Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №10. 12.03.2010

Находки январских номеров

 Без­дон­ный колодец

 

Ложная память? Вот опять я это слышу:

ложная память. Ну и что, что это

освобождает меня от ответственности?

Герман Садулаев. «Шалинский рейд».

Роман. «Знамя», № 1

 

Против ма­ка­нин­ско­го «Аса­на» опол­чи­лись все, друж­но за­кри­чав: «Ма­ка­нин не во­е­вал, по­то­му всё – не­прав­да».

Хо­ро­шо, гос­по­да, из­воль­те, вот вам прав­да.

Пер­вая часть ро­ма­на Гер­ма­на Са­ду­ла­е­ва «Ша­лин­ский рейд». Са­ду­ла­ев – че­че­нец; ста­ло быть, он име­ет пол­ное пра­во опи­сы­вать Чеч­ню пе­ри­о­да «не­за­ви­си­мо­с­ти». К то­му же, по­ве­ст­во­ва­ние идёт от ли­ца быв­ше­го офи­це­ра «ша­ри­ат­ской го­су­дар­ст­вен­ной бе­зо­пас­но­с­ти». Мы вдо­воль на­слу­ша­лись од­ну сто­ро­ну, те­перь по­ра дать сло­во дру­гой, про­ти­во­по­лож­ной сто­ро­не.

Кирилл АНКУДИНОВ
Кирилл АНКУДИНОВ

Увы, здесь не сы­щешь бли­с­та­тель­ной, вы­ве­рен­ной до мил­ли­ме­т­ра сю­жет­ной кап­кан­но­с­ти «Аса­на». Здесь во­об­ще нет сю­же­та как та­ко­во­го. Да и ро­ма­на-то (по су­ти) нет – вме­с­то ро­ма­на рых­лый от­чёт о жиз­ни с не­яс­ным мо­ду­сом до­сто­вер­но­с­ти – то ли «фикшн», то ли «нон-фикшн».

За­то прав­да. Под­лин­ная. Под­но­гот­ная. Чуть ли не в бук­валь­ном смыс­ле этих слов.

Не­кий Та­мер­лан Ма­го­ма­дов да­ёт по­ка­за­ния «граж­да­ни­ну на­чаль­ни­ку», фе­де­раль­но­му сле­до­ва­те­лю.

По­ла­гаю, та­кая фа­буль­ная кон­ст­рук­ция тек­с­та Са­ду­ла­е­ва за­ко­но­мер­на. Как ещё воз­мож­но по­дать глав­ную, ба­зо­вую (и фак­ти­че­с­ки од­ну-един­ст­вен­ную) ин­то­на­цию это­го уди­ви­тель­но­го в сво­ём ро­де тек­с­та?

Ин­то­на­цию не­до­умён­но­го оп­рав­да­ния.

«На­вер­ное, они кру­ти­лись, эти мил­ли­о­ны и мил­ли­ар­ды. Толь­ко где-то в не­бе, не ка­са­ясь че­чен­ской зем­ли». «И боль­ше все­го во­ро­ва­ли рус­ские… Че­чен­цы на­вер­ня­ка то­же во­ро­ва­ли, ес­ли мог­ли. Но не мог­ли сво­ро­вать так мно­го, как рус­ские…». «Я го­во­рю: не бы­ло ни­ка­кой Ич­ке­рии… Мы ни­ку­да не вы­шли из Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Из неё не­ку­да вы­хо­дить. Вый­ти из Рос­сии не­воз­мож­но». «Мы очень боль­ные и сла­бые. У нас не ос­та­лось сил жить».

Боль­ные и сла­бые, зна­чит? А лю­дей кто по­хи­щал? На сей во­прос наш Та­мер­лан от­ве­ча­ет глу­бо­ко­мыс­лен­но…

«Ду­маю, ча­с­то это бы­ли са­ми че­чен­цы»…

И тут же вспо­ми­на­ет, как за­дер­жал бан­ди­тов, ук­рав­ших дя­дю Юсу­па (че­чен­цев, ра­зу­ме­ет­ся) – и рас­ст­ре­лял их всех на ме­с­те, без су­да и след­ст­вия («на­до же как-то по­ря­док на­во­дить»). Меж­ду про­чим, Та­мер­лан – вы­пу­ск­ник пи­тер­ско­го юр­фа­ка. Меч­тал Кон­сти­ту­цию для Чеч­ни на­пи­сать…

По­ра при­смо­т­реть­ся к это­му ге­рою. Хо­тя че­го к не­му при­сма­т­ри­вать­ся? «Пу­с­той бам­бук» – без убеж­де­ний, без ха­рак­те­ра, без во­ли, без пер­спек­ти­вы. «…Два го­да я пы­тал­ся вы­жить в Рос­сии… за­ни­мал­ся ком­мер­ци­ей… не очень-то по­лу­ча­лось». Всю­ду и вез­де – не­от­ли­чим от фо­на: в пи­тер­ской об­ща­ге – ква­сит по-чёр­но­му (как все), в «не­за­ви­си­мой Ич­ке­рии» – при­ни­ма­ет Ис­лам (опять-та­ки, как все).

«Я, как ис­тин­ный му­суль­ма­нин, дер­жал ас­ке­зу три дня под­ряд». Дву­мя стра­ни­ца­ми ра­нее: «На­ша жизнь бы­ла как ве­с­терн. Кровь, стрель­ба, по­го­ни и вод­ка по ве­че­рам». Про­ли­ст­нём ещё пять стра­ниц на­зад: «Вот бы на­пу­с­тить на них Ве­ли­кую Ржав­чи­ну! На пуш­ки, ми­но­мё­ты, тан­ки, бро­не­тран­с­пор­тё­ры, что­бы ни еди­но­го пи­с­то­ле­та не ос­та­лось! Что­бы на­веч­но за­кли­ни­ли все ав­то­ма­ты Ка­лаш­ни­ко­ва в ми­ре».

«Ис­тин­ный му­суль­ма­нин», «ге­рой ве­с­тер­на», убеж­дён­ный па­ци­фист – и всё в од­ном фла­ко­не. Смо­т­ря по об­сто­я­тель­ст­вам: па­рень па­ци­фист – ког­да пар­ня до­пра­ши­ва­ет «граж­да­нин сле­до­ва­тель». Ког­да па­рень сам до­пра­ши­ва­ет – то он ге­рой ве­с­тер­на. А ес­ли на пар­ня да­вят вах­ха­би­ты – тог­да он ис­тин­ный му­суль­ма­нин.

От­ку­да, меж­ду про­чим, взя­лись эти вах­ха­би­ты-фа­на­ти­ки («шай­та­ны», «бо­ро­да­тые со­ба­ки»)? Вся ге­ро­и­че­с­кая Чеч­ня (вклю­чая на­ше­го Та­мер­ла­на) их ис­крен­не не­на­ви­дит, а они всё за­хва­ты­ва­ют власть – пу­ще и пу­ще. Сам Ма­с­ха­дов про­тив «бо­ро­да­тых со­бак» – но по­че­му-то ввёл ша­ри­ат­ское прав­ле­ние. «А ша­ри­ат ша­гал по Ич­ке­рии!».

К сло­ву, «не­за­ви­си­мая Ич­ке­рия», по ко­ей ша­гал ша­ри­ат – не от­де­ле­на от Рос­сии ни фи­нан­со­во, ни ин­фор­ма­ци­он­но. Все жи­те­ли «не­за­ви­си­мой» пре­спо­кой­но смо­т­рят рос­сий­ские те­ле­ка­на­лы. Толь­ко по­сле то­го как Ма­с­ха­дов объ­я­вит ша­ри­ат­ское прав­ле­ние, пре­кра­тит­ся рос­сий­ское те­ле­ве­ща­ние…

…За ис­клю­че­ни­ем се­ри­а­ла «Ди­кий Ан­гел». Без «Ди­ко­го Ан­ге­ла» ни­как не­воз­мож­но – взбун­ту­ют­ся жен­щи­ны Чеч­ни, как ари­с­то­фа­нов­ские Ли­си­с­т­ра­ты…

По­бла­го­да­рим Гер­ма­на Са­ду­ла­е­ва: он (поч­ти не же­лая то­го) по­ка­зал, что про­ис­хо­дит с об­ще­ст­вом без граж­дан­ской от­вет­ст­вен­но­с­ти, без во­ли к ци­ви­ли­за­ции, без му­же­ст­ва (ведь му­же­ст­во – это не с пи­с­то­ле­та­ми Стеч­ки­на по ау­лу раз­гу­ли­вать; му­же­ст­во – это про­дол­жать хра­нить вер­ность куль­ту­ре и че­ло­веч­но­с­ти – в лю­бых об­сто­я­тель­ст­вах).

Му­же­ст­вен­ные лю­ди от­сто­ят ци­ви­ли­за­цию, а «пу­с­тые бам­бу­ки» бу­дут па­дать всё ни­же и ни­же в без­дон­ный ко­ло­дец Про­шло­го. И лад­но ещё ес­ли удач­но за­це­пят­ся по до­ро­ге вниз за ка­кой-ни­будь адат или ша­ри­ат пят­над­ца­то­го ве­ка н.э.; ведь за (под) пят­над­ца­тым ве­ком н.э. – мно­го все­го: де­ся­тый век н.э., пя­тый век н.э., сот­ни ты­сяч лет до н.э., не­о­лит, ме­зо­лит, па­ле­о­лит. Нет пре­де­ла че­ло­ве­че­с­кой де­гра­да­ции…

Я сей­час ду­маю и го­во­рю не толь­ко о че­чен­цах. И да­же (в не­ко­то­рой ме­ре) сов­сем не о че­чен­цах.

 

Так дер­жать!

 

Гром ап­ло­ди­с­мен­тов ра­зо­рвал ти­ши­ну.

Сер­гей Со­ло­ух. «Уг­ря». По­весть.

«Ок­тябрь», № 1

 

В ян­вар­ском но­ме­ре «Ок­тя­б­ря» есть ка­че­ст­вен­ная про­за – это на­чаль­ные гла­вы ро­ма­на Сух­ба­та Аф­ла­ту­ни «По­кло­не­ние вол­х­вов».

Но по­сколь­ку по­ка опуб­ли­ко­ва­на толь­ко пер­вая часть пер­вой кни­ги «По­кло­не­ния вол­х­вов» (а все­го книг – три), го­во­рить о но­вом ро­ма­не Аф­ла­ту­ни ра­но.

По­се­му при­дёт­ся пе­ре­клю­чить­ся на что-то иное. На ме­нее при­ят­ное.

Вот Сер­гей Со­ло­ух за­вер­шил свою «рыб­ную три­ло­гию», со­тво­рив «Уг­рю».

Сер­гей Со­ло­ух – пи­са­тель, ко­то­рый ра­зу­чил­ся пи­сать. Гра­фо­ман и по­лу­пла­ги­а­тор.

Вме­с­то то­го что­бы тво­рить своё, Со­ло­ух про­бав­ля­ет­ся чу­жим – бе­рёт бо­лее-ме­нее из­ве­ст­ный текст, ко­вер­ка­ет его и вы­да­ёт на-го­ра па­ро­дий­ную «ва­ри­а­цию». Был «Чук и Гек» – стал «Щук и Хек», бы­ла «За­щи­та Лу­жи­на» – по­яви­лась «Ры­ба Су­ки­на».

За­чем Со­ло­ух де­ла­ет это? А за­чем поп-звёз­ды вот уже ко­то­рый год без­дар­но пе­ре­пе­ва­ют со­вет­ские шля­ге­ры? За­чем ти­ней­д­же­ры со­чи­ня­ют ма­тер­ный ва­ри­ант «Ев­ге­ния Оне­ги­на»?

К Со­ло­уху у ме­ня во­про­сов нет. Есть не­ко­то­рые во­про­сы к мо­е­му дав­не­му дру­гу Па­ше Бе­лиц­ко­му, воз­глав­ля­ю­ще­му от­дел про­зы в «Ок­тя­б­ре». Бу­ду сле­ду­ю­щий раз в Моск­ве – за­бе­гу в ре­дак­цию «Ок­тя­б­ря» и все­не­пре­мен­но спро­шу: «Па­ша, поч­то Со­ло­уху мир­во­лишь?».

…На сей раз не­уго­мон­ный Со­ло­ух ре­шил оп­ри­хо­до­вать «Тлю» Ива­на Шев­цо­ва. От­ча­с­ти в этом по­ви­нен ваш по­кор­ный слу­га, в од­ном из ли­тоб­зо­ров обо­звав­ший Со­ло­уха «пло­до­жор­кой» (ведь где «пло­до­жор­ка», там и «тля»)…

Од­на­ко что ни де­ла­ет­ся, всё к луч­ше­му…

Бра­во! Бра­вис­си­мо! Так дер­жать! Сле­до­вать тем же гал­сом!

Уж ко­ли Со­ло­ух не мо­жет не пор­тить чу­жие тек­с­ты, а «Ок­тябрь» не­спо­со­бен от­ка­зать ему в пуб­ли­ка­ции, зна­чит… на­до, что­бы Со­ло­ух брал бы для сво­их опы­тов то, что не жал­ко.

На­бо­ко­ва – жал­ко. И Ар­ка­дия Гай­да­ра – то­же жал­ко (хо­ро­ший ведь был пи­са­тель, хоть и ма­нь­як). А Ива­на Шев­цо­ва – ни­чуть не жал­ко.

А ведь ещё есть Вс. Ко­че­тов с его бес­смерт­ным тво­ре­ни­ем «Че­го же ты хо­чешь?». Есть Пер­вен­цев, За­крут­кин, Сар­та­ков, Ба­ба­ев­ский, Ге­ор­гий Мо­ке­е­вич Мар­ков, Кор­ней­чук, Ван­да Ва­си­лев­ская.

Мож­но не ог­ра­ни­чи­вать­ся «со­вет­ски­ми ре­т­ро­гра­да­ми»; кое-ка­кие «про­грес­си­с­ты» то­же пу­с­кай идут в ход. Вот, ска­жем, тол­стен­ный кир­пич Га­ли­ны Ни­ко­ла­е­вой «Бит­ва в пу­ти». Со­ло­уху его на про­корм! Или не­ко­то­рые ран­ние про­из­ве­де­ния Да­ни­и­ла Гра­ни­на (ны­не не ин­те­рес­ные и са­мо­му Гра­ни­ну). Со­ло­ух по­кон­чил с ры­ба­ми, толь­ко со­брал­ся при­сту­пить к до­маш­ним жи­вот­ным – и тут ему кста­ти по­па­да­ет­ся «Иду на гро­зу». «Иду на ко­зу», ага…

А-ну, ре­бя­та, обес­пе­чим-ка Со­ло­уха ма­ку­ла­ту­рой! Пу­щай пор­тит ма­ку­ла­ту­ру (а не ли­те­ра­ту­ру)!

 

Точ­ки над «и»

 

Он сде­лал ши­ро­кий, ще­д­рый взмах ру­кой.

Ли­хое, раз­ма­ши­с­тое дви­же­ние, ка­ким се­я­ли

у нас хлеб и зло во все вре­ме­на. И хлеб и зло.

Вла­ди­мир Ма­ка­нин. «Ночь… За­пя­тая… Ночь…».

 Рас­сказ. «Но­вый мир», № 1

 

И.Усманов. Ночь
И.Усманов. Ночь

Ком­по­зи­ция из трёх эпи­зо­дов…

Эпи­зод пер­вый. Ок­тябрь 2003-го го­да. Ма­лень­кая мос­ков­ская гос­ти­ни­ца. Кон­фе­рен­ция пси­хи­а­т­ров. Ко­мен­дант­ша Зи­на­и­да, оди­но­кая жен­щи­на сред­них лет, тай­но влю­би­лась в од­но­го из уча­ст­ни­ков кон­фе­рен­ции, кра­си­во­го, стат­но­го муж­чи­ну, и меч­та­ет о нём. Пси­хи­а­т­ры на­пу­га­ны на­чав­шей­ся за­ва­ру­хой и спеш­но разъ­ез­жа­ют­ся. Зи­на­и­да ос­та­ёт­ся од­на.

Эпи­зод вто­рой. Рас­ст­рел Бе­ло­го До­ма. Оцеп­ле­ние. Од­но­му из за­щит­ни­ков Бе­ло­го До­ма уда­ёт­ся вы­рвать­ся за кор­до­ны. Его ищут: по Моск­ве рас­кле­е­ны объ­яв­ле­ния с фо­то­ро­бо­том. Бег­ле­цу не­об­хо­ди­мо из­ба­вить­ся от ав­то­ма­та и при­мет­но­го пла­ща.

Эпи­зод тре­тий. Но­чью в гос­ти­ни­цу к Зи­на­и­де яв­ля­ет­ся не­зна­ко­мый че­ло­век с ав­то­ма­том, по­хо­жий на то­го са­мо­го пси­хи­а­т­ра (но не он), на­зы­ва­ет се­бя «экс­тра­сен­сом», «яс­но­ви­дя­щим», «по­слан­цем сил до­б­ра»; та­ин­ст­вен­ный не­зна­ко­мец гип­но­ти­че­с­ки за­став­ля­ет Зи­на­и­ду вы­не­с­ти-вы­бро­сить ча­с­ти ра­зо­бран­но­го ав­то­ма­та и плащ, про­во­дит с ней ночь люб­ви и ухо­дит на рас­све­те.

Этот сю­жет впол­не пред­ста­вим в «па­т­ри­о­ти­че­с­кой про­зе» – на стра­ни­цах «На­ше­го со­вре­мен­ни­ка», «Мос­ков­ско­го ли­те­ра­то­ра», «Подъ­ё­ма» или «Ро­ман-га­зе­ты». Бо­лее то­го, я убеж­дён в том, что не­ког­да чи­тал не­что по­доб­ное (и не раз) – прав­да, не мо­гу вспом­нить, где и у ко­го.

Муж­чи­на с ору­жи­ем (па­т­ри­от Рос­сии, обо­ро­ни­тель Бе­ло­го До­ма). По­го­ня. Оди­но­кая жен­щи­на. Встре­ча. Спа­се­ние. Лю­бовь. Ве­че­ра. Гу­де­нье са­мо­ва­ра. Дол­гие ди­а­ло­ги о «си­лах до­б­ра», «сла­вян­ских бо­гах» и «чте­нии мыс­лей на рас­сто­я­нии». Раз­лу­ка.

Но воз­мож­но ведь и дру­гое, про­ти­во­по­лож­ное…

Ци­нич­ный шар­ла­тан, на­де­лён­ный спо­соб­но­с­тью ма­ни­пу­ли­ро­вать людь­ми. Не­сча­ст­ная оди­но­кая рус­ская ба­ба. Бес­со­ве­ст­ная лап­ша на уши. По­ш­лей­шая «ле­ген­да». По­ма­т­ро­сил и бро­сил. У-у, крас­но-ко­рич­не­вые, все они та­кие.

Есть ещё, кста­ти, тре­тье…

Ви­зит фан­та­с­ти­че­с­ко­го не­зна­ком­ца при­гре­зил­ся Зи­на­и­де во сне. По­че­му бы и нет?..

Что же бы­ло? Кто он, гость Зи­на­и­ды? Ан­гел до­б­ра, об­ман­щик, сно­ви­де­ние?

Ма­ка­нин не от­ве­ча­ет на эти во­про­сы. По­то­му что не хо­чет от­ве­чать. В по­след­них стро­ках рас­ска­за он под­чёр­ки­ва­ет своё не­же­ла­ние от­ве­чать, ста­вить точ­ки над «и».

…Че­ло­ве­че­с­кое со­зна­ние по сво­ей при­ро­де ми­фо­ло­гич­но. В че­ло­ве­че­с­кое со­зна­ние встро­е­на спо­соб­ность ми­фо­ло­ги­зи­ро­вать, ар­хе­ти­пи­зи­ро­вать и сю­же­ти­зи­ро­вать объ­ек­тив­ную дей­ст­ви­тель­ность, слит­ным по­то­ком об­ле­ка­ю­щую его. «Па­т­ри­о­ты Рос­сии про­тив бан­ды Ель­ци­на» – один сю­жет. «За­щит­ни­ки юной сво­бо­ды про­тив ком­му­но-фа­ши­с­тов» – дру­гой (про­ти­во­по­лож­ный) сю­жет. А ре­аль­ность-то в 1993-м го­ду бы­ла од­на. Все мы её на­блю­да­ли (но ин­тер­пре­ти­ро­ва­ли по-раз­но­му).

Вла­ди­мир Ма­ка­нин бе­рёт ос­т­ро­ак­ту­аль­ней­шие, ог­нен­ные, об­жи­га­ю­щие си­ту­а­ции – и спе­ци­аль­но не до­ми­фо­ло­ги­зи­ро­вы­ва­ет (не до­ин­тер­пре­ти­ро­вы­ва­ет) их до ар­хе­ти­пов-сю­же­тов (до ми­фов).

Ду­маю, что Ма­ка­нин так раз­дра­жа­ет мно­гих – этим. А не ля­па­ми. Ко­му дру­го­му – про­сти­ли бы в сто раз боль­ше ко­ся­ков; Ма­ка­ни­ну – не про­ща­ют. По­то­му что ко­ся­ки – по­вод вы­плес­нуть раз­дра­же­ние из-за об­ло­мов, по­рож­дён­ных ма­ка­нин­ски­ми со­зна­тель­ны­ми не­до­ми­фо­ло­ги­зи­ро­ван­но­с­тя­ми.

А мне та­кая ме­то­да нра­вит­ся. Она ум­на и ра­ци­о­наль­на. Я люб­лю всё ум­ное и ра­ци­о­наль­ное.

Ма­ка­нин об­ла­мы­ва­ет чи­та­те­лей? Пра­виль­но де­ла­ет.


Кирилл АНКУДИНОВ,
г. МАЙКОП




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования