Архив : №09. 05.03.2010
Мода на одноклассников
На международном кинофестивале дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске состоялась премьера нового фильма Сергея Соловьёва «Одноклассники». Представители интернет-проекта «Одноклассники.ру» уже высказали своё возмущение тем, что режиссёр не согласовал с ними использование бренда компании. Однако, как утверждает сам Соловьёв, никакой связи с популярным нынче сайтом его картина не имеет. Тем не менее ясно, что это название режиссёр придумал не без задней – рекламной – мысли (здесь также можно вспомнить написанную недавно под тем же названием пьесу Юрия Полякова). Уже сегодня можно уверенно предположить, что фильму будет обеспечена многомиллионная аудитория.
Теперь несколько слов о самой картине. Она посвящена любимой теме Соловьёва – молодёжной. Бывшие трое одноклассников (девушка и двое ребят), закончив школу, пытаются найти себя во взрослой жизни. Женятся, страдают от любви, мучаются от неудачной семейной жизни, вскрывают вены, пробуют травку, улетают в поисках счастья на Гоа, слушают музыку. В каком-то смысле «Одноклассники» – это «Асса» двадцать лет спустя. Только здесь другая молодёжь, вышедшая из семей олигархов (впрочем, такая же инфантильная и неприкаянная), другая музыка (вместо андеграунда 80-х годов звучит современная группа «Иван-Кайф»). Несомненно, что такой незамысловатый поток киносознания (в фильме мало сюжета и какой-то серьёзной интриги), отражающий современную жизнь молодого поколения, придётся многим по вкусу. Многие из 20–30-летних, несомненно, с ностальгической грустью узнают в героях фильма самих себя. Однако назвать умным и талантливым этот фильм язык не поворачивается, даже несмотря на соловьёвский слоган, предпосланный этой картине: «Слабо умное кино!» Картина пошловата и глуповата, и её бездумность вполне выражается словами из рефреном звучащей песенки «Штирлиц» (группа «Иван-Кайф»): «На четвёртом месяце радистка Кэт. Хочется какой-то связи – связи нет». Вместо того, чтобы поднимать действительно серьёзные проблемы, художественно воплощать драму современной жизни молодых людей, Соловьёв, как и двадцать лет назад, заигрывает с молодёжью, говорит с ней на убогом языке детей Рублёвки и городских окраин. По-видимому, язык искусства нашему убелённому почтенными сединами кинодеятелю уже неподвластен.
Фёдор ХМЕЛЕВСКИЙ