Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №09. 05.03.2010

Двойники ставят мат

Ещё раз о ли­те­ра­тур­ных фан­то­мах

 

 Синопсис статьи госпожи Василенко «Критика критики, или Опять о премии Белкина» («ЛР», 2010, 19 февраля) можно выразить небезызвестной фразой: «Не виноватая я, она сама отказалась от премии». Естественно, что речь идёт об Ульяне Гамаюн, которую смело и без опаски необходимо назвать первым открытым российским литературным фантомом. Девушку никто в глаза не видел, не знает, но имя её звучит на литературных просторах всё шире и шире. Никто себе не задавал вопрос: почему все решили, что Ульяна Гамаюн – это девушка, что ей 25, что она из Днепропетровска, не из Бердичева, к примеру. Да, мне напомнят, что она лауреат «Неформата», а он вручался тем, кому до 25-ти. Почему никому в голову не пришло, что человек мог создать реального себе двойника, подать его реальные паспортные данные, но не быть тем, за кого себя выдаёт. Вдруг Ульяна Гамаюн – это сестра, однокурсница автора «Ботинок». И почему все зациклились, что Гамаюн – это девушка?! Почему не парень?!

 

Автор: Студия kvp
Автор: Студия kvp

Гул­ла Хи­ра­чев так­же вы­звал к се­бе при­сталь­ное вни­ма­ние прес­сы. Ин­те­рес­ная по­весть, ав­тор – не­из­ве­ст­ный пар­ниш­ка из Да­ге­с­та­на, по сло­вам гос­по­жи Слав­ни­ко­вой – «че­ло­век-за­гад­ка». Все на­пряг­лись в ожи­да­нии сен­са­ции… Она со­сто­я­лась, ко­рот­кая, как вы­ст­рел пи­с­то­ле­та. Ока­за­лось, что «са­мо­ро­док» Гул­ла – это все­го-на­все­го Али­са Га­ни­е­ва, и зна­е­те, сра­зу про­пал ин­те­рес не толь­ко к да­ге­с­тан­ско­му «вун­дер­кин­ду», но и к са­мой Га­ни­е­вой. Тай­на пе­ре­ста­ла ин­три­го­вать. Да, Али­са со­зда­ла свой ли­те­ра­тур­ный фан­том, и он был уда­чен, и ей бы за ним скры­вать­ся, раз­ви­вать, ле­ле­ять сво­е­го Гул­лу, но за­хо­те­лось ап­ло­ди­с­мен­тов, пуб­лич­но­с­ти. Вот, мол, смо­т­ри­те на ме­ня, ка­кая я мо­ло­дец, всех вас во­круг паль­ца об­ве­ла. Ра­зу­ме­ет­ся, что Га­ни­е­ва не бы­ла пер­во­про­ход­чи­цей, этот трюк в своё вре­мя про­де­ла­ла в том же «Де­бю­те» Ан­на Русс в 2002 го­ду, так что Али­са шла по про­то­рен­ной до­ро­ге. В од­ном уве­рен, кри­ти­ку Га­ни­е­вой боль­ше ни­ког­да не по­вто­рить ус­пе­ха Гул­лы, не­из­ве­ст­но­го и не­пред­ска­зу­е­мо­го.

Вот имен­но в этой не­пред­ска­зу­е­мо­с­ти и есть оча­ро­ва­ние Уль­я­ны Га­ма­юн. Зе­лё­ная ма­с­ка Джи­ма Кер­ри да­ва­ла ге­рою пол­ную сво­бо­ду, не­уз­на­ва­е­мость и глав­ное – рас­кре­по­щён­ность в дей­ст­ви­ях, мыс­лях, по­ступ­ках. Вер­шил свои по­дви­ги, спа­сал мир под ма­с­кой и че­ло­век-па­ук, при­ме­ров сот­ни: по­ло­жи­тель­ных и от­ри­ца­тель­ных. Ма­с­ка «Уль­я­на Га­ма­юн» ком­форт­на ав­то­ру «Бо­ти­нок», «Клю­ча», «Птиц» преж­де все­го твор­че­с­кой сво­бо­дой и не­за­ви­си­мо­с­тью, в от­ли­чие от пи­са­те­лей пуб­лич­ных и с име­нем. По­след­ние са­ми се­бе вы­бра­ли та­кой хлеб, прав­да, не­ко­то­рые скры­ва­ют­ся под ли­те­ра­тур­ны­ми псев­до­ни­ма­ми, к при­ме­ру, Алек­сандр Сне­ги­рёв. Он та­кой же Сне­ги­рёв, как я Ва­ся Пуп­кин, но с дру­гой сто­ро­ны, че­ло­век сам се­бе вы­брал ли­чи­ну, че­го же его из неё вы­го­нять.

По по­во­ду же пре­мии хо­чет­ся на­пом­нить гос­по­же Ва­си­лен­ко скан­дал не толь­ко с по­след­ним «Бу­ке­ром», но и с Ма­ка­ни­ным. Че­ло­ве­ку «Боль­шую кни­гу» вру­чи­ли, а по­том на­ча­лась сви­с­то­пля­с­ка, по­хле­ще «Бук­е­ра», тем бо­лее пре­мии Бел­ки­на. Хо­чет­ся быть веж­ли­вым, и всё же ак­ку­рат­но на­пом­ню про зер­ка­ло, на ко­то­рое не­че­го пе­нять… Что же так ду­ше­раз­ди­ра­ю­ще сте­нать­ся в ЖЖ, ес­ли вы, гос­по­жа Ва­си­лен­ко, са­ми бы­ли чле­ном жю­ри, что ж вы там не сту­ча­ли ту­ф­лёй об стол и не до­ка­зы­ва­ли, что Га­ма­юн – это «фи», а вот Эр­га­ли Гер – это «на­ше всё». Про­сти­те, но по­сле дра­ки ку­ла­ка­ми не ма­шут.

От­каз от пре­мии – про­ду­ман­ный пи­ар-ход Уль­я­ны Га­ма­юн, оби­да ли, вре­мя по­ка­жет. Оно обя­за­тель­но всё рас­ста­вит на свои ме­с­та, и каж­дый по­лу­чит за­слу­жен­ное, а не за­су­жен­ное.

И на­пос­ле­док. Ува­жа­е­мая Свет­ла­на Ва­си­лен­ко тре­во­жит­ся, что нет на ли­те­ра­тур­ном не­бо­с­кло­не со­вре­мен­но­го Вис­са­ри­о­на (для не­по­свя­щён­ных – речь, ес­те­ст­вен­но, о Бе­лин­ском). Вик­то­ра То­по­ро­ва вы­ста­ви­ла ли­те­ра­тур­ным Ма­лю­той Ску­ра­то­вым, Сер­гея Бе­ля­ко­ваИва­ном Ур­ган­том, не тро­ну­ла Ру­да­лё­ва – он пи­шет «теп­лее»; по­вез­ло Ан­д­рею. Ди­ву да­юсь ли­те­ра­тур­но­му та­лан­ту пер­во­го се­к­ре­та­ря Со­ю­за рос­сий­ских пи­са­те­лей. Да­же но­во­мод­ный Ва­ся Ши­ря­ев из Кам­чат­ки так кри­ти­ков не «мо­чит», хо­тя пар­ни­ша от­кро­вен­но не­ров­но ды­шит к то­му же Вик­то­ру Топо­­ро­ву. Ва­ся в свои не­пол­ные трид­цать лет лю­бит по­учить ста­рую гвар­дию кри­ти­ков, плес­нуть на них све­жей кам­чат­ской лек­си­кой, но что­бы по­сле ста­тей То­поро­­ва «вы­хо­дить, буд­то из пы­точ­ной ка­ме­ры, где ве­дёт­ся до­зна­ние: кто из пи­са­те­лей с кем, ког­да и по­че­му?», нет, у Ва­си ещё на та­кое тя­мы не до­ста­ло. Свет­ла­на Вла­ди­ми­ров­на, вы уж силь­но пе­ре­гну­ли. Та­ки­ми сло­ве­са­ми на­до бы­ло рас­ки­ды­вать­ся на пар­тий­ных со­бра­ни­ях в до­б­рые со­вет­ские вре­ме­на. В 21 ве­ке «пы­точ­ная ка­ме­ра» – это уже ана­хро­низм. Сла­ва Бо­гу, что я в этом го­ду не вы­дви­га­юсь на «Боль­шую кни­гу», где вы име­е­те честь вхо­дить в со­став экс­перт­но­го со­ве­та под ру­ко­вод­ст­вом Ми­ха­и­ла Бу­то­ва. Вы уж там, по­жа­луй­ста, не оши­би­тесь, как с пре­ми­ей Бел­ки­на, очень вас про­шу об этом. Бо­юсь, от трёх мил­ли­о­нов ни­кто не бу­дет от­ка­зы­вать­ся.

А ста­тью об Эр­га­ли Ге­ре на­пи­шу, чув­ст­вую же, что вам очень это­го хо­чет­ся, так что по ко­с­точ­кам раз­бе­ру его «Ко­му».

С ис­крен­но­с­тью,


Сергей БОГДАНОВ,
пока для всех литературный фантом




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования