Литературная Россия
       
Литературная Россия
Еженедельная газета писателей России
Редакция | Архив | Книги | Реклама |  КонкурсыЖить не по лжиКазачьему роду нет переводуЯ был бессмертен в каждом слове  | Наши мероприятияФоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Казачьему роду нет переводу»Фоторепортаж с церемонии награждения конкурса «Честь имею» | Журнал Мир Севера
     RSS  

Новости

17-04-2015
Образовательная шизофрения на литературной основе
В 2014 году привелось познакомиться с тем, как нынче проводится Всероссийская олимпиада по литературе, которой рулит НИЦ Высшая школа экономики..
17-04-2015
Какую память оставил в Костроме о себе бывший губернатор Слюняев–Албин
Здравствуйте, Дмитрий Чёрный! Решил обратиться непосредственно к Вам, поскольку наши материалы в «ЛР» от 14 ноября минувшего года были сведены на одном развороте...
17-04-2015
Юбилей на берегах Невы
60 лет журнал «Нева» омывает берега классического, пушкинского Санкт-Петербурга, доходя по бесчисленным каналам до всех точек на карте страны...

Архив : №10. 12.03.2010

Хочу быть волшебником

Каждый мечтает порой о таком чуде.

О везении. О помощи. О понимании.

О всесильном и любящем друге-покровителе,

который рассеет беду, отведёт несчастье,

с лёгкостью совершит невозможное.

М. Вел­лер

 

Вол­шеб­ст­во вы­ве­т­ри­ва­ет­ся из на­шей жиз­ни стре­ми­тель­но и не­умо­ли­мо. И в этом есть один су­ще­ст­вен­ный не­до­ста­ток: че­ло­век, не ве­ря­щий в чу­де­са, за­пи­ра­ет­ся в сво­ём зем­ном мир­ке, вла­чит уны­лое су­ще­ст­во­ва­ние и окон­ча­тель­но уве­ря­ет­ся, что на боль­шое сил уже не хва­тит. Без ощу­ще­ния чу­да де­ти пе­ре­ста­ют ве­рить в Де­да Мо­ро­за, а взрос­лые – в са­мих се­бя. Со­вре­мен­ный оте­че­ст­вен­ный пи­са­тель Ми­ха­ил Ио­си­фо­вич Вел­лер, стя­жав­ший сла­ву преж­де все­го за свои «бай­ки» и «ле­ген­ды», по­чув­ст­во­вал, на­сколь­ко тя­же­ло жи­вёт­ся со­вре­мен­но­му че­ло­ве­ку без вол­шеб­ст­ва. И ре­шил по­мочь всем со­мне­ва­ю­щим­ся в се­бе и кли­чу­щим о по­мо­щи. Для это­го ему при­шлось со­здать соб­ст­вен­ную ре­аль­ность – со­вре­мен­ный ему Санкт-Пе­тер­бург, на­пол­нен­ный са­мы­ми обыч­ны­ми обы­ва­те­ля­ми, сре­ди ко­то­рых есть и бан­ки­ры, и не­удач­ни­ки, и от­ча­ян­ные юные ро­ман­ти­ки. Так и жи­ли бы они сво­ей се­рой жиз­нью, ес­ли бы не по­яви­лось в этой ре­аль­но­с­ти на­сто­я­щее вол­шеб­ст­во.

Вол­шеб­ст­во это осо­бо­го ро­да. Без вол­шеб­ных па­ло­чек, ска­тер­тей-са­мо­бра­нок и ци­лин­д­ров со спря­тан­ны­ми кро­ли­ка­ми. И зри­те­ли, удив­лён­но гла­зе­ю­щие на это пред­став­ле­ние, не та­кие про­стые, как ка­жет­ся на пер­вый взгляд. Глав­ный маг, фа­кир и вол­шеб­ник ро­ма­на «При­клю­че­ния май­о­ра Звя­ги­на» – обыч­ный со­труд­ник ско­рой по­мо­щи, быв­ший де­сант­ник, а ны­не гла­ва друж­ной пе­тер­бург­ской се­мьи из че­ты­рёх че­ло­век. Боль­шую часть вре­ме­ни Ле­о­нид Бо­ри­со­вич Звя­гин про­во­дит со­от­вет­ст­вен­но лю­бо­му по­ря­доч­но­му се­мь­я­ни­ну: по­зд­но при­хо­дит до­мой с ра­бо­ты, по­мо­га­ет де­тям учить уро­ки, по­чи­ты­ва­ет кни­жеч­ки, ко­то­рые ему под­со­вы­ва­ет же­на-учи­тель­ни­ца, пьёт ле­дя­ное мо­ло­ко или об­ща­ет­ся с сы­ном-сту­ден­том. И всё бы так и тек­ло сво­им че­ре­дом, ес­ли бы не од­но уди­ви­тель­ное ув­ле­че­ние быв­ше­го май­о­ра – по­мо­гать лю­дям, ко­то­рые ут­ра­ти­ли ве­ру в се­бя или пре­да­лись без­гра­нич­но­му уны­нию. Вот тог­да-то и на­чи­на­ет­ся акт вол­шеб­ст­ва!

Сто­ит Звя­ги­ну вый­ти на ули­цу, как судь­ба во­лей-не­во­лей стал­ки­ва­ет его с «не­до­дел­ка­ми», как он сам лю­бит вы­ра­жать­ся: это и не­кра­си­вая де­вуш­ка, гру­бя­щая пас­са­жи­рам в трам­вае, и не­сча­ст­ная же­на хро­ни­че­с­ко­го ал­ко­го­ли­ка, и мо­ло­дой сту­дент Са­ша, боль­ной ра­ком, и сен­ти­мен­таль­ный пар­ниш­ка по име­ни Ла­рик, по­сле раз­ры­ва со сво­ей де­вуш­кой же­ла­ю­щий за­кон­чить жизнь под ко­лё­са­ми по­ез­да. Звя­гин, все­гда не­воз­му­ти­мый и на­сви­с­ты­ва­ю­щий «Ту­рец­кий марш» в слож­ные ми­ну­ты жиз­ни, на­чи­на­ет тво­рить своё вол­шеб­ст­во: он идёт на са­мые ра­ди­каль­ные ме­ры, что­бы вы­та­щить не­сча­ст­ную жерт­ву из той жиз­нен­ной по­лы­ньи, в ко­то­рую она уго­ди­ла. По пра­ву это­го ге­роя мож­но на­звать «де­ми­ур­гом», на­сто­я­щим твор­цом жиз­ни, пусть да­же и не сво­ей: он без­жа­ло­ст­но за­став­ля­ет сво­их «па­ци­ен­тов» от­ка­зы­вать­ся от все­воз­мож­ных сте­рео­ти­пов и ком­плек­сов («Не­кра­си­вая»), смо­т­реть на жизнь сме­ло и без стра­ха («Иг­ра в им­пе­ра­то­ра»), сме­ять­ся над все­ми труд­но­с­тя­ми («Не­удач­ник»), чув­ст­во­вать своё до­сто­ин­ст­во и зна­чи­мость («Лю­бит – не лю­бит»), не бо­ять­ся опас­но­с­ти и но­вых впе­чат­ле­ний, бо­роть­ся да­же со смер­тель­ной бо­лез­нью («Жи­вы бу­дем – не по­мрём»). Лю­бой по­доб­ный акт вол­шеб­ст­ва – на­сто­я­щий, до ме­ло­чей про­ду­ман­ный спек­такль. Звя­гин не про­сто так да­ёт нуж­да­ю­щим­ся день­ги, бо­гат­ст­во и лю­бовь: все его дей­ст­вия на­прав­ле­ны на то, что­бы «па­ци­ент» по­чув­ст­во­вал ис­тин­ную без­гра­нич­ность соб­ст­вен­ных сил. А для это­го его нуж­но толь­ко под­толк­нуть к дей­ст­ви­ям.

Для это­го Звя­гин не жа­ле­ет ни соб­ст­вен­ных вы­ход­ных, ни де­нег, ни сна: он под­ку­па­ет ра­бо­то­да­те­лей, на­ни­ма­ет зна­ко­мых ак­тё­ров и ак­т­рис для ра­зы­г­ры­ва­ния сцен, при по­мо­щи сво­их кол­лег-вра­чей вну­ша­ет па­ци­ен­там са­мые жут­кие стра­хи, что­бы те по­чув­ст­во­ва­ли цен­ность сво­ей, ка­за­лось бы, ник­чём­ной жиз­ни (ал­ко­го­лик в гла­ве «Вы­трез­ви­тель»). «Нет, я не экс­тра­сенс, я мо­гу лишь то, что в че­ло­ве­че­с­ких си­лах. А это – поч­ти всё, а?» – этой сво­ей фра­зой Звя­гин рас­кры­ва­ет всю сущ­ность сво­е­го не­за­мыс­ло­ва­то­го вол­шеб­ст­ва.

Про­бле­ма мно­гих кри­ти­ков, оце­ни­ва­ю­щих ро­ман, за­клю­ча­ет­ся в том, что все они вос­при­ни­ма­ют до­б­ро­де­тель­но­го май­о­ра в пер­вую оче­редь как не­кую ре­аль­но су­ще­ст­ву­ю­щую лич­ность, ко­то­рой в при­ро­де и су­ще­ст­во­вать-то не мо­жет. Дли­тель­ные и слож­ные звя­гин­ские «сце­на­рии» бес­ко­ры­ст­но­го спа­се­ния не­сча­ст­ных жертв? То­же не­воз­мож­но! И, в кон­це-то кон­цов, от­ку­да со­труд­ни­ку «ско­рой» взять день­ги на всю эту «бла­го­тво­ри­тель­ность»? По­доб­ные взгля­ды, как нам ка­жет­ся, по­про­с­ту не­до­пу­с­ти­мы. Вел­лер осо­зна­вал, что на­ри­со­ван­ный им иде­ал, бес­ст­раш­ный рус­ский че­ло­век с не­по­ко­ле­би­мым ду­хом и без­гра­нич­ным эн­ту­зи­аз­мом, не мо­жет су­ще­ст­во­вать в ре­аль­но­с­ти. По­то­му и не сто­ит его за­пи­сы­вать в раз­ряд ре­аль­но су­ще­ст­ву­ю­щих лич­но­с­тей.

Звя­гин – это имен­но тот вол­шеб­ник, ко­то­рый при­хо­дит к каж­до­му от­дель­но­му чи­та­те­лю на­еди­не и за­став­ля­ет за­ду­мать­ся над те­че­ни­ем соб­ст­вен­ной жиз­ни. По­то­му в каж­дой «жерт­ве» ком­плек­сов и сте­рео­ти­пов ча­с­то уз­на­ёшь соб­ст­вен­ную лич­ность, ино­гда да­же с от­вра­ще­ни­ем хва­та­ясь за мысль, что сам, быть мо­жет, не­да­ле­ко ушёл от ге­ро­ев про­из­ве­де­ния. Не­сча­ст­ная лю­бовь, страх пе­ред бу­ду­щим, не­ре­ши­тель­ность и от­ча­я­ние – а раз­ве все эти бе­ды не ка­са­ют­ся нас са­мих в этой жиз­ни? Раз­ве все­гда нам до­ста­ёт уве­рен­но­с­ти в се­бе, вы­держ­ки и стой­ко­с­ти? Да и чем мы, в сущ­но­с­ти, луч­ше этих са­мых звя­гин­ских па­ци­ен­тов? Каж­дый из них пер­со­ни­фи­ци­ру­ет ка­кой-то оп­ре­де­лён­ный че­ло­ве­че­с­кий страх или от­ри­ца­тель­ную чер­ту. Да, изо­б­ра­же­ны они за­ча­с­тую до­ста­точ­но блёк­ло и кро­ме сво­их унич­то­жи­тель­ных по­ро­ков не мо­гут по­хва­с­тать­ся ни­чем. Ла­рик из «Лю­бит – не лю­бит», на­при­мер, до­воль­но силь­но на­по­ми­на­ет то­го же Са­шу Ив­чен­ко из «Жи­вы бу­дем – не по­мрём», есть в нём да­же ка­кие-то чер­ты «про­шлых» ге­ро­ев – на­при­мер, не­ре­ши­тель­ность на гра­ни Фи­мы Бляй­ши­ца из «Ле­генд Нев­ско­го про­спек­та». Звя­гин, как ни кру­ти, цен­т­раль­ная фи­гу­ра, на три го­ло­вы сто­я­щая вы­ше всей тол­пы оби­та­те­лей Пе­тер­бур­га. Пси­хо­ло­гиз­ма и ди­на­мич­но­го раз­ви­тия ха­рак­те­ра глав­но­го ге­роя здесь ни на грош: не­воз­му­ти­мый май­ор так и ос­та­ёт­ся не­воз­му­ти­мым и бла­го­род­ным до са­мо­го по­след­не­го мо­мен­та (за­вер­ша­ю­щая гла­ва «Лю­бит – не лю­бит», за­ме­тим, вы­пол­не­на с ис­тин­ным вел­ле­ров­ским ма­с­тер­ст­вом ла­ко­нич­но­го рас­ска­за и за­став­ля­ет вспом­нить луч­шие мо­мен­ты из сбор­ни­ков «Раз­би­ва­тель сер­дец» и «О люб­ви»). Но, как нам ка­жет­ся, ав­тор и не ду­мал де­лать став­ку на раз­ви­тие цен­т­раль­но­го об­ра­за и пси­хо­ло­гич­ность изо­б­ра­жа­е­мых кон­флик­тов. «При­клю­че­ния май­о­ра Звя­ги­на», по су­ти, есть всё тот же сбор­ник «слу­ча­ев» и «ба­ек», объ­е­ди­нён­ных од­ним ге­ро­ем и, в от­ли­чие от «Ле­генд Нев­ско­го про­спек­та» и «Ле­генд Ар­ба­та», пред­наз­на­чен­ных не всем чи­та­те­лям, а каж­до­му в от­дель­но­с­ти. От­сю­да, быть мо­жет, бе­рёт­ся не­ко­то­рый ди­дак­тизм звя­гин­ско­го уче­ния. Впро­чем, со­вер­шен­но оп­рав­дан­ный.

За­кры­вая ро­ман, от­че­го-то бе­зум­но хо­чет­ся со­вер­шить ка­кой-ни­будь, пусть да­же и ма­лень­кий, но всё-та­ки зна­чи­мый, лич­ный по­двиг. Пой­ти и прыг­нуть с па­ра­шю­том, на­при­мер. Пе­ре­бо­роть свои стра­хи и пой­ти ус­т­ро­ить­ся на ра­бо­ту в жур­нал, ку­да рань­ше и но­гой бо­ял­ся сту­пить. Или сде­лать, на­ко­нец, лю­бой дру­гой по­сту­пок, мыс­ли о не­воз­мож­но­с­ти ко­то­ро­го ино­гда не да­ва­ли спать по но­чам. Са­мо­вну­ше­ние, ска­же­те вы? Во­все нет. Все­го лишь на­хлы­нув­шая уве­рен­ность в соб­ст­вен­ных си­лах, же­ла­ние уви­деть жизнь во всём её раз­но­об­ра­зии. А раз­ве мо­жет на­сто­я­щий вол­шеб­ник по­да­рить что-ли­бо бо­лее цен­ное?


Юрий ЗАХАРОВ




Поделитесь статьёй с друзьями:
Кузнецов Юрий Поликарпович. С ВОЙНЫ НАЧИНАЮСЬ… (Ко Дню Победы): стихотворения и поэмы Бубенин Виталий Дмитриевич. КРОВАВЫЙ СНЕГ ДАМАНСКОГО. События 1967–1969 гг. Игумнов Александр Петрович. ИМЯ ТВОЁ – СОЛДАТ: Рассказы Кузнецов Юрий Поликарпович. Тропы вечных тем: проза поэта Поколение Егора. Гражданская оборона, Постдайджест Live.txt Вячеслав Огрызко. Страна некомпетентных чинуш: Статьи и заметки последних лет. Михаил Андреев. Префект. Охота: Стихи. Проза. Критика. Я был бессмертен в каждом слове…: Поэзия. Публицистика. Критика. Составитель Роман Сенчин. Краснов Владислав Георгиевич.
«Новая Россия: от коммунизма к национальному
возрождению» Вячеслав Огрызко. Юрий Кузнецов – поэт концепций и образов: Биобиблиографический указатель Вячеслав Огрызко. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Казачьему роду нет переводу: Проза. Публицистика. Стихи. Кузнецов Юрий Поликарпович. Стихотворения и поэмы. Том 5. ВСЁ О СЕНЧИНЕ. В лабиринте критики. Селькупская литература. Звать меня Кузнецов. Я один: Воспоминания. Статьи о творчестве. Оценки современников Вячеслав Огрызко. БЕССТЫЖАЯ ВЛАСТЬ, или Бунт против лизоблюдства: Статьи и заметки последних лет. Сергей Минин. Бильярды и гробы: сборник рассказов. Сергей Минин. Симулянты Дмитрий Чёрный. ХАО СТИ Лица и лики, том 1 Лица и лики, том 2 Цветы во льдах Честь имею: Сборник Иван Гобзев. Зона правды.Роман Иван Гобзев. Те, кого любят боги умирают молодыми.Повесть, рассказы Роман Сенчин. Тёплый год ледникового периода Вячеслав Огрызко. Дерзать или лизать Дитя хрущёвской оттепели. Предтеча «Литературной России»: документы, письма, воспоминания, оценки историков / Составитель Вячеслав Огрызко Ительменская литература Ульчская литература
Редакция | Архив | Книги | Реклама | Конкурсы



Яндекс цитирования