Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №09. 05.03.2010

Борьба за расовую чистоту жанров меня не волнует

Недавно на новостийном интернет-ресурсе «Беломорканал» прошла конференция с дальневосточным публицистом и автором документального романа «Правый руль» Василием Авченко.

«Правый руль» – дебютная книга Василия Авченко вышла под занавес прошлого года. Как отмечают многие критики, это книга о любви к автомобилям, ну и конечно, к российскому Дальнему Востоку.

Ещё в рукописи она получила две премии – имени Ильи Кормильцева в номинации «Контркультурная публицистика» и «Магистр литературы» на липкинском форуме молодых писателей. В декабре прошлого года «Правый руль» вошёл в ТОП-10 лучших книг 11-й ярмарки интеллектуальной литературы Non/fiction.

 

Василий АВЧЕНКО
Василий АВЧЕНКО

– Ва­си­лий, ощу­ща­е­те ли вы лич­но не­пре­одо­ли­мую дис­тан­цию меж­ду жур­на­ли­с­ти­кой и ли­те­ра­ту­рой? Пла­ни­ру­е­те ли на­пи­сать про­за­и­че­с­кую кни­гу и как вам ви­дит­ся со­вре­мен­ная оте­че­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра?

– Мне ка­жет­ся, нет не­пре­одо­ли­мой дис­тан­ции, и во­об­ще та­кой во­прос сей­час не сто­ит на по­ве­ст­ке дня. Со­вре­мен­ная про­за пе­ре­те­ка­ет в жур­на­ли­с­ти­ку и на­обо­рот. То про­за при­ки­ды­ва­ет­ся до­ку­мен­том, то до­ку­мент – про­зой, тут по­рой чёрт но­гу сло­мит, и удоб­нее про­сто всё за­ве­до­мо счи­тать «про­сто ли­те­ра­ту­рой», что­бы не об­ма­ны­вать­ся, не пу­тать ге­роя с ав­то­ром и т.д. Хо­тя не­ко­то­рые, да, счи­та­ют, что му­хи от­дель­но, а кот­ле­ты от­дель­но. Я – не счи­таю. Да и за­чем во­об­ще ста­вить пе­ред со­бой по­доб­ные фор­маль­ные за­да­чи, то­же не впол­не по­ни­маю. Хо­тя ес­ли ко­му-то хо­чет­ся, пусть ста­вит. Я хо­ро­шо от­но­шусь ко всем – к «чи­с­тым про­за­и­кам», к «чи­с­тым пуб­ли­ци­с­там», ес­ли толь­ко это та­лант­ли­во, ис­крен­не и хо­ро­шо. И к все­воз­мож­ным «му­тан­там», ко­то­рых сей­час всё боль­ше и к ко­то­рым я бы от­нёс и се­бя, то­же от­но­шусь хо­ро­шо. Мне во­об­ще нра­вят­ся все чи­та­ю­щие и тем бо­лее пи­шу­щие лю­ди.

Воз­мож­но, каж­до­му вре­ме­ни под­хо­дит свой жанр. И не на­до вы­му­чи­вать и ста­рать­ся не­пре­мен­но по­хо­дить, ска­жем, на Баль­за­ка. Он бы сам сей­час пи­сал по-дру­го­му.

На­пи­сать – что-то пла­ни­рую, ко­неч­но, но это то­же вряд ли по­нра­вит­ся бор­цам за ра­со­вую чи­с­то­ту жа­н­ров. Ме­ня эта чи­с­то­та не силь­но вол­ну­ет. Ме­ти­сы ча­с­то бы­ва­ют осо­бен­но кра­си­вы. Ес­ли вещь по­лу­чит­ся, пусть на неё по­том кле­ют лю­бые яр­лы­ки, не жал­ко.

– Ва­си­лий, здрав­ст­вуй­те. Ес­ли бы у вас бы вы­бор меж­ду по­ли­ти­кой и ли­те­ра­ту­рой, что бы вы­бра­ли? Вто­рой во­прос: ка­кие из про­чи­тан­ных ва­ми со­вре­мен­ных ху­до­же­ст­вен­ных про­из­ве­де­ний боль­ше все­го вас за­це­пи­ли?

– Вы­бор меж­ду ли­те­ра­ту­рой и по­ли­ти­кой? Мне ка­жет­ся, это слиш­ком умо­зри­тель­ный во­прос. Раз­ве ли­те­ра­ту­ра и по­ли­ти­ка – вза­и­мо­ис­клю­ча­ю­щие ве­щи? Бо­лее то­го, ли­те­ра­ту­ра пря­мо уча­ст­ву­ет в по­ли­ти­че­с­ком про­цес­се. А по­ли­ти­ка да­ёт пи­щу ли­те­ра­ту­ре. Мне это слож­но раз­де­лить. По­это­му и от­ве­тить слож­но. И то и дру­гое важ­но и ин­те­рес­но.

За­це­пи­ли – на­зо­ву на­вскид­ку: «Па­то­ло­гии» При­ле­пи­на. «Я – че­че­нец!» Са­ду­ла­е­ва. «Той­о­та-Кре­с­та» Тар­ков­ско­го. «Языч­ник» Куз­не­цо­ва-Ту­ля­ни­на. И мно­го ещё че­го.

– Вы не­дав­но во­шли в ли­те­ра­ту­ру и взгляд у вас ещё не за­шо­рен. Что вам не нра­вит­ся в ней? Ва­ша пя­тёр­ка со­вре­мен­ных рос­сий­ских про­за­и­ков.

– Спа­си­бо вам за та­кую ат­те­с­та­цию. Хо­ро­ший во­прос… Я как-то боль­ше со­сре­до­та­чи­ва­юсь на том, что мне нра­вит­ся. А что не нра­вит­ся – ос­та­ёт­ся за пре­де­ла­ми по­ля зре­ния. Ну, не нра­вят­ся мне ка­кие-то ав­то­ры, так что с то­го? Или вот мно­гие се­ту­ют, что «нет ге­роя». Ну нет – и нет. Мне вот что по-на­сто­я­ще­му не нра­вит­ся: что сей­час чи­та­ют ма­ло в Рос­сии.

Пя­тёр­ка про­за­и­ков – чи­с­то субъ­ек­тив­ная (не «оцен­ка ме­с­та в ли­те­ра­ту­ре», по­то­му что я не ли­те­ра­ту­ро­вед, а про­сто – ав­то­ры, ко­то­рые мне нра­вят­ся). Пусть бу­дет так: При­ле­пин. Сен­чин. Алек­сей Ива­нов. Ели­за­ров. Са­ду­ла­ев. Ви­ди­те, спи­сок бо­лее чем субъ­ек­ти­вен. Мож­но лег­ко на­звать ещё де­ся­ток имён. Я, к при­ме­ру, да­же Бы­ко­ва не на­звал. И да­же Ли­мо­но­ва.

– Мы, жи­те­ли ев­ро­пей­ской ча­с­ти, сов­сем не зна­ем, как жи­вут на­ши со­оте­че­ст­вен­ни­ки на дру­гом краю стра­ны. Чем ды­шат, о чём меч­та­ют, ну и т.д. Пол­ная ин­фор­ма­ци­он­ная бло­ка­да по ТВ...

– Мы то­же ма­ло зна­ем о ев­ро­пей­ской ча­с­ти Рос­сии. Хо­тя, мо­жет, не­мно­го боль­ше – про­сто по­то­му что по­треб­ля­ем мос­ков­ское те­ле­ви­де­ние, чи­та­ем книж­ки, на­пи­сан­ные в Моск­ве и о Моск­ве, и т.д.

И всё же в Сунь­ке – со­сед­нем ки­тай­ском го­род­ке Суй­фэнь­хэ – бы­ли все, а в Моск­ве или Пи­те­ре – да­ле­ко не все из мо­их ро­вес­ни­ков. Это не­нор­маль­но, ко­неч­но.

– К боль­шо­му сты­ду, ни­ког­да не был на Даль­нем Вос­то­ке. Ва­си­лий, на ваш взгляд, чем прин­ци­пи­аль­но раз­ли­ча­ет­ся ми­ро­ощу­ще­ние ва­ших зем­ля­ков и жи­те­лей ев­ро­пей­ской Рос­сии? Не­уже­ли по­сте­пен­но скла­ды­ва­ют­ся две со­вер­шен­но раз­лич­ные на­ции?

– Раз­де­ляю ва­шу обес­по­ко­ен­ность; по­ка на­ция у нас ещё всё-та­ки од­на – вплоть до то­го, что мы смо­т­рим один те­ле­ви­зор, слу­ша­ем од­ну по­псу и т.д., то есть ин­фор­ма­ци­он­но-куль­тур­ное про­ст­ран­ст­во ещё в ка­кой-то сте­пе­ни еди­но. Про­сто у нас пи­во за­ку­сы­ва­ют не воб­лой, а ко­рюш­кой, но раз­го­во­ры за этим пи­вом – о том же са­мом, что и вез­де (на­сколь­ко мо­гу су­дить). Но есть тре­щи­ны. Вот од­на из тре­щин – пре­сло­ву­тый пра­вый руль. По ли­нии «Моск­ва-пе­ри­фе­рия» то­же яв­ный рас­кол, бе­зот­но­си­тель­но кон­крет­ных ре­ги­о­нов. Есть та­кие, ска­жем, бо­ле­вые точ­ки, ге­о­по­ли­ти­че­с­кий ка­ри­ес, уже пе­ре­хо­дя­щий кое-где в пуль­пит. И ес­ли смо­де­ли­ро­вать даль­ней­шее раз­ви­тие име­ю­щих­ся уже се­го­дня фак­то­ров, то мож­но пред­по­ло­жить, как это ни при­скорб­но, что Рос­сия со вре­ме­нем по­те­ря­ет Даль­ний Вос­ток.

– Ва­си­лий, как даль­не­во­с­точ­ни­ки от­нес­лись к то­му, что фе­де­раль­ная власть для раз­го­на ми­тин­га во Вла­ди­во­с­то­ке при­сла­ла ОМОН из дру­гих ре­ги­о­нов?

– Не­га­тив­но. А как ещё к это­му мож­но от­но­сить­ся? Хо­тя, мо­жет, это бы­ло да­же по­лез­но. В Моск­ве, к при­ме­ру, раз­лич­ных де­мон­ст­ран­тов бьют уже мно­го лет. А мы ос­та­ва­лись не­би­тым го­ро­дом. У ко­го-то ещё со­хра­ня­лись на­ив­ные де­мо­кра­ти­че­с­кие ил­лю­зии. Так что де­сант ми­ли­цей­ско­го спец­под­раз­де­ле­ния «Зубр» из под­мо­с­ков­но­го Щёл­ко­во ока­зал мощ­ный от­резв­ля­ю­щий эф­фект – от­резв­ля­ю­щий не в том смыс­ле, что мы ус­по­ко­и­лись, а в том, что мы чёт­ко ус­во­и­ли, как власть от­но­сит­ся к граж­да­нам. То, что нас не уби­ва­ет, де­ла­ет нас силь­нее.


Подготовил Андрей РУДАЛЁВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования