Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №10. 12.03.2010

Критическая тусовка бьётся в истерике

 

На­пом­ню: в ли­хие 90-е го­ды По­лян­ская не­од­но­крат­но бы­ла ре­аль­ным пре­тен­ден­том на хо­ро­шие де­неж­ные пре­мии. Но сна­ча­ла ей не да­ли «Рус­ско­го Бу­ке­ра». А по­том «Но­вый мир» не вы­дви­нул её «Го­ри­зонт со­бы­тий» на пре­мию кри­ти­ков име­ни Апол­ло­на Гри­го­рь­е­ва. По­сле че­го на точ­но рас­чис­лен­ном без­ры­бье очу­тил­ся сла­бень­кий мо­но­лог М.Виш­не­вец­кой с «ре­пор­та­жем из хо­с­пи­са». Что, по со­вер­шен­но спра­вед­ли­во­му за­ме­ча­нию В.То­по­ро­ва, и уг­ро­би­ло пре­мию, по­сколь­ку лю­ди в оли­гар­хи­че­с­ких струк­ту­рах По­та­ни­на и Про­хо­ро­ва, про­чи­тав скром­ный рас­сказ, без вся­кой лу­пы по­ня­ли, что это раз­вод на день­ги, и при­кры­ли фи­нан­си­ро­ва­ние. По­лу­чи­лось, что По­лян­ская воль­но или не­воль­но при­ще­ми­ла хвост вли­я­тель­ной кри­ти­че­с­кой ту­сов­ке.

Да, По­лян­ская ни­ког­да не жа­ло­ва­ла ли­те­ра­тур­ный ме­недж­мент. По­мню, как она в од­ном из ин­тер­вью про­еха­лась по Ан­ти­бу­ке­ру-99. «Вы­тол­кав про­зу с по­эзи­ей за дверь, – воз­му­ща­лась пи­са­тель­ни­ца, – кри­ти­ки усе­лись де­лить ли­те­ра­тур­ное по­ле вку­пе с пре­ми­аль­ным фон­дом. Сбы­лась ве­ко­вая меч­та – ли­те­ра­тур­ная ре­цен­зия по­бе­ди­ла как жанр. Из трёх глав­ных при­зов два бы­ли вру­че­ны за ли­те­ра­тур­ную ре­цен­зию на не­су­ще­ст­ву­ю­ще­го пи­са­те­ля (Ба­син­ский и Иван­чен­ко). По­след­нее об­сто­я­тель­ст­во, по-ви­ди­мо­му, яв­ля­ет­ся прин­ци­пи­аль­ным и ут­верж­да­ет са­мо­сто­я­тель­ную, не­за­ви­си­мую от дей­ст­ви­тель­ной жиз­ни при­ро­ду кри­ти­ки. Жаль, нет с на­ми Бул­га­ко­ва – вот бы по­ра­до­вал­ся че­ло­век. По­то­му что эта ис­то­рия аб­со­лют­но в бул­га­ков­ском вку­се. Со­вер­шен­но за­ме­ча­тель­ная ис­то­рия. И толь­ко на­ша все­об­щая за­мо­ро­чен­ность не поз­во­ли­ла оце­нить её по до­сто­ин­ст­ву. Жал­кий вы­бор сла­бых лю­дей, ли­шив­ших воз­мож­но­с­ти двух та­лант­ли­вых ав­то­ров по­лу­чить пе­ре­дыш­ку от рын­ка… Как буд­то не бы­ло в при­ро­де ро­ма­на О.Слав­ни­ко­вой, сбор­ни­ка рас­ска­зов А.Эп­пе­ля…»

По­нят­но, что сре­ди этих «сла­бых лю­дей» очу­ти­лись и Ан­д­рей Ва­си­лев­ский, и На­та­лья Ива­но­ва – то­же об­ви­нив­шая ме­ня в «ис­те­ри­ке». Они в чис­ле со­ав­то­ров то­го го­ме­ри­че­с­ко­го ре­ше­ния, ка­жет­ся, не име­ю­ще­го се­бе рав­ных в ис­то­рии ли­те­ра­ту­ры. На­пом­ню: ре­шив, что год опять ока­зал­ся «мед­ным» – то есть не­уро­жай­ным на про­зу и по­эзию то­же, кри­ти­ки со­сре­до­то­чи­ли вни­ма­ние на кри­ти­че­с­ких тек­с­тах. Ба­син­ский по­лу­чил пре­мию и ощу­ти­мый де­неж­ный приз в 6000 $ за опуб­ли­ко­ван­ную в «ЛГ» раз­нос­ную по­ло­су на Пе­ле­ви­на. Ну и что: где те­перь Ба­син­ский, а где – Пе­ле­вин? А Иван­чен­ко да­ли за ги­б­рид «Ма­с­те­ра» с «Вы­со­та­ми», где он, уво­лен­ный с тре­с­ком из се­к­ре­та­рей и уязв­лён­ный, ру­бит за­ма­с­ки­ро­ван­ную под ре­цен­зию на не­су­ще­ст­ву­ю­щую кни­гу прав­ду-мат­ку о за­ев­ших­ся моск­ви­чах.

Один из тон­чай­ших и неж­ней­ших кри­ти­ков, Алек­сандр Аге­ев, не­за­дол­го до сво­е­го ухо­да из жиз­ни (Гос­по­ди, а ведь мы все один за дру­гим без­вре­мен­но вы­ми­ра­ем! Мы! Все! По­мня­щие и лю­бя­щие Ка­за­ко­ва и Три­фо­но­ва, Сё­ми­на и Ку­ва­е­ва, фа­ми­лии ко­то­рых уже ма­ло что го­во­рят на­ро­див­ше­му­ся пле­ме­ни не­зна­е­мо­му и но­во­му!), ког­да уже ни­че­го не бо­ят­ся и ду­ма­ют о глав­ном, пи­сал:

«…Вот сов­сем не­дав­но уш­ла из жиз­ни Ири­на По­лян­ская – про­за­ик от Бо­га, каж­дый её ро­ман в 90-е го­ды и в на­ча­ле «ну­ле­вых» был ти­хой сен­са­ци­ей в сре­де по­ни­ма­ю­щих, что та­кое на­сто­я­щая про­за. «Про­хож­де­ние те­ни», «Чи­та­ю­щая во­да», «Го­ри­зонт со­бы­тий» – за пять лет все­го три ро­ма­на, но ка­ких! Ме­та­фо­ры По­лян­ской хо­те­лось вы­пи­сы­вать в за­пис­ную книж­ку с зо­ло­тым об­ре­зом, и при этом да­же На­бо­ков не вспо­ми­нал­ся – всё у пи­са­тель­ни­цы бы­ло своё, не­за­ём­ное. Гром­кой сла­вы не слу­чи­лось».

Пол­но­стью с Аге­е­вым со­глас­на! Толь­ко по­че­му – ТИ­ХОЙ сен­са­ци­ей? По­че­му каж­дый из чи­та­те­лей и кри­ти­ков пе­ре­жи­вал эту сен­са­цию вти­хо­мол­ку, не да­вая сво­е­му вос­хи­ще­нию вы­рвать­ся на­ру­жу? Что­бы под­дер­жать из­не­мо­га­ю­ще­го в бо­лез­ни и труд­но­с­тях бы­то­вых ав­то­ра не­ве­ро­ят­но­го и ос­ле­пи­тель­но­го да­ро­ва­ния, что­бы по­мочь там – ста­ть­ёй, там – лиш­ним упо­ми­на­ни­ем, там – вклю­че­ни­ем в обой­му со­ис­ка­те­лей? Вот сла­вы гром­кой и не слу­чи­лось – по­то­му что за­мал­чи­ва­ли, от­тес­ня­ли, оби­жа­ли. По­че­му, по­че­му? По­че­му се­го­дня на ме­с­те Аге­е­ва си­дит Ва­си­лев­ский, а на ме­с­те По­лян­ской – Та­ть­я­на Ус­ти­но­ва? Кто уса­дил Ус­ти­но­ву на са­мое пра­виль­ное ме­с­то по пра­вую ру­ку от Пу­ти­на на встре­че пре­мье­ра с пи­са­те­ля­ми? Яс­но, что сам Пу­тин и уса­дил, по-джентль­мен­ски по­дви­нув стул бли­жай­шей да­ме, – но КТО ВКЛЮ­ЧИЛ В СПИ­С­КИ при­гла­шён­ных оза­бо­тив­шим­ся куль­тур­ной си­ту­а­ци­ей пре­мье­ром огол­те­лую гра­фо­ман­ку, с тор­же­ст­вом по­гля­ды­ва­ю­щую на мил­ли­он­ную стра­ну с эк­ра­на?

По­хо­же, бал пра­вит ли­те­ра­тур­ный ме­недж­мент. Вот уже На­та­лья Ива­но­ва, вы­со­ко­мер­но пе­ре­пу­тав Эр­га­ли Ге­ра с Ири­ной Го­рю­но­вой, со­ве­ту­ет Со­ю­зу рос­сий­ских пи­са­те­лей со­зда­вать свои пре­мии, на­ме­кая, что не сле­ду­ет со­вать нос не в свой ого­род. Мол, бе­ри­те при­мер с ло­па­ю­ще­го­ся от воз­му­ще­ния Би­то­ва, ко­то­рый, не вы­дер­жав, со­здал на­ко­нец свою пре­мию и вру­чил ко­му счи­та­ет нуж­ным. Мы свою пре­мию при­ду­ма­ли, са­дик по­са­ди­ли, день­ги на­шли – нам и ре­шать.

Что про­ис­хо­дит с кри­ти­ка­ми, ос­тав­ши­ми­ся без при­смо­т­ра пи­са­те­лей, мы уже зна­ем, спа­си­бо. Про­ис­хо­дит кол­лапс. 


Елена ЧЕРНЯЕВА




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования