Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №10. 12.03.2010

Слабые, жалкие люди не остаются в истории

Алина Витухновская – одна из самых оригинальных фигур современной русской литературы. Каждая её книга, статья, интервью становятся ярким перформансом. Эта беседа поэтессы с Романом Сенчиным – не исключение.

 

Алина ВИТУХНОВСКАЯ
Алина ВИТУХНОВСКАЯ

– Али­на, да­вай сра­зу к де­лу: сей­час куль­ту­ра на подъ­ё­ме или раз­ру­ша­ет­ся, гиб­нет?

– Ес­ли мы го­во­рим о рус­ской куль­ту­ре, то рус­ская куль­ту­ра XIX – на­ча­ла XX ве­ка бу­дет со­хра­не­на, но, ско­рее все­го, со­хра­не­на она бу­дет не в Рос­сии. А что ка­са­ет­ся со­вре­мен­ной рус­ской куль­ту­ры, и ли­те­ра­ту­ры в том чис­ле, то, я ду­маю, ес­те­ст­вен­но, всё раз­ру­ша­ет­ся. И здесь не­воз­мож­но не кос­нуть­ся по­ли­ти­ки...

Се­го­дняш­няя Рос­сия ни­ко­го не ус­т­ра­и­ва­ет ни как по­ли­ти­че­с­кий, ни как куль­тур­ный парт­нёр. Мы сно­ва ста­но­вим­ся стран­ным за­кры­тым про­ст­ран­ст­вом, но уже без то­го, что при­тя­ги­ва­ло к нам вни­ма­ние ми­ра, ска­жем, пол­ве­ка на­зад. Я не за­пад­ник и не сла­вя­но­фил, но мне та­кая Рос­сия про­сто не­вы­год­на и не­ин­те­рес­на. Не­ин­те­рес­на эта кор­по­ра­тив­ная си­с­те­ма, ког­да всё, в том чис­ле и в ли­те­ра­ту­ре, ре­ша­ет­ся по зна­ком­ст­ву, по друж­бе. Ког­да стре­мят­ся вос­ста­но­вить Со­вет­ский Со­юз, не по­ни­мая, что вос­ста­но­вить его не­воз­мож­но, как не­воз­мож­но стать те­ми же людь­ми, те­ми же пи­са­те­ля­ми, ка­кие бы­ли в Со­вет­ском Со­ю­зе. Лю­дей при­уча­ют жить ил­лю­зи­я­ми, в не­ко­то­рой не­адек­ват­но­с­ти. Мне ка­жет­ся, что со­вре­мен­ная рус­ская куль­ту­ра мо­жет быть вос­ста­нов­ле­на толь­ко вме­с­те с рус­ской по­ли­ти­кой. По­ка у нас бу­дет со­вет­ская по­ли­ти­ка, точ­нее не­о­со­вет­ская; по­ка мы бу­дем пле­вать на мне­ние всех ос­таль­ных, ос­та­ва­ясь при этом неф­тя­ным при­дат­ком, по су­ти, ко­ло­ни­ей, улуч­ше­ний ждать не сто­ит. Я не под­дер­жи­ваю те­зи­сы Гал­ков­ско­го, что мы ко­ло­ния Ан­г­лии, но счи­таю, что на нас от­ра­бо­та­на ко­ло­ни­аль­ная по­ли­ти­ка на 100 про­цен­тов. Та­ко­го не­ува­же­ния к сво­ей куль­ту­ре, сво­им лю­дям я не ви­де­ла ни в од­ной стра­не, где бы­ла.

– Не­ува­же­ние к лю­дям – это во­об­ще на­ша тра­ди­ция. Это вид­но из всей на­шей ис­то­рии.

– Я не мо­гу вос­при­ни­мать ва­ши сло­ва как по­ли­ти­че­с­кий ар­гу­мент. Мне глу­бо­ко всё рав­но, яв­ля­ет­ся ли это на­шей тра­ди­ци­ей или на­ци­о­наль­ной чер­той. Есть оп­ре­де­лён­ная по­ли­ти­ка вла­с­ти, и эта по­ли­ти­ка долж­на быть ува­жи­тель­ной к лю­дям, к их куль­ту­ре. А во­про­сы тра­ди­ци­он­ных от­но­ше­ний – это, на­вер­ное, не ко мне, а ско­рее к ува­жа­е­мо­му мной Юрию Ви­та­ль­е­ви­чу Мам­ле­е­ву. У не­го есть те­о­рия про Рос­сию, ко­то­рую я не раз­де­ляю – я ду­маю, что под­пи­ты­вать­ся ка­кой-ли­бо ма­зо­хист­ской ду­хов­но­с­тью здесь бо­лее не­воз­мож­но. Это мож­но бы­ло де­лать в XIX ве­ке, а сей­час у лю­дей не ос­та­лось ил­лю­зий, как бы ни хо­те­лось это­го вла­с­ти. Это уже ни­ко­му не нуж­но – вы­са­сы­вать из паль­ца эти вну­т­рен­ние че­ло­ве­че­с­кие про­бле­мы, рас­сма­т­ри­вать рус­ско­го че­ло­ве­ка как но­си­те­ля ме­та­фи­зи­ки, не­весть че­го; го­во­рить про за­га­доч­ную рус­скую ду­шу. Ну ка­кая за­га­доч­ная рус­ская ду­ша? Я, к со­жа­ле­нию, не по­мню ав­то­ра, но ча­с­то при­во­жу эту ци­та­ту: «Ну ка­кая за­га­доч­ная рус­ская ду­ша? – за­ставь­те кош­ку по-со­ба­чьи ла­ять, за­га­доч­ной по­лу­чит­ся кош­ка». Ес­ли мы по­сто­ян­но жи­вём под гнё­том вер­ти­ка­ли вла­с­ти, под гнё­том ка­кой-то ази­ат­ской вла­с­ти, и у нас при этом что-то по­лу­ча­ет­ся, то по­лу­ча­ет­ся не за счёт то­го, что здесь та­кая тра­ди­ция. Это по­лу­ча­ет­ся за счёт дей­ст­ви­тель­но уже ка­ких-то не­ис­то­щи­мых сил и ре­сур­сов на­ро­да. Но ведь на са­мом де­ле не­ис­то­щи­мых сил не бы­ва­ет. И я счи­таю, что они на ис­хо­де.

 – И ка­кой вы­ход, Али­на? По край­ней ме­ре, для куль­ту­ры? На мой взгляд, куль­ту­ра в Ев­ро­пе по­гиб­ла. Не­сколь­ко раз я бы­вал в Гер­ма­нии, и у ме­ня воз­ни­ка­ло ощу­ще­ние, что там дав­но вме­с­то ли­те­ра­ту­ры, му­зы­ки, жи­во­пи­си – дет­ские иг­ры.

– Ны­неш­няя си­ту­а­ция – это пе­ри­од пост­мо­дер­на. Я вы­сту­паю про­тив не­го – пост­мо­дерн по­ка­зы­ва­ет, что всё не­вза­прав­даш­нее, – но ви­жу, что лю­ди куль­ту­ры в пост­мо­дерн по­па­ли. Это кри­зис куль­ту­ры, и он сей­час и в Гер­ма­нии, и у нас. При этом в Гер­ма­нии, как и в лю­бой нор­маль­ной стра­не, на куль­ту­ру вы­де­ля­ют­ся не­кие суб­си­дии. В лю­бой нор­маль­ной стра­не под­дер­жи­ва­ют лю­дей ис­кус­ст­ва, и толь­ко у нас го­во­рят, что стра­да­ния об­ла­го­ра­жи­ва­ют че­ло­ве­ка, что пи­са­тель дол­жен быть ни­щим.

– Кое-ко­му по­мо­га­ют.

– Кое-ко­му ни­кто не ме­ша­ет про­дать квар­ти­ру, по­тра­тить день­ги и пой­ти ни­щен­ст­во­вать. Я го­во­рю в дан­ном слу­чае о тех лю­дях, ко­то­рых я на­блю­даю, и мне ка­жет­ся, что их ни­ще­та ни­как не об­ла­го­ра­жи­ва­ет. Мы про­шли ста­дию, ког­да об этом при­стой­но го­во­рить. Ес­ли го­су­дар­ст­во не за­бо­тит­ся о сво­ём на­ро­де, в том чис­ле и о де­я­те­лях куль­ту­ры, то куль­ту­ра вы­ми­ра­ет. А тот пи­са­тель, ко­то­ро­го об­ла­го­ра­жи­ва­ет стра­да­ние, бу­дет стра­дать сам, по сво­е­му соб­ст­вен­но­му вы­бо­ру. Но го­су­дар­ст­во обя­за­но за­бо­тить­ся о та­ких лю­дях. На­ше де­ло от­ка­зать­ся, но их де­ло пред­ло­жить.

– Это рас­про­ст­ра­нён­ное мне­ние, что го­су­дар­ст­во долж­но по­мо­гать. Но в этом есть и уг­ро­за куль­ту­ре – го­су­дар­ст­во ни­ког­да не бу­дет по­мо­гать про­сто так.

– И в этом боль­шая раз­ни­ца меж­ду на­ми и Гер­ма­ни­ей, на­при­мер. В Гер­ма­нии по­мо­га­ют про­сто так. Дру­гое де­ло, ес­ли я при­ду в ка­кое-ли­бо при­стой­ное не­мец­кое об­ще­ст­во со сверх­ра­ди­каль­ны­ми взгля­да­ми, ста­ну их там из­ла­гать, то, на­вер­ное, на­за­в­т­ра ме­ня не при­гла­сят, ска­жем, на бан­кет к по­слу. Но ме­ня не вы­черк­нут из всех спи­с­ков, не сде­ла­ют пер­со­ной нон-гра­та, и, в прин­ци­пе, там воз­мо­жен ди­а­лог лю­дей с раз­ной по­зи­ци­ей. Здесь этот ди­а­лог не­воз­мо­жен. Власть сла­ба, трус­ли­ва, по­это­му она от­ра­ба­ты­ва­ет прак­ти­ку со­вет­ско­го агит­про­па.

– И де­ла­ет это не­удач­но.

– Не­удач­но, ко­неч­но... Мы го­во­рим о куль­ту­ре, о её под­держ­ке, но я лич­но ни­че­го от этой вла­с­ти не про­шу и, ско­рее все­го, не возь­му.

– Но есть же дру­гой путь. В Рос­сии в кон­це XIX – на­ча­ле XX ве­ка поч­ти вся куль­тур­ная об­ще­ст­вен­ность су­ще­ст­во­ва­ла от­дель­но от го­су­дар­ст­ва, от вла­с­ти. По су­ще­ст­ву не при­зна­ва­ла её. Был слу­чай, что в Боль­шом те­а­т­ре Ша­ля­пин во вре­мя спек­так­ля встал на ко­ле­ни вме­с­те с труп­пой – ар­ти­с­ты про­си­ли у Ни­ко­лая Вто­ро­го при­бав­ки жа­ло­ва­ния. По­сле это­го с Ша­ля­пи­ным дол­го не об­ща­лись его дру­зья из про­грес­сив­но­го ла­ге­ря, ему при­шлось объ­яс­нять­ся, из­ви­нять­ся...

– И пра­виль­но де­ла­ли, что не об­ща­лись. Это вот у нас нын­че в Моск­ве все со все­ми об­ща­ют­ся.

Алина ВИТУХНОВСКАЯ
Алина ВИТУХНОВСКАЯ

– Пи­са­те­ли, ху­дож­ни­ки су­ще­ст­во­ва­ли на день­ги ме­це­на­тов... В ито­ге эта по­зи­ция при­ве­ла к то­му, что са­мо­дер­жа­вие па­ло, про­изо­ш­ла Ок­тябрь­ская ре­во­лю­ция, ро­ди­лась но­вая куль­ту­ра. Рас­цвет 1920-х го­дов. Мо­жет быть, луч­ше та­кой путь?

– Во-пер­вых, вы срав­ни­ва­е­те не­срав­ни­мые ве­щи. Сей­час мир всё-та­ки бо­лее от­кры­тый – Ин­тер­нет и так да­лее. И вы всё вре­мя за­бы­ва­е­те, как мы вы­гля­дим со сто­ро­ны. А вы­гля­дим мы очень не­ле­по. Для рус­ской куль­ту­ры го­раз­до бо­лее вы­год­но, что­бы её под­дер­жи­ва­ли. Впро­чем, кто имен­но под­дер­жи­ва­ет – не име­ет зна­че­ния. Куль­ту­ра от это­го не ме­ня­ет­ся – ме­ня­ют­ся толь­ко сла­бые, жал­кие лю­ди, а та­кие лю­ди, как пра­ви­ло, не ос­та­ют­ся в ис­то­рии. Ко­неч­но, хо­ро­шо, ес­ли бы по­яви­лись ме­це­на­ты. Но где они? У нас се­го­дня и оли­гар­хов не ос­та­лось – их сме­ни­ли на­зна­чен­цы, у ко­то­рых, по-мо­е­му, и де­нег-то нет.

– Вы яв­но по­ка­зы­ва­е­те, что не­до­воль­ны се­го­дняш­ним по­ло­же­ни­ем дел в Рос­сии. А сколь­ко, по-ва­ше­му, та­кая си­ту­а­ция мо­жет про­дол­жать­ся? На мой взгляд, это впол­не мо­жет длить­ся ещё лет трид­цать.

– Та­кая си­ту­а­ция мо­жет про­дол­жать­ся ров­но до тех са­мых пор, по­ка она ус­т­ра­и­ва­ет боль­шин­ст­во лю­дей. Что ка­са­ет­ся так на­зы­ва­е­мых пас­си­о­нар­ных лич­но­с­тей, – я этот тер­мин ис­поль­зую очень ус­лов­но, – то, ви­ди­мо, ста­рые пас­си­о­нар­ные лич­но­с­ти пе­ре­зре­ли, а но­вые не до­зре­ли. Что ка­са­ет­ся про­сто пер­со­на­жей, ко­то­рые дви­га­ют про­гресс, то та­кие лю­ди есть, но мне ка­жет­ся, что у них не­до­ста­точ­но мо­ти­ва­ции. Что ка­са­ет­ся на­ро­да, то он се­го­дня, как го­во­рит­ся, по­ли­ти­че­с­ки не­субъ­ек­тен. Ему ни­че­го не на­до, ему на­вя­за­ли кри­зис иде­о­ло­гий, и это мо­жет дей­ст­ви­тель­но про­дол­жать­ся трид­цать лет. Но, как го­во­рит­ся, ре­во­лю­цию де­ла­ют три про­цен­та на­се­ле­ния, а ос­таль­ные уча­ст­ву­ют, по­то­му что их вы­нуж­да­ют к это­му об­сто­я­тель­ст­ва. А об­сто­я­тель­ст­ва, боль­шей ча­с­тью, – есть эко­но­ми­че­с­кий фак­тор. До тех пор, по­ка есть суб­си­дии от го­су­дар­ст­ва, – и здесь мы рас­сма­т­ри­ва­ем вред­ность суб­си­дий, – всё бу­дет так про­дол­жать­ся.

По­че­му власть не по­мо­га­ет куль­ту­ре? По­то­му что де­я­те­ли куль­ту­ры, как пра­ви­ло, ни­как не вли­я­ют на по­ли­ти­че­с­кую, эко­но­ми­че­с­кую жизнь. А вся эко­но­ми­че­с­кая по­ли­ти­ка вла­с­ти на­прав­ле­на на то, что­бы по­дав­лять в ги­по­те­ти­че­с­кой пер­спек­ти­ве ре­во­лю­ци­он­но на­ст­ро­ен­ные слои об­ще­ст­ва.

Я ду­маю, что рус­ская куль­ту­ра, рус­ские лю­ди и дру­гие на­ро­ды Рос­сии жи­ли бы луч­ше, ес­ли бы не­кий ис­то­ри­че­с­кий им­пульс про­явил се­бя, иг­но­ри­руя на­ме­ре­ния дан­ной вла­с­ти, по­то­му что эта власть не яв­ля­ет­ся пред­ста­ви­те­лем ин­те­ре­сов на­ро­да – эта власть яв­ля­ет­ся пред­ста­ви­те­лем са­мой се­бя и сы­рь­е­во­го при­дат­ка, ко­им об­ла­да­ет. Я ду­маю, что та­кая си­ту­а­ция в лю­бом слу­чае долж­на раз­ре­шить­ся, и здесь я в оп­ре­де­лён­ном смыс­ле под­дер­жи­ваю ло­зунг: чем ху­же, тем луч­ше. Мне бы хо­те­лось, что­бы у лю­дей от­кры­лись гла­за на то, что про­ис­хо­дит. И ра­но или по­зд­но, не­за­ви­си­мо от ка­ких-то ми­фи­че­с­ких про­ис­ков За­па­да, от мо­их же­ла­ний или не­же­ла­ний, пе­ре­ста­нут пла­тить пен­сии, да­вать суб­си­дии, от­клю­чат газ, свет. Это про­сто не мо­жет не про­изой­ти. Всё идёт как по пи­са­но­му.

– Ли­те­ра­ту­ра как-то мо­жет по­вли­ять на то, что­бы у лю­дей от­кры­лись гла­за?

– Ли­те­ра­ту­ра в ли­це Вла­ди­ми­ра Со­ро­ки­на – мо­жет. Со­ро­кин рас­ти­ра­жи­ро­ван­ный, мод­ный ав­тор и хо­ро­ший пи­са­тель. Его кни­ги чи­та­ют. А ли­те­ра­ту­ра са­мая ге­ни­аль­ная, но из­ве­ст­ная еди­ни­цам – не по­вли­я­ет ни­как.

– А воз­мож­но ли ны­неш­ним от­но­си­тель­но мо­ло­дым ав­то­рам стать по-на­сто­я­ще­му из­ве­ст­ны­ми и, сле­до­ва­тель­но, вли­ять на об­ще­ст­во?

– Я ду­маю, что ни вы, ни я, ни тот, кто чи­та­ет с ут­ра до но­чи, не мо­жет объ­ек­тив­но оце­ни­вать про­цесс. Все мы жи­вём в про­ст­ран­ст­ве, ко­то­рое страш­но рас­щеп­ле­но. Все оби­та­ют в сво­их ячей­ках. Пи­са­те­лем, из­ве­ст­ным боль­шин­ст­ву, стать се­го­дня прак­ти­че­с­ки не­воз­мож­но.

– Али­на, как вы от­но­си­тесь к пуб­лич­ным вы­ступ­ле­ни­ям по­этов? Сей­час очень мно­го клу­бов, где про­хо­дят по­эти­че­с­кие ве­че­ра, и лю­ди на них ак­тив­но хо­дят. По­мню ва­ши вы­ступ­ле­ния в Му­зее Ма­я­ков­ско­го в на­ча­ле 2000-х, очень, кста­ти, силь­ные.

– Что­бы сде­лать хо­ро­ший по­эти­че­с­кий ве­чер, нуж­но ор­га­ни­зо­вы­вать всё са­мой. Всё кон­тро­ли­ро­вать, всех об­зва­ни­вать, тра­тить не Бог весть ка­кие, но всё же свои день­ги... Ес­ли бы мне сей­час пред­ло­жи­ли что-ни­будь про­ве­с­ти, я бы не ста­ла. А что ка­са­ет­ся мо­ло­дё­жи – ес­ли у них есть си­лы, то пусть де­ла­ют. Глав­ное – ка­ков ре­зуль­тат.

– Я за­дал этот во­прос к то­му, что сей­час по­эти­че­с­ких книг вы­хо­дит ма­ло, их ти­раж ча­ще все­го эк­земп­ля­ров три­с­та, пять­сот. Ред­ко в ка­ких ма­га­зи­нах эти сбор­ни­ки мож­но най­ти. И по­эти­че­с­кие ве­че­ра в ка­кой-то ме­ре под­ме­ня­ют пуб­ли­ка­ции. Что важ­нее для вас – по­эзия на бу­ма­ге или, так ска­зать, уст­ная?

– Я, ко­неч­но, за пуб­ли­ка­ции. Тем бо­лее что у по­этов, как пра­ви­ло, нет опы­та вы­ступ­ле­ний пе­ред пуб­ли­кой. Я, на­при­мер, свои тек­с­ты не умею и не хо­чу чи­тать, и, чи­тая, чув­ст­вую се­бя очень стран­но. И я бы­ла очень ра­да, ког­да по­явил­ся Во­ло­дя Епи­фан­цев, ко­то­рый чи­тал мои тек­с­ты. Он это уме­ет. Ино­гда я вы­нуж­де­на вы­сту­пать на пуб­ли­ке, но мне бы хо­те­лось, что­бы сти­хи бы­ли про­сто опуб­ли­ко­ва­ны.

– Но вот Ли­ля Брик го­во­ри­ла в на­ча­ле 60-х мо­ло­дым по­чи­та­те­лям Ма­я­ков­ско­го: «Как вы мо­же­те го­во­рить, что лю­би­те его сти­хи? Вы ведь не слы­ша­ли, как он чи­та­ет!»

– Я ду­маю, что та­кой под­ход не име­ет ни­ка­ко­го зна­че­ния. Сти­хи де­лят­ся на ка­че­ст­вен­ные и не­ка­че­ст­вен­ные. Или взять са­мо по­ня­тие по­эта, то есть че­ло­ве­ка, ко­то­рый все­гда дол­жен быть по­этом, – на мой взгляд, это на­столь­ко ус­та­ре­лая, про­сто по­ш­лая фор­ма. И по­это­му я мень­ше все­го хо­чу быть по­этом в том смыс­ле, в ка­ком мне это ви­дит­ся. Для ме­ня че­ло­век, каж­дую ми­ну­ту по­ка­зы­ва­ю­щий, что он по­эт, это что-то не­ле­пое, бе­зум­ное, асек­су­аль­ное, стран­ное, и к то­му же то, что со­вер­шен­но не ра­бо­та­ет. А Ма­я­ков­ский... Ма­я­ков­ский, во-пер­вых, это дру­гое вре­мя. И сло­во «лю­бовь» здесь не­уме­ст­но – оце­ни­вать­ся долж­но ка­че­ст­во, и у Ма­я­ков­ско­го очень ка­че­ст­вен­ные сти­хи. Мои иде­о­ло­ги­че­с­кие то­ва­ри­щи Ма­я­ков­ско­го не­на­ви­дят, а я счи­таю, что он – ге­ний. У не­го есть мас­са ду­рац­ких тек­с­тов, но это не име­ет ни­ка­ко­го зна­че­ния.

– Ду­рац­кие тек­с­ты есть у боль­шин­ст­ва по­этов.

– Да, и глу­пее все­го чи­тать всё под­ряд и го­во­рить, что вот по­эт здесь и здесь что-то не то на­пи­сал. Это смеш­но.

– Али­на, вы не так дав­но ста­ли ве­с­ти ки­но­лек­то­рий. Рас­ска­жи­те, что это та­кое?

– Я по­ка­зы­ваю оп­ре­де­лён­ные филь­мы и рас­ска­зы­ваю о них. Не­дав­но со­сто­ял­ся по­каз филь­ма «Вол­на». Те­ма бы­ла – «Вол­на» вме­с­то «Шко­лы»... О се­ри­а­ле «Шко­ла» я уз­на­ла слу­чай­но – по при­чи­не то­го, что в нём зву­чит мой текст. Пи­а­ра тут ни­ка­ко­го не бы­ло, хо­тя с ре­жис­сё­ром «Шко­лы» Ва­ле­ри­ей Гай Гер­ма­ни­кой я зна­ко­ма, знаю её фильм «Все ум­рут, а я ос­та­нусь»... Не мо­гу ска­зать, что яв­ля­юсь по­клон­ни­цей то­го, что она де­ла­ет, но де­вуш­ка та­лант­ли­вая, и мне очень не по­нра­ви­лось, что на неё все на­па­да­ют. Это опять же не­кий пост­сов­деп – тре­бо­вать за­пре­тить, за­крыть. Ну не нра­вит­ся вам «Шко­ла» – не смо­т­ри­те. Я, на­при­мер, те­ле­ви­зор поч­ти не смо­т­рю, у ме­ня есть дру­гие де­ла.

Мне по­ка­за­лось, что Гер­ма­ни­ка в «Шко­ле» пы­та­ет­ся по­ка­зать воз­рож­де­ние то­та­ли­тар­ной, не­о­со­вет­ской си­с­те­мы, пред­став­лен­ное шко­лой. И мы ре­ши­ли за­крыть эту те­му, по­ка­зав на ки­но­лек­то­рии фильм не­мец­ко­го ре­жис­сё­ра Ден­ни­са Ган­зе­ля про не­мец­кую шко­лу, где рас­ска­зы­ва­ет­ся о том, как вну­т­ри неё стро­ит­ся но­вое то­та­ли­тар­ное со­об­ще­ст­во, но­вый фа­шизм. В этом па­рал­ле­ли этих двух филь­мов. Мне хо­те­лось ска­зать, по­доб­но Бо­ри­су Ви­а­ну: «За­бе­ри­те сво­их мерт­ве­цов». Хва­тит апел­ли­ро­вать к про­шло­му. Мы жи­вём в дру­гом об­ще­ст­ве, и боль­ше ни­кто не бу­дет мар­ши­ро­вать в бе­лых или в чёр­ных ру­баш­ках, ни­кто боль­ше это­го не хо­чет. Мы жи­вём в рас­слаб­лен­ное, стран­ное вре­мя, и ни­кто не нуж­да­ет­ся в та­ких спо­со­бах ре­лак­са­ции. Это не го­во­рит о том, что то­та­ли­та­ризм не­воз­мо­жен – он воз­мо­жен и осу­ще­ств­ля­ет­ся у нас на гла­зах. И на­зы­ва­ет­ся всё это – на­си­лие. Над людь­ми со­вер­ша­ет­ся на­си­лие, и для его оп­рав­да­ния ссы­ла­ют­ся на ис­то­ри­че­с­кие си­ту­а­ции, на лич­но­с­ти. Этим за­ни­ма­ет­ся и наш ла­герь, и тот – Ста­лин, Гит­лер, ком­му­низм, фа­шизм, вой­на, пе­ре­смотр ре­зуль­та­тов вой­ны, мо­дер­ни­за­ция, мо­би­ли­за­ция... Мы хо­тим, что­бы это пе­ре­ста­ло слу­жить ма­ни­пу­ли­ро­ва­ни­ем, спе­ку­ля­ци­ей, и для это­го по­ка­за­ли фильм «Вол­на». Что­бы ус­т­ра­нить не­кие об­ще­ст­вен­ные ил­лю­зии или хо­тя бы от них дис­тан­ци­ро­вать­ся.

– А по ка­ко­му прин­ци­пу про­ис­хо­дит от­бор филь­мов для по­ка­за? И где вы их бе­рё­те?

– От­бор про­ис­хо­дит по прин­ци­пу «нра­вит­ся – не нра­вит­ся». И ста­ра­ем­ся под­би­рать филь­мы, со­от­вет­ст­ву­ю­щие мо­мен­ту... Не­ко­то­рые филь­мы мне пред­ла­га­ют зна­ко­мые, дру­гие пред­став­ля­ет ком­па­ния «Арт-ха­ус», наш парт­нёр. В об­щем, ис­точ­ни­ки есть.

– Али­на, как вы ду­ма­е­те, те­че­ние арт-ха­ус мо­жет стать ин­те­рес­ным для массово­го зри­те­ля, ес­ли эти филь­мы пу­с­тить в ши­ро­кий про­кат, рек­ла­ми­ро­вать? Мне, на­при­мер, не­по­нят­на фор­му­ли­ров­ка – это ки­но не для всех. Зри­те­ля, как го­во­рит­ся, на­до вос­пи­ты­вать.

– Арт-ха­ус по­че­му-то ас­со­ци­и­ру­ет­ся с чем-то за­нуд­ным, не­по­нят­ным. Это не так. Есть раз­ные филь­мы. Но для то­го, что­бы их уви­де­ли, нуж­ны день­ги. А в Рос­сии лю­дей, спо­соб­ных и го­то­вых по­мо­гать это­му на­прав­ле­нию, нет. Но есть ком­па­ния «Арт-ха­ус», ко­то­рая из­да­ёт филь­мы на DVD, есть мы, эти филь­мы об­суж­да­ю­щие, есть ме­с­та, где их мож­но при­об­ре­с­ти.

– Вер­нём­ся к кни­гам. Мно­го ли чи­та­е­те?

– Ма­ло. Я су­ще­ст­во нерв­ное, не­усид­чи­вое. Чи­тать я мо­гу в тюрь­ме, на­при­мер, или в ме­т­ро, а так что­бы си­деть за сто­лом в сво­ей ком­на­те – нет. Я, на­вер­ное, что на­зы­ва­ет­ся, че­ло­век дей­ст­вия. И, ско­рее все­го, я пе­ре­чи­та­ла книг в дет­ст­ве и тог­да их пе­ре­оце­ни­ла. Мне ка­за­лось, что из них что-то сле­ду­ет, что-то бу­дет даль­ше, а даль­ше ни­че­го не про­ис­хо­ди­ло, ре­аль­ность ос­та­ва­лась та­кой же. А си­деть всю жизнь с книж­ка­ми, де­лать их сво­ей жиз­нью – нет, я не хо­чу это­го. 


Беседу вёл Роман СЕНЧИН




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования