Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШИЗОФРЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
КАКУЮ ПАМЯТЬ ОСТАВИЛ В КОСТРОМЕ О СЕБЕ БЫВШИЙ ГУБЕРНАТОР СЛЮНЯЕВ–АЛБИН
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
ЮБИЛЕЙ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №09. 05.03.2010

СКОРО В «ШКОЛУ»

 Олимпиада в Ванкувере только что закончилась, принеся нам новые победы и новые разочарования. На время Олимпийских игр Первый канал приостановил показ телесериала «Школа», и у тех, кто с пеной у рта спорил о целесообразности этого проекта, появилось время остыть и подумать. Сериал вызвал широкий общественный резонанс.

Но, по мнению части критиков, он не отражает реальной жизни в школах.

 

Что же по­ка­зы­ва­ют зри­те­лю глав­но­го те­ле­ка­на­ла стра­ны? А глав­ное – за­чем?

Во-пер­вых, не впол­не по­нят­но, по­че­му имен­но этот се­ри­ал вы­звал столь­ко эмо­ций. Ну шко­ла, ну де­ти, ну ру­га­ют­ся, вы­пи­ва­ют, ку­рят… Не­кра­си­во и не­при­ят­но. Ко­неч­но, каж­до­му хо­чет­ся ви­деть по те­ле­ви­зо­ру кра­си­вых ухо­жен­ных уче­ни­ков в школь­ной фор­ме, ко­то­рые при­леж­но учат уро­ки, си­дят с пря­мы­ми спи­на­ми за пар­та­ми, тя­нут ру­ки, же­лая от­ве­тить на во­прос учи­те­ля…

Мо­жет быть, кто-то уди­вит­ся, но та­кое в со­вре­мен­ной шко­ле то­же бы­ва­ет. Встре­ча­ет­ся в жиз­ни и «аль­тер­на­тив­ная ре­аль­ность», изо­б­ра­жён­ная Валерией Гай Гер­ма­ни­кой.

Впол­не ло­гич­но, что при пер­вом взгля­де на эк­ран нор­маль­ный и адек­ват­ный ор­га­низм взрос­ло­го че­ло­ве­ка от­тор­га­ет «Шко­лу». Всё-та­ки не са­мое при­ят­ное зре­ли­ще. Но, с дру­гой сто­ро­ны, ни­че­го ужас­но­го нам не по­ка­зы­ва­ют. Про­сто не са­мые ум­ные и та­лант­ли­вые де­ти не из са­мых бла­го­по­луч­ных се­мей ока­за­лись вдруг под опе­кой не са­мо­го вы­да­ю­ще­го­ся класс­но­го ру­ко­во­ди­те­ля. И вы­шло из это­го что-то сов­сем уж не­внят­ное. Быв­ший об­раз­цо­во-по­ка­за­тель­ный 9 «А» ста­но­вит­ся не­уп­рав­ля­е­мым – де­ти про­гу­ли­ва­ют уро­ки, ку­рят, упо­треб­ля­ют ал­ко­голь…

А рань­ше бы­ло по-дру­го­му? Вряд ли. Ко­неч­но, та­кую силь­ную кон­цен­т­ра­цию низ­мен­ных по­ступ­ков в од­ном кол­лек­ти­ве по­вст­ре­чать бы­ло труд­но и 20 лет на­зад, и те­перь. Но ведь ес­ли за­ду­мать­ся, в каж­дой шко­ле бы­ли и ху­ли­га­ны, и зло­ст­ные ку­риль­щи­ки, и ра­но по­вз­рос­лев­шие де­вуш­ки. Гер­ма­ни­ка же ре­ши­ла объ­е­ди­нить всех их в один школь­ный класс. Что из это­го по­лу­чи­лось? По­ка что не­по­нят­но.

Скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что ни­ка­кой идеи у это­го се­ри­а­ла нет – так, вы­дра­ли ку­сок из кем-то уви­ден­ной жиз­ни и по­ка­за­ли.

На­вер­ное, глав­ным ге­ро­ем се­ри­а­ла мож­но на­звать под­ро­ст­ко­вую же­с­то­кость. Но те­ма эта не но­ва для на­ше­го ки­не­ма­то­гра­фа. Вспом­нить хо­тя бы фильм «Чу­че­ло» 1982 го­да, его, кста­ти, не­дав­но по­ка­зы­ва­ли по то­му же Пер­во­му.

Ле­ну Бес­соль­це­ву, ко­то­рую сы­г­ра­ла Кри­с­ти­на Ор­ба­кай­те, не­вз­лю­би­ли в клас­се. Она бы­ла не­множ­ко не та­кая как все – на ос­кор­б­ле­ния не от­ве­ча­ла, лишь ми­ло улы­ба­лась в от­вет. В се­ри­а­ле «Шко­ла» есть ге­ро­и­ня, ко­то­рая по­па­ла в по­доб­ную си­ту­а­цию. Это Аня Но­со­ва (Ва­лен­ти­на Лу­ка­щук). Она дол­гое вре­мя на­хо­ди­лась на до­маш­нем обу­че­нии по со­сто­я­нию здо­ро­вья, но ре­ши­ла вер­нуть­ся в шко­лу.

Аня Но­со­ва жи­вёт с ба­буш­кой и де­душ­кой, у ко­то­ро­го не­дав­но слу­чил­ся ин­сульт. Ле­на Бес­соль­це­ва то­же жи­вёт с де­дом. Аня, вы­ра­жая под­ро­ст­ко­вый про­тест, кра­сит во­ло­сы в чёр­ный цвет. Ле­на бре­ет­ся на­го­ло. Аня бе­рёт в ру­ки ав­то­мат и уг­ро­жа­ет все­му клас­су рас­пра­вой. Ле­на бе­рёт ви­ну са­мо­го кра­си­во­го маль­чи­ка в клас­се на се­бя. Аня ис­те­рич­но смы­ва­ет со стен ту­а­ле­та ад­рес сай­та, на ко­то­ром вы­ло­же­ны её от­кро­вен­ные фо­то­гра­фии, Ле­на бро­са­ет­ся в ко­с­тёр, на ко­то­ром го­рит со­ло­мен­ное чу­че­ло в её одеж­де.

Да­же при весь­ма по­верх­но­ст­ном взгля­де вид­но, что ис­то­рии не­мно­го по­хо­жи. Вот толь­ко ис­то­рия Ани Но­со­вой вы­гля­дит ка­кой-то не­на­сто­я­щей и не­ис­крен­ней. Ле­на Бес­соль­це­ва ста­но­вит­ся в гла­зах зри­те­ля ге­ро­и­ней. Аню Но­со­ву мож­но в луч­шем слу­чае по­жа­леть.

Мо­жет, в мар­те сю­жет по­лу­чит но­вое раз­ви­тие, и ре­жис­сёр за­ста­вит зри­те­ля за­ме­реть и за­та­ить ды­ха­ние, ужас­нуть­ся и уди­вить­ся, про­ник­нуть­ся судь­ба­ми ге­ро­ев. Но по­ка – увы, не по­лу­чи­лось.

От­кры­тым ос­та­ёт­ся во­прос – ка­ким об­ра­зом на Пер­вый ка­нал по­пал этот се­ри­ал? И за­чем? Не­уже­ли лю­бой че­ло­век, вла­де­ю­щий свя­зя­ми, мо­жет по­ка­зы­вать то, что ему взду­ма­ет­ся?

На­при­мер, в США всё те­ле­ви­де­ние ком­мер­че­с­кое, и в ус­ло­ви­ях же­с­то­чай­шей кон­ку­рен­ции за­пу­с­тить в эфир се­ри­ал со столь низ­ки­ми рей­тин­га­ми, как у «Шко­лы», ни­кто бы не ри­ск­нул.

В ито­ге что по­лу­чил Пер­вый ка­нал от по­ка­за се­ри­а­ла, кро­ме низ­ких рей­тин­гов и ши­ро­ко­го об­ще­ст­вен­но­го ре­зо­нан­са? По­хо­же, что ни­че­го.


Любовь ГОРДЕЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования