­вык­ли за­ли­вать про­бле­мы хмель­ным зе­ль­ем.

Ме­дея – жен­щи­на кол­хид­ско­го про­ис­хож­де­ния – чу­жая в этом го­ро­де.

В мо­ло­до­с­ти принц – Ясон (Игорь Гор­дин) – был на­прав­лен от­цом в ко­ман­ди­ров­ку за зо­ло­тым ру­ном (сре­ди под­чи­нён­ных Ясо­на был да­же Ге­ракл – бу­ду­щий ге­рой из ге­ро­ев!), в слу­чае до­сти­же­ния це­ли ему бы­ло обе­ща­но не­кое не­боль­шое цар­ст­во. До­быть зо­ло­тое ру­но по­мог­ла кол­хид­ская прин­цес­са Ме­дея. По­том уп­лы­ла за прин­цем на За­пад, а это не так-то про­сто, и что­бы вы­рвать­ся в «ци­ви­ли­зо­ван­ный» мир, ей при­шлось убить бра­та, пре­дать от­ца.

Во­об­ще, ре­жис­сёр не скры­ва­ет, что сим­па­тии его на сто­ро­не Ме­деи, ко­то­рая «за сво­бо­ду», в от­ли­чие от бю­ро­кра­та Кре­он­та и оме­ща­нив­ше­го­ся Ясо­на. Та­ким об­ра­зом, вро­де бы К.Гин­кас пе­ре­во­ра­чи­ва­ет на­из­нан­ку идею Ж.Ануя, ко­то­рый, на­обо­рот, в пье­се, на­пи­сан­ной вско­ре по­сле кро­во­про­лит­ной Вто­рой ми­ро­вой вой­ны, пы­тал­ся за­ста­вить пуб­ли­ку за­ду­мать­ся, что при­вле­ка­тель­нее: ди­кая во­ин­ст­вен­ность и не­о­буз­дан­ные стра­с­ти или стрем­ле­ние ци­ви­ли­зо­ван­но обу­с­т­ро­ить жизнь…


Ильдар САФУАНОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования