Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №09. 05.03.2010

Ещё одно сказанье

 За­ме­че­но, что в по­след­нее вре­мя под вли­я­ни­ем де­мо­кра­ти­че­с­ких тен­ден­ций со­вре­мен­ные сту­ден­ты пе­ре­ста­ли стес­нять­ся сво­ей не­при­яз­ни к изу­ча­е­мым пред­ме­там. Бо­лее то­го – за­ча­с­тую бра­ви­ру­ют этим. Бу­ду­щие те­ле­жур­на­ли­с­ты из ин­сти­ту­та «Ос­тан­ки­но» не упу­с­ка­ют слу­чая ска­зать, что не лю­бят смо­т­реть те­ле­ви­зор. Всё рав­но как бу­ду­щие пе­да­го­ги жа­ло­ва­лись бы на то, что не лю­бят де­тей, а вра­чи тер­петь не мо­гут боль­ных. Ха­рак­тер­но, что о сво­их при­ст­ра­с­ти­ях они со­об­ща­ют не в хо­де при­ём­ных эк­за­ме­нов, а уже, так ска­зать, в про­цес­се обу­че­ния.

Не­дав­но пя­ти­курс­ни­ца Ли­те­ра­тур­но­го ин­сти­ту­та име­ни А.М. Горь­ко­го, явив­шись на до­сда­чу эк­за­ме­на, до­ве­ри­тель­но рас­ска­за­ла мне, что со шко­лы не лю­бит Пуш­ки­на. Что тут воз­ра­зить? У каж­до­го ведь свой вкус и своё по­ни­ма­ние. Я все­рьёз за­ду­мал­ся. Но вско­ре судь­ба са­ма под­ска­за­ла воз­мож­ный вы­ход из си­ту­а­ции – я ока­зал­ся на пре­мье­ре мо­но­спек­так­ля «Бо­рис Го­ду­нов» в мос­ков­ском Те­а­т­ре на Пе­ров­ской.

Да гос­по­ди! Что, мы «Бо­ри­са Го­ду­но­ва» не чи­та­ли, не ви­де­ли по­ста­но­вок? И чи­та­ли, и ви­де­ли. Но тем ин­те­рес­нее но­вое про­чте­ние – взгляд на клас­си­ку гла­за­ми со­вре­мен­но­го ху­дож­ни­ка.

Ав­тор и ис­пол­ни­тель но­во­го спек­так­ля – на­род­ный ар­тист Рос­сии Вик­тор Ни­ки­тин. Для не­го об­ра­ще­ние к клас­си­ке не в но­вин­ку (в по­служ­ном спи­с­ке ак­тё­ра ро­ли из пьес Го­го­ля, Су­ма­ро­ко­ва, Фон­ви­зи­на). И от­вет­ст­вен­ней­ший жанр мо­но­спек­так­ля дав­но ос­во­ен ма­с­те­ром сце­ны. Ка­кую же но­вую стра­ни­цу в сво­ём твор­че­ст­ве пе­ре­вер­нул он сво­им со­зда­ни­ем?

Ла­пи­дар­ное оформ­ле­ние сце­ны – на чёр­ном фо­не из бу­та­фо­рии один стул – не вы­гля­дит да­нью мо­де. Это не мрач­ное пи­жон­ское эс­тет­ст­во в ду­хе Ри­ма­са Ту­ми­на­са. За та­ким ху­до­же­ст­вен­ным ре­ше­ни­ем яс­но про­гля­ды­ва­ет на­стой­чи­вое стрем­ле­ние не ме­шать зву­ча­нию сло­ва и мыс­ли са­мо­го Пуш­ки­на. Этой же це­ли слу­жит и ак­тёр­ская ма­не­ра В.Ни­ки­ти­на. Ра­зы­г­ры­вая сце­ны из дра­ма­ти­че­с­кой по­эмы, он ма­с­тер­ски ак­цен­ти­ру­ет го­ло­са и ха­рак­те­ры дей­ст­ву­ю­щих лиц, но ни­чуть не пе­да­ли­ру­ет лич­но­ст­ных ха­рак­те­ри­с­тик, ос­те­ре­га­ясь вся­че­с­кой те­а­т­раль­но­с­ти. В на­ши дни, ког­да па­ро­дий­ное и шар­жи­ро­ван­ное изо­б­ра­же­ние из­ве­ст­ных лиц (от КВНщи­ков до Гал­ки­на) ста­ло по­валь­ным ув­ле­че­ни­ем и об­щим ме­с­том, это сце­ни­че­с­кое ре­ше­ние вы­гля­дит сме­лым и ре­ши­тель­ным по­ступ­ком.

Итак, Пуш­кин. Что же транс­ли­ру­ет нам ав­тор мо­но­спек­так­ля, чем хо­чет уди­вить и оза­да­чить? Преж­де все­го, ко­неч­но, про­бле­ма вла­с­ти, про­бле­ма тро­на и ин­триг во­круг не­го. Все­силь­ные ца­ре­двор­цы и бес­прав­ный без­молв­ст­ву­ю­щий на­род. Кровь, ле­жа­щая в ос­но­ва­нии цар­ст­вия (не на­по­ми­на­ют ли кро­ва­вые маль­чи­ки за­щит­ни­ков Бе­ло­го до­ма?). На­ко­нец – та­ин­ст­вен­ная и до­ны­не тол­ком не по­ня­тая фи­гу­ра Са­мо­зван­ца. Раз­ве ис­то­рия Бо­ри­са-ца­ря не пе­ре­кли­ка­ет­ся со стра­ни­ца­ми на­шей но­вей­шей ис­то­рии?

Но и это ещё не всё. Те ге­о­по­ли­ти­че­с­кие, ре­ли­ги­оз­ные и иде­о­ло­ги­че­с­кие мо­ти­вы пуш­кин­ской дра­мы, ко­то­рые ещё лет двад­цать на­зад сла­бо счи­ты­ва­лись на­шим со­зна­ни­ем, вы­шли се­го­дня на пе­ред­ний план. Мы и Ев­ро­па. Пра­во­сла­вие и пап­ст­во. Цер­ковь и мир­ская жизнь. Рос­сия и Поль­ша. Рос­сия и Ук­ра­и­на. Рос­сия и Лит­ва… Каж­дая из этих про­блем се­го­дня при­об­ре­ла та­кую ак­ту­аль­ность, ко­то­рая и не сни­лась вре­ме­нам уба­ю­кав­ше­го нас за­стоя. И все эти се­ме­на, за­ло­жен­ные в пуш­кин­ском ше­де­в­ре, Вик­тор Ни­ки­тин по­ста­рал­ся вы­лу­щить из тек­с­та и в мак­си­маль­но яс­ной фор­ме до­не­с­ти до со­зна­ния со­вре­мен­но­го зри­те­ля.

Вот о чём по­ми­мо все­го за­ду­мал­ся я, ког­да спек­такль за­вер­шил­ся: ес­ли бы та пя­ти­курс­ни­ца по­смо­т­ре­ла его, то не за­да­ва­лась пра­зд­ным во­про­сом: «В чём же ве­ли­чие Пуш­ки­на?». Ос­та­ёт­ся ре­шить од­ну про­бле­му, как под­нять её и от­пра­вить в те­атр на стан­ции «Но­во­ги­ре­е­во».

 

Сер­гей КАЗ­НА­ЧЕ­ЕВ,

пре­по­да­ва­тель Ли­тин­сти­ту­та


На­ша ре­дак­ция, как и Сер­гей Каз­на­че­ев, оза­да­че­на но­вы­ми ве­я­ни­я­ми в сту­ден­че­с­ких кру­гах, в том чис­ле де­мон­ст­ра­ци­ей от­кры­той не­при­яз­ни к изу­ча­е­мым пред­ме­там. Но, с дру­гой сто­ро­ны, пре­по­да­ва­те­ли ин­сти­ту­тов, на­вер­ное, то­же долж­ны во всём по­ка­зы­вать при­мер эти­ки и уж во вся­ком слу­чае под­пи­сы­вать толь­ко те экс­перт­ные за­клю­че­ния, ко­то­рые сов­па­да­ют с их лич­ным мне­ни­ем, а не го­во­рить по­том, что яко­бы они под­да­лись дав­ле­нию мос­ков­ских чи­нов­ни­ков. На­сто­я­щий пре­по­да­ва­тель дол­жен до­ро­жить сво­ей ре­пу­та­ци­ей и уметь от­ста­и­вать свои убеж­де­ния, а не рас­пи­сы­вать­ся в соб­ст­вен­ной бес­по­мощ­но­с­ти и тем бо­лее по­та­кать лжи, да­же ес­ли эта ложь ис­хо­дит из вы­со­ких вла­ст­ных ко­ри­до­ров.





Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования