Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №09. 05.03.2010

По руинам прошлого

 Ре­жис­сёр: Але­хан­д­ро Аме­на­бар

В ро­лях: Рей­чел Вайс, Макс Мин­гел­ла, Ос­кар Ай­зек, Майкл Лон­сдейл, Ру­перт Эванс, Аш­раф Бар­хом, Ри­чард Дер­ден, Са­ми Са­мир

Ис­па­ния, Маль­та, 2009, 126 мин.

 

Что­бы ис­то­ри­че­с­кий фильм по­лу­чил­ся удач­ным, нуж­но, на­вер­ное, хо­ро­шо по­ни­мать дух той эпо­хи, о ко­то­рой сни­ма­ет­ся ки­но, уметь его пе­ре­да­вать, сти­ли­зо­вать иг­ру ак­тё­ров под по­ве­де­ние лю­дей то­го вре­ме­ни. В про­тив­ном слу­чае по­лу­ча­ет­ся псев­до­ис­то­ри­че­с­кий фильм – вро­де бы со­бы­тия и де­ко­ра­ции ста­рин­ные, а вот ге­рои ве­дут се­бя в точ­но­с­ти так, как лю­ди двад­цать пер­во­го ве­ка, пло­хо изо­б­ра­жа­ю­щие лю­дей V ве­ка. В филь­ме «Аго­ра» при­мер­но так и вы­шло – гоп­ни­ки и ин­тел­ли­ген­ты со­вре­мен­но­с­ти хо­дят по ру­и­нам древ­не­еги­пет­ской и древ­не­гре­че­с­кой куль­тур, де­лая вид, что жи­вут в на­ча­ле V ве­ка.

В ос­но­ве сю­же­та – жизнь фи­ло­со­фа Ипа­тии Алек­сан­д­рий­ской (как толь­ко зри­те­ли не скло­ня­ли её имя) на фо­не бур­но­го раз­ви­тия хри­с­ти­ан­ст­ва. Са­ма Ипа­тия (Рей­чел Вайс) вы­зы­ва­ет слож­ные чув­ст­ва – с од­ной сто­ро­ны, при­вле­ка­тель­ная и ум­ная жен­щи­на, с дру­гой – фри­гид­ная (хо­тя есть сто­рон­ни­ки иных взгля­дов – что она фе­ми­ни­ст­ка или ле­с­би­ян­ка. Или же всё это од­но­вре­мен­но). Есть и чет­вёр­тый ва­ри­ант – серд­це её все­це­ло при­над­ле­жит фи­ло­со­фии. Ипа­тию ин­те­ре­су­ет лишь од­но – за­ко­ны при­ро­ды. Она пы­та­ет­ся по­стичь тай­ны ми­ро­зда­ния, об­суж­дая их в ком­па­нии мо­ло­дых лю­дей в Алек­сан­д­рий­ской биб­ли­о­те­ке. Фильм на­чи­на­ет­ся с то­го, что она из­ла­га­ет пар­ням, ко­то­рые смо­т­рят на неё с сов­сем не на­уч­ным ин­те­ре­сом, ос­но­вы те­о­рии тя­го­те­ния Иса­а­ка Нью­то­на. Ре­бя­та гля­дят на вдох­нов­лён­ную Ипа­тию со стран­ны­ми по­лу­улыб­ка­ми, и во­об­ра­же­ние ри­су­ет им по­след­ст­вия си­лы при­тя­же­ния на прак­ти­ке. Не­ко­то­рые из них, как это и бы­ва­ет обыч­но, пы­та­ют­ся по­ум­ни­чать, что­бы при­влечь её вни­ма­ние. Но всё тщет­но – лю­бовь, а тем бо­лее секс, чуж­ды её на­ту­ре, у неё на уме лишь кру­го­вые ор­би­ты пла­нет. По­ка Ипа­тия ув­ле­ка­ет­ся опы­та­ми, двое мо­ло­дых лю­дей, ари­с­то­крат и её раб, став­ший по­сле­до­ва­те­лем Хри­с­та, без­на­дёж­но влюб­ле­ны в неё. Их серд­ца пы­ла­ют, ста­рый мир ру­шит­ся на гла­зах, во­круг смерть и вак­ха­на­лия, но её вол­ну­ет толь­ко од­но – вер­тит­ся Зем­ля или не вер­тит­ся? В кон­це кон­цов оз­ве­рев­шие хри­с­ти­а­не уби­ва­ют её, так и не уз­нав­шую ни от­ве­ты на свои во­про­сы, ни люб­ви.

На фо­не этих му­чи­тель­ных для мо­ло­дых лю­дей за­ня­тий про­ис­хо­дит экс­пан­сия хри­с­ти­ан­ст­ва. Ран­ние хри­с­ти­а­не, в мас­се сво­ей пред­став­лен­ные Але­хан­д­ро Аме­на­ба­ром ди­ки­ми и же­с­то­ки­ми вар­ва­ра­ми, ог­нём и ме­чом ус­та­нав­ли­ва­ют на рим­ской зем­ле пер­вен­ст­во сво­ей ре­ли­гии. Стрем­ле­ние ре­жис­сё­ра по­ка­зать под­лин­ную ос­но­ву ре­ли­гии в пе­ри­од её ста­нов­ле­ния лег­ко при­нять за на­ро­чи­тую ан­ти­хри­с­ти­ан­скую иде­о­ло­гию. Хри­с­ти­а­не, по­ка­зан­ные им, же­с­то­ки, кро­ва­вы, не­об­ра­зо­ван­ны. Од­на­ко ско­рее Аме­на­бар ста­вил пе­ред со­бой дру­гую цель – не при­ук­ра­ши­вая ре­аль­ность, изо­б­ра­зить её та­кой, ка­кой она бы­ла. Но сти­ли­за­ция вряд ли уда­лась, на­ри­со­ван­ная им лже­ан­тич­ная ат­мо­сфе­ра име­ет не­мно­го об­ще­го с ре­аль­ной.

Кро­ме то­го, в филь­ме оче­вид­на ав­тор­ская по­зи­ция, ис­под­воль на­вя­зы­ва­е­мая зри­те­лю – ате­и­с­ты-фи­ло­со­фы ока­зы­ва­ют­ся ум­нее, бла­го­род­нее и ми­ло­серд­нее хри­с­ти­ан, про­по­ве­ду­ю­щих за­по­ве­ди Хри­с­та, ос­нов­ная из ко­то­рых – ми­ло­сер­дие. При этом для по­след­них все зна­ния учё­ных ни­че­го не сто­ят, и, по их мне­нию, Ипа­тия с её по­сле­до­ва­те­ля­ми идут по лож­но­му пу­ти. Да­же её быв­шие слу­ша­те­ли и бли­жай­шие дру­зья вре­мя от вре­ме­ни на­ме­ка­ют ей – по­смо­т­ри на мир во­круг, ну и за­чем сей­час твоя фи­ло­со­фия, ко­му она нуж­на? Слов­но под­тверж­дая эту мысль, а мо­жет, и оп­ро­вер­гая её, в кар­ти­не па­ру раз по­яв­ля­ет­ся вид Зем­ли из ко­с­мо­са, что мож­но ин­тер­пре­ти­ро­вать как сим­вол су­ет­но­с­ти всех че­ло­ве­че­с­ких стрем­ле­ний и его са­мо­го.


Иван ГОБЗЕВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования